Порядок декларирования и таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита


Оглавление

Введение

Глава 1. Правовая основа таможенного декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита

1.1 Таможенное декларирование — понятие, нормативно-правовая база

1.2 Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита

Глава 2. Особенности декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита

2.1 Назначение и особенности заполнения транзитной декларации

2.2 Порядок подачи и регистрации транзитной декларации

Глава 3. Эффективность проведения таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита

3.1 Особенности применения технологии предварительного информирования при помещении товаровпод таможенную процедуру таможенного транзита

3.2 Таможенный контроль при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля, связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному декларированию и таможенному контролю.

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот, а транзит считается принципиальной сферой экономики страны. Занимая важное, с экономической точки зрения, географическое положение, имея выходы к морям, а еще владея системой космической, воздушной, мореходной навигации, Российская Федерация обладает и уникальными возможностями участия в транзите.

Транзит считается экспортом транспортных услуг, предоставляемых государственными компаниями грузовладельцу и перевозчику при следовании груза и транспортного средства по территории РФ. Об актуальности исследуемой темы говорит тот факт, что российская сфера транзита связана с поступлением значимых денежных средств в муниципальный бюджет.

Таможенной системе в настоящее время отведена принципиальная роль в механизме муниципальной регулировки экономики. Как говорит мировой опыт, широкий диапазон функций таможенных органов объяснен нуждами развития рыночной экономики и считается одной из главных предпосылок эффективности таможенной процедуры. Активность таможенной системы сейчас нацелена как на стимулирование внешнеэкономических взаимосвязей и предпринимательской активности в стране, так и на снабжение расширения и углубления интернациональной, финансовой и политической интеграции.

Транзит позволяет отлично применять запасы провозных способностей государственных транспортных систем, провоцирует их воспроизводство и совершенствование. Как следствие данному факту — активно развивается автотранспортное машиностроение и обеспечивающие его отрасли.

Внедрение государственного трубопроводного автотранспорта, электропередающих систем для транспортировки газа, нефтепродуктов и электричества из одной страны в другую через территорию РФ, также считается значимой составляющей транзитного потенциала страны. Как правило, формирование транзитных возможностей данных систем связано с вескими расходами, далеко идущими политическими и финансовыми результатами для участвующих в проекте стран. Транзит надлежит рассматривать не только как часть бизнеса, вносящая собственный взнос в ВВП, но и как важный элемент интернационального позиционирования страны.

Успешное функционирование таможенной системы предполагает ее соотносимость, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, совершенствование законодательства в области таможенного дела.

Использование современных информационных технологий в деятельности таможенных органов помогает совершенствовать и облегчает процесс таможенного декларирования и таможенного контроля, повышает пропускную способность пунктов пропуска на государственной границе.

Данные факты обуславливают актуальность темы исследования «Анализ порядка декларирования и таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита».

Предметом исследования является порядок декларирования и таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в Таможенном союзе.

Объектом исследования курсовой работы является комплексное исследование теоретических проблем, связанных с правовым регулированием вопросов декларирования и таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита.

Цель исследования: на основании системного анализа нормативно-правовой базы таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза рассмотреть порядок декларирования и таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита.

В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и правовую основу таможенного декларирования товаров.

2. Охарактеризовать содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита

3. Охарактеризовать особенности декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита.

4. Рассмотреть особенности применения технологии предварительного информирования в целях оформления внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита.

5. Проанализировать степень эффективности проведения таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита.

В процессе написания работы были использованы нормативно — правовые акты, регулирующие порядок декларирования товаров, учебная литературы по таможенному делу, а также периодические издания и интернет-ресурсы, содержащие в себе наиболее новую информацию по выбранной теме.

Глава 1. Правовая основа таможенного декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита

1.1 Таможенное декларирование — понятие, нормативно-правовая база

таможенный декларирование транзит декларация

В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств — членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17) (далее — ТК ТС) установлены обстоятельства, с наступлением которых связано возникновение обязанности по таможенному декларированию. Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных таможенным законодательством.

Таможенное декларирование товаров является одним из этапов помещения товаров под таможенную процедуру. Согласно ст. 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, и завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Обязанность задекларировать товар возникает при помещении товара под таможенную процедуру, а также в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. В отношении перемещения отдельных категорий предметов ТК ТС не устанавливает требования об обязательном помещении под таможенные процедуры. К ним относятся: транспортные средства международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа (п. 4 ст. 341 ТК ТС), товары для личного пользования (п. 4 ст. 354 ТК ТС), припасы (п. 2 ст. 364 ТК ТС). При этом указанные товары и транспортные средства подлежат таможенному декларированию [14].

В качестве примера случаев отсутствия необходимости осуществить таможенное декларирование товаров, указанных непосредственно в ТК ТС, можно привести непредставление таможенной декларации или иного документа для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу (ст. 163 ТК ТС).

Обязанность по таможенному декларированию товаров может быть установлена и нормами национального законодательства государств — членов Таможенного союза, при их соответствии нормам ТК ТС. Так, в соответствии со ст. 203 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств — членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры. [14] В ст. 217 указанного Закона установлены дополнительные случаи декларирования товаров, к которым относятся:

1) обнаружение незаконно ввезенных товаров у их покупателя;

2) необходимость уплаты таможенных платежей в отношении отходов и остатков в соответствии со ст. ст. 246, 247, 271, 272, п. 2 ст. 309 ТК ТС (в рамках таможенных процедур переработки для внутреннего потребления, на таможенной территории, таможенной процедуры уничтожения).

Кроме этого, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать, что отдельные категории товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государства — члена Таможенного союза, подлежат декларированию таможенным органам в случаях, указанных в п. 6 ст. 217 Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование товаров может быть произведено декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Таможенный представитель — юридическое лицо государства — члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (подп. 34 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Таможенное декларирование может производиться в двух формах: письменной и (или) электронной. Обе указанные формы предполагают использование таможенной декларации[3]. Возможность подачи декларации на товары в электронном виде предусмотрена стандартным правилом 3.21 Генерального приложения к Киотской конвенции. Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 года №254 «О структурах и форматах электронных копий таможенных документов» [9] и в соответствии с пунктом 6 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза утверждены:

- структура и формат электронной копии декларации на товары и транзитной декларации;

- структура и формат электронной копии корректировки декларации на товары;

- структура и формат электронной копии транзитной декларации, в качестве которой используется книжка МДП с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;

- структура и формат электронной копии декларации таможенной стоимости (формы ДТС-1 и ДТС-2);

С 1 января 2014 года декларация на товары подается в электронной форме(п. 4 ст. 322 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), кроме тех товаров, таможенных процедур и случаев, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме [24] . Такие перечни устанавливает Правительство Российской Федерации[16]. В случае подачи декларации на товары в письменной форме такая декларация должна сопровождаться представлением ее электронной копии.

Таможенная декларация — документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (подп. 24 п. 1 ст. 4 ТК ТС). Это определение таможенной декларации согласуется с определением понятия «декларация на товары», которое используется в Киотской конвенции. Согласно главе 2 Генерального приложения к Конвенции декларация на товары представляет собой заявление, составленное по установленной таможенной службой форме, в котором заинтересованные лица указывают таможенную процедуру, подлежащую применению в отношении товаров, и сведения, заявления которых требует таможенная служба для применения этой процедуры.

В п. 1 ст. 180 ТК ТС установлены виды таможенных деклараций в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:

1) декларация на товары представляется при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (п. 1 ст. 181 ТК ТС). Декларация на товары представляет собой заявление, составленное по установленной таможенной службой форме, в котором заинтересованные лица указывают таможенную процедуру, подлежащую применению в отношении товаров, и сведения, заявления которых требует таможенная служба для применения этой процедуры (Генерального приложения к Киотской Конвенции);

2) транзитная декларация представляется таможенному органу отправления при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (п. 1 ст. 182 ТК ТС);

3) пассажирская таможенная декларация применяется при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме (п. 3 ст. 355 ТК ТС);

4) декларация на транспортное средство подается перевозчиком таможенному органу для таможенного декларирования транспортных средств международной перевозки (п. 1 ст. 350 ТК ТС).

В отношении каждого вида таможенных деклараций устанавливаются перечни необходимых для указания сведений. В ст. 181 ТК ТС установлен перечень основных сведений, которые должны быть указаны в декларации на товары. Сведения заполняются в том числе в закодированном виде. В настоящее время применяются единые для государств — членов Таможенного союза классификаторы, утвержденные решением Комиссии от 20 сентября 2010 года N 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» (редакция, действующая с 1 июля 2014 года). Перечень обязательных для заполнения сведений в транзитную декларацию установлен ст. 182 ТК ТС. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.

Таким образом, таможенное декларирование товаров является неотъемлемой частью таможенных операций, связанных с помещением товаров под ту или иную таможенную процедуру. Все документы и сведения, указанные в них, необходимы для контроля за потоком товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также за деятельность участников ВЭД.

Главными функциями таможенного декларирования являются:

- обеспечение таможенных органов необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средствах, а также об иных товарах, находящихся под таможенным контролем и подлежащих декларированию;

- подтверждение законности совершаемых лицом, производящим, действий в отношении товаров и транспортных средств в соответствии с выбранной таможенной процедурой;

- проверка таможенными органами соответствия декларируемых сведений фактическим данным.

Далее, исходя из заявленной темы исследования, более подробно рассмотрим содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

1.2 Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита

Таможенный транзит — это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования (ст. 215 ТК ТС). Это одна из немногих процедур, которая начинается на территории одного государства и заканчивается на территории другого.

Содержание таможенной процедуры таможенного транзита и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены статьями 215 и 216 Таможенного кодекса Таможенного союза и Главой 29 (ст.233-237) Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[14].

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита декларант таможенной процедуры таможенного транзита представляет в таможенный орган транзитную декларацию, предусмотренную статьей 182 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским и воздушным транспортом, а также при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

Процедура транзита подразумевает перевозку товаров под таможенным контролем по таможенной территории ТС, а также через территорию государства, которое не является членом союза. Такая перевозка осуществляется от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин и налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита:

1) товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу с такой территории;

2) в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

3) в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия;

4) представлена транзитная декларация;

5) в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита

6) обеспечена идентификация товаров

7) транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.

Согласно ТК ТС к процедуре таможенного транзита применяются и общие положения, касающиеся декларирования товаров (гл. 27 ТК ТС). В связи с этим добавились новые операции, связанные с декларированием товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита. Круг расширился за счет таких операций, как:

- выпуск товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита;

- отказ в выпуске товаров в соответствии с данной процедурой;

- отказ в регистрации транзитной декларации;

- отзыв транзитной декларации.

Декларантом таможенной процедуры таможенного транзита могут быть перевозчик, экспедитор (если он является лицом государства-участника ТС), а также лица, заключившие внешнеэкономическую сделку или имеющие право владения, пользования и распоряжения товарами. Кроме того, декларантами могут выступать следующие иностранные лица:

- физическое лицо, перемещающее товары;

- лица, которые пользуются таможенными льготами в соответствии с гл. 45 ТК ТС (члены дипломатических представительств и консульских учреждений);

- организация, имеющая представительство, созданное на территории государства-члена таможенного союза в установленном порядке (при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств);

- лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства ТС.

Важная особенность заключается в том, что декларантом процедуры таможенного транзита теперь может выступать новый субъект таможенного права — уполномоченный экономический оператор [20] .

Таможенный транзит применяется при перевозке:

1) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

2) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

3) иностранных товаров, а также товаров таможенного союза от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

4) иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

5) товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.

Меры обеспечения соблюдения таможенного транзита определена статьей217 ТК ТС и включает в себя такие методы как:

- обеспечение уплаты таможенных налогов и пошлин применительно к иностранным товарам согласно 12 главе ТК ТС

- таможенное сопровождение

- определение маршрута перевозки товаров.

Маршрут перевозки может устанавливаться только как дополнительная мера к первым двум. Изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа.

Документом, подтверждающим обеспечение уплаты таможенных платежей, является гарантийный сертификат, который должен быть оформлен перевозчиком до прибытия товаров на таможенную территорию.

При транзите товаров обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления или назначения. Такая мера не требуется, если декларантом выступает таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор. А также в том случае, если товары перемещаются железнодорожным, трубопроводным транспортом, по линиям электропередачи или если товары перевозятся под таможенным сопровождением.

Кроме того, предоставлять обеспечение не требуется, если сумма таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро [24] . Это не слишком благоприятно для России, поскольку возникает зависимость суммы от курса иностранной валюты. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа назначения. Однако таможенный орган отправления может устанавливать места доставки, отличные от указанных в транспортных документах (в соответствии с законодательством стран таможенного союза). Согласно российскому законодательству при перемещении товаров железнодорожным транспортом перевозчик может по согласованию с таможней переадресовывать грузы с изменением получателя и станции назначения. Если перевозка грузов угрожает здоровью и жизни граждан, безопасности движения, эксплуатации железнодорожного транспорта или экологической безопасности, перевозчик изменяет пункт назначения самостоятельно. Такие изменения могут не согласовываться с таможенным органом, грузоотправителем и грузополучателем (с последующим их уведомлением).

Завершение процедуры таможенного транзита не сопровождается обязательным предъявлением товаров таможенному органу: это происходит только по его требованию. Свидетельством о завершении таможенного транзита являются соответствующие отметки таможни назначения в транзитной декларации или в транспортном документе. Это ускоряет завершение процедуры и делает ее менее бюрократичной. Срок регистрации таможенным органом транзитной декларации: в течение одного часа.

Если товары и документы не доставлены в таможню назначения, перевозчик несет ответственность, предусмотренную законодательством государства — члена ТС, поместившим товары под процедуру таможенного транзита. В России в этом случае таможня вправе, например, возбудить дело об административном правонарушении по ст. 16.9 КоАП РФ.

Таким образом, прослеживается тенденция унификации законодательства трех стран. Новые правила призваны упростить и облегчить контроль со стороны таможни, тем самым уменьшив число административных барьеров на пути транзитных грузов. Благодаря транзиту товаров ускоряются взаимовыгодные экономические отношения между странами таможенного союза, СНГ и странами Евросоюза.

Глава 2. Особенности декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита

2.1 Назначение и особенности заполнения транзитной декларации

В соответствии с главой 27 ТК ТС транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации. Транзитная декларация предназначена для декларирования в письменной или электронной форме; помещаемая под таможенную процедуру таможенного транзита. В качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) или таможенные документы.

В транзитной декларации должна содержаться вся необходимая информация о товаре, а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.

Транзитная декларация должна содержать следующие сведения о (об):

1) отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

2) стране отправления, стране назначения товаров;

3) декларанте;

4) перевозчике;

5) транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;

6) наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;

7) коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков;

8) весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

9) количестве грузовых мест;

10) пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

11) документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

12) планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.

Если принимаемые в качестве транзитной декларации документыне содержат всех сведений, перечисленных выше, недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации либо следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.

Таможенный орган не примет и не зарегистрирует транзитную декларацию, если в ней не будет всех необходимых сведений. Однако есть и упрощения: согласно положениям статьи 182 ТК ТС, теперь в транзитной декларации не требуется указывать сведения о водителях транспортных средств международной перевозки и о предполагаемом сроке перевозки; код товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ТС) теперь указывается на уровне минимум шести первых знаков, а не четырех, как было ранее; вместо сведений о лице, получающем разрешение на таможенный транзит, следует подавать сведения о декларанте таможенной процедуры таможенного транзита; дополнительно должны быть приведены сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, если перемещение товара допускается при наличии этих документов[25].

В случае использования в качестве ТД транспортных (перевозочных) коммерческих и иных документов основу ТД составляет транспортный (перевозочный) документ, а все остальные документы являются ее неотъемлемой частью. Подача транзитной декларации в виде транспортных (перевозочных), коммерческих документов должна сопровождаться представлением таможенному органу назначения описи документов, составляющих ТД.

Решением Комиссии Таможенного союза № 289 от 18.06.2010 г. «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» разработана Инструкция о порядке заполнения транзитной декларации (далее — Инструкция) в соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса Таможенного союза, которая определяет порядок заполнения транзитной декларации [11]. Образец транзитной декларации представлен в Приложении 1.Согласно Инструкции, при перемещении товаров по территории только одного государства-члена Таможенного союза законодательством этого государства-члена Таможенного союза могут быть установлены особенности заявления сведений в ТД, а также порядка ее использования.

Особенности заполнения транзитной декларации (далее — ТД) при перемещении международных почтовых отправлений и товаров для личного пользования могут устанавливаться отдельными решениями Комиссии Таможенного союза, в частности, решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 377 «Об особенностях заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений» утверждена «Инструкция об особенностях заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений»[7].

Транзитная декларация состоитизосновногоидобавочныхлистов. Добавочныелисты используютсяв дополнение к основному листу, если в одной ТД заявляются сведения о двух и более товарах.

В целях однократного распечатывания формы транзитной декларации на листе формата А4 графы № 55 «Перегрузки», F «Подтверждение компетентных органов» и I «Контроль органа назначения» перенесены на лист № 1.

В одной ТД могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии. При этом как одна товарная партия рассматриваются товары, перевозимые от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу.

ТД заполняется с использованием печатающего устройства на листах формата А4. Допускается указание наименований и адресов иностранных лиц латинскими буквами. ТД должна быть заполнена разборчиво, не содержать подчисток и помарок. Сведения, заявленные в ТД, могут быть изменены и (или) дополнены при соблюдении условий, предусмотренных статьей 191 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Изменения и (или) дополнения в ТД могут вноситься с использованием печатающего устройства или от руки печатными буквами. Изменения и (или) дополнения удостоверяются на каждом листе ТД сделавшим их лицом и заверяются подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа. При необходимости таможенный орган может потребовать заполнения новой ТД.

Сведения, определяющие индивидуальные характеристики товаров (товарный знак, артикул, модель и тому подобное), а также номера транспортных средств, номера рейсов, номера документов и тому подобная информация указываются на языке оригинала, в том числе с использованием букв латинского алфавита.

Правила заполнения граф добавочных листов соответствуют правилам заполнения соответствующих граф основных листов, если для отдельных граф добавочных листов настоящей Инструкцией не установлены особенности их заполнения.

После выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и до момента прибытия транспортного средства вместо доставки в листы ТД, сопровождающие товары, в случаях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза, могут быть внесены определенные сведения в графу 55. Эти сведения относятся к грузовым операциям с товарами и вносятся перевозчиком или декларантом. Сведения могут быть внесены от руки печатными буквами.

В графе 1 «Декларация» в левом подразделе указывается ТТ, что означает таможенный транзит, в правом подразделе в сокращенном виде указывается один из случаев, в которых применяется процедура транзита (например, ТР — означает, что указанные в транзитной декларации товары будут перемещаться транзитом через единую таможенную территорию Таможенного союза).

Дополнительно в определенных случаях необходимо заполнять графу 21 «Идентификация и страна регистрации активного транспортного средства на границе»; в графе 40 «Общая декларация/Предшествующий документ» может указываться номер таможенного документа государства, сопредельного с государством-членом Таможенного союза.

Графы «A», «C», «D», «F», «I» ТД заполняются только должностными лицами таможенных органов. В графе С в установленных случаях дополнительно к наименованию и коду таможенного органа отправления указываются причина отказа в выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита либо информация об отзыве транзитной декларации.

Для заявления сведений в ТД применяются классификаторы и перечни нормативно-справочной информации, используемые для таможенных целей, формируемые и подлежащие применению в соответствии с законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза.

Сведения, заявляемые декларантом в ТД, являются необходимыми для таможенных целей. При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита:

а) первый экземпляр заполненного листа ТД остается в таможенном органе отправления и используется для целей контроля;

б) второй экземпляр заполненного лист ТД возвращается декларанту и используется в целях таможенного транзита для представления его перевозчиком таможенному органу назначения.

После завершения таможенной процедуры таможенного транзита второй экземпляр заполненного листа ТД остается в делах таможенного органа назначения. Если в графах 18, 21, 31, 40, 44, 52, «D» ТД недостаточно места для заявления сведений или для проставления должностным лицом таможенного органа служебных отметок, то необходимые сведения указываются на оборотной стороне ТД или на дополнительно прикладываемых листах формата А4, которые являются неотъемлемой частью ТД (далее — дополнение). При этом в соответствующей графе ТД производится запись: «см. оборот» или «см. доп. N __ на __ л.».

Все листы дополнения должны быть пронумерованы. Количество каждого дополнения должно соответствовать количеству экземпляров ТД. К первому экземпляру ТД прикладывается оригинал дополнения, к остальным могут прилагаться копии.

На каждом листе дополнения указываются:

- в правом верхнем углу «Дополнение N __, к ТД N ___________»;

- порядковый номер декларируемого товара в виде записи: «Товар N __» и по каждому товару — номер графы и те сведения, которые вносятся в эту графу в соответствии с порядком заполнения этой графы. Если дополнение составлено декларантом, каждый экземпляр дополнения в правом нижнем углу должен быть подписан лицом, заполнившем ТД, или уполномоченным на это работником этого лица.

Сведения, указываемые на оборотной стороне ТД или на дополнении, заверяются подписью должностного лица и оттиском его личной номерной печати. В электронную копию ТД вносятся все сведения, содержащиеся на оборотной стороне ТД и в дополнениях.

Помимо заполнения, существует определенный порядок подачи и регистрации транзитной декларации.

2.2 Порядок подачи и регистрации транзитной декларации

Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита разработан в соответствии с главами 27 и 32 ТК ТС и утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита».

Транзитная декларация представляется на перевозку товаров, перемещаемых от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу, за исключением случаев, когда в качестве транзитной декларации используются документы, предусмотренные международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации следующие документы, содержащие сведения, указанные в пункте 3 статьи 182 Таможенного кодекса Таможенного союза:

- заполненные листы транзитной декларации;

- книжку МДП, заполненную в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее — Конвенция МДП) с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами (Приложение 2 и 3);

- карнет АТА, заполненный в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза 1961 года и Конвенции о временном ввозе 1990 года (далее — Конвенции о временном ввозе) с прилагаемыми к нему транспортными (перевозочными) и коммерческими документами (при перевозке в пределах территории государства — члена Таможенного союза, если это предусмотрено законодательством такого государства) (Приложение 3);

- транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.

При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью.

При перемещении товаров железнодорожным транспортом в случае, если в качестве декларанта выступает перевозчик и в транспортном (перевозочном) документе указаны прилагаемые коммерческие документы и их количество, представление описи документов, составляющих транзитную декларацию, не требуется.

Согласно Решению Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 17.08.2010 N 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита» при декларировании товаров таможенным перевозчиком дополнительно представляется заверенная копия документа, подтверждающего включение юридического лица в реестр таможенных перевозчиков; уполномоченным экономическим оператором — дополнительно представляется заверенная копия свидетельства о включении юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов[6].

В случае представления таможенному органу отправления транзитной декларации таможенным представителем дополнительно представляется номер, свидетельствующий о включении юридического лица в реестр таможенных представителей, а также заверенная копия договора таможенного представителя с декларантом.

В качестве коммерческих документов могут представляться счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и (или) иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В качестве транспортных (перевозочных) документов могут представляться международная или внутренняя товаротранспортная накладная, коносамент или иной документ, подтверждающий наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, авиагрузовые накладные, железнодорожные накладные, документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза, экспедиторские документы, а также другие стандартные документы, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами и кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними правовыми актами.

При перевозке товаров с использованием книжки МДП таможенному органу отправления представляется книжка МДП, оформленная в соответствии с положениями Конвенции МДП, и два комплекта транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, входящих в состав транзитной декларации [6].

При перевозке товаров с использованием карнета АТА таможенному органу отправления представляется карнет АТА, оформленный в соответствии с Конвенциями о временном ввозе, и два комплекта транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, входящих в состав транзитной декларации.

Одновременно с транзитной декларацией декларант представляет таможенному органу отправления ее электронную копию, если иное не установлено законодательством Таможенного союза и (или) государства — члена Таможенного союза.

Дата и время подачи транзитной декларации фиксируется таможенным органом в журнале, форма которого устанавливается законодательством государств — членов Таможенного союза, и в информационной системе таможенного органа отправления с использованием информационных технологий.

Регистрация транзитной декларации является отдельной таможенной операцией, которую совершают уполномоченные должностные лица таможенного органа отправления. Таможенный орган регистрирует транзитную декларацию в срок не более двух часов с момента ее подачи.

В случае перемещения товаров с использованием книжки МДП регистрация транзитной декларации осуществляется должностным лицом таможенного органа отправления путем указания в правом подразделе графы 21 отрывных листов N 1 и N 2 книжки МДП порядкового номера по журналу, форма которого устанавливается законодательством государств — членов Таможенного союза.

Регистрация транзитной декларации осуществляется с использованием информационных систем и информационных технологий. С момента присвоения регистрационного номера транзитная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Таможенный орган отправления отказывает в регистрации транзитной декларации в следующих случаях: транзитная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать транзитные декларации; транзитная декларация подана не уполномоченным лицом;в транзитной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьей 182 Таможенного кодекса Таможенного союза; транзитная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме; в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Таможенный орган отправления осуществляет выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита после регистрации транзитной декларации и предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится в соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 195 и статьей 216 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик представляет в таможенный орган назначения в соответствии со статьей 225 Таможенного кодекса Таможенного союза один лист транзитной декларации и один комплект транспортных (перевозочных) с отметками о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации, идентифицированных таможенным органом отправления.

При перевозке товаров с использованием книжки МДП таможенному органу назначения представляется книжка МДП и один комплект транспортных (перевозочных) с отметками о выпуске товаров и иных документов, входящих в состав транзитной декларации, идентифицированных таможенным органом отправления.

При перевозке товаров с использованием карнета АТА таможенному органу назначения представляется карнет АТА и один комплект транспортных (перевозочных) с отметками о выпуске товаров и иных документов, входящих в состав транзитной декларации, идентифицированных таможенным органом отправления.

Если при проверке документов и идентификации товаров таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства, таможенный орган назначения оформляет завершение таможенной процедуры таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации подачи транзитной декларации.

Таким образом, транзитная декларация предназначена для декларирования в письменной или электронной форме; помещаемая под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита и таможенный режим международного таможенного транзита. В качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) или таможенные документы.

Транзитная декларация представляется на перевозку товаров, перемещаемых от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу, за исключением случаев, когда в качестве транзитной декларации используются документы, предусмотренные международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Глава 3. Эффективность проведения таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита

3.1 Особенности применения технологии предварительного информирования при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита

Опыт наиболее развитых стран показывает, что одним из наиболее действенных способов повышения качества процесса таможенного оформления и контроля является предварительное информирование таможенных органов о предстоящем ввозе товаров при реализации внешнеэкономической сделки.

Внедрение предварительного информирования также является одним из основных инструментов в реализации важнейшей задачи таможенных органов — борьбы с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости.

СистемапредварительногоинформированияФТСРоссиикакинформационныйсервис, доступный для участников ВЭД, функционирует с 2008 года на основании приказа ФТСот 24 января2008 №52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации и сетей Интернет».

Кроме того, можно отметить приказы и нормативные акты ФТС России по предварительному информированию: Приказ ФТС России № 192 от 10.03.2006 г. «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации»; Приказ ФТС России № 1220 от 2.10.2007 г. «О решении коллегии ФТС России», состоявшейся 28.08.2007 г.; Письмо ФТС России № 09-121/13605 от 8.04.2008 г. «О технологии предварительного информирования»; Приказ ФТС России № 1230 от 3.10.2008 г. «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации»; Приказ ФТС России № 1684 от 29.12.2008 г. «О внесении изменений в приказ ФТС России от 3 октября 2008 г. № 1230»;Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза автомобильным транспортом».

Технология предварительного информирования предусматривает передачу предварительной информации в электронном виде в ЦИТТУ ФТС России и использование ее на таможенных постах в порядке, определенном инструкцией об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Лицом, принимающим участие в предварительном информировании, может являться:

1) Заинтересованное лицо, являющееся инициатором представления предварительной информации, в том числе:

а) экспедитор, организующий перевозку товаров, непосредственно связанную с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

б) перевозчик товаров;

в) декларант либо получатель товаров;

г) таможенный представитель;

д) иное лицо, связанное с перемещением товаров через таможенную границу и обладающее информацией для организации предварительного информирования.

2) Лицо, формирующее предварительную информацию (источник информации) [12] .

С 1 октября 2014 года предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом, также стало обязательным (решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 сентября 2013 года № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом»).

Предварительная информация представляется в объёме транзитной декларации, т. е. должна содержать сведения согласно статье 182 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, при условии отсутствия расхождения между предварительной информацией и сведениями, содержащимися в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации.

Если предварительная информация представлена не в полном объеме, а также ее структура и формат не соответствует определенным техническим требованиям, лицу, представившему предварительную информацию, направляется электронное сообщение о непринятии предварительной информации к рассмотрению с указанием причин. Предварительная информация в этом случае считается непредставленной.

Партия товара, в отношении которой предварительная информация не представлена таможенному органу государства-члена Таможенного союза в объеме и определенные сроки, относится к области риска.

Таможенные органы принимают меры по минимизации такого риска в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза. Применение мер по минимизации риска может привести к увеличению времени нахождения товаров в пункте пропуска. Поэтому все лица, в особенности перевозчик, должны быть заинтересованы в представлении в полном объеме, и в установленные сроки предварительной информации.

3.2 Таможенный контроль при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита

Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза, проводится таможенными органами того государства — члена таможенного союза, на территории которого товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой, в порядке, установленном ТК ТС.

Таможенный контроль в отношении данных товаров, получивших статус товаров таможенного союза, находящихся на территории иного государства — члена таможенного союза, чем то государство, таможенным органом которого выпущены товары, проводится в соответствии с главой 17 таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС).

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »