Правосубъектность физических и юридических лиц


Содержание

Введение

1. Понятие и юридические свойства субъектов правоотношений

2. Виды субъектов правоотношений

3. Правосубъектность физических и юридических лиц

Заключение

Список использованных источников

Введение

Изменение фундаментальных устоев белорусского общества повлекло существенные изменения принципов правового регулирования. Правосубъектность граждан и юридических лиц, а также государства и его органов не является исключением. Правосубъектность — категория, определяющая исходные правовые способности субъектов права. Эта категория относится к основополагающим понятиям в науке гражданского права и имеет длительную историю развития. Правосубъектность обеспечивает субъекту вхождение в правовую систему и доступ ко всем ценностям, предоставляемых ею.

Положение субъекта в правовой системе претерпело в настоящее время существенные изменения. Это обусловлено расширением возможностей, предоставляемых субъекту, фокусированием гражданско-правового регулирования, прежде всего, на интересах субъекта права. Правосубъектность же является тем инструментом, благодаря которому лицо способно реализовать предоставленные ему возможности.

Большинство фундаментальных монографий о правосубъектности были опубликованы в советское время. Несмотря на то, что данные труды содержат основные разработки, касающиеся категории правосубъектности, и, безусловно, явились важной вехой в развитии современной правовой науки, нужно отметить, что они были созданы в совершенно иную эпоху, идеологические устои которой не присущи современному праву. Однако, многие из научных мнений, высказанных советскими и дореволюционными исследователями, остаются актуальными и по сей день, требуя либо аргументированной поддержки, либо такой же критики.

Проблемы правосубъектности граждан приобрели особую актуальность в связи с реформированием гражданского законодательства.

До настоящего времени не решен вопрос о понятии и структуре категории правосубъектности. Согласно одной из точек зрения правосубъектность отождествляется с правоспособностью, в соответствии со второй — правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность, в рамках третьей, помимо названных двух элементов, предлагается выделить еще один — деликтоспособность как самостоятельную часть правосубъектности, а не входящую в понятие дееспособности.

Остается спорным соотношение правоспособности и субъективных гражданских прав. Разрешение этой проблемы предопределяет эффективность правового регулирования и способствует выявлению содержания и сущности правоспособности.

Некоторые авторы выделяют, так называемые, общие субъективные права, утверждая, что правоспособность — особый вид субъективного права. Также нет единства взглядов относительно того, какую категорию следует использовать, определяя понятие правоспособности: способности или возможности.

Объект исследования составляет комплекс общественных отношений, связанных с категориями субъект права, правосубъектность по законодательств Республики Беларусь.

Цель данной работы анализ понятия и видов субъектов правоотношений.

Задачи исследования:

— рассмотреть понятие и юридические свойства субъекта правоотношений,

— рассмотреть и охарактеризовать виды субъектов правоотношений,

— проанализировать сущность правосубъектности.

Основными методами исследования являются: философско-мировоззренческий, общенаучный, общелогический, специальнонаучный (компаративистики, технико-юридический, анализ юридических текстов и НПА, толкования).

1. Понятие и юридические свойства субъектов правоотношений

Признание человека личностью, а личности — субъектом права, установление принципа неотчуждаемости правоспособности — результат длительного исторического развития, ценнейшее завоевание буржуазных революций.

До этого было возможно распоряжение и самой личностью, причем не только ее продажа другим субъектам, но и самопродажа, самозаклад.

Далеко не все люди по Римскому праву признавались субъектами права, например рабы, которые могли быть лишь объектами права (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь (res) . Специфичным признаком этой вещи было то, что она никогда не могла быть ничейной. Впрочем, там не было равенства и среди свободных. Именно не деление на свободных и рабов, а дифференциация свободных граждан в зависимости от принадлежности к тому или иному слою, определяло отношение к основным богатствам Рима того времени — общественным землям. Кроме того, правовое положение свободных граждан зависело от их статуса в фамилии, являвшейся основной ячейкой римского общества.

При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а стало быть, и полноценными субъектами права. Они были существенно ограничены в правах. Феодальное право было правом привилегий, оно чётко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т. д.

Лишь в Новое время юридическое качество человека признается неотделимым от физического и духовного бытия личности [21, c. 45].

В Новое время освободился. Он приобрел автономное существование. Он получил возможность жить «сам по себе», т. е. вне рода, вне сословия, самостоятельно принимая решения и выбирая средства для их реализации.

Далее Человек персонифицировался. У него появилось право на имя, на собственную индивидуальность, на неприкосновенность личности и частной сферы своей жизни. Без имени и индивидуальности он не смог бы стать субъектом общественных отношений, в том числе и отношений правовых. Наконец, человек, чтобы стать субъектом права, должен обладать еще и способностью самостоятельно принимать решения, свободно и со знанием дела, выражать свою волю [19, c. 84].

Итак, свобода и автономия личности, ее персонификация и возможность выступать от своего имени, ее способность свободно принимать решения, выражая свою волю, — таковы предпосылки превращения человека в субъекта права. Эти же предпосылки налицо и тогда, когда субъектом права выступает не отдельный человек, а коллективное образование. Римское право признавало субъектом правоотношений не только физическое лицо ( persona), но и объединение людей выступающих в обороте как единое целое. Юридические лица появляются уже в то время, но играют еще второстепенную роль. Римское право знало отдельные нормы относительно юридических лиц, однако о подробной разработке этого института римскими юристами говорить не приходится, причем и сам термин «юридическое лицо» не был им известен. Так, особым средоточием имущества издавна считалась государственная казна (aerarium populi romani). Но отношения, связанные с казной, регулировались не частным, а публичным правом. Даже когда государственное имущество (например, государственная земля — ager publicus) сдавалось в аренду частным лицам, соответствующий акт не считался частноправовым договором, и исполнение порожденных им обязанностей обеспечивалось не судом, а магистратами (например, платежи, причитавшиеся государству с частного лица, магистрат взыскивал собственной властью).

Частноимущественная правосубъектность издавна признавалась также за муниципиями. Их имущественные отношения с другими лицами регулировались нормами частного права, а в силу преторского эдикта получили возможность выступать в суде в качестве истцов и ответчиков через посредство специальных представителей, как постоянных (муниципальные магистраты), так и «разовых», назначавшихся муниципальным сенатом в каждом отдельном случае. Эти же представители действовали от имени муниципий и при заключении договоров.

В Риме с древнейших времен существовали и сугубо частные объединения, обозначаемые общим наименованием universitas. Таковы, например, союзы, предназначенные для удовлетворения религиозных потребностей, а также объединяющие лиц одной профессии, например, корпорации хлебопеков мастеровых, мореплавателей и др. В последующем число таких объединений возросло. Появились похоронные общества, союзы откупщиков и т. д.[23, c. 62]

В настоящее время некоторые правоведы с сомнением относятся к юридическим лицам, считая их некоторой «математической» фикцией вроде «комплексных чисел». По их мнению, только человек, как система яркая, физическая, конкретная является истинным субъектом юридических отношений. А коллектив с общим имуществом не более, чем удобный приём мышления, необходимый лишь на некоторых стадиях логической обработки юридических фактов. Нельзя разом увидеть, ни почувствовать «юридическое лицо» с «вероятностными границами». Однако на это можно возразить, что и социально значимый индивидуальный человек не имеет границ абсолютно «ярких».

Теоретические представления о субъектах правоотношений XIX — XXвв. также претерпевали большие изменения, отражающие развитие правовой системы. Так существовал в начале нашего века спор: только ли живое, индивидуальное лицо может быть субъектом правоотношений. Развитие самой науки, новые медицинские данные о проблеске интеллекта у человеческого зародыша (реакция на внешние раздражители матери, эмоции) привели к утверждению о правах человеческого эмбриона, прежде всего на жизнь (как одно из обоснований против производства абортов). И если раньше момент зачатия принимался во внимание для определения статуса новорожденного (именно в наследственном праве), сам зачатый не считался субъектом правоотношений, то теперь по мнению многих ученых, стал и субъектом иных правоотношений, в том числе связанных с обеспечением жизни. Но для того, чтобы возникло право на получение пенсии по потере кормильца, получение наследства, ребенок должен родиться живым и прожить хотя бы несколько часов, тогда он наделяется правоспособностью. Если ребенок родился раньше 6 месяцев эмбрионального развития и не выживает, то он считается не родившимся. Авторское право не переходит по наследству, а после смерти также признается за автором. Возможно присвоение наград, званий посмертно. Иногда бывает так, что жизнь в человеке поддерживает только за счет приборов жизнеобеспечения, и он находится на грани смерти, на вопрос о правоспособности в таком состоянии сегодняшнее гражданское законодательство не дает ответа. Индивидуальный субъект права — не только индивид, выступающий в юридических связях сам по себе, от своего собственного имени. Он может занимать определенные позиции в коллективном образовании, выполняя в соответствии со сложившейся системой разделения труда такие функции, которые требуют юридического закрепления и регулирования. Так, теория давно зафиксировала наличие правоотношений между руководителем предприятия и его сотрудниками, возникающих, например, в случае распоряжения руководителя, отданного своему подчиненному. Было установлено также и то, что появившееся таким образом правоотношение сохраняется и в случае изменения состава его участников (в частности, и после замены должностного лица, отдавшего распоряжение, и подчиненного, которому оно было адресовано), так как сформировалось оно не просто между индивидами, а между индивидами как субъектами коллективных образований, носителями определенных социальных функций. Вот почему в теории права индивидуальным субъектом права называют лицо, которое юридически признается способным вступать в правоотношения или в качестве гражданина, или в качестве носителя определенных социальных функций, связанных с его позицией в коллективном общественном образовании.

Коллективное образование как субъект права также является единым лицом, т. е. имеет единые цели, возможность обеспечивать взаимодействие членов своего коллектива для достижения этих целей, способность выражать единую волю, принимая решения и действуя как одно целое. Вот почему теория определяет коллективного субъекта права как такое общественное образование, которое способно обеспечить единство цели, воли и деятельности и которое признается правомочным вступать в юридические отношения.

Субъекты права — это лица, обладающие правосубъектностью, т. е. граждане, организации, общественные образования, которые являются носителями прав и обязанностей и способные быть участниками правоотношений. Субъекты правоотношений — это субъекты права, которые используют свою праводееспособность [8, c. 85].

Анализ показывает, что субъекты правоотношения в отличие от участников общественного отношения, еще не ставшего юридическим, обладают правами и обязанностями (в конце концов, правоотношение — разновидность отношения общественного и сохраняет все его свойства). Эти права и обязанности и образуют собственное, т. е. юридическое, содержание правоотношения. Следует постоянно иметь в виду, что правоотношение и лежащее в его основе общественное отношение не исключают друг друга. Правоотношение — это то же самое общественное отношение, которое стало юридическим после того, как его участники превратились в субъектов права и приобрели права и обязанности. Для того чтобы стать субъектами правоотношений люди и организации должны обладать определенными качествами, предусмотренными законом. Совокупность всех этих качеств образует понятие субъекта права или правосубъектности лица (организации).

Таким образом, субъектами права признаются лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство ( качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в правоотношениях.

2. Виды субъектов правоотношений

Виды субъектов правоотношений различны для различных правоотношений в сфере частного и публичного права.

В сфере частного права (гражданского, семейного, трудового, земельного, гражданского и т. д.) субъекты правоотношений подразделяются на физических и юридических лиц. Такая классификация субъектов в сфере частного права имеет важное значение. Ведь в правоотношениях частного права не должно быть неравного положения субъектов — подчинение одной стороне отношений другой стороне. Продавец и покупатель «подчинены» одному экономическому закону стоимости. Если этот объективный закон нарушается, то частное право и Гражданский кодекс не действуют, остаются бессильными. Поэтому соблюдение равенства сторон — непременное условие участия в частноправных отношениях. Для такого соблюдения все субъекты частноправных отношений должны иметь равные права и обязанности, участвовать в этих отношениях. Поэтому законы о собственности, предпринимательстве, об общественных объединениях не делают различий между государством и его органами, предприятиями и учреждениями. Все они выступают как равноправные юридические лица в имущественных, трудовых и иных частноправных отношениях и имеют равную защиту своих интересов.

Права юридических лиц получают и многие негосударственные организации (хозяйства, товарищества, общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и т. д.) Негосударственные организации действуют не только в сфере хозяйствования, но и в сфере политики (партии), защиты прав граждан (юридические консультации, общества охраны прав потребителей, профсоюзы), выступают в качестве субъектов права в государственно-правовых, административно-правовых, трудовых, процессуальных и иных отношений.

К субъектам права относятся государственные органы, государство в целом. Органы государства, выполняющие функции управления обладают властными полномочиями. Чаще всего они выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуально-правовых отношений. Правовое положение органа государства характеризуется его компетенцией, т. е. совокупностью прав и обязанностей предоставленных соответствующими нормативными актами. Выход государственного органа за пределы своих полномочий как и неосуществление их в надлежащих случаях, является неправомерным, незаконным действием.

Субъектом правоотношений является также и само государство. Государство — субъект политический, властный, суверенный. Оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правовых отношений и выступает в качестве субъекта международного права. Касаемо правоспособности государства нельзя не отметить тот факт, что правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц, в чем-то она шире, в чем-то уже. Во многом объем правоспособности государства определяется тем, что государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют сущность правоспособности государства. Государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности. Поэтому государство, вступая в гражданский оборот должно следовать своему предназначению, и правоспособность государства можно назвать целевой — она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство.

Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государству как субъекту права.

Так как государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разного уровня, все эти субъекты выступают самостоятельно, как публично-правовые образования.

Гражданская правосубъектность государства и других публично правовых образований в различных правовых системах оформляется по-разному. Часто встречается признание государства в целом и (или) ряда его органов (учреждений), а также административно-территориальных образований и их органов юридическими лицами публичного права.

Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно — административного, властно распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права.

В некоторых случаях государство в целом для целей гражданского (имущественного) оборота рассматривается как фиск (казна) — особый субъект права. Это понятие применяется только к государству, но не к его органам, которые в таком случае считаются лишь представителями казны [8, c. 89].

Не применяется оно и к административно-территориальным образованиям, которые обычно рассматриваются как юридические лица публичного права. В теории предпринимались попытки обосновать, что субъектом права может быть не только персонифицированное образование, но и такие общности, как нация, народ, население региона, трудовой коллектив и т. д.. Будучи субъектами общественно-политической жизни, они и в самом деле приобретают отдельные свойства правосубъектности. Это, в частности, выражается во многих положениях конституций (например, «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ» ). Более того, подобные социальные общности иногда вырабатывают и элементы организации, позволяющие вырабатывать и формулировать общую волю (например, в ходе референдумов). Однако степень их организованности (персонификации) такова, что они непосредственно субъектами юридических отношений все-таки не становятся и действуют в правовой сфере через государство, автономно-государственное образование и т. д., а также через общественные организации (партии, профсоюзы и т. п.).

Итак, субъектом права может быть как индивид, так и юридическое лицо и государство.

3. Правосубъектность физических и юридических лиц

Правосубъектность — социально-правовая возможность субъекта быть участником гражданских правоотношений. По сути, она представляет собой право общего типа, обеспеченное государством материальными и юридическими гарантиями.

Правосубъектность — набор определенных качеств лица, при наличии которых его поведение в данном отношении становится небезразличным праву (законодательству). Общей предпосылкой правосубъектности является внешняя обособленность, персонификация (способность выступать во вне в виде единого лица) и способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю. Законодательство возможность участия в правоотношении может связывать с различными качествами. Применительно к физическим лицам они могут быть естественными (пол, возраст, состояние здоровья), социальными (место работы, семейное положение), политическими (гражданство).

Для обладания качеством субъекта права необходимо обладать правосубъектностью. Гражданской правоспособностью обладают все граждане с момента рождения, а дееспособностью по достижение определенного возраста и развития сознания.

С момента рождения ребенок приобретает правоспособность, даже непродолжительная жизнь новорожденного может повлиять на права других лиц. Однако сложно согласиться, что с высказанным в литературе мнением, о том что правоспособность может быть признана за зачатым, но еще не родившимся ребенком. Согласно ст. 1037 ГК Республики Беларусь наследниками по завещанию могут быть граждане зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. Таким образом, с помощью рассматриваемого правила закон защищает не права эмбриона, а права будущего правоспособного субъекта.

В соответствии со ст.30 ГК Республики Беларусь — ограничение правоспособности и дееспособности возможно, но только в порядке предусмотренном законом. Ограничения в правоспособности — гражданин не вправе заниматься страховой деятельностью в силу закона о страховании, лицо, находящееся на государственной должности не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, гражданин может быть временно (на срок до 5 лет) признан непригодным для выполнения некоторых видов профессиональной деятельности и работ, связанных с управлением источников повышенной опасности.

Правоспособность и дееспособность это свойства, которые являются непередаваемыми и неотчуждаемыми. Правоспособность присутствует у гражданина всегда, пока он биологически жив.

Правоспособность не может быть прекращена судебным решением об объявлении гражданина умершим.

В основе решения суда об объявлении гражданина умершим лежит презумпция смерти и, как следствие этого, предполагается прекращение правоспособности. Но как презумпция смерти не означает саму смерть, так и предположение о прекращении правоспособности не означает ее действительного прекращения. Кроме того, возможность восстановить права путем отмены данного решения может быть обеспечена только правоспособному субъекту.

Если правоспособность возникает с момента рождения, то полная дееспособность возникает у граждан по достижении 18-ти лет, и прекращается с момента смерти, если суд раньше не признает гражданина недееспособным. С 18-ти лет человек может совершать любые сделки, несет самостоятельную имущественную ответственность за все совершенные действия. Если лицо до достижения 18-ти лет вступает в брак, зарегистрированный в ЗАГСе, возраст дееспособности может опуститься до возраста, когда заключается брак. Если брак был расторгнут до достижения 18 лет, то сохраняется полная дееспособность, но в случае признания брака недействительным, по решению суда она может быть ограничена [2, ст.20 ].

Полностью дееспособным также может стать подросток с 16 лет в силу эмансипации [2, ст.26 ]. Такой подросток объявляется полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства, если согласны его родители, а если только один из родителей, то по решению суда. Основанием возникновения полной дееспособности в таком случае является то, что подросток должен работать по трудовому договору или с согласия родителей (попечителей) занимается предпринимательской деятельности.

Родители не несут никакой ответственности за действия эмансипированного гражданина. Такая позиция законодателя вполне объяснима: налицо широкое участие несовершеннолетних в сфере предпринимательства, когда необходимо более полно защитить не только их права и законные интересы, но и права и законные интересы других участников, способствуя тем самым устойчивости гражданско-правового оборота.

Установленное законом правило позволяет наделить несовершеннолетних, достигших 16 лет, относительно полной дееспособностью.

Наиболее распространенная группа дееспособных это достигшие 18 лет.

Существует пять групп дееспособных:

1. Полностью дееспособные.

2. Малолетние (частично дееспособные граждане) ст.27 ГК Республики Беларусь. Это дети в возрасте до 14 лет. В отношении малолетних применяют термин частичной дееспособности, т. к. малолетние (до14 лет) могут совершать ряд сделок самостоятельно, а конкретнее 3 вида сделок:

Мелкие бытовые сделки — закон не раскрывает понятие мелкой бытовой сделки, но из судебной практики следует, что это сделки направленные на удовлетворение потребностей ребенка, эти сделки совершаются и исполняются одновременно, мелкая сделка должна соответствовать возрасту ребенка.

Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, за исключением сделок требующих нотариального удостоверения или государственной регистрации — это то, что ребенок получает в дар или подарок.

Сделки по распоряжению средствами, предоставленными их законными представителями или уполномоченными — предоставляются малолетним с согласия их законных представителей.

Ответственность за малолетних несут их родители или опекуны, если не докажут в суде, что обязательство было нарушено не по их вине. Основанием отсутствия вины может быть состояние по возрасту или болезни. Родители несут ответственность за внедоговорный вред, нанесенный ребенком, основанием ответственности является ненадлежащее воспитание. Если ребенок находится в воспитательном или оздоровительном учреждении ответственность несет это учреждение.

Ответственность несут оба родителя, вне зависимости от их состояния в браке, места жительства (если родители живут в разных местах. Обязанность родителей, усыновителей либо опекунов по возмещению вреда не прекращается даже после достижения ребенком 18 лет. Если оба родителя умерли или недостаточно средств, или идет речь о нанесении вреда жизни или здоровью, то сам нарушитель по решению суда при достижении 18 лет может нести ответственность. Все остальные сделки за несовершеннолетнего совершают его законные представители. Достигнув 10-летнего возраста, ребенок сам в праве принимать решение о своем усыновлении (если ребенок категорически возражает против усыновления, то усыновления не будет). С 10 лет ребенок может поменять свое имя, судом может учитываться его мнение с кем проживать после развода родителей.

3. Несовершеннолетние, от 14 до 18 лет (ст.26 ГК Республики Беларусь). Все сделки совершают самостоятельно, но некоторые совершаются абсолютно самостоятельно, а некоторые с согласия своих законных представителей. За сделки совершенные несовершеннолетним ответственность несут сами несовершеннолетние, совершившие эту сделку. Несовершеннолетние могут совершать сделки:

— которые могут совершать малолетние;

— вправе самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией и иными доходами. Если родители считают, что несовершеннолетний нерационально расходует денежные средства, суд может ограничить свободное распоряжение несовершеннолетнего своими доходами;

— вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться этими вкладами;

— несовершеннолетний в праве осуществлять права на результаты интеллектуальной деятельности;

— с 16 лет подросток может стать членом потребительского кооператива. Если говорить о внедоговорном вреде, ответственность несет подросток самостоятельно, но если у подростка недостаточно средств для возмещения вреда, то могут привлекаться средства родителей (т. е. родители несут дополнительную (субсидиарную) ответственность). Обязанность родителей в возмещении ущерба прекращается по достижении 18 летнего возраста. Если несовершеннолетний живет с одним родителем, за внедоговорный вред ответственность несут оба родителей. Если вред причиняют несколько подростков, то их ответственность солидарна, а ответственность родителей долевая.

4. Лица ограниченные в дееспособности [2, ст.30]. Если гражданин злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими веществами и тем самым ставит свою семью в тяжелое материальное положение, то он может быть ограничен судом в дееспособности. Правом обращения обладают родственники, прокурор, соответствующее лечебное медучреждение, орган опеки и попечительства. Для ограничения дееспособности нужно два фактора в совокупности:

1.Лицо должно злоупотреблять спиртными напитками или наркотическими веществами (при ином злоупотреблении игра в казино, напр., ограничения дееспособности не может быть).

2.Ставит своими действиями семью в тяжелое материальное положение (достаточным условием считается, что оно не предоставляет достаточных средств для содержания).

В некоторых случаях может проводиться судебно-медицинская психиатрическая экспертиза, если есть подозрение на психическое расстройство. Ограниченные в дееспособности граждане претерпевают ограничения имущественного характера: не могут продавать, завещать, передавать имущество кроме совершения мелких бытовых сделок. Не могут получать самостоятельно зарплату и иные доходы. В остальном гражданин полностью дееспособен. Он абсолютно самостоятельно несет имущественную ответственность, если он расторгает брак, то ограничение дееспособности отменяется. Такие частично ограниченные могут избираться на государственные должности. Если человек перевоспитывается и перестает пить, или расторгается брак по смерти одного из супругов, то суд отменяет ограничение дееспособности.

5. Абсолютно недееспособные. Граждане признаются абсолютно недееспособными только в судебном порядка и с обязательным проведением судебной психиатрической экспертизы (если «поверили» на слово или представили другие справки, то это может служить отменой решения суда). Условия полной недееспособности:

1.Наличие психического расстройства.

2.Расстройство выражено настолько, что лицо не может руководить своими действиями и понимать значение своих действий. Эти два фактора должны иметься в совокупности.

Если суд объявляет лицо недееспособным, то такой гражданин не вправе совершать никакие сделки, все юридически значимые юридические акты совершает его опекун. Однако личные права не могут быть осуществляться даже опекуном (напр., не может вступать в брак, лишается избирательного права). Гражданин признанный абсолютно недееспособным не несет никакой ответственности за причиненный им ущерб, ответственность несет опекун или учреждение, в котором находится недееспособный (лечебное учреждение, напр.) Признание гражданина недееспособным дает супругу право расторжения брака в упрощенном порядке. Следует отметить, что что недееспособным может быть признан не только совершеннолетний, но и несовершеннолетний гражданин, в возрасте до 18 лет. Этот вывод подтверждается действием принципа дозволительности гражданско-правового регулирования, в законе не установлено, что недееспособным может быть признан только совершеннолетний, а также судебной практикой.

Ст. 947 ГК Республики Беларусь упоминает об ответственности за вред, причиненный гражданами в состоянии адееспособности (такое состояние, в котором гражданин не мог понимать значения своих действий или руководить ими), он за такой вред ответственности не несет, но если гражданин сам привел себя в такое состояние, то тогда он несет ответственность самостоятельно. За причиненный вред будут отвечать его трудоспособные родители, супруг, совершеннолетние и трудоспособные дети, если знали о таком состоянии человека, но не ставили вопрос о признании его недееспособным.

Гражданин не имеет права полностью или частично отказаться от правоспособности или ограничить ее. Сделки, направленные на ограничение правоспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом [2, п. 2 ст. 21 ].

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых, гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеют избирательного права, на них не распространяется воинская обязанность, некоторые статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь (измена Родине) и не могут занимать определенные должности, например быть капитанами судов и т. д. В остальном им гарантированы все гражданские права. Они несут также соответствующие обязанности.

Как указывалось, кроме физических лиц, субъектами правоотношений являются юридические лица. В настоящее время в гражданском обороте существует множество различных юридических лиц. Подавляющее большинство из них действует на рынке с целью извлечения прибыли. Однако некоторые из них ставят своей задачей — удовлетворение своих уставных целей и связанных с ними потребностей. Но все из них должны удовлетворять определенным требованиям как самостоятельные субъекты права. По белорусскому законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям.

Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В этом определении проявляются специфические признаки юридического лица:

1. Организационное единство. Юридическое лицо это организация, которая имеет внутреннюю структуру (цеха, отделы). Юридическое лицо выступает в гражданском обороте как единое целое, как внутри себя, так и во внешних отношениях. Обычно юридические лица выступают в гражданском обороте через свои органы. Однако некоторые юридические лица (напр., полные товарищества) выступают в гражданском обороте через своих участников, от имени товарищества вправе действовать каждый товарищ в отдельности, если иное не предусмотрено учредительным документом товарищества. Органы юридического лица могут быть единоличными и коллегиальными (обычно, общее собрание участников). Но даже в коллегиальных органах должен быть только один управляющий. Структура, компетенция, виды органов юридического лица в соответствии с законом, определяется учредительными документами юридического лица. Таким же образом определяется порядок выборов органов юридического

2. Наличие у юридического лица обособленного имущества. Это имущество должно гарантировать интересы кредиторов. Имущество может принадлежать юридическому лицу на праве хозяйственного и оперативного управления, возможно даже без права собственности. Юридическое лицо в зависимости от вида, должно иметь самостоятельный баланс или смету. Под имуществом хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ имеется в виду имущество, которое было передано юридическому лицу при создании юридического лица на праве собственности. Имущество унитарного предприятия (государственного или муниципального) закрепляется на праве хозяйственного ведения, если казенное имущество, то оно закрепляется на праве оперативного управления.

3. Самостоятельная имущественная ответственность юридических лиц. Если юридическое лицо имеет обособленное имущество и является самостоятельным участником гражданского оборота, то оно несет и самостоятельную имущественную ответственность. В ст.52 ГК Республики Беларусь закреплено общее правило: юридическое лицо несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, а его участники или учредители не отвечают по обязательствам юридического лица. Соответственно юридическое лицо не несет ответственности по личным долгам учредителей или участников. Это правило действует в том случае, если иное не предусмотрено законом или договором.

4. Возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, а также выступать в качестве стороны гражданского спора (выступать в арбитражном, третейском суде). Это означает, что компетентный орган или представитель юридического лица может быть истцом или ответчиком в суде, а также в Международном арбитражном суде при Белорусской торговой палате.

Правоспособность и дееспособность появляется с момента создания юридического лица (когда оно включается в единый государственный реестр юридических лиц) и прекращается с момента ликвидации юридического лица (исключения его из единого государственного реестра юридических лиц). Если правоспособность у граждан универсальная, то у юридических лиц специальная правоспособность, «поскольку ее пределы ограничены учредительными документами, определяющими цели а во многих случаях и предмет деятельности юридического лица» .

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законодательными актами. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд. [2, п.2 ст. 45 ] правоотношение правосубъектность дееспособный гражданин

Дееспособность юридического лица возникает одновременно с правоспособностью и означает его участие в гражданских правоотношениях, путем совершения юридических действий, осуществляется прежде всего его органами, которые действуют без всякой доверенности на основе прав по должности. В предусмотренных законом случаях эти действия могут осуществляться от имени юридического лица, юридическое лицо также может осуществлять и приобретать свои права через участников (напр. товарищество). Иногда управляющий юридического лица самостоятельно не может осуществлять интересы юридического лица, и тогда назначаются лица, осуществляющие и приобретающие права по доверенности. Однако можно действовать и без доверенности, напр., кассир является работником юридического лица и действует в его интересах, последствия действий таких работников падают на все юридическое лицо.

Юридическое лицо может быть ограничено в дееспособности в особых случаях. Однако, говоря об ограничении (при временном управлении) или временном лишении (при внешнем управлении) дееспособности должника — юридического лица, необходимо, конечно, понимать, что термин этот в данном случае довольно условен. Дело в том, что отечественное законодательство использовало и продолжает в настоящее использовать институт дееспособности лишь применительно к физическому лицу. Естественно, правовая сущность юридического лица и сущность лица физического очень сильно различаются. Если физическое лицо, то есть человек, существует как единое неразрывное целое, которому присущ набор строго индивидуальных физических, психических, интеллектуальных качеств, то юридическое лицо — определенная правовая фикция, за которой скрыта деятельность все тех же физических лиц. Говоря об ограничении или лишении дееспособности юридического лица при осуществлении процедур банкротства, следует понимать, что в данном случае имеет место своего рода правовая оценка действий, осуществляемых конкретными органами юридического лица (то есть все теми же физическими лицами).

Индивидуализация юридических лиц в гражданском обороте осуществляется наличием у каждого юридического лица индивидуального наименования и определением его места нахождения. Наименование юридического лица и место нахождения обязательно указывается в учредительных документах юридического лица. Кроме наименования, индивидуализацией юридических лиц служит их местонахождение. Возможны варианты по поводу решения вопроса о местонахождении юридического лица:

— местонахождение — это место нахождения его органов,

— место его государственной регистрации,

— место осуществления им своей основной деятельности.

Ответственность юридического лица за вред, причиненный его работником наступает если:

— вред причинен работником юридического лица,

— вред причинен во время исполнения работником своих трудовых (должностных) обязанностей,

— вред причинен по вине работника юридического лица.

В свою очередь юридическое лицо возместившее вред потерпевшему, вправе в порядке регресса на основании п. 1 ст. 950 ГК предъявить требование к этому лицу.

Следует отметить такой момент, что с момента вступления в силу нового кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях»[3] юридические лица являются субъектами административной ответственности. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

Необходимо остановиться и на таком вопросе как правосубъектность иностранных юридических лиц.

В отличие от физических лиц, имеющих одну национальность, юридические лица могут вообще не иметь национальности, иметь две или быть многонациональными, и при этом национальности могут быть качественно разных видов.

В соответствии со ст. 1111 ГК Республики Беларусь законом юридического лица считается право страны, где юридическое лицо учреждено.

Иностранное юридическое лицо — это юридическое лицо, созданное на территории иностранного государства.

Правовое положение иностранных юридических лиц определяется и торговыми договорами, в которых устанавливается общий режим для юридического лица. Этот режим может быть основан либо на принципе наибольшего благоприятствования, либо на принципе национального режима.

Итак, физические лица, являясь субъектами правоотношений обладая равной правоспособностью имеют различную дееспособность. Дееспособность физических лиц зависит от возраста, состояния здоровья и иных качеств. Правоспособность и дееспособность юридических лиц определяется законодательством, а также уставными документами таких лиц.

Заключение

Субъекты — это участники всех правоотношений, то никаких отношений не может быть, если нет их участников. И теоретическая разработка вопросов касающихся правового положения субъектов различных правоотношений необходима для дальнейшего применения результатов на практике. Исходя из всего выше сказанного в данной работе, можно сделать следующие выводы.

Категория «субъект правоотношения» необходима в исследовании самого правоотношения. Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны, хотя в литературе на этот счёт делаются определённые оговорки. Во-первых, конкретный гражданин, как постоянный субъект права, не может быть одновременно участником всех правоотношений; Во-вторых, правоотношения — не единственная форма реализации права.

Субъектом права может быть только человек (организация) за которым признано особое юридическое свойство правосубъектность. Правоспособность физических лиц Республики Беларусь является общей и принадлежит человеку с рождения, а юридических — специальной, правоспособность государства также специальная, но шире по объему, поскольку государство — носитель политической власти и суверенитета.

Дееспособность у физических лиц в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, а у юридических лиц вместе с правоспособностью в момент создания. На общий правовой статус индивидуального субъекта права не влияет пол, возраст, национальность, социальное происхождение, имущественное положение, место жительства, образование и т. д.

Недееспособный субъект права не способен быть участником правоотношения, потому как он не обладает правосубъектностью, которая является предпосылкой правоотношения и предполагает наличие правоспособности и дееспособности в их совокупности.

Выявленные различия между правоспособностью и субъективным правом, дают основания для выделения критериев отграничивающих ограничение правоспособности от ограничения субъективного права:

— ограничение правоспособности проявляется в ограничении способности иметь определенные субъективные права в будущем;

— ограничить правоспособность можно лишь в случаях, установленных законом;

последствия ограничения правоспособности выражаются в том, что действия субъекта, хотя и направленные на приобретение субъективных прав, не повлекут их возникновения.

Следует указать, что система законодательства Республики Беларусь содержит довольно четкие положения, касающиеся правового положения субъектов правоотношений, однако современному праву часто оказываются тесны рамки традиционного уровня теоретического понимания категории субъекта права, так как теория государства и права складывалась в нашей стране как идеологическое обоснование и оправдание юриспруденции, обслуживающей административно-командную систему, и именно поэтому некоторые разделы в теории права требуют в настоящее время коренного пересмотра.

Итак, тщательный анализ категорий «субъект права», «правосубъектность», «правоспособность», «дееспособность» их комплексная характеристика, отвечает задачам современного этапа познания правоотношения вообще, задачам теории и практики правового регулирования.

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0. Редакция Решения республиканского референдума 17 октября 2004 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2004. -№ 188. 1/6032.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З: // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь о5.03. 1999 № 7-9 ст. 101; с изм. и доп. //Эталон-Беларусь[Электронный ресурс] /Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013

3. Кодекс Республики Беларусь Об административных правонарушениях 21 апреля 2003 г. № 194-З с изменениями и дополнениями //Эталон-Беларусь[Электронный ресурс] /Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013

4. Уголовный кодекс Республики Беларусь 9 июля 1999 г. № 275-З с изменениями и дополнениями //Эталон-Беларусь[Электронный ресурс] /Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013

5. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 № 238-3 с изменениями и дополнениями //Эталон-Беларусь[Электронный ресурс] /Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013

6. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь:Закон Республики Беларусь 4 января 2010 г. № 105-З//Эталон-Беларусь[Электронный ресурс] /Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013

7. Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» //Эталон-Беларусь[Электронный ресурс] /Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2010

8. Братусь С. Н. Субъекты гражданского права. — М., 1999. -342с.

9. Звеков В. П. Международное частное право. — М., 1999.- 348с.

10. Зайцев И. Ф. Граждане (физические лица). В кн.: Российское гражданское право: Учебник / Под ред. З. Г. Крыловой, Э. п. Гаврилова. 2-е изд. — М., 2001.- 452с.

11. Интерес публично-территориальных образований в гражданском праве // Законодательство, — № 3-4, 2002 — С 34-38

12. Комягин Д. Вопросы участия государственной казны в гражданском обороте // Право и экономика. 1999. — N 3.-С. 21-25

13. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь в 2 кн. Кн. 1 / отв. ред В. Ф. Чигир — Мн.: Амалфея, 1999 — 544 с.

14. Морозова Л. А. Теория государства и права — М.: Юристъ 2005 г. — 560с.

15. Международное частное право. Иностранное законодательство. — М., 2001 — 352с.

16. Манов Г. Н. Теория права и государства — М.: БЕК 1996. — 348с.

17. Мицкевич А. В. Субъекты советского права. — М.: Высшая школа 1982. — 462 с.

18. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000 — 524 с.

19. Нечаева А. М. Правоспособность и дееспособность физических лиц как субъектов гражданских прав. В кн.: Субъекты гражданского права/Отв. ред. Т. Е. Абова. — М., 2000. — 440 с.

20. Обобщение судебной практики дел об административных правонарушениях, производство по которым прекращено в 2007 году// court. by/regional-courts/brest/practice

21. По материалам надзорной практики Верховного Суда Республики Беларусь //КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2008.

22. Скоробогатова, В. В. Некоторые вопросы соотношения правосубъектности с правоотношением/В. В. Скоробогатова// Право: теория и практика. — М.: Изд-во ТЕЗАРУС, 2008. — № 1. — С. 18-21

23. Скоробогатова, В. В. К вопросу о моменте возникновения правоспособности/В. В. Скоробогатова // Право: теория и практика. — М.: Изд-во ТЕЗАРУС, 2006. — № 10. — С. 45-47

24. Теория государства и права / Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. О. Эбзеева. — М., 2000 — 582 с.

25. Харитонов Е. О. Основы Римского частного права — М.: — МГУ 1997 — 328с.

26. Фролов Ю. Н. Проблемы правовой характеристики юридического лица // Правовые акты: социальная обусловленность, качество, применение и совершенствование: Материалы междунар. науч.-практ. конф. аспирантов и студентов. — Мн., 1999 — 670 с.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »