Противодействие коррупции в России


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Коррупция, как социальный феномен

1.1. Определение коррупции

1.2 Виды коррупции

1.3 Предпосылки распространения коррупционной деятельности в современной России

2. Условия коррупционной преступности в современной России

2.1 Антикоррупционное законодательство РФ и Краснодарского края

2.2 Организация антикоррупционного обучения государственных гражданских служащих Краснодарского края

2.. Анализ деятельности государственных органов по противодействию коррупции

3. Система противодействия коррупции в Краснодарском крае на современном этапе и перспективы её совершенствования

3.1 Наиболее перспективные меры по профилактике коррупционной деятельности в Краснодарском крае

3.2 Адаптация сингапурских принципов противодействия коррупции к современным реалиям регионального уровня в Краснодарском крае

3.3 Совершенствование антикоррупционной политики Краснодарского края, основываясь на опыте Сингапура

Заключение

Список используемой литературы

Введение

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. Наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая приятная новость.

В начале 1999 года заместитель генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве. В 1999 году академик РАН Д. С. Львов и доктор экономических наук Ю. В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную».

В рейтинге восприятия коррупции в странах мира, ежегодно составляемом организацией Transparency International, Россия в 2012 году заняла 133-е место из 176 с индексом 28 баллов (индекс 0 означает максимальный уровень коррупции, 100 — отсутствие коррупции).

Коррупция в современной России стала системным фактором, оказывающим негативное влияние на эффективное функционирование государственного аппарата, общества и отдельных граждан.

Сегодня, как в целом по России, так и в Краснодарском крае коррупция приобрела системный характер и ее невозможно победить только административными мерами. Она определяется в значительной степени неэффективностью государственного управления, особенностями общественного менталитета, спецификой политической культуры, неразвитостью гражданских институтов, призванных контролировать органы исполнительной власти. Это усугубляется тем, что постоянно меняются социально-экономические и политические условия жизни общества, что обновляет «коррупционное поле» социальных взаимодействий, вводя в него все новых и новых действующих лиц. Объекты и субъекты коррупционных отношений постоянно расширяются. С коррупцией сталкиваются практически все граждане, но выявляются и, соответственно, наказываются лишь единичные факты, что в итоге подрывает принцип неотвратимости наказания.

По мнению различных экспертов, экономические потери от коррупции в современной России составляют от 5 до 50% валового внутреннего продукта страны.

Целью данной работы является исследование системы противодействия коррупции в РФ и в Краснодарском крае, а также разработка мер, основанных на международном опыте, по совершенствованию этой деятельности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести изучение и анализ исторических аспектов коррупции;

2. Изучить и проанализировать нормативно-правовые и официальные источники противодействия коррупции;

3. Изучить существующую системы противодействия коррупции;

4. Разработать механизмы по совершенствованию антикоррупционной политики.

Объектом исследования являются общественные отношения возникающие по поводу совершенных противоправных деяний.

Предметом исследования является коррупция как социально экономическое явление, ее сущность, основные элементы и принципы.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что на вступительном этапе моего исследования определены цели, предмет и задачи данного исследования.

1. Коррупция, как социальный феномен

1.1 Определение коррупции

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Однако, начиная серьезный разговор о ней, нельзя обойти вопрос о том, что имеют в виду авторы, используя понятие «коррупция». В этой работе речь пойдет преимущественно о «государственной» коррупции, в которой всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на государственной службе или выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом. Так как терминологически это не совсем точно, для таких лиц будут использованы словосочетания «государственный служащий», «чиновник» или «должностное лицо».

Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление как злоупотребление служебным положением в корыстных целях.

Полезно различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т. п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т. п.).

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

Таким образом, коррупция охватывает все сферы жизни, делится на верхушечную и низовую, тесно переплетается с таким понятием, как превышение должностных полномочий.

1.2 Виды коррупции

В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции:

1) Коррупция в сфере государственного управления;

2) Парламентская коррупция;

3) Коррупция на предприятиях.

Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую.

Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т. п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т. п.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя — это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов.

Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных организациях, наличие которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррупция поражает все сферы общественной жизни по «вертикали» и «горизонтали».

1.3 Предпосылки распространения коррупционной деятельности в современной России

Ни одна страна не может считать себя застрахованной от коррупции. Однако в России сложились особенно благоприятные условия для процветания коррупции на всех уровнях властных структур. Эффективность метода борьбы с коррупцией зависит и от социальных условий его применения, поэтому необходимо выделить условия, благоприятствующие развитию коррупции.

1. Слабость судебной системы одна из основных проблем переходного периода. Система тотального партийного надзора приучала людей искать защиты в партийных организациях, а не в судах. После распада этой системы на ее месте образовалась правовая брешь, незаполненная до сих пор.

Сейчас в России слабость судебной системы проявляется в том, что:

­ бюджет и исполнительная власть плохо обеспечивают содержание судей и деятельность судов;

­ слабо исполняются судебные решения;

­ низка пропускная способность арбитражных судов, а значит, резко увеличиваются сроки рассмотрения дел в них, что нередко парализует коммерческую деятельность;

­ не хватает квалифицированных кадров, соответствующих требованиям новых экономических условий.

В противостоянии коррупции практически не используется серьезный потенциал гражданского судопроизводства. Отсутствие административной юстиции не позволяет освободить уголовное и гражданское судопроизводство от дел по рассмотрению административных нарушений, что затрудняет решение множества задач именно в той сфере, которая смыкается с коррупцией.

2. Неразвитость правового сознания населения порождена той же причиной укорененной при советском режиме системой партийного квазиправа. Помимо слабого исполнения законов и иных норм, помимо отсутствия культуры и традиции использования права гражданами, проявляются и другие эффекты: в частности, пониженный правовой иммунитет приводит к тому, что практически отсутствует массовое сопротивление «низовой» коррупции.

3. Привычная ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно «интересов государства» и «общенародной собственности» типично российская проблема. Защита прав и интересов граждан, в том числе частных собственников, еще не стала центральной задачей. В итоге предприниматели, не находя защиты в сфере права, ищут ее в сфере свободной купли-продажи незаконных услуг чиновников.

4. Традиция подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику имеет в России корни более древние, чем 70 лет коммунистического режима. Следовательно, любая антикоррупционная программа в России должна быть сопряжена с коренным реформированием системы государственной службы.

Подводя итоги вышесказанного, следует заметить, что предпосылками для формирования большой доли коррупционной составляющей является комплекс факторов, которые существуют в плотной взаимосвязи между собой.

преступность орган коррупция противодействие

2. Условия коррупционной преступности в современной России

2.1 Антикоррупционное законодательство РФ и Краснодарского края

В целях обеспечения противодействия коррупции в Краснодарском крае применяются следующие нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» — установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;

Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» — установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения;

постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» — утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

Закон Краснодарского края от 23 июля 2009 года № 1798-КЗ «О противодействии коррупции в Краснодарском крае» — определены направления региональной антикоррупционной политики;

постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 мая 2009 года № 350 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» — утвержден Порядок антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.

Цели и задачи исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае по реализации антикоррупционной политики определены Планом противодействия коррупции в Краснодарском крае, утвержденным распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2008 года № 789-р «О мерах по противодействию коррупции в Краснодарском крае».

В целях реализации Закона Краснодарского края от 23 июля 2009 года № 1798-КЗ «О противодействии коррупции в Краснодарском крае», в 2013 году приняты следующие нормативные правовые акты, проекты которых внесены министерством экономики Краснодарского края:

постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 февраля 2013 года № 140 «О мониторинге коррупционных рисков в Краснодарском крае»;

постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 июля 2013 года № 814 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 ноября 2009 года № 1027 «О Совете Краснодарского края по противодействию коррупции»;

постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 июня 2013 года № 619 «О реализации положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции»;

постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 года № 1203 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения»;

постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 марта 2013 года № 309 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 мая 2009 года № 350 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края»;

распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 февраля 2013 года № 158-р «О внесении изменений в распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2008 года№ 789-р «О мерах по противодействию коррупции в Краснодарском крае»;

распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 декабря 2013 года № 1011-р «О внесении изменений в распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября2008 года № 789-р «О мерах по противодействию коррупции в Краснодарском крае».

Кроме того, на протяжении 2013 года реализовывалась, координируемая министерством экономики Краснодарского края, долгосрочная краевая целевая программа по противодействию коррупции в Краснодарском краена 2013 — 2015 годы (далее — программа), утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 ноября 2012 года № 1346 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы по противодействию коррупции в Краснодарском крае на 2013 — 2015 годы».

Программа содержала 31 мероприятие. Финансирование за счет средств краевого бюджета предусматривалось только в отношении одного программного мероприятия — проведение социологических исследований для обеспечения осуществления мониторинга восприятия уровня коррупции в органах государственной власти Краснодарского края.

С 1 января 2014 года указанная программа преобразована в подпрограмму «Противодействие коррупции в Краснодарском крае на 2014 — 2016 годы» государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утвержденную постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 года № 1203.

В целях сохранения ранее выработанных подходов к реализации программных мероприятий, согласованных всеми членами Совета по противодействию коррупции, мероприятия подпрограммы «Противодействие коррупции в Краснодарском крае на 2014 — 2016 годы» государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 года №1203, синхронизированыс мероприятиями ранее действующей долгосрочной краевой целевой программы по противодействию коррупции в Краснодарском крае на 2013 — 2015 годы.

Целями подпрограммы являются:

максимальное снижение уровня коррупции на территории Краснодарского края;

повышение эффективности системы противодействия коррупции в Краснодарском крае.

Для достижения целей подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи совершенствования системы профилактики мер антикоррупционной направленности:

полная регламентация исполнения служебных обязанностей государственных служащих в целях исключения возможности совершения коррупционных правонарушений;

выявление сфер государственного управления, в наибольшей степени подверженных риску коррупции;

формирование нетерпимого отношения общественности к коррупционным проявлениям.

Перечень программных мероприятий по противодействию коррупции охватывает деятельность всех исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.

При выполнении намеченных в подпрограмме мероприятий предполагается создать эффективную, скоординированную систему обеспечения противодействия коррупции в Краснодарском крае.

Общий объем финансирования подпрограммы составляет 2100,0 тысячи рублей за счет средств бюджета края, из них: в 2014 году — 700,0 тысячи рублей; в 2015 году — 700,0 тысячи рублей; в 2016 году — 700,0 тысячи рублей.

2.2 Организация антикоррупционного обучения государственных гражданских служащих Краснодарского края

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданским служащим Краснодарского края необходимо сообщать представителю нанимателя (работодателя), органу прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

В исполнительных органах государственной власти Краснодарского края утверждены Положения о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений.

Интересным фактом является то, что в 2010 году государственными гражданскими служащими Краснодарского края уведомлений о фактах обращений в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений не направлялись.

Антикоррупционное обучение государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, проводится в рамках повышения квалификации, которое организует администрация Краснодарского края.

В целях повышения уровня подготовки государственных гражданских служащих в сфере противодействия коррупции в 2013 году проведено обучение 400 государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Краснодарского края по следующим темам:

«Основные направления государственной политики по противодействию коррупции», прошли обучение — 100 чел.;

«Правовые и организационные меры по противодействию коррупции» прошли обучение — 50 чел;

«Профилактика и противодействие коррупции в органах исполнительной власти Краснодарского края», прошли обучение — 150 чел.;

«Антикоррупционные технологии в профессиональной деятельности государственных гражданских служащих», прошли обучение — 100 чел.

С учетом приоритетности вопросов профилактики коррупции и кадровых изменений в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края обучение будет продолжено в 2014 году.

Таким образом, заключением данного пункта следует сделать вывод о том, что администрация Краснодарского края проводит политику повышения уровня самосознания государственных служащих, целостной культуры государственных органов в целях противодействия коррупции.

2.3 Анализ деятельности государственных органов по противодействию коррупции

Впервые о необходимости разработки и принятия комплексного плана по борьбе с коррупцией заявил первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев, будучи кандидатом в Президенты России.

Выступая на V Красноярском экономическом форуме в феврале 2008 г., он сказал: «Должен быть в особом порядке разработан и реализован национальный план по борьбе с коррупцией».

Позже, 25 марта 2008 г., в интервью газете The Financial Times Д. А. Медведев, будучи уже избранным Президентом России, рассказал, на чем будет основываться этот план: «Я сказал в своем выступлении, что необходимо подготовить план по борьбе с коррупцией в стране. Он должен включать в себя как минимум три раздела.

Первое — это законодательные изменения в области уголовного права, связанные как с нашими международными обязательствами, так и с текущей ситуацией в стране. Это, наверное, не самое сложное. Коррупцию невозможно задушить изменениями законов.

Второе, гораздо более сложное — это создание антикоррупционных стимулов. А вот это зависит от очень значительных параметров: от общего уровня жизни в стране, уровня зарплаты, от того, насколько безусловно и жестко применяются законы в отношении тех, кто нарушает закон, в отношении так называемых коррупционеров, тех, кто берет взятки, совершает другие коррупционные действия.

И третье, последнее — это именно то, о чем я говорил: изменение правосознания, изменение мышления людей.

Таким образом, это законы, система стимулирования, общее улучшение экономического климата в стране и формирование современного правосознания.

Стоит отметить, что принципы борьбы с коррупцией законодательно нашли свое отражение в разработке и подписании Указа Президента Российской Федерации об утверждении Национального плана противодействия коррупции.

Данный указ был впервые подписан 31 июля 2008 г. (№Пр-1568) и предусматривал принятие ряда мер по совершенствованию существующего законодательства, а также разработку и принятие новых законов.

Тогдашний генеральный прокурор России Ю. Чайка назвал принятый Национальный план противодействия коррупции важным шагом в борьбе с коррупцией, поскольку он требует не только координации деятельности государственных органов, но и консолидации усилий всего общества.

Принятый указ, в частности, обязывал органы законодательной власти доработать и в кратчайшие сроки принять злополучный Федеральный закон «О противодействии коррупции», который в конце концов после почти семнадцатилетнего обсуждения на различных уровнях в новой редакции был все-таки принят и вступил в силу 25 декабря 2008 г. (№273-ФЗ).

Кроме того, 2 августа 2009 г. вступил в силу Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» (№172-ФЗ).

Также 13 марта 2012года Президентом РФ был подписан новый указ «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции». Соответственно, данным указом был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы.

И еще одно важное обстоятельство. В первой половине 2010 г. в Министерстве юстиции РФ провели антикоррупционную экспертизу 1594 проектов нормативно-правовых актов. Коррупциногенные факторы, т. е. положения, устанавливающие слишком широкие пределы усмотрения для чиновников или чересчур обременительные требования для граждан, были обнаружены в 56 из них, что составляет 3,5%. Самыми коррупционноемкими оказались проекты законов. Коррупциогенные факторы эксперты нашли в 34 документах (2,1%). На втором месте оказались проекты постановлений правительства — 20 документов (1,3%). Самый низкий коррупционный потенциал оказался у указов Президента — недочеты обнаружили всего в двух проектах (0,12%).

В регионах России за тот же период было проверено 60 433 проекта документов. Самая плодородная почва для коррупции — в документах региональных органов власти (коррупциогенные факторы — в 2%). Самые «неподкупные» — уставы муниципалитетов(0,2%).

С принятием указанных документов можно констатировать, что в Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции.

Важно отметить, что в Законе «О противодействии коррупции», впервые было дано определение коррупции и сформулированы принципы по противодействию и предупреждению ее.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края проводится с 22 мая 2009 года.

В соответствии с Порядком антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 мая 2009 года № 350 «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края», анализу подвергаются все проекты нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.

Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов проводится в случае внесения в них изменений, представления исполнительным органом государственной власти Краснодарского края нормативного правового акта для проведения антикоррупционной экспертизы, получения заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Неотъемлемой частью антикоррупционной экспертизы является независимая экспертиза, которая позволяет учесть мнения широких слоев населения и предупреждает возможные негативные последствия принятия нормативных правовых актов.

Пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, установлено, что независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов.

В целях реализации принципа сотрудничества исполнительных органов государственной власти Краснодарского края с институтами гражданского общества и гражданами, при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов), размещаются электронные копии нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края (их проектов) для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Заключения независимых экспертов учитываются при составлении заключений по итогам антикоррупционной экспертизы, проводимой министерством экономики Краснодарского края.

По итогам проведения антикоррупционной экспертизы каждого нормативного правового акта (проекта) подготавливается заключение, содержащее вывод об обнаружении либо отсутствии в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенных факторов.

В случае обнаружения в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенных факторов, заключение по результатам антикоррупционной экспертизы считается отрицательным. В этом случае проект направляется на доработку, а в нормативный правовой акт вносятся изменения.

Электронные копии заключений независимой антикоррупционной экспертизы и заключений по результатам антикоррупционной экспертизы, проводимой управлением, размещаются на официальном сайте министерства экономики Краснодарского края.

Случаи неустранения коррупциогеных факторов, содержащихся в отрицательном заключении по результатам экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) в 2012 году, отсутствуют.

В 2012 году проведена антикоррупционная экспертиза 2320 нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края (проектов), из них:

по 2255 (97 %) выданы положительные заключения по результатам антикоррупционной экспертизы;

по 65 (3 %) выданы отрицательные заключения по результатам антикоррупционной экспертизы.

Прирост общего количества проведенных антикоррупционных экспертиз по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составил 21, 8%.

На основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 сентября 2010 года № 804 «О комиссиях исполнительных органов государственной власти Краснодарского края по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Краснодарского края и урегулированию конфликта интересов» во всех исполнительных органах государственной власти Краснодарского края созданы соответствующие комиссии.

Информация о работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Краснодарского края и урегулированию конфликта интересов размещена на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.

В целях получения информации от граждан о соблюдении требований к служебному поведению государственных гражданских служащих обеспечена работа телефонов «горячей линии».

В 2012 году состоялось 69 заседаний комиссий, на которых были рассмотрены материалы (обращения), касающиеся:

представления служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера — 31;

несоблюдения служащими требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов — 8;

дачи согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора — 24;

невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей — 3;

обеспечения соблюдения служащими требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления мер по предупреждению коррупции — 17.

По результатам рассмотрения на заседаниях комиссий документов были выявлены нарушения по вопросам:

соблюдения требований о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера — 12;

соблюдения требований к служебному поведению — 2;

соблюдения требований об урегулировании конфликта интересов — 1;

соблюдения требований об объективности и уважительности причин непредставления сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей служащего — 1.

Также, по результатам деятельности комиссий, в адрес правоохранительных органов были направлены материалы в отношении 2 государственных гражданских служащих Краснодарского края.

К 21 государственному гражданскому служащему были применены меры дисциплинарной ответственности (по результатам деятельности уполномоченных лиц по профилактике коррупционных правонарушений — 1, комиссий — 20). Увольнений не было.

Проверки соблюдения гражданами ограничений, связанных с государственной гражданской службой в органах исполнительной власти Краснодарского края, проводились на основании Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Кроме того, проверки осуществлялись структурными подразделениями по вопросам государственной службы и кадров исполнительных органов государственной власти Краснодарского края или их уполномоченными лицами. В 2012 году проведено 1090 проверок, выявлено 8 нарушений. Осуществлялся контроль за своевременным и достоверным предоставлением гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Проводились индивидуальные профилактические беседы с вновь принятыми государственными гражданскими служащими о соблюдении ограничений, запретов и требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края.

Органами исполнительной власти Краснодарского края утверждены нормативные акты, которыми устанавливается порядок уведомления государственными гражданскими служащими Краснодарского края представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений.

Государственные гражданские служащие ознакомлены с требованиями части 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в части уведомления представителя, нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы.

На основании вышеуказанной информации следует сделать вывод о том, что с принятием ФЗ «О противодействии коррупции» последовал процесс принятия региональных законов, которые адаптировали федеральное законодательство к особенностям Краснодарского края. Важным моментом является то, что законы о противодействии коррупции Краснодарского края, основываясь на федеральном законодательстве внесли две новых составляющие: комиссии по рассмотрению требований к поведению государственных служащих и комиссии по экспертизе нормативно-правовых актов на коррупционную составляющую.

3. Система противодействия коррупции в Краснодарском крае на современном этапе и перспективы её совершенствования

3.1 Наиболее перспективные меры по профилактике коррупционной деятельности в Краснодарском крае

Поскольку коррупция есть следствие общих проблем страны и общества, борьба с ней не сводится только к реализации узкой антикоррупционной программы, но должна пронизывать все программы обновления. По-моему мнению, целесообразно реализовывать следующие меры по противодействию коррупции:

Совершенствование механизмов и разумное определение сфер государственного присутствия в экономике должны сужать почву, на которой процветает коррупция. Тот же эффект дает наведение порядка в сфере государственных финансов. Этот пункт включает:

1. Переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита бюджетных средств, при которой резко расширяется сфера «личного усмотрения» при принятии решений чиновниками.

2. Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов.

3. Совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов.

4. Уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.

Для социальной сферы антикоррупционные меры складываются, по тому же принципу снижения зависимости граждан от процессов теневой экономики и ограничении сфер произвола чиновников.

1. Коммерциализация части социальных (в том числе коммунальных) услуг, введение в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг.

2. Расширение практики применения современных методов осуществления социальных выплат с помощью электронных средств безналичного оборота уменьшает зависимость граждан от усмотрения чиновников и тем самым ограничивает низовую коррупцию.

3. Делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов) одно из самых эффективных средств противодействия низовой коррупции.

Укрепление судебной системы одна из ключевых задач при реализации антикоррупционной программы, актуальность которой вряд ли нуждается в обосновании. Здесь понадобится:

1. гарантировать достойное обеспечение судей и всей судебной системы;

2. усовершенствовать систему подготовки и отбора кадров;

3. укрепить арбитражные суды, ввести в их работу большую процедурную и информационную надежность;

4. развить административную юстицию.

Одновременно необходимо резко снизить возможности для проникновения коррупции в судебный корпус.

Можно сильно потеснить низовую коррупцию, введя реальную зависимость системы предоставления основных услуг населению от самого населения через его влияние на формирование эффективного местного самоуправления. Практика показывает, что, например, местная дорожная полиция, находящаяся в ведении избираемых населением органов местного самоуправления, несравненно менее коррумпирована, нежели автоинспекция, входящая в систему органов внутренних дел. Однако местное самоуправление должно развиваться параллельно борьбе с коррупцией и организованной преступностью. В противном случае местное самоуправление попадет под контроль преступности.

3.2 Адаптация сингапурских принципов противодействия коррупции к современным реалиям регионального уровня в Краснодарском крае

Интересным представляется опыт этой восточной страны, которой в кратчайшие сроки удалось победить коррупцию. Сразу могут возникнуть возражения на предмет разной специфики наших регионов, менталитетов и прочих факторов, но как показывают факты у нас больше общего, чем различий.

Власть — коррупция — деньги, вполне понятная логическая цепочка. Поэтому еще с июля 1973 г. специальная антикоррупционная программа была развернута в Министерстве финансов Сингапура. Борьба Сингапура с коррупцией основана на определенных принципах, раскрывающих основополагающее понятие «логика в контроле за коррупцией»: «попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий».

Во-первых, меры должны предприниматься по отношению к обеим сторонам: и тем, кто дает взятки, и тем, кто их берет.

Во-вторых, четко соблюдается принцип ответственности: коррупцию необходимо наказывать в административном или уголовном порядке. Но общественное порицание — неотъемлемая часть процесса наказания.

В-третьих, должна быть проведена четкая граница между государственными обязанностями и личными интересами.

В-четвертых, необходимо укрепление главенства закона. Это достигается за счет сотрудничества Бюро, расследующего случаи коррупции, и судебных органов, которые решают, каким будет наказание. Общественность должна быть уверена, что Бюро действует эффективно и юридически законно.

В-пятых, коррупция должна быть максимально исключена путем установления ясных и четких методов работы и принятия решений. Как только общественность осознает, что не существует возможности влиять на правительственные решения путем дачи взяток, коррупции станет меньше.

В-шестых, лидеры должны подавать личные примеры безупречного поведения на самом высоком уровне, чтобы поддерживать свой моральный авторитет, необходимый для борьбы с коррупцией. Следовательно, неподкупность должна быть ключевым критерием, основной целью политических лидеров.

В-седьмых, необходимо наличие гарантий, что именно признание личных и профессиональных заслуг, а не родственные связи или политическое покровительство, должно быть определяющим фактором при назначении должностных лиц. Использование семейных связей подрывает доверие к государственной службе, к ее эффективности и беспристрастности. Напротив, признание заслуг гарантирует, что на соответствующий пост будет назначен квалифицированный специалист.

В-восьмых, соблюдать принцип неподкупности и увольнять запятнавших свою репутацию чиновников. Пресса играет важную роль в предании гласности случаев коррупции и деталей наказания, чтобы информировать общественность относительно последствий коррупции. Это помогает создать атмосферу честности и доверия к государственной службе, а также закрепить принцип наказания коррупции, т. к. борьба с коррупцией зависит от системы ценностей политических лидеров, государственной службы и общества.

В-девятых, государственным служащим должны соответственно платить. В Сингапуре министрам и высшим должностным лицам платят согласно формуле, привязанной к средней заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц (адвокатов, банкиров и т. д.). Бюрократия Сингапура считается одной из самых эффективных в мире. И самой высокооплачиваемой.

В-десятых, необходимы создание эффективного, работающего на принципе честности и преданности своему делу органа по борьбе с коррупцией, и защита информаторов, сообщающих о случаях коррупции.

В-одиннадцатых, нужно минимизировать количество необходимых для документов подписей. Это уменьшит возможности для коррупции.

В-двенадцатых, необходимо использовать законы таким образом, чтобы распространить их действие на должностных лиц с целью выяснения источников их доходов. Если они не могут объяснить, откуда у них дополнительные финансовые средства, можно предположить, что источником является коррупция. В Сингапуре каждый год от государственных служащих требуют заполнения специальных форм для декларации их имущества, активов и долгов.

В Сингапуре в отличие от хорошо всем известного юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен противоположный юридический принцип — презумпция коррумпированности. Это означает, что в отличие от гражданина, заведомо ни в чем не виновного до тех пор, пока в суде не доказано обратное, госслужащий, госчиновник при малейшем подозрении заведомо виновен — до тех пор пока он не докажет свою невиновность.

При первом знакомстве набор мер по борьбе с коррупцией мало отличается от подобной практики в других странах. В их числе следует назвать наличие развитого антикоррупционного законодательства, формирование специальных органов по борьбе с коррупцией, особый контроль за теми видами деятельности, где властные полномочия могут быть использованы для извлечения личной выгоды, всепроникающий финансовый контроль за бюджетными средствами, сокращение, упрощение и прозрачность большинства административных процедур.

В завершении стоит подчеркнуть, что в случае с Сингапуром эти меры отличались продуманностью, системностью, последовательностью и высокой эффективностью.

3.3 Совершенствование антикоррупционной политики Краснодарского края основываясь на опыте Сингапура

В предыдущем параграфе мною были озвучены основные принципы противодействия коррупции в Сингапуре, стране, которой меньше чем за 40 лет удалось добиться больших успехов на этот поприще. Так как вышеупомянутые принципы доказали свою эффективность на практике, то, на мой взгляд, региональным властям Краснодарского края следует детально изучить и перенять зарубежный опыт в этом направлении. На основании сингапурского принципа противодействия коррупции, по-моему мнению, следует вести против коррупционную работу по следующим направлениям:

Четко разграничить функции принятия решений, реализации решений, контроля, предоставления услуг. Сейчас многие административные ведомства совмещают выполнение этих функций. Это не только снижает эффективность управления, но и способствует коррупции. Введение персональной ответственности должностных лиц в сфере распоряжения средствами и имуществом. Сейчас у нас, в отличие от большинства других стран, основная часть подобных решений принимается коллегиально: Администрациями или всевозможными комиссиями. Коллективная безответственность замечательный щит для коррупции.

Необходимо также введение открытых конкурсов на государственные заказы и закупки. Там, где это невозможно, должны применяться жесткие спецификации и стандарты на продукцию и услуги. Уменьшение монополии и создание конкуренции в сфере оказания государственных услуг приведет к снижению возможностей для коррупционной деятельности. Рынок коррупционных услуг функционирует по законам «экономики дефицита», поэтому необходимо всячески облегчать доступ граждан к государственным услугам.

Бюджетное недофинансирование органов исполнительной власти заставляет их создавать внебюджетные фонды, пополняемые за счет отчислений, связанных, как правило, с выполнением ведомством своих функций (платежи, штрафы и т. п.). Внебюджетные фонды контролируются гораздо слабее, что способствует разрастанию коррупции.

Реформа государственной службы является центральным звеном в комплексе антикоррупцинных мер, имеющих профилактический характер. Существенное увеличение денежного содержания государственных служащих (что особенно важно для низшего и среднего звеньев) будет способствовать снижению коррупции. В Сингапуре, успешно реализовавшем антикоррупционную программу, существенное повышение заработной платы началось задолго до начала экономического процветания страны и в условиях крайне распространенной коррупции. Одновременно с увеличением денежного содержания и введением мощной системы социальных гарантий необходимо избавляться от устаревшей системы ведомственных льгот, связанных с бытом чиновников.

Необходима также отладка механизмов прохождения службы с учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и «политических назначенцев». Установление для руководителей в органах исполнительной власти ограничивающих квот на включение в круг своих подчиненных «политических назначенцев» дает полезный эффект.

Присутствие в окружении начальника карьерных чиновников, меньше зависимых от воли этого начальника, уменьшает возможность его коррупционного поведения.

Принятие Этического кодекса государственного служащего позволит формировать на государственной службе моральную обстановку, в которой уменьшается вероятность коррупционных действий. Усиление роли законов в действиях чиновников неизбежно способствует ограничению коррупции. Для этого могут понадобиться, в частности, следующие меры:

разграничение компетенций и защита компетенции чиновников;

уменьшение сферы действия личного усмотрения;

установление жесткого порядка взаимодействия чиновников и граждан, при котором гражданам всегда и полностью известны их права и обязанности чиновников;

введение в ряде важных случаев уголовных мер ответственности для чиновников за факт нарушения закона (не только при наличии доказуемого злого умысла);

ужесточение контроля над государственными служащими и ответственности за отклонения от предписанного законами поведения.

Повышение престижа государственной службы необходимо для избавления от вредного мифа «воруют все», создающего дополнительный благоприятный фон для распространения коррупции. Средствам массовой информации нужно помогать «отделять зерна от плевел». Полезно введение профессиональных конкурсов на низовом уровне и корпоративных наград за честность и профессионализм на среднем и высшем уровнях бюрократии. Здесь могут быть полезны как государственные усилия, так и активность негосударственных организаций.

Победить коррупцию можно только с привлечением институтов гражданского общества, поскольку именно оно более всего заинтересовано в такой победе. Это тем более необходимо в условиях серьезного отчуждения общества от власти. Привлекая общественные организации к полноценному сотрудничеству при решении проблемы подобного масштаба, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, шанс на достижение поставленных целей.

Без привлечения общественности нельзя обуздать низовую коррупцию, поскольку на нижних уровнях управления коррупция малочувствительна к властным импульсам, идущим сверху, но может быть потеснена только при напоре снизу, усилиями граждан и институтов гражданского общества.

Поэтому, реализуя программу борьбы с коррупцией, власть должна эффективно привлекать к этому широкие общественные круги, в первую очередь предпринимательские, и независимые средства массовой информации. Особое внимание должно быть уделено воспитанию правового и гражданского сознания и получению навыков поведения в демократическом правовом обществе, в том числе навыков антикоррупционного поведения. Перечисленные выше меры общего характера затрагивают многие сферы государственной жизни и активности гражданского общества.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »