Обеспечение безопасности в велосипедных походах


Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы велосипедного туризма

1.1 Характеристика спортивно-оздоровительного туризма

1.2 Велотуризм как вид спортивно-оздоровительного туризма

1.3 История развития велотуризма

1.4 Особенности велотуризма как вида спорта

Выводы по I главе

Глава II. Направления обеспечения безопасности в велопоходах

2.1 Основные направления обеспечения безопасности в велотуризме

2.2 Специальное снаряжение для велотуризма

2.3 Правила дорожного движения для велосипедистов и безопасность на дорогах

2.4 Поломка и ремонт велосипеда

2.5 Предупреждение травматизма в велопоходах

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время все более популярной становится ориентация людей на здоровый образ жизни. На первый план выходят наиболее доступные и простые виды активного отдыха, физических занятий, спорта. Одним из таких видов является велосипедный туризм. Велосипед является одним из эффективных средств передвижения, он относительно дёшев, манёврен, автономен, бесперебоен и прост в управлении. Благодаря этому, велотуризм имеет массу преимуществ по сравнению с другими видами спортивно-оздоровительного туризма. Это и быстрые динамичные походы с разнообразными препятствиями, и частая смена впечатлений, и большие покрываемые расстояния, и низкая утомляемость самого туриста. Также это наиболее выгодный из всех существующих видов путешествий, ведь в отличие от автотранспорта велосипеду не требуется топливо. Велотуризм как органическая часть физической культуры служит одним из средств физического воспитания молодого поколения. Велосипед способствует межличностному общению людей, формирует социальные группы и способствует развитию общества.

Несмотря на многочисленные достоинства велосипедный туризм, как и другие активные виды отдыха, имеет свои опасные факторы, которые требуют применения соответствующих правил и средств безопасности. Причем направления обеспечения безопасности, от которых напрямую зависит успешность и результативность велопохода, обладают своими особенностями по сравнения с другими видами спортивно-оздоровительного туризма.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики обеспечения безопасности в велосипедном туризме, следует отметить, что данная тема уже анализировалась у различных авторов, таких как: Биржаков М. Б. [2], Булгаков А. А. [4], Ильин В. С. [7], Казаков Н. П. [8], Петров С. В. [12], Сапронов Ю. Г. [16], Сенин В. С. [18], Соколов В. А. [19], Соловьев С. С. [21], Федотов Ю. Н [24, 25]. Тем не менее, при изучении литературных источников отмечается недостаточное количество полных и глубоких исследований по данной тематике. Все выше перечисленное обуславливает актуальность выбранной нами темы.

Цель исследования — теоретически выявить основные направления обеспечения безопасности в велотуризме.

Объект исследования — процесс организации и проведения занятий велосипедным туризмом.

Предмет исследования — обеспечение безопасности в велотуризме.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Изучить историю становления и развития велосипедного туризма.

2. Рассмотреть особенности велотуризма как вида спорта.

3. Выявить основные направления обеспечения безопасности в велопоходах.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении данных научно-методической литературы по проблеме обеспечения безопасности в велотуризме.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Глава I. Теоретические основы велосипедного туризма

1.1 Характеристика спортивно-оздоровительного туризма

Спортивно-оздоровительный туризм представляет собой группу различных типов, видов и форм туризма, объединённых мотивами занятий, характером маршрута — организационными формами. Мотивами занятий спортивно-оздоровительным туризмом являются оздоровительные формы активного туризма, экстремальные туристические походы и путешествия, спортивное совершенствование в пределах естественных препятствий природной среды в любых условиях от комфортных до экстремальных. Основным содержанием спортивного туризма является преодоление естественных препятствий природного рельефа местности. Эти препятствия отличаются большим многообразием: скалы, снег, лед, водные преграды и многие другие типы, виды и формы естественных препятствий макро — и микрорельефа местности. Многообразны и условия преодоления препятствий: климатические, метеорологические, высокогорные и др. При преодолении естественных препятствий используются различная техника и тактика, различные средства передвижения и обеспечения безопасности [24].

Исследователи активного туризма (Соколова М. В., Федотов Ю. Н., Востоков И. Е.) отмечают, что самодеятельный спортивно-оздоровительный туризм по своему существу не является сферой услуг, а это достаточно самостоятельная и социально-ориентированная сфера и образ жизни значительной прослойки общества, для которой самодеятельный туризм служит эффективным средством физического оздоровления, нравственного развития и самосовершенствования человека, воспитания бережного отношения к природе и культурному наследию, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями.

Спортивно-оздоровительный туризм предусматривает преодоление маршрута активным способом, т. е. без использования транспортных средств, полагаясь только на собственные силы, реализуя умения и навыки передвижения пешком, на лыжах, плавание на плотах и лодках, езды на велосипеде и т. д. [2].

Цели спортивно-оздоровительного туризма, по мнению Биржакова М. Б. следующие:

— оздоровление, восстановление сил, улучшение медико-физиологических данных посредством изменения форм деятельности, дозированного движения, рационального питания, нервного разгрузки, повышения адаптации к непривычным условиям;

— совершенствование общей и специальной физической подготовки, выработке выносливости, ловкости, силы, равновесия;

— предоставление практических навыков в преодолении препятствий, овладение техникой передвижения пешком, на лыжах, езды на велосипеде;

— психическое совершенствование и эмоциональное обогащение внутреннего мира человека, воспитание решительности, смелости, уверенности в себе, ответственности;

— расширение краеведческого кругозора, совершенствование учебно-методической подготовки, пополнение знаний по географии, биологии, истории, этнографии и культуры;

— усвоение теоретических основ организации и проведения походов, разработки маршрутов, планирование работы туристских кружков;

— приобретение спортивного опыта для участия в походах и руководство походами разного уровня сложности, получение спортивных разрядов и знаний, повышения мастерства и инструментальной подготовки [2].

Выделяют основные задачи спортивно-оздоровительного туризма:

разработка и осуществление программ развития территориального туризма;

— внедрение в практику самодеятельного туризма туристских программ, ориентированных на гармонизацию духовного и физического начал человека, преемственность исторических, культурных и национальных традиций, экологическое воспитание и т. п.;

— создание и развитие клубов туристов предприятий, учреждений и учебных заведений, а также комиссий по видам туризма и направлениям работы;

— создание и проведение оздоровительных лагерей, соревнований и других массовых мероприятий, обеспечивающих совершенствование туристских навыков;

— развитие материальной базы туризма.

Типы и виды активного туризма, как считает Соколова М. В. [19] разнообразны. Типы туризма выделяются по целевой функции, мотивам и результатам занятий туризма:

— спортивный;

— рекреационный;

— реабилитационный;

— профессионально-прикладной;

— учебный;

— культурно-познавательный;

— культурно-развлекательный;

— экскурсионный;

— краеведческий;

— приключенческий;

— экспедиционный;

— деловой;

— коммерческий;

— комбинированный;

— программный

Спортивный туризм, по мнению ряда авторов (Биржаков М. Б., Соколова М. В., Федотов Ю. Н., Востоков И. Е.), имеет целевую функцию — спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий. Это означает совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересеченной местности, и совершенствование физической подготовки для преодоления сложного природного рельефа.

Рекреационный туризм, считает Федотов Ю. Н., представляет собой определённый тип туризма, имеющий основную целевую функцию — восстановление физических и психических сил человека средствами туризма, поэтому его часто называют оздоровительным. Основной эффект, ради которого используется рекреационный туризм, состоит в повышении работоспособности человека, что субъективно выражается в виде снятия усталости, появления чувства бодрости и прилива сил, а объективно — в улучшении функционального состояния организма [24].

Главной целью реабилитационного туризма является лечение определённых заболеваний средствами туризма. При этом используются климатические условия различных мест пребывании туристов, целебные источники, дозированные нагрузки при прогулках и тому подобное [2].

По видам, спортивно-оздоровительный туризм разделяется на: пешеходный, горный, водный, лыжный, спелеотуризм, велосипедный, парусный, авто -, мототуризм, конный и их сочетания.

Востоков И. Е. считает, что эти виды туризма включены в спортивную классификацию как части спортивного туризма. Они могут развиваться в рамках любого типа туризма, но в спортивном туризме они нормированы определенными требованиями по набору технических сложных препятствий, продолжительности, протяжённости и другим факторам туристского спортивного маршрута [24, 25].

Виды туризма, не включённые в спортивную классификацию, разнообразны. К наиболее известным из них относятся: горнолыжный, водно-моторный.

По возрастному признаку спортивно-оздоровительный туризм включает: детский, юношеский, молодежный, взрослый, среди пожилых, семейный, разновозрастной. По своим целям может иметь спортивную, познавательную, учебную, исследовательскую, экологическую направленность и их сочетание. По типу мероприятий спортивно оздоровительный туризм реализует свои цели при организации и проведении: путешествий, спортивных походов, соревнований, слетов, экспедиций, экстремальных спортивных туров, спортивно-туристских школ по подготовке гидов и инструкторов спортивного туризма. Материально-технической базой функционирования является туристское снаряжение, технические и иные средства передвижения, туристские полигоны, приюты, турбазы, станции юных туристов и туристские клубы.

С развитием общества появляются и новые виды туризма. При этом часть из них отделяется от туризма в качестве самодеятельных видов спорта, таких, как альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, водный слалом и др. В тоже время и туризм вбирает в себя элементы других видов спорта, совершенствуя содержание и технику туристских походов и путешествий.

1.2 Велотуризм как вид спортивно-оздоровительного туризма

Спортивно-оздоровительный туризм — вид путешествия, связанный с активными способами передвижения по маршруту и совершаемый человеком в рекреационных и спортивных целях. Велосипедный туризм — это один из видов спортивно-оздоровительного туризма, целью которого является преодоление расстояний, различных препятствий на велосипеде. По велосипедному туризму проводятся соревнования различного ранга, присваиваются спортивные разряды и звания, так же, как и в других видах спорта.

Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.

К особенностям велотуризма можно отнести: протяженные маршруты, движение группой, умение обслуживать и ремонтировать велосипеды, движение по тропам и бездорожью, включение в маршруты категорированных препятствий, переправ, специальное снаряжение для велопоходов [4].

Разновидности велопоходов:

1) однодневный велопоход — велопоход без ночёвок. Как правило, выезд утром, приезд — вечером того же дня.

2) ПВД — «Поход выходного дня»

3) велопоход с одной ночёвкой, как правило выезд в субботу утром и приезд в воскресенье вечером.

4) многодневный велопоход — велопоход продолжительностью в несколько дней с ночёвками.

Сложность походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту.

Спортивный туризм, в том числе велотуризм, — вид спорта, официально признанный Министерством по физической культуре, спорту и туризму и включенный в Единую Всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК). Это значит, что, как и все другие виды спорта, он должен соответствовать определенным правилам [19].

Категорийный велопоход — это путешествие на велосипедах, совершаемое группой велотуристов по маршруту, по сложности и протяженности соответствующему Единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов (ЕВСКТМ), условия проведения которого соответствуют Правилам проведения спортивных походов. Это означает, что маршрут похода, например, третьей категории сложности по количеству и качеству естественных препятствий должен соответствовать требованиям ЕВСКТМ для маршрутов третьей категории сложности, а группа при его проведении должна ориентироваться на нормативы требуемой протяженности и продолжительности. В случае невыполнения последнего требования или несоблюдения Правил даже на маршруте третьей категории группе будет зачтен поход более низкой категории или некатегорийный поход. Например, если при нормативе для похода третьей категории сложности в 10 дней группа проходит маршрут за 20 дней, то поход будет признан некатегорийным, т. е. группа на маршруте ставится в жесткие временные рамки [4].

Велосипедный туризм обязательно должен соответствовать правилам, в зависимости от категории сложности определяющих протяженность и продолжительность маршрута, набора препятствий, состава группы и т. д. Что в свою очередь заставляет проходить маршрут в быстром темпе, проявлять высокие морально-волевые качества и применять навыки преодоления, препятствий, определяющих категорию сложности маршрута.

1.3 История развития велотуризма

История велотуризма теряется в глубине веков, когда при содействии и развитии науки и техники люди смогли сесть на двухколесное устройство с педально-ножным приводом.

Еще до того, как была создана первая модель велосипеда, существовало транспортное средство, оснащенное двумя колесами, что позволяло путешествовать на большие расстояния с применением человеческой силы. Денди-хорз был одним из таких видов транспорта. Это было простое двухколесное устройство, напоминавшее современный велосипед. Такой вид транспорта приводилось в движение за счет толчков, производимых наездником по земле. Устройство хорошо работало на ровной, плоской поверхности, чтобы забраться на холм, для этого требовалось больше усилий. Но, именно этот простой дизайн транспортного средства, дал толчок идеи (1820 г.) путешествовать по всей Европе с помощью такого легкого вида транспорта. Спустя полвека, примерно в 1870 году, дизайн денди-хорз резко изменился. Теперь транспортное средство приводилось в движение за счет педалей. Пенни-фартинг стал первым велосипедом, который завоевал рынок своим дизайном. Именно, эта модель велосипеда, с большим колесом впереди и маленьким колесом в задней части, запустила прогресс и велосипедное движение не только в Европе, но и за ее пределами. В 1878 году путешествия на велосипеде охватило всю Великобританию, что привело впоследствии к образованию клубов для велосипедистов-путешественников. В 1880 году модель велосипеда пенни-фартинг была заменена на более безопасную и комфортную модель велосипеда. На данном виде велосипеда колеса были одинакового размера. В движение он приводился через механизм, который был прикреплен к передней ступице.

Родиной велосипеда является наша страна. В 1800 г. крепостной мастер-самоучка Артамонов впервые построил велосипед, или, как назвал его автор, самокат.

В 1801 г. изобретатель на своем самокате-велосипеде совершил удивительное по тому времени путешествие. Он отправился на коронацию Александра I и приехал на своей машине из села Верхотурье (на Урале) в Москву, преодолев 2500 км, а затем тем же способом вернулся назад. Спустя столетие русский спортсмен Анисим Панкратов совершил еще более удивительное путешествие — кругосветное путешествие на велосипеде. Длилось оно 2 года. За это время Панкратов проехал 48000 км.

С рождением новой, безопасной модели велосипедов, стал развиваться велотуризм. В 1896 году, человек по имени Джон Фостер Фрейзер и двое его друзей отправились в путешествие из Великобритании по всему миру. Они проехали 19 237 миль. Их путешествие пролегало через семнадцать стран и три континента. В результате их поездка продлилась 2 года и 2 месяца. В других частях Европы мода на занятия велосипедными поездками не утихала, а лишь возрастала.

Первый туристический клуб в России появился в Санкт-Петербурге в конце 19-го века, его ядром являлись любители езды на велосипедах. Новую историю велотуризма принято исчислять с 1958 года, когда образовался Ленинградский клуб туристов, который по секциям объединил все существующие тогда виды туризма, в том числе и велосипедный [23].

Пик велотуристской активности пришелся на вторую половину 70-х годов и 80-е годы, когда группы ленинградских велотуристов совершили экспедиции высокой сложности по Кавказу, Памиру, Тянь-Шаню, Алтаю. Число смельчаков, разъезжающих на бициклах, как их тогда еще называли, росло с каждым годом. В 1880-м Петербургская городская управа зарегистрировала около ста велосипедистов. В том же году был составлен устав и представлен властям на утверждение. И вот в 1882 году состоялось первое в России большое путешествие группы велосипедистов: семь членов Петербургского общества отправились к водопаду Иматра в 270 верстах от Петербурга. Вероятно, эту поездку и следует считать исходной точкой организованного велотуризма в нашей стране. А 24 июля 1883 года в Москве состоялись первые соревнования, которые считаются датой рождения велосипедного спорта в России, пусть участвовали в них всего семь спортсменов. Проходили они на Ходынском поле на скаковом ипподроме. Было две дистанции 1,5 и 7,5 версты, на обеих выиграл москвич Ю. Блок, выходец из Великобритании, проехав их соответственно за 3 мин. 38 сек. и 22 мин. 34 сек.

Велотуризм в послевоенный период возрождался трудно и долго. Клубы туристов к 60-м годам возобновили свою работу почти в 150 городах СССР, но далеко не во всех были велосипедные секции. В шестидесятые годы велотуристские секции и клубы заработали в Ростове-на-Дону, Горьком, Караганде, Харькове, в семидесятые — в Житомирской области, Рязани, Казани, Владимире, Донецке, Запорожье, Таллине, Уфе, Белоруссии, Латвии и других местах.

Потом эти города и регионы стали основными центрами организованного велотуризма, здесь больше всего проводилось слетов и соревнований, активно работали школы вепотуристской подготовки, а самое главное — проводились походы и выходного дня, и многодневные.

В этих городах полномочия маршрутно-квалификационных комиссий достигли своего потолка, выпуская группы на маршруты высшей категории сложности. Велотуристы в первую очередь из этих городов и республик совершили прорывы в новые для велотуристов районы, здесь придумывали новые формы походных мероприятий [11].

1.4 Особенности велотуризма как вида спорта

Спортивный велотуризм — походы по маршрутам определенной категории сложности. Основная цель спортивного велотуризма — повышение туристского мастерства, совершенствование техники и тактики прохождения маршрутов, освоение новых видов туристического снаряжения и прочее. Как вид спорта, спортивный туризм с 1949 включён в «Единую всесоюзную спортивную классификацию», ныне — в «Единую Всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК)» [4].

Как и в спорте, в спортивном велотуризме существуют ступени (разряды) и звание мастера спорта. Спортивные разряды и звание мастера спорта по туризму присваиваются с учётом количества и сложности совершенных походов, а также опыта самостоятельного руководства ими. Сложность похода определяется категорией сложности маршрута. Порядок формирования туристских групп, права и обязанности их участников и руководителей, оформление документов, разработка и подготовка маршрутов и т. п. регламентируются «Правилами проведения туристских спортивных походов».

Среди видов спортивного туризма, где для передвижения используется исключительно мускульная сила человека, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов. Спортивный туризм — это, прежде всего средство повышения мастерства туриста и серьезная физическая нагрузка. Если это становится вторичным, а на первое место выходят испытание резервов человека, острые ощущения, новые впечатления и открытия, спортивный туризм превращается в экстремальный, то есть спортивный туризм на уровне самых высоких категорий сложности. В этом случае в нем появляются элементы риска, реальной опасности.

Велосипедный туризм заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристские и специфические для велотуризма препятствия. Походы в спортивном велотуризме подразделяются на 6 категорий сложности в зависимости от протяжённости маршрута, продолжительности похода, сложности рельефа, высоты над уровнем моря, характера препятствий и т. д. Например, маршрут похода 1 категории сложности может проходить по любым дорогам, его протяжённость не менее 300 км, продолжительность не менее 6 дней, к тому же маршрут должен включать как минимум два препятствия первой категории трудности. Маршруты походов 3 категории сложности (протяжённость не менее 500 км, продолжительность похода не менее 10 дней) включает как минимум два препятствия третьей категории трудности и одно препятствие второй категории трудности (это, например, несложные горные перевалы высотой до 1000 м либо песчано-гравийные и грунтовые дороги, полевые и лесные тропы — не менее 40 % маршрута). Походам 4 категории сложности соответствует расстояние не менее 600 км в течение 13 и более дней. При этом по равнинной местности не менее 300 км по грунтовым дорогам, лесным и полевым тропам, при их отсутствии не менее 1200 км по дорогам с твёрдым покрытием, а по горной местности не менее 150 км по грунтовым дорогам с общим набором высоты не менее 7000 м по грунтовым дорогам или 10 000 м по дорогам с твёрдым покрытием. Маршруты походов 5 категории сложности (протяжённость более 800 км, продолжительность более 16 дней) прокладывают обычно по горным районам с преодолением нескольких перевалов, по горным тропам и автодорогам на высотах 3000 — 4000 м. При путешествии по пустыне или тайге маршрут похода 5 категории сложности прокладывается через малонаселённую местность, причём не менее 60 % протяжённости маршрута должны приходиться на естественные грунтовые дороги и тропы с труднопроходимыми участками, бродами, завалами, осыпями и другими препятствиями. Маршруты походов 6 категории сложности (протяжённость не менее 800 км, продолжительность похода не менее 20 дней). При этом по равнинной местности не менее 500 км труднопреодолимых дорог с песчаными или заболоченными участками и лесными массивами, преодоление водных препятствий с наведением как минимум одной переправы. При их отсутствии не менее 800 км по дорогам с твёрдым покрытием. По горной местности не менее 250 км по грунтовым дорогам. Общий набор высоты не менее 12 000 м по грунтовым дорогам или 20 000 м по дорогам с твёрдым покрытием, а также преодоление хотя бы одного категорийного перевала или реки с наведением переправы. На категорию сложности маршрута влияет не только наличие протяженных препятствий, но и показатели интенсивности прохождения, автономности маршрута, а также сезонность.

Выводы по I главе

Анализ научно-методической литературы показал, что велотуризм — современный и наиболее прогрессивный вид туризма, уходящий корнями в далекое прошлое. Можно сказать, что возник велотуризм сразу же, как изобрели велосипед. С момента своего появления велосипед стал представлять собой не только средство передвижения, но и новую возможность по организации качественного отдыха и времяпрепровождения. Официальная история велотуризма в России началась с 1958 года, когда образовался Ленинградский клуб туристов, который по секциям объединил все существующие тогда виды туризма, в том числе и велосипедный.

В настоящее время велосипедный туризм — это популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей. Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма объекты экскурсионного характера. Сложность таких походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту. Главные отличия таких велопоходов от спортивного велотуризма, ориентированного на получение спортивных разрядов и званий — отказ от преднамеренного усложнения маршрута, деления походов на категории сложности и совмещение спортивной составляющей похода с осмотром культурных и природных достопримечательностей. Среди видов активного отдыха, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов. Также существуют разновидности велопоходов, а именно: однодневный велопоход, поход выходного дня и многодневный велопоход.

Спортивный велотуризм, наряду с другими видами туризма, входит в Федерацию спортивного туризма России, при которой работают комиссии по всем видам спортивного туризма, и различные клубы туристов. В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория — самая простая, шестая — самая сложная. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности от 300 км. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов.

Глава II. Направления обеспечения безопасности в велопоходах

2.1 Основные направления обеспечения безопасности в велотуризме

Существует несколько направлений обеспечения безопасности в велотуризме и связаны они могут быть с теми или иными условиями.

Первым и непременным условием безопасности является знание и безусловное выполнение правил дорожного движения на всём протяжении маршрута. Это касается разметки дорог, знаков, правил обгона и т. д. Велотурист должен знать не только свой маневр, но и возможные действия всех участников движения — пешеходов, автомобилей и других транспортных средств [9].

Чрезвычайно важное значение для обеспечения безопасности велопохода имеет правильная организация движения. Участники должны двигаться друг за другом плотной группой в одну колону. Направляющим обычно идет инструктор или назначенный им велотурист. Замыкающий также назначается инструктором. Обычно это механик, санитар или наиболее опытный участник-велотурист. Замыкающий никогда и никого не должен оставлять позади себя. Желательно, чтобы направляющий и замыкающий были одеты в яркую одежду (красную, оранжевую), или имели на спине крупные нашивки. Инструктор должен разъяснить, что сознательное соблюдение велотуристами безопасной скорости и дисциплинированность на маршруте позволит предупредить аварии и обеспечить групповую безопасность похода.

Также безопасность похода зависит от метеорологических условий. Решение продолжать движение, снизив темп, или переждать непогоду, скорректировав график похода, принимается исходя из следующего: обладает ли группа достаточным опытом езды в таких погодных условиях и позволяет ли продолжать движение дорожная обстановка; является ли ненастье затяжным или кратковременным; есть ли у группы необходимое снаряжение для движения в дождь (снег) и есть ли перспектива в конце дня обсушиться и согреться; имеется ли резервное время или возможность сократить маршрут; какие цели преследует поход, настрой самих участников. Резкое ухудшение погоды может привести к нарушению выполнения плана дневных переходов [9, 12].

Не малое значение в велопоходе имеет скорость движения на маршруте. Для правильной деятельности организма туриста, преодолевающего большие расстояния в течение продолжительного времени, необходимо равномерную работу чередовать с отдыхом. Так, излишне быстрый темп и недостаточный отдых участников могут привести к утомляемости, что вызывает потерю внимания и приводит к травматизму. Определяя скорость движения, необходимо учитывать препятствия на маршруте, рельеф, нагрузки и состояние участников, метеорологические условия и т. д. Ежедневно движение рекомендуется начинать в замедленном темпе, чтобы дать возможность организму вработаться. От перехода к переходу темп движения возрастает постепенно, скорость движения увеличивается. В тоже время скорость должна быть приемлема для самого слабого участника группы. Темп движения нужно ускорять к концу каждого перехода, за 3-5 минут до привала. Хорошая организация движения обеспечивает ритмичность работы организма, правильную дозировку нагрузки, чёткость в действиях группы и безаварийность похода.

Следует полностью исключить из практики велотуристов передвижение в тёмное время суток, так как безопасность в это время резко снижается из-за недостаточной освещенности дороги и ее обочин. Кроме того, свет фар встречного автотранспорта, даже при мало интенсивном его движении, практически лишает велосипедиста зрения, адаптация же происходит медленно и может длиться до 5 минут.

Немаловажным условием в деле обеспечения безопасности движения является правильное распределение груза между участниками группы. Чрезмерная нагрузка может привести к быстрому утомлению: отсюда потеря координации, что в свою очередь может вызвать падение. Поэтому, чтобы не допустить такого явления, необходимо перед выходом на маршрут распределить весь груз между участниками, учитывая силы каждого [21].

Наиболее сложным является проезд группой населенных пунктов, особенно крупных. Безопасность велотуристов при этом зависит от чёткого группового маневрирования и выполнения правил дорожного движения. Условием успешного маневрирования в городе является сохранение колонны, ее строя. Руководитель должен хорошо знать расположение транспортных магистралей и улиц города и, исходя из этого, заранее наметить наиболее короткие и простые пути к интересующим объектам. Перед въездом в населенный пункт руководитель должен объяснить всем велотуристам путь следования по городу, назначить направляющего, определить пункты сбора на случай поломок или другие задержки в пути. Следует обратить внимание на регулируемые нерегулируемые перекрестки, мосты и другие дорожные сооружения, улицы с односторонним движением и т. п. [15].

Во многом безопасность велопохода определяется качеством и состояние снаряжения. Так же проблемы могут возникнуть и вследствие травм участников похода, возможных заболеваний и ухудшения состояния велосипедиста в целом. В зависимости от серьезности заболевания можно просто на время разгрузить участника, устроить дневку, но может потребоваться и срочная доставка его в больницу или отправка домой. Если поломка или болезнь произошли в группе школьников, то отправить участника с маршрута можно только в сопровождении взрослого. Если это невозможно, то вся группа бывает вынуждена прекратить поход.

2.2 Специальное снаряжение для велотуризма

Походное снаряжение для велотуризма разделяется на групповое, личное и специальное (ремонтные наборы и инструменты). Его количество и разновидности могут регулироваться в зависимости от продолжительности, вида и цели поездки.

Кроме велосипеда, это: насос со шлангом и переходником, велокамера, индивидуальный набор инструментов и запасных частей, масленка, велокомпьютер или велосчетчик, чехол для перевозки велосипеда, чехол (пакет) для защиты от дождя седла и компьютера, фляга, велорюкзак или переметные сумки в комбинации с обычным рюкзаком, велосумки на передний багажник, велосумка на руль, резинки для крепления груза, защитные чехлы для защиты велорюкзака или велосумки от дождя, фонарь велосипедный, тросик с замком, велорубашка, веломайка, велотрусы, велорейтузы (для холодной погоды), велошлем, велоперчатки, велотуфли, запасные велосипедные крылья, запасные педали, велобагажник, фара, задняя мигалка, флягодержатель, велосипедный замок.

Один из важнейших атрибутов личного снаряжения велотуриста — это велорюкзак. В однодневных походах выходного дня, когда много вещей с собой брать не требуется, любителям активного отдыха можно использовать небольшой обычный рюкзак. К багажнику велосипеда он крепится обычно «паучком» (металлическое кольцо с 6 резинками и крючками), либо простыми резинками от эспандера [4].

При перевозке на багажнике большого и тяжелого рюкзака, велосипед теряет в управляемости. Чтобы понизить центр тяжести рюкзака, шьют специальный велорюкзак, либо используют два маленьких детских рюкзака в переметной системе. Для этого два маленьких рюкзака крепятся спинками друг к другу с помощью ремней и дополнительных отверстий. Во избежание попадания концов ремней в спицы, их закрепляют или совсем обрезают. Эта конструкция симметрично крепится к багажнику и подседельной трубе с помощью резинок. Сверху на эту конструкцию вполне можно уложить третий рюкзак и также закрепить резинками.

Большинство велосипедистов, часто путешествующих, используют для перевозки велосипеда специальный чехол. В чехле велосипед сдают в багаж. Чехол шьют из темной прочной ткани, например, из брезента. По форме он представляет собой прямоугольник с размерами 150 (170)см х 100(110)см. Открываться может как с длинной, так и с короткой стороны. Для закрывания чехла пользуются молнией, пуговицами либо вдетой в края веревкой. Немаловажно иметь еще и чехол для седла, который предохраняет от сырости, высыхания, механических повреждений [19].

Одежда велотуриста должна соответствовать некоторым требованиям. Она не должна иметь грубых швов, быть легкой и эластичной, не стеснять движения, а также хорошо сохранять тепло, пропускать пот наружу, при этом, не пропуская влагу внутрь. Первый атрибут одежды для велотуризма — ветрозащитная куртка. Верхняя одежда велотуриста должна быть яркой из соображений безопасности. В настоящее время для изготовления ветрозащитной куртки используют практичные синтетические материалы, не пропускающие влагу и ветер, а также позволяющие облегчить вес куртки и создающие комфорт для туриста. Часто велотуристами используются накидки от дождя из синтетических тканей типа нейлона.

Широкое применение у любителей велосипедного активного отдыха имеют обычные тренировочные костюмы, как хлопчатобумажные, так и шерстяные. Велорубашки, велошорты, велофутболки сразу не отличишь от обычной одежды. Однако, велосипедная одежда изготовлена из материалов, обладающих достаточным запасом прочности для длительной езды на велосипеде.

Обувь велотуриста отличается прочностью, надежностью, эластичностью, хорошими теплосберегающими качествами, влагостойкостью, не должна быть скользкой. Если эту обувь помыть и просушить, она не должна изменять форму и терять гибкость. Перед поездкой рекомендуется разносить новую обувь, а если предстоит холодная погода, то лучше выбрать обувь на размер побольше, чтоб можно было вложить дополнительные стельки. Желательно перед походом смазывать обувь влагостойкой мазью. Преимущественно, велотуристы используют обувь с твердой нескользкой подошвой. Обычно это велотуфли или кроссовки.

Велосипедные перчатки предназначены для предохранения рук от мозолей и ссадин при падениях, а также для смягчения вибрации, переходящей от руля на руки. Перчатки должны быть мягкими, эластичными, удобными, не стеснять движений пальцев, плотно облегать кисть.

Некоторые любители спортивного туризма на велосипедах используют велошлемы. Они предназначены для предотвращения травм головы при падениях. Велошлемы часто применяются в горных походах, а также в агрессивных поездках типа велотрофи.

Любому велотуристу необходим ремнабор. Ремнабор формируется в зависимости от продолжительности и дальности поездки. Необходимый минимум инструментов:

· насос

· запасные камеры

· набор ключей-шестигранников и отверток, соответствующих типу велосипеда

· набор для заклейки камеры

· смазка для цепи и лоскут ткани

· запасные тормозные колодки

· запасные винты и гайки, а также звенья для цепи

· разъединитель цепи

· моток изоленты

· ключ для спиц

· запасные спицы

· плоскогубцы

· разводной гаечный ключ

· запасные тормозные и перекидочные тросики.

Также необходимо иметь при себе в походе удостоверение личности, ручку, блокнот, карандаш, и хранить эти вещи в непромокаемом месте.

Для группового велопохода, помимо личного снаряжения каждого участника, характерно и групповое снаряжение: палатки, тенты, принадлежности для приготовления и употребления пищи, для обустройства бивака, медаптечка, ремнабор, карта, компас, маршрутный лист или маршрутная книжка, часы.

Палатка должна отвечать следующим требованиям: прочность, ветроустойчивость, легкость (минимальный вес), комфортность, водонепроницаемость, простота и надежность установки. В велосипедных походах в основном, применяются палатки классического типа «домиком» и каркасные. Большинство туристов предпочитает 2-3х местные палатки. В теплое время можно вообще обойтись без палатки, используя тент и полиэтиленовую подстилку. Для изготовления группового тента часто используют те же материалы, что и для изготовления тентов палаток. Обычно групповой тент растягивают в стороне от палаток.

Велотуристские маршруты часто проходят по местам, где разжигать костры не рекомендуется или запрещено, особенно при переходе лесопарковых зон и заповедников, в засушливый пожароопасный период, а также в европейских странах. Поэтому часто приходится ориентироваться на примусы и другие нагревательные приборы. В последние годы велотуристы стали пользоваться портативными газовыми. На них можно не только готовить, но и использовать их для освещения, если взять газовые лампы [4].

Котлы применяют овального сечения из алюминия или нержавеющей стали. Комплект состоит из 2-3х ведер с проволочными ручками, входящих одно в другое. На каждого человека должно приходиться не меньше 0,5 л емкости. Некоторые велотуристы перевозят ведра в брезентовом чехле на переднем багажнике, причем каждое ведро — в отдельном полиэтиленовом пакете. Крепятся ведра с помощью резинок эспандера. Если группа предполагает готовить на примусах, лучше взять низкие широкие кастрюли с крышками или котелки с плоским широким дном, а для приготовления чая — чайник.

2.3 Правила дорожного движения для велосипедистов и безопасность на дорогах

Большую часть активного времени похода велотурист проводит на дорогах различного значения — от автотрасс с интенсивным движением до малопроезжих проселков. Поэтому залогом безаварийного прохождения маршрута является не только отличное владение способами передвижения по различной местности и приемами преодоления препятствий, но и неукоснительное соблюдение действующих Правил дорожного движения, умение трезво оценивать обстановку, свое состояние и возможности.

Препятствия, встречающиеся велотуристу на пути, различны по сложности технических приемов их преодоления. Если для прохождения одних препятствий (объезд небольших луж, выбоин и др.) вполне достаточно простой техники владения велосипедом, то преодоление на скорости крутых виражей, канав, «езда на колесе» требуют освоения таких технических приемов и навыков езды, которые вырабатываются практикой прохождения сложных туристских велопоходов и длительными тренировками.

Любое препятствие на дороге чревато падениями и травмами. Дисциплинированность, знание правил поведения на дороге и техническая подготовленность велотуриста помогают значительно уменьшить степень риска.

Передвижение без препятствий

На ровных участках дороги двигаться в колонне следует плавно, без резких поворотов, торможений и ускорений, соблюдая дистанцию с впереди идущим участником похода. Безопасная величина этой дистанции индивидуальна и зависит от состояния дорожного покрытия, скорости движения и реакции едущего позади. Время реакции у всех различно и колеблется в пределах 0,5— 2 с (при скорости 15 км/ч за это время велосипедист продвигается на 2—8 м). Поэтому при движении по дороге, особенно в группе, необходимы внимательность и сосредоточенность, которые можно развить в себе самодисциплиной и повысить тренировкой и упражнениями. Движение по проезжей части на велосипедах разрешается только в один ряд на расстоянии 1 м от ее правого края. Выезд на большее расстояние допускается лишь для объезда и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота [15].

Во время движения по маршруту нет необходимости слишком низко наклонять голову к рулю, так как это ухудшает обзор местности и наблюдение за транспортом. Постоянного контроля требует и режим дыхания. Оно должно быть глубоким и спокойным, так как поверхностное дыхание затрудняет нормальное снабжение крови кислородом и утомляет сердце, заставляя его работать более интенсивно. Не менее важно при движении в группе и умение управлять своими эмоциями, подавлять желание обогнать другого участника или не дать ему возможности обойти себя, что часто приводит к печальным последствиям [19].

Не рекомендуется также в жаркие дни подолгу ехать полуобнаженным (возможны солнечные ожоги), а в холодную погоду, особенно в горах, купаться (охлажденные мышцы ног теряют эластичность) [13].

Каждый велотурист должен освоить простейшую сигнализацию, которая делает понятными действия как его, так и членов группы. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой. Подача сигнала должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра (за 20—30 м) и заканчиваться непосредственно перед его выполнением [15].

Эти сигналы вначале подаются руководителем или штурманом, возглавляющим группы, и повторяются всеми участниками. И хотя решение о начале поворота принимает направляющий, это не освобождает каждого от собственной оценки и корректировки действий в постоянно меняющейся дорожной обстановке.

Велосипедистам запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. При остановке группы все участники похода плавно, без резких торможений и обгонов, снижают скорость и постепенно съезжают на обочину. К этому маневру следует отнестись с особым вниманием, так как именно здесь наблюдается наибольшее число столкновений и падений. Водитель велосипеда должен иметь при себе удостоверение на право управления велосипедом, подтверждающее знание Правил дорожного движения [15].

Проезд перекрестков

При подъезде к нерегулируемому перекрестку необходимо снизить скорость, чтобы оценить дорожную обстановку в зоне перекрестка, а этого достичь мгновенно нельзя: только на перевод взгляда с одной стороны на другую уходит 0,5 с. Если перекресток занят пешеходами, следует остановиться и пропустить их. Характер маневра при проезде нерегулируемого перекрестка зависит и от того, обладает ли приоритетом дорога, по которой движется велотурист, перед пересекаемой: главной считается дорога с покрытием по отношению к грунтовой дороге либо дорога со знаком приоритета («Главная дорога», «Автомагистраль», «Пересечение с второстепенной дорогой») [15].

На перекрестке неравнозначных дорог велосипедист, движущийся по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к перекрестку по главной дороге. На перекрестке равнозначных дорог необходимо уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

Объезд небольших препятствий

Дороги, даже шоссе с асфальтовым покрытием, таят многие сюрпризы (лужи, люки, битое стекло и проч.), требующие от велотуриста постоянного внимания и умения их объезжать.

Так как поле зрения движущегося в группе велотуриста ограничено, о приближающихся препятствиях на дороге обычно предупреждает направляющий колонны опусканием руки вниз в сторону препятствия. Этот сигнал повторяется последовательно всеми участниками. Объезд препятствий совершают по возможности плавно, след в след. Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности движения.

При резком торможении едущий сзади велотурист может не среагировать и совершить наезд. Надо научиться тормозить в разных условиях без сильного нажатия на тормозную систему и блокировки колес.

Прохождение поворотов

Неправильное выполнение поворота (слишком сильное или несвоевременное торможение) может вызвать потерю устойчивости велосипедиста и его падение. Поэтому при въезде в поворот следует уменьшить скорость движения, но делать это надо при перемещении по прямой: торможение на кривой поворота опасно, так как заблокированное колесо пойдет юзом, неизбежно вызвав падение. Тормозить необходимо двумя (передним и задним) тормозами (но прежде всего задним), сдвигаясь при этом на седле назад, чтобы не перевернуться через руль. Траекторию поворота желательно выбрать с максимальным радиусом закругления. Так, совершая левый поворот с внешней, правой, стороны шоссе, стремятся проехать ближе к осевой линии дороги, не выходя за нее. При снижении обзорности (закрытый поворот) необходимо придерживаться в течение всего маневра правой бровки дороги: водители автомашин при проезде поворота часто срезают угол, увеличивая тем самым угрозу столкновений.

Техника прохождения поворота следующая. Опираясь ногой, загружают педаль, находящуюся в нижнем положении, со стороны, противоположной повороту. При этом согнутую в коленном суставе ногу отводят в направлении к центру поворота (для уменьшения наклона велосипеда) и как можно дальше сдвигаются на седле назад, чтобы больше загрузить заднее колесо и предотвратить его пробуксовку или соскальзывание с дороги.

Для прохождения очень крутых поворотов, когда наклон велосипеда может достигать критических значений, для подстраховки лучше снять ногу с педали (со стороны поворота) и, опустив ее вниз, касаться покрытия дороги пяткой, сдвинувшись с седла вперед и упираясь руками в руль. В этом случае одна нога, находящаяся на педали, помогает поддерживать туловище, а другая, опущенная вниз и касающаяся дороги, создает тем самым третью точку опоры. Выполняя этот довольно сложный технический прием, велотурист должен крепко держаться руками за руль, подавшись вперед с седла и как бы сев на горизонтальную трубу рамы [16].

Преодоление подъемов и спусков

Короткие крутые подъемы обычно берутся с ходу после предварительного разгона и без переключения передач. При выходе на затяжной подъем устанавливают малую передачу и находят оптимальный ритм педалирования, обеспечивающий режим глубокого дыхания (прежде всего выдоха). Важно такое переключение выполнить своевременно: при запоздалом переключении передач необходимая ритмика дыхания может не установиться, и сил на подъем не хватит.

Так как скорость на подъеме заметно падает и сопротивление воздуха невелико, более выгодны средняя и высокая посадки: велотурист сдвигается на самый конец седла и, упираясь руками в руль, усиливает давление на педали.

Движение по пересеченной местности с крутыми спусками следует выполнять с соблюдением повышенной дистанции между участниками похода — до 10-20 м и более. Перед продолжительным спуском обязательна проверка исправности тормозных систем и надежности крепления груза. Выходя на спуск, принимают низкую посадку в группировке: согнув руки, наклоняют туловище к рулю, внимательно следя за дорогой. Кратковременные остановки во время спуска позволяют снять напряжение с мышц и осмотреть тормоза. Для отдыха и согревания работающих мышц ног можно использовать и время прохождения относительно спокойных участков спуска, поочередно выпрямляя то левую, то правую ногу или вращая педали в обратном направлении.

На уклонах, обозначенных соответствующими знаками, при наличии препятствия уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск [16].

Езда по мокрым и проселочным дорогам

В сырую погоду или на скользких участках даже небольшой наклон велосипеда может привести к падению: сцепление между шинами и покрытием дороги уменьшается. Для снижения центробежной силы, сталкивающей велотуриста с дороги, на поворотах скользких участков необходимо резко снижать скорость. Технику прохождения очень крутых поворотов (со снятием ноги с педали) применяют в сырую погоду и на крутых прямых спусках по плохой дороге, когда опасность падений особенно велика.

Грунтовые дороги с ухабами и продольной колеей преодолеваются на пониженной передаче, с объездом наиболее глубоких мест. Следует избегать одновременного попадания двух колес в выбоины или колею: старая колея обычно сразу проваливается и заполняется водой. Сравнительно небольшие участки с рыхлым песком стараются пройти с ходу, на повышенной скорости. При этом руль необходимо держать прямо, не меняя резко направление движения.

Грязные проселочные, малонаезженные и не приспособленные для движения дороги таят много скрытых препятствий, и их лучше преодолевать пешком, ведя велосипед в руках.

Езда в темное время суток

В сумерках уменьшается не только видимость предметов, но и поле острого периферического зрения. Поэтому двигаться в темное время следует с меньшей скоростью, особенно в условиях интенсивного движения транспорта (населенные пункты). Источником повышенной опасности в такое время является также замедленность адаптации глаз к быстрым и резким колебаниям света и темноты — при ослеплении дальним светом фар встречного автотранспорта велотурист на 3—10 с теряет управление велосипедом, что крайне опасно для него и других членов группы. Для движения по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости велосипед оборудуют спереди фонарем (фарой) белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.

Езда против ветра

При езде на велосипеде, особенно против встречного ветра, приходится преодолевать сопротивление воздушной среды. Велотурист, идущий сзади другого, тратит гораздо меньше энергии — ему нет нужды бороться с ветром. Поэтому «езда на колесе», умение занять правильное положение за идущим впереди с учетом направления ветра, дает значительный выигрыш в силе.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »