Ответственность за нарушение избирательного законодательства


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИЗБРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие, предмет и система избирательного права

Российской Федерации

1.2 Принципы избирательного права РФ

ГЛАВА II. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1. Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

избирательная ответственность выборы коллизия

ВВЕДЕНИЕ

Становление подлинно демократической политической системы изначально предполагает активное участие граждан в формировании публичных институтов государственной власти и контроле за их деятельностью.

Если обратиться к истории отечественного избирательного права, то бесспорным и очевидным является факт, что многие годы выборы в нашей стране проводились на правовой базе, состоявшей, в основном, из декларативных норм и положений. В современных же исторических условиях переход к реальным демократическим и, что самое главное, контролируемым на всех стадиях выборам потребовал, во-первых, существенных изменений в самом избирательном законодательстве; во-вторых, бережного подхода и точности применяемых на практике юридических конструкций. В настоящее время выборы из формальной процедуры формирования органов публичной власти превращаются в институт народовластия, способ реализации политической правосубъектности граждан, конституционную основу государственного строя. Такое понимание выборов наполняет демократию подлинным содержанием, позволяет реализовать активную общественную позицию самого гражданина. В регулировании демократического перехода к современным формам государственности особо важная роль принадлежит именно институтам непосредственной демократии, благодаря которым власть и граждане сосуществуют в режиме постоянного диалога и взаимоконтроля.

Особую роль в процессе выборов играют гарантии избирательных прав, то есть «установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации».

Действующим законодательством предусмотрена целая система различных гарантий. Можно выделить политические, экономические, информационные; большое значение имеют, несомненно, и правовые гарантии, предусматривающие юридическую (правовую) ответственность за нарушения норм избирательного права (избирательного законодательства). К сожалению, однако, пока ещё применение юридической ответственности за нарушения норм избирательного права недостаточно прочно вошло в повседневную практику правоохранительных органов.

В настоящее время существует потребность глубокого научного осмысления того опыта по применению юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах, который был накоплен за небольшой, но насыщенный избирательной практикой отрезок времени. Так, еще до сих пор в специальной литературе отсутствует чёткое определение понятия юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства, не установлено её место в системе.

Можно сказать, что юридическая ответственность за нарушения норм избирательного права представляет собой малоизученную область юридической науки и правоприменительной деятельности. В юридической науке данная проблема до настоящего времени комплексному исследованию ещё не подвергалась. Она рассматривалась лишь в некоторых работах, посвященных отдельным аспектам этого многогранного правового явления. Отсюда — потребность в целостном научном исследовании вопросов возможного реагирования государственных органов на правонарушения в сфере избирательного права. Особая актуальность темы обусловлена также законодательными новеллами последнего времени, внесёнными как в избирательное законодательство, так и в законодательство о юридической ответственности.

Следует отметить, что порядок реализации юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства установлен не только конституционным правом, но и административным, уголовным, гражданским. Но, поскольку, любое нарушение избирательного законодательства в той или иной степени посягает на конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, то избирательные права граждан являются родовым объектом нарушений норм избирательного права.

Предметом курсовой работы являются избирательные правоотношения как в целом, так и в сфере борьбы с правонарушениями, а также существенные закономерности механизма юридической ответственности за нарушения норм избирательного права;

— критерии, позволяющие определить юридическую ответственность за нарушения норм избирательного права как межотраслевой комплексный правовой институт; правовое положение некоторых субъектов юридической ответственности за нарушения норм избирательного права; фактические и юридические основания привлечения субъектов к юридической ответственности; механизм реализации различных видов юридической ответственности; деятельность судов по защите избирательных прав граждан и иных участников избирательных

— отношений; юридический состав различных правонарушений; особенности реализации различных видов юридической ответственности за нарушения норм избирательного права; особенности реализации правовой ответственности в отношении юридических лиц.

Следует отметить, что за пределами предмета исследования оставлены вопросы юридической ответственности за нарушения законодательства о референдуме и отзыве выборных должностных лиц, представляющие соответственно референдумное и отзывное право.4

Цель исследования — анализ правового регулирования и практического применения юридической ответственности за нарушения норм избирательного права, обнаружение пробелов в отечественном законодательстве о выборах, разработка рекомендаций по их устранению, выявление коллизий между различными нормативными актами.

ГЛАВА I ИЗИБРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие, предмет и система избирательного права Российской Федерации

Существенным условием становления и развития демократического правового государства в Российской Федерации является юридическое обеспечение обязательного (императивного) проведения выборов как единственного допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоуправления. Свободные, периодические, справедливые и нефальсифицированные выборы становятся обязательным атрибутом современной российской государственности, что объективно способствует повышению роли и значения опосредующего их избирательного права, образующего юридический фундамент формирования и функционирования всех институтов системы представительной демократии.

Избирательное право и сопутствующее ему законодательство без всякого преувеличения приобретает особый социально-политический статус и, как следствие, вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в публично-правовой системе России. Все это объясняет повышенный интерес, который привлекает к себе избирательная проблематика в юридической научной литературе. Вместе с тем, несмотря на значительный объем исследований современного состояния российской избирательной системы до сих пор многие принципиальные вопросы юридической стороны избирательных отношений освещаются и преподносятся фрагментарно и весьма противоречиво. Это касается даже таких отправных начал в уяснении существа избирательного права как объективного правового феномена, которые связаны с его предметом, содержанием и местом в правовой системе Российской Федерации.

Попытки определить понятие объективного избирательного права уже неоднократно предпринимались в отечественной правовой науке. При этом, как правило, они преимущественно ограничивались констатацией того очевидного факта, что российское избирательное право неразрывно связано с осуществлением предусмотренного Конституцией Российской Федерации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.5

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что далеко не все охватывающие реализацию избирательных прав российских граждан фактические общественные отношения требуют для своего возникновения и развития правового вмешательства. Совершенно очевидно, что выборы, как социально-политический институт, и избирательное право, как совокупность обеспечивающих их проведение юридических норм, выступают в качестве взаимозависимых, но не рядоположенных понятий и явлений.

Первое относится к фактической стороне организации публичной власти, точнее, осуществления принципов политической свободы в области организации и функционирования представительной демократии.

Второе связано с ее конституционно-правовыми проявлениями, включающими в себя юридические характеристики субъекта и объекта политического избирательного права, содержания и структуры политических избирательных отношений, обретающих вследствие этого форму правоотношений. Между фактическими избирательными отношениями и предметом избирательного права нет и не может быть жесткой корреляции. Как следствие, при определении роли избирательного права в регулировании складывающихся в ходе выборов разнообразных общественных отношений необходимо исходить из того, что его юридический эффект рассчитан только на те из них, которые объективно не могут существовать вне правового состояния.

Поэтому утверждение о том, что избирательное право рассчитано на регламентацию отношений, составляющих процесс организации и проведения выборов, нуждается в существенном уточнении.

Говоря о предмете избирательного права нельзя не отметить также следующее обстоятельство. Действующее избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов выборов в Российской Федерации и тем самым оставляет открытым вопрос о возможных масштабах использования данного демократического института в конституциировании субъектов политической власти.

Понятием выборов в российских условиях охватываются выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией России, конституциями, уставами субъектов Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации, а также выборы в органы местного самоуправления, проводимые на основе законов, соответствующих уровню выборов.

Избирательное право является их универсальным регулятором, распространяется на проведение выборов любого вида и уровня и имеет предметом своего специфически юридического воздействия весь спектр избирательных отношений, опосредующих любые избирательные кампании, в той мере, в какой это объективно необходимо в интересах обеспечения гражданского доверия выборным политическим институтам, придания легитимного характера механизму их формирования и функционирования.

Выборы и отзыв являются самостоятельными институтами народовластия в Российской Федерации. Поэтому несмотря на то, что они обладают определенным сходством, обусловленным их принадлежностью к правовым формам непосредственной демократии, их нельзя сводить воедино, в том числе и с точки зрения механизма юридической регламентации. Нельзя не видеть принципиальной разницы между двумя этими явлениями.

Во-первых, выборы являются безусловным (императивным) институтом народовластия, необходимость свободного и периодического использования которого прямо предусмотрена Конституцией России и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»7, в то время как отзыв депутата (выборного должностного лица) не рассматривается ни Конституцией, ни федеральными законами в качестве обязательного условия их статуса. Если выборы являются необходимым атрибутом народовластия, регулярно востребованным государством и обществом в строго фиксированные избирательным законодательством сроки, обеспечивающие реальную их периодичность, то институт отзыва, даже будучи закрепленным в законодательстве, выступает в качестве факультативного инструмента демократической организации государственной и муниципальной власти, вследствие чего его фактическое применение не является обязательным. Более того, бывший советский опыт государственного строительства и зарубежная практика свидетельствуют, что отзыв чаще всего выполняет роль исключительно потенциальной возможности, крайне редко используемой в действительности.

Такой взгляд на избирательное право Российской Федерации идентифицирует его среди иных правовых образований, позволяет охватить рамками его содержания весь комплекс отношений, связанных с избирательными правами граждан, отражает его роль в обеспечении конституционного режима формирования представительных институтов публичной политической власти.

Представляя собой самостоятельное явление юридической действительности, российское избирательное право имеет достаточно сложное внутреннее строение, которое вполне может быть объектом системноструктурного анализа.

В этом плане система избирательного права выглядит как совокупность элементов, отражающих объективное рассредоточение образующих его норм по отдельным внутренним «ячейкам», обусловленное различием их служебных функций в реализации и защите избирательных прав граждан.

Система избирательного права включает в себя общую и особенную части. Критерием их разграничения служит масштаб действия образующих их норм. Общая часть объединяет нормы избирательного права, имеющие универсальное значение и распространяющие свое влияние на осуществление и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, независимо от вида и уровня его реализации. Что же касается особенной части, то она охватывает собой правила, предусматривающие специфические требования, касающиеся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых имеет обязательное значение только при проведении конкретных видов выборов.

Систему избирательного права как объективного юридического феномена нельзя смешивать с системой соответствующей отрасли правовой науки и учебного курса. Естественно, они находятся в известной зависимости, что, однако, не исключает выхода научных воззрений и учебных нормативов за рамки предмета российского избирательного права. Соответственно этому система избирательного права как науки и учебного курса (дисциплины) может быть дополнена такими разделами, как предмет и источники избирательного права России; история проведения выборов и развития избирательного законодательства; избирательно-правовые нормы и отношения; избирательные системы и их виды. Именно благодаря этим своим составляющим научно-теоретические конструкции и категории избирательного права не только объясняют состояние соответствующего комплекса правовых норм, но и являют собой инструментарий возможного обратного воздействия на юридическую базу выборов

1.2 Принципы избирательного права РФ

Принципы права обладают универсальностью, высшей императивностью (обязательностью), общезначимостью. Они образуют определенную систему, для которой характерно наличие особых связей, отражающих роль и значение отдельных правовых начал для формирования и развития российского права, составляющих его отраслей и институтов.

Принципы избирательного права представляют собой основополагающие начала, являющиеся фундаментом правового регулирования избирательных отношений.

Примечательно, что принципы Конституции РФ, определяющие федеративный характер государственности, с одной стороны, формируют конституционные основы федерализма и его конституционно-правовую модель, а с другой, они непосредственно взаимосвязаны с принципами, устанавливающими общее нормативно-учредительное определение форм и механизма народовластия в контексте конституционного положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Данное требование в значительной мере присуще (корреспондирует) принципам избирательного права.

Принципы избирательного права очерчивают основополагающие параметры, в рамках которых складывается правовой механизм регулирования избирательных отношений. Кроме того, эти принципы определяют направление развития избирательного права в качестве подотрасли конституционного права.

Под принципами российского избирательного права следует понимать общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное (нефальсифицированное) проведение различных видов выборов в Российской Федерации, реализацию и защиту избирательных прав российских граждан.8

Сегодня обязательные, периодичные, своевременные (своевременно назначенные), свободные, альтернативные (состязательные), подлинные выборы — единственный законный способ делегирования власти народом, а также оптимальное средство формирования института представительной демократии, который является неразрывной составной частью современной конституционно-правовой модели российской государственности.

Первую группу принципов образуют исходные (базовые) начала правового обеспечения избирательных отношений, связанные с обязательностью, периодичностью, своевременностью назначения, свободой, альтернативностью, (конкурентностью) состязательностью выборов, допустимостью различных избирательных систем, независимостью органов (избирательных комиссий), обеспечивающих проведение выборов, подлинностью (несфальсифициро­ванностью) выборов, федеративной основой российского избирательного права, разграничением полномочий между субъектами избирательного процесса, запретом одновременного проведения выборов и референдума Российской Федерации.

Ко второй группе принципов участия граждан России в выборах следует отнести: всеобщее, равное, прямое избирательное право, а также добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования.

К третьей группе принципов избирательного права относятся: гласность, открытость, территориальная основа выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации.

Принципы организации и проведения выборов. Развитие современного российского избирательного законодательства, практика его применения, перспективы развития на рубеже XXI века, базируется на нормах Конституции России, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также иных законах о выборах.

Это позволяет сделать вывод, что в основу организации и проведения всех уровней федерального, регионального и муниципального выборов положены следующие базовые (стандарты) начала:

Обязательность выборов. Этот принцип характеризуется тем, что выборы являются обязательным (императивным) и единственным законным (легитимным) способом формирования избираемых гражданами России представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Любые иные варианты завладения выборными полномочиями противоречат Основному закону и действующему федеральному законодательству и не могут квалифицироваться иначе как нарушение основ конституционного строя Российского государства.

Практика показывает, что обязательность назначения выборов не всегда надежно была подкреплена соответствующими юридическими гарантиями, и в особенности на уровне ряда субъектов Российской Федерации. Это нередко приводило к тому, что уклонение от назначения выборов в установленные сроки стало нередким явлением в отдельных регионах. Так, из-за несовершенства регионального избирательного законодательства в вопросах назначения выборов по состоянию на январь 1997 года в 42 субъектах Российской Федерации не были в установленные сроки проведены выборы законодательных (представительных) органов государственной власти.

ГЛАВА II. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1 Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства

Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.

Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определенные правоограничения личного или имущественного характера. Мерами юридической ответственности являются регламентированные в законодательстве наказательные санкции, которые традиционно именуются в научной литературе карательными или штрафными.

При этом необходимо учитывать, что юридическая ответственность (в том числе и за нарушения законодательства о выборах):

1) наступает за совершение правонарушения;

2) устанавливается государством и всегда связана с применением к правонарушителям санкций правовых норм уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами;

3) связана с причинением правонарушителю определенных негативных (отрицательных) последствий;

4) реализуется в определенной процессуальной форме.

За нарушения законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности.

В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различаются три вида ответственности за нарушения законодательства о выборах:

1) конституционно-правовая ответственность (ответственность по избирательному праву);

2) административная ответственность;

3) уголовная ответственность. Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.

В свою очередь возможна и внутривидовая дифференциация юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. Так, в зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований и правового содержания санкций ответственность по избирательному праву подразделяется на: публично-правовую ответственность избирательных комиссий и публично-правовую ответственность кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса.

Административную ответственность за нарушения законодательства о выборах можно подразделить на: административную ответственность физических лиц и административную ответственность юридических лиц.

В свою очередь административная ответственность физических лиц делится на: административную ответственность граждан и административную ответственность специальных субъектов (должностных лиц, членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц).

Рассмотрим правовые особенности каждого вида юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства.

2.2 Конституционно-правовая, административная и уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства

Конституционно-правовая ответственность кандидатов и избирательный объединений (блоков) за нарушение избирательного законодательства. Ответственность кандидатов по избирательному праву закреплена в п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».10

Мерой ответственности кандидата является отмена решения о его регистрации. В качестве субъекта привлечения к ответственности кандидата, который допустил нарушение избирательного законодательства, выступает избирательная комиссия, зарегистрировавшая его. Отменяя решение о регистрации кандидата, соответствующая избирательная комиссия реализует юрисдикционную функцию.

Применение санкции избирательного права в виде отмены регистрации кандидата (аннулирования списка кандидатов) допустимо в порядке и на основаниях, определенных законом, а также не позднее чем в день, предшествующий дню голосования.

В пункте 1 ст. 64 Федерального закона N67 установлен перечень правонарушений, за совершение которых возможна отмена регистрации. Такими правонарушениями законодатель признает противоправные (нарушающие нормы законодательства о выборах) виновные деяния кандидатов, доверенных лиц кандидатов, избирательных блоков, избирательных объединений и их руководителей, иных организаций, действующих в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов).

К числу оснований отмены (аннулирования) регистрации кандидата (списка кандидатов) отнесены:

нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов);

нарушения правил регистрации кандидатов (списков кандидатов);

нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов);

нарушения правил регистрации кандидатов (списков кандидатов);

нарушения правил ведения предвыборной агитации;

нарушения правил финансирования избирательной кампании;

использование кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или служебного положения в целях избрания;

установление фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов).

В соответствии с правилом, изложенным в абзаце 6 п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены и иные основания отмены (аннулирования) регистрации кандидата (списка кандидатов).

Нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов) состоят в совершении соответствующими участниками избирательного процесса виновных деяний (действий и (или) бездействия), нарушающих требования норм избирательного законодательства о порядке выдвижения кандидатов (списков кандидатов). Данные нормы содержаться в главе V Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, в других федеральных законах, а также в законах субъектов Российской Федерации.

Нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов) как основания отмены регистрации (аннулирования списков) могут выражаться:
— нарушение установленной процедуры выдвижения кандидатов (списков кандидатов) (например, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от общероссийского избирательного объединения осуществлялось открытым, а не тайным голосованием как это требует закон (пункт 2 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Расформирование избирательных комиссий (комиссий референдума) как мера конституционно-правовой ответственности. В качестве санкции здесь выступает принудительный досрочный роспуск в судебном порядке комиссии в ранее сформированном составе. Прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса.

Основанием данного вида ответственности является нарушение избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшее признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов.

Признание недействительными итогов голосования либо результатов выборов должно быть осуществлено в порядке, установленном федеральными законами (в том числе и на основании судебного решения) и законами субъектов Российской Федерации

Дела о расформировании избирательных комиссий рассматриваются судами в соответствии с правилами подсудности, предусмотренными п. 2 ст. 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно этой норме суды субъектов Российской Федерации рассматривают дела о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти; районные суды рассматривают дела о расформировании окружных, территориальных, участковых избирательных комиссий. Правовая возможность расформирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации федеральными законами не предусмотрена. Суды рассматривают дела о расформировании избирательных комиссий не по собственной инициативе, а только по заявлениям перечисленных в законе органов и лиц.

С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа данного субъекта Российской Федерации. В случае, когда законодательный орган субъекта Российской Федерации состоит из двух палат, в суд вправе обратиться группа депутатов любой из избираемых палат этого органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может обратиться и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Основанием административной ответственности является нарушение федеральных и региональных законов о выборах и референдумах, выразившееся в совершении юридическими лицами противоправных действий или в их бездействии.

Административные правонарушения могут быть совершены в различных формах, таких как нарушение срока представления для ознакомления списков избирателей; отказ гражданину в ознакомлении со списком избирателей; нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в этом списке; отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей; выдача гражданину ответа в письменной форме без изложения мотивов отклонения заявления. Правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами правонарушений являются члены участковой избирательной комиссии, которые обязаны рассматривать заявления граждан. Как правило, это председатели, заместители председателей и секретари данных комиссий. Использование должностным лицом своего должностного или служебного положения (служебных функций, прав и обязанностей по замещаемой должности) является квалифицирующим признаком рассматриваемого административного правонарушения и означает такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой им государственной или муниципальной должности. Субъектом правонарушения являются должностные лица, замещающие должности в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

Правонарушение может быть совершено только умышленно.

Цель правонарушения имеет квалифицирующее значение: должностное лицо вмешивается в деятельность избирательной комиссии с целью повлиять на принимаемые решения.

При определенных обстоятельствах вмешательство должностного лица в работу избирательной комиссии может повлечь уголовную ответственность.

Например, вмешательство повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Проведение предвыборной агитации, агитации в период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом.

Объектом правонарушения являются урегулированные законодательством общественные отношения, связанные с предвыборной агитацией.

Агитацией является деятельность граждан, кандидатов, избирательных блоков и объединений, общественных объединений, имеющая целью: при проведении выборов — побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них. Агитация начинается со дня регистрации кандидата или списка кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования. В период с ноля часов за сутки до дня голосования и до окончания дня голосования агитация запрещена.

Данное административное правонарушение может быть совершено как гражданами, так и должностными лицами умышленно либо неосторожно.

Проведение агитации в период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц — от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено законом.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения по поводу осуществления предвыборной агитации.

В агитации при проведении выборов не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено только специальном субъектом, то есть тем лицом, относительно которого в законе имеется прямо сформулированный запрет на участие в проведении агитации.16 Перечень данных лиц не подлежит расширительному толкованию.

Подкуп избирателей, осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства.

В качестве административного правонарушения признаются следующие деяния:

— вручение кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, уполномоченными представителями и доверенными лицами зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иными организациями или лицами, прямо или косвенно участвующими в предвыборной агитации, избирателям денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, проведение льготной распродажи товаров;

— безвозмездное или на льготных условиях оказание избирателям услуг;

— вознаграждение избирателей, принимавших участие в избирательной кампании, предвыборной агитации, в зависимости от итогов голосования;

— осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах.

Указанные деяния совершаются, как правило, умышленно и влекут наложение штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.

Подкуп избирателей, осуществление благотворительной деятельности с нарушением закона, совершенные организациями, влекут ответственность в виде штрафа от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком. Административно наказуемым является и использование соответствующими участниками избирательного процесса незаконной материальной поддержки. Последняя выражается не в передаче финансовых средств, а в передаче материальных ценностей (оргтехники, бумаги, бензина, запасных частей к транспортным средствам и др.).

Незаконной признается материальная поддержка, которая оказывается в целях проведения избирательной кампании помимо средств избирательного фонда. Такая поддержка может быть оказана гражданами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями. Незаконной признается и анонимная материальная поддержка.

Субъектами административного правонарушения являются физические лица: кандидат; зарегистрированный кандидат; лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом.

Руководитель избирательного объединения, входящего (входившего) в избирательный блок. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Использование незаконной материальной поддержки влечет в ст. наложение штрафа на кандидата, зарегистрированного кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом, в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на руководителя избирательного объединения, руководителя избирательного объединения, входящего (входившего) в избирательный блок — от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов, оказание иной запрещенной законом материальной поддержки. Административная ответственность установлена не только за использование участниками избирательного процесса незаконной финансовой и материальной поддержки, но и за само оказание финансирования и иной материальной поддержки избирательной кампании, помимо избирательных фондов.

Объективную сторону правонарушения образуют действия по оказанию финансовой или иной материальной поддержки избирательной кампании кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, помимо их избирательных фондов, фондов референдума. Например, передача напрямую или через посредников наличных денежных средств кандидату без их зачисления на счет избирательного фонда, перечисление юридическим или физическим лицом денежных средств в организацию, которая производит «обналичивание средств» и их передачу перечисление юридическим или физическим лицом денежных средств в организацию, которая производит «обналичивание средств» и их передачу кандидату, передача кандидату любых материальных ценностей для ведения им избирательной кампании.

Перечисление юридическим или физическим лицом денежных средств в организацию, которая производит «обналичивание средств» и их передачу кандидату, передача кандидату любых материальных ценностей для ведения им избирательной кампании.

Административное правонарушение может быть совершено физическими лицами как умышленно, так и по неосторожности.

Совершение правонарушения влечет наложение штрафа на виновных физических лиц в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Оказание незаконной финансовой или иной материальной поддержки участникам избирательного процесса со стороны юридических лиц влечет для последних наложение штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов материальной поддержки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Избирательное законодательство остается одной из динамично развивающихся частей системы российского законодательства. Изменения в правовом регулировании выборов во многом предопределены утверждением в России на современном этапе пропорциональной избирательной системы.

Субъекты Российской Федерации ведут активную работу по приведению собственного законодательства в соответствие с действующим федеральным законодательством. Но в тоже время при изменении избирательного законодательства необходимо учитывать, что современное избирательное законодательство субъектов Российской Федерации отражает опыт избирательных кампаний в Российской Федерации и гарантирует возможность защиты избирательных прав граждан и прав иных участников избирательного процесса. Субъекты Российской Федерации на основе правоприменительной практики активно выявляют противоречия в федеральном законодательстве, а также оперативно реагируют на изменения федерального избирательного законодательства посредствам приведения в соответствие с ним своих нормативных правовых актов.

Как показывает практика проведения избирательных кампаний, недостаточно урегулированы и разработаны вопросы ответственности за нарушение избирательного законодательства. Необходимо более четкое и конкретное определение «юридического наказания» за каждое избирательное правонарушение.

Необходимо отметить развитие избирательного права как научной правовой отрасли. Так, например, вызывает дискуссию ученых понятие и стадии избирательного процесса. В последнее время предпринимаются попытки выделить избирательное в самостоятельную отрасль российского права. Предлагается следующий алгоритм придания избирательному праву статуса самостоятельной отрасли права:

1. обоснование необходимости признания избирательного права отраслью права;

2. построение системы доказательств соответствия избирательного права критериям, выработанным теорией права для отграничения отраслей права от иных правовых образований;

3. пропаганда идеи придания избирательному праву статуса отрасли;

4. в случае принятия указанной идеи большей частью научного сообщества — официальное закрепление нового статуса избирательного права. 

Постоянно возрастающее значение избирательного права свидетельствует об идущих в нашей стране процессах демократизации политической жизни общества. Полноценное, эффективно действующее избирательное право неотъемлемый признак демократического правового государства. Важность этой отрасли определяет необходимость пристального изучения избирательного права как науки. Становление системы политической демократии изначально предполагает активное и ответственное участие граждан в контроле за деятельностью публичных институтов государственной власти и местного самоуправления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N195 — ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 Г. N1 ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.).

4. Федеральный закон от 12.06.2002 г. N67 ФЗ в редакции от 04.06.2014 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

5. Вишняков А. А. Развитие избирательного права и законодательства: итоги и перспективы // Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992-1999). M. 2006 г.

6. Князев С. Д. «Принципы российского избирательного права», Правоведение. 2004. N2. С. 21-22;

7. Матейкович М. С. Правовое регулирование выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Монография. — Тюмень, 2003.

8. Яшин А. А. «Выборы и партии в регионах России: Сб. учебных материалов по курсу Политическая регионалистика» — М., СПб, 2005.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »