Пенсионный фонд РФ: оценка деятельности и пути совершенствования


ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»

Набережночелнинский филиал

Экономический факультет

Пенсионный фонд РФ: оценка деятельности и пути совершенствования

Конкурсная работа

Специальность 080105.65 (060400) «Финансы и кредит»

Выполнил:

студент гр. 183-у заочного отделения

Мухамадиева Р. Н.

Научный руководитель: к. э.н., доцент

Муртазина Гузелия Фаритовна

Набережные Челны — 2011

Введение

В современных условиях одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства является реформирование пенсионной системы и обеспечение ее долгосрочной финансовой устойчивости, которая, в свою очередь, влияет на платежеспособный спрос, динамику инвестиционного процесса, общий уровень жизни. Основным элементом (финансовым институтом) пенсионной системы выступает Пенсионный фонд РФ (ПФР), от финансовой устойчивости которого напрямую зависит устойчивость всей пенсионной системы и системы социальной защиты населения России.

Чрезвычайно актуальной является сейчас проблема обеспечения ПФР собственными источниками доходов для финансирования пенсионных выплат и оптимизации его расходов. Состояние современной пенсионной системы России характеризуется также низким уровнем пенсий, отсутствует прямая связь страховых взносов и пенсии с трудовым вкладом пенсионера. В 2009 г. дефицит собственных средств ПФР составил более 400 млрд. руб. и прогнозируется в дальнейшем его рост. Данные проблемы усугубляются ускорением процесса старения населения, что в перспективе может привести к усилению диспропорций в структуре финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ и снижению уровня пенсий.

Однако в ближайшей и особенно в долгосрочной перспективе эти проблемы не могут быть решены с помощью только оперативных мер по мобилизации страховых взносов и привлечению средств из федерального бюджета для финансирования предусмотренных законодательством пенсионных выплат без анализа причин и принятия действенных мер по уменьшению зависимости ПФР от федерального бюджета.

Целью работы является исследование и разработка путей совершенствования деятельности Пенсионного фонда РФ.

Из представленной цели определяются следующие исследовательские задачи:

— обобщить историю развития государственного пенсионного обеспечения и создания Пенсионного фонда в РФ;

— определить роль, задачи, функции и структуру Пенсионного фонда РФ;

— охарактеризовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность Пенсионного фонда РФ;

— провести анализ состава, структуры и динамики доходов Пенсионного фонда РФ;

— дать оценку направлений расходования средств Пенсионного фонда РФ;

— оценить эффективность деятельности Пенсионного фонда России;

— обобщить опыт работы пенсионных систем зарубежных стран и выявить возможность применения его в российских условиях;

— определить тенденции пенсионного обеспечения в РФ;

— обозначить пути повышение эффективности использования средств Пенсионного фонда России.

Теоретическую основу дипломной работы составляют научные труды отечественных авторов в области финансов. В процессе исследования изучены и обобщены общая и специальная литература, законодательные и другие нормативные акты, соответствующие методические материалы, а также зарубежная практика работы пенсионных систем.

Информационную базу исследования составили также законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также статистические и аналитические материалы Пенсионного фонда РФ.

пенсионное обеспечение фонд доход

1. Теоретические основы функционирования Пенсионного фонда РФ

Система государственного пенсионного обеспечения зародилась еще в древние времена. Становлению и развитию в России системы пенсионного обеспечения предшествовал длительный исторический период, в течение которого государство оказывало эпизодическую помощь нетрудоспособным гражданам. Радикальные преобразования в области пенсионного обеспечения стали осуществляться лишь после победы Октябрьской социалистической революции. К середине 90-х XX в. существовавшая пенсионная система исчерпала свои возможности. В декабре 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения был образован Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ, выступая структурным элементом системы пенсионного обеспечения служит механизмом социальной защиты работающих граждан и играет важную роль в мобилизации и эффективном использовании сбережений населения.

Схематично структура Пенсионного Фонда Российской Федерации представлена на рис.1.

Рис.1. Структура Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд РФ играет важную роль в мобилизации и эффективном использовании сбережений населения. Основными задачами ПФР являются целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, организация работы по взысканию с работодателей и граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца, капитализация средств ПФР и др. Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция.

Ключевое значение в обеспечении эффективного функционирования Пенсионного фонда РФ принадлежит нормативно-правовому регулированию его деятельности.

Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда РФ регламентируется целым рядом законодательных актов. К их числу относятся: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Главным юридическим основанием деятельности фонда является положение о «Пенсионном фонде Российской Федерации», принятое ещё в 1991 году постановлением Верховного Совета. В нём даётся определение ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения, созданного в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

2. Анализ и оценка деятельности Пенсионного фонда РФ

Основной источник доходов Пенсионного фонда РФ — это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц.

На протяжении 2008-2010 гг. происходил неуклонный рост доходов бюджета ПФР. Благодаря росту доходов ПФР в полном объеме выполнял все публичные нормативные обязательства, обеспечивал своевременную выплату пенсий, пособий, компенсаций, осуществлял иные социальные выплаты, проводил мероприятия по повышению пенсий и улучшению материального положения отдельных категорий граждан.

Столь значительный рост доходов ПФР связывает с несколькими факторами, главным из которых является повышение с 2010 года для работодателей тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 20 до 26% от объема заработной платы работника. Еще одним фактором можно назвать рост фонда оплаты труда работников, с которого взимаются страховые взносы, с 415 тыс. руб. в год до 463 тыс. руб., а также общий рост зарплат по стране.

Основной объем поступлений доходов ПФР приходится на безвозмездные поступления. В рассматриваемый период данная статья доходов ПФР выросла на 1880 млрд. руб., темп прироста составил 82%. Необходимо также обратить внимание на то, что удельный вес безвозмездных поступлений в общих доходах ПФР неуклонно растет. Это связано в основном с опережающей индексацией базовой части трудовой пенсии, а также увеличением размеров пособий и других выплат, осуществляемых за счет федерального бюджета.

Второй по значимости составляющей доходов ПФР в 2008-2010 гг. являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в фонд на выплату страховой части трудовой пенсии. В 2010 году размер страховых взносов перечисленных в Пенсионный фонд РФ составил 1555 млрд. руб., что на 570 млрд. руб. больше аналогичного периода 2008 года, темп прироста составил 58%. Главным образом, превышение связано с переходом с 1 января 2010 года от уплаты ЕСН к страховым взносам на обязательное пенсионное страхо-вание напрямую в ПФР. В 2009 году наблюдается незначительное снижение данной статьи доходов на 8,5 млрд. руб. к 2008 году, что обусловлено, прежде всего, негативным влиянием финансово-экономического кризиса на наполнение бюджета фонда, в результате чего во втором полугодии 2009 года поступление страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии оказалось ниже уровня 2008 года. Кроме того, на уровень поступления страховых взносов оказало влияние резкое увеличение суммы задолженности плательщиков страховых взносов. Также стоит отметить небольшое снижение доли данного вида доходов в совокупном объеме доходов ПФР с 36,1% в 2008 году до 33,7% в 2010 году.

Существенный вклад в пополнение бюджета Пенсионного фонда РФ вносят страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии. В 2008-2010 гг. году в бюджет ПФР поступило взносов на выплату накопительной части пенсии в размере 361,2 млрд. руб., что на 109,4 млрд. руб. больше аналогичного показателя за 2008 год, или 43,4%.

На рост поступлений страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии, повлияло вступление в действие с 1 января 2009 г. отдельных положений Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [4], определяющих порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Кроме этого, опережающий рост поступлений страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии, обусловлен увеличением в соответствии с действующим законодательством с 2008 года для лиц 1967 года и моложе тарифа отчислений на накопительную часть трудовой пенсии с 4 до 6 %. Также значительный рост поступлений страховых взносов в виде фиксированного платежа связан с увеличением размера стоимости страхового года и, как следствие, размера самого платежа.

Незначительную долю доходов в бюджете ПФР в 2008-2010 гг. составляют налоги на совокупный доход и неналоговые доходы.

В составе неналоговых доходах ПФР главное место занимают доходы от использования имущества, которые в рассматриваемый период выросли на 81%. Однако, в 2009 году ПФР понес убытки от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, которые составили 0,1 млрд. руб. Данный показатель сложился за счет понесенных фондом убытков от временного размещения средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также убытков от реализации активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений в размере 1,5 млрд. рублей. Частичной компенсацией финансовых потерь послужили поступление доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленных управляющими компаниями в ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации в сумме 1,4 млрд. руб., и поступления от использования имущества, находящегося в оперативном управлении ПФР, в сумме 0,02 млрд. рублей.

В целом, можно отметить, что в анализируемый период налоги на совокупный доход и неналоговые доходы имеют тенденцию роста, однако удельный вес их в суммарных доходах ПФР остается очень низким, т. е. они не выполняют ключевую роль образовании бюджета Пенсионного фонда РФ.

На протяжении 2008-2010 гг. основные свои финансовые средства Пенсионный фонд Российской Федерации направлял на:

а) выплату пенсий;

б) социальные выплаты;

в) выплату средств материнского капитала.

За период 2008-2010 гг. рост расходов бюджета Пенсионного фонда РФ составил 80%. Основная нагрузка бюджета ПФР приходится на пенсионное обеспечение граждан. В рассматриваемый период средства, направленные на пенсионное обеспечение из ПРФ увеличились на 77%. Основными причинами увеличения расходов ПФР на пенсионное обеспечение стали индексация размера пенсий граждан, валоризация пенсионных прав старшего поколения, увеличение числа вновь назначенных пенсий и количества пенсионеров. Кроме этого, ПФР осуществлял выплату материнского капитала, размер которого вырос в 2008-2010 гг. на 131%. Скромную долю в структуре расходов бюджета ПФР составили общегосударственные вопросы, образование, инвестиции с объекты капитального строительства и межбюджетные трансферты.

В 2008-2010 гг. бюджет ПФР был сбалансированным и исполнен с профицитом. Однако, наблюдается зависимость бюджета ПФР от федеральной казны. Так, в 2010 году доля средств федерального бюджета в общих доходах бюджета ПФР составила 57,5% против 53,4% в 2008 году. Коэффициент замещения заработной платы пенсий вырос с 29,7% до 37,2%, но не достиг уровня, рекомендованного МОТ, т. е. 40%.

Подводя итог, можно отметить, что в настоящее время Пенсионный фонд РФ является финансово неустойчивой организацией, бюджет которой находится в критической зависимости от федерального бюджета.

3. Пути совершенствования деятельности Пенсионного фонда России

При формировании пенсионной системы России, возможно, следует использовать опыт Великобритании и Швеции в части внедрения таких новых структурных элементов, как профессиональные и персональные пенсионные планы (по типу английской модели) и условно накопительные счета (по типу шведской модели). Данные мероприятия будут способствовать сокращению в будущем пенсионных обязательств России и в конечном итоге приведут к увеличению размера пенсии.

Актуарный прогноз тенденций развития российского общества показывает углубление негативных тенденций, обусловленных дальнейшим ухудшением демографической ситуации в стране, а также нормами действующего пенсионного налогового законодательства. Без реализации мер государственного регулирования макроэкономической и демографической ситуации финансовая стабилизация пенсионной системы возможна только путем приведения ее к страховым принципам. Обеспечить существенное повышение жизненного уровня пенсионеров в этих условиях можно будет лишь при постоянном увеличении ассигнований из федерального бюджета.

В качестве мер повышения эффективности и результативности использования средств ПФР предлагается:

— соблюдение принципа адекватности пенсионных выплат произведённым страховым взносам;

— введение гибкого пенсионного возраста;

— сокращение административных расходов ПФР;

— отделение от средств обязательного пенсионного страхования выплат нестрахового характера;

— усиление роли участия регионов в задаче адресного повышения пенсий до уровня прожиточного минимума пенсионера.

Выводы и предложения

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и внести ряд предложений по совершенствованию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Система государственного пенсионного обеспечения зародилась еще в древние времена. Радикальные преобразования в области пенсионного обеспечения стали осуществляться лишь после победы Октябрьской социалистической революции. В декабре 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения был образован Пенсионный фонд РФ.

Деятельность Пенсионного фонда РФ в настоящее время регулируется огромным числом как законодательных, так и подзаконных нормативных актов, отчасти противоречащих друг другу. Это обусловливает необходимость принятия специализированного федерального закона, определяющего правовое положение ПФР и его место в финансовой системе государства, а также — разграничивающее его правомочия и обязательства в гражданских, административных, финансовых и др. правоотношениях.

Анализ и оценка деятельности Пенсионного фонда в 2008-2010 гг. показали следующее.

В составе доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ выделяются страховые взносы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

В 2008-2010 гг. суммарный объем доходов ПФР увеличился на 69%.

В период 2008-2010 гг. рост расходов бюджета Пенсионного фонда РФ составил 80%.

Основная нагрузка бюджета ПФР приходится на пенсионное обеспечение граждан. В рассматриваемый период средства, направленные на пенсионное обеспечение из ПРФ увеличились на 77%. Основными причинами увеличения расходов ПФР на пенсионное обеспечение стали индексация размера пенсий граждан, валоризация пенсионных прав старшего поколения, увеличение числа вновь назначенных пенсий и количества пенсионеров. Кроме этого, ПФР осуществлял выплату материнского капитала, размер которого вырос в 2008-2010 гг. на 131%. Скромную долю в структуре расходов бюджета ПФР составили общегосударственные вопросы, образование, инвестиции с объекты капитального строительства и межбюджетные трансферты.

Всестороннее исследование особенностей развития пенсионных систем Великобритании и Швеции позволило обосновать вывод о том, что возможна адаптация лишь отдельных их элементов в современной модели пенсионной системы России, а именно:

профессиональных и персональных пенсионных планов (английская модель);

условно-накопительных счетов (шведская модель).

Согласно прогнозным расчетам, развиваясь в условиях действующего законодательства, ПФР будет постоянно нуждаться в средствах федерального бюджета на законодательно предусмотренных условиях субсидиарной ответственности. Доля средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР к 2025 г. вырастет до 1,2% ВВП.

В качестве мер повышения эффективности и результативности использования средств ПФР предлагается:

— соблюдение принципа адекватности пенсионных выплат произведённым страховым взносам;

— введение гибкого пенсионного возраста;

— сокращение административных расходов ПФР;

— отделение от средств обязательного пенсионного страхования выплат нестрахового характера;

— усиление роли участия регионов в задаче адресного повышения пенсий до уровня прожиточного минимума пенсионера.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 30. — Ст.3738.

3. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год: федеральный закон от 06.10.2011 г. № 268-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 41. — С.5633.

4. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год: федеральный закон от 04.10.2010 г. № 258-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 41. — С.5187.

5. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008 год: федеральный закон от 27.12.2009 г. № 373-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 52. — С.6449.

6. Андреева, О. В. К вопросу о сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации / О. В. Андреева, А. А.Суховеева // Финансовые исследования. — 2009. — № 14. — С.36-42.

7. Бачурин, Д. Г. О фискальной эффективности пенсионной реформы в Российской Федерации / Д. Г.Бачурин // Налоги и финансовое право. — 2010. — № 6. — С.227-229.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »