Определение путей увеличения доходов бюджета Республики Беларусь


Содержание

Введение

1. Сущность доходов бюджета государства

2. Анализ основных видов доходов государственного бюджета Республики Беларусь

3. Проблемы формирования доходной части государственного бюджета Республики Беларусь и пути их решения

Заключение

Список использованных источников

Введение

В условиях переходной экономики существенно возрастает роль бюджета в системе государственного регулирования. Управляя бюджетными потоками, государство выстраивает бюджетные отношения в соответствии с проводимой бюджетной политикой Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования — наиболее эффективными.

В самом общем виде бюджет представляет собой план доходов и расходов государства, на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Но для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства государственный бюджет должен располагать устойчивой ресурсной базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Следовательно, величина доходов является центральным показателем государственного бюджета. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны.

Поэтому следует найти такие формы финансовых взаимоотношений с хозяйствующими субъектами и населением, методы изъятия в доходную часть бюджета, которые стимулировали бы повышение производительности труда, рациональное использование ресурсов, и как следствие — увеличение поступлений.

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике создание прочной доходной базы становится решающим условием осуществления преобразований. Исходя из этого, изучение процесса формирования доходов государственного бюджета является очень актуальным в настоящее время.

Целью работы является определение путей увеличения доходов бюджета Республики Беларусь.

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:

ь изучить сущность доходов бюджета государства;

ь изучить анализ основных видов доходов государственного бюджета Республики Беларусь;

ь изучить проблемы формирования доходной части государственного бюджета Республики Беларусь и пути их решения.

Объектом данной курсовой работы является государственный бюджет Республики Беларусь.

Предметом исследования — процесс формирования доходов бюджета Республики Беларусь.

Теоретическую основу для написания курсовой работы составили:

ь научные источники: данные и сведения из книг;

ь статистические источники: отечественные статистические материала;

ь официальные документы: кодексы, законы, указы, декреты, постановления и другие нормативные акты Республики Беларусь.

ь Результаты собственных расчётов.

1. Сущность доходов бюджета государства

Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Доходы бюджета заключаются в различных платежах, уплачиваемых физическими и юридическими лицами. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств [17, c. 86].

В Законе Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. №95-3 «О республиканском бюджете на 2014 год» запланированы следующие объемы доходов и расходов бюджета 2014:

ь Расходы в сумме 128594105926 тыс. рублей;

ь Доходы в сумме 128594105926 тыс. рублей;

ь Дефицит республиканского бюджета 0 (ноль) рублей [3].

Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Доходы бюджета по экономическому признаку — это часть национального дохода государства. Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

Принято классифицировать доходы бюджетов различных уровней по трем признакам:

1. Социально-экономическому.

2. Порядку и условиям зачисления.

3. Юридическим формам.

По социально-экономическому признаку доходы бюджета подразделяются на:

ь доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности;

ь доходы от граждан;

ь доходы от внешнеэкономической деятельности;

ь пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.

По порядку и условиям зачисления доходы подразделяются на:

ь закрепленные — это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципов подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств;

ь регулирующие;

ь собственные;

ь заемные.

Регулирующие доходы — это доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти расщепляются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами. Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и г. Минска.

Закрепленные и регулирующие доходы — это собственные средства бюджета. Они устанавливаются законом.

В случае временной недостаточности собственных средств для финансирования запланированных расходов могут привлекаться заемные средства. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные займы [11, c. 315].

По юридическим формам доходы подразделяются на:

ь налоговые — поступления в виде налогов, установленных законодательством;

ь неналоговые — имеют различную природу, но в основном они возникают как плата за оказанные государством услуги.

По бюджетной классификации Республики Беларусь доходы бюджета подразделяются на текущие, капитальные и безвозмездные поступления.

Текущие доходы — все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, штрафов и иных санкций за нарушение законодательства.

Текущие доходы по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на три группы: налоговые доходы, социальные отчисления и неналоговые доходы и обязательные платежи [16, c. 254].

Налоговые доходы — обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет и классифицируемые в зависимости от объекта налогообложения или в соответствии с источником возникновения налоговых обязательств.

Социальные отчисления — обязательные страховые взносы и отчисления в Фонд социальной защиты населения. Эта группа доходов делится на два вида: взносы работающих по найму и отчисления работодателей.

Ставки отчислений в ФСЗН:

ь для работодателей — 34% (28% — на выплату пенсий; 6% — на выплату пособий;

ь для сельхозпроизводителей — 30%;

ь для работающих граждан — 1%;

ь для индивидуальных предпринимателей — 35%, но не менее 35% минимальной заработной платы.

Неналоговые доходы и обязательные платежи — платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи.

Капитальные доходы — невозвратные платежи, которые классифицируются по видам реализуемых основных фондов, а также включают поступления от продажи нематериальных активов.

Капитальные доходы делятся на две группы: налоговые и неналоговые доходы и обязательные платежи. Капитальные налоговые доходы — налоги на капитальные активы (имущество), взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами. Капитальные неналоговые доходы — доходы, включающие реализацию нефинансовых активов(произведенных и непроизведенных) [15, c. 289].

Безвозмездные поступления — добровольные и безвозмездные поступления денежных средств от юридических и физических лиц со стороны иностранных государств, от других уровней государственного управления.

2. Анализ основных видов доходов государственного бюджета Республики Беларусь

В Республике Беларусь основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (около 86% в объеме консолидированного бюджета).

Налоги — обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно взыскиваемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемые на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение — мобилизацию средств в распоряжение государства.

Предельные размеры доходной и расходной частей бюджета, дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Составленный Министерством финансов законопроект, представляется в парламент.

Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах к валовому внутреннему продукту.

Если отследить планируемые ежегодно размеры государственного бюджета и бюджетного дефицита (Таблица 1 — Планируемые размеры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь на 2009-2014 гг.) в соответствии с законами на очередной финансовый год, то можно сделать вывод о том, что ежегодно увеличивались, как доходы, так и расходы бюджета. Соответственно возрастала и сумма планируемого бюджетного дефицита. Начиная с 2012 года, планируемый бюджет стал «сбалансированным» — расходная часть равна доходной. Поскольку с 1 января 2010 года из состава республиканского бюджета выведен Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, то наблюдается снижение размера доходов (на 19376,9 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом). Соответственно, уменьшилась и запланированная сумма бюджетного дефицита (на 100 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом).

Таблица 1 — Планируемые размеры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь на 2009-2014 гг., млрд. руб.

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы бюджета

54 899,3

35 522,4

33 611,4

92 772,0

121 720,3

128 594,1

Расходы бюджета

57 699,3

38 222,4

39 611,4

92 772,0

121 720,3

128 594,1

Дефицит

2 800,0

2 700,0

6 000,0

0,0

0,0

0,0

Источник: собственная разработка

На 2011 год также прогнозировалось снижение доходов (на 1911 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом) и рост бюджетных расходов (на 1389 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом). В результате, запланировано и значительное увеличение дефицита (на 3300 млрд. рублей).

Поскольку уже с конца 2011 года для Республики Беларусь стали характерны рост цен и уровня инфляции, то соответственно планируемые на 2013 и 2014 гг. размеры доходной и расходной части значительно возросли: в 2,8 и 2,3 раз возросли доходная и расходная часть соответственно в 2012 году по сравнению с 2011 г.

Доходная и расходная части — важнейшие составляющие бюджета, поэтому при изучении его динамики в первую очередь рассматривают динамику доходов и расходов по отдельным статьям.

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2009-2011 гг. в процентах представлена в Таблице 2 — Динамика структуры доходов консолидируемого бюджета в 2009-2011 гг.:

Таблица 2 — Динамика структуры доходов консолидируемого бюджета в 2009 — 2011 гг., %.

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Налоговые доходы — всего

88,4

92,0

85,8

в том числе:

Налоги на доходы и прибыль

20,6

24,2

21,7

в т. ч. — подоходный налог

9,2

11,0

10,9

Налоги на собственность

3,5

3,8

3,0

Налоги на товары и услуги

42,6

47,1

40,6

в т. ч. — НДС

25,6

33,3

31,0

акцизы

7,8

8,9

6,5

налоговые доходы от ВЭД

17,1

11,8

17,7

Неналоговые доходы

11,4

7,8

14,0

Безвозмездные поступления

0,2

0,2

0,2

Итого доходов

100,0

100,0

100,0

Источник: собственная разработка

Из таблицы видно, что основную долю доходов занимают налоговые. Основными доходными источниками консолидированного бюджета являются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы.

Удельный вес в общем объеме доходов неналоговых поступлений значительно ниже налоговых и составил 9,1; 7,7; 14,0 процентов в 2009, 2010 и 2011 гг. соответственно [19].

До исключения из доходов бюджета в 2010 году взносы на государственное социальное страхование имели достаточно высокий удельный вес в общем объеме доходов, к примеру, в 2009 году их объем составил 25,2%.

Менее одного процента в структуре доходов занимают безвозмездные поступления.

Доходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2012-2013 гг. отражены на рисунке 1:

Рисунок 1 — Доходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2012-2013 гг., трлн. рублей

Источник: собственная разработка.

Из графика видно, что основная доля доходов — это налоговые доходы республиканского бюджета в 2013 году составили 89,6 трлн. руб. По сравнению с 2012 годом поступления сократились на 5,7% в реальном выражении. Неналоговые доходы в 2013 году сложились в сумме 16,2 трлн. руб. и по сравнению с 2012 годом уменьшились в реальном выражении на 7,8%.

3. Проблемы формирования доходной части государственного бюджета Республики Беларусь и пути их решения

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике создание прочной доходной базы становится решающим условием осуществления преобразований.

Однако как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых требует реформирования бюджетного процесса на этапе планирования доходов бюджета. Несмотря на то, что механизм создания доходной части бюджета выработан, в определенные моменты он оказывается недостаточно эффективным и требует корректировки.

Работа по формированию доходной части бюджета осуществляется по следующим направлениям:

ь планирование контингентов всех видов доходов;

ь распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;

ь определение размеров финансовой помощи, предоставляемой вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субвенций, субсидий);

ь формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц и определение размеров трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов [12, c. 190].

Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов.

Такой анализ является основой для определения возможностей и путей увеличения поступлений в бюджет при существующей системе взимания налогов и неналоговых поступлений.

Принимая во внимание тот факт, что доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых поступлений, необходимо на этом этапе дать оценку эффективности налоговой системы в целом. Это позволит обосновать направления и мероприятия по ее реформированию.

Следует отметить, что действующими Правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов предусмотрена систематизация для учета в проекте бюджета на планируемый бюджетный год принятых законодательных и нормативных актов об изменении налогового законодательства. Министерство финансов Республики Беларусь разрабатывает основные направления бюджетно-налоговой политики на соответствующий год. Однако в большинстве случаев они носят декларативный характер.

При анализе текущего исполнения бюджета, в результате которого проводится диагностика состава и структуры доходов, методов их мобилизации, дается оценка налоговой нагрузки и налоговой системы, является необходимым этапом планирования доходов бюджета [9, c. 58].

В практике прогнозирования налоговых поступлений может использоваться метод, основанный на эластичности конкретного налога относительно его базы. Однако это требует стабильности налогового законодательства и является эффективным при неизменной системе налогообложения. В условиях трансформационной экономики, реформирования налогового законодательства применение данного метода не оправдано. Поэтому чаще всего при планировании доходов бюджета используется метод, основанный на применении средней ставки налога (среднего процента изъятия) к налогооблагаемой базе.

Реальное снижение налогового давления на экономику может быть достигнуто только за счет сокращения количества применяемых налогов или снижения их ставок (при условии качественного построения моделей взимания каждого из налогов).

Такие решения как раз и составляют основу налоговой политики государства и всегда зависят от состояния текущей экономической конъюнктуры (при высокой конъюнктуре и инфляции более полезно для экономики увеличивать налоговую нагрузку).

Доходы бюджета сектора государственного управления за январь-сентябрь 2013 года сложились в сумме 195,5 трлн. рублей (43,2% ВВП).

Доходы республиканского бюджета составили 77,2 трлн. рублей, что на 3,2% меньше (в реальном выражении) доходов аналогичного периода 2012 года [20].

Поступление доходов в государственный бюджет за январь-сентябрь 2013 года отражено на рисунке 2:

Рисунок 2 — Доходы государственного бюджета за январь-сентябрь 2013 г. в процентах к уточненному годовому плану

Источник: собственная разработка.

Налоговые поступления — это главный источник доходов бюджета. Но их формирование должно осуществляться с одной стороны, обеспечивая достаточность поступлений, со второй — налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики. Рисунок 1 показывает соотношение налоговых и неналоговых доходов:

Сопоставимые показатели размера источников доходов бюджета Республики Беларусь за январь-сентябрь 2012-2013 годы приведены в Таблице 3 — Доходы бюджета Республики Беларусь по видам источников:

Таблица 3 — Доходы бюджета Республики Беларусь по видам доходных источников, млрд. рублей.

Доходы

Исполнено за январь-сентябрь

2012 год

уд. вес, %

2013 год

уд. вес, %

темп роста, %

ДОХОДЫ — всего

112 544,1

100,0

138 998,4

100,0

123,5

налоговые доходы

98 899,7

87,9

122 663,6

88,2

124,0

из них:

налоги на доходы и прибыль

30 008,5

26,7

38 527,6

27,7

128,4

в том числе:

подоходный налог с физических лиц

13 398,7

11,9

19 476,4

14,0

145,4

налог на прибыль

15 924,7

14,1

17 885,7

12,9

112,3

налоги на собственность

3 862,9

3,4

5 609,0

4,0

145,2

налоги на товары (работы, услуги)

43 781,1

38,9

58 798,2

42,3

134,4

в том числе:

налог на добавленную стоимость

31 413,0

27,9

40 605,0

29,2

129,3

акцизы

7 903,4

7,0

12 319,4

8,9

155,9

налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

17 895,7

15,9

17 988,2

12,9

100,5

неналоговые доходы

13 425,7

11,9

16 139,5

11,6

120,2

безвозмездные поступления

218,7

0,2

195,3

0,1

89,3

Источник: собственная разработка

Из таблицы следует то, что налоговые платежи являются основой формирования доходной части бюджета государства, именно это направление в первую очередь подлежит совершенствованию. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон: со стороны предприятия и со стороны государства. Каждое предприятие в отдельности стремится оптимизировать налоговые платежи. Наиболее доступным способом оптимизации является налоговое планирование, начинать которое следует с определения общего уровня налоговой нагрузки.

Рассмотрим проблему общего уровня налоговой нагрузки. Прежде всего нужно отметить, что само понятие налоговой нагрузки требует уточнения. Показатели фактически уплаченных и начисленных налогов заметно различаются. Превышение текущих обязательств над выплатами (приводящее к накоплению налоговой задолженности) свидетельствует либо о завышенности налоговых ставок, либо о мягкости бюджетных ограничений (когда власти прощают нарушителей). Для предприятия важно и то, сколько оно платит в бюджет, и то, насколько оно обременено долгами, то есть имеют значение оба определения налоговой нагрузки. Еще сильнее расхождение между номинально подлежащими уплате и фактически начисленными налогами (возникающее в результате занижения налоговой базы, или уклонения). Величина номинальной налоговой нагрузки важна, поскольку именно это бремя ложится на законопослушных налогоплательщиков, а значительный разрыв между номинальными и эффективными (с учетом уклонения) налоговыми ставками серьезно искажает условия конкуренции, причем ставит в выигрышное положение тех, кто нарушает закон [8, c. 32].

Работа по поиску дополнительных источников доходов бюджета должна сводится не только к изобретению новых налогов, но и к повышению ответственности каждого налогоплательщика за выполнение обязательств перед государством.

В условиях необходимости снижения налоговой нагрузки одним из основных резервов увеличения доходов бюджета остается уменьшение теневых оборотов в экономическом секторе. По данным городских налоговых служб, сегодня значительное число коммерческих структур с целью ухода от налогов постоянно уменьшает налогооблагаемую базу по выручке и прибыли. Это касается деятельности так называемых фирм-однодневок и финансовых компаний, а также индивидуальных предпринимателей. Более 1000 организаций не показывают фактическую заработную плату или показывают ее в минимальных размерах, то есть имеют двойную бухгалтерию.

Из года в год становится все труднее разрабатывать проекты решений Правительства Республики Беларусь по привлечению в бюджет дополнительных поступлений при одновременно жестких требованиях по снижению налоговой нагрузки. Кроме того, при подготовке решений по изысканию дополнительных источников бюджета имеет место явно негативное отношение к их принятию тех ведомств, которые в дальнейшем будут являться ответственными исполнителями по выполнению запланированных мероприятий.

Имеет место проблема того, что ряд предприятий имеют просроченную задолженность по ранее полученным бюджетным ссудам, займам, что оказывает негативное влияние на ход выполнения бюджета. Проблема своевременности погашения предоставленных из республиканского бюджета заемных средств остается достаточно острой.

Для обеспечения выполнения предусмотренных Законом о бюджете параметров привлечения ресурсов на внутреннем финансовом рынке необходимо совместно с Комитетом по ценным бумагам, Национальным банком, Министерством иностранных дел предпринять конструктивные шаги по увеличению роли нерезидентов РБ, региональных инвесторов в финансировании дефицита бюджета.

Анализируя доходы и расходы государственного бюджета Республики Беларусь за 2012-2013 гг., можно определить основные особенности его развития:

1. Поддержание социальной направленности системы финансирования расходов государственного бюджета.

3. Наличие недостаточно рациональной структуры доходов и расходов бюджета.

4. Устойчивый рост государственного долга, преобладание внешних источников его финансирования.

Кроме того, существенным фактором является значительное увеличение внешнего долга. В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени [1]. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2014 года составил 12,4 млрд. долларов США, увеличившись в 2013 году на 433,1 млн. долларов США, или на 3,6% (с учётом курсовых разниц) [19].

Следовательно, — обслуживание внешнего долга — это отрицательный фактор и чем выше внешний долг, тем сильнее его негативное влияние на экономику страны. Еще одним следствием данного обстоятельства является то, что государство будет стремиться к увеличению доходной части бюджета с тем, чтобы внешний долг составлял бы в итоге не слишком большую часть расходов или, проще говоря, чтобы бюджету было легче обслуживать внешний долг. бюджет беларусь финансовый экономика

Значительное влияние оказывает на финансовую систему вступление Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Предполагалось, что данный вид интеграции позволит Беларуси получить свободный доступ на рынки этих стран, а также доступ к ресурсам на условиях полного равноправия субъектов хозяйствования. Однако, следует учитывать также и то, что и на рынок Республики Беларусь получают свободный доступ предприятия России и Казахстана. Объективно данное явление безусловно имеет положительную направленность в виде усиления конкуренции, однако на первоначальном этапе конкуренция может быть не в пользу отечественных предприятий. В любом случае пребывание Республики Беларусь в таможенном союзе будет оказывать прямое влияние на состояние финансовой системы государства, в том числе на объем доходной части бюджета [9, c. 59].

Вступление в таможенный союз и увеличение внешнего долга — это два взаимоисключающих обстоятельства, каждый из которых окажет свое влияние (положительное и отрицательное) на формирование доходов бюджета в долгосрочной перспективе. Степень их влияния на бюджет страны будет определяться эффективностью финансовой политики государства и в разные периоды времени может быть разным.

Кроме того, дальнейшее развитие государственного бюджета требует совершенствования основных направлений бюджетного регулирования, среди которых можно выделить следующие:

1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, переход к многовариантному составлению проекта бюджета; повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета;

2. Проведение реструктуризации доходов бюджета с целью поиска оптимального сочетания прямых и косвенных налогов, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций и др.);

3. Совершенствование налогового планирования, использование методов оптимизации налоговой нагрузки; укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, сокращение многочисленных инструкций, указов и декретов, регулирующих систему налогообложения [13, c. 167].

Заключение

Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат различного вида платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

При формировании доходов основного финансового плана государства возникают финансовые взаимоотношения между участниками процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию — совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет.

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (около 88%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе. В течение последнего времени был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении.

В доходной части бюджета 2012 г. 21,2% составляют поступления от выплат подоходного налога. 15,6% — это неналоговые поступления, т. е. пени, штрафы и прочие доходы. Следовательно, оставшиеся 63,2% — это налоговые платежи юридических лиц, т. е. именно такую долю доходов бюджета составляют платежи предприятий и организаций. 15,6% неналоговых платежей также в большей степени выплачена предприятиями и организациями и таким образом, можно утверждать, что доходная часть бюджета страны более чем на 89% зависит от уровня платежей субъектов хозяйствования, из которых большая часть приходится на налоговые платежи [19].

В курсовой работе были рассмотрены доходы государственного бюджета, определена роль бюджета в экономике Республики Беларусь, а также рассмотрены проблемы формирования доходов в современных условиях.

Можно сделать выводы, что государственный бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов.

Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления

Финансовой базой деятельности государства являются доходы. Доходы бюджетов обеспечиваются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. Состав и структура доходов в значительной степени определяются финансовой политикой государства. В РБ основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Основной удельный вес в формировании доходов занимают косвенные налоги, в частности НДС, а также государственные целевые бюджетные фонды.

Для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности — снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта. Также одним из способов решения проблемы формирования доходов бюджета является работа по увеличению и изысканию дополнительных источников финансирования бюджетных расходов.

Список использованных источников

1. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-З (ред от 26.10.2012, с изм. от 31.12.2013)/ /Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск 2014.

2. Закон Pеспублики Беларусь от 26 октября 2012 г. №432-3 (с изм. от 28.12.2013) «О республиканском бюджете на 2013 год» // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск 2014.

3. Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. №95-3 «О республиканском бюджете на 2014 год» // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск 2014.

4. Ермолович М. Е. Привлечение в бюджет дополнительных доходов — одна из основных задач государства // Минск: Финансы. Учет. Аудит. 2011, — №11.- 24-25 с.

5. Журавков А. А. Становление и развитие денежно-кредитной системы Республики Беларусь в конце XX-начале XXI в.: учебно-методическое пособие / А. А. Журавков. — Минск, 2006. — 7 с.

6. Заико Л. В. Бюджет Беларуси // Минск: Национальная экономическая газета. 2012, №98, — 3 с.

7. Заяц А. К., Шабалина Т. М., Околова С. М. Бюджет — 2011: анализ и новые подходы // Минск: Финансы. Учет. Аудит. 2012, №3, — 21-24 с.

8. Киреева Е. С. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы // Минск: Финансы. Учет. Аудит. 2011, — №7, — 32-34 с.

9. Лученок А. А. Макроэкономическое регулирование национальной экономики: задачи современного этапа // Минск: Финансы. Учет. Аудит. 2012, №17, — 56-59 с.

10. Миляков Н. В. Финансы: Курс лекций. Минск: ИНФРА-М, 2010, — 432с.

11. Носова С. С. Теория финансов, Минск: Наука, 2004, — 315 с.

12. Прогнозирование и планирование экономики / С. В. Валицкий и др. МИУ, 2010, — 190 с.

13. Программа социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы. Минск: Беларусь, 2011, — 167 с.

14. Ромаш М. В., Ролева Т. Г. Государственный бюджет / М. В. Ромаш, — Минск: ЧИУП, 2006. -3 с.

15. Сорокина Т. В. Государственный бюджет: Учеб. Пособие. Минск: БГЭУ, 2011. — 289 с.

16. Струмилин С. Г. Государственный бюджет, Минск: ВШ, 2011, — 254 с.

17. Тетерина Л. М. Государственный бюджет / Л. М. Тетерина. — Минск: Издательство МИУ, 2005. — 86-94 с.

18. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014. — Режим доступа: pravo. by. — Дата доступа: 01.03.2014.

19. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь / [Электронный ресурс] — Минск, 2014. — Режим доступа: minfin. gov. by/. — Дата доступа: 01.03.2014.

20. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь / [Электронный ресурс] — Минск, 2014. — Режим доступа: http://nalog. gov. by/. — Дата доступа: 01.03.2014.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »