Разработка новых методов социально-психологического исследования


СОЖЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Связь методологии и методов в социально-психологическом исследовании

1.2 Анализ основных методов социально-психологического исследования

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА НОВЫХ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1 Характеристика избирательного внимания к различным методам в современных социально-психологических исследованиях

2.2 Метод наблюдения в современных социально-психологических исследованиях

2.3 Тестирование в современных социально-психологических исследованиях

2.4 Методика опроса в современных социально-психологических исследованиях

2.5 Эксперимент в современных социально-психологических исследованиях

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Актуально??сть исследо??вания о??бусло??влена тем, что?? развитие любой науки неразрывно связано с точностью ее методов. В социальной психологии проблемы методологии и методов занимают исключительно важное место, так как развитие социальных процессов активно осмысливается наукой, а также корректируется её участием.

Ускоряющийся темп современной жизни, социальные изменения, происходящие в обществе, вызывают потребность в качественных методах социально-психологического исследования, с помощью которых возможно получить достоверную и значимую информацию.

О??бъект исследо??вания — социально-психологические исследования, представленные в таких журналах как «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Предмет исследо??вания — методы социальной психологии в современных социально-психологических исследованиях

Цель исследо??вания — изучение методов социальной психологии в современных социально-психологических исследованиях.

Данная цель предпо??лагает решение следующих задач: выявить связь методологии и методов в социально-психологическом исследовании; провести анализ основных методов социально-психологического исследования; охарактеризовать избирательное внимание к различным методам в современных социально-психологических исследованиях; рассмотреть метод наблюдения в современных социально-психологических исследованиях; рассмотреть метод тестирования в современных социально-психологических исследованиях; рассмотреть метод опроса в современных социально-психологических исследованиях; рассмотреть метод эксперимента в современных социально-психологических исследованиях.

ГЛАВА 1. Социально-психологические методы научного исследования

1.1 Связь методологии и методов в социально-психологическом исследовании

В России социально-психологические исследования широко развернулись в 90-е и последующие годы, убедительно демонстрируя различные видения в оценке прошлого, настоящего и будущего у людей разного уровня образования, доходов, живущих в маленьких населенных пунктах и городах.

В это же время начинает осознаваться методологическое значение для психологических и социологических исследований.

Социально-психологическое исследование представляет собой вид научного исследования, цель которого установить в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, которые обусловлены включением в социальные группы (большие и маленькие группы).

Особенность социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками заключается в следующем:

— использование данных о поведении индивидов в группах, и характеристик сознания этих индивидов.

— социальный контекст исследования, который влияет на отбор, интерпретацию и изложение фактов.

— постоянным изменением социально-психологических исследований.

— работа с конкретными объектами исследования (индивид и группы).

Социально-психологические исследования включают в себя три уровня исследований: эмпирические, теоретические и методологические.

Эмпирический уровень — сбор первичной информации, которая фиксирует социально-психологические факты и описывает полученные данные в рамках теоретических концепций.

Теоретический уровень социально-психологического исследования объясняет эмпирические данные, соотнося их с результатами других работ.

Методологический уровень рассматривает системную организацию социально-психологических явлений и элементов их составляющих, определяет принципы изучения этих явлений. Благодаря методологии происходит сбор и анализ эмпирических данных.

Как отмечает А. Л. Журавлев, любое исследование начинается с оставления исследовательской программы, от научной обоснованности которой зависит эффективность исследования, а также важность теоретических и практических результатов [12].

Основой программы социально-психологического исследования является теоретико-методологическая основа психологических процедур исследования: сбор, обработка и анализ данных. Программа включает этапы исследования: определение проблемы исследования; определение объекта и предмета исследования; предварительный теоретический анализ объекта исследования; характеристика целей и задач исследования; интерпретация основных понятий; формулирование рабочих гипотез; определение плана исследования; обозначение плана выборки; описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации.

Также в программе можно выделить методологический и методический разделы. Методологический раздел включает программы, которые начинаются постановкой проблемы, а заканчиваются составлением плана выборки. Методический раздел включает описание методов сбора, обработки и анализа данных.

Одним из элементов программы социально-психологического исследования можно считать пилотажное исследование, цель которого — оценить качество и надежность выбранных методик и процедур организации исследования, возможность внести изменения в методики и сборы данных.

Результаты исследования, как правило, оформляются в виде отчёта, который составляется по определенному плану и описывает все разделы программы и анализ полученных результатов.

Представим структурно-логическую схему научного исследования (схема 1)

Схема 1. Структурно-логическая схема научного исследования

Противоречие проблема

Тема цель

Объект предмет

Гипотеза задачи

реализация

Проблемная ситуация возникает в связи с реальными объективными противоречиями. Именно с уточнения проблемы и начинается программа. Проблема излагается таким образом, что существует связь с теорией и известными эмпирическими методами. Проблема определяется необходимостью изучения определенных областей жизни группы, либо личности в группе, разработкой средств и действий для выявления причин противоречия, на его разрешение. От характера проблемы зависит объем и продолжительность научно-практического исследования.

После определения проблемы уточняется объект и предмет исследования. Объект представляет собой носителя проблемной ситуации, либо определенную сферу деятельности субъектов, которое содержит противоречие, выраженное в проблемной ситуации. Предмет представляет собой существенные свойства и отношения объекта, изучение которых необходимо для решения проблемы исследования.

При разработке программы исследования формулируется цель и задачи исследования [21].

Цель исследования представляет собой ожидаемый, от решения проблемы, результат, который достигается при проведении исследования.

Гипотеза представляет собой научное предположение, которое проверяется в ходе исследования. Гипотеза не должна нести двусмысленности.

Задачи исследования представляют собой промежуточные результаты, с решением которых и достигается цель исследования.

В программе должны быть определены основные понятия, используемые в исследовании.

Необходимо отметить, что для любой науки проблемы методологии исследования являются актуальными. Возникновение такой отрасли знания как методология научного знания, доказывает интерес современной науки к методологическим проблемам.

Методология социально-психологического исследования представляет собой учение об исходных положениях, способах познания, преобразованиях действительности.

Как отмечает Г. М. Андреева, термин «методология» в современном научном знании, обозначает разные уровни научного подхода:

1. Общая методология представляет собой общий поход, который формулирует наиболее общие принципы, применяющиеся в исследованиях. Так для социальной психологии важно выяснить вопрос о соотношении общества и личности, природы и человека.

2. Частная методология представляет собой совокупность методологических принципов, которые применяются в данной области знания. В социальной психологии частная методология формируется в зависимости от методологических принципов, как социологии, так и психологии [1].

3. Представляя собой, совокупность конкретных методических приемов исследования, методология чаще обозначается термином «методика».

Методы представляют собой способы решения определенных исследовательских задач, с помощью проникновения вглубь исследуемого объекта, работы с фактами и концепциями.

Формой реализации метода является методика, которая представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на достижение конкретной цели. С помощью методики происходит воздействие на объект, фиксируются характеристики поведения данного объекта. Как правило, для изучения сходных сторон изучаемого объекта используются различные методики.

В социально-психологическом исследовании применяются конкретные методики или методы. При этом, какие бы эмпирические или экспериментальные методики не применялись, они связаны с общей и специальной методологией. Любой метод (тест, анкета, социометрия) всегда применяется в условиях решения ряда важных вопросов исследования.

Методы, которые применяются в социальной психологии, являются междисциплинарными, поэтому используются не только в социальной психологии, но и в других науках (социология, психология).

Так Г. М. Андреева, весь набор социально-психологических методов разделяет на две группы: методы исследования и методы воздействия [1].

Существуют и другие классификации методов социально-психологического исследования. Так одна из наиболее известных классификаций методов подразделяет методы на три группы: эмпирические методы исследования (наблюдение, опрос, анализ документов, социометрия, тесты, эксперимент); методы моделирования и управленческо-воспитательные методы.

В методологии социальной психологии выделяют методы социально-психологического воздействия, значение которых связано с ролью социальной психологии в решении социальных проблем. Как правило, Даная группа методов делится по следующим основаниям: степень активности (активные и пассивные), уровень организации (организованные и неорганизованные), направленность (прямее и косвенные).

В социально-психологическом исследовании все методики имеют общие черты. Важным моментом при проведении социально-психологического исследования является взаимодействие исследователя и испытуемого. Лучше всего взаимодействие проявляется в таком методе как интервью, но фактически имеет место при любом из методов.

Классификацию методов социально-психологического воздействия представил А. Л. Журавлев. Представим данную классификацию в таблице 1.

Таблица 1. Классификация социально-психологических методов воздействия (по А. Л. Журавлеву).

Цель воздействия

Название группы методов

Методы

Оптимизация

Оптимизирующие

Создание благоприятного психологического климата, тренинг общения, формирование совместимых групп

Интенсификация (стимулирование, активизация)

Интенсифицирующие

Приемы рациональной организации труда, комплектование сработанных групп

Управление

Управляющие

Психологический отбор, расстановка кадров, планирование жизнедеятельности групп

Развитие, формирование

Развивающие

Групповая подготовка, обучение и воспитание

Предупреждение

Профилактические

Способы коррекции психологических свойств индивида и группы

Оценка

Диагностические

Аттестация, самоаттестаиия

Информирование

Информирующие

Психологическое консультирование

Что касается методов обработки данные, то в специальный блок их не выделяют, по причине того, что большинство из них специфичными для социально-психологического исследования не являются.

А. Л. Журавлев обозначил тенденции развития социально-психологических методов исследования, а именно:

— увеличение надежности, применяемых с целью сбора эмпирической информации, методов за счет повышения качества операционализации понятий, которые характеризуют эмпирические свойства изучаемого объекта, а также за счет алгоритмов самого исследования.

— создание компьютерных аналогов существующих методик исследования, разработка технологий компьютерного сбора и обработки информации.

— сочетание различных приемов измерения, комплексное использование методов (тесты, опросники и т. д.).

— применение технических средств фиксации информации, отражение объективных показателей, проведение исследований в естественных условиях, отражения состоянии социального взаимодействия.

— создание в естественных условиях ситуации социального взаимодействия с целью создания того или иного социально-психологического явления (например, конфликтной ситуации) [12].

1.2 Анализ основных методов социально-психологического исследования

социальный психологический исследование тестирование

Исследовательские методы классифицируются по различным основаниям. По назначению выделяют методы сбора фактического материала, теоретической интерпретации, направленного преобразования. В зависимости от проникновения в сущность выделяют методы эмпирического исследования, основанных на опыте, практике и эксперименте, методы изучения материалов и методы теоретического исследования.

Эмпирическими данными изучаемого объекта выступают связи и отношения, которые возникают в ходе практической деятельности, наблюдений и экспериментов.

Результаты анализа эмпирических данных исследования выражаются также в форме эмпирических обобщений. На эмпирическом уровне, зафиксированные факты классифицируются и обобщаются, что позволяет установить эмпирические выводы и зависимости.

Рассмотрим основные методы социально-психологического исследования.

Метод наблюдения.

Метод наблюдения в социальной психологии представляет собой сбор информации целенаправленного и систематического восприятия, а также регистрации социально-психологических явлений в естественных, либо в лабораторных условиях. Метод наблюдения можно использовать в качестве самостоятельного метода исследования.

А. Л. Журавлев указывает на две разновидности данного метода: стандартизированное наблюдение и нестандартизированное наблюдение [12]. Так, стандартизированное наблюдение предполагает уже разработанный список признаков, которые предстоит наблюдать, обозначение условий и ситуаций наблюдения. Сбор данных осуществляется с помощью приемов математической статистики. Наиболее известными схемами наблюдения являются следующие методики: IPA, СИМЛОГ Р. Бейлза, схема наблюдения за лидерством Л. Картера, фиксации невербального поведения П. Экмана и др.

Нестандартизированное наблюдение определяет общие направления наблюдения, в котором фиксация результата осуществляется в свободной форме в момент восприятия или по памяти.

Относительно роли наблюдателя в определенной ситуации, различают включенное и невключенное наблюдение. Включенное наблюдение основано на взаимодействии наблюдателя и изучаемой группы. Невключенное наблюдение описывает события «со стороны», взаимодействия наблюдателя с изучаемой группой не происходит.

Проводиться наблюдение может открытым, либо закрытым способом.

В зависимости от условий организации, наблюдения подразделяются на полевые наблюдения (проводятся в естественных условиях) и лабораторные наблюдения (в условиях эксперимента).

Одной из специфических характеристик наблюдения является тесная связь наблюдения с теоретической позицией самого наблюдателя [20].

Объект наблюдения — индивиды, группы (малые и большие), а также социальные процесс, которые происходят в них.

Предмет наблюдения — акты поведения индивиды или группы (вербальные и невербальные) в той или иной социальной ситуации.

К вербальным и невербальным характеристикам А. Л. Журавелев относит речевые акты, выразительность движения, физические действия.

Результаты наблюдения отражаются в протоколе наблюдения.

Выделяют два способа наблюдения: фактологический (предполагает фиксацию всех случаев проявления единиц наблюдения) и оценочный (признаки не только фиксируются, но и оцениваются с помощью шкалы интенсивности и шкалы времени).

Результаты наблюдения подвергаются качественному и количественному анализу.

Л. Ц. Кагермазова выделяет следующие недостатки данного метода: наличие субъективной оценки наблюдателя; в большей степени качественный характер выводов наблюдения; ограниченность в обобщении результатов исследования [15].

Метод анализа документов.

Метод анализа документов представляет собой разновидность способов анализа продуктов человеческой деятельности. Как отмечают Н. С. Дягилева и Л. А. Журавлева, документальной является любая информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, либо на фото или кинопленке [11, С.75-79].

Впервые данный метод был применен с целью изучения феномена социальной установки У. Томасом и Ф. Знанецким.

Документы могут быть вербальными (текстовые сообщения), визуальными (статистические или динамические изображения), аудиальными (записи на магнитных носителях, сообщения по радио), аудиовизуальными (фильмы, телепередачи, репортажи т. д.) [11, С.75-79].

Методы анализа документов можно разделить на традиционные и формализованные. В их основе лежит механизм понимания текста.

Количественные методы анализа документов стали широко использоваться в 30-40-е годы в связи с разработкой такой процедуры как контент-анлиз (анализ содержания). Контент-анализ представляет собой перевод текстовой информации в количественные показатели с ее последующей статистической обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста помогают сделать вывод о качественном содержании текста.

В контект-анализе текст рассматривается как совокупность сведений и оценок, которая имеет замкнутую структуру в соответствии с замыслом автора. Текст, включает в себя простые или сложные высказывания, которые содержат определенные мысли. Текст может рассматриваться как наблюдаемая реальность, либо как проблемная ситуация.

Метод опроса.

Как отмечает А. Л. Журавлев, метод опроса вялятся одним из распространенных методов социально-психологического исследования. Суть данного метода заключается в получении информации о тех или иных фактах (объективных или субъективных) со слов опрашиваемых [12].

Основными видами опроса являются:

1. Опрос «лицом к лицу» — представляет собой интервью, очный опрос, который проводится исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым.

2. Заочный опрос представляет собой анкетирование посредством специально предназначенных опросников, которые заполняются респондентами.

3. Массовый опрос представляет собой метод количественного исследования, особенностью которого является получение точной и статистически выверенной информации [10].

Впервые метод опроса был применен Ф. Гальтоном для изучения возникновения умственных качеств и условий развития ученых. В психологии данный метод применяли: С. Холл, А. Бине, Г. М. Андреева и др.

В социальной психологии метод опроса:

— применяется на ранних стадиях с целью сбора предварительной информации;

— является средством уточнения и контроля данных;

— является основным методом сбора эмпирической информации.

Источником информации при опросе выступает словесное или письменное высказывание опрашиваемого лица. Глубина, полнота и достоверность ответов, зависит от правильности построения опросника.

Видами опроса являются:

1. Интервьюирование представляет собой метод непосредственного общения с участником опроса.

2. Анкетирование представляет собой метод опосредованного сбора информации в форме ответов на вопросы анкеты.

3. Экспертный опрос представляет собой интервьюирование или анкетирование экспертов.

Метод социометрии.

Метод социометрии является методом получения эмпирической информации, который используется в социологии и социальной психологии, с целью изучения структуры межличностных отношений в социальных группах [24].

С помощью данного метода изучается типология социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивается сплоченности и совместимость членов группы.

Метод социометрии был разработан Дж. Морно с целью исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Измерение представляет собой опрос каждого члена малой группы для выявления членов группы, с которыми он предпочел бы или наоборот не захотел бы участвовать в той или иной деятельности.

Метод социометрии включает следующие элементы: определение количества отклонений; определение критериев опроса; организация и проведение опроса; обработка и интерпретация результатов путем использования социометрических индексов и социограмм.

Проводится метод социометрии в двух формах: непараметрической и параметрической. Непараметрическая форма проводится без ограничения числа выборов или отклонений. Преимущество данной формы — выявление эмоциональной экспансивности каждого члена группы. Параметрическая форма подразумевает ограничение сила выборов. Испытуемый должен выбрать строго определенное число лиц из всех членов группы. Данная форма стандартизирует условия выборки в группах разной численности. Недостаток — невозможность раскрыть всю глубину отношений в группе.

Метод групповой оценки.

Метод групповой оценки представляет собой метод, с помощью которого выявляется характеристика человека в определенной группе путем взаимного опроса членов группы друг о друге. Как отмечает А. Л. Журавлев, данная методика разрабатывалась с целью решения вопросов отбора и расстановки кадров в организационной психологии.

С помощью данного метода оценивается наличие и степень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение данной методики возможно благодаря её простоте и доступности. Психологическую основу данной методики составляет социально-психологический феномен представлений о каждом из членов группы.

Тест.

Тест представляет собой краткое, как правило, ограниченное во времени испытание. По замечанию А. Л. Журавлева, в социальной психологии с помощью тестов определяются межиндивидуальные и межгрупповые отличия.

Назовем основные области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп; изучение межличностных и межгрупповых отношений; изучение социально-психологических свойств личности.

При прохождении тестирования, испытуемый выполняет специальное задание, либо отвечает на ряд вопросов. Обработка результатов происходит при помощи «ключа» (полученные данные соотносятся с определенными параметрами оценки). Результат отражается в тестовом показателе.

Диагностическое значение тестов определяется путем соотнесения полученного результата с нормативным показателем.

В социально-психологической диагностике наиболее часто используются следующие виды тестов: тест интерперсональной диагностики Т. Лири, шкала совместимости В. Шутца, методика оценочной биполяризации Ф. Фидлера и др.

Среди тестовых методик в социальной психологии особе место занимают методики измерения социальных установок, которые являются важным механизмом изучения и прогнозирования социального поведения личности. С помощью шкал измерения социальных установок измеряется направленность и интенсивность поведенческих реакций человека на различные социальные стимулы.

Обозначим наиболее известные шкалы измерения и построения установок:

1. Шкалы разных интервалов. Особенность данной шкалы заключается в том, что расстояния между единицами шкалы равны, а вопросы и суждения однородны.

2. Шкалы суммарных оценок. Высказывания выбираются на основе ответов испытуемых, которые предъявляются в процессе разработки текста.

3. Кумулятивные шкалы. Отбор и упорядочение высказываний осуществляется в ранговую шкалу по степени возрастания признака.

Эксперимент.

В социальной психологии эксперимент имеет два значения: опыт и испытание; выявление причинно-следственных связей.

Эксперимент предполагает взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией для выявления закономерностей такого взаимодействия.

Признаками эксперимента являются: экспериментальная ситуация; варьирование переменных; реакция испытуемых на это варьирование; воспроизводимость результатов.

Эксперимент является важным методом социально-психологического исследования, несмотря на наличие таких недостатков как: невозможность перенесения выводов экспериментальной ситуации в реальные условия; отсутствие научной ценности полученных результатов.

ГЛАВА 2. Разработка новых методов социально-психологического исследования

2.1 Характеристика избирательного внимания к различным методам в современных социально-психологических исследованиях

Вопрос о методах в современных социально-психологических исследованиях является в настоящее время достаточно актуальным. Социальная психология включает в себя методически средства, которые свойственны как психологии, так и социологии.

Развитие любой науки неразрывно связано с точностью ее методов. В социальной психологии проблемы методологии и методов занимают исключительно важное место.

Как отмечает Ю. П. Зинченко, современная психология характеризуется отсутствием того, каким должен быть ее метод изучения, несмотря на большое количество исследований, течений и подходов [14, С.42-49].

В психологической науке существует несколько классификаций приемов исследования. Так, Д. В. Беспалов, соглашаясь с мнением В. Н. Дружинина, предлагает иерархию исследовательских методов и приемов, которая включает в себя пять уровней: уровень методики, уровень методического приема, уровень метода, уровень организации исследования, уровень методологического исследования [4, С.1-3].

В настоящее время интерес исследователей направлен к установлению причинно-следственных связей и мотивационных механизмов изучаемых явлений, что предполагает поиск новых методов, более приемлемых для решения определенных задач социально-психологического знания.

В настоящее время более широко применяются качественные методы социально-психологического исследования. Данные методы характеризуются отсутствием формализованной схемы сбора данных и статистической обработкой результатов. Как правило, качественные методы опираются на активность самих респондентов, учитывается роль формирования собственного мнения, а также реализация мотивов выбора.

Особе место в современных социально-психологических исследования уделяется методу фокус-группы. Данный метод представляет собой групповое интервью в форме групповой дискуссии, а также является базовым методом качественного анализа. Так А. А. Бесчасная использует данный метод для исследования детей старшего школьного возраста. Ею делается вывод о том, что использование данного метода — перспективно и информативно для сбора социологической информации [5].

В решении практических задач, качественнее методы рассматриваются относительно анализа общественного мнения в той или иной сфере. Качественные методы в социальной психологии изучают обыденное сознание: особенности того, как человек придает смысл своим действиям и происходящим событиям в его социальном окружении. Как отмечает О. Т. Мельникова и Д. А. Хорошилов, качественные методы являются основным практическим инструментом анализа создания образа социального мира, а также реализуют основные положения концепций социального познания [18, С.50-57].

Средствами социальной психологии выступают такие традиционные инструменты, как наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, эксперимент, тестирование, анализ документов, статистическая обработка данных, а также методы воздействия (социально-психологический тренинг, деловая игра, групповая дискуссия и т. д.) [17].

В современных исследованиях имеет место применение метода моделирования, под которым понимается практическое или теоретическое исследование объекта, когда изучается не сам объекта, а искусственная или естественная модель. Так Ю. А. Дмитриева и В. Г. Грязева-Добшинская, называют следующие особенности данного метода: использование наглядной основы; поучение новых знаний с помощью выводов. По мнению исследователей, применение метода моделирования в социально-психологических исследованиях открывает большие возможности дальнейшего развития социальной психологии, так как моделирование дает возможность выбора наиболее оптимальной стратегии и тактики реализации исследовательских программ и повышает качество результатов социально-психологических исследований [9, С.18-25].

Внимание исследователей привлекает метод репертуарных решеток, который заключается в том, что испытуемый ряд объектов распределяет по определенным шкалам. На основе данных проводится анализ взаимоотношений между объектами в восприятии индивида.

Необходимо отметить, что в настоящее время исследователи разрабатывают новые методики. Так Н. В. Горлова и Б. И. Хасан разработали авторскую методику «Темы-ситуации» с целью изучения психологической готовности к разрешению конфликтов в юности. Методика состоит из трех частей, где используется прием проекции. Методика направлена на диагностику разрешения конфликтов в подростковом возрасте и актуализацию основных противоречий юношеского возраста. Также методика направлена на определение стратегий разрешения конфликтов между подростками [6].

2.2 Метод наблюдения в современных социально-психологических исследованиях

В современных социально-психологических исследованиях достаточно часто используется метод наблюдения, который, как уже отмечалось, представляет собой сбор информации целенаправленного и систематического восприятия, а также регистрации социально-психологических явлений в естественных, либо в лабораторных условиях.

Метод наблюдения в своем исследовании использует О. А. Гулевич и А. В. Стукалина. В статье «Роль профессионального опыта в распознавании лжи (на примере сотрудников спецслужб)». В исследовании приняли участие опытные сотрудники спецслужбы (30 человек) и курсанты Академии ФСБ (30 человек). Им предлагалось наблюдать 10 видеозаписей с рассказами молодых людей. Каждый молодой человек рассказывал одну правдивую историю и одну ложную. Задачей испытуемых было выявление лжи.

В результате проведенного исследования, было выявлено:

Опытные сотрудники ФСб боле точно распознают правдивую историю и ложную, чем курсанты Академии.

Навык распознавания лжи — результат опыта, который позволяет получить обратную связь о точности своих умозаключений [7, С.57-66].

В статье М. Ю. Семеновой «Отношение личностно-зрелых людей к деньгам», объектом наблюдения является отношения людей к деньгам.

В результате проведенного исследования была выявлено: существуют отличительные особенности в отношении к деньгам у личностно-зрелых людей, проявляющиеся в направленности их социальных установок. Также было выявлено, что отношение к деньгам меняется по мере развития личности [22, С.66-72].

2.3 Тестирование в современных социально-психологических исследованиях

В современных социально-психологических исследованиях достаточно часто используется методика тестирования. Приведем анализ исследований, в которых применение метода тестирования является ведущим.

И. Н. Андреева в статье «Адаптация теста эмоционального интеллекта MSCEIT V 2.0» представила и описала этапы адаптации теста эмоционального интеллекта MSCEIT V 2.0 Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо. И. Н. Андреева проводит сравнение данных общей выборки студентов и специалистов психологических, педагогических и технических специальностей (N=100) и выборки экспертов-специалистов в изучении когнитивно-аффективных процессов (N=10). Анализ пунктов текст осуществлялся исходя из его внешней валидности с помощью метода контрастных групп по гендерным и профессиональным различиям, проведена проверка первичных шкал на распределение. Оценка надежности данной методики проведена с помощью коэффициентов Ь Кронбаха и split-half. И. А. Андреева рекомендует использовать данная методику для изучения интеллекта.

Специфика данной методики, по мнению И. А. Андреевой, состоит в том, что ее пункты не гомогенны, то есть в разных частях теста используются разные задания и разные варианты ответов на них.

Психометрическая проверка теста включала в себя несколько этапов:

1. Анализ пунктов теста (определить соответствие каждого задания общему диагностическому содержанию методики);

2. Проверка надежности (определить, насколько результаты тестирования подвержены влиянию побочных факторов);

3. Оценка критериальной валидности (определить насколько хорошо методика выполняет свои диагностические задачи).

На основе англоязычной методики, И. А. Андреевой были сформулированы пункты русскоязычного варианта. Был сделан общий вывод о том, что показатели теста обладают характеристиками надежности и валидности. Методика может быть использована для определения уровня эмоционально интеллекта в разных областях психологической практики [2, С. 66-80].

Немного раньше адаптация данного теста была представлена группой авторов: Е. А. Сергиенко, И. И. Ветровой, А. А. Волочковым, А. Ю. Поповым в статье «Адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» на русскоязычной выборке».

Авторы адаптировали данную методику на выборке студентов гуманитарных и технических вузов, военных училищ Москвы и Перми (N=638 человек). В ходе исследования была проведена психометрическая оценка русскоязычного варианта теста. Анализировалась структурная валидность теста и теоретической модели, которая лежит в его основе, валидность, критериальная надежность, возможность стандартизации теста.

В результате психометрической проверки, были выявлены удовлетворительные характеристики русскоязычной версии, которые достаточны для его использования в исследовательских целях. Выявлены проблемы, которые требуют дальнейшего изучения [23, С. 121-139].

С. А. Корнилов и Е. Л. Григоренко в статье «Методический комплекс для диагностики академических, творческих и практических способностей» представили русскоязычную адаптацию методического комплекса ROADS, который предназначен для диагностики академического, творческого и практического интеллекта студентов. В результате исследования были представлены удовлетворительные психометрические свойства тестовой батареи (N=464), показатели которой имеют связь с обучением студентов в вузе. В ходе исследования было проведено сравнение психометрических свойств указанной методики и теста интеллекта IST-70 Р. Амтхаэура (N=690), в результате чего было выявлено, что методика ROADS имеет более широкий спектр возможностей.

Методический комплекс ROADS представляет собой тестовую батарею, которая включает в себя как известные методики и их аналоги, так и новые субтесты, с помощью которых в сжатые сроки (до 80 минут) можно провести оценку аналитических, творческих и практических способностей.

В исследовании, проводимом С. А. Корниловым и Е. Л. Григоренко, приняло участие пять групп испытуемых, из них 545 женщин и 145 мужчин, возраст которых от 17 до 60 лет.

На первом этапе исследования использовались: тестовая батарея ROADS, которая основана на теории интеллекта Р. Стернберга. Данная батарея направлена на выявление показателей флюидного невербального интеллекта, кристаллизованного вербального интеллекта, креативности и практического интеллекта. ROADS включает в себя следующие субтесты: «субтест на классификацию» (необходимо определить отличие двух фигур от трех других фигур); «субтест на определение условий» (респондентам необходимо определить, на каком из пяти изображений представлен тот же набор условий, что и в исходном изображении; «два субтеста на кристаллизованный вербальный интеллект» (словарный субтест и на определение отношений между словами); «субтест креативные рассказы» (испытуемому необходимо за 10 минут придумать и написать творческий рассказ на одну из пяти заданных тем); «субтест на практический интеллект — студенческий опросник» (опросник включает в себя 10 проблемных ситуаций, связанных со студенческой жизнью).

На последующих этапах были использованы: тест структуры интеллекта IST-70 Р. Амтхаэура (цель: измерить общий уровень интеллектуального развития); тест отдаленных ассоциаций С. Медникова в адаптации А. Н. Воронина (цель: диагностика вербальной креативности); методика «Интуитивные видеоклипы» (цель: выявить интуитивную составляющую порождения предвосхищений, которая является элементом практического интеллекта).

В результате исследования были получены следующие выводы:

1. Тестовая батарея ROADS имеет удовлетворительную внутреннюю согласованность и в целом позволяет проводить комплексную диагностику академических, творческих и практических способностей студентов.

2. Тестовая батарея ROADS имеет удовлетворительную критериальную и прогностическую валидность относительно показателей академической успеваемости студентов.

3. Психометрические свойства методики ROADS превосходят аналогичные теста IST-70 Р. Амтхаэура [16, С.90-103].

2.4 Методика опроса в современных социально-психологических исследованиях

Рассмотрим применение методики опроса в современных социально-психологических исследованиях.

М. А. Новикова и Т. В. Корнилова в исследовании «Психологическая разумность в структуре интеллектуально-личностного потенциала» представляют результаты апробации опросника Психологической разумности на выборке российских студентов. В исследовании авторы описывают факторную структуру, эмпирическую и конвергентную валидность шкал. Выявлена связь толерантности к неопределенности, готовности к риску, рефлексивности, самооцениваемого интелелкта и эмоционального интеллекта.

Опросник Шкала психологической разумности раскрывает процессы движения субъекта к собственному внутреннему опыту.

В ходе проведенного исследования было выявлено:

1. Структура опросника Шкала психологической разумности незначительно отличается от структуры оригинальной версии опросника. Данный опросник имеет удовлетворительные психометрические свойства, хорошую конструктную и эмпирическую валидность.

2. Степень выраженности двух шкал опросника отличается у мужчин и женщин. По интегральному показателю опросника гендерных различий не выявлено.

3. Психологическая разумность имеет положительную связь с толерантностью к неопределенности.

4. Рациональность и рефлексивность имеют отрицательную связь с открытостью изменениям.

5. Показателем самопонимания и самоотношения является связь шкал психологической разумности с эмоциональным интеллектом [19, С.63-78].

В статье О. А. Шамшиковой и Н. М. Клепниковой «Опросник «Нарциссические черты личности» представлена авторская методика черт личности на выборке (N=233). Авторами произведена оценка психометрических свойств: проверены шкалы на внутреннюю согласованность и устойчивость. В результате исследования подтверждена конструктная и факторная валиднсть опросника [25, С.114-128].

В статье Е. В. Беловол и И. В. Колотиловой «Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми» представлены результаты разработки опросника с целью выявления степени увлеченности ролевыми компьютерными играми у подростков 13-15 лет. Представленная методика соответствует всем требованиям психодиагностического инструментария: определена надежность по внутренней согласованности, эмпирическая и конструктная валидность. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что опросник может применяться для работы с подростками, относящимися к группе риска, а также с подростками, которые увлечены ролевыми компьютерными играми [3, С.49-58].

Метод опроса применялся Н. А. Журавлевым с целью изучения ценностных ориентаций личности в изменяющемся российском обществе. В статье «Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе» Н. А. Журавлев излагает результаты своего исследования. Исследование проводилось в период с 1994 года по 2006 год, в результате были опрошены 3 251 человек (жители Московского региона).

В результате исследования были получены следующие результаты: в период социально-экономических изменений российского общества была зафиксирована динамика возрастания значимости прагматических ценностей личности для достижения делового успеха и материального благосостояния. В изучаемый исторический период, менее значимой стала направленность на личностный рост, альтруистические ценности, достижение социально-психологического самочувствия [13, С.4-6].

2.5 Эксперимент в современных социально-психологических исследованиях

Н. А. Тюрина и И. С. Уточкин в своей статье «Роль глобального и локального сходства признаков в задаче зрительного поиска» приводит результаты экспериментального исследования на материале зрительного поиска объекта по размеру, где изучалась зависимость скорости поиска от сходства размера объекта со средним или модальным размером для множества. В результате эксперимента было установлено, что эффективность поиска не зависит от обладания глобальными признаками, но зависят от сходства с ближайшими по размеру объектами [26, С.107-117].

Статья О. А. Гулевича «Влияние восприятия справедливости действий человека на представление о нем и причинах его поведения» посвящена экспериментальному исследованию, цель которого — изучения влияния оценки поступка как справедливого на восприятие психологических особенностей человека, его совершившего.

В ходе эксперимента участники одной группы вспоминали справедливый поступок, который был совершен по отношению к ним, а члены другой группы — несправедливый поступок. Затем они оценивали человека, который совершил данный поступок, по ряду черт, описывали причины его поведения и определяли свою симпатию к нему.

В результате эксперимента было выявлено, что справедливость поступка оказывает влияние на оценку психологических особенностей и симпатию, но не характер причин, которые побудили совершить поступок [8, С.58-67].

Заключение

Вопрос о методах в современных социально-психологических исследованиях является в настоящее время достаточно актуальным. Социальная психология включает в себя методически средства, которые свойственны как психологии, так и социологии.

В результате проведенного исследования было выявлено:

Социально-психологическое исследование представляет собой вид научного исследования, цель которого установить в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, которые обусловлены включением в социальные группы.

В настоящее время интерес исследователей направлен к установлению причинно-следственных связей и мотивационных механизмов изучаемых явлений, что предполагает поиск новых методов, более приемлемых для решения определенных задач социально-психологического знания.

В настоящее время более широко применяются качественные методы социально-психологического исследования. Данные методы характеризуются отсутствием формализованной схемы сбора данных и статистической обработкой результатов. Как правило, качественные методы опираются на активность самих респондентов, учитывается роль формирования собственного мнения, а также реализация мотивов выбора.

Анализ современных социально-психологических исследований показал, что наиболее часто в современных социально-психологических исследованиях используются такие методики как: наблюдение, тестирование, опрос, эксперимент.

В настоящей работе проанализирована только незначительная часть современных социально-психологических исследований, что говорит о необходимости дальнейшего изучения данного вопроса.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2012. — 384 с.

2. Андреева И. А. Адаптация теста эмоционального интеллекта MSCEIT V 2.0 на белорусской выборке // Психологический журнал. 2012. № 1-2. — С. 66-80.

3. Беловол Е. В., Колотилова И. В. Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми // Психологический журнал. 2011. № 6. Т. 32. — С. 49-58.

4. Беспалов Д. В. Проблемы психологического исследования в малых группах // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 92. — С. 1-23.

5. Бесчасная А. А. Использование метода фокус-группы в социологических исследованиях детей старшего дошкольного возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 96. — С. 302-308.

6. Горлова Н. В., Хасан Б. И. Создание и апробация новой методики «Темы-ситуации» для диагностики психологической готовности к разрешению конфликтов развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2013. №3. URL: http://psyedu. ru/journal/2013/3/3397.phtml (дата обращения: 19.11.2014).

7. Гулевич О. А., Стукалина А. В. Роль профессионального опыта в распознавании лжи (на примере сотрудников спецслужб // Вопросы психологии. 2011. № 6. — С. 57-66.

8. Гулевич О. А. Влияние восприятия справедливости действий человека на представление о нем и причинах его поведения /Вопросы психологии. 2009. № 1. С. -58-67.

9. Дмитриева Ю. А., Грязева-Добшинская В. Г. Метод моделирования в социальной психологии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. № 1. — С. 18-25.

10. Дроздова В. А. Особенности применения массового опроса как метода социологических исследований // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology. snauka. ru/2014/06/3172 (дата обращения: 14.11.2014).

11. Дягилева Н. С., Журавлева Л. А. Методологические основы применения визуального метода в социологических исследованиях // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. N 4. — С. 75-79.

12. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология. М., 2010. — 416 с.

13. Журавлев Н. А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // Психологический журнал. 2012. № 1. Том 33. — С. 4-6.

14. Зинченко Ю. П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований // Национальный психологический журнал. №1(5) 2011. — С.42-49.

15. Кагермазова Л. Ц. Социальная психология. Нальчик, 2009. — 180 с.

16. Корнилов С. А., Григоренко Е. Л. Методический комплекс для диагностики академических, творческих и практических способностей // Психологический журнал. 2010. № 2. Том. 1. — С. 90-103.

17. Крушельницкая О. Б., Орлов В. А., Сачкова М. Е. Социальная психология образования как отрасль научного знания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2013. №2. С.1-14. URL: http://psyjournals. ru/psyedu_ru/2013/n2/61292.shtml (дата обращения: 19.11.2014).

18. Мельникова О. Т., Хорошилов Д. А. Предмет качественного исследования как методологическая проблема социальной психологии // Национальный психологический журнал. 2013. № 1. — С. 50-57.

19. Новикова М. А., Корнилова Т. В. «Психологическая разумность в структуре интеллектуально-личностного потенциала (адаптация опросника) // Психологический журнал. 2013. №6. Том 34. — С. 63-78.

20. Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Метод. указания. Часть I / Под ред. М. Б. Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. — 216 с.

21. Основы социальной психологии. Методология и методы исследования. Учебное пособие / Под ред. Мурзагаяновой Л. Ю. Брянск: БИПКРО, 2011 — 37 с.

22. Семенова М. Ю. Отношение личностно-зрелых людей к деньгам // Психологический журнал. 2012. № 1. Том 33. — С. 66-72.

23. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И., Волочков А. А., Попов А. Ю. // Эмоциональный интеллект» на русскоязычной выборке. 2010. № Психологический журнал, 2010. Т. 31, № 1. — С. 121-139.

24. Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. — 239 с.

25. Шамшикова, О. А. Опросник «Нарциссические черты личности» / О. А. Шамшикова, Н. М. Клепикова // Психологический журнал / Ред. А. Л. Журавлев. — 2010. — Том 31, номер 2 март-апрель 2010. — с. 114-128.

26. Тюрина, Н. А. Роль глобального и локального сходства признаков в задаче зрительного поиска Н. А. Тюрина, И. С. Уточкин. // Вопросы психологии. 2014. №4 С.107-118.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »