Понятие и сущность воспитания как процесса и его роль в становлении личности


Содержание

Введение
1 Воспитание как культурно-исторический феномен
2 Цель воспитания, ее социальная обусловленность. Цели воспитания в зарубежной педагогике
3 Социокультурная среда воспитания
4 Воспитательные системы
5 Воспитательный процесс в школе и его характеристика
6 Система средств, форм и методов воспитания в ЦПП
7 Система воспитательной работы школы
8 Формирование коллектива и его влияние на развитие и воспитание школьников
9 Технология в воспитательном процессе
10 Мониторинг воспитания и психолого-педагогическая диагностика воспитания
Заключение

Введение

Воспитательный процесс носит целенаправленный характер (направление воспитательных усилий, конечная их цель, содержательная сторона и средства достижения). Воспитание должно базировать на постоянных непреходящих идеях и ценностях, а именно принципах гуманизма: любовь к людям высокий уровень психологической терпимости (толерантность), мягкость в человеческих отношениях, уважение личности. Признание человека в качестве высшей ценности.
Конечная цель воспитания с позиции гуманизма – человек должен стать полноценным субъектом деятельности, т.е. свободным, но ответственным за все происходящее в мире.
В действующем образовательном законодательстве широко используются понятия: «свободное развитие личности» и другие. Данные формулировки предполагают демократизацию, прежде всего на первичном уровне — образовательных организаций. Воспитуемым дается возможность выбора собственной траектории развития и участия в управлении своей школой, классом.
Цель курсовой работы заключается в изучении понятия и сущности воспитания как процесса и его роли в становлении личности.
Для достижения поставленной цели в работе планируется решить следующие задачи:
— рассмотреть процесс воспитания как культурно-исторический феномен;
— рассмотреть цель воспитания с позиции отечественной и зарубежной педагогики;
— рассмотреть социокультурную среду воспитания и воспитательные системы;
— рассмотреть воспитательный процесс в школе и дать ему характеристику;
— рассмотреть систему средств, форм и методов воспитания в ЦПП;
— рассмотреть систему воспитательной работы школы;
— рассмотреть процесс формирования коллектива и его влияние на развитие и воспитание школьников;
— рассмотреть технологию в воспитательном процессе;
— провести мониторинг воспитания и психолого-педагогическую диагностику воспитания.

1 Воспитание как культурно-исторический феномен

В Конституции Республики Казахстан закреплены основные права, не-посредственно связанные с процессом воспитания. Вопросы воспитания молодежи нашли свое отражение в Законе «Об образовании». Так, в ст. 8 «Задачи системы образования» говорится: «Главная задача системы образования — создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики».
Приоритетными задачами системы образования в вопросах воспитания являются:
— развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
— воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине — Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
— приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры; изу-чение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранными языками.
Основные программные идеи национального воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремлением к цивилизации изложены в Послании Президента страны народу «Казахстан – 2030» в разделе «Миссия Президента».
Вопросы воспитания затрагиваются также во Всеобщей Декларации прав человека. Здесь говорится, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.
В Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан отмечены следующие задачи воспитания:
— воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур. Ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;
— любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ;
— центральная задача этнокультурного образования,
чтобы дети испытывали законную гордость, называя себя «казахстанцами».
Основные направления и механизмы реализации Комплексной программы развития воспитания в системе образования:
— обеспечение соответствия содержания и качества воспитания, его форм и методов возрастным, индивидуально-психологическим особенностям учащихся, с учетом конкретных возможностей;
— формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс;
— сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей;
— воспитание гражданина и патриота Казахстана через изучение право-вой и государственной системы, символики РК;
— создание условий для участия семьи в воспитательном процессе, развитие родительских общественных объединений;
— восстановление ответственности и активной роли государства в воспитании граждан;
— активизация мер по повышению социального статуса воспитания в обществе;
— создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации семьи;
— усиление поддержки родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательной организацией;
— создание условий для развития педагогики сотрудничества;
— формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, способной обеспечить преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи;
— усиление взаимодействия органов управления образованием и организаций образования со средствами массовой информации;
— создание условий для профессионального совершенствования и творчества педагогических работников. Информационно-методическое и научно-педагогическое обеспечение их деятельности;
— развитие сети учреждений дополнительного образования детей и молодежи, особенно клубов по месту жительства, в том числе и в сельской местности;
— разработки критериев оценки качества и результативности воспитательной деятельности образовательного учреждения.
В действующем образовательном законодательстве широко используются понятия: «свободное развитие личности» и другие. Данные формулировки предполагают демократизацию, прежде всего на первичном уровне — образовательных организаций. Воспитуемым дается возможность выбора собственной траектории развития и участия в управлении своей школой, классом.
Новая парадигма образования носит деятельностный характер, направлена на формирование способности к самостоятельному непрерывному образованию и развитию творческих способностей. Современное законодательство в области образования выделяет как приоритетную ценность индивидуальное саморазвитие, успешную самореализацию и самоопределение, что отличает его от прежних целей образования.

2 Цель воспитания, ее социальная обусловленность. Цели воспитания в зарубежной педагогике

Цель воспитания — понимать природу маленького ребенка. Дети лучше всего развиваются, приобретая в жизненных ситуациях свой собственный опыт. Поэтому необходимо стремится создать им такое окружение, которое способствовало бы их индивидуальным потребностям. Нужно стремится сформировать у наших детей беглость речи, знаний и умений в основных областях, развить у них пытливость и критичность ума, направленного на познание человека и окружающего мира, сформировать чувство ответственности и заботы о других людях. Стремится приучить детей к коллективному сотрудничеству, – это развивает в них умение заботиться о других, это закрепляет в каждом ребенке положительную самооценку, по мере того как он испытывает уважение со стороны своих товарищей за личный вклад в общее дело.
Цели, сформулированные в проспекте английской школы Лейкок:
— в центр педагогических устремлений поставлена личность ребенка, развитие его индивидуальных сил. Такой подход весьма характерен для английской педагогики;
— одним из важнейших условий целеполагания в ней признается ориентация на личность учащихся, т.е. выдвижение таких целей, которые были бы осознаны и личностно приняты самими детьми, включены в систему их собственных ценностей.
Сторонники целевого подхода к планированию учебно-воспитательного процесса А. Келли, Д. Поуп, А. Ромишовский считают, что целеполагание должно формироваться с формулирования всеобщей цели для всей системы образования. Наиболее часто эта основная цель формируется как «социальное и личностное становление учащихся», как «развитие их индивидуальных склонностей и подготовка к активной жизни в демократическом обществе». Далее эти основные, поставленные в самой общей форме цели должны быть конкретизированы до технологичных целей деятельности. Как отмечает по этому поводу один из теоретиков педагогического целеполагания Дж. Уайт, «бессмысленно иметь набор желаемых общих целей, если мы не знаем, как их реализовать». Конкретизация цели, таким образом, как существенно необходимый момент педагогического целеполагания.
Одной их главных процедур конкретизации признается выделение из общих целей частных. Так, а одним из критериев отбора частной цели должен быть учет степени сформированности личности как точки отсчета в проектировании предполагаемых достижений.
Анализируя соотношение общих и частных целей как важнейший момент целеполагания, английский авторы неизбежно касаются и вопроса структурирования, соподчинения частных целей, построения их иерархии.
Вот так трактуется эта проблема в международной педагогической экспедиции. Группу целей можно рассматривать как иерархию в том случае, когда она структурирована в виде генеалогического древа, т.е. когда цель каждого нового уровня определяется достижениями всех целей прилежащего к нему предшествующего уровня.
Одну из наиболее четких иерархий целей выдвигает сторонник систематического подхода к постановке цели А. Ромашевский, он предполагает следующие уровни иерархиризации: цели общества, всеобщие цели воспитания, цели воспитательных институтов, цели учебно-воспитательного процесса, цели урока, цели отдельных воспитательных заведений.
Далее предполагается возможная конкретизация этих целей в частные – задачи по отдельным предметам и видам деятельности: языку и литературе, математике, религиозному, нравственному, эмоциональному и социальному воспитанию, естественным наукам, физической подготовке.

3 Социокультурная среда воспитания

Это сложная и парадоксальная проблема. Сложность — в скрытом, интимном характере. Парадокс — родители ее не замечают, ибо не имеют необходимой психо-педагогической информации. Сама природа позаботилась о взаимной привязи родителей и детей, потребности друг в друге. В здоровых семьях – душевное единение (родовые связи, чувства матери и отца, привязанность детей к родителям).
Рациональные условия отношений в семье:
1 Разумная организация семьи (общие перспективы, совместная деятельность, трудовые обязанности, традиции взаимопомощи и прочее). Учет возрастных особенностей.
2 Педагогический такт – участие в занятиях и интересах детей.
3 Общие увлечения.
История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности — революции, войны, эмоциональный и культурный спад. Выстояли же и стали могущественными только там, где не была разрушена основная ячейка общества – семья.
В нашем обществе – кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Он выражается в том, что семья все хуже выражает главную функцию – воспитание детей, (ухудшение экономической ситуации; расплата за индустриальную цивилизацию, разрушившую устои, правы и человеческие отношения, традиции, половая распущенность, высокий процент разводов, пьянство).
Методы воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания), воспитывающие ситуации.
Средства воспитания: слова, фольклор (сказки), родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат в семье, пресса, радио, теле, режим дня, игрушки, спорт и т.д.
Можно ли улучшить взаимоотношения с детьми? Можно ли не раздражаться, не ссориться?
Конечно. Просто нужно соблюдать всего три нехитрых правила: любить их (что мы и делаем), уважать (что делаем очень редко) и создавать условия для сотрудничества (чего делать не умеем). Иными словами, надо прислушиваться к мнению ребенка и контролировать свою реакцию на его поведение. В этом вам помогут несколько практических советов. Попробуйте применить их в общении с вашим малышом, и вы убедитесь, насколько они действенны.
Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью человека общества. По отношению к детям они должны быть на какой-то высоте, но высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления.
Поэтому вопрос авторитета в семье, не может разрешиться ни в каких искусственно придуманных приемах. Воспитательный процесс есть процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем, тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и поведением родителей. Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон жизни родителей плох. И наоборот, только правильный общий тон подскажет родителям и правильные методы общения с ребенком, и, прежде всего правильные формы авторитета. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это не очень трудное дело.
Главным основание родительского авторитета только и может быть работа и жизнь родителей, их лицо, их поведение. Семья — это большое и ответственное дело, за которое родители отвечают перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это делают честно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, значит, у них есть и родительский авторитет, и не нужно искать никаких иных оснований, не надо придумывать ничего искусственного.

4 Воспитательные системы

Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них — неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс.
Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна. Об этом можно судить по результатам I областного конкурса школьных воспитательных систем. В работу по созданию воспитательных систем включилось большое число общеобразовательных учреждений.
В педагогике есть несколько определений. Согласно концепции В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой принято определение, данное Х.Й. Лейметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Это определение существенно отличается от распространенного по сей день в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение — вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.
Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной стороны, эта система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения). Педагогическая система, таким образом, — более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой.
Под системой воспитательной работы понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.
Воспитательная система — это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Ее компоненты: цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая реализацию целей; субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
В каждой школе можно разработать критерии и показатели эффективности воспитательной системы в соответствии с конкретно поставленными целями и задачами воспитания.

5 Воспитательный процесс в школе и его характеристика

Воспитательный процесс в школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.
С точки зрения педагогики, процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино — сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.
Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.
Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, для педагогов, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности — система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы: — диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания; — проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм); — организация педагогического взаимодействия (реализация планов); — проверка, оценка результатов. Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.
Принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.
Обзор литературы позволяет выделить следующие принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса.
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований.
2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.
4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.
5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.
6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.
8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные — семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.
Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.

6 Система средств, форм и методов воспитания в ЦПП

Методы воспитания — это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности. Методы воспитания — это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности (Метелева Е.Г.).
Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников (М.И. Рожков).
Методы воспитания — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств (Подласый И.П.).
Методы воспитания представляют собой научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирования их деятельности и самовоспитания. Б.Лихачев.
И.Ф. Харламов считает, что под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.
В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:
— методы формирования сознания;
— методы организации деятельности и формирования опыта поведения;
— методы стимулирования.
На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор метода — всегда поиск оптимального пути воспитания.
Среди общих причин (условий, факторов), определяющих выбор методов воспитания, прежде всего, должны быть учтены следующие:
1 Цели и задачи воспитания.
2 Содержание воспитания.
3 Возрастные особенности воспитанников.
4 Уровень сформированности коллектива (школьного класса).
5 Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
6 Условия воспитания.
7 Средства воспитания.
8 Уровень педагогической квалификации.
9 Время воспитания.

7 Система воспитательной работы школы

Примерная программа анализа воспитательной работы в классе:
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в классе в прошедшем году:
— результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании;
— правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
При планировании воспитательной работы в классе на год учитываем и методику коллективных творческих и ключевых дел.
Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.
Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы — это помощь классного руководителя себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности.
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Он выполняет следующие функции:
— направляющую, определяющую, то есть конкретные направления и виды деятельности;
— прогнозирующую, то есть косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;
— координирующую, организаторскую;
— контрольную;
— репродуктивную (воспроизводящую)
Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке.
Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо последовательно выполнить действия по следующему алгоритму:
1. Педагогический анализ состояния и результатов воспитательной работы в классе за прошедший учебный год.
2. Определение классным руководителем модели плана воспитательной работы на следующий учебный год.
3. Моделирование классным руководителем образа учащегося, жизнедеятельности класса.
4. Коллективное планирование жизнедеятельности класса.
5. Уточнение, конкретизация целевого, содержательного, организационного и оценочно-диагностического компонентов воспитательной деятельности, оформление плана воспитательной работы
При планировании работы классному руководителю важно соблюсти принцип оптимальности:
— найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллективной работе по планированию;
— избрать оптимальный вариант формы и структуры плана воспитательной работы, чтобы он был удобен для использования.
Соблюдение принципа диалога между участниками планирования воспитательной работы обеспечит правильное определение наиболее полного спектра возможных путей и способов организации жизнедеятельности детей.
Классному руководителю важно использовать существующие следующие подходы к планированию:
— целенаправленность плана;
— учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе;
— преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;
— реальность;
— разнообразие форм и методов;
— творческий характер планирования.
План воспитательной работы классного руководителя может состоять из шести разделов:
1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
3. Основные направления и дела классного коллектива.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Работа с родителями.
6. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.
Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год позволяет наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на следующий учебный год. Классный руководитель вправе анализировать результаты воспитательного процесса в соответствии со своей авторской концепцией.

8 Формирование коллектива и его влияние на развитие и воспитание школьников

В педагогической литературе: коллективом называется объединение воспитанников, отличающихся рядом отличительных признаков.
Признаки коллектива:
1) Общая социально значимая цель. Важно какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции, законам государства.
2) Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели.
3) Отношение общественной зависимости – единство переживаний, связанных с достижением цели, и единство оценочных суждений (моральное единение).
4) Общий выборный руководящий орган – демократические отношения, прямое и открытое избрание органов управления.
5) Сплоченность, взаимопонимание, защищенность, чувство локтя – психологический климат. Взаимопомощь, доброжелательность, здоровая критика и самокритика, соревнование.
6) Разумное сочетание личных и общественных интересов.
Ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Теория коллектива была разработана А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка — смерть.
Определил этапы его развития:
1 стадия – становление коллектива. В ее заключении выделяется актив, общая цель, общая деятельность и общая организация.
2 стадия:
— усиливается влияние актива;
— стабилизируется структура коллектива, оформляются нормы поведения, круг требований;
— теперь педагог его использует в целях индивидуального развития каждого ученика, личности;
— разрешаются различные противоречия: между коллективом и отдельными учениками, или отдельными группировками.
3 стадия – расцвет коллектива: предъявляются более высокие требования к себе, чем к товарищам. Формируется целостная, нравственная личность. Общий опыт, одинаковые оценки события.
4 стадия и последующие – каждый школьник благодаря прочно усвоен-ному коллективному опыту предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в самовоспитание.

9 Технология в воспитательном процессе

Рассмотрим определение понятия «воспитательная технология».
1. Воспитательные технологии – не более как одно из средств воспитания. ( Поляков С.Д.). Воспитательная методика складывается из воспитательных технологий (методика — система правил действий педагога, безотносительно того, кто ее будет осуществлять).
2. Воспитательная технология — есть устойчивая целенаправленная последовательность действий педагога, относительно независимая от его личностных особенностей, гарантированно ведущая к воспитательному результату, заявленному в целях. (Поляков С.Д. Технология воспитания. — М., 2002).
3. Воспитательная технология — система приемов, направленная на решение отдельных типовых педагогических задач (технология организации коллективного планирования, технология установления контакта со школьниками, технология педагогической диагностики и др.).
Складывается определенная психолого-педагогическая цепочка: деятельность – действия — операции как методика – технологии — приемы и техника.
Таким образом, понятие технология широко используется в сфере воспитания.
Воспитательные технологии позволяют гарантированно достигать весьма скромные цели воспитания и этим получить весьма поверхностные результаты — получение школьниками позитивного социального опыта. Социальный опыт — опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Базовые признаки социального опыта: а) участие школьников в соответствующем общении; б) взаимодействие и их положительное отношение к этому взаимодействию.
Условия реализации технологии: качества личности не могут быть результатом (гарантированным результатом) применения воспитательных технологий. В последнее время стала применяться более строгая трактовка понятия педагогическая, а значит и воспитательная, технология. Минимальная результативность 80%, в дидактических исследованиях (Гильбух Ю.З. и др.) встречается цифра 85% как показатель достижения того или иного планируемого результата.
Обратимся еще раз к одному из определений воспитательной технологии.
Воспитательная технология — есть устойчивая целенаправленная последовательность действий педагога, относительно независимая от его личностных особенностей, гарантированно ведущая к воспитательному результату, заявленному в целях. (Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2002г.).
Профессионально-личностные условия реализации технологии:
1. Личный интерес педагога в достижении заявленной в технологии цели.
2. Практическое владение воспитателем реализуемой технологией, как умение выполнять все шаги технологической последовательности.
3. Положительное отношение школьников (школьника) к педагогу.
Признаки технологии: а) ключевое звено любой технологии — детальное определение конечного результата и точное достижение его; б) основа технологии — четкое определение конечной цели; в) цель (конечная и промежуточная) должна быть диагностируемой; г) в ходе работы в любой технологии должно быть минимум непредсказуемости и экспромта; д) стабильность успеха.
Критерии отбора технологий:
1. Данные технологии должны быть относительно массовыми, т.е. известными педагогам формами и способами работы.
2. В способе реализации должна быть некая устойчивость, типичность, которую можно выделить и назвать при описании.
3. В форме, способе работы должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.
Эффективность воспитательной технологии в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых она осуществляется:
— Индивидуальные особенности педагога: эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы, увлечения.
— Знание педагогом закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владение методами диагностики и т.д.
— Отношение педагога к ребенку.
— Материальные условия (оборудование, обстановка и др.).
Учитывая данные критерии отбора и структуру технологий, можно на-звать воспитательными технологиями следующие:
1. Коллективное творческое дело.
2. Тренинг общения.
3. Шоу-технологии (конкурсы, КВН).
4. Групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждение ситуаций, проекты).
5. Диалог (педагог — воспитанник).
6. Информационное зеркало (формы настенных объявлений, стенды, газеты) и др.
7. Технология рефлексивного самовоспитания.
8. Технология ситуационного классного часа.
9. Технология педагогической поддержки.
10. Технология требования и другие.

10 Мониторинг воспитания и психолого-педагогическая диагностика воспитания

Диагностика воспитанности — это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии. Проблема диагностики воспитанности в настоящее время является одним из новых направлений педагогической диагностики и еще находится на стадии теоретической разработки.
Под воспитанностью понимать уровень сформированности (развития) личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.
Инструментальная часть процесса определения уровня воспитанности представлена системой специальных методов, разрабатываемых в психологии и педагогике, а также в других науках. Ряд авторов объединяют их в три группы: всеобщих, общих (традиционных) и специальных (частных) методов диагностики.
В качестве всеобщих методов используются основные законы диалектики — перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Главной их особенностью является то, что они применяются для анализа всех без исключения явлений объективной реальности, но дают в руки педагогов лишь ориентировочную информацию об изучаемом объекте, требующую последующего уточнения.
Реализация общих (традиционных) методов диагностики воспитанности позволяет получить уже более точные результаты. Они уже достаточно разработаны и применяются различными категориями педагогов. Как показывает практика, наиболее доступным из них является метод наблюдения. Под ним понимается изучение особенностей личностной сферы человека на основе анализа их внешнего проявления в естественных (учебных, игровых, профессиональной деятельности и т.д.) условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, личностные проявления человека, позволяющее сделать выводы об уровне его воспитанности.
Другим, наиболее часто используемым методом диагностики воспитанности является индивидуальная диагностическая беседа. С точки зрения педагогической диагностики она представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа содержания высказываемых им оценочных суждений о себе, других людях и явлениях объективной реальности. В ее ходе педагог имеет возможность не только глубже познать внутренний мир человека, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на решение существующих проблем, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.
Следующим методом общей группы выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа качества выполняемой им учебной, профессиональной, общественной и др. деятельности. Этот метод предусматривает учет педагогом действий и поступков воспитуемых, достижений и недостатков в учебе, выполнении других обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях личностной направленности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.
Кроме изложенных методов диагностики уровня воспитанности человека в психолого-педагогической литературе достаточно подробно освещены и ряд других. Каждый из них, имея общую цель, предусматривает ее достижение на основе анализа специфических явлений:
— метод анализа документов — содержания касающихся человека документов (характеристик, отзывов, рекомендаций и др.);
— метод эксперимента – проявления воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество обязательно проявится;
— метод анкетирования (интервью) — содержания даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов;
— метод независимых характеристик – оценочного суждения других лиц о воспитанности конкретного человека;
— биографический метод — социально-психологических условий предшествующего периода развития человека.
Следует учитывать, что применение рассмотренных общих методов дает педагогу достаточно объемный материал для формирования вывода об уровне воспитанности. Однако каждый из них в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии их комплексного (совместного, системного) применения.
Другим условием повышения достоверности результатов диагностики воспитанности выступает применение методов третьей группы — специальных (частных) методов. Они преимущественно используются профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии — психологической диагностике (психодиагностике). С этой целью преимущественно используется метод опроса, предусматривающий диагностику уровня воспитанности человека на основе анализа сделанного им выбора из предложенных ответов на вопросы, изложенные в специально разработанном опроснике. В настоящее время наибольшее распространение получили адаптированные к российскому менталитету личностные опросники зарубежных авторов Г. Айзенка, Р. Кеттела, Дж. Тейлора, Я. Стрелау, а также ряд разработок отечественных психологов.
Следует также отметить, что в последние годы разрабатываются и активно внедряются в практику опросные методики, реализуемые с помощью компьютерных технологий. Это расширяет доступ к ним и возможность применения не только профессиональными психологами, но и различными категориями педагогов. Могут использоваться они и для самодиагностики. Это стало возможным в результате того, что ЭВМ самостоятельно обрабатывает ответы опрашиваемых и интерпретирует (оценивает уровень воспитанности человека) результаты.
Как уже отмечалось, эффективность воспитательной работы школы определяется в какой-то мере воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Что относят к показателям воспитанности школьников?
Общепринято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.
Выделяют три главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.
Возможен и другой подход к характеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.
Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.
На данный момент нет единой программы, которая бы определяла требования к воспитанности школьника, заканчивающего обучение. Мы полагаем, что это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных школ, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга.

Заключение

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.
Современное законодательство в области образования выделяет как приоритетную ценность индивидуальное саморазвитие, успешную самореализацию и самоопределение, что отличает его от прежних целей образования.
Цель воспитания — понимать природу маленького ребенка. Дети лучше всего развиваются, приобретая в жизненных ситуациях свой собственный опыт.
История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности — революции, войны, эмоциональный и культурный спад. Выстояли же и стали могущественными только там, где не была разрушена основная ячейка общества – семья.
В нашем обществе – кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Он выражается в том, что семья все хуже выражает главную функцию – воспитание детей, (ухудшение экономической ситуации; расплата за индустриальную цивилизацию, разрушившую устои, правы и человеческие отношения, традиции, половая распущенность, высокий процент разводов, пьянство).
Семья — это большое и ответственное дело, за которое родители отвечают перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей.
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике. Воспитательная система — это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
С точки зрения педагогики, процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).
Принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. Методы воспитания — это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности.
Диагностика воспитанности — это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии.
Следует также отметить, что в последние годы разрабатываются и активно внедряются в практику опросные методики, реализуемые с помощью компьютерных технологий. Это расширяет доступ к ним и возможность применения не только профессиональными психологами, но и различными категориями педагогов. Могут использоваться они и для самодиагностики.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »