Разработка мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций мирного времени для нефтегазовых компаний


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТИ И ГАЗА имени И. М.ГУБКИНА

Факультет Инженерной механики

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Разработка мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций мирного времени для нефтегазовых компаний»

по дисциплине «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Москва 2014

Содержание

Введение

Статистические данные о чрезвычайных ситуациях на нефтегазовых объектах

Нормативные требования в области защиты в чрезвычайных ситуациях

Международный опыт по защите в чрезвычайных ситуациях

Разработка перечня мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций мирного времени для нефтегазовых объектов

Вывод

Список использованной литературы

защита чрезвычайный нефтегазовый

Введение

Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по защите в чрезвычайных ситуациях для нефтегазовых объектов.

В рамках работы планируется решить следующие задачи:

изучить статистические данные по видам чрезвычайных ситуаций на нефтегазовых объектах;

проанализировать нормативные правовые акты, содержащие требования в области обеспечения защиты в чрезвычайных ситуациях для нефтегазовых объектов;

исследовать международный опыт по защите в чрезвычайных ситуациях на нефтегазовых объектах;

обобщить результаты работы, подготовить перечень мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций мирного времени для нефтегазовых объектов.

Нефтегазовый комплекс (далее — НГК) играет важнейшую роль в современной экономике, как Российской Федерации, так и мира в целом. В России НГК обеспечивает четверть производства ВВП, треть объема промышленного производства и доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений. На долю России приходится 4,6% мировых доказанных запасов нефти и 30,7% объема мировых запасов газа, а по добыче этих ресурсов страна занимает лидирующее положение в мире.

В НГК заняты порядка миллиона работающих, жизнь и здоровье которых зависит от эффективности мероприятий по обеспечению безопасности, в том числе защиты в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому необходимость разработки мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций мирного времени для нефтегазовых объектов является актуальной проблемой, обусловленной как требованиями законодательства, так и международной практикой и экономической целесообразностью.

Статистические данные о чрезвычайных ситуациях на нефтегазовых объектах

Для обоснования актуальности проблемы рассмотрим статистические данные, представленные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России), в 2009-2013 гг. на объектах магистрального и внутрипромыслового трубопроводного транспорта было зафиксировано 52 ЧС. Таблица 1.

Таблица 1. Сводная таблица последствий ЧС на трубопроводном транспорте за 2009-2013гг.

Год

Число ЧС

Погибло

Пострадало

2009

16

2

5

2010

8

0

15

2011

4

1

10

2012

15

0

0

2013

9

0

0

По данным из таблицы 1 за 5 лет из-за ЧС на объектах трубопроводного транспорта погибло 3 и пострадало 30 человек. Рассмотрим статистические данные о чрезвычайных ситуациях на объектах нефтедобычи и газодобычи.

Таблица 2. Сводная таблица последствий ЧС на объектах нефтедобычи и газодобычи за 2009-2013гг.

Год

Число ЧС

Погибло

Пострадало

2009

17

16

8

2010

15

14

10

2011

14

16

12

2012

18

16

11

2013

18

18

9

По данным из таблицы 2 за 5 лет из-за ЧС на объектах добычи нефти и газа погибло 80 и пострадало 50 человек. На нефтегазовых объектах необходимо снижать количественные показатели летальности и травматизма в результате ЧС. Анализ статистических данных доказывает актуальность проблемы создания мероприятий по защите в ЧС для нефтегазовых объектов.

Нормативные требования к организациям в области защиты в чрезвычайных ситуациях

В целях исследования рассматриваемой проблемы проведём анализ существующих нормативных требований в области защиты в ЧС. Вопросы, связанные с обеспечением защиты в чрезвычайных ситуациях, в настоящее время координирует МЧС России. Существует перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в соответствии с компетенцией надзорных органов МЧС России, среди них:

Требования пожарной безопасности:

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

2. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. №390 «О противопожарном режиме»;

4. Приказ МЧС РФ от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».

Требования в области защиты в чрезвычайных ситуациях.

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ 
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Федеральный закон от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов по территории РФ».

4. Постановление Правительства РФ 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов».

5. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на организации возлагается ряд обязанностей по защите от ЧС мирного времени, а именно:

Организации обязаны:

планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

В соответствии с требованиями п. 2, статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. Поэтому организации обязаны планировать действия по локализации и ликвидации ЧС и обеспечивать достаточность сил и средств реагирования на своих объектах. Так, в соответствии с п.3, статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», организации могут создавать собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа своих работников или заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.

Помимо государственных требований в области защиты в ЧС компании разрабатывают и собственные внутрикорпоративные нормативные документы. Например, в ОАО «Газпром» принят локальный нормативный документ СТО Газпром 034-2008 «Руководство по обоснованию номенклатуры, объема и размещения резервов и запасов материально-технических ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и для восстановления системы газоснабжения ОАО «Газпром».

Стандарт СТО Газпром 034-2008 устанавливает:

основные положения организации и правового статуса аварийного запаса материально-технических ресурсов для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах ОАО «Газпром» и восстановления системы газоснабжения;

номенклатуру и объем аварийного запаса материально-технических ресурсов для восстановления системы газоснабжения ОАО «Газпром»;

основные требования к хранению и учету аварийных запасов материально-технических ресурсов на складах ОАО «Газпром».

Положения стандарта СТО Газпром 034-2008 обязательны для применения соответствующими структурными подразделениями ОАО «Газпром», дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» при разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мероприятий по восстановлению системы газоснабжения, других документов в данной сфере.

Таким образом, организации обязаны соблюдать требования по разработке и обеспечению мероприятий в области защиты в чрезвычайных ситуациях, представленные как нормативной правовой базой Российской Федерации, так и внутренними стандартами компаний.

Международный опыт по защите в чрезвычайных ситуациях

С целью обоснования актуальности проблемы следует рассмотреть и зарубежный (международный) опыт решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Для предприятий нефтегазовой отрасли целесообразно иметь представление о международном опыте в области защиты в чрезвычайных ситуациях для реализации наиболее эффективных решений (мероприятий) на собственных объектах.

Рассмотрим Отчет корпорации «ExxonMobil» о соблюдении принципа гражданской ответственности за 2008 год. В разделе охрана труда и техника безопасности можно наблюдать политику компании и в области защиты в чрезвычайных ситуациях.

«Управление рисками и готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации в корпорации «Эксон Мобил» используется упорядоченный и системный подход к планированию мер по обеспечению бесперебойного ведения работ и готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации. Чтобы обеспечить возможность быстрого и эффективного реагирования на происшествия в ходе работ, мы регулярно проводим проверки готовности обученных аварийно-спасательных бригад на каждом объекте к реагированию по различным сценариям. Среди таких сценариев — разливы нефтепродуктов, пожары, взрывы, стихийные бедствия и происшествия, угрожающие безопасности людей».

«С ростом населенности прибрежных районов, а также со строительством на побережье Мексиканского залива в США важных объектов инфраструктуры возрастает риск несчастных случаев, повреждения имущества и серьезных финансовых потерь в результате ураганов.

В случае подобных стихийных бедствий наша первоочередная задача — защита жизни и здоровья сотрудников, членов их семей, а также населения. Кроме того, обеспечение безопасности проводимых нами работ, чтобы снизить их потенциальное воздействие на окружающую среду».

Заблаговременные и скоординированные действия для быстрого и эффективного реагирования.

Наличие запасов топлива на путях эвакуации и в местах, удобных для ликвидаторов.

Наличие планов обеспечения бесперебойного ведения работ и реагирования на чрезвычайные ситуации с целью защиты сотрудников и обеспечения безопасности технологических процессов.

Проведение учений по реагированию на чрезвычайные ситуации по наиболее пессимистическим сценариям с целью повышения скоординированности действий и отработки организационно-хозяйственных операций, а также модернизации стандартных процессов и планов действий в нештатных ситуациях.

Обратимся к аналогичному отчёту о деятельности американской нефтяной компании «Shell» за 2011 год:

«Предотвращение происшествий и управление рисками являются важными аспектами нашей деятельности, а также важными факторами обеспечения безопасности сообществ, проживающих рядом с нашими объектами. «Шелл» использует двойной подход к потенциальным происшествиям, которые могут причинить вред нашим сотрудникам и подрядчикам, нашим соседям или окружающей среде. Мы выявляем и оцениваем риски, которые могут привести к происшествиям, и предпринимаем необходимые меры по их снижению или устранению. В то же время мы готовимся к возможным происшествиям и способны мгновенно отреагировать в случае их возникновения. Для этого предусмотрены различные меры по снижению последствий происшествия и минимизации воздействия на людей и окружающую среду.

На практических занятиях наши сотрудники учатся применять меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, таких как разлив нефти или пожар.

В целях постоянного совершенствования нашего подхода мы работаем в тесном сотрудничестве с государственными организациями и местными командами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, что позволяет регулярно тестировать наши планы и процедуры ликвидации чрезвычайных ситуаций. Мы проводим расследования крупных происшествий и чрезвычайных ситуаций, чтобы на их опыте предотвратить возникновение аналогичных ситуаций в будущем».

Отечественным нефтегазовым компаниям есть чему поучиться и что перенять от иностранных коллег в области защиты в чрезвычайных ситуациях. Вопросы защиты в ЧС должны стать важными для государства, бизнеса и общества в целом.

На сегодняшний день в Российской Федерации функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Объектовый уровень РСЧС охватывает деятельность организаций в области защиты в ЧС, в том числе нефтегазового комплекса. В силу того, что аварии на нефтегазовых объектах становятся причинами чрезвычайных ситуаций, а, следовательно, и причинами человеческих жертв, прямого и косвенного экономического и экологического ущерба, необходимо более глубоко подходить к проблеме разработки мероприятий по защите в ЧС для нефтегазовых компаний.

Мероприятия по защите в ЧС можно классифицировать на два класса — организационные и инженерно-технические. В следующем разделе работы мы предложим перечень мероприятий по защите в ЧС мирного времени для нефтегазовых объектов, в соответствии с данной классификацией.

Разработка перечня мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций мирного времени для нефтегазовых объектов

В данном разделе работы мы предложим перечень организационных и инженерно-технических мероприятий, проводимых как заблаговременно, так и при возникновении и ликвидации ЧС мирного времени для нефтегазовых объектов в целях обеспечения требуемого уровня безопасности. Таблица 3.

Таблица 3. Перечень мероприятий по защите в чрезвычайных ситуациях мирного времени для нефтегазовых объектов.

Название мероприятия

Суть мероприятия

Для каких н/г объектов предназначено

Механизм внедрения и реализации

Организационные мероприятия

1.

Контроль выполнения требований правовых и нормативно-технических документов в области ЗЧС

Контроль и надзор за выполнением требований НПА и НТД по ЗЧС

Все объекты н/г отрасли

Включение проверки выполнения требований в области ЗЧС в процесс производственного контроля и внутреннего аудита

2.

Разработка плана действий по предотвраще-нию и ликвидации ЧС для персонала

Распределение функциональных обязанностей по защите в ЧС среди персонала

Все объекты н/г отрасли

Методическая работа инженера по ГО и ЧС, руководства объектов

3.

Планирование сил и средств для ликвидации ЧС

Расчёт, подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации ЧС

Все объекты н/г отрасли

Работа инженера по ГО и ЧС, руководства объектов, начальников служб и подразделений по планированию и поддержанию в готовности сил и средств для ликвидации ЧС.

4.

Планирование СИЗ для защиты персонала в ЧС

Создание запасов средств индивидуальной защиты и поддержание их в готовности к использованию

Все объекты н/г отрасли

Методическая работа инженера по ГО и ЧС, руководства объектов, начальников служб и подразделений по планированию и поддержанию в готовности установленных запасов СИЗ

5.

Подготовка персонала к действиям в ЧС

Инсценировка ЧС и отработка взаимодействий по эвакуации с объекта и ликвидации ЧС

Все объекты н/г отрасли в зависимости от специфики объектов:

— бурение скважин

— добыча нефти и газа

— морская добыча на платформе

Нефтеперекачивающие и компрессорные станции

Нефтеперерабатываю-щие и газоперерабатывающие заводы и другие объекты

Создание плана и проведение ежеквартальных тренировок по действиям персонала и спасательных служб в условиях ЧС

6.

Теоретическое обучение персонала основам защиты в ЧС, в том числе обучение пожарной безопасности

Проведение теоретического обучения по специально разработанным программам

Все объекты н/г отрасли в зависимости от специфики объектов

— бурение скважин

— добыча нефти и газа

— морская добыча на платформе

-Нефтеперекачивающие и компрессорные станции

Нефтеперерабатываю-щие и газоперерабатывающие заводы и другие объекты

Работа инженера по ГО и ЧС. Заключение договоров на обучение с учебными центрами МЧС России, учебно-методическими центрами. Курсы повышения квалификации.

7.

Разработка плана ЛРН

Разработка плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Снижение ущерба от ЧС путём планирующих мероприятий

Объекты нефтяной отрасли:

— Месторождения жидких углеводородов

— Нефтесборные пункты

Нефтеперекачивающие станции

Нефтеперерабатываю-щие заводы

— Магистральные нефтепроводы

Разработка плана ЛРН в установленном законом порядке

8.

Создание систем оповещения о ЧС и управления эвакуацией людей

Наличие и поддержание в постоянной готовности систем оповещения и информации о ЧС

Все объекты н/г отрасли

Работа инженера по ГО и ЧС, взаимодействие с техническими службами, службами связи и подрядными организациями

9.

Физическая защита объектов

Совокупность организационных мероприятий и инженерно-технических средств, обеспечивающих обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности объекта

Критически важные объекты:

— Месторождения углеводородов, объекты добычи.

-Нефтеперекачиваю-щие и компрессорные станции

— Газораспределитель-ные станции

— Нефтеперерабатываю-щие и газоперерабатывающие заводы и другие объекты

Организационно-техническая работа служб безопасности объектов. Проведение тренировок по предотвращению диверсий и терактов

10.

Ограничение численности персонала

Ограничение количества людей в зданиях и на территории объектов до значений, обеспечивающих безопасность их эвакуации

— Морские платформы

— Нефтеперекачиваю-щие и компрессорные станции

Нефтеперерабатываю-щие и газоперерабатывающие заводы

Расчёт и оценка пожарных рисков

Инженерно-технические мероприятия

11.

Проведение Государствен-ной экспертизы проектов

Проектирование, размещение, строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры, в том числе критически важных и потенциально опасных, осуществляется на основе проведения Государственной экспертизы и долгосрочного прогнозирования. Основы безопасного функционирования объектов закладываются на стадиях их проектирования, размещения и строительства

Объекты, подлежащие Государственной экспертизе:

— Магистральные нефтепроводы

— Магистральные газопроводы

— Объекты бурения и добычи на континентальном шельфе РФ, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, внутренних морских водах, объекты, расположенные в особо охраняемых природных территориях.

Прохождение процедуры государственной экспертизы проектов,

ИТМ ГО ЧС

12.

Строительство и эксплуатация защитных сооружений

Использование защитных сооружений (ЗС) инженерных сооружений, предназначенных для укрытия персонала, техники и имущества от опасности, возникающей в результате возникновения ЧС

Все объекты н/г отрасли

Принятие решений о строительстве защитных сооружений на основе оценки рисков

13.

Создание санитарно-защитных зон

Предотвращение или уменьшения воздействия на население и окружающую среду поражающих факторов ЧС

— Магистральные нефтепроводы

— Магистральные газопроводы

— Газораспределитель-ные станции

— Объекты бурения и добычи

-Нефтеперекачивающие и компрессорные станции

-Нефтеперерабатываю-щие и газоперерабатываю-щие заводы

Соблюдение законодательства о санитарно-защитных зонах и следование проектным решениям

14.

Применение систем автоматического пожаротушения

Применение систем автоматического пожаротушения как прогрессивного средства пожаротушения

Объекты н/г отрасли, где внедрение автоматических систем тушения технически возможно и экономически целесообразно

Технико-экономический расчёт, финансирование мероприятий

15.

Устройство дополнитель-ных эвакуационных путей и выходов

Снижение величины пожарного риска посредством устройства дополнительных эвакуационных путей и выходов

Нефтеперекачивающие и компрессорные станции

-Нефтеперерабатываю-щие и газоперерабатываю-щие заводы

— Морские платформы

Предусмотреть в проекте возможность создания дополнительных эвакуационных путей и выходов

Вывод

В данной работе, в соответствии с поставленными целью и задачами были проанализированы нормативные требования к объектам нефтегазового комплекса в области защиты в ЧС, изучена статистика по чрезвычайным ситуациям в отрасли и освещён международный опыт нефтегазовых компаний в области защиты в чрезвычайных ситуациях. В работе представлен перечень мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций мирного времени для нефтегазовых объектов, с учётом специфики отрасли промышленности. Данные мероприятия позволят повысить уровень безопасности на нефтегазовых объектах за счёт увеличения эффективности защиты в чрезвычайных ситуациях.

Список использованной литературы

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» 

Приказ МЧС РФ от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности»

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Григоренко М. М. Безопасность жизнедеятельности СПб.: СПбГУЭФ, 2008. — 112 с.

Седнев В. А. и др. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. М. : Академия ГПС МЧС России, 2014. — 229 с.

Хаустов А. П. Редина М. М. Чрезвычайные ситуации и профессиональная безопасность в нефтегазовом комплексе/- М.: Изд-во ГЕОС, 2009

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »