Развитие религиозного туризма


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления и технологий в АПК

Кафедра муниципального управления и социальных технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА

Развитие религиозного туризма.

Выполнила Бобокулов Шерали Шавкатович

Научный руководитель к. ф.н.,доцент

Санкт-Петербург — Пушкин, 2012 год.

Содержание

Введение

Глава I. Понятие религиозного туризма

1. Виды и формы религиозного туризма

2. Центры религиозного паломничество

Глава II. Россия — как центр религиозного паломничества

3. Паломничества в России

4. Популяризация религиозного туризма на примере Санкт-Петербурга

5. Концепция развития религиозного туризма в РФ

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность данной темы. Само понятие паломнического туризма — поездок верующих к религиозным святыням — отрицается очень многими из тех, кто занимается его организацией: для них «паломничество» и «туризм» понятия различные, иногда даже взаимоисключающие. Из этих соображений используется термин религиозный туризм аналогичного содержания.

Существенное влияние на туристские потоки оказывает религиозная мотивация. История религиозного туризма уходит корнями в века. Ранние, надежно засвидетельствованные сведения о путешествиях с культовыми целями относятся к периоду Античности. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. Самый известный культовый центр Эллады находился в Дельфах. Он имел общегреческое значение благодаря своему оракулу. Многочисленные странники приходили сюда, чтобы узнать предсказания жрицы-прорицательницы Пифии.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры — это туристические объекты, которые пользуются все возрастающим спросом.

Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 млн. человек в мире совершают паломничество. Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрести душевное спокойствие, избавиться от тяжких недуг, ощутить единение с духовно близкими людьми. Они отправляются в путь, воздать хвалу высшим силам за обретенную благодать или просто выразить благодарность вере, наполняющей их жизнь смыслом.

Все больший удельный вес стали занимать религиозные поездки, но сам процесс перемещения и проживания туристов «диким» образом не выводит этот вид туризма на должный уровень. Тема религиозного туризма рассматривается во многих популярных журналах по туризму, таких как «Вояж», «Туризм и отдых», «Иностранец» и т. д., а с научной точки зрения эта тема мало кем была рассмотрена. На мой взгляд, она должна вызвать интерес и практическое применение у туристических фирм.

Данная работа состоит из: введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, и приложений.

Цель курсовой работы — раскрыть стратегию формирования религиозного туризма в Санкт-Петербурге.

Задачи курсовой работы:

— дать определение понятия религиозным видам и формам религиозного туризма.

— Изучить вопрос популяризации религиозного туризма на примере Санкт-Петербурга.

— Ознакомиться с деятельностью туристических фирм по организации религиозных туров.

— Изучить концепции развития религиозного туризма в РФ.

В работе рассматриваются виды и формы религиозного туризма, его место и практическое использование в России, а также рассматривается специфика организации религиозных туров российскими туристическими фирмами.

Глава I. Понятие религиозного туризма

1. Виды и формы религиозного туризма

Паломничество — путешествие к известным культовым местам с целью поклонения и участия в религиозных церемониях. Паломничество — древнейший вид культовых действий. Как правило, паломничество нацелено на участие в религиозных обрядах, совершаемых в наиболее известных культовых святынях (храмах).

В процессе паломничества совершается поклонение местам, связанным с жизнью крупнейших религиозных деятелей.

Паломничество распространено практически среди последователей, всех известных и современных религий. Организацией паломничества заняты религиозные организации и туристические фирмы, среди которых есть такие, которые специально занимаются именно паломническим туризмом.

Целью паломничества является выполнение религиозного долга верующим, получение особой благодати за предоставление тех трудностей, которые препятствуют паломничеству, а также участие в культовых действиях, имеющих наиболее благодатный, освященный характер.

Смысл паломничества определяется характером религиозного сознания. Верующий рассматривает Бога в качестве некоторого потустороннего начала, находящегося в совершенно другой реальности, чем верующий. Но объектом поклонения он может быть только в том случае, если дан верующему, в привычных ему условиях жизни. Это соединение потусторонности и посюсторонности и предстает как освященное место, место, наделенное благодатью, место наибольшего пребывания божества. Оно и становится объектом поклонения верующих.

Паломник хочет прикоснуться к тем местам, которые как бы освящены основателем его религии и его ближайшими последователями для того, чтобы исполниться благодати и приобщиться к святости. Он участвует в религиозных обрядах и церемониях, получает наставление от священников и монахов, которые находятся в этом святом месте. Иногда паломничество совершается с целью получить уверенность в правильности принятого важного решения, с целью получения исцеления (телесного и душевного), с целью преодолеть духовный кризис или отблагодарить божество за произошедшее выздоровление. Паломничество может иметь и политические цели, если, совершая его, политический деятель приобретает больший политический вес. Так, Николай Второй совершил в начале XX века поездку в Саров Нижегородской губернии, где находится обитель одного из наиболее почитаемых русских святых Серафима Саровского. В июле 1903 года в торжествах прославления преподобного Серафима Саровского участвовали до 500 тысяч паломников. И участие в этом торжестве российского императора укрепляло веру людей в близость самодержца к народу и возвышало его авторитет.

Непосредственным побудительным мотивом паломничества может явиться личное убеждение в необходимости приобщения к благодати и святости, пример единоверцев, религиозная норма или же совет духовного лица.

Паломничество соприкасается с познавательным туризмом, но не совпадает с ним. Здесь знакомство с новой страной или городом строго целенаправленно и необходимо для выполнения религиозного долга верующего. Нередко паломник стремится получить новые сведения о стране или культовых объектах только с целью расширения своих религиозных представлений. Однако современное паломничество имеет и существенный познавательный аспект. Организацией различных видов паломничеств заняты туристические фирмы. Паломники в той или иной степени знакомятся с культовыми памятниками страны или города, а также одновременно с культурой и достопримечательностями страны в целом. Кроме того, нередко современный паломник — человек, совершающий путешествие, чтобы только прикоснуться к религиозным святыням, увидеть места, связанные с историей крупнейших религий, но не принимать участие в культовых действиях. Здесь познавательные цели вытесняют собственно религиозные.

Как уже отмечалось, паломничество известно практически всем современным религиям. Его история уходит в глубокую древность. Выдающиеся храмы, священные природные ландшафты (горы, рощи) Дальнего Востока, Центральной Азии, Ближнего Востока, Древней Греции привлекали к себе десятки тысяч людей. Греческие историки Геродот и Павсаний, литератор Лукиан оставили нам описания крупнейших культовых центров древности. Оракул в греческих Дельфах привлекал внимание известных людей древности, которые хотели получить пророчество в отношении своей судьбы.

В настоящее время паломничество выступает в качестве важнейшего культового действия в буддизме, индуизме, сикхизме, исламе и христианстве.

Паломничество издревле поощрялось в буддизме, культура которого распространено на восток, север и юг во многом благодаря монахам-миссионерам. Северный буддизм сохраняет традиции паломничества до настоящих дней. Притягательными целями для буддистов Махаяны являются места пребывания основателя буддизма Будды, отмеченные ступами, куполообразными строениями без внутренних помещений. Кроме того, буддисты стремятся побывать в известных монастырях. Рецензию Далай-ламы в Индии также посещают десятки тысяч людей. В России центром паломничества буддистов является Иволгинский дацан под Улан-Удэ.

Миллионы людей совершают паломнические поездки в современной Индии. Среди центров паломничества следует отметить город Варанаси, крупнейший религиозный центр, город сотни храмов. По преданию, именно около этого города Будда произнес свою первую проповедь. Свои святые места есть у шивиатов и внушитов, представляющих два основных направления индуизма. Священным действием для каждого индуса является омовение в водах реки Ганг.

Следует отметить, что одна мировая религия — ислам — рассматривает паломничество в качестве обязательного требования для каждого мусульманина. Правда, с тех пор, как мусульмане расселились по всему свету, это требование не является безусловно необходимым. Все же паломничество в Мекку остается весьма желательным и очень почетным предприятием. Вторым по значимости местом паломничества служит Медина, город пророка, где находится его могила. Священным городом для каждого мусульманина является Иерусалим. Отсюда, со Святой скалы на горе Мориа, по легенде, пророк Муохаммад поднялся к аллаху и лицезрел его (по-арабски мирадж — вознесение пророка). Исторические мусульманские мечети созданы на месте нахождения Иерусалимского храма — на Храмовой горе. Это Куббат ас-Сахра (купол на Скале, мечеть Омара, VII век) и Аль-Акса. Мечеть Аль-Акса расположена на южной стороне храмовой площади и считается третьей по значимости (после святынь Мекки и Медины) святыней мусульманского мира. Это исторически первая мечеть Иерусалима, которая неоднократно перестраивалась.

Кроме святых мест в Саудовской Аравии (могила прока в Медине и Кааба в Мекке), являющихся святынями мусульман всего мира, существуют места поклонения мусульман отдельных течений. Так, мусульмане-шииты поклоняются внуку пророка, имаму Хусейну, могила которого находятся в иракском городе Кербеле. Свои места поклонения, связанные с деятельностью известных деятелей ислама на Кавказе, есть и у многих народов Северного Кавказа.

Сильны традиции паломничества и среди последователей иудаизма. Согласно вероучению иудаизма, существует только один культовый центр, в котором может совершаться богослужение — Иерусалимский храм. Он является объектом паломничества всех евреев древнего мира. После его разрушения римскими войсками в 70-м году местом паломничества стала Стена Плача, предположительно созданная из каменных блоков древнего храма. В течение почти двух тысячелетий эта Стена является местом оплакивания евреями былого величия Израиля, Иерусалима и его храма. Стена по сей день остается для евреев самым подлинным и весовым символом их единства и связи с исторической родиной.

Кроме священного города Иерусалима верующих евреев привлекают и другие города мира, связанные с известными религиозными деятелями. Так, последователи одного из течений иудаизма — хасидизма — поклоняются обожествляемым лидерам своего движения — ребе. В начале 20-х годов пятый ребе проживал в Ростове-на-Дону и похоронен на еврейском кладбище города. В настоящее время дом ребе (в пер. Братском) и его место захоронения стали местом паломничества хасидов со всего мира, прежде всего из Израиля.

Сильны традиции паломничества в христианстве — католицизме и православии.

Экскурсионные и паломнические поездки занимают у христиан значительное место в потоке религиозного туризма. Это обусловлено тем, что в христианстве существует многовековая традиция паломничества, популярны посещения религиозных объектов экскурсантами. Но эти традиции существуют и в других религиях. Дело также в том, что христианство — самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая почти 2 млрд. человек (почти каждый третий житель Земли является христианином).

Христианство включает в себя пять основных направлений: православие, католицизм, протестантизм. Представители христианских направлений и течений также имеют свои собственные святые места. В них совершают религиозные паломничества адепты соответствующей церкви или организации. Туристы, путешествующие с экскурсионными целями, могут принадлежать к какому-нибудь одному течению, а могут посетить религиозные объекты другого течения.

Специфику христианских паломничеств во многом определяют особенности религиозного сознания верующих, которые, в свою очередь, тесно связаны с характером вероучения и культовой практикой христианства. Мотивами паломничества, могут быть желание помолиться чудотворной иконе, находящейся в определенном храме (монастыре), исповедоваться в месте, сильном в духовном плане и (или) у известного религиозного деятеля (священника, монаха, старца), выполнить богоугодные работы по строительству, уборке и т. д. храма или монастыря, сделать пожертвования, приобщиться к благодати и т. д. Это также желание излечиться от болезни, выполнить данное ранее обещание совершить паломничество в случае успеха в каком-нибудь деле, выздоровления родных и самого себя и т. д. Верующие Русской православной церкви (РПЦ) во время паломничества по монастырям по зову своего сердца совершают духовные послушания. Настоятель благословляет послушание, и человеку даются определенный вид работ и их сроки.

Особенности паломничества, да и экскурсионных поездок могут различаться в разных направлениях христианства, в разных течениях, церквах одного и того же направления (например, в Русской и Греческой православной церквах), в разных частях территорий проживания верующих. На характер этих поездок, их интенсивность влияют также особенности экономического и политического положения в той или иной стране (странах — в случае международного туризма), уровень материального благосостояния граждан, их социальное и профессиональное положение (возможно, их принадлежность к религиозным меньшинствам). Прямо или косвенно на особенности поездок религиозных туристов влияет история стран и народов, то, как складывались отношения между религиозными организациями (церквами) и государствами, между представителями различных религий. Также важную роль играют географическое положение, характер погоды в местах поездок.

В христианстве паломничество утверждается как особый вид культового поведения с IV в. Этому способствовало появление монашества и культа святых. Наиболее притягательной целью паломничества оставались Палестина, Иерусалим, где находится храм Гроба Господня (первая половина IV в). Храм Гроба Господня располагается на горе легендарного распятия Иисуса Христа в месте предполагаемого нахождения его гроба. В храме находится ряд часовен, связанных с эпизодами мучений и кончины Иисуса Христа и принадлежащих различным христианским церквям. Самые волнующие и торжественные для верующих службы здесь совершаются в канун Пасхи, праздника воскресения Христа.

Кроме Иерусалима, интерес вызывают места рождения и деятельности Иисуса Христа — Вифлеем и Назарет. Массовым паломничество стало в эпоху средних веков. Сотни тысяч людей отправлялись на Ближний Восток, чтобы прикоснуться к христианским святыням. По сути дела крестовые походы были направлены на освобождение христианских святынь от мусульман, для того, чтобы сделать их более доступными паломникам. Поездки паломников совершались из портов Франции и Италии и были достаточно хорошо организованы. С развитием процесса секуляризации (потерей влияния церкви на общество) интенсивность паломничества стала падать, и к началу XX столетия массовое паломничество прекратилось.

В настоящее время большое значение как центры паломничества католиков имеют культовые места в Западной Европе. Величайшее место притяжения католиков — Ватикан. Это не только культовый и административный центр мирового католицизма, но и художественный ансамбль мирового значения. Собор святого Петра и ватиканские музеи являются выдающимися памятниками искусства Возрождения. Собор св. Петра строился около ста лет и был завершен в начале XVII столетия. Он может вмещать до 10 тыс. человек. Здесь находится могила св. Петра, а также многие памятники религиозного искусства работ выдающихся художников. Рядом с собором находится Ватиканский дворец, местопребывание римских пап.

Притягательны для католиков и национальные культовые памятники в Италии, Испании, Франции. Среди них следует отметить не только действующие католические соборы, но и аббатства, монастырские комплексы. Всемирную известность приобрел французский город Лурд, который привлекает тысячи людей, надеющихся получить выздоровление от тяжких недугов.

В католицизме сохранился такой своеобразный вид паломничества, как перевоз группой верующих изваяния Девы Марии из одного прихода в другой для поклонения. Такого рода паломничество организовывалось и немногочисленными католическими общинами Ростовской области в последние годы. Следует отметить, что в области находится древнейший на юге России костел, являющийся сейчас памятником истории и искусства.

Паломничество — излюбленная форма культового служения в православии. После принятия христианства в X в. русские люди по примеру христиан Запада и Востока стали совершать посещение святынь Константинополя и Палестины. Кроме того, на Руси издревле не только крестьяне, но и представители других сословий совершали посещение самых известных национальных православных святынь — храмов, лавр, монастырей.

Паломничество в Палестину вначале осуществлялось духовными лицами, а также представителями правящего сословия. В основном оно совершалось пешком. Это были настоящие хождения, полные опасности. После захвата турками Константинополя в 1453 г. традиции хождений в Палестину практически прервались. Они возродились только в XIX столетии. Для помощи паломникам в Иерусалиме создается русская духовная миссия. В 1882 г. организуется Палестинское общество, которое специально занималось отправкой русских паломников на Святую землю. Путешествие совершалось, как правило, морским путем. Хотя в конце позапрошлого века русские крестьяне ходили в Иерусалим и пешком.

Наряду с посещением Палестины и Афона приобретали значение местные национальные святыни. Хождение по монастырям становится настоящей национальной традицией. Жесткая система экономической зависимости, централизм и бюрократия политической и общественной жизни становились причиной поисков людьми неформальных душевных отношений, правды жизни, утешения, которые искали у монахов и отшельников. Русские люди, искали в ходе паломничества избавления от серьезных недугов, освобождения от тяжкого сознания своих ошибочных поступков, стремились принести телесное и душевное облегчения своим близким.

Важнейшими местами паломничества на протяжении столетий оставались Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавры.

В настоящее время все больше паломников посещают города Саров и Козельск. Первый город известен обителью Серафима Саровского, наиболее известного русского святого первой половины XIX столетия. Посещение богослужения в монастыре в церкви во имя преподобного Серафима Саровского, купание в источнике являются наиболее важными делами, совершаемыми паломниками.

Свои места паломничества существуют и в Ростовской области. Два года назад канонизирован первый местно чтимый святой — Павел Таганрогский. Поездки к его мощам собирают многих верующих. Как объект посещения привлекателен и Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. После постройки дороги в Старочеркасск его регулярно посещают паломники из Ростовской области и соседних епархий.

Организация коллективного паломничества является трудоемкой деятельностью, в чем нетрудно убедиться на примере паломничества в Мекку. Уже в эпоху средних веков создавались братства и ордена, помогающие паломникам достигать привлекающие их святые места. В настоящее время организаторами паломничества, как правило, выступают религиозные организации, которые налаживают сотрудничество с туристическими фирмами.

Паломничество распространено практически среди последователей всех известных и современных религий. Организацией паломничества заняты религиозные организации и туристические фирмы, среди которых есть и такие, которые специально занимаются именно паломническим туризмом. Целью паломничества является выполнение религиозного долга.

Путешествие с религиозными целями — древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов, несомненно, были средневековые паломники. В силу религиозных убеждений или любопытства относительно своей или чужой веры, люди во всем мире путешествуют, чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места. Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников. Паломничества совершались и совершаются, чтобы избавиться от болезни, избежать несчастья, замолить грех. Духовники нередко налагали епитимью, требуя совершить паломничество, и иногда приказывали пройти путь босиком или в одной рубашке. Марко Поло (тринадцатый век) упоминает о пилигримах, встреченных им на территории нынешней Шри-Ланки. Паломники из Англии в XIV-XV веках совершали свои путешествия в основном в Рим, Иерусалим. Зачастую их путешествия были сопряжены с серьезными трудностями. Начиная с 1388 года, английские пилигримы, по приказу короля Ричарда II, обязаны были получить и иметь при себе специальные разрешения, прообраз сегодняшнего паспорта. Одиннадцатью годами позднее Ричард ограничил количество портов, откуда английским паломникам позволено было отправляться в дальние страны, всего двумя — Дувром и Плимутом. Для отплытия из другого порта требовалось специальное разрешение самого короля.

Туризм есть совокупность отношений и явлений людей, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы (Александрова, 2001).

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды, на срок не более года для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Религиозный туризм — это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионной направленности

Довольно обширный массив религиозного туризма должен быть подразделен прежде всего в соответствии с четырьмя наиболее распространенными в сегодняшней России концессиями: христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом.

Как уже отмечалось ранее, религиозный туризм имеет три формы:

· паломничество;

· экскурсионные туры по религиозной тематике;

· специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты.

Паломничество для христиан — посещение религиозных святынь с целью молитвенного обещания, труда и сбора пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Слово «паломничество» происходит ль слово «пальма» — паломники — христиане, совершавшие поездки на Святую землю в средние века, привозили оттуда пальмовую ветвь. На Руси это называлось богомольем, а паломничеством считали поездки на Святую Землю для поклонения Гробу Господню, которое организовывало Российско-Палестинское общество. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходится на религиозные праздники.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать временным и переходящим материальным во имя вечного духовного. В индуизме, православии и католицизме, других конфессиях получили развитие пешие паломничества, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них.

Одни паломники путешествовали по соображениям веры, многие другие отправлялись в путь, просто из любви к путешествиям или движимые мирскими побуждениями, ожидая найти общение с веселыми спутниками, развлечения в придорожных харчевнях и другие удовольствия. Паломничество имеет место и сейчас. Многие верующие едут в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Приверженцы ислама едут в хадж (hajj) в Мекку. В России православные стремятся посетить Валаам, монастырь на острове Коненец. Многие епархиальные управления ввели в структуру внешнеэкономические отделы, которые регулируют вопросы паломничества.

В современной России произошло возрождение интереса к религиям и церкви. В советское время религия не оказывала большого влияния на туризм. Религиозные святыни рассматривались лишь как интересные в историческом отношении и привлекательные с эстетической точки зрения объекты.

Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие.

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты — горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местно чтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь папы римского.

Экскурсионные туры по религиозной тематике проходят, как правило, за один день и представляют интерес не только для взрослых туристов, но и для детей.

В рамках религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках.

В экскурсионно-познавательных турах туристы используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры — селятся в гостиницах и т. д. Экскурсионно-познавательные туры, в отличие от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных туров в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее, в некоторых турах могут участвовать как паломники, так и экскурсанты.

Экскурсионным группам необходим опытный, хорошо знающий тему экскурсовод, а по прибытии на место их должен сопровождать и представитель религиозной организации.

С точки зрения туристских центров религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие — рукописи, различные культовые предметы, найденные, в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое.

Участие в религиозных церемониях в качестве зрителей также привлекает туристов. Атеистически настроенное население России с любопытством и интересом участвует в религиозных праздниках. На туристском рынке предлагается множество туров на Рождество и красочные праздники рождественской недели в Финляндии, в других скандинавских странах и странах Западной Европы, где рождественские праздники всегда красочны и представительны. Так, популярными у туристов многих стран становятся туры в финское местечко Рованиеми на Полярном круге в гости к легендарному Санта Клаусу. Шоу для детей и взрослых с Санта Клаусом весьма поучительно. В этой, когда-то глухой, деревушке в далекой Лапландии оборудован суперсовременный аэродром, и высокопоставленные гости прибывают даже на сверхзвуковом самолете «Конкорд», Для гостей организовано красочное представление с Санта Клаусом и мифическими гномами, построена деревня Санта Клауса — заполярный супермаркет, пещера с детскими аттракционами. Город Санта Клауса принимает ежегодно до 300 тыс. туристов со всех концов света. Протяженность Полярного круга по территории России превышает 10 тыс. км, и на всем этом пространстве не нашлось ни одного жилища Деда Мороза, надо ехать в гости к финскому Санта Клаусу, поскольку свой не образовался.

Религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами. По особенностям организации поездок религиозный туризм может быть организованным или неорганизованным. Одни туристы предпочитают организованные поездки. Они строго регламентированы и обычно осуществляются на условиях предварительной оплаты. Продавец и клиент заранее обсуждают маршрут поездки, сроки пребывания, набор предоставляемых услуг (полный пакет или лишь ряд услуг).

В зависимости от числа участников путешествия выделяют туры индивидуальные и групповые. Число участников индивидуального тура 1-5 человек, группового — от 6 и более. Некоторые туристские фирмы считают групповым путешествие, в которое отправляются 2 человека и более. Частным случаем индивидуального тура может быть поездка одного человека. Часто это можно наблюдать в паломнических поездках, которые в отличие от экскурсионных могут длиться по нескольку месяцев. Человек имеет огромное желание уединиться для молитвенного общения, размышлений о своих внутренних проблемах, сложных жизненных ситуациях. И он отправляется один в паломническую поездку в монастырь или другое место.

В зависимости от продолжительности поездки можно выделить поездки однодневные, длящиеся несколько дней и многодневные. Однодневные поездки можно подразделить на длящиеся: менее 3 часов, 3-5 часов, 6-8 часов, 9-11 часов, более 12 часов (однодневные). Путешествия с ночевкой бывают продолжительностью 1-3, 4-7, 8-28, 29-91, 92-365 ночей.

Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

При Московской Патриархии организована паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю.

Для католиков Святая Земля — Израиль, католические святыни расположены так же в Италии, Ватикане, Франции, Португалии и других странах Западной Европы. Святые места для посещений иудаизма сосредоточены в Израиле, Румынии, Чехии, Германии, Испании и на Украине. Для последователей ислама — суннитов священными городами являются Мекка и Медина в Саудовской Аравии. Местом паломничества шиитов являются в первую очередь города Эн-Наджарф и Кербела в Ираке.

Основные святыни буддистов расположены в Индии, Китае и на Тибете. Российский регион буддизма определяется дацаном, расположенным около Улан — Удэ (Бурятия).

Среди всего выше сказанного можно отметить что существует следующая разница межу религиозным туризмом и паломничеством. Главным различием здесь выступает цель поездки, а из этого следуют различия по объектам посещения, датам к которым приурочены поездки, возрастной и социальной категории клиентов.

Паломничество — поездка глубоко верующих людей к святыням своего культа. Целью паломничества является поклонение святым местам, молитва, покаяние, реже — исполнение обета, данного во время тяжкой болезни или смертельной опасности, и благодарение Господа за избавление от них. Довольно часто целью паломничества бывает исцеление от тяжких недугов, получаемое от чудотворных икон, святых мощей, источников.

Религиозный туризм — поездка с культурно-познавательными целями. Данный вид туризма собирает любознательных людей, не чуждых вере, желающих непраздно провести свободное время. Оплатив тур, туристы хотят получить эстетические впечатления и расширить свой кругозор историческими сведениями об объектах показа. Им интересны также искусствоведческие данные о памятнике архитектуры (монастыре, храме) — время его создания, автор, стиль. Таким образом, по изначальной цели экскурсия туристов по храму значительно отличается от паломничества богомольцев к чудотворной иконе того же храма

Что касается объектов, то здесь надо отметить следующий момент, паломничество и религиозный туризм, как правило, имеют одни и те же маршруты, места посещения и объекты показа.

Если в объектах посещения существенных различий не выделялось, то вот в сервисе предоставляемых услуг они имеют место быть. Паломники заранее согласны терпеть в поездке неудобства, непривычные для них дома. Такова традиция паломничества. Прибыв в место посещения, они большую часть времени молятся, потому что они за этим и ехали. Для туристов уровень комфорта в поездке должен быть никак не ниже, и даже выше, привычного для них дома.

В экскурсионном обслуживании тоже есть существенные отличия — объекты показа паломники осматривают недолго, при этом их не столько интересуют исторические и искусствоведческие справки об объекте, сколько, как можно более подробные сведения из житий святых, детали библейских событий и местонахождение чудотворных икон. Туристам же во время экскурсии не требуется всестороннее освещение каждого объекта без преобладания культовой информации. Излишние подробности по этой теме им неинтересны.

Так же различен состав групп в паломничестве и религиозном туризме. К паломничеству чаще склоняются богомольцы более зрелого и преклонного возраста, ищущие покаяния и исцеления. Религиозный туризм рассчитан и на детей, и на взрослых.

В некоторых турах могут одновременно участвовать как паломники, так и туристы. По маршруту они посещают святыне и архитектурные памятники прошлого, что позволяет светским людям приобщиться к церковным традициям. Проведение подобных туров требует скрупулезной подготовки. Правильное понимание целей тура позволяет формировать однородные группы. Группа подбирается особенно тщательно, чтобы в нее не попали люди, которым абсолютно чужда вера и уважение к церкви.

В целом можно выделить следующие отличия между паломничеством и религиозным туризмом.

Главное различие это — цель поездки, из этого следуют различия по:

— объектам посещения;

— требованиям к уровню сервиса;

— экскурсионного обслуживания;

— датам к которым приурочены поездки;

— возрастной и социальной категории клиентов.

Целью паломничества является поклонение святым местам, молитва, покаяние, реже — исполнение обета, данного во время тяжкой болезни или смертельной опасности, и благодарение Господа за избавление от них. Довольно часто целью паломничества бывает исцеление от тяжких недугов, получаемое от чудотворных икон, святых мощей, источников.

Религиозное мировосприятие добавляет иную грань в картину мира и устанавливает другие причинно-следственные связи.

Паломничество направляется верой в то, что молитва более действенна в святых местах. Стремясь туда, паломники полагают, что дух нетленен, и что они получат от мощей святых праведников такую же благодать, как получили бы от живых праведников. Мощи святых нетленны после смерти, к ним прикладываются (целуют) и получают исцеление от болезней и избавление от бед. Паломники со смирением принимают лишения и тяготы пути, желая тем достойно послужить Богу. На совершение паломничества они должны получить благословение духовника и не могут ехать только по своей воле. Богомольцы предпочитают поездки, организуемые монастырями и церковными приходами с участием священнослужителя.

Туризм религиозной тематики — поездка с культурно-познавательной целью.

Религиозный туризм собирает любознательных людей, не чуждых вере, желающих непраздно провести свободное время. Оплатив тур, они хотят получить эстетические впечатления и расширить свой кругозор историческими сведениями об объектах показа. Им интересны также искусствоведческие данные о памятнике архитектуры (монастыре, храме) — время его создания, автор, стиль. Таким образом, по изначальной цели экскурсия туристов по храму значительно отличается от паломничества богомольцев к чудотворной иконе того же храма.

Паломничество и религиозный туризм, как правило, имеют одни и те же маршруты, места посещения и объекты показа.

Паломники заранее согласны терпеть в поездке неудобства, непривычные для них дома. Такова традиция паломничества. Прибыв в место посещения, они большую часть времени молятся, потому что они за этим и ехали.

Для туристов ожидаемый уровень комфорта в поездке должен быть никак не ниже, и даже выше, привычного для них дома.

Объекты показа паломники осматривают недолго, при этом их не столько интересуют исторические и искусствоведческие справки об объекте, сколько, как можно более подробные сведения из житий святых, детали библейских событий и местонахождение чудотворных икон.

Туристам во время экскурсии им требуется всестороннее освещение каждого объекта без преобладания культовой информации. Излишние подробности по этой теме им неинтересны.

Также различен состав групп в паломничестве и религиозном туризме. К паломничеству чаще склоняются богомольцы более зрелого и преклонного возраста, ищущие покаяния и исцеления. Религиозный туризм рассчитан и на детей, и на взрослых.

В некоторых турах могут одновременно участвовать как паломники, так и туристы. По маршруту они посещают святыни и архитектурные памятники прошлого, что позволяет светским людям приобщиться к церковным традициям. Проведение подобных туров требует скрупулезной подготовки. Правильное понимание целей тура позволяет формировать однородные группы. Группа подбирается особенно тщательно, чтобы в нее не попали люди, которым абсолютно чужда вера и уважение к церкви.

Таким образом, паломничество является неотъемлемым фактом в жизни верующего человека, причем любой конфессии.

2. Центры религиозного паломничества

Результаты статистических исследований показывают, что в действительности религиозную поездку один раз в год совершает лишь около 1% от общего количества верующих, проживающих в Москве. На рынке паломнического туризма России (по материалам ежегодника «Религии мира» за 1992-1996гг.) страны, традиционно считающиеся центрами паломничества, располагаются в следующем порядке: Россия (35%), Израиль (30%), Греция (12%), Италия (7%), Турция (6%), Саудовская Аравия (5%).

Одним из наиболее важных факторов совершения религиозных путешествий, в ту или иную страну являются временные интервалы, в течение которых отмечаются религиозные и государственные праздники. Анализ временных интервалов с точки зрения менеджмента туристской фирмы необходим для всесторонней подготовки и организации религиозных туров.

Совпадения религиозных праздников и высокого сезона в туризме создают дополнительные трудности в организации религиозного туризма, как для направляющей, так и для принимающей страны.

Посещений той или иной страны представителей различных конфессий с религиозными целями, на мой взгляд, связано с проведением в этих странах праздников, являющихся религиозными для определенных групп паломников.

Православные праздники.

Во главе праздничного годичного круга православной церкви — Пасха, наиболее почитаемый общехристианский праздник. Затем идут двунадесятные праздники — двенадцать главных празднеств. Из них три переходящих, выпадающих каждый год на разные числа в зависимости от того, когда празднуется Пасха (не имеющая твердой даты).

Католические праздники.

Католическая церковь так же имеет свои отличительные особенности, что нашло свое подтверждение в церковном календаре. Начало церковного года приходится на начало рождественского поста, т. е. на 29 ноября. Как и в других календарях, в католическом календаре существуют праздники в строго установленные дни и праздники, дни празднования которых изменяются из года в год (см. табл.3).

Мусульманские религиозные праздники. Ислам — одна из самых молодых мировых религий. Летоисчисление в исламе ведется с 622 года. В мусульманских странах летоисчисление ведется по лунному календарю, что приводит к несовпадению с ныне действующим официальным календарем, принятым во всем мире. Лунный календарь состоит из 12 месяцев. Одни лунные месяцы могут иметь 29 дней, другие — 30. Таким образом, лунный год состоит из 354 дней, что на 11 дней короче солнечного. Именно этим объясняется сдвиг мусульманского лунного года по отношению к астрономическому.

Во время таких праздников, как Стояние у горы Арафат и Праздник жертвоприношения, каждый мусульманин должен совершить «Хадж» (паломничество в Мекку к храму Аллаха) как минимум один раз в жизни. Мусульмане могут посещать эти места в любое другое время года, но такое паломничество будет называться «Умра».

Иудейские религиозные праздники.

Особенность иудейских праздников состоит в том, что они отмечаются по лунному календарю, и поэтому в каждом году они приходятся на разные дни солнечного календаря. Как уже отмечалось, лунный год короче солнечного на 11 дней. Для того чтобы еврейские праздники всегда приходилось на одни и те же сезоны, в составе древнееврейского календаря лежит сочетание солнечного и лунного календарей. Раз в два или три года добавляют еще один месяц, и такой год становится високосным.

В иудаизме паломничество не является обязательным обрядом, за исключением немногочисленного по своему составу религиозного направления брацлавских хасидов. Однако мест, почитаемых у религиозных евреев, достаточно много. Основные из них расположены в Западной Европе, на Украине, в Белоруссии, Литве и Латвии. Но самым почитаемым и наиболее посещаемым местом является Святая Земля Израиля. В традициях иудаизма паломничество не связывается с какими-либо конкретными деталями. Напротив, в праздничные дни иудеи стремятся не покидать места своего постоянного проживания, а паломничество совершать во время, которое не приходится на праздники и посты.

Христианское паломничество насчитывает сотни, если не тысячи святых мест. Многие из них являются местами видений. Наиболее известные места — Лурд и Фатима. Другие места приобрели популярность после различных чудес — реальных или предполагаемых. Некоторые места не славятся сверхъестественными событиями, но являются центра духовной жизни, часто на протяжении веков. Иногда живописность мест паломничества так привлекает туристов, что религиозный характер места оттесняется на второй план (например, аббатство Мон Сен Мишель).

Только во Франции можно назвать следующие:

Пюи в Белее — город, имевший в средние века такое же точение, как Лурд сегодня. Он привлекает многие сотни тысяч паломников и туристов ежегодно;

Рокамадур — по дороге на Компостель, местность по своей красоте напоминает Мон Сен Мишель. Посещается почти миллионом человек в год;

Сен ан д’Орей — типично бретонское место паломничества, побивает рекорды посещения 25 июля, в день «прощения»;

Сент Мари де ла Мер — место паломничества цыган 25 мая и 22 октября;

Нотр Даме де Шартр — место паломничества студентов, где ежегодно в конце учебного года собирается до 40 тыс. студентов.

Нельзя не упомянуть и некоторые известные места паломничества в других странах:

Ченстохов — здесь 15 августа собираются сотни тысяч паломников, пришедших пешком из всех уголков страны, чтобы поклониться иконе Богородицы из Ясно Гора (Светлая Гора), которую якобы написал св. Лука. Почтение к этому месту так велико, что крестьяне дают паломникам приют и пищу бесплатно на всем пути следования;

Левоча — в Чехословакии, место древнего паломничества в честь Девы Марии. Несмотря на враждебное отношение коммунистического правительства, создававшего многочисленные препятствия, здесь ежегодно в июле собирались более 100 тыс. человек; Сергиев Посад (Загорск) — центр русской православной церкви. Действовавший при советской власти, как свидетельство свободы вероисповедания;

Многочисленны места паломнические места на Святой Земле (Иерусалим, Вифлеем, Назарет), где различные христианские церкви с трудом поделили места почитания;

Многочисленны места паломничества в Испании (500 тыс. человек посещают Эль Росио в Андалузии, столько же — монастырь бенедиктинцев Монсерра в Каталонии), в Италии (Рим, посещаемый толпами, достигающими 8 млн паломников в «святые годы» во время празднования юбилеев, Сан Доминго, бенедиктинский монастырь в Монте Кассино);

В Латинской Америке два места паломничества приобрели мировую известность: Богородица Гваделупа и Копакабана;

Копакабана — известный боливийский центр паломничества на берегах озера Титикака славится статуей, выполненной в 1583 г. племянником императора инков. Церковь построена на том месте, где находился древний храм инков. Название озера Титикака произошло от названия священного камня, покрытого золотыми и серебряными пластинами, которому поклонялись индейцы аймара. Он находился на одном из островов озера — острове Солнца. Наибольшее количество паломников собирается в Шанделере 2 февраля и 5 августа — на праздник Богородицы Копакабаны. Известный пляж в Рио-де-Жанейро носит название, происходящее от названия храма.

К основным центрам индуистского паломничества добавляются:

Пушкара — возле Аджмира и Раджастхана. Известен пестрой ярмаркой, проводимой ежегодно в октябре — ноябре. Это также одно из редких мест паломнического почитания Брахмы и его супруги;

Мадураи — центр тамильской культуры, названный городом религиозных праздников, так как они проходят почти ежедневно; Шидамбаром — город на побережье на юге Мадраса, город космического танца Шивы, где почитают также бога Вишну; Рамесварам — расположен на острове знаменитого «моста Адама» между Индией и Шри Ланка. Здесь хранится память об эпизоде эпопеи «Рамаяна»: Рама чествовал здесь Шиву, убив Царя демонов Равана. Паломничество сопровождается очищающим омовением в море в месте, где сходятся Индийский океан и Бенгальский залив;

Тирупати — называемый также Тирумалай, расположен на границе провинций Тамилнад и Андхра-Прадеш. Здесь находится один из наиболее почитаемых храмов Вишну в южной Индии. Паломники здесь многочисленны;

Наконец, четыре города (Аллахабад, Хардвар, Насик, Уджаяни), где празднуется Кумбх Мела, а также Пури, куда совершается знаменитое паломничество в честь Вишну.

Некоторые места почитаются как наиболее священные:

Бенарес (Варанаси) — известнейший религиозный город Индии, где, как говорят, Шива создал Вселенную. Он ежегодно привлекает более миллиона паломников, которые направляются с юга на север по левому крутому берегу Ганга, на котором построен город. Монументальные лестницы, гхаты, позволяю подойти к реке, каков бы ни был уровень воды. На каждом из пяти гхат паломник молится и совершает ритуальное омовение. Другой формой паломничества, совершаемого в Бенарес, является обход города пешком с посещением 160 храмов. Это паломничество совершается в течение 6 дней. Согласно верованию, тот, кто умрет в Бенаресе, избежит следующих перевоплощений. Поэтому многие индусы идут туда в ожидании смерти. Трупы доставляют на берег реки на бамбуковых носилках. Мужчин заворачивают в белый саван, женщин — в красный или золотистый. Носильщики повторяют ритуальную фразу «Рам нам сатшхе» («Имя Рама есть истина»). Кремация совершается на площадке одной из двух самых священных гхат. Любопытно, что те, кто умер от заразной болезни, например, от чумы или оспы, не сжигаются, а предаются священным водам реки. Правый берег — равнинный, подвержен наводнению и слывет нечистым: тот, кто там умрет, возродится в виде осла;

Айодхья — возле Файзабада, в ста километрах на северо-запад от Бенареса, мифическая резиденция Рамы — героя «Махабхараты». В индуистском и буддийском мире ее слава вышла за границы Индии, и одна из древних столиц Таиланда, центр современного туризма, носила его имя (Аюттхая, столица с 1350 по 1767 гг.);

Матхура — между Дели и Агрой, на берегу реки Ямуна (Джамна) — один из древнейших городов Индии. Город был основан задолго до новой эры, но никаких древних памятников не сохранись. В Матхуре особо почитают Кришну, поскольку именно здесь он родился и провел детство. Но после нападения на него двух демонов удалился в Двараку;

Дварака находится на берегу моря, в провинции Гуджарат, недалекоко от Пакистана. По преданию, город основан Кришной после его отъезда из Матхуры. Храм в Двараке — важное паломническoe место. Построен он якобы за ночь внуком Кришны — Ваджранабхом;

Канчипурам — город в 76 км к юго-западу от Мадраса, посвящен одновременно Шиве и Вишну. С VI в. многие династии построили там сотни храмов. До IV в. Канчипурам был важным буддийским центром. Сегодня это наиболее известный в южной Индии центр паломничества.

Четырьмя наиболее священными местами в буддизме являются те, где произошли основные события жизни Будды: Лумбини в Непале, где он родился; Бодхгая в индийском штате Бихар, где к нему пришло озарение; Сарнатх, в 8 км севернее Бенареса, где он произнес первую проповедь; и, наконец, Кусинара в индийском штате Уттар-Прадеш, где он умер. Все эти священные для буддистов места находятся на севере Индостана, где в настоящее время больше нет буддистов. Это одна из причин, что они не привлекают колоссальные толпы индийских паломников, а скорее несут печать меланхолии и безмятежности. Кроме того, даже по своей доктрине буддизм не склонен к паломничествам: мир лишь иллюзия, и озарение достигается скорее медитацией и внутренней духовной жизнью. Однако буддизма Большой колесницы (Махаяна) признал необходимость выражения благочестия, которой пренебрегал первоначальный буддизм. Появились вспомогательные божества, которым верующие любят поклоняться и приносить почести. По. тому великие святыни Махаяна являются центрами празднеств и паломничества, роль буддизма в которых не всегда ясна: в Бирме, например, культ мифических существ (натов) привлекает в большие пагоды не меньше посетителей, чем сам Будда.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »