Принципы развития малого предпринимательства


32

Введение

Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, соответствующей цели экономических реформ в России — созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.

Состояние и динамика развития малого предпринимательства не только является показателями здоровья экономики; малый бизнес выполняет и важнейшие социальные функции: оптимизации и стабилизации социальной структуры, обеспечение социальной динамики, предупреждения и снижения социальной напряженности. Малый бизнес, являясь по природе своей наиболее мобильной частью экономической жизни общества, требует специальных усилий по оптимизации его развития, в том числе, по улучшению инвестиционного климата в регионе, содействию выхода на межрегиональные и международные рынки, формированию заказа для подготовки кадров для малого бизнеса, информационной и консультационной поддержки.

Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Малый бизнес в экономике России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы, связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого бизнеса, так и стимулирование его развития.

Малое предпринимательство — это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Уровень развития предпринимательства является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время наблюдается экономический рост, и имеются значительные предпосылки (природные, материальные, трудовые и иные ресурсы) для осуществления предпринимательской деятельности, последняя развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами. Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора темы курсовой работы.

Цель работы: определить сущность развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— изучить понятие, функции и сущность малого бизнеса ;

— рассмотреть динамику развития малого предпринимательства в регионах РФ;

— проследить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.

Теоретической базой исследования в данной курсовой работе являются труды учёных-экономистов в России, научная литература по экономике, учебники и учебные пособия по экономическим дисциплинам, статьи из научных журналов.

В качестве информационной базы выступают различные статистические данные из научных журналов, информационных порталов сети Интернет.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие, сущность и функции малого предпринимательства

Малое предпринимательство — это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином. По определению академика Л. И. Абалкина предпринимательство — это особый вид деятельности, который имеет ряд отличительных признаков:

— свободу в выборе направлений и методов работы;

— самостоятельность принятия решений;

— ответственность за принимаемые решения, их последствия и риски;

— ориентация на достижение коммерческого успеха, получение прибыли.

Малый бизнес определяется, как деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). [16, с. 63]

Согласно вступившему в действие с 1 января 2008 года Федеральному Закону от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», изменились и критерии отнесения предприятий к числу малых. Если раньше единственным критерием была средняя численность, дифференцированная по отраслевому признаку (в промышленности, к примеру, малыми считались предприятия с численностью до 100 человек, в сельском хозяйстве — до 60, в розничной торговле — до 30) [1], то новый Закон вводит два критерия. Первый — это средняя численность работников за предшествующий календарный год, причем независимо от видов деятельности. Второй, дополнительный критерий, — максимальный объем выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Предельные значения второго критерия отданы на усмотрение Правительства, которое будет устанавливать их для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства один раз в пять лет на основании сплошных статистических обследований. Что касается средней численности работников, то в соответствии с этим критерием теперь выделяются три вида субъектов МСП: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия — от 16 до 100 человек и средние предприятия — от 101 до 250 человек. Применение этого критерия позволяет обеспечить сопоставимость законодательства Российской Федерации и стран Европейского союза в области развития субъектов МСП. [2]

В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель — это получение прибыли, Некоммерческие предприятия осуществляют деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана, и которая предусмотрена ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Занимаясь предпринимательской деятельностью, она не должна отклоняться от выполнения основной деятельности, и должна направлять возможную прибыль на выполнение уставных целей.

Предприятия различают: по форме собственности, по организационно-правовой форме, по отраслевой принадлежности, по территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности, по происхождению капитала. [16, с. 30]

Особенностями малого предпринимательства являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли; экономическая свобода; отсутствие жесткой производственной программы, рассчитанной на далекую перспективу; простота менеджмента; инновационный характер; реализация товаров и услуг на рынке; приспособляемость к конъюнктуре рынка.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных характеристик.

— единство права собственности и управления предприятием;

— обозримость предприятия, т. е. ограниченность его масштабов, которая вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала;

— относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

— персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. [9, c.132]

— ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования, непосредственно включен в производственный процесс и во все, связанное с его организацией;

— часто семейное ведение дела;

— характер финансирования, если крупные предприятия черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т. д.);

— высокая доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий соотношение основных фондов к оборотным составляет 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

Предпринимательство часто характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия, новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий. [17, c.5]

Основными функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его деятельностью:

— как работодателя;

— как производителя продукции и услуг;

— как катализатора научно-технического прогресса;

— как налогоплательщика;

— как агента рыночных отношений.

Также, не менее значимыми функциями, являются и социальные.

Помимо того, что малые предприятия просто дают дополнительные рабочие места, они позволяют многим людям через малые формы предпринимательской деятельности раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. Очень часто в малых предприятиях используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т. д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В будущем будет актуализироваться и экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой. [7, c. 98]

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности со стадиями производственного процесса, различают следующие основные виды частного предпринимательства:

— производственное, если сам предприниматель непосредственным образом, используя орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации потребителям;

— коммерческо-торговое, если производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения, ведь произведённые товары надо продавать, коммерческо-торговое предпринимательство развивается очень высокими темпами;

— финансово-кредитное, если в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит;

— посредническое, если сам предприниматель не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях; [7, c.28]

— страховое, если предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования;

Сфера деятельности предприятий малого бизнеса весьма обширна. Основными отраслями экономики, где активно развивается малая предпринимательская деятельность, являются: торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность, строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, а также занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.

Таким образом, малое предпринимательство — с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой — сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).

Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

2. Динамика развития малого предпринимательства в регионах РФ

Малое предпринимательство в России растет — за последние пять лет число микро — и малых предприятий увеличилось более чем на 60%. Однако количественный рост не отражает качественных изменений в состоянии этого сектора бизнеса. Анализ статистических данных малого предпринимательства позволил оценить, как изменилось его состояние за несколько лет и выявить тенденции развития [20].

По состоянию на 1 апреля 2013 года в России было зарегистрировано 234,5 тыс. малых предприятий, что на 1,5% меньше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось на 2,8ед. и составило 163,6 ед.

Таблица 1. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

В большинстве федеральных округов наблюдается снижение числа малых предприятий, как в абсолютном выражении, так и в расчете на 100 тыс. человек населения. Наибольшее снижение отмечено в Сибирском федеральном округе (снижение на 8,4% или 12,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Северо-Кавказском федеральном округе (снижение почти на 5,2% или 3,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа). В Уральском и Южном федеральных округах количество малых предприятий за год снизилось на 4,5% (или 8,5 и 6,2 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа соответственно). В Приволжском федеральном округе количество малых предприятий снизилось на 3,5%, в Северо-Западном федеральном округе — 2,7%, в Дальневосточном федеральном округе — на 0,6%.

Рост числа малых предприятий наблюдается только в Центральном федеральном округе — на 5,0% или около 8,6 малых предприятий на каждые 100 тыс. человек населения

На 1 апреля 2013 года по сравнению с 1 апреля 2012 года количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло только в 29 регионах [20].

Наибольший рост (более чем на 20,0 ед.) показателя отмечен в Республике Хакасия (на 33,8 ед.), Амурской области (на 23,4 ед.) и г. Москве (на 23,0 ед.).

Среднее увеличение показателя (от 10 до 20 ед.) зафиксировано в Ивановской (на 18,3 ед.), Магаданской (на 16,5 ед.), Липецкой (на 15,4 ед.), Воронежской (на 14,3 ед.) и Нижегородской (на 13,2) областях.

В 54 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя отмечено в Томской области (на 40,9 ед.), а также Новосибирской (на 29,6 ед.), Владимирской (на 27,9 ед.), Свердловской (на 22,7 ед.) областях и Красноярском крае (на 22,0 ед.). Среднее сокращение показателя (от 10 до 20 ед.) зафиксировано в Республике Татарстан (на 19,4 ед.), Оренбургской области (на 17,1 ед.), Республике Коми (на 16,5 ед.), Астраханской области (на 13,1 ед.), Волгоградской области (на 12,9 ед.), Алтайском крае (на 12,6 ед.), Республике Карелия (на 12,0 ед.), Самарской (на 11,9 ед.), Мурманской (на 11,4 ед.), Пензенской (на 11,4 ед.), Кировской (на 11,3 ед.), Сахалинской (на 10,9 ед.) и Ростовской (на 10,8 ед.) областях, г. Санкт-Петербурге (на 10,7 ед.), Республике Саха (Якутия) (на 10,3 ед.) и Иркутской области (на 10,3 ед.).

Таблица 2. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2013 года

По итогам января-марта 2013 года среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 1,4% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составила 6 241,5 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 0,4 п. п. до уровня 13,7% [20].

Рост численности занятых на малых предприятиях отмечен в четырех федеральных округах. Наибольший рост наблюдается в Центральном федеральном округе (на 4,7%) и Приволжском федеральном округе (на 2,9%). В Северо-Западном федеральном округе и Северо-Кавказском федеральном округе рост составил менее 1%.

Наибольшее снижение занятости на малых предприятиях отмечено в Южном федеральном округе (на 3,5%) и Дальневосточном федеральном округе (на 2,3%), в меньшей степени — в Сибирском и Уральском федеральных округах (на 1,3% и 1,2% соответственно).

Рост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях по итогам января-марта 2013 года отмечен в 44 регионах.

Регионами — лидерами по темпам роста численности занятых на малых предприятиях являются Чеченская Республика (показатель вырос на 55,9%), Республика Хакасия (на 38,4%) и Чукотский АО (на 34,8%). Значительный рост показателя также в Мурманской области (на 24,2%), Пермском крае (на 22,6%),Удмуртской Республике (на 21,3%), Калининградской области (на 19,8%),Курганской области (на 15,3%), г. Москве (на 14,4%), Воронежской области (на 12,5%) и Республике Ингушетия (на 11,3%).

Сокращение показателя отмечено в 39 регионах. Наиболее значительное снижение численности занятых на малых предприятиях отмечено в Еврейской автономной области (показатель снизился на 15,5%), Республике Коми (на 15,0%), Республике Дагестан (на 14,6%), Волгоградской области (на 14,2%), Ненецком АО (на 13,4%) и Архангельской области (на 10,7%).

Заметное сокращение (более чем на 5%) также отмечено в Сахалинской области (на 8,9%), Республике Тыва (на 8,2%), Владимирской области (на 6,8%), Иркутской области (на 6,8%), Республике Алтай (на 6,6%), Оренбургской области (на 6,2%), Ростовской области (на 6,2%), Магаданской области (на 6,0%), Республике Бурятия (на 5,9%), Хабаровский край (на 5,3%), Республике Карелия (на 5,1%) и Республике Адыгея (на 5,0%).

Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за 1 квартал 2013 года составил 3 182,9 млрд. рублей, что на 7,4% превышает показатель за аналогичный период прошлого года (с учетом индекса потребительских цен рост показателя составил только 0,4%).

Рост объема оборота малых предприятий наблюдается только в четырех федеральных округах. Наибольший рост с учетом ИПЦ отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе (показатель вырос на 9,7%) и Приволжском федеральном округе (на 5,1%). В меньшей степени показатели выросли в Южном и Центральном федеральных округах (с учетом ИПЦ рост составил 2,8% и 0,8% соответственно) [20].

Таблица 3. Объем оборота малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2013 года

Наибольшее сокращение оборота малых предприятий отмечено в Дальневосточном федеральном округе (показатель сократился на 2,2% в текущих ценах и 8,3% с учетом ИПЦ). В Сибирском, Уральском и Северо-Западном федеральных округах оборот малых предприятий в текущих ценах вырос, однако с поправкой на ИПЦ, напротив, сократился (на 4,1%, 3,5% и 1,4% соответственно).

В январе-марте 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот малых предприятий с учетом ИПЦ вырос в 41 регионе.

Наибольший рост показателя отмечен в Республике Ингушетия (показатель вырос в 4,9 раза), а также в Вологодской области (на 60,1%), Республике Хакасия (на 39,4%), Республике Северная Осетия-Алания (на 36,8%), Пермском крае (на 31,1%), Удмуртской Республике (на 31,0%) и Республике Калмыкия (на 30,3%) [18].

Среднее увеличение показателя (10-30%) наблюдается в Забайкальском крае (на 26,6%), Калининградской (на 23,2%), Курской (на 22,9%), Орловской (на 20,3%), Самарской (на 11,6%), Пензенской (на 11,3%) и Смоленской (на 10,9%) областях и Ставропольском крае (на 10,5%).

Наихудшая динамика показателя наблюдается в Чеченской Республике, где объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ сократился на 30,6%. Сильное сокращение показателя (более 10%) отмечено также в Республике Мордовия (на 25,0%), Республике Алтай (на 24,1%), Карачаево-Черкесской Республике (на 20,2%), Республике Коми (на 18,6%), Республике Адыгея (на 16,3%), Ненецком АО (на 15,0%), Чукотском АО (на 13,2%), Приморском крае (на 13,1%), Красноярском крае (на 12,9%), Хабаровском крае (на 12,0%), Ярославской (на 11,6%), Псковской (на 11,1%), Челябинской (на 10,6%) и Сахалинской (на 10,4%) областях.

Таблица 4

Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 1 квартале 2013 года в целом по Российской Федерации составил 56 761,5 млн. рублей, что на 14,6% превышает значение показателя за аналогичный период прошлого года (с учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 7,1%) [20].

Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях отмечена в четырех федеральных округах. Наибольший рост показателя с учетом ИПЦ отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе (показатель вырос в 2,4 раза), а также в Приволжском федеральном округе (на 15,8%) и Центральном федеральном округе (на 15,4%). В Уральском федеральном округе рост показателя составил 4,5%.

Наибольшее сокращение инвестиций в основной капитал на малых предприятиях отмечено Северо-Западном федеральном округе (показатель сократился на 20,2%) и Сибирском федеральном округе (на 14,5%). В Дальневосточном и Южном федеральных округах сокращение показателя составилось 9,3% и 4,0% соответственно.

В отдельных регионах инвестиции в основной капитал на малых предприятиях в рассматриваемый период не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Росстат не включил их в статистические сводки. К таким регионам относятся Чукотский АО и Чеченская Республика.

По итогам 1 квартала 2013 года положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ отмечена в 48 регионах.

Лидерами по росту показателя являются Магаданская область (показатель вырос в 8,8 раза), Ставропольский край (в 3,3 раза), Архангельская (в 2,9 раза), Липецкая (в 2,8 раза) и Орловская (в 2,5 раза) области, Удмуртская Республика (в 2,2 раза), Республика Северная Осетия-Алания (в 2,2 раза), Еврейская автономная область (в 2,2 раза), Республика Мордовия (в 2,0 раза) и Кабардино-Балкарская Республика (в 2,0 раза).

Сильное увеличение показателя (свыше 50%) зафиксировано также в Республике Алтай (на 84,5%), Курской (на 84,3%), Белгородской (на 81,4%) и Пензенской (на 72,8%) областях, г. Санкт-Петербурге (на 62,7%), Республике Тыва (на 58,4%), Чувашской Республике (на 56,7%) и Республике Марий Эл (на 53,1%) [18].

Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ наблюдается в Республике Калмыкия (на 93,3%), Республике Хакасия (на 92,8%), Новгородской области (на 79,0%), Республике Татарстан (на 75,5%), Рязанской области (на 65,9%), Амурской области (на 60,6%), Республике Саха (Якутия) (на 58,3%), Ивановской области (на 54,5%), Кемеровской области (на 51,3%) и Республике Коми (на 51,1%).

Таким образом, по итогам 1 квартала 2013 года по сравнению с 1 кварталом 2012 года в целом по стране наблюдается положительная динамика основных показателей развития малых предприятий.

На 1 апреля 2013 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России по сравнению с 1 апреля предыдущего года снизилось на 1,5%. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях за год выросла на 1,4%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 13,7%. Объем оборота малых предприятий вырос на 7,4% (с учетом ИПЦ рост составил 0,4%). Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях выросли относительно показателя прошлого года на 14,6% (с учетом ИПЦ рост составил 7,1%) [20].

Итоги деятельности малых предприятий в 1 квартале 2013 года в региональном разрезе характеризуются незначительной отрицательной динамикой Количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек выросло только в 29 регионах, рост доли занятых на малых предприятиях в общей численности занятых отмечен в 44 регионах, объем оборота малых предприятий (с учетом ИПЦ) вырос в 41 регионе, рост инвестиций в основной капитал на малых предприятиях (с учетом ИПЦ) отмечен в 48 регионах.

3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

В процессе исследований были выявлены системные проблемы, тормозящие развитие малого предпринимательства. Основными из них являются [19]:

· слабая теоретическая проработка экономических аспектов малого предпринимательства;

· недостаточный учет особенностей малого предпринимательства в действующем законодательстве, правовых и нормативных актах;

· наличие административных барьеров, тормозящих вхождение малых предприятий на существующие рынки;

· многочисленные проверки, особенно со стороны фискальных органов, затрудняющие работу малых предприятий;

· трудности финансирования проектов организации и развития малых предприятий, высокие процентные ставки по кредитам;

· имеющая место тенденция увеличения налоговых и других отчислений;

· негативный образ малых предприятий и их владельцев в средствах массовой информации и восприятии граждан нашей страны;

· слабая подготовка кадров, особенно работников специально подготовленных для работы в малых предприятиях;

· слабое развитие инфраструктуры, необходимой для эффективной деятельности малых предприятий;

· низкий уровень поддержки малых предприятий и защиты их интересов, особенно в муниципальных органах управления;

· отсутствие последовательной тарифной политики, особенно в сфере ЖКХ;

· слабое стимулирования передовых форм малого предпринимательства и небольшой объем его финансирования;

· слабая проработка вопросов институционального обеспечения деятельности малых предприятий;

· низкий уровень инвестиционной привлекательности малых предприятий;

· на большинстве малых предприятий производительность труда не соответствует сегодняшним реалиям.

В ближайшие годы необходимо принять на государственном уровне решительные комплексные меры по стимулированию развития малого предпринимательства, которые могут быть оформлены в виде стратегии развития малого предпринимательства. Основные принципы формирования такой Стратегии приведены ниже.

В качестве цели при разработке Стратегии может рассматриваться полное удовлетворение потребностей населения и предприятий в продукции и услугах малых предприятий, за счет увеличения объемов производства и реализации инновационного сценария развития экономики страны. При этом в качестве критерия предлагается использовать уровень насыщения экономики страны продукцией и услугами малых предприятий. Для определения величины этого критерия использовалось два подхода. Первый из них связан с определением максимальных значений доли малых предприятий по каждому из видов деятельности в регионах страны. Второй подход основывался на оценке уровня, достигнутого малым предпринимательство в странах Европейского Союза и США. Подробно соответствующие материалы описаны в монографии [8]. Расчеты показали, что при условии насыщения экономики продукцией малых предприятий средняя доля этих предприятий в общем объеме производства по регионам страны должна составлять: по торговле — 69, по обрабатывающим производствам — 30, по строительству — 70, по транспорту и связи — 35, по операциям с недвижимым имуществом — 65 процентов.

Для достижения поставленных в Стратегии целей необходимо решить ряд основных задач, которые представлены ниже [20].

1. Увеличение количества малых предприятий за счет создания новых, реорганизации и приватизации действующих предприятий. Создание новых малых предприятий обусловлено нехваткой отдельных видов продукции и услуг на рынках. Стимулирование этого процесса должно основываться на анализе рынков сбыта, а также анализе наличия финансовых и трудовых ресурсов в конкретных регионах, городах, населенных пунктах. В частности, возможна приватизация неэффективных государственных и муниципальных структур и их перепрофилирование. Еще одним направлением решения этой задачи способна стать реорганизация крупных и средних предприятий путем разделения их на более мелкие специализированные структуры. При создании новых малых предприятий возможно решение важных социальных проблем, связанных с трудоустройством имеющегося в ряде населенных пунктов (особенно небольших) избытка трудоспособного населения, а также трудоустройство работников, высвобождающихся из крупных, в том числе градообразующих предприятий. Особое значение имеет такое направление создания новых малых предприятий, как самозанятость. Она основывается на создании небольших, как правило, семейных предприятий при существенной помощи и поддержки со стороны региональных и муниципальных органов занятости.

2. Повышение производительности труда работников малых предприятий с учётом ограниченности трудовых ресурсов и сложной демографической ситуации в стране. Необходимость повышения производительности труда обусловлена требованием существенного роста эффективности производства, а так же ограниченностью трудовых ресурсов (особенно высококвалифицированных) в большинстве регионов страны. Для решения этой задачи требуется переоснащение малых предприятий и модернизация их оборудования. Особое значение имеет обучение производственного персонала и его переподготовка с учетом быстро изменяющейся технологии производства. Рассматривая проблему в перспективном плане необходимо учитывать сложную демографическую ситуацию в стране. Демографический прогноз до 2030 года, представленный Федеральной службой государственной статистики [11] даже в самом оптимистическом варианте предусматривает увеличение населения не более 0,2 процента в год. Таким образом, возможности экстенсивного роста трудового потенциала в большинстве регионов Российской Федерации отсутствует. Поэтому повышение производства продукции и услуг малых предприятий, обусловленное поставленной в настоящей Стратегии целью, в большей степени может быть реализовано только за счет существенного роста производительности труда.

3. Обеспечение потребностей населения и других предприятий в продукции и услугах производимых малыми предприятиями. Учитывая, что в ряде видов деятельности доля малых предприятий мала, имеются предпосылки для ее увеличения. В частности, это связано с увеличением объемов производства в обрабатывающих отраслях, сельском хозяйстве. Особое значение имеет развитие инновационных малых предприятий. Необходимые условия для их появления были созданы, в частности, решениями правительства по поддержке вузовской науки.

4. Повышение эффективности малых предприятий, в том числе за счет совершенствования их организационных структур. Улучшение деятельности малых предприятий должно основываться на повышении качества внутрифирменного управления ими, рационализации выполняемых функций. Особое значение имеет совершенствование организационных структур малых предприятий на основе использования эффективных норм управляемости и оптимизации количества руководящих работников.

5. Достижение ценового преимущества продукции малых предприятий. Динамичный характер деятельности этих предприятий, способность быстро реагировать на изменение условий внешней среды, небольшие накладные расходы должны позволить обеспечить конкурентоспособность и устанавливать более низкие цены по сравнению с крупными предприятиями. Еще одним преимуществом малых предприятий являются небольшие транспортные издержки в составе себестоимости продукции, когда изготовитель максимально приближен к потребителю.

6. Комплексное развитие малых предприятий в регионах Российской Федерации, обеспечивающее замкнутый внутрирегиональный цикл производства. В каждом из регионов необходимо иметь малые предприятия, выпускающие в совокупности широкий ассортимент продукции и оказывающие весь необходимый комплекс услуг. Целесообразным является разработка в каждом из регионов страны соответствующих региональных и муниципальных программ развития малого предпринимательства.

7. Формирование инфраструктуры, обеспечивающей деятельность малых предприятий. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства включает создание фондов, обеспечивающих финансирование на льготных условиях (с частичным возмещением кредитных ставок из бюджетов различных уровней) малых предприятий; бизнес — инкубаторов и технопарков, где могут быть размещены малые предприятия с оказанием последним ряда аутсорсинговых услуг (консультирование, оценка бизнес-проектов, ведение учета и составление отчетности, предоставление в аренду высокотехнологичного оборудования); использование лизинговых схем для обеспечения основными фондами; создание специализированных информационных систем для обеспечения доступа к законодательным и нормативным ресурсам, рекламы продукции, обмена опытом (специализированные интернет-порталы).

8. Развитие сети подразделений федеральных, региональных и муниципальных органов власти, обеспечивающих организацию деятельности малых предприятий. Подразделения, обеспечивающие деятельность рассматриваемого сектора экономики должны быть созданы не только во всех регионах и городах Российской Федерации, но и в муниципальных образованиях. Деятельность таких подразделений должна быть хорошо скоординирована, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Итогом их деятельности должно стать создание благоприятной для ведения предпринимательской деятельности административной среды.

9. Законодательное и институциональное обеспечение деятельности малого предпринимательства на государственном уровне. Эта задача должна включать подготовку предложений по разработке и корректировке законодательной и нормативной базы для малого предпринимательства, обеспечение согласованности действий органов власти различных уровней, развитие институтов, функционирование которых оказывает влияние на малые предприятия. При этом должно предусматриваться снижение административной, фискальной, контрольной и других видов нагрузки. Законодательно необходимо решить вопросы специального порядка финансирования и кредитования малых предприятий, предоставления налоговых льгот и разработки финансово-экономических механизмов.

10. Проведение научно-исследовательских работ по анализу динамики, мониторингу текущего состояния и определению путей развития малого предпринимательства. Необходимо разработать новые формы и методы деятельности малых предприятий.

11. Создание системы подготовки руководителей и специалистов для малых предприятий, в том числе в высших и средних специальных учебных заведениях, разработка специализированных программ обучения в соответствии с особенностями малого предпринимательства. В регионах и муниципальных образованиях ежегодно необходимо предусматривать организацию семинаров, конференций, тренингов, мастер-классов по обмену опытом работы малых предприятий.

Минэкономразвития России осуществляет реализацию государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства с 2005 года [19].

Порядок предоставления средств федерального бюджета на конкурсной основе в виде субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки в данном субъекте Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными направлениями финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства являются [19]:

· увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, поддержка компаний, выходящим на биржу, программы обучения);

· увеличение объемов поддержки средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования);

· увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний (приоритет — лизинг оборудования, гранты на уплату первого взноса, поддержка мобильных платформ);

· увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей (приоритет — безработные, уволенные в запас, поддержка социального предпринимательства);

· повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций;

· сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний (приоритет — создание Центров поддержки экспорта, гранты начинающим экспортерам);

· создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию.

Одним из мероприятий реализуемой государственной программы развития малого и среднего предпринимательства является программа содействия развитию микрофинансовых организаций, позволяющая представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами, получить доступ к заёмным средствам.

На 1 октября 2013 года в рамках государственной поддержки субъектов МСП действуют 70 региональных микрофинансовых организаций и более 60 муниципальных фондов микрофинансирования с общей капитализацией около 15,6 млрд. рублей, что составляет порядка 20% охвата рынка государственными микрофинансовыми организациями. Такие организации предоставляют займы по процентной ставке 10-12%.

Наибольшее количество микрозаймов (74,3%) выдаётся на срок от 6 месяцев до 1 года. Этот механизм ориентирован только на микропредприятия в связи с тем, что размер микрозайма ограничен 1 млн рублей.

В соответствии с планом мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики, Минэкономразвития было поручено проработать предложения по повышению доступности кредитных инструментов для субъектов МСП, в том числе за счёт средств Фонда национального благосостояния.

В рамках этой задачи предлагается разместить средства ФНБ в размере 100 млрд. рублей (3,5% объёма ФНБ) по ставке, равной уровню инфляции, установленному федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», плюс 1%.

Исходя из действующей нормативно-правовой базы средства могут быть размещенным [19]:

— на депозитах в банках при наличии у них рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня AA — по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» или «Стандарт энд Пурс», либо не ниже уровня Aa3 по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис»;

— на депозите Внешэкономбанка для последующего предоставления межбанковских кредитов банкам-партнёрам.

Механизм предусматривает, что банки, в которых будут размещены средства ФНБ, будут обязаны в течение оговоренного срока предоставить инвестиционные кредиты субъектам МСП по ставке до 10% на срок 5-7 лет. Риск конечного заёмщика — субъекта МСП принимают на себя отобранные банки, имеющие высокий уровень надежности.

В рамках исполнения Указа Президента России от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной политике» создан механизм предоставления государственных гарантий при осуществлении инвестиционных проектов на территории Российской Федерации, ориентированных на субъекты среднего предпринимательства в сферах, не связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых.

В частности, предусмотрено предоставление государственной гарантии в объёме 20 млрд. рублей по банковской гарантии Внешэкономбанка, выданной в обеспечение исполнения обязательств его дочернего общества. При этом данное общество в счёт указанной гарантии должно обеспечивать обязательства субъектов среднего предпринимательства по возврату 50% сумм кредитов (основного долга), привлекаемых на реализацию инвестиционных проектов.

В целях реализации данного механизма Внешэкономбанком выдана банковская гарантия ОАО «МСП Банк» в объёме 40 млрд. рублей на реализацию инвестиционных проектов субъектами среднего предпринимательства. Также Минэкономразвития утверждены критерии отбора российских организаций, являющихся субъектами среднего предпринимательства, и осуществляемых ими инвестиционных проектов.

В свою очередь ОАО «МСП Банк» по состоянию на январь 2014 года предоставлены девять банковских гарантий субъектам среднего предпринимательства на общую сумму 1,1 млрд. рублей (2,7% от потенциально возможного объёма механизма в 40 млрд. рублей). В соответствии со стратегией ОАО «МСП Банк» на период 2013-2015 годов к концу 2014 года планируется предоставить около 60 гарантий на сумму 8,5 млрд. рублей [20].

С целью расширения возможности оказания гарантийной поддержки Внешэкономбанком были представлены в Минэкономразвития предложения по вопросам снижения требований к заёмщикам и проектам, предлагаемым к обеспечению государственными гарантиями, и распространения действия гарантийного механизма на сегмент малого предпринимательства.

Кроме того, Минэкономразвития предлагает формирование национальной системы гарантийных организаций и создание в качестве её координирующего центра федерального гарантийного фонда в форме открытого акционерного общества — небанковской депозитно-кредитной организации «Агентство кредитных гарантий». Планируется, что агентство получит ограниченную банковскую лицензию и будет подлежать надзору со стороны Банка России.

Основной деятельностью агентства явится предоставление контргарантий региональным гарантийным организациям для увеличения объёмов гарантийной поддержки малых и средних предприятий и прямых гарантий предпринимателям, действующим в неторговом секторе и реализующим инвестиционные проекты, в случаях, когда сумма кредита превышает возможности региональных гарантийных организаций.

Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации о создании агентства размещён для общественного обсуждения на сайте Минэкономразвития и направлен в Минфин, Банк России и Росимущество.

Заключение

В России малое предпринимательство как сектор экономики существует около 20 лет и находится на стадии становления. Оно приобрело определенную устойчивость и достаточную широту распространения, превратилось в полной мере в самостоятельный сектор экономики страны, в котором четко обозначились стороны экономических противоречий. Уже создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малых предприятий, уточнены отдельные положения политики государства по их поддержке, разработаны механизмы государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, образованы структуры для ее реализации.

По состоянию на 1 апреля 2013 года в России было зарегистрировано 234,5 тыс. малых предприятий, что на 1,5% меньше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось на 2,8ед. и составило 163,6 ед.

Особенностью малого предпринимательства в России стал чрезвычайно высокий уровень административных барьеров как результат углубления противоречия между независимостью собственности и государственным регулированием малого бизнеса. Государственное вмешательство в деятельность малых форм хозяйствования излишне высокое. Также в последнее время в качестве основной проблемы можно выделить рост налогового бремени для бизнеса.

Рассматривая проблемы развития малого и среднего предпринимательства, надо отметить, что в российской экономике малое и среднее предпринимательство несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией широких масс населения к основам рыночного хозяйствования. Малое предпринимательство играет важную роль в формировании нового среднего слоя общества, в демонополизации ряда отраслей экономики, в накоплении стартовых капиталов, в структурной перестройке экономики, в сглаживании социальных конфликтов, в социально-экономическом выживании отдельных слоев населения и целых регионов страны.

Еще одна особенность развития малого предпринимательства в российской экономике — трудности в установлении необходимых связей и тесной производственной кооперации между малыми и крупными предприятиями. Формирование и взаимодействие трех типов предпринимательства (крупного, среднего и малого) в России усложнены исторически сложившимися традициями в период функционирования планово-распределительной экономики. Сохраняется полная зависимость малых предприятий от крупных производств.

Развитие предпринимательства позволит решить такие социально-экономические проблемы, как создание условий для обеспечения политико-экономической стабильности в стране, формирование рациональной структуры экономики, обеспечение роста доходной части бюджетов всех уровней.

Основными направлениями финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

· увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции;

· увеличение объемов поддержки средних компаний;

· увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний;

· увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей;

· повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций;

· сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний;

· создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

2. Бикбулатов В. Р. Организационно-экономический механизм микроресурсной поддержки развития субъектов малого бизнеса: автореферат диссертации… канд. экон. наук : 08.00.05 / В. Р. Бикбулатов. — Уфа : [б. и.] , 2011. — 23 с.

3. Валигурский Д. И. Организация предпринимательской деятельности : учебник / Д. И. Валигурский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К’ , 2009. — 518 с.

4. Ксанаева М. Б., Аликаева М. В. Современные тенденции в развитии малого предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2013. — № 4 (226). — c. 26-32. — creativeconomy. ru/articles/28117/

5. Малое и среднее предпринимательство в России, 2013 : статистический сборник / Федер. служба гос. статистики (Росстат) . — М. : Статистика России, 2013. — 127 с.

6. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика : учебное пособие / ред. В. Я. Горфинкель. — М. : Вузовский учебник ; ИНФРА-М, 2011. — 348 с.

7. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика : учебное пособие / ред. В. Я. Горфинкель. — М. : Вузовский учебник ; ИНФРА-М, 2011. — 348 с.

8. Малый бизнес: учебное пособие для вузов / ред. В. Я. Горфинкель. — М. : КноРус, 2009. — 336 с.

9. Мультикультуралисткий подход к развитию малого бизнеса [Электронный ресурс] / Ше Сон Гун // Российское предпринимательство. — 2013. — N 13. — С. 56-60.

10. Об определении понятия «малое предпринимательство» [Электронный ресурс] / Ж. Б. Тумунбаярова / / Российское предпринимательство. — 2013. — N 5. — С. 18-24.

11. Роль малого бизнеса в модернизации экономики региона [Электронный ресурс] / А. О. Акулов / / Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — N 44. — С. 34-43.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »