Разработка инновационного проекта в социальной сфере


Министерство науки и образования РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

Курсовая работа по дисциплине «Управление проектами»

на тему «Разработка инновационного проекта в социальной сфере»

Москва

2013

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы разработки инновационного проекта
  • 1.1 Понятие инновационного проекта, функции инноваций
  • 1.2 Порядок разработки и оформление инновационного проекта
  • Глава 2. Особенности инновационных проектов в социальной сфере России
  • 2.1 Категории и факторы инновационной деятельности в социальной сфере
  • 2.2 Виды инноваций в социальной сфере
  • Глава 3. Инновационное проектирование Социальный проект «Все в наших руках»: план, реализация, оценка эффективности
  • 3.1 Цель и задачи проекта
  • 3.2 Реализация проекта и ее результаты
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Введение

Современное социально-экономическое развитие России показывает, что инновационный путь развития — это единственный путь роста. Только инновации могут способствовать экономическому росту. В тоже время инновации всегда связаны с большими рисками. Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

Социально-экономическое развитие страны во многом определяется социальными инновациями, которые являются основным инструментом повышения качества жизни населения. Сегодня в России колоссальный голод на социальные инновации. В стране в настоящее время назрела необходимость поддержки социальной инновационной деятельности. Становятся актуальными проекты в сфере развития и социальной адаптации детей и подростков, в поведении которых наблюдается тенденция к девиантному поведению. Ведь дети — наше будущее, поэтому проекты данной категории всегда необходимы. Сегодня в России огромное количество безнадзорных подростков и детей, нуждающихся в помощи и защите.

Инновация представляет собой процесс развития с особыми характеристиками и закономерностями. Инновации стали восприниматься как метод ускоренного развития сложных систем социальных сфер.

Социальная сфера — совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Обычно инициатором инноваций в социальной сфере выступает государство. Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Такие социальные программы выгодны и для бизнеса, они связаны со стратегией его развития и являются осознанными вкладами в управление репутацией компании. Они приносят реальный социальный эффект и в то же время оказывают позитивное влияние на основную деятельность бизнеса. Крупные развитые организации инвестируют значительные средства в проекты социального назначения и таким образом стремятся нести реальную пользу в решении общественно значимых проблем (на уровне местного сообщества или всей страны).

Целью курсовой работы является изучение процесса разработки инновационных проектов в социальной сфере и получение наглядного представления о социальном проекте путем рассмотрения примера.

Задачами являются:

1) охарактеризовать понятие инновационного проекта;

2) раскрыть значение инновационной деятельности;

3) перечислить стадии разработки инновационного проекта;

4) рассмотреть особенности инновационных проектов в социальной сфере России;

5) назвать факторы инновационной деятельности;

6) указать виды инноваций в социальной сфере;

7) представить социальный проект «все в наших руках»: постановка целей и задач проекта и оценка эффективности реализации проекта.

Глава 1. Теоретические основы разработки инновационного проекта

1.1 Понятие инновационного проекта, функции инноваций

Дословный перевод термина «инновация»: «новация» (лат.) — нечто новое, новшество, «инновация» — процесс или результат внедрения новшеств. Если рассмотреть процессуальные компоненты любой деятельности: «потребность» — «мотив» — «цель» — «задача» — «технология» — «действие» — «результат», то, наверное, в наибольшей степени при фиксированном субъекте деятельности (с собственными потребностями, мотивами и целями) инновация может затрагивать технологию деятельности (технология — совокупность методов, операций, приемов, этапов и т. д., последовательное осуществление которых обеспечивает решение поставленной задачи), то есть содержание, формы, методы и средства деятельности. Поэтому инновационный проект можно определить как проект по изменению технологии деятельности. Как и любой проект, инновационное развитие требует ресурсов для его реализации: финансовых, кадровых, временных и др.

Предметом изменений в процессе реализации инновационных проектов могут быть: содержание и формы деятельности (примеры — изменение ассортиментной и ценовой политики, производство новых видов товаров и услуг и т. п.); средства деятельности (например, переход на новые технологии производства — наиболее типичный представитель инновационного проекта); методы деятельности.

В изменении методов деятельности можно выделить технологический аспект (методы «производства») и организационный аспект — методы управления фирмой и ее изменениями (развитием). Последние как раз и соответствуют организационному управлению инновационным развитием.

Иерархическими уровнями, на которых расположены субъекты, участвующие или оказывающие влияние на инновационное развитие фирмы, являются: собственно фирма, соответствующий муниципалитет, регион и государство. При этом на «нижнем уровне» — в отдельной фирме или организации — можно выделить «производство» и надстроенную над ним иерархическую структуру системы управления.

С другой стороны, субъекты инновационного развития можно сгруппировать следующим образом:

1. государство, устанавливающее институциональные условия инновационного развития и стимулирующее его;

2. «наука» — как источник инновационных идей и новых технологий;

3. «экономика» — как объединение фирм, внедряющих эти идеи и технологии и производящих продукцию и услуги для потребителей.

Обычно выделяют четыре этапа (стадии) жизненного цикла инновации:

фундаментальные исследования (ФИ),

прикладные исследования (ПИ),

опытно-конструкторские разработки (ОКР),

внедрение в производство.

Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

1) воспроизводственную;

2) инвестиционную;

3) стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в Вашем бизнесе является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.

В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия становятся первооткрывателями новых продуктов и новых технологий в различных отраслях.

Как уже было замечено, инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, что особенно важно для малого предприятия. Кроме того, при реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги — инновация».

Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

1.2 Порядок разработки и оформление инновационного проекта

Разработка инновационного проекта представляет собой особым образом организованную НИР прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели инновационного проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно-сметной документации.

Разработка концепции и идеи проекта должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность и перспективность результатов проекта, а также возможную эффективность инновационного проекта.

В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы: формирование инновационной идеи и постановка цели проекта, маркетинговые исследования идеи проекта, структуризация проекта, анализ риска и неопределенности, выбор варианта реализации проекта.

Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта. Возникновение инновационной идеи является отправной точкой, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиций.

С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии и т. п.).

С другой стороны, под формированием инновационной идеи понимается задуманный план действий, т. е. способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. Идея может возникнуть спонтанно или являться результатом длительного процесса, она может быть результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.

К методам генерирования и формирования инновационных идей относятся хорошо известные методы экспертных оценок, такие, как методы выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования — выборочных опросов; написание сценария и т. д.) и творческие методы («мозговая атака»; морфологический анализ; метод Дельфи и т. д.).

Структуризация инновационного проекта. Установленные на предыдущих этапах целевые параметры проекта являются основой для формирования перечня проектных мероприятий по достижению конечной цели проекта.

Для определения состава необходимых мероприятий конечные цели предварительно структурируются, т. е. разбиваются на составные элементы. Практика показала, что в структуризации проекта необходимо различать две разновидности функциональную и проблемную.

При функциональной структуризации проекта сначала устанавливается состав функциональных элементов, являющихся условием полного и комплексного его решения.

Инструментом такой функциональной структуризации проблемы при разработке проекта служит «дерево целей». Последнее представляет собой иерархическую систему, имеющую ряд уровней, на которых располагаются последовательно детализируемые цели, требующие реализации. При этом цели каждого последующего уровня должны обеспечивать реализацию целей вышестоящего уровня.

По каждому из установленных элементов, включая и альтернативные, определяется ограниченный перечень важнейших целевых показателей, характеризующий их научно-технический уровень и раскрывающий содержание целевых показателей элементов вышестоящего уровня.

На основании частных прогнозов развития каждого элемента и с учетом сложившихся пропорций, удельных затрат и норм расхода рассчитываются возможные значения целевых показателей по отдельным периодам реализации проекта.

При определении значений целевых показателей следует исходить из необходимости обязательного обеспечения целевых параметров соответствующего элемента вышестоящего уровня. Расчет целевых параметров по элементам «дерева целей» осуществляется последовательным разукрупнением от высшего уровня к нижнему.

Кроме целевых показателей, по каждому из элементов «дерева целей» рекомендуется устанавливать ограничивающие параметры, определяющие особые условия достижения целей. Состав таких параметров и их значения подбираются и обосновываются экспертами исходя из специфики самого проекта. Ограничивающие параметры устанавливают те требования, которые обязательно должны быть выдержаны при реализации проекта.

Таким образом, установление состава ограничивающих параметров проекта и их качественных значений может рассматриваться как первая и самая укрупненная стадия технико-экономического обоснования варианта реализации проекта.

Построенное «дерево целей» переформулируется затем в проблемно выраженную систему заданий и мероприятий, имеющую также иерархическую структуру и называемую «деревом работ». Это проблемная структуризация проекта.

Если «дерево целей» устанавливает необходимые средства достижения целей проекта, то комплекс мероприятий («дерево работ») должен определять пути и способы получения этих средств. При формировании мероприятий должен использоваться композиционный принцип последовательного агрегирования работ низшего уровня в темы, задания, проблемы высшего уровня.

Разработка перечня необходимых мероприятий осуществляется в такой последовательности:

изучается возможность и целесообразность обеспечения целевых параметров за счет расширения объемов производства традиционной техники;

формулируются мероприятия по освоению в производстве результатов ранее законченных НИОКР;

при недостаточности научного задела изучается возможность и намечаются мероприятия по использованию опыта зарубежных стран на основе приобретения лицензий, оборудования или документации;

разрабатываются предложения по направлению и конкретной тематике НИР.

Совокупность работ, установленных по элементам низшего уровня «дерева целей», объединяются на последующих стадиях разработки проекта в темы, задания и этапы, связанные с созданием соответствующих элементов высшего уровня. Получаемое таком образом «дерево работ» представляет собой один из возможных вариантов реализации проекта.

Результатом структуризации проекта является перечень мероприятий (состав заданий, тем и работ), выполнение которых необходимо для обеспечения достижения в установленные сроки целевых значений проекта по каждому из вариантов его реализации.

Маркетинговые исследования идеи проекта. Параллельно с формированием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования.

Целью этого этапа является определение сферы влияния проекта на развитие народного хозяйства и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам.

Конечные цели и задачи инновационного проекта не всегда могут быть установлены в виде конкретных количественных показателей на стадии выбора и обоснования проблемы (инновационной идеи). Поэтому собственно разработка проекта должна начинаться с количественного уточнения конечной цели проекта и установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных вариантов реализации.

С этой целью:

устанавливаются возможные потребители целевого продукта проекта;

анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции;

изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т. д.;

анализируются новые сферы использования конечного продукта проекта;

исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта.

На этапе маркетинговых исследований должны использоваться общие методы маркетинга инноваций. Результаты маркетинговых исследований выражаются в конкретных количественных значениях целевых параметров проекта.

Анализ риска и неопределенности. Одной из наиболее существенных особенностей инновационных проектов является то, что выполнение проектов осуществляется в условиях риска и неопределенности.

Эти факторы подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны. Результат анализа рисков при разработке инновационного проекта выражается в определении вероятности реализации альтернативных вариантов.

Выбор варианта реализации инновационного проекта. Выбор из альтернативных вариантов инновационного проекта самого жизнеспособного представляет собой одну из наиболее ответственных процедур разработки проекта. Основными задачами этого этапа являются следующие:

установление основных критериев (показателей) эффективности инновационного проекта;

расчет показателей эффективности альтернативных вариантов проекта с учетом вероятности их реализации;

сравнение и выбор варианта инновационного проекта для реализации.

Для оценки эффективности инновационных проектов используется система показателей, установленная Методическими рекомендациями по оценке эффективности инновационных проектов и их отбору для финансирования. Для учета неопределенности условий реализации варианта проекта рассчитываются показатели ожидаемого интегрального эффекта (экономического — на уровне народного хозяйства, коммерческого — на уровне ИП).

В управлении проектом планирование (программирование, детальная программа) занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации проекта.

Основная цель планирования — интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта.

План реализации инновационного проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи.

инновационный проект социальный проект

Таким образом, план содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Как правило, он оформляется в виде комплексной инновационной программы.

Каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается число исполнителей; сроки выполнения (год начала и год окончания); объем финансирования в расчете на год. Важное значение придается информации о руководителе и основных исполнителях проекта, организации, через которую осуществляется финансирование; организации, в которой выполняется работа.

В проекте должно быть указано полное и сокращенное название организации, через которую производится финансирование, и организации, в которой выполняется работа (кроме адресных данных, бюджетный счет, наименование банка, БИК, телефон руководителя, бухгалтерии и др.).

Далее следует содержание проекта.

Должна быть обоснована смета расходов на выполнение проекта.

Общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:

заработная плата (не более 50% общего объема);

начисления на заработную плату;

приобретение оборудования и материалов;

услуги сторонних организаций (в том числе на издание трудов по данному проекту);

командировочные расходы;

экспедиционные расходы;

накладные расходы (не более 20% общего объема).

Проведение работ осуществляется в соответствии с договором с финансирующей организацией и техническим заданием.

В техническом задании указываются:

1. тема работы (название проекта),

2. год,

3. организация, в которой выполняется работа,

4. исполнители,

5. руководитель темы,

6. сроки выполнения,

7. стоимость работ,

8. цель работы,

9. имеющийся научный задел,

10. ожидаемые результаты, их научно-техническая и практическая ценность,

11. содержание работы (этапы, их наименование и сроки выполнения, стоимость, результат и вид отчетности),

12. перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ,

13. рекомендации по использованию результатов.

Особое внимание нужно обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения должна обеспечивать экспертизу результатов.

Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного, годового этапа и т. п.).

Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта.

Глава 2. Особенности инновационных проектов в социальной сфере России

2.1 Категории и факторы инновационной деятельности в социальной сфере

Социальная сфера России за последние годы претерпела очень незначительные изменения и во многом сохранила принципы, формулы и технологии советского периода. Стратегия инновационного социально-ориентированного развития, о которой говорится в программе развития страны до 2020 г., включает в себя целый ряд мер по качественному обновлению социальной сферы. Между тем научных разработок по данному направлению явно недостаточно, за последние годы опубликовано считанное число работ по данной проблеме.

Анализируя особенности инновационных процессов в рамках отраслей социальной сферы, приходится, прежде всего, констатировать отдельные недостатки в соответствующем терминологическом аппарате. Обобщая положительные стороны многих определений, встречающихся в литературе, можно предложить к использованию следующую дефиницию: инновации — это нововведения во всех областях человеческой деятельности, основанные на современных достижениях науки и передового опыта, осуществляемые с целью повышения качества жизни, эффективности производства и управления.

Рассматривая теоретические аспекты инновационной деятельности в отраслях социальной сферы, нельзя не признать целесообразность более широкого использования в понятийном аппарате исследований таких ключевых категорий, как: объект, субъект, предмет инновационной деятельности. Данные три понятия образуют целостную систему, позволяющую дать комплексную характеристику инновационной деятельности в социальной сфере.

Объект инновационной деятельности — это организация, отрасль, территория, трудовой коллектив, где конкретно реализуется данный инновационный проект. Например, можно говорить об учреждениях здравоохранения, организациях коммунального комплекса, городского транспорта и т. п. как об объектах инновационной деятельности.

Субъект инновационной деятельности — частный предприниматель, организация, органы власти и т. п. инициирующие и/или реализующие данный инновационный проект.

Предмет инновационной деятельности — та сторона или характеристика объекта инновационной деятельности, которая подвергается изменениям в результате реализации данного инновационного проекта. Например:

при реализации инновационного проекта по внедрению новых услуг в рамках ЖКХ предметом инновационной деятельности выступает ассортимент услуг, предоставляемых жилищно-коммунальным комплексом данного региона;

внедрение новой системы менеджмента качества медицинских услуг имеет своим предметом повышение качества медицинской помощи в той или иной группе учреждений здравоохранения, например, подведомственных органу управления здравоохранением данного субъекта Федерации.

Категория «предмет инновационной деятельности» применительно к отраслям социальной сферы может быть конкретизирована в следующих аспектах:

а) новые формы экономических отношений, например частно-государственные партнерства, концессии т. п.;

б) новые техника, технологии, материалы, предоставляемые в распоряжение организаций социальной сферы научно-техническим прогрессом, например высокотехнологичная медицинская помощь, использование ИТ-технологий и т. п.;

в) новые услуги, появление которых на рынке заметно интенсифицировалось с началом рыночных реформ в России. В качестве примера можно указать на клининговые услуги, создание биллинговых систем и т. п.;

г) новые технологии управления, например приоритетные национальные проекты, пилотные проекты, целевые программы развития в отраслях социальной сферы и т. п.;

д) новые формы организации труда и производства, например создание систем менеджмента качества, аутсорсинг, стандартизация и сертификация услуг и персонала и т. п.;

е) экологические новации, например разработка и внедрение новых схем санитарной очистки территорий;

ж) социальные новации, примером которых могут служить новые формы взаимодействия граждан в рамках товарищества собственников жилья (ТСЖ), участие структур гражданского общества в контроле за деятельностью отраслей социальной сферы и т. п.

Рассматривая далее специфику инновационных процессов в социальной сфере, нельзя не обратить внимание на практически не изученный вопрос о факторах, воздействующих на инновационную деятельность в отрасли. Эти факторы могут быть с некоторой долей условности разделены на три группы.

1) факторы, положительно воздействующие на инновационную деятельность в социальной сфере;

2) факторы, отрицательно воздействующие на инновационные процессы;

3) факторы смешанного действия, т. е. оказывающие и положительное и отрицательное воздействие на инновационную активность в зависимости от конкретных условий отрасли и момента времени.

Факторы, положительно воздействующие на инновационный процесс в отраслях социальной сферы:

1) Институциональные преобразования в социально-экономической системе России, проведенные в последние 20 лет, обеспечившие, в частности, возможность функционирования в социальной сфере организаций различных форм собственности и, как следствие, формирование экономических стимулов для инновационной деятельности.

2) Имеющийся в обществе социальный заказ на обновление отраслей, услугами которых круглосуточно пользуются десятки миллионов граждан России. Например, нетерпимое положение, в котором уже длительное время находится ЖКХ, затрагивает интересы всех граждан, независимо от рода их занятий, местожительства, уровня доходов и т. д., создавая в российском обществе признанный всеми его основными группами вектор требований на исправление создавшейся ситуации.

3) Урегулированность основных правовых проблем развития социальной сферы. Следует обратить внимание на то, что новаторами в большинстве ключевых инновационных решений по организации и управлению отраслью являются федеральные и региональные органы власти (законодательной и исполнительной).

4) Наличие определенного научно-технического задела в тех направлениях, которые представляют интерес для отраслей социальной сферы. Ярким примером в данном случае может служить опыт нижегородского Института региональной экономики и конкурентоспособности, где собраны десятки инновационных проектов, предназначенных для внедрения в жилищно-коммунальном хозяйстве, — начиная от разработок, позволяющих повысить долговечность электрических лампочек, и до многочисленных проектов, связанных с очисткой воды.

5) Возможность использования мирового опыта инновационных решений в социальной сфере, обусловленная сближением экономических систем России и развитых стран.

Отмечая факторы, положительно воздействующие на инновационный процесс в отрасли, следует также отметить и группу факторов, отрицательно сказывающихся на инновационной деятельности в данной области:

1) Недостаточная заинтересованность органов государственной власти и муниципалитетов в реальном внедрении нововведений. Так, приватизация предприятий ЖКХ частично вывела данную отрасль и соответствующие финансовые потоки из под контроля властных структур.

2) В инновационном развитии социальной сферы нельзя не учитывать такой фактор, как сопротивление части населения многим нововведениям в отрасли, зачастую ломающим привычный жизненный уклад. По сообщениям информагентств, в марте 2006 г. акции против реформы ЖКХ прошли в 70 регионах России, общее число участников митингов и демонстраций составило около 800 тысяч человек [8].

3) Специфика социальной сферы такова, что в ней затруднена прямая диффузия инноваций. Практически каждая организация в данной области функционирует в рамках глубоко индивидуальных условий: в разных типах населенных пунктов, градостроительных и природно-климатических характеристик, плотности населения и специфики трудовых ресурсов, структуры основных фондов, запросов потребителей, сложившихся навыков управления и т. п. В силу этого, с одной стороны, прямое тиражирование новшеств в отраслях социальной сферы затруднено, а с другой — нововведениями для конкретной организации могут быть технико-технологические или организационно-экономические решения, которые уже получили распространение в других организациях, отраслях, регионах и т. п. Например, внедрение аутсорсинговых технологий, несмотря на их известную распространенность, следует считать инновациями при начавшемся за последние годы их внедрении в российском здравоохранении. Более того, целый ряд услуг социальной сферы сами по себе практически не поддаются инновациям и в течение многих десятилетий не меняют своих потребительских свойств, например, обеспечение водой, газом, электроэнергией и т. п.

4) Инновационный процесс в отрасли существенно затрудняется низким уровнем подготовки ее кадров, непосредственно реализующих те или иные нововведения. Низкий уровень организации производства и производительности труда приводят к тому, что российские предприятия жилищного сектора обычно имеют штат, в 5-10 раз превышающий количество служащих на соответствующих западных предприятиях, обслуживающих такое же количество населения.

В третьей группе факторов инновационной деятельности в социальной сфере следует, как уже говорилось, рассматривать такие, которые могут в зависимости от обстоятельств места и времени оказывать и положительное, и отрицательное воздействие на внедрение инновационных решений в данной группе отраслей:

1) Частичная демонополизация отраслей социальной сферы, в которой в настоящее время, например, действуют десятки тысяч одних только малых предприятий (Приложение 1). Одним из важнейших результатов в данном случае является то, что на рынке услуг возникли зачаточные формы конкуренции. Однако часть организаций, относящихся к социальной сфере, была, есть и останется в группе локальных естественных монополий со всеми вытекающими отсюда последствиями для темпов научно-технического прогресса и инновационного развития в отрасли (например, организации в сфере водоснабжения и водоотведения).

2) Тенденция к постепенному расширению финансовых возможностей страны, позволяющая направлять все больший объем ресурсов на решение социальных проблем. Так, на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи в 2010 г. планировалось направить 32,2 млрд руб., что, по нашим подсчетам, обеспечивает среднегодовые темпы прироста соответствующих расходов за 2007-2010 гг. свыше 22 процентов [1].

Однако при росте экономических возможностей государства и частного капитала Россия, тем не менее, остается небогатой страной. Так, на финансирование здравоохранения Россия выделяет около 3% ВВП, хотя Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует своим членам, в том числе, естественно, и России, выделять не менее 5% ВВП на эти цели. Медицинские расходы на душу населения в денежном выражении в России в 40 раз ниже, чем в США, в 20-30 раз — чем в Западной Европе и в 1,9 раза ниже, чем в Турции [9]. Поэтому решение многих острейших проблем социальной сферы, прежде всего, обновления ее основных фондов, распространения новых технологий, форм организации производства и т. д. в нашей стране зачастую бывает затруднительным просто ввиду отсутствия необходимых средств.

Рассматривая факторы инновационной деятельности в социальной сфере, следует обратить внимание на такой важный ее инструмент, как инновационный эксперимент. Под экспериментом принято понимать научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых и контролируемых условиях. Учитывая социальную роль сферы услуг, многие нововведения невозможно внедрять сразу во всех организациях той или иной отрасли и на всех территориях без предварительной их экспериментальной проверки.

Проблема инновационных экспериментов в деятельности предприятий и учреждений социальной сферы в научной литературе практически еще не обсуждалась. Между тем практика постоянно пытается использовать экспериментальные методы для отработки тех или иных инновационных решений. Неразработанноcть вопроса о проведении инновационных экспериментов в социальной сфере приводит к тому, что порядок их проведения, как правило, нарушает большинство элементарных требований к социально-экономическим экспериментам. Одним из главных вопросов в данном случае является схема проведения эксперимента, которая, как правило, выбирается на основе следующих альтернатив.

А) Параллельный эксперимент. Для проведения эксперимента по данной схеме отбираются два максимально сходных объекта (предприятия, организации, группа предприятий и т. п.), один из них рассматривается как экспериментальный, а второй — контрольный. На экспериментальном объекте будет отрабатываться, например, новая технология управления, а контрольный объект служит в качестве эталона для сравнения и оценки результатов эксперимента. По истечении срока проведения эксперимента (например, 12 месяцев) критериальные признаки экспериментального и контрольного объектов сравниваются. Если на экспериментальном объекте ситуация оказалась лучше по сравнению с контрольным, то можно говорить о приемлемости данных инноваций и наоборот.

Б) Последовательный эксперимент. При данной схеме один и тот же объект выступает сначала контрольным объектом, а затем (после введения экспериментальных условий) — экспериментальным. Значения критериального признака регистрируются до начала эксперимента, после чего на объекте реализуются нововведения и он становится экспериментальным объектом. По окончании эксперимента значения критериального признака регистрируются снова и сравниваются с таковыми до введения экспериментальных условий.

Из самой схемы последовательного эксперимента видно, что он требует значительно меньше организационных усилий и финансовых затрат, что и обусловило его практически полное преобладание в пока еще немногочисленных инновационных экспериментах в социальной сфере. В качестве наглядной иллюстрации для схемы последовательного эксперимента приведем Приказ Госстроя РФ от 11 ноября 2002 г. № 262 «Об утверждении форм отчетной информации о ходе и результатах эксперимента по осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов», где установлено, что участвующие в эксперименте субъекты Федерации представляют в Госстрой РФ сведения о ходе и результатах эксперимента. В числе других данных представлялись такие показатели, как количество семей и одиноко проживающих граждан, получавших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг:

в месяце, предшествующем внедрению системы персонифицированных социальных счетов;

после введения системы персонифицированных социальных счетов (в текущем квартале).

Результаты эксперимента в 19 субъектах Федерации показали, что вместо хронического бюджетного недофинансирования затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий, адресная бюджетная помощь планируется и предоставляется полностью и своевременно, а граждане своевременно оплачивают полученные услуги [11].

Общая схема действий организаций при проведении того и другого типов инновационных экспериментов показана на рис. 2.1:

Рис. 2.1 Два типа инновационных экспериментов в социальной сфере

Таким образом, социальная сфера в Российской Федерации, так же, как и сфера экономики, остро нуждается в широком использовании инноваций в хозяйственном механизме, в управлении и технологическом развитии. Между тем степень изученности данной проблемы, начиная от формирования адекватного терминологического аппарата и заканчивая статистическими данными, весьма незначительна. Инновационная деятельность в социальной сфере России протекает в поле действия двух противоположных групп факторов: содействующих и препятствующих внедрению инноваций в отрасли. Сложное переплетение указанных факторов формирует темпы внедрения инновационных решений в организационно-экономическом механизме предприятий и организаций сферы услуг. Дальнейшее изучение теоретико-методологических проблем инновационных процессов в социальной сфере будет способствовать расширению инновационного поля в отраслях, деятельность которых непосредственно формирует качество жизни для миллионов российских граждан.

2.2 Виды инноваций в социальной сфере

Опыт ряда стран показывает, что инновационная социальная работа должна строиться на опережающем, эвристическом предложении услуг, которое будет порождать осознанный спрос на них. В частности, инновации в социальной сфере могут касаться в большей степени:

занятости, доходов, качества жизни населения;

здравоохранения, материнства и детства, жизнесбережения людей;

всех видов и форм образования;

культуры и досуга;

социальной защиты;

обеспечения прав граждан на жилье;

общественной безопасности;

охраны окружающей среды;

работа с беженцами и вынужденными переселенцами;

общественного попечительства в отношении детей, инвалидов, стариков и малоимущих граждан.

Сегодня в России колоссальный голод на социальные инновации. В обновлении нуждаются все аспекты социальной сферы.

Традиционно считалось и считается, что социальная сфера очень консервативна. Люди привыкают жить в определённых условиях и опасаются перемен даже там, где они крайне необходимы. Во-вторых, практически все инновации в социальной сфере принимаются без учёта позиций самих граждан. Мы, к сожалению, так и не научились взаимодействовать с людьми, готовить их к инновационным изменениям.

Например, трудно идёт процесс перехода на электронные носители. Просто потому, что многие, особенно пожилые люди, не владеют самыми простыми навыками работы за компьютером. Порой они даже не умеют его включать. Поэтому программа обучения пожилых людей компьютерной грамотности возникла неслучайно. Пока мы не научим граждан пользоваться благами инновационных достижений, мы так и будем встречать с их стороны отпор любым изменениям.

За последние три года через Центр социальных инноваций прошли порядка 200 проектов. Но одним из первых направлений, в котором начались инновационные изменения, стало здравоохранение.

Новые цели, связанные со стимулированием и инфраструктурной поддержкой развития науки и инноваций, как и прежде, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же запаздывает или откладывается на неопределённые сроки.

Тревожит тот факт, что в масштабах страны эффект от инновационной деятельности почти незаметен, не налажены тесные, постоянные и продуктивные контакты между наукой и бизнесом, эффективное функционирование национальной инновационной системы в целом.

Устранение основных проблем в развитии науки, образования, инноваций требует существенных ресурсных и временных затрат. Однако затягивание их разрешения чревато не просто консервацией сложившейся ситуации, но и вполне вероятной деградацией всех базовых элементов инновационного цикла. Недостаточное финансирование тормозит реализацию эффективных инновационных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике.

Следует отметить, что создаваемые отечественными предприятиями и вузами разработки востребованы незначительно. Это связано, прежде всего, с недостаточным финансированием здравоохранения и законодательной незащищённостью отечественных разработок. Дальнейшее развитие данной ситуации может привести, в частности, к систематическим закупкам крайне дорогостоящего иностранного оборудования, внедрению отечественных разработок через иностранные фирмы и, как следствие, повышению затратности отечественного здравоохранения.

Несмотря на рост инвестиций в здравоохранение, Россия заметно отстаёт от передовых стран по объёмам финансирования и показателям, определяющим уровень развития медицинской науки. В большинстве стран мира ассигнования на «науки о человеке» составляют не менее 30% от общих затрат на фундаментальные исследования.

Вопросы поддержания необходимого состояния медицинских изделий и использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, направляемых на их производство, закупку, должную эксплуатацию и утилизацию, не решаются в достаточной мере. В настоящее время многие направления современной медицины требуют серьёзной технологической оснащенности. Реализация современных технологий в отечественных учреждениях практического здравоохранения сдерживается, в том числе, из-за отсутствия эффективных механизмов допуска этих технологий на рынок.

Таким образом, инновации могут быть техническими, подразумевать разработку или улучшение продуктов или процессов, либо административными, т. е. быть направленными на совершенствование организационной структуры и процессов управления и осуществления работы. Такие инновации часто могут осуществляться независимо друг от друга. Тем не менее, в некоторых случаях реализация инноваций в одной сфере может зависеть или даже требовать инноваций в другой.

Инновации всегда означают скачок в новую область или попытку реализовать новшество. В этой связи результаты инновационной деятельности не всегда становятся очевидными незамедлительно. Напротив, путь к совершенствованию можно прокладывать в течение длительного времени, совершая множество экспериментальных попыток, как успешных, так и не совсем удачных. Этот процесс создает необходимые предпосылки конечного успеха.

Как следует из программных документов Правительства Российской Федерации, инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений.

Единство науки, образования и практики должно обеспечить здравоохранение не только принципиально новыми способами диагностики и лечения самых различных заболеваний, но и современными методами управления качеством в здравоохранении.

Непрерывный поступательный процесс обновления медицинских технологий, обеспечивающий повышение эффективности лечения и профилактики, требует формирования и адекватного финансового обеспечения целевых научных программ по приоритетным направлениям развития медицины и здравоохранения. В Приложении 1 «Численность малых предприятий на конец 2010 г. по отраслям социальной сферы» представлены данные о количестве малых предприятий в России той или иной социальной сферы, из которого видно, что численность образовательных учреждений самая низкая — 280, следовательно, можно утверждать, что количество проектных разработок в данной области тоже невысока. Оптовая же и розничная торговля являются по количеству предприятий наиболее развитой сферой — 69887 малых предприятий.

Глава 3. Инновационное проектирование Социальный проект «Все в наших руках»: план, реализация, оценка эффективности

3.1 Цель и задачи проекта

Социальный проект «Все в наших руках» предназначен для безнадзорных подростков, в поведении которых наблюдается тенденция к девиантному поведению. Участники проекта состоят на учете в Комиссии по Делам Несовершеннолетних при администрации г. Новотроицка Оренбургской области, что дает основания причисления их к группе риска возникновения девиантного поведения и разработки социально проекта для их социальной адаптации.

Цель — повышение уровня социальной адаптации безнадзорных подростков.

Задачи:

1. Снижение эмоционального психологического напряжения;

2. Формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

3. Выполнение попечительских функций;

4. Восстановление (приобретение) ребенком чувства семьи, своей значимости;

5. Способствование личностному росту, самораскрытию.

Состав групп — 7 разнополых детей и подростков с небольшой разницей в возрасте, от 11 до 14 лет.

Место проведения — Актовый зал общеобразовательной школы №2 г. Новотроицка. Часть участников проекта являются учениками названной школы, другая же часть обучается в других общеобразовательных учреждениях г. Новотроицка, т. е. в непосредственной близости от места проведения занятий.

Форма проведения — Групповые занятия (не исключает возможность осуществления индивидуального подхода). Частота занятий — один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:

1. Вводная часть (разминка).

2. Основная часть (рабочая).

3. Завершение (анализ, выход из рабочей ситуации).

Программа рассчитана на 9 занятий по 2 академических часа (общая продолжительность 18 часов).

Вводная часть и завершение рассчитаны примерно на четверть всего времени занятия. Остальное время уделено основной части.

Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно — два разминочных упражнения. В начале каждого занятия ведущему важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на занятие. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой не обсуждаются.

Средством решения задач проекта служат групповые дискуссии и ролевые игры.

В ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы. В процессе такой работы участники приобретают коммуникативные навыки, необходимые для общения в группе.

В ролевой игре упор делается на межличностное взаимодействие. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. Игровой характер ситуации раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующее за игрой подробное обсуждение усиливает обучающий эффект.

3.2 Реализация проекта и ее результаты

Таблица 3.1 План график реализации социального проекта «Все в наших руках»

№пп

Название занятия

Содержание занятия

Инструментарий

Количество занятий

1

Презентация

Презентация проекта «Все в наших руках»

Помещение, экран, компьютер, проектор, презентация, фотоаппарат

1

2

Диагностика

Выявление способностей. Тест на стрессоустойчивость, Психогеометрический тест

Диагностические тесты

1

3

Тренинги

1) Приветствие

2) Разминка

3) Основная часть

4) Обсуждение занятия

5) Завершение

Дневники, бейджики, карандаши, ручки, фломастеры, ватман, газетные листы, листы для записей и т. д.

4

4

Автобиография

Каждый участник пишет в дневник о своем прошлом, настоящем и будущем

Дневники, ручки

1

5

Дискуссии

Обсуждение различных тем, связанных с качествами героя

Помещение, стол, стулья, ватманы, дневники, доска для наглядного воспроизведения

3

6

Завершающее

Вручение сертификатов и подарков детям, напутственные речи, воспоминание о занятиях, вынесение положительного опыта из «школы».

Сертификаты, фотографии, фотоальбомы

1

7

Постскриптум

Урок патриотического воспитания, посещение парада, посвященного 65ти-летию победы в Великой отечественной войне, информационная лекция о военном времени, военной символике.

1

Прежде чем адаптировать и применять тренинг, включенный в проект к его участникам, нам необходимо было провести диагностику для выбора оптимальной формы работы и тематики дискуссионных занятий. Для этого применялись 2 диагностических теста: тест на стрессоустойчивость и психогеометрический тест.

Тест на стрессоустойчивость был применен для выявления возможных агрессивных реакций со стороны подростков на проводимые мероприятия и возможного пресечения неадекватных реакций, а так же для выявления психологической устойчивости участников проекта, при постороннем воздействии на их поведенческие установки. Каждый человек по-разному выходит из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с педагогической работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпочитают «плыть по течению». Другие проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Третьи замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем. Четвертые поступают как-то по-другому. Тест на стресоустойчивость позволяет выявить доминирующий у конкретного человека способ решения жизненных проблем (Приложение №2).

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »