Психология: общепсихологические и социальные принципы


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
1.1 Принципы объективности, детерминизма и самодетерминизма
1.2 Принципы реальности, взаимосвязи, системности
1.3 Принцип развития
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Принцип психологической специфики, взаимосвязи психики и деятельности
2.2 Принципы психологической целостности, конструктивности, гуманности, деятельного опосредствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Принципы психологии нужно рассматривать как в историческом аспекте, так и в современном, поскольку они претерпевают столь же значительные исторические изменения, как и сама психология. Особый характер психологического исследования не мог не привести к мысли о необходимости его особых принципов.
Изучая деятельность человека, протекающую в точно учитываемых условиях, мы получаем возможность судить о психических процессах. При этом объективное изучение собственных психических процессов осуществляется принципиально теми же опосредствованными путями, как и оценка психических процессов другого человека.
Цель – изучить общепсихологические и социальные принципы психологии.
Гипотеза – психология обогащает фонд своих знаний с помощью объективных принципов при этом, не отрицая путей самонаблюдения.
Объект – психика человека.
Предмет – изучение психологии человека строиться на системе научного знания.
Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
— рассмотрим принципы объективности, реальности, детерминизма и самодетерминизма, взаимосвязи, системности и развития;
— рассмотрим принцип психологической специфики, взаимосвязи психики и деятельности, психологической целостности, деятельного опосредствования;
— рассмотрим принципы конструктивности, гуманности.
Проводить психологическое исследование и утверждать, что полученные психологические данные, говорить, что выработаны психологические рекомендации – значит не сужать, не допускать методологических и теоретических извращений, а подходит к психологической реальности во всей ее полноте, системно, изучать личной, социально-психологической, деятельной обусловленности.

1 ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

1.1 Принципы объективности, детерминизма и самодетерминизма

В принципах психологии воплощен весь опыт эмпирического и научного познания действительности людьми. Всякая система знания настолько научна, насколько прочен ее принципиальны фундамент. Самые грубые ошибки, причем часто не замечаемые, происходят из-за нечеткости принципиальных позиций. Опора на принципы открывает наиболее верные пути выхода из любых умственных и практических тупиков. Для психологии, призванной разобраться в самых сложных жизненных коллизиях, в «вихрях» и «водоворотах» человеческих страстей и де-формаций, принципиальная надежность имеет особое значение. Общие и частные принципы — общая основа любого познания и психологического, в частности. В психологической науке принципы разработаны в едином комплексе, и использует их для решения стратегических вопросов применительно к специфике психологической реальности. Рассмотрим важнейшие из них.
Принцип объективности, обязывающий строить систему научного знания строго в соответствии с объективной реальностью, отражать в ней только то, что действительно существует. Необходимо принимать все меры для исключения влияния на научные знания пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности, амбициозности и низкой подготовленности того (тех), кто проводит исследования и претендует на вклад в создание научной картины психологической реальности.
Принцип детерминизма (причинности, каузальности), отражающий объективно существующие в мире причинно-следственные связи и предписывающий обнаруживать причины психологических явлений, а также рассматривать последние как причину тех или иных следствий в жизненной сфере. Установление причин – важнейшее условие разработки конструктивных предложений по совершенствованию практики, и противном случае они будут «бить» по следствиям и ничего не улучшать.
Также принцип детерминизма — признание необходимости изучать закономерные зависимости психических явлений от порождающих их факторов. Принцип детерминизма — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Принцип детерминизма включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы детерминического принципа, а именно: системный принцип детерминизма (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), принцип детерминизма типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), статистический принцип детерминизма (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой принцип детерминизма (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм принципа детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на механический принцип детерминизма, который представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин). Несмотря на ограниченность этого воззрения (психические явления рассматривались только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический принцип детерминизма открывший своеобразие поведения живых систем и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию. Если механический принцип детерминизма представлял психику побочным явлением, то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности. В дальнейшем, ког-да было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический принцип детерминизма, получивший однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной. Иное понимание психологического принципа детерминизма сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс и др.), показавших, что обусловленное воздействием внешних объектов на организм психические явления формируются по иконам, отличным от физических, биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественно-научного психологического принципа детерминизма привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма принцип детерминизма была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации принципа детерминизма на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности. Основной принцип объяснения психики человека с позиции диалектического материализма обусловлен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» (продукты материальной и духовной культуры, в которых воплощаются сущностные силы человека), и «внутреннее» (сущностные силы человека, формирующиеся а процессе их объективации в этих продуктах). В этом плане может быть осмыслена «самопричинность» индивида, представления о том, что индивид есть причина себя в своих взаимоотношениях с миром. Возможность самопричинности базируется на идее синхронической причинности, согласно которой каждый временной срез жизни индивида заключает в себе события, обладающие абсолютной новизной по отношению к событиям прошлого: именно такие инновации составляют источник самопричинности.
Принцип самодетерминации — теоретико-методологический принцип, в соответствии с которым причиной поведения являются не воздействия внешней среды сами по себе, а живой организм, и поведении которого эти воздействия представлены в снятом виде. Не означая отказа от причинности как таковой. Принцип самодетерминации позволяет выделить специфические особенности детерминизма в деятельности живого организма. Принцип самодетерминации связан с утверждением принципов активности и системности, согласно которым организм не стремится нивелировать воздействия внешней спелы, а целенаправленно и активно в ней действует. Принцип самодетерминации определяет цель деятельности как процесс свободного выбора, в ходе которого из системы с неограниченным числом степеней свободы возникает «полносвязная система с единственной степенью свободы».

1.2 Принципы реальности, взаимосвязи, системности

Принцип реальности — принцип регуляции психической жизни, выражающийся в учете реальных условий и возможностей удовлетворения влечений и зачастую в отказе от различных способов получения удовольствия. Влечения Я подчиняются принципу реальности.
Принцип производительности – по Г. Маркузе, одна из исторических форм принципа реальности, преобладание которой в современной цивилизации оказывает влияние на содержание этого принципа и обуславливает непрерывное расширение антагонистического общества. Согласно Г. Маркузе принцип производительности определяет целостную репрессивную организацию сексуальности и инстинкта разрушения, а также раскол общества в соответствии с конкурентными видами экономической деятельности.
Принцип взаимосвязи и взаимодействия вытекает из факта существования изучаемых явлений в окружении других, с которыми они связаны и взаимно влияют друг на друга. Если изучаемое психологическое явление попадает в систему связей с другими психологическими или непсихологическими явлениями, то оно как-то будет изменяется под их влиянием и в то же время, изменившись, окажет какое-то обратное влияние. В психологической реальности трудно, даже невозможно, найти что-то, что можно понять изолированно, вне взаимосвязей с другими явлениями, условиями или событиями. Так возникнув, скажем, пол влиянием какой-то нормы, психологическое явление не пассивно следует ему, а меняет регулирующую силу нормы, увеличивая или ослабляя ее. Это необходимо учитывать при изучении психологических явлений и возможностей их изменять.
Принцип системности развивает предыдущий и противостоит функционализму — упрошенному схематическому представлению, что психическая деятельность протекает как простая сумма отдельных, локальных психических актов (например, познавательных или эмоциональных). Между тем, и сама психика системна и ее проявления системны. Так, ошибочно полагать, что наличие у человека какого-то качества (неуравновешенность, вспыльчивость, агрессивность, и др.) является причиной агрессии. Агрессивностью, например, обладают миллионы людей, но только малый процент их совершает преступления. Никакой поступок человека нельзя также понять вне системы его жизнедеятельности «цепочки» жизненных актов, объединенных определенной линией повеления в жизни, образа жизни, выступающих более сложными системностями и влияющих на каждый поступок. Например, алкоголизм — не просто какой-то отдельный порок в организме человека. Это образ жизни, особая система жизненных ценностей, особый взгляд на мир, специфическое мировоззрение, психология. Алкоголизм и курение не вылечить никакими уколами или пилюлями, не изменив психологию личности как системной целостности, не вырвав «алкогольную душу». Научиться психологически влиять на человека — значит научиться влиять на его психику как систему, научиться оказывать не разовые, а комплексные и системные влияния в соответствии с социальными и психологическим целями и задачами.
Также можно добавить, что принцип системности — необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных.
Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляции, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.
Системный подход как основной принцип не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выделяли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, оперируя которыми можно обнаружить новые феномены, прийти к важным открытиям. Так, например, американский физиолог У. Кеннон считал синонимом системности принцип гомеостаза как динамического постоянства состава и свойств системы, се стремление к сохранению стабильного состояния вопреки действию факторов, которые его нарушают . Рабочий смысл этого принципа в том, что, руководствуясь им, исследователь плюсом компоненте и отправлении системы усматривает одно из приспособлении, решающее главную задачу — удержать ее в равновесии. Системный принцип, позволяя объяснить факты, обнаруживаемые на чисто эмпирическом уровне, имеет и прогностическую ценность, направляя на поиск еще неизвестных регуляторов, незримо действующих и системе для обеспечения устойчивости.
Из исследований биологического гомеостаза Кеннон вывел «общие принципы организации», действительные для любых сложных объединений» (систем в отличие от «не систем») : дифференциация и интеграция функции «сотрудничающих частей» с целью решения общей для всей системы задачи; согласование внешних и внутренних соглашений; саморегуляция, обеспечиваемая своевременным поступлением сигналов об отклонениях от средней позиции и принятого курса с последующим включением механизмов, которые восстанавливают стабильность, и др. Принцип системности в образе гомеостаза оказался весьма продуктивным не только в физиологии, но и в других науках, в частности, в психологии.
Принцип системности не исчерпывается гомсостазом, хотя и служит одним из важных, эвристически сильных воплощений. Психическая организация — это системный объект, живущий сам по себе, независимо от его познанности. В многовековой эволюции научной психологической мысли возникали различные теоретические конструкты, объясняющие, как эта организация устроена, из каких частей состоит, как они между собой связаны, как сопряжено работают и т.д. От научной мысли требуется, чтобы это знание было выстроено по определенной логике, и его различные фрагменты складывались в целостную картину, удовлетворяющую принцип системности. На рубеже XX и XXI вв. была разработана одна из таких логически выстроенных систем — категориальная система психологии , характеризующая структуру психосферы. Ее системообразующим признаком выступают взаимопереходы психологических категорий «по вертикали» от сущности к явлению, которое выступает как сущность для новых феноменов. Все эти переходы подчинены реализации идеи «восхождения от абстрактного к конкретному», характеризуют встречные детерминации биологического и культурно-исторического фактора, моделируют в единой схеме фило-, онто- и социогенез, образуют закономерную связь психологических категории.
Категориальная система психологии демонстрирует нерасторжимое единство трех основных объяснительных принципов психологии: системности, развития, детерминизма.

1.3 Принцип развития

Принцип развития выражает органически присущие миру и психике динамизм и изменчивость, обнаруживающиеся в истории всего человечества, а жизни каждого человека и в каждом психологическом акте. Подобно тому, как каждый индивид во время внутриутробного развития в чреве матери за девять месяцев анатомически и физиологически повторяет весь путь эволюции человека от клетки до готового к рождению зародыша человека, так и ребенок, появившись на свет, в своем прижизненном развитии (онтогенезе) проходит психологическую эволюцию, во многом повторяющую, но в миллионы раз ускоренную, историю развития психологии человека от питекантропа до современного. Только результаты психологического развития каждого человека далеко не однозначны, индивидуализированы и в решающей степени обусловлены обстоятельствами истории жизни и его собственной активности. Это относится практически ко всем психическим процессам, состояниям и свойствам человека. Поэтому к каждому человеку нельзя подходить с однажды сложившимися мерками. Психологическую данность надо рассматривать как срез на пути непрерывного ее изменения с определенными тенденциями, идущими из прошлого в будущее. Важно раскрыть именно их, понять движущие силы, найти при необходимости способы их изменений.
Принцип развития — основа научного и практического оптимизма, веры в возможность целенаправленного достижения прогрессивных изменений психологии человека при решении задач укрепления правопорядка.
У Дж. Локка складывается ясно выраженная генетическая точка зрения, и с этого времени с нею начинают считаться в психологии. Любое явление, рассматриваемое психологом, может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии. Это относится как к филогенетическим процессам, характеризующим психику животных, так и к онтогенезу животных и человека, а также к процессам социогенеза, протекающим в общественно-исторических условиях. Применительно к личности, важнейшим фактором ее развития является историогенез, т.е. освоение культуры как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в превращенной форме как социальное.
При этом следует теоретически различать социализацию как процесс и результат освоения опыта (как культуры, так и антикультуры) и включение человека в системообразование, понимаемое как целенаправленная и планомерно осуществляемая социализации и интересах человека и/или общества, к которому он принадлежит.
Социализация имеет стихийный характер в отличие от образования, предполагающего специальную педагогическую организацию. Не являются сколько-нибудь обоснованными попытки противопоставить обучение и воспитание как компоненты образовательного процесса. Нет такой формы обучения, которая бы имплицитно не включала в себя воспитательную функцию. В то же время, воспитывая человека, невозможно изъять из этого процесса элементы обучения. Так, формирование навыка становится базой для возникновения привычки, которая не может возникнуть сама по себе, вне того или иного момента обучения.
В теоретическом плане представляет значительный интерес в качестве предмета обсуждения вопрос о соотношении обучения и развития (Ж. Пиаже, Д. Брунер и др.). Наиболее продуктивный подход к решению этой дискуссионной проблемы был предложен Л.С. Выготским, показавшим детерминированность развития процессами обучения, в более широком понимании — образования . Это снимает вопросы о выяснении роли наследственного (биологического) фактора в его сопоставлении с культурно-историческими, социально обусловленными детерминантами, среди которых важнейшее значение имеют процессы обучения. Биологическое и социальное, наследственное и благоприобретенное, и их определяющее значение на протяжении многих лет, так или иначе, становится исходным пунктом для построения различных теоретических конструкции, реализующих принцип развития (психоаналитические течения, бихевиоризм, необихевиоризм, концепция рекапитуляции С. Холла и др.). В казахстанская психологии принцип развития приобрел весьма своеобразный характер. Психология в девяностые годы, выбрав особый путь своего становления, оказалась в стороне от мировой психологической науки. Этот выбор объяснялся конкретно-историческими причинами, и в частности тем, что может быть обозначено как политическая история психологии, показывающая зависимость развития науки от политической конъюнктуры, складывающейся в тоталитарных государствах. Поскольку наука могла сохранить себя, только двигаясь и русле идеи марксизма, ей приходилось и данной идеологической парадигме отыскивать то, что, с одной стороны, могло ей придать импульс для получения реального результата исследования, а с другой — не противостояло официальным установкам властей. Эту возможность открывало, и частности, обращение к принципу развития, философские основы которого содержались и трудах Гегеля и оказались ретранслированными в дальнейшем Марксом и Энгельсом.
Таким образом, принцип развития, обусловливающий трактовку процессов фило- и онтогенеза, следовательно, дающий возможность продолжить работу в ряде отраслей психологической науки, оказался довольно искусственно в русле диалектико-материалистической методологии.
В работах как ученых, принцип развития трактовался как взаимосвязь изменении психологических явлений и порождающих их причин. При этом принималась во внимание зависимость происходящих преобразовании психических явлений от их включенности в целостную систему.
Новообразования в ходе психического развития характеризовались необратимостью изменений, их направленностью, закономерностью преобразовании, их трансформацией от этапа к этапу развития, «надстраиванием» новых преобразовании над предшествующими, имеющими не только количественные, но и прежде всего качественные параметры. Как выяснилось, наиболее продуктивен такой подход к построению теорий, обращенных к психическому развитию, к котором находятся и органичном сочетании идеи преемственности и качественного своеобразия ступеней (этапов, периодов, эпох) развития. В настоящее время принцип развития рассматривается в единстве с двумя другими принципами построения психологической теории — детерминизма и системности.

2 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ

2.1 Принцип психологической специфики, взаимосвязи психики и деятельности

Специфика интегративности психологических феноменов (фактов, закономерностей, механизмов), их комплексная опосредованность всеми обстоятельствами жизни (политическими, социальными, материальными и др.), определяет существование особых, своеобразных причинно-следственных связей (в том числе устойчивых психологических закономерностей), необходимость их раскрытия и принятия во внимание при решении прикладных вопросов. Эта необходимость находит выражение в специальных методологических принципах психологии, дополняющих общие. В них воплощается и обобщается опыт юридико-психологических исследований и удачных прикладных научных разработок.
Принцип психологической специфичности обязывает вскрывать в интегративных психологических феноменах и опосредованиях прежде всего «психологическую составляющую».
С претензией на психологическое исследование, случается, выступают люди, подменяющее его другими подходами. Бывает, что так поступают психиатры, которым полезно скрыть свое амплуа и замаскироваться под добро-желательного психолога, ибо встреча с психиатром у любого человека вызывает настороженность. Психиатры и психологи — люди разных специальностей: первые — врачи, вторые — социальные работники; первые — специалисты по больной психике, вторые — по здоровой; первые — лечат, вторые — помогают; первые используют медицинские методы, вторые — методы помощи, поддержки, обучения . Встречается еще подмена психологического исследования психофизиологическим. Категория «психологическое» — родовая, содержание ее включает в себя «социально-психологическое» + «собственно психологическое» (психические процессы и качества) + «психофизиологическое». Сводить психологический подход к психофизиологическому — значит сводить целое к части, сложное к простому, причем такому, которое не имеет решающего значения в облике личности, ее способностях к юридической деятельности, показателях успешности.
И психиатрический, и психофизиологический подходы односторонни, ограничены, не отвечают психологической системности личности, вместо личности характеризуют ее организм, биологизируют его, имеют склонность к парапсихологическим (околопсихологическим) выводам, мистификации (объяснения со ссылками на таинственные, иррациональные силы в человеке, фатально определяющие его особенности, поступки, судьбу).
Проводить психологическое исследование и утверждать, что получены психологические данные, говорить, что выработаны психологические рекомендации — значит не сужать, не допускать методологических и теоретических извращений, а подходить к психологической реальности во всей ее полноте, системно, изучать в личностной, социально-психологической, деятельностной обусловленности.
При раскрытии «психологической составляющей», как показывает опыт, реализуются разные подходы :
— психолого-иллюстративный — наиболее древний и изначально единственный, но встречающийся до сих пор даже в нормативных документах. Характерен тем, что в канву чисто психологических рассуждений и анализов то и дело вкрапливаются психологические термины и объяснения. Нередко используются выражения типа «психологи утверждают», «как показали психологические исследования» и т.п., но при этом приводятся абсолютно ненаучные пояснения либо ссылки на публикацию отдельного автора, отнюдь не отражающего мнение психологии как систематизированного проверенного научного знания;
— психолого-комментаторский — характерен, как и первый, построением психологической логики рассуждений, но с основательным дополнением их психологическими пояснениями, более или менее отвечающими научной достоверности. Однако эти пояснения нередко страдают неточностями, «психологической школярностью»: фрагментарностью, разорванностью, слабостями психологического мышления;
— психолого-объяснительный — схож со вторым, но психологический комментарий компетентен. Такой подход реализуется обычно лицами с высокой психологической подготовленностью. Он имеет право на существование в психологии, но имеет и недостатки. Обычно объяснения строятся на данных общей психологии, психологическую специфику не всегда удается выявить, а поэтому эвристические возможности этого подхода нередко ограничены;
— психолого-феноменологический — это наиболее совершенный подход, позволяющий увидеть реальность глазами специалиста с эрудицией в области психологии. Подход ориентирован на выявление именно психологических феноменов и объяснение с помощью их реальности. Такой подход позволяет лучше понять психологическое своеобразие изучаемого явления и вскрыть оригинальные, психологически специфичные и ранее не используемые резервы улучшения дела.
Принцип специфичности обязывает помнить, что подлинное психологическое знание начинается, не когда «под» действия и проблемы «подводятся» общепсихологические феномены и понятия, а только тогда, когда вскрывается именно психологическая специфика, его изменения под влиянием реальности и обратное влияние на эту реальность. Это нелегкая задача, но, не решив ее нельзя претендовать на подлинно профессиональное в плане решение психологических проблем. Чтобы быть настоящим психологом, недостаточно хорошо знать общую психологию, надо еще знать основы психологического консультирования и хорошо разбираться в природе человеческого сознания.
Принцип взаимосвязи психики и деятельности констатирует неразрывность этих двух важнейших феноменов. Деятельность — продукт психологии человека. Психическая деятельность — внутренний план, детерминанта внешней активности. Через деятельность, при оперировании с объектами мира, действуя, человек не только обнаруживает свою внутреннюю сущность, но и раскрывает их свойства, недоступные нередко пассивному созерцанию. Например, свойства горючести, хрупкости объектов обнаруживаются только когда их поджигают и разбивают. Важно, что в деятельности психология человека не только проявляется, но и изменяется. Сознание, особенности психики человека, проявляясь и реализуясь в деятельности, испытывают обратное влияние со стороны ее характеристик и слагаемых: объектов, условий, целей, мотивов, способов и др. Поучителен «эффект подмоченных штанов»: человек, уважая себя, желал выглядеть достойно и быть оцененным другими, выходит на улицу, приодевшись, нагладившись и начистив обувь. Но на не заасфальтированной улице после дождя — грязь, лужи. Человек, тщательно выбирая места, прыгал с камешка на камешек, пытается не замараться. Но вдруг неудача — нога соскальзывает и он по колено в грязи. Раздосадованный, махнув на все рукой, он, не разбирая уже дороги, начинает топать по лужам. Так нередко происходят серьезные перемены в людях, часто в связи с неудачным соприкосновением с теми или иными элементами и представителями правовой сферы.
Единство сознания человека и его поведения, внутреннего и внешнего его бытия, которое в нем утверждается, раскрывается прежде всего в самом их содержании.
Всякое переживание субъекта, как мы видели, всегда и неизбежно является переживанием чего-то, так, что самая внутренняя его природа определяется опосредованно через отношение его к внешнему, объективному миру, с другой стороны, анализ поведения показывает, что внешняя сторона акта не определяет его однозначно, что одни и те же внешние движения могут в различных случаях означать разные поступки и различными движениями может осуществляться один и тот же поступок, так как природа человеческого поступка определяется заключенным в нем отношением человека и окружающему его миру, которое составляет его внутреннее содержание.
Таким образом, не приходится лишь извне соотносить поведение, поступок как нечто лишь внешнее с сознанием как чем-то лишь внутренним; поступок сам уже представляет собой единство внешнего и внутреннего — так же как, с другой стороны, всякий внутренний процесс в определенности своего предметно-смыслового содержания представляет собой единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Единство сознания и деятельности или поведения основывается на единстве сознания и действительности или бытия, объективное содержание которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта. Одно и то же отношение к объекту обусловливает и сознание и поведение, одно — в идеальном, другое — в материальном плане. Таким образом, единство психического и физического раскрывается еще в новом плане, и в самой своей основе преодолевается традиционный дуализм.

2.2 Принципы психологической целостности, конструктивности, гуманности, деятельного опосредствования

Принцип психологической целостности, развивая принцип специфичности, выражает необходимость полного исследования мира как индивидуально-психологических, так и групповых явлений практически при изучении почти каждого психологического вопроса, аспекта или проблемы. Так, если изучается личность и делаются заключения о причинах ее поведения или о пригодности к работе и прочее, то никакие заключения не могут быть признаны достоверными, пока не будут изучены и оценены все свойства личности (например, направленность, характер, способности, темперамент), пока не будет проведено сопоставление их роли и значения. Психологически абсолютно ненаучно, изучив, например, только характерологические или только психофизиологические особенности, давать общие оценки личности. Или, изучая поступки, ограничиваться только изучением качеств личности, игнорируя ее психические состояния, социально-психологическую обстановку, в которой она находилась, и взаимодействия с ней. Подобного рода методологические упущения, к сожалению, нередки.
Один из примеров: психологом изучаются личностные предпосылки преступлений подростка. Для исследования отбирается контингент, стоящих на учете в детской комнате, устанавливается, что обследуемые крайне раздражительны, неуравновешены, экстериоризированы, несамокритичны, озлоблены и пр. Делается вывод: так как у них есть эти качества, они и совершили противозаконные действия, поскольку эти качества наиболее описывают склонных к преступлениям. Вывод некорректный, ибо то, что обнаружено было после, переносится на то, что было, якобы, и до совершили противозаконные действия. Совершенно игнорируется факт острых переживаний, разрушения жизненных планов, безрадостных перспектив, резкого изменения всей обстановки и образа жизни, крайне тяжелой психологической атмосферы в семье и пр., что вызывает острейший перелом в психике человека, радикальные изменения в ней, обусловливает возникновение новых психических состояний, меняющих всю картину проявления психологии личности, которые и фиксируются методологически и теоретически слабо подготовленным исследователем.
Принцип конструктивности — предостерегает от сведения исследования, представления его результатов к констатации фактов, к описательности и предписывает искать, обосновывать, экспериментально проверять пути совершенствования реальности, практики деятельности психолога. Сила психологии, потенции роста ее авторитета и значимости в психологической консультации связаны с полезностью и эффективностью помощи практики.
Принцип гуманности определяется самой сущностью психологии, психологической системы, необходимостью их совершенствования в соответствии с желательными для будущего чертами и преодолением отживающих, противоречащих им. Все психологические исследования ведутся конструктивно, если предмет их познается и оценивается с этих позиции, а разработка психологических усовершенствований направлена на их упрочение.
Принцип деятельностного опосредствования — один из методологических принципов психологии, позволяющий в теории деятельности объяснить вопрос происхождения внутренней психической деятельности из внешней трудовой на основании ее орудийности и общественного происхождения (Л.С. Выготский). «Орудие опосредствует деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и другими людьми. Благодаря этому, его деятельность впитывает в себя опыт человечества». В теории познания при исследовании формирования умственных процессов и значений (понятии) принцип деятельностного опосредствования объясняет усвоение индивидом способов мышления, выработанных человечеством. «Психологические мышление (и индивидуальное сознание в целом) шире, чем те логические операции и те значения, в структурах которых они свернуты. Значения сами по себе не по-рождают мысль, а опосредствуют ее, так же, как орудие не порождает действие, а опосредствует его». В итоге движения теоретической мысли по этому пути открылась принципиальная общность внешней и внутренней деятельности как опосредствующих взаимосвязей человека с миром, в которых осуществляется его реальная жизнь . В социальной психологии принцип деятельностного опосредствования впервые был применен А.В. Петровским при исследовании межличностных процессов в группах. Было показано, что межличностные отношения в группах опосредствуются содержанием, целями и ценностью осуществляемой членами группы деятельности. Принцип деятельностного опосредствования по отношению к отдельному индивиду позволяет понять и адекватно объяснить некоторые принимаемые им решения, а также тип поведения в деятельностной ситуации. По отношению к группе — понять и объяснить принятие групповых решении, причины группового поведения, процессы дифференциации и интеграции. На основе принципа деятельностного опосредствования и идеи уровневой организации развития группы была построена типология групп и разработана деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в настоящее время идет особенно интенсивная работа по построению системы казахстанской психологии. Ее основные вехи могут быть сформулированы в нескольких основных положениях (принципах). Таковыми принципами являются: принцип объективности, обязывающий строить систему научного знания строго в соответствии с объективной реальностью, отражать в ней только то, что действительно существует; принцип детерминизма, обязывает объективно отражать существующие в мире причинно-следственные связи и предписывающие обнаруживать причины психологических явлений, а также рассматривать последние как причину тех или иных следствий в жизненной сфере; принцип реальности — принцип регуляции психической жизни, выражающийся в учете реальных условий и возможностей удовлетворения влечений и зачастую в отказе от различных способов получения удовольствия; принцип взаимосвязи и взаимодействия вытекает из факта существования изучаемых явлений в окружении других, с которыми они связаны и взаимно влияют друг на друга; принцип системности — необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных; принцип психологической специфичности обязывает вскрывать в интегративных психологических феноменах и опосредованиях прежде всего «психологическую составляющую»; принцип психологической целостности, выражает необходимость полного исследования мира как индивидуально-психологических, так и групповых явлений практически при изучении почти каждого психологического вопроса, аспекта или проблемы; принцип конструктивности — предостерегает от сведения исследования, представления его результатов к констатации фактов, к описательности и предписывает искать, обосновывать, экспериментально проверять пути совершенствования реальности, практики деятельности психолога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. /Пер с франц. Н.Н.Алипова, А.В. Пегелау, Т.Я. Эстриной, под ред. Г.Г. Аракелова.- М.: Мир, 1992 — Т.1.-1992.-496с.
2 Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. пособие, для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.- 511 с.
3 Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование. /Жуков Ю. М. и др. — М.: Аспект Пресс, 2004.- 256 с.
4 Немов Р. С. Общая психология: краткий. — СПб.: Питер, 2007.- 304 с.
5 Общая психология: словарь /ред. А.В. Петровский. — СПб: Речь, 2005.- 250 с.
6 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология 2-е изд., стереотип.- М.: Академия: Высшая школа, 2001.- 512 с.
7 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 359с.
8 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер Ком, 1999.-720 с.
9 Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебник.- М.: Тандем:ЭКМОС, 1999.- 352 с.
10 Сапогова Е .Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001.-447 с.
11 Троцкий М.М. Современное учение о задачах и методах психологии. //Вопросы психологии.- 1995.-N4.-C.93-107.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »