Общество с ограниченной ответственностью как субъект гражданского права


Введение

Настоящая курсовая работа посвящена теме: «Общество с ограниченной ответственностью как субъекты гражданского права».

Известно, что общество с ограниченной ответственностью является широко распространенной в мировой практике разновидностью юридических лиц, возникновение которых относится к концу XIX века. Первый закон об обществах с ограниченной ответственностью был принят в 1890 г. в Германии. В начале XX века общества с ограниченной ответственностью получают распространение в России, США и странах Западной Европы

Сложные процессы осуществления экономических реформ в России в этот период привели к появлению большого числа новых субъектов гражданского оборота. Но подавляющее большинство из них выбирает для себя такую организационно-правовую форму как общество с ограниченной ответственностью, возникшее как переходная форма между полным товариществом и акционерным обществом.

Правовое регулирование обществ с ограниченной ответственностью, как в России, так и в зарубежных странах отличается от норм акционерного законодательства большей диспозитивностью и предоставляет участникам таких хозяйственных обществ значительно более широкий выбор при определении их организационной структуры, формировании уставного капитала, установлении правил и решении других вопросов.

Общества с ограниченной ответственностью являются, пожалуй, одной из наиболее удачных правовых форм для малых и средних предприятий и в настоящее время действуют во многих развитых странах. Например: в Германии действует закон об обществах с ограниченной ответственностью 1980 г.; во Франции этому виду корпораций посвящен специальный раздел закона о торговых товариществах 1966 г.; в Швейцарии такие общества регулируются отдельными нормами Обязательственного закона. Причем нормы, установленные в германском законе, оказывают заметное влияние на законодательство и практику других стран. Некоторые его принципы и нормы восприняты Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее по тексту — Закон).

В настоящее время издано довольно много литературы, комментариев к Закону и к положениям ГК РФ, в которых рассматривается практическое положение общества с ограниченной ответственностью. Также вопросы деятельности обществ с ограниченной ответственностью рассматривались Высшим Арбитражным и Верховным судами Российской Федерации.

После принятия Закона, на необходимость чего прямо указывает п. 3 ст. 87 ГК РФ, можно говорить, что сейчас положение общества с ограниченной ответственностью законодательно урегулировано. Но практика применения Закона позволяет выявить в нем ряд недостатков и противоречий, которые законодатель должен исправить для обеспечения функционирования этого вида юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством. В настоящее время существует ряд проблем, связанных с применением Закона, в котором так и не были до конца решены спорные и острые вопросы создания и деятельности обществ. К ним, прежде всего, необходимо отнести проблему выхода или исключения участника из общества, проблему формирования уставного капитала и другие.

На основании выше изложенного можно сделать вывод об актуальности выбранной темы исследования.

Целью настоящей курсовой работы является изучение и изложение сущности общества с ограниченной ответственностью как субъектов гражданского права.

Указанная цель определяет задачи настоящей работы: исследовать понятия и признаки общества с ограниченной ответственностью, состав участников общества с ограниченной ответственностью, рассмотреть порядок создания, реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью, что позволит более четко отделить общество с ограниченной ответственностью от других организационно-правовых форм юридических лиц, раскрыть некоторые проблемные аспекты, возникающие в процессе деятельности общества.

Методологической основой работы является системно-структурный анализ объекта исследования, применение сравнительно-правового метода исследования.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды отечественных правоведов: Грудцыной Л. Ю., Тихомирова М. Ю., Спектор А. А. и других.

Также материалы работы основаны на анализе законодательных актов РФ. Прежде всего, исследовались основные нормативные акты, регулирующие деятельность общества с ограниченной ответственностью — это Гражданский Кодекс РФ и Закон. Необходимо отметить тот факт, что написание работы было бы невозможно без исследования правовых актов, хотя прямо и не касающихся обществ с ограниченной ответственностью, но регулирующих отдельные стороны их деятельности. К ним относятся Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Кроме этого использовалась методическая и учебная литература, в которой рассматривается правовое положении обществ с ограниченной ответственностью.

Структура работы предполагает последовательный переход от общих положений об обществах с ограниченной ответственностью к определенным обоснованным выводам и предложениям.

Глава 1. Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью

1.1 Понятия и признаки общества с ограниченной ответственностью

Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью установлены в статье 2 Закона.

Согласно п. 1 данной статьи обществом с ограниченной ответственностью признается учреждено одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. При этом участники общества, внесшие вклады в уставный капитал общества не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Итак, общество с ограниченной ответственностью относится к категории хозяйственных обществ, общие правила о которых установлены ст. 66-68 ГК РФ, и, следовательно, коммерческих организаций. Согласно ст. 50 ГК РФ коммерческой является организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Руководствуясь ст.4 Закона, общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также вправе иметь полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО.

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

Единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.

Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от его имени лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или его участником, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров общества.

В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 Закона. Единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью:

1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Приводя пример из судебного разбирательства (Дело № А59-4024/2014, город Южно-Сахалинск от 20.10.2014 г.), в котором истец обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью об обязании подать в регистрирующий орган заявление об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц записи как лице, имеющим право без доверенности действовать от имени указанного юридического лица, в связи с его увольнением с должности Генерального директора.

Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или несколькими лицами. Учредителями (участниками) общества могут быть граждане, а также юридические лица (ст. 7 Закона).

Общество с ограниченной ответственностью имеет уставный капитал, разделенный на доли, размер которых определяется в учредительных документах. Уставным капиталом обладают и другие хозяйственные общества (акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью — ст. 95,99 ГК РФ). Но в отличие от акционерного общества, уставный капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли, номинальная стоимость которых не может быть выражена в ценных бумагах (акциях).

Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, которые могут у них возникнуть в связи с деятельностью общества, только в пределах своих вкладов в его уставный капитал. Таким образом, рассматриваемая норма разграничивает обязательства участника общества и обязательства самого общества с ограниченной ответственностью, имея в виду, что каждое из указанных лиц в данном случае является самостоятельным участником гражданского оборота. Принцип ограниченной ответственности не позволяет кредиторам такого хозяйственного общества при удовлетворении своих требований рассчитывать на любое иное имущество, помимо имущества общества.

Важной особенностью общества с ограниченной ответственностью является и то, что по своей природе оно является закрытым хозяйственным обществом, т. е. предполагает стабильный состав участников. Поэтому весьма затруднительными являются процедуры исключения участника общества, его добровольного выхода из состава участников, передачи или отчуждения доли участника, прием третьих лиц в состав участников общества (ст.10, 19, 21-23, 26 Закона).

Если какими-либо участниками общества вклады в его уставный капитал внесены не полностью, то такие участники солидарно отвечают по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченных частей своих вкладов. Солидарная ответственность участников, не полностью внесших вклады в уставный капитал общества, по его обязательствам предполагает, что такие участники являются, наряду с самим обществом, должниками по обязательствам общества с ограниченной ответственностью. В этом случае кредитор вправе требовать исполнения обязательства как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, при том как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополучено от остальных таких должников (ст. 323 ГК РФ).

Согласно п.2 ст. 2 Закона общество с ограниченной ответственностью имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Имущественная обособленность — классический признак юридического лица, подразумевающий в данном случае, что имущество общества с ограниченной ответственностью, находящееся в его собственности, отделено от имущества его участников. Будучи коммерческой организацией, общество имеет самостоятельный баланс, фиксирующий стоимость его имущества.

Под имуществом общества с ограниченной ответственностью следует понимать вещи в гражданско-правовом смысле — движимое и недвижимое имущество (предметы, земельные участки и др.), деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права (права на вещи и обязанности, возникающие по поводу вещей), результаты интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них (интеллектуальная собственность).

Общество с ограниченной ответственностью как собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права и охраняемые законом интересы другим лицам, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему) При этом передача имущства в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему.

Самостоятельность бухгалтерского баланса заключается в том, что он отражает денежную стоимость всего имущества общества с ограниченной ответственностью в динамик. В отличие, от баланса, который могут иметь некоторые структурные подразделения (например, филиалы), самостоятельный баланс хозяйственного общества отражает все поступления, активы, пассивы общества, а также затраты, многие из которых могут не учитываться в балансе структурного подразделения.

Еще один существенный признак общества с ограниченной ответственностью как юридического лица самостоятельная имущественная ответственность (ст. 48 ГК РФ). В Законе правилам об ответственности общества посвящена отдельная статья (ст.3), согласно которой общество отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся в его собственности. Бухгалтерский баланс общества с ограниченной ответственностью служит основным документом, в соответствии с которым определяется состав имущества, на которое может быть обращено взыскание по обязательствам общества.

Признаком общества с ограниченной ответственностью как юридического лица, является его организационное единство. Наличие данного признака у этого типа хозяйственных обществ подтверждает ст. 48 ГК РФ, наделяющая характеристикой «организация» любое юридическое лицо. Целостность, организационное единство общества с ограниченной ответственностью подразумевает, что общество имеет устойчивую структуру и стабильные органы управления, обладающие собственной компетенцией.

Организационная обособленность общества с ограниченной ответственностью основывается на законодательстве (п. 1 ст. 48 ГК РФ; гл. IV Закона) и находит конкретное выражение в учредительных документах, особенно в уставе общества (ст. 12 Закона), а также во внутренних документах общества.

Второй абзац п. 2 ст. 2 Закона определяет пределы правоспособности общества с ограниченной ответственностью. Такое общество может иметь граждански права и нести граждански обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества (общая гражданская правоспособность).

Наличие у общества с ограниченной ответственностью общей гражданской правоспособности означает, что в уставе общества не обязательно перечислять все мыслимые виды деятельности, даже такие, которые никогда не предполагается осуществлять. Такого рода виды деятельности в прежние годы нередко фиксировались в уставе общества «на всякий случай». С введением в действие ГК РФ необходимость в этом отпала, причем данный принцип в целом воспринят Законом.

Обратим внимание, что второй абзац п. 2 ст.2 Закона одновременно предусматривает возможность своеобразного «самоограничения» общей правоспособности общества с ограниченной ответственностью, устанавливая, что если предмет и цели его деятельности определенно ограничены уставом, то такое общество может осуществлять лишь т гражданские права и нести лишь те обязанности, которые не вступают в противоречие с указанными положениями устава. Таким образом, при упомянутых условиях общество с ограниченной ответственностью в силу данного правила является носителем не общей, как у всех хозяйственных обществ и товариществ, а специальной правоспособности.

Ограничение правоспособности общества его уставом, возможно, прежде всего, в силу императивного требования специальной нормы федерального закона, регулирующего особенности правового положения обществ в сферах банковской и страховой деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции. Например, такие ограничения установлены для кредитных и страховых организаций (п.2 ст.1 Закона). Кроме того, правила второго абзаца п.2 ст.2 Закона позволяют любому обществу с ограниченной ответственностью добровольно ограничить свою правоспособность соответствующими положениями устава.

Согласно третьему абзацу п.2 ст.2 Закона, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество с ограниченной ответственностью может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления лицензии на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, то общество в течение срока действия лицензии вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные данной лицензией, и сопутствующие виды деятельности.

Необходимо отметить, что общество с ограниченной ответственностью вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами (п.4 ст.2 Закона). Из смысла данной нормы следует, что виды и количество банковских счетов общества не ограничиваются законодательством. Такие счета могут быть открыты в российских и иностранных банках независимо от страны нахождения.

1.2 Права и обязанности участников общества с ограниченной ответственностью

Участники общества с ограниченной ответственностью могут быть любые субъекты гражданского права — любые дееспособные российские и иностранные граждане, а также лица не имеющие гражданства и юридические лица. Участники общества могут, по общему правилу принимать личное трудовое участие в основной деятельности созданного ими общества и в связи с этим приобретать двойной статус: с одной стороны — быть участником общества (с его правами и обязанностями), а с другой — работником этого же юридического лица.

Количество участников общества ограничено, не более пятидесяти человек, это сделано для того чтобы эта конструкция не заменяла собой акционерные общества. Если это предел превышен, то общество обязано в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив, так как для этих организаций количество участников не ограничено. Если преобразования в установленный срок не произошло, общество подлежит принудительной ликвидации.

Общество с ограниченной ответственностью может быть создано и одним лицом, например индивидуальным предпринимателем или публично — правовым образованием. При этом появляется «компания одного лица», то есть хозяйственное общество, состоящее из одного человека.

Участники общества с ограниченной ответственностью имеют права, признаваемые законом за всеми участниками товариществ и обществ (п.1 ст.67 ГК РФ) и (п.1 ст. 8 Закона). При этом объем прав, принадлежащих конкретному участнику общества, определяется размером его доли в уставном капитале.

Права участников общества могут быть общими и дополнительными.

Список общих прав определяется Законом. Эти права подразделяются на безусловные и права с условием.

Дополнительные права участника (участников) общества могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении либо представлены участникам в процессе деятельности общества. И в первом и во втором случае решение принимается единогласно.

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе:

· Участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном Законом и учредительными документами общества;

· Получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке;

· Принимать участие в распределении прибыли;

· Продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном Законом и уставом общества;

· В любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников;

· Получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. Устав ООО может предусматривать и иные права (дополнительные права) принадлежащие участнику общества.

Основные обязанности участников общества с ограниченной ответственностью перечислены в (п.1 ст.9 Закона).

Участник общества с ограниченной ответственностью обязан:

· вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые предусмотрены Законом и учредительными документами общества;

· не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

Обязанность участника вносить вклады в порядке, в размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами общества. Эту обязанность можно разделить на несколько составляющих:

— обязанность по внесению вкладов в уставной капитал общества;

— обязанность по внесение вкладов в имущества общества

Первая обязанность — внесение вкладов в уставной капитал общества, — в свою очередь, может включать три вида обязанностей:

1.Обязанность по внесению вкладов в уставной капитал общества при его учреждении.

2.Обязанность предоставлять обществу по его требованию денежную компенсацию в случае прекращения у общества права пользования имуществом до истечения срока на который такое имущество было передано в пользование обществу участником в качестве вклада в уставной капитал.

3.Обязанность по внесению вкладов в уставной капитал общества при увеличении уставного капитала на основании заявления третьего лица (заявлений третьих лиц) о принятии его (их) в общество с ограниченной ответственностью и внесении вкладов.

Вторая обязанность — внесение участниками вкладов в имущество — новая и неоднозначная норма в законодательстве о хозяйственных обществах, определяющая обязанность участников общества с ограниченной ответственностью по внесению вкладов в имущество общества. Согласно (ст.27 Закона) Такая обязанность может быть предусмотрена уставом общества при учреждении общества или путем внесения в устав изменений.

Устав общества с ограниченной ответственностью может предусматривать и иные обязанности, возложенные на участника общества.

Переход доли в связи со смертью участника общества:

Получение свидетельства о праве на наследство доли не может быть поставлено в зависимость от решения участников или участника соответствующего общества. Право наследования установлено законом и не может быть отменено волеизъявлением членов общества. Участники общества не могут своим решением отменить право наследника на законно причитающееся ему наследство. На случай несогласия других участников общества на переход доли действующее законодательство предусматривает возможность замены доли, а также сопутствующих ей прав участника общества, денежной компенсацией либо имуществом аналогичной стоимости (при согласии наследника). Рассказав о данном высказывание, хочется привести пример из судебной практики (Дело N А40-58428/06-19-204, город Москва от 07.05.2007 г.), где с помощью экспертизы, истец отстоял свои права.

Глава 2. Учреждение общества с ограниченной ответственностью

2.1 Порядок учреждения общества с ограниченной ответственностью

Исходя из статьи 11 из Закона выделяем порядок учреждения общества с ограниченной ответственностью:

1. Учреждение общества осуществляется по решению его учредителей или учредителя. Решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

2. В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При учреждении общества учредители или учредитель могут утвердить аудитора общества, а в случаях, если в отношении общества законодательством предусмотрено проведение обязательного аудита, учредители или учредитель должны принять такое решение.

В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении общества должно определять размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя.

3. Решения об учреждении общества, утверждении его устава, утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями общества для оплаты долей в уставном капитале общества, принимаются учредителями общества единогласно.

4. Избрание органов управления общества, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества и утверждение аудитора общества осуществляются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества.

Если к моменту избрания органов управления общества, образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества и утверждения аудитора общества размер долей каждого из учредителей общества не определен, каждый учредитель общества при голосовании имеет один голос.

5. Учредители общества заключают в письменной форме договор об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества.

Договор об учреждении общества не является учредительным документом общества.

6. Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации. Общество несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества. При этом размер ответственности общества в любом случае не может превышать одну пятую оплаченного уставного капитала общества.

7. Особенности учреждения общества с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом.

8. Сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества вносятся в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом сведения о номинальной стоимости долей участников общества при его учреждении определяются исходя из положений договора об учреждении общества или решения единственного учредителя общества, в том числе в случае, если эти доли не оплачены в полном объеме и подлежат оплате в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

2.2 Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью

Следует отметить, что для создания общества путем учреждения требуется волеизъявление его учредителей, которые должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. При наличии нескольких учредителей решение о создании общества принимается ими совместно на учредительном собрании. При учреждении общества одним лицом решение принимается единолично.

Решение об учреждении общества должно содержать:

принятые ими решения по вопросам учреждения общества, в том числе заключения учредительного договора;

утверждение устава общества;

утверждение денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества;

результат избрания (назначения) исполнительных органов общества.

Данное решение оформляется протоколом общего собрания учредителей или письменным решением единственного учредителя.

В соответствии с п.1 ст.89 Гражданского кодекса РФ учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Договором определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (ст.52 Гражданского кодекса РФ). Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является только устав. Аналогичное правило содержится и в п.1 ст.11 Закона.

Из смысла указанных правовых норм следует, что учредительный договор и устав общества с ограниченной ответственностью определяют статус образованного юридического лица и сохраняет действие на весь период его существования. Исключение составляют случаи, когда в обществе остается единственный участник. При этом учредительный договор, являясь многосторонней сделкой гражданско-правового характера, расторгается в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса РФ.

Учреждение общества с участием иностранных инвесторов осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами. Ограничения этого порядка могут быть установлены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в общем порядке, определяемым Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества, является прямой иностранной инвестицией.

Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности» установлены дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями. В соответствии со ст. 18 документа, размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе России устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России.

Создание кредитных организаций с иностранными инвестициями осуществляется только с предварительного разрешения Банка России. При этом под предварительным разрешением понимается принципиальное согласие Банка России на участие конкретного нерезидента в создании кредитной организации — резидента.

2.3 Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью

Процедура создания общества завершается его государственной регистрацией, которая осуществляется в порядке, предусмотренным Федеральным законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ.

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Именно со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц общество считается созданным и получает статус юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ). С этого момента общество также приобретает возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (общую правоспособность) ст. 49,51 ГК РФ)).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;

учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

документ об уплате государственной пошлины.

Глава 3. Ликвидация общества с ограниченной ответственностью

3.1 Понятие и основания ликвидации

ограниченный ответственность государственный ликвидация

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Общие правила о ликвидации юридических лиц, установленные в ст. 61-65 ГК РФ, конкретизированы в ст. 57 Закона. Согласно п. 1 указанной статьи, общество может быть ликвидировано:

добровольно (по решению его участников, которое должно быть принято единогласно на общем собрании участников общества);

принудительно (по решению суда).

ГК РФ в ст. 61 прямо предусматривает следующие основания добровольной ликвидации юридического лица:

истечение срока, на который создано юридическое лицо;

достижение цели, ради которой оно создавалось.

Данные основания ликвидации изложены в открытом перечне, что предполагает возможность такой добровольной ликвидации и по иным основаниям, которые могут определяться как усмотрением участников, так и указанием закона.

Например, согласно п. 3 ст. 20 Закона, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации.

Следует учитывать, что наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется, и имеются основания, предусмотренные п. 2 ст.61 ГК РФ.

Например, на практике имел место случай, когда прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации хозяйственного общества в связи с осуществлением им деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона. Суд установил факт принятия общим собранием общества решения о его ликвидации и на этом основании отказал в удовлетворении иска. Указанно решение отменено апелляционной инстанцией. В соответствии с п.8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц. Решение учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами о его ликвидации является основанием для возбуждения процедуры ликвидации в порядке, установленным законом (ст. 62, 63 ГК РФ). Из материалов дела следовало, что общим собранием участников общества было принято решение о ликвидации общества. Однако ликвидационная комиссия по согласованию с регистрирующим органом не назначена, порядок и срок ликвидации не установлены. Ликвидация фактически не проведена. В материалах дела имелись доказательства осуществления обществом деятельности с грубыми нарушениями законодательства, т. е. наличия оснований для ликвидации общества в принудительном порядке. При таких обстоятельствах апелляционная инстанция правомерно удовлетворила иск прокурора о принудительной ликвидации общества.

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ основаниями для ликвидации общества по решению суда могут быть:

допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

осуществление деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

другие основания, предусмотренные ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Например, налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов исследуется характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Необходимо отметить, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь по выше указанным основаниям. Следовательно, неисполнение организацией требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

Если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо на уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, то суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и др., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона).

Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано также в соответствии со ст. 65 ГК РФ, вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Согласно п. 3 ст. 149 ФЗ РФ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Рассмотрение дел о банкротстве относится к подведомственности арбитражного суда.

3.2 Порядок ликвидации общества

Нормы ст. 63 ГК РФ регулируют общий для всех юридических лиц порядок проведения ликвидации. После принятия общим собранием участников общества решений о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, а также уведомления регистрирующего органа о ликвидации общества по правилам ст. 20 Федерального закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», совершаются действия, связанные с собственно ликвидацией общества с ограниченной ответственностью.

Первое из них, являющееся одновременно обязательным условием для совершения последующих действий в этом направлении, — опубликование ликвидационной комиссией в средствах массовой информации сообщения о ликвидации общества в соответствии с требованиями законодательства.

При этом нужно иметь в виду, что ГК РФ (п. 1 ст. 63) определяет минимальный срок для предъявления требований кредиторами — не менее двух месяцев со дня опубликования объявления (сообщения) о ликвидации. Но при большом количестве имущественных обязательств, наличии сомнительных или спорных долгов и, исходя из иных фактических обстоятельств, ликвидационная комиссия вправе предусмотреть более длительные сроки для предъявления претензий кредиторами. Следует отметить, что законодательством не определен максимальный срок для предъявления требований в таких случаях.

Следующий этап ликвидации заключается в совершении ликвидационной комиссией действий по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Основанием для выявления кредиторов и дебиторов общества служат первичные и иные документы бухгалтерского учета, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и внешнего аудитора общества, другие документы общества.

Ликвидационная комиссия обязана в письменной форме уведомить каждого кредитора о ликвидации общества и сообщить срок для предъявления кредиторами имущественных требований. Здесь нужно иметь в виду, что объявление о ликвидации общества, о котором говорилось выше, не заменят собой письменного уведомления каждого кредитора общества персонально. Ликвидационная комиссия должна располагать документами, подтверждающими факт персонального письменного уведомления каждого кредитора о ликвидации данного общества и сроках для предъявления требований кредиторами. Такими доказательствами могут быть, в частности, копии всех уведомлений, направленных кредиторам с приложением документов, подтверждающих их отправку, — почтовых квитанций, выписок из книги регистрации отправлений средствами электронной связи и т. п.

ГК РФ (П.1 СТ. 63) требует также принятия ликвидационной комиссией мер к получению обществом дебиторской задолженности. Как представляется, идея законодателя в данном случае заключается в том, чтобы обеспечить создание имущественной массы, достаточной для расчетов с кредиторами и участниками общества. Поэтому ликвидационная комиссия должна в случаях, предусмотренных законодательством, направить дебиторам претензии, а при необходимости — предъявить иски.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется не ранее чем через два месяца с даты опубликования сообщения (объявления) о ликвидации. Обязанность по его составлению возлагается на ликвидационную комиссию.

Необходимо отметить, что действующие законодательство не содержит требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса. Поэтому следует считать достаточным составление данного документа в простой письменной форме. Главное, чтобы промежуточный ликвидационный баланс был утвержден по правилам, установленным законом.

Хороший пример данного определения можно увидеть в судебном деле (Дело № А27-17808/2014, город Кемерово от 20.10.2014 г.), где в промежуточном ликвидационном балансе ликвидатор игнорировал требования кредитора.

Утверждение промежуточного ликвидационного баланса относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества и является окончательным.

Пункт 3 ст.20 Федерального закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает необходимость уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Такое уведомление осуществляется по форме, утвержденной Правительством РФ.

На основании указанного уведомления регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает (направляет) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц и выписку из реестра.

ГК РФ (п. 3 ст. 63) обязывает ликвидационную комиссию при недостаточности денежных средств обратить в деньги иное имущество (например, товарные запасы, материалы и т. д.) для расчетов с кредиторами. В случае если после продажи имущества общества с публичных торгов средства, достаточные для расчетов с кредиторами, не будут получены, то такое общество может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренным ст. 65 ГК РФ для предприятий-банкротов.

Согласно действующей редакции п. 1 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов при ликвидации юридического лица удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью является его окончательным балансом, как бы подводящим итоги ликвидации общества и завершающим его расчеты с кредиторами. Ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией лишь после завершения расчетов с кредиторами и проведения инвентаризации оставшегося имущества.

Ликвидационный баланс может быть утвержден только общим собранием участников общества.

Законодательство не содержит перечень обязательных сведений, которые должны быть указаны в ликвидационном балансе. Однако анализ ст. 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.

Ликвидационная комиссия уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица). После завершения процесса ликвидации в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества представляются следующие документы:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

ликвидационный баланс;

документ об уплате государственной пошлины.

При ликвидации общества в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Названные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации общества с ограниченной ответственностью.

Государственная регистрация при ликвидации общества должна осуществляться в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Общим для завершения ликвидации всех юридических лиц является правило, установленное в п. 8 ст. 63 ГК РФ. С момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации соответствующего юридического лица общество с ограниченной ответственностью прекращает свое существование в качестве субъекта гражданского права.

Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Заключение

Как уже было отмечено, общество с ограниченной ответственностью является новой организационно-правовой формой ведения предпринимательской деятельности на территории нашего государства. Принцип ограниченной ответственности долгое время отвергался в России как «противный нашим законам». Однако, несмотря на это, на сегодня в Российской Федерации насчитывается более 800 тысяч обществ с ограниченной ответственностью, что составляет более 80% от всех зарегистрированных юридических лиц.

История развития законодательства об обществах с ограниченной ответственностью показывает на необходимость существования такой правовой конструкции как общество с ограниченной ответственностью, с одной стороны. А с другой стороны, исторический процесс разработки и применения данного законодательства на практике показывает на наличие в нем определенных изъянов, которые необходимо устранить.

Следует отметить, что в настоящее время уже существует значительное количество материалов судебной практики, связанных с деятельностью рассматриваемого института. Так, в арбитражных судах РФ рассматривается большое количество дел с участием обществ с ограниченной ответственностью: это споры в сфере налоговых, таможенных и административных правоотношений, об исполнении обязательств, о признании недействительными актов государственных органов или органов местного самоуправления, а также связанные с учреждением, регистрацией и ликвидацией хозяйственных обществ и т. д..

Некоторые нормы, касающиеся уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, требует дальнейшего совершенствования, поскольку их применение на практике создает ряд проблем.

В первую очередь следует отметить тот факт, что установленный ст. 14 Закона минимальный размер уставного капитала (100 МРОТ) является слишком незначительной величиной для того, чтобы гарантировать интересы кредиторов современной коммерческой организации. А если еще учесть то, что к моменту государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью при его создании закон требует только 50%-ной оплаты уставного капитала, заявленного в учредительных документах, то можно с уверенностью констатировать, что уставный капитал является фиктивным обеспечением.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »