Психологические исследования предпосылок девиантного поведения подростков


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Предпосылки девиации в подростковом возрасте
1.2 Причины девиантного поведения подростков
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПОДРОСТКОВ
2.1 Методы исследования
2.2 Проведение констатирующего эксперимента
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения — агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использование термина «отклоняющееся поведение»?
Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у пси-хологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует. Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания психологической помощи.
Цель – психологические исследования предпосылок девиантного поведения подростков.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
— рассмотреть проблемы и предпосылки девиации в подростковом возрасте;
— причины девиантного поведения подростков;
— рассмотреть концепции девиации и основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков;
— рассмотреть особенности социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения и реабилитационные социально-педагогические технологии.

1 ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Предпосылки девиации в подростковом возрасте

Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.
В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением.
В этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира, которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение.
Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. Формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.
Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.
Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
Рассмотрим типы девиации. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.
Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. Отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации (отчуждения). Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:
— дети школьного возраста, не посещающие школу;
— дети-сироты;
— социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;
— подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;
— подростки сексуально распущенного поведения;
— подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Т.е. этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается действие уголовного права.
Выделяются следующие типы делинквентного поведения:
— агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;
— корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;
— распространение и продажа наркотиков.
Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.
Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению предшествуют раз-личные формы девиантного и делинквентного поведения.
Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.
Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения. Также факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.

1.2 Причины девиантного поведения подростков

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.
1) Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
— генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери; влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
— психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
— физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
2) Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями. Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.
3) Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), веду-щей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.
Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
— учебной декомпенсации — состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
— школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
— социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
— криминализации среды свободного времяпрепровождения. Так, например, отчисление из школы детей 15-летнего возраста, что позволяется законом «Об образовании», выбрасывает детей на улицу, где они не могут легально трудоустроиться. Принимая во внимание, что такие дети из мало-обеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальные способы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:
а) дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;
б) нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
в) асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим курением и употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия.
Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка. Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно — ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации.
Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.
4) Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
5) Морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, попытки суицида.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для подростка условия (социальные или микро-социальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПОДРОСТКОВ

2.1 Методы исследования

Для определения индекса различных форм агрессивных и враждебных реакций был использован опросник Басса-Дарки. Оценка уровня личностных свойств по шкалам экстра- и интроверсии, нейротизма, психотизма, а также склонности к асоциальному поведению проводилась с помощью опросника Г.Ю. Айзенка EPQ. Тест «Комплекс неполноценности» позволил определить уровень закомплексованности, а также дополнительные характеристики от-носительно личностных свойств: самооценки, уверенности в себе, защитных реакций и др. Диагностика эмоциональных связей, взаимных симпатий меж-ду членами группы, а также определение структуры межличностных отношений и социометрического статуса каждого члена группы проводились с помощью методики Дж. Морено. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга позволила исследовать реакции на фрустрирующие ситуации (их направление и типы). С помощью методики Р. Жиля выявлялись конфликтные зоны в системе межличностных отношений. Также проводился анализ документации: личных дел, медицинских карт, психологических характеристик на учащихся; индивидуальные беседы с учителями, воспитателями РЦТП.

2.2 Проведение констатирующего эксперимента

В результате экспериментального исследования были установлены основные формы агрессивности у подростков из Реабилитационного центра трудновоспитуемых подростков (РЦТП) в сравнении с подростками из общеобразовательной школы (ОШ.
Сравнительный анализ показал, что имеют место общие возрастные закономерности в обеих выборках испытуемых. Так, у 12-13 летних подростков из общеобразовательной школы и у подростков РЦ превалируют физические формы агрессивности, которые к старшему подростковому возрасту уступают свои доминирующие позиции вербальным формам. В то же время выявлены и отличающиеся характеристики, такие, как большая выраженность косвенной агрессии у учащихся общеобразовательной школы (в 2 раза в среднем и в 1,5 раза в старшем подростковом возрасте). Этот факт можно объяснить тем, что воспитанники РЦТП более склонны выражать свои негативные эмоции и внутреннее раздражение открытым способом — через агрессивные формы (крик) и словесные ответы (угрозы, ругань) вплоть до применения физической силы. Учащиеся же общеобразовательной школы в силу воспитания и положительного влияния культурной социальной среды выражают свои агрессивные тенденции в основном косвенно — через шутки, сплетни, намеки и т.п.
Анализ проявлений негативизма показал его стабильную выраженность в обеих выборках на протяжении всего подросткового периода. Полученные данные подтверждают исследования как отечественных, так и зарубежных авторов относительно негативизма как одной из основных характеристик подросткового возраста, как показателя прохождения негативной фазы под-росткового возраста. В то же время сравнительный анализ проявлений негативизма показал, что у подростков общеобразовательной школы отмечается тенденция его роста от среднего к старшему подростковому возрасту, а у воспитанников РЦТП — к снижению. Снижение показателей негативизма у подростков РЦ свидетельствует о постепенном приобретении значимости педагогов и воспитателей, признании их авторитета. Учителя и воспитатели постепенно входят в круг референтных лиц, к которым проявляется уважение. Хотя необходимо отметить, что имеет место проявление «показного» послушания, двойственности поведения воспитанников.
Также был проведен сравнительный анализ половозрастных различий между проявлениями основных форм агрессивности у мальчиков и девочек из РЩП.
Анализ показал, что в среднем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, которая значительно снижается к старшему подростковому возрасту и сравнивается с вербальной. У девочек же в младшем подростковом возрасте также более выражена вербальная агрессивность, которая к старшему подростковому возрасту не уступает своих доминирующих позиций. Следует отметить, что если у мальчиков отмечается тенденция к снижению физической агрессии на 6,6%, то у девочек ее процентное соотношение остается неизменным. Это свидетельствует об относительной устойчивости в проявлении физической агрессивности у девочек. Этот настораживающий факт подтверждается наблюдениями и отзывами педагогического персонала Реабилитационного центра. Значительная часть трудновоспитуемых девочек отличаются драчливостью, готовностью в конфликтных ситуациях применять физическую силу, и иногда в своих агрессивных проявлениях они оказываются даже более жестокими, чем мальчики. На подобные факты указывает Семенюк Л.М. (1996), подчеркивая необходимость более детального изучения природы де-вичьей агрессивности, которая проявляется с яркими индивидуальными различиями. Статистическая обработка полученных данных с помощью t-критерия Стьюдента показала наличие статистически значимых различий между показателями проявления косвенной агрессии у девочек и мальчиков 12-13 лет. Коэффициент Стьюдента tэмпирическое=2,5 при tкритическом=1,65 для данной выборки при р?0,05. Также статистически значимые различия обнаружены в выборках 14-15 летних подростков РЦТП по этому же параметру: tэмпирическое=2,12 при tкритическом=1,65 для данной выборки при р?0,05.
С помощью опросника Г.Ю. Айзенка IPQ изучались такие личностные свойства, как нейротизм, психотизм, экстра- и интроверсия. В таблице 3 приведены данные распределения подростков РЦТП по степеням выраженности нейротизма в сравнении с учащимися общеобразовательной школы.
Высокие показатели нейротизма у большей половины подростков РЦ характеризуют их как эмоционально неустойчивых, с лабильной нервной системой. Если сравнить с результатами учащихся массовой школы, то вид-но, что среди подростков РЦ количество испытуемых с высокой степенью нейротизма в 2 раза больше. Среди подростков массовой школы лишь треть характеризуются высоким уровнем нейротизма. Полученные показатели подтверждают наличие у значительной части всего контингента подростков РЦ глубоких внутренних переживаний.
Также мы сравнили показатели психотизма у обеих выборок испытуемых.
Среди выборки РЦТП подростков с высокими показателями психотизма также в 2 раза больше, чем среди подростков из общеобразовательной школы. Высокие показатели психотизма у половины подростков РЦ говорят о высокой конфликтности в сфере межличностных отношений; эти подростки часто равнодушны к состоянию других, проявляют неконтактность. В целом высокие показатели психотизма являются свидетельством склонности к асоциальному поведению.
Статистическая обработка полученных данных показала наличие статистически значимых различий между показателями проявления нейротизма и психотизма у подростков РЦТП и общеобразовательной школы. При сравне-нии индексов нейротизма коэффициент Стьюдента (tэмпирическое) оказался равен 3,81 при tкритическом=1,65 для данной выборки при 0,05. Также статистически значимые различия обнаружены в выборках 14-15 летних подрост-ков РЦТП по параметру «психотизм»: tэмпирическое=2,23 при tкритическом=1,65 для данной выборки при 0,05.
Анализ распределения по типу экстраинтроверсия показал единство возрастных закономерностей в обеих группах подростков.
Значительная часть подростков характеризуется экстравертированностью, что является выражением ведущей деятельности подросткового возраста — общения со сверстниками. Однако большая часть обеих выборок испытуемых относится к промежуточному типу — амбавертам, сочетающим в себе характеристики и экстравертов, и интровертов. Отличительной особенностью подростков из РЦТП является то, что среди них значительная часть являются интровертами и эта группа характеризуется стабильностью на протяжении подросткового возраста. Острые переживания относительно расхождения между реальными достижениями и притязаниями подростка, между стремлением быть на уровне окружающих и самооценкою приводят к появлению различных психологических комплексов.
Исследование показало, что треть воспитанников РЦ характеризуются высоким уровнем выраженности комплекса неполноценности, что превышает показатели подростков из общеобразовательной школы в 2,5 раза. Испытывая чувство неполноценности, делинквентные подростки не могут самостоятельно с ними справиться и нуждаются в психологической помощи. Лишь 19,8% способны самостоятельно работать над их преодолением. Пятая часть подростков отрицают наличие у себя комплексов, что расценивается нами как защитная компенсаторная реакция. Осознавая наличие у себя определенных недостатков, подростки не хотят в этом признаваться и маскируют их с помощью различных личностных и поведенческих реакций демонстративностью поведения, доказательством приоритета грубой силы, показной «взрослости» поведения и др.
Одной из задач исследования являлось выявление влияния особенностей личностных свойств на межличностные отношения в группе делинквентных подростков. Социометрическое исследование (методика Дж. Морено) позволило определить статус каждого испытуемого и структуру группы. Так, высокий социометрический статус имеют 19,8% подростков из общеобразовательной школы и 16,5% подростков РЦТП. Средний статус («предпочитаемые») имеют 36,3% из массовой школы и 52,8% из РЦТП. Низкий статус («отвергаемые» и «изолированные») 29,7% и 42,9% соответственно.
Из таблицы 6 видно, что соотношение 4-х групп с различным социометрическим статусом в обеих выборках сходное: наибольшей по численности является группа со средним статусом. В то же время отличие заключается в меньшем количестве отвергнутых учащихся в группе РЦТП, что объясняется опытом пребывания в учреждениях интернатного, исправительного закрытого типов и большей терпимостью к одноклассникам, сформировавшейся способностью понимать сверстников с идентичной социальной ситуацией развития.
Подобный феномен был описан по отношению к воспитанникам учреждений интернатного типа и детских домов (у подростков с ЗПР — Тригер Р.Д., 1989; у детей-сирот — Макиной Л.К., 1999).
Отличия наблюдаются и в соотношении взаимных и невзаимных выбо-ров. В группе общеобразовательной школы всего зарегистрировано 89 выборов, из которых 44 взаимных и 45 невзаимных, т.е. выборы распределены равномерно. В группе РЦТП всего зарегистрировано 88 выборов, из которых взаимных всего 18 и невзаимных 70. Таким образом, взаимных предпочтений в массовой школе более чем в 2 раза больше, чем в РЦТП. Объяснение этим данным можно найти в относительно малом опыте взаимного и группового общения (1-2 года) в то время как в общеобразовательной школе — 6-7 лет, где состав классов стабилен на протяжении школьного обучения. Во-вторых, малое количество взаимных выборов объясняется также неустойчивостью межличностных отношений, нестабильностью микрогрупп, ситуативностью выбора партнеров по общению. У подростков-сирот отмечается большая дифференциация и избирательность отношений к своим ровесникам. В группу изолированных в массовой школе входят дети с выраженными акцентуациями характера, а также подростки, склонные к аутизации. Среди подростков РЦ группу изолированных представляют в основном интровертированные подростки и не подчиняющиеся требованиям группы. В среде делинквентных подростков более развиты групповые формы поведения с ярко выраженным неформальным лидерством, в эти группы принимаются конформные, внушаемые подростки. Неподчинение требованиям группы приводит к изоляции.
Что касается межполовых выборов, то их доля среди взаимных выборов у подростков общеобразовательной школы составляет 18,2%, а у воспитанников РЦТП — 11,1%. Подавляющее большинство выборов распределено по типу мальчик-мальчик, девочка-девочка. В целом это подтверждает данные о том, что частота межполовых выборов в подростковом возрасте незначительная и процент взаимных выборов возрастает к юношескому возрасту.
Если рассмотреть распределение мальчиков и девочек по социометрическому статусу, то среди подростков общеобразовательной школы к «звездам» относятся 12,5% мальчиков и 28,6% девочек; к предпочитаемым — 31,3% мальчиков и 42,9% девочек; к отвергаемым — 31,3% мальчиков и 7,1% девочек, и к изолированным — 25% мальчиков и 21,4 % девочек. Видно, что девочки-подростки занимают более благоприятное статусное положение.
Среди подростков РЦ к звездам относятся 15% мальчиков и 20% девочек; к предпочитаемым — 45% мальчиков и 70% девочек; к отвергаемым — по 10% мальчиков и девочек и к изолированным — 30% мальчиков. Таким об-разом, та же тенденция относительно более высокого статусного положения девочек сохраняется и у воспитанников РЦ. Однако имеют место качественные отличия в тех путях и способах, с помощью которых делинквенты-девочки достигают своего статуса. В целом делинквентные девочки-подростки значительно отличаются от своих сверстниц из общеобразовательной школы. У них деформирована система ценностных ориентации, хотя мотивы отдаленного будущего в целом совпадают и включают ценности семьи, материнства. В то же время имеет место огромный разрыв между отдаленными целями и реальным поведением. Девочки недостаточно осознают последствия своего асоциального поведения, отодвигают на неопределенное время работу по самовоспитанию и саморазвитию, в межличностных отношениях склонны проявлять агрессивность всех форм, устойчивость физической агрессивности. С возрастом в межличностных отношениях возрастают проявления вербальной агрессивности. Также они превосходят мальчиков по проявлениям косвенной агрессивности. Эта тенденция была отмечена А.Е. Личко и Ю.В. Поповым (1988).
С помощью методики Розенцвейга были изучены особенности реагирования и характеристики реакций подростков во фрустрирующих ситуациях.
По направлению реакции среди воспитанников РЦТП более половины (59,4%) характеризуются преобладанием реакции М — импунитивных, когда фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемыми как малозначащая, или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, преодолимое во времени (таблица 8). На 2-ом месте по выраженности направление реакции I — интропунитивные реакции, когда реакция направлена субъектом на самого себя: испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации (23,5%). И третью по численности группу составили испытуемые с преобладанием направления реакции Е — экстропунитивные реакции, когда осуждается внешняя причина фрустрации, или решение ситуации вменяется в обязанность другому лицу (16,5%).
Если сравнить с показателями подростков из общеобразовательной школы, то количественное соотношение направлений реакций оказалось отличным от группы РЦТП (таблица 8). Таким образом, делинквентные подростки в большей своей массе не склонны брать ответственность на себя, а возлагают надежды на то, что все разрешится само собой. Это подтверждается превалирующим типом реакций самозащитных.
Проявляется как бы поверхностное отношение к фрустрирующим ситуациям, которое отражает защитные механизмы, связанные с неумением самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций. Также проявляется неумение планировать и предвидеть результаты своих поступков. Эти особенности находят выход в агрессивности, в свойствах нейротизма, психотизма и негативизма.
Сравнительный анализ по типам доминирующих реакций показал, что в этом плане в группах испытуемых обнаружены значительные отличия. Если для воспитанников РЦТП доминирующим типом реакции является БД с фиксацией на самозащите, то у подростков общеобразовательной школы этот тип реакции занимает последнее место по выраженности. В доминировании данного типа реакции у делинквентных подростков отражается характерная, сформированная социальным опытом оправдательная позиция и реакция отрицания. У учащихся общеобразовательной школы доминирует тип ОД — с фиксацией на препятствии. Общим является то, что в обеих выборках промежуточную позицию занимает тип НП — с фиксацией на удовлетворении потребностей.
Анализ соотношения направленности и типа реакции показал, что у воспитанников РЦ в доминирующей направленности наиболее распространен тип ЕД — когда личная ответственность за попадание во фрустрирующую ситуацию сводится к минимуму, избегается осуждение. В направлении I до-минирует реакция ОД — когда реакция преподносится в замаскированной форме: «Мне очень жаль, что я послужил причиной этого». В направлении Е доминирует также тип ЕД — враждебность, отрицание, обвинение, упреки ок-ружающих. Общим является то, что в обеих выборках промежуточную позицию занимает тип НП — с фиксацией на удовлетворении потребностей.
С помощью методики Р. Жиля были выявлены проблемные зоны в межличностных и социальных отношениях подростков. Для испытуемых обеих выборок наиболее конфликтной зоной межличностных отношений является семья. Качественные отличия проявились в том, что в основном воспитанники РЦ рассматривают членов семьи изолированно, в то время как учащиеся общеобразовательной школы — как родительскую чету в целом, единое целое.
Конкретно-личностные отношения к членам семьи у трудновоспитуемых подростков распределились следующим образом;
1) Отношение к матери. С возрастом усиливается недовольство поведением матери.
2) Отношение к отцу.
3) Отношение к братьям, сестрам, другим родственникам.
Таким образом, подтвердились данные Г.С. Красницкой (1997), которая отмечает, что в структуре ценностей детей-сирот семья остается незыблемой. При этом желание иметь близких, потребность в семье и сотворение идеала семьи у детей-сирот выражены острее, чем у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Отсутствие или недостаточный опыт жизни в семье способствует идеализации взаимоотношений в семье. Несмотря на неблагополучие в семье, аморальность родителей, добровольный отказ от ребенка или лишение родительских прав, подростки часто тоскуют по родителям. Другая половина (42,9%) склонны идеализировать свои отношений с родственниками, приписывать им отсутствующие положительные личностные качества, оправдывать их асоциальное поведение.
Анализ показал, что для группы подростков из общеобразовательной школы зона «Учителя» является в большей степени конфликтной, чем для испытуемых РЦ. Это связано с тем, что общением с учителями и воспитателями подростки из РЦ компенсируют дефицит родительской любви, эмоционально привязываются к ним. Зона отношений со сверстниками является для обеих выборок наименее конфликтной (по 19,8%). В то же время пятая часть подростков характеризуются конфликтностью в отношениях со сверстника-ми, неумением конструктивно выходить из конфликтных ситуаций. В отношениях они проявляют различные формы агрессивности; у них наблюдается противоречие между выраженным стремлением к общению со сверстниками и неумением избегать конфликтных ситуаций.
Таким образом, проведенное комплексное экспериментальное исследование позволило установить общие возрастные закономерности личностного развития делинквентных и нормально развивающихся подростков, а также выявить специфические особенности личностного развития и межличностных отношений подростков с отклоняющимся поведением.

2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента

Сравнение показателей проявлений агрессивности показало некоторое их снижение. Так, проявления физической агрессивности снизились на 13,2%, а вербальной — на 3,3%. Показатели выраженности агрессивности по результатам констатирующего и формирующего экспериментов.
Заметно некоторое увеличение показателей косвенной агрессивности, что приближает воспитанников РЦ к подросткам из массовой школы и доказывает результативность работы психологической службы.
В констатирующем эксперименте было выявлено, что показатели негативизма у подростков из центра снижаются к старшему подростковому возрасту. После коррекционной работы отмечено снижение уровня негативизма и у группы воспитанников младшего подросткового возраста на 6,6%.
Исследование половозрастных различий в проявлениях агрессивности подтвердило данные о стойкости данного свойства личности у девочек с нарушениями поведения. Так, в обеих возрастных группах удалось снизить показатели физической агрессивности лишь на 3,3%.
Показатели вербальной агрессивности у девочек 12-13 лет не изменились, а у 14-15-летних снизились на 6,6%. Также не изменились показатели косвенной агрессивности у девочек среднего подросткового возраста, а показатели у старших подростков увеличились на 6,6%. По сравнению с девочками у мальчиков физическая агрессивность снизилась в средней возрастной группе на 6,6%, а в старшей — на 3,3%. Показатели косвенной агрессивности в обеих возрастных выборках увеличились на 6,6%. Показатели вербальной агрессивности в среднем возрастном звене не изменились, а в старшем — уменьшились на 6,6%.
Таким образом, оказанное психокоррекционное воздействие на воспитанников имело определенные положительные результаты и показало необходимость систематической работы по преодолению агрессивных тенденций в поведении трудновоспитуемых подростков и коррекции агрессивности как личностного свойства.
Достаточно продуктивной оказалась проведенная работа в отношении проявлений нейротизма и психотизма у воспитанников РЦ. Так, количество подростков с высоким уровнем нейротизма и психотизма снизилось на 13,2%, и соответственно, увеличилась численность групп со средним и низким уровнем проявления данных личностных свойств.
В результате реализации психокоррекционных программ удалось относительно снизить количество воспитанников с высоким уровнем нейротизма и, соответственно увеличить численность групп со средним и низким уровнем нейротизма.
Наглядно представлены положительные сдвиги в выраженности психотизма у воспитанников РЦ: снижение численности испытуемых с высоким уровнем психотизма на 13,2% и, соответственно, увеличение количества подростков со средним и низким уровнем психотизма.
Исследование выраженности комплекса неполноценности показало, что треть воспитанников РЦ характеризуются высоким уровнем закомплексо-ванности, что превышает показатели подростков из общеобразовательной школы в 2,5 раза. Однако после проведенной работы снизилось количество испытуемых с высоким уровнем комплекса неполноценности на 3,3%.
После проведенной работы увеличилось число подростков, которые способны самостоятельно справляться со своими комплексами и проблемами на 9,9 %. Пятая часть подростков отрицали наличие у себя комплексов, что расценивается нами как защитная компенсаторная реакция. Осознавая наличие у себя определенных недостатков, подростки не хотят в этом открыто признаваться и маскируют их с помощью различных личностных поведенческих реакций.
После реализации программы психологической помощи количество таких испытуемых уменьшилось, то есть подростки стали более критичны к себе и стали способны не только осознавать, но и признавать наличие у себя психологических проблем и необходимость их решения.
Анализ результатов по методике Р. Жиля показал, что если в констатирующем эксперименте было выявлено доминирование у трудновоспитуемых подростков направления реакции М (у 59,4% испытуемых), то в формирующем эксперименте эта реакция доминирует лишь у 39,6% и сравнивается по выраженности с реакцией I. Это свидетельствует о том, что в результате психокоррекции личностных свойств и межличностных отношений произошли изменения в оценивании фрустрирующих ситуаций, и они реже оцениваются как малозначащие и могущие разрешиться сами собой. Повышается значимость личного участия в разрешении конфликтных и фрустрирующих ситуаций. Также перестает доминировать тип реакции ЕД в направлении Е, что говорит об снижении враждебности, ослаблении обвинительной позиции и упреков в отношении окружающих.
Таким образом, результаты формирующего эксперимента доказали эффективность проведенной работы по преодолению негативных личностных свойств и особенностей межличностных отношений воспитанников РЦТП.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подросток — еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. В настоящей работе предпринята попытка систематизации многочисленных разрозненных научных данных по психологии отклоняющегося поведения личности. Специалисту, оказывающему помощь людям с поведенческими девиациями, важно чувствовать уверенность и компетентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функционирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения. Особенно важно сформировать адекватные представления и позитивные навыки воздействия на отклоняющееся поведение личности.
Отклоняющее поведение личности необходимо рассматривать прежде всего в аспекте ее развития и адаптации к социальной среде. Стимулирование развития личности и повышение уровня ее социальной ее социальной адаптации – ведущие цели психолого-социальной интервенции девиантного поведения.
Проведенный анализ позволил выдвинуть в качестве общей гипотезы предположение о том, что комплексное воздействие неблагоприятных социальных факторов (социопатогенез) и биологических факторов приводит к формированию специфических особенностей личностного развития делинквентных подростков, которые объективируются в дисгармонизации меж-личностных отношений. В свою очередь, нарушения в сфере общения оказывают влияние на развитие личности, приводя к закреплению отрицательных личностных свойств.
Имеют место общие возрастные закономерности развития личности подростков с нарушениями поведения (воспитанников РЦ) и без выраженных отклонений в поведении (из общеобразовательной школы), к которым можно отнести:
— устойчивость негативизма как одного из основных свойств личности подростка;
— доминирование типов экстравертов и амбовертов среди подростков, что связано с объективацией ведущего вида деятельности;
— выраженность комплекса неполноценности, что также свойственно подростковому возрасту в связи с развитием рефлексии и критичным отно-шением к себе,
Наряду с общими возрастными закономерностями были выявлены особенности личности подростков — воспитанников РЦ:
— тенденция выражать агрессивность открытыми способами в виде физической и вербальной агрессивности; слабая выраженность косвенных форм агрессивности;
— снижение показателей негативизма к старшему подростковому воз-расту, что связано с воздействием коррекционно-воспитательного процесса и влиянием формирующегося положительного отношения ко взрослым, возникновением доверия к ним;
— наличие половозрастных особенностей в проявлении агрессивности, а именно устойчивость выраженности физической агрессивности у делинквентных девочек;
— значительная выраженность нейротизма и психотизма как показателей нарушения адаптивных способностей и риска социальной дезадаптации; высокий уровень проявления комплекса неполноценности. Острые переживания относительно расхождения между реальными достижениями и притязаниями подростка, между стремлением быть на уровне окружающих и самооценкой приводят к появлению различных психологических комплексов. В основном подростки с нарушениями поведения склонны не признавать открыто наличие у себя комплексов.
Были определены общие возрастные особенности межличностных отношений у подростков: единая для обеих выборок социальная структура группы, а именно представленность подростков с различным социальным статусом (преобладание лиц со средним статусным положением); преобладание предпочтений в выборах подростков своей половой принадлежности; общие проблемные зоны межличностного общения.
Специфическими особенностями межличностных отношений дезадаптированных подростков являются:
— малое количество взаимных выборов;
— преобладание во фрустрирующих ситуациях импунитивпых реакций (по направлению) и самозащитных (по типу), а также экстрапунитивных реакций с самооправдательной позицией.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: у подростков с нарушениями поведения особенности личностных свойств объективируются в межличностных отношениях в группе и со взрослыми. Незрелость эмоционально-волевой сферы личности и самосознания, недостаточное сознание своих поступков, неумение строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми приводят к выражениям агрессивности, своеобразным ре-акциям в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. В свою очередь, нарушения в сфере общения сказываются на развитии личностных свойств, искажая представления о себе, отношение к себе, осознание себя как личности.
Установленная в результате комплексной диагностики сложная структура нарушений личности и межличностных отношений требует реализации системы комплексной, многоуровневой, динамической реабилитаций, направленной на восстановление подростков в плане их психического здоровья, преодоление отклонений в личности и поведении, обретение социального статуса как субъекта деятельности — коммуникативной, учебной и др. На основе полученных экспериментальных данных разработана модель комплексной реабилитации подростков с учетом приоритета психологической службы, применимая в реабилитационных учреждениях, детских домах и других воспитательных учреждениях. В результате реализаций, комплексной программы психологической помощи были значительно снижены показатели проявления агрессивности и негативизма, психотизма и нейротизма; выявлена положительная динамика в развитии межличностных отношений, поведения в целом.
Теория отклоняющего поведения призвана служить не навешиванию ярлыков, но оказанию реальной помощи личности через стимулирование ее готовности к изменениям и сотрудничеству. Отличительной особенностью психолого-социальной помощи в случае отклоняющего поведения является ее активный, организующий и позитивный характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: «Инвест», 2003.
2. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Высшая школа, 1979.
3. Александровский Ю.А. Состояние психической дезаптации и их компенсация. – М.: «Молодая гвардия», 1976.
4. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Екатеринбург, Экспроер, 2006.
5. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. – М.: Высшая школа, 1979.
6. Антонян Ю.М., Саличев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. – М.: Педагогика, 1983.
7. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. – Киев: Правда, 1986.
8. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Высшая школа, 1999.
9. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебно-методическое пособие / М.И. Рожуов, М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова; Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
10. Гилинский Я. и др. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб.: Нева, 2001.
11. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для вузов / Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1999.
12. Дети группы риска: Материалы Международного семинара. – СПб.: Нева, 2004.
13. Жетписбаев Б.А. Концептуально-теоретические проблемы девиантного поведения и правовой социализации несовершеннолетних в Республике Казахстан / Б.А. Жетписбаев, А.К. Айтпаева. – Алматы: Б.и., 2002.
14. Жуманкулова Е.Н. Формирование деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного поведения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Караганды, 2007.
15. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющего поведения): Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
16. Казымбетова Д.К. Девиантное поведение молодежи как объект социологического исследования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Алматы: Б.и., 1998.
17. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
18. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск: Беларусь, 1988.
19. Корнилова Т. и др. Подростки групп риска / Корнилова Т., Григоренко Е., Смирнов С. – СПб.: Питер, 2005.
20. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск: Из-во НГТУ, 1990.
21. Косарецкая С.В., Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи. – М.: Владос, 2004.
22. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Учеб.-метод. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.
23. Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
24. Можинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Литера, 1999.
25. Пралиева Г.К. Психолого-педагогическая профилактика и реабилитация несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотиков и алкоголя: Методическое пособие для преподавателей / Сост. Г.К. Пралиева. – Алматы: Данекер, 2001.
26. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М.: ИНФРА, 2000.
27. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
28. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. – 2001. — №4.
29. Соловьев В.С. Оправдание добра. – М.: «Просвещение», 1997.
30. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. Профессора М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000.
31. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. – М.: Эхо, 2001.
32. Теория и методика социальной работы: (Краткий курс). – М.: БЕК, 2004.
33. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Эконика, 1994.
34. Шалгимбаев Т.М. Особенности личностных свойств межличностных отношений подростков с дезадаптивным поведением и их учет в реабилитационной работе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Алматы: Б.и., 2004.
35. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А.М. Боковикова. – М.: БЕК, 2001. – Т. 2.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »