Новое качество экономического роста


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….2
1. Формирование условий для экономического роста……………..3
2. Качественно новое, постиндустриальное развитие экономики Казахстана……………………………………………..8
3. Макроэкономическая ситуация и интеграционные тенденции в условиях глобализации……………………………………………15
Заключение…………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………25

ВВЕДЕНИЕ

Опыт десятилетних рыночных реформ подтверждает, что успех в реформировании экономики и реализация поставленных целей и задач в социально-экономической политике государства зависит в основном от качества программ, планов реализуемых мероприятий. Несмотря на непростые условия мировой нестабильности. Республика Казахстан смогла преодолеть долговременный и масштабный экономический спад и сегодня формирует условия для экономического роста, полноценной интеграции в мирохозяйственные процессы. В настоящее время механизмом ценообразования стал рыночный механизм. Созданы все необходимые элементы рыночной инфраструктуры.
Под экономическим ростом понимают длительное увеличение производственного потенциала экономики. Именно это происходит в странах СНГ в настоящее время.
В работе предполагается рассмотреть экономический рост на примере некоторых стран СНГ. Мы рассмотрим вопросы формирования условий для экономического роста, интеграционные тенденции в условиях глобализации и перспективы развития экономики.
Цель курсовой работы – изучить и рассмотреть «новое» качество экономического роста.
Объект исследования курсовой работы – центральноазиатские страны.
При изучении выбранной темы и написании курсовой работы использовались статистические данные, журнальные статьи и учебники.

1. ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Страны СНГ в условиях рыночной экономики смогли преодолеть экономический спад и сегодня в странах наблюдается неуклонный экономический рост.
«В силу значительных результатов, которых добились страны, можно с уверенностью говорить о том, — пишет Н. Бисембаев в своей работе, — что проведение политических и социально-экономических реформ по переходу к рыночной экономике было необходимым условием для выхода из изоляции и в возможности участия республик в мирохозяй-ственных связях» .
В связи с этим, вхождение стран в мировое рыночное пространство является на сегодня важным.
Глобализация, являющаяся непременным элементом для стран с открытой экономикой существенно изменила рамочные условия международного разделения труда и через механизм транснациональных компаний в перспективе может закрепить сложившуюся специализацию большинства стран мира. Развитые экономики в глобализирующейся среде активно и целенаправленно отстаивают свои национальные интересы, расширяют сферы своего присутствия на мировом рынке, широко используя для этого мировые ресурсы, диктуя правила поведения менее развитым странам. Последние, подчиняясь высокому динамизму современ-ного хозяйства стремясь к более полному вхождению в систему мировой экономики, но обладая ограниченными возможностями для равноправного, взаимовыгодного сотрудничества, всемерно ли-берализуют свои экономики. В этих условиях возможности существенного изменения роли и функций развивающихся рынков в мировой среде значительно ограничиваются, что требует осмысления и детальной переоценки экономическою потенциала с долгосрочными приоритетами национальной экономики.
Осуществление рыночных преобразований в социальной сфере Республики Казахстан было связано как с трудностями привлечения средств в силу высокого уровня рискованности, так и с существующими проблемами рационального регулирования протекания инвестиционных процессов в социальной сфере. Эти проблемы заключаются в своев-ременном, действенном и комплексном принятии экономических и организационных мер с целью устранения возникающих отклонений, их предупреждения и локализации от намеченных планово-обоснованных размеров результатов и производимых затрат в социальной сфере. Поэтому повышение эффективности экономики во многом зависит от создания и рационально функционирующего механизма регулирования инвестиционного процесса, эффективного инвестирования денежных средств в объекты социальной сферы народного хозяйства, воздействие элементов которого направлено на достижение максимально возможной результативности национальной экономики. Возможности развития страны на основе эффективного использования всех структурных состав-ляющих ее производственного комплекса, т.е. определяется структурой и объемом производства, величиной и эффективностью использования производственных фондов, состоянием развития инфраструктуры и т.п. При этом важное значение приобретает научно-инновационный потенциал, характеризующий возможности в сфере повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на основе рационального использования достижений научно-технического прогресса.
Одно из центральных мест в экономической стратегии государства занимает экспортоориентированная политика, направленная на развитие и регулирование внешнеэкономических отношений со странами дальнего и ближнего зарубежья, на активное участие страны в международном разделении труда. На современном этапе развития экономики республики основными вопросами экспортоориентированной стратегии является выявление перспективных экспортных отраслей, достижение относительно высоких темпов экономического роста и эффективности производства путем выпуска качественной конкурентоспособной продукции, пользующейся растущим спросом. Только развитие экспортного потенциала может кардинально решить основные экономические пробле-мы укрепления и конвертируемости национальной валюты, создать внешний источник финансирования отечественной экономики и роста народного благосостояния. Экспортоориентированностъ страны показывает характер экономических связей страны с другими странами, направленной на завоевание места на мировых рынках продукции и производств. Сущность экспортоориентации как процесса состоит в движении и открытости экономики с одной стороны, а с другой стороны, в сближении при этом движении определенных макроэкономических систем стран и поддержание экономических отношений.
Этого можно добиться, прежде всего, в том случае, когда с одной стороны правильно определены факторы и источники роста эффективности производства, а с другой — выявлены национальные сравнительные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Поэтому экспортоориентированные производства — это предприятия производственная деятельность которых направлена на выпуск конкурентоспособной, качественной продукции для реализации их на внешних рынках с учетом задач внутреннего развития, для активизации экономики страны, расширения спроса на продукцию отечественного производства, развития экономических отношений, как в национальном, так и в международном аспектах. Одним из приоритетных направлений экономики является развитие импортозамещающих производств. В настоящее время в регионах Казахстана осуществляется активная работа в области развития программы импортозамещения и оживления деловой активности предприятий. Развитие и поддержка программы импортозамещения осуществляется местными органами власти за счет средств местного бюджета и целевых внебюджетных фондов, хотя в условиях финансовых ограничений постоянно приходится изыскивать дополнительные средства для стимулирования хозяйственной деятельно-сти. В дальнейшем разнообразная по формам и направлениям экономическая помощь предприятиям со стороны местных органов власти будет способствовать улучшению положения хозяйствующих субъектов. Реализация политики импортозамещения привела к определенным положительным результатам и началу становления отечественного произ-водства. В настоящее время экономика республики вступила в качественно новый этап развития, характеризующийся переходом к этапу развития импортозамещающего производства.
В 2002г. рост реального ВВП по сравнению с 2001 г. составил 9,5% , что свидетельствует о стабилизации производства и росте экономики страны. Позитивные сдвиги в экономике за последние три года связаны со значительным увеличением объемов экспорта, высокими тем-пами роста объемов инвестиций и промышленного производства,
В 2002 году при росте ВВП на 9,5% инвестиции в основной капитал выросли на 19,1%. В структуре производства ВВП произошли значительные изменения. Удельный вес промышленного производства в ВВП вырос в 2002г. до 34.1 % против 27,1% в 1991г. Вместе с тем, доля сельского хозяйства сократилась за этот период в 3,6 раза, строительства — в 1.8 раза. В целом удельный вес производства товаров в структуре ВВП за последние пять, лет снизился с 52,8% до 462%. В то же время доля услуг, в структуре ВВП начиная с 1991 г. постепенно росла, достигнув максимального значения в 1997г. — 57,5%. В 2002г доля услуг составила 53,6%. Увеличение доли отраслей, производящих услуга, в ВВП объясняется, главным образом, опережающим ростом цен на услуги по сравнению с ростом цен на товары, а также быстрым развитием финансовых и других посреднических услуг, характерных для рыночной экономики .
В 2002 г. предприятиями и организациями всех форм собственности было инвестировано в основной капитал более чем 1193 млрд.тенге или 119,1 % к уровню 2001 г. Выдвигаемая в настоящее время задача ускоренного и качественного развития, которая решается путем повышения конкурентоспособности экономики через осуществление долгосрочных системных инвестиций в новые технологические переделы, через создание новых отраслей экономики, требует включения механизма устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств в развитие экономики.
Сегодняшние условия функционирования рыночной системы таковы, что устойчивый экономический рост зависит, прежде всего, от эффективного использования всех внутренних ресурсов. Механизм реализации стратегии социально-экономического развития республики основывается на принятии конкретных и всесторонне обоснованных решений на республиканском и местном уровнях управления.

2. КАЧЕСТВЕННО НОВОЕ, ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА

В настоящее время большая часть бюджета Казахстана формируется за счет прибыли от продажи сырья. Основная часть инвестиций направляется в нефтяную промышленность.
Сейчас курс национальной валюты по отношению к американскому доллару усиливается. Связано это с большим притоком в страну иностранной валюты по сравнению с тем объемом, что наша экономика может успешно «переварить». Конечно, это не может не сказаться на стабильности отдельных секторов экономики. Определенные потери несут экспортные отрасли, снижаются доходы пенсионных фондов и ряда других сфер. Но, поскольку курс нашей национальной валюты свободно плавающий, такие колебания вполне допустимы, правда, в ограниченных пределах. Удорожание нашей валюты может нанести экономике ощутимый вред, и здесь должен вмешаться Национальный Банк, изымая излишки иностранной валюты способом скупки.
«Нужно только приветствовать заявление президентов Российской Федерации, Украины, Беларуси и Казахстана о создании единого эко-номического пространства. – говорит в своем интервью известный экономист, академик, президент Университета международного бизнеса Сагадиев. — Это будет очень серьезный, я бы сказал, фундаментальный вклад этих стран в процесс интегрирования. Сейчас во всем мире происходят региональные интеграционные процессы. Это следствие происходящей во всем мире глобализации, т. е. либерализации и гармо-низации торговых режимов и всего спектра экономического сотрудничества (около 60% мировой торговли приходится на долю региональных торговых союзов). От интеграции только выиграют все участвующие в ней стороны. Потому что есть немало факторов, которые будут способствовать созданию единого экономического пространства в указанных четырех государствах. Это общность нашего менталитета, сформированного за годы пребывания в составе СССР, традиционные эко-номические связи, сложившиеся отношения в научно-технической и гуманитарной сфере и т. д. Но эти факторы могут работать только при наличии доброй экономической воли. Именно отсутствие действенных политических решений со дня распада Союза и образования суверенных государств не принесло полезного результата от многочисленных проектов, рассмотренных и принятых для усиления экономической интеграции в рамках СНГ-Казахстан, несомненно, выиграет от создания единого экономического пространства четырех государств. Прежде всего, увеличится рынок казахстанских товаров, имея в виду, что и сейчас веду-щим нашим торговым партнером является Россия, а при образовании единого рынка четырех стран его емкость существенно возрастет. Улуч-шатся возможности коренной модернизации казахстанской промышленности, ибо базовые, наукоемкие и энергосберегающие технологии, на которые мы рассчитываем, легче получить из России. Украины и т. д. Интеграция улучшит ситуацию и в гуманитарной области, прежде всего, в науке и образовании. Нельзя забывать, что и наука, и образовательная сфера у нас сформировались и развивались при огромной поддержке Российской Федерации. Единое экономическое про-странство — это цивилизованный способ выхода товаров четырех стран на внешний рынок, а также в другие регионы страны. Это возможность более серьезно отстаивать национальные интересы каждого из этих четырех государств. Словом, региональное объединение экономических, интеллектуальных, энергетических, транспортных, стратегических и людских ресурсов четырех государств, формирование общего для всех рынка, безусловно, выгодно всем участникам этого процесса.»
В намечаемом едином пространстве возможно также введение единой валюты. Европейский союз шел к созданию единой валюты около полувека. Для нас этот пример, во многом поучительный. Далее, всего 10-12 лет тому назад эти четыре государства имели общую для всех валюту — рубль. Так что есть реальные возможности ввести единую валюту. Это будет означать верхнюю ступень интеграции, когда речь идет не только о гармонизации торговой политики и тарифов, но и о формировании единой экономической политики, в т.ч. в сфере финансов, денежно-кредитной политики, бюджетного планирования, платежного баланса и т. д. Но это отнюдь не скорый процесс. Нужен ряд постепенных и последовательных шагов для синхронизации экономической системы и экономической политики четырех стран.
Какую из национальных валют взять за основу? «Думаю, что это не имеет принципиального значения, – говорит Кенжегали Абенович» . «Гораздо важнее, — продолжает он, — создать условия, механизмы и единую экономическую конструкцию для того, чтобы валюта была устойчивой, относительно стабильной и эффективной для этих четырех стран. Возможно, это будет какая-то валюта с новым названием, возможно, это будет российский рубль, имея в виду большой удельный вес России в составе интегрирующихся государств» .
В настоящее время порядка 80-90% инвестиций из-за рубежа приходят и нефтегазовый сектор. В прошлом году вкладывания в обра-батывающую промышленность, в частности, машиностроение, не только не увеличились, а, наоборот, уменьшились. Это тревожное явление. При таком положении дел мы можем остаться сырьевым придатком развитых стран. Чтобы этого не случилось, нужно постепенно и последовательно менять структуру экономики, прежде всего промышленности- Надо переходить на выпуск наукоемкой продукции, осваивать высокие техноло-гии. Все это, в общем-то, давно известно нам из зарубежной практики. И в среде отечественных специалистов также ведутся об этом разговоры. Неоднократные попытки принять программы технологического прорыва, концепцию индустриальной политики остались только намерениями. К сожалению, ничего существенного для структурной перестройки экономики предпринято не было.
Но в последнее время серьезно начали задумываться над проблемами диверсификации и модернизации отечественной промышленности. Недавно правительство республики обсудило Про-грамму индустриально-инвестиционного развития на 2003-2015 гг. Тем самым и руководство страны начало уделять внимание этой проблеме. «Согласно проекту программы среднегодовые темпы роста обрабатывающей промышленности должны составить 6,5%, производительность труда должна возрасти к 2015 г. не менее чем в 3 раза, а энергоемкость ВВП — снижена в 2 раза» .
Для обеспечения этих показателей предусматривается целая система мер, включающая в себя создание новых и совершенствование деятельно-сти существующих институтов развития, направление средств последних на инновационные программы, высокотехнологические и наукоемкие проекты; создание в стране предпринимательского климата (льготы, преференции, стимулирование, экспортное поощрение и т. л.) с тем, чтобы частный сектор был заинтересован в создании продукта с высокой добавленной стоимостью, а сам этот продукт был экспортоориентирован. Много говорится о механизмах реализации программы индустриально-инновационного развития, имея в виду аспекты денежно-кредитной, фискальной, инвестиционной политики. В целом сей проект является шагом вперед по сравнению с другими аналогичными проектами, обсуждавшимися до недавнего времени.
«Вместе с тем, — говорит в интервью Сагадиев, — и в этой программе мало конкретики. Во многих ее разделах речь идет об идеологии индустриализации или о намерениях проанализировать те или иные стороны нашей действительности. И очень возможно, что все это останется лишь намерениями. Не названы ни одна отрасль или сектор экономики в целом или промышленности, которые стали бы приоритетами индустриально-инновационного развития. Много еще неясного в отношении управления индустриально-инновационным развитием республики» .
Таким образом, качественно новое, постиндустриальное развитие экономики Казахстана — это не дань моде или мировой тенденции, это ключевой вопрос, каким будет Казахстан в будущем. Альтернативы индустриальному, инновационному развитию, диверсификации экономики, последовательному повышению удельного веса ВВП обрабатывающих отраслей, сферы услуг и транспорта нет. Сейчас в стране даже без иностранного капитала есть немалые средства, дающие возможность последовательно модернизировать отечественную промышленность, экономику в целом.
Для реализации такой высокоинтеллектуальной программы нужен высший класс менеджеров — людей, знающих самые передовые достижения в мире в той или иной отрасли производства.
Основная (вместе с тем единственная) проблема развития отраслей промышленности — привлечение инвестиции. Существует немало источников инвестиций — это Банк развития. Инновационный фонд, будет создан Государственный инвестиционный фонд, создается Корпорация по страхованию рынков. Если целенаправленно будут использованы возможности этих инвестиций, то это будет очень серьезным финансово-ресурсным фундаментом создания, развития новых продукций, предприятий, отраслей. Надо активно задействовать государство как участника инвестиционного процесса. У государства есть крупные национальные компании, у которых имеются немалые инвестиционные ресурсы. Они должны направляться на создание наукоемких и вы-сокотехнологичных производств. Путем эффективной политики государство может сделать очень привлекательными высокотехнологичные сектора для частного капитала, как отечественного, так и зарубежного.
Рынок ценных бумаг находится на стадии становления. «На какие-то очень серьезные ресурсы этого сегмента финансового рынка мы пока рассчитывать не можем, — считает Ю.К. Шокаманов» . «Для этого необходимо, — продолжает Ю.К. Шокаманов, — чтобы предприятия начали работать стабильно, прибыльно, потребуется создать действенную систему страхования рынков, решить еще много проблем, чтобы рынок ценных бумаг оказывал более или менее заметное влияние на модерниза-цию нашей экономики. Пока что это влияние еще недостаточно ощутимо» .
Большая часть бюджета страны, примерно 70% , формируется за счет добывающего сектора. Некоторые специалисты считают, что при интенсивной добыче запасов нефти хватит на 2-3 десятилетия. Отсюда и возникает вопрос: как будет развиваться отечественная экономика, когда запасы не возобновляемого сырья у нас будут исчерпаны?
Первый и наиболее скорый путь будущего благополучия — это постепенно и последовательно развивать цепочку добавленных стоимостей в самих добывающих отраслях. То есть постепенно переходить от продажи сырья к продаже переработанных из него продуктов. К примеру, нефтехимия. Путем углубленной переработки нефти и газа, как показывает мировая практика, можно получить более двух сотен полимерных изделий, которые можно было бы использовать и для производственных, и для бытовых нужд.
Далее, ждут своего решения модернизация и расширение мощностей нефтеперерабатывающих предприятий республики. Постепенный переход от продажи сырой нефти к экспорту нефтепродуктов тоже сулит республике немалую выгоду. В мировой практике тому есть немало убедительных подтверждений.
Но самый эффективный и перспективный путь диверсификации экономики, кардинального улучшения ее структуры — это создание и освоение наукоемких и высокотехнологических производств в приоритетных отраслях. И средства для этой цели в стране имеются немалые. В этом смысле богатые природные ресурсы, которыми располагает Казахстан — это дар божий. Благодаря их наличию мы сейчас чувствуем себя уверенно и смотрим на свое будущее с оптимизмом. Наша экономическая политика и практические решения должны быть направлены на то, чтобы полученные от сырьевого сектора доходы обратить на технологическую модернизацию экономики. Это исто-рический шанс, который редко кому выпадает, и Казахстан должен сполна воспользоваться им для обеспечения своего процветающего будущего.

3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Период быстрого роста, наблюдавшийся в странах центрально-азиатского региона после 1998 и вызнанный, в частности, выходом России из финансового кризиса, завершается, и дальнейшее экономическое развитие будет зависеть от структурных реформ, успешного привлечения инвестиций н решения социальных проблем. Во всех без исключения стра-нах СНГ сохраняется экономический рост. ВВП стран Центральноазиатского региона в среднем возрос в 2002 г. на 5,2%, и на 8,4% в 2001 г. Объем промышленного производства за этот же период возрос соответственно на 3,2% и на 10,5%. Сельскохозяйственное производство также имеет тенденцию роста по годам, его уровень в среднем но странам ЦАР возрос в 20(11 г. по сравнению с предыдущим годом почти на 10% .
Наибольший рост такого макроэкономического показателя, как ВВП, зафиксирован в Казахстане (109,5% в 2002 г.. и 113,6% в 2001 г.), Таджикистане (соответственно 109,1% и 110,2%), Узбекистане (соответственно 103,0% и 104,5%,). Снижение или низкий рост этого показателя наблюдается в Кыргызстане (99,5% в 2002 г. и 105,3% в 2001г.). Для сравнения: в России рост ВВП составил в 2002 г. 103,9% при 105% годом ранее, в Украине — 104,1% при 109,1% в 2001 г.
Динамику ВВП, произведенного в странах Центральной Азии в 1992—2001 гг., можно проследить по таблице 3.1.
Доля совокупною валового внутреннего продукта государств ЦАР составляет 13% ВВП всех стран СНГ. Из общего объема ВВП, произве-денного в ЦАР, на долю Узбекистана приходится 48%, Казахстана — 46%, Таджикистана — 0,6% .
Рост ВВП произошел не только за счет промышленного и сельскохозяйственного производства, но и за счет расширения внешней торговли в ЦАР.
Государства Центральной Азии приступили к осуществлению реформ в исключительно сложной обстановке. Глубокий экономический кризис, усиленный последствиями финансовых потрясений в Юго-Восточ-ной Азии (1997 г.) и России (август 1998 г.), еще более усилили угрозу разрухи, распада производственной и социальной инфраструктуры, обострения социальной напряженности. Так, объем ВВП только за 1992—2001 гг. практически по всем странам ЦАР сократился в целом на 30-40% .
Современные процессы реформирования экономики в центральноазиатских странах непосредственно воздействуют на ситуацию, связанную с неравенством доходов и бедностью населения в этих регионах. Так, в начале и середине 1990-х гг. здесь наблюдался инфляционный кризис. К 1992— 1994 гг. наблюдается рост цен на товары и услуги, вызванный их либерализацией, спадом промышленного производства и дефицитом на потребительском рынке. В 1995—1999 гг. характеризуются новым инфляционным «всплеском» в ряде стран СНГ, вызванным азиатским и российским финансовыми кризисами.
Указанные явления накладывают отпечаток и на социальную сферу, которая характеризуется ростом неравенства в доходах населения между беднейшими и богатейшими его слоями.
Картину неравенства к бедности в центральноазиатских странах демонстрирует таблица 3.2, из которой следует, что по соотношению между 20-% группами наиболее обеспеченных и наименее обеспеченных слоев населения лидируют в основном два государства — Туркменистан и Кыргызстан. В этих странах наиболее высок коэффициент фондов: соответственно 7,8 и 7,5.

Таблица 3.1
Динамика ВВП в центральноазиатских странах в 1992—2001 гг., % по отношению к предыдущему году

Таблица 3.2
Неравенство доходов и бедность в центральноазиатских странах

Данные из таблицы 3.3 демонстрируют неравенство населения как по доходам, так и по потреблению.
Налицо высокий индекс Джини среди всех централъноазиатских стран: по этому показателю особенно выделяются Туркменистан (40,8) и Кыргызстан (40,5). Дальнейший анализ показывает, что беднейших больше в Узбекистане (3,1 — в 10%-ой группе и 7, 4 – в 20%-ой группе населения). Богатейших в 10%-й и 20%-й группах населения больше в Туркменистане и Кыргызстане. Однако в этих же странах велик разрыв между богатейшими и беднейшими слоями населения. Такое неравенство в них объясняется высоким показателем богатейших слоев населения при примерно одинаковом количестве беднейших в анализируемых странах .
В течение 2000—2001 гг. сохранялись умеренные инфляционные тенденции практически во всех странах ЦАР (рис. 3.1).
Примерно одинаковая картина наблюдается в Казахстане и Кыргызстане: прирост в 2000г. составил 9,8 и 9,6 и в 2001 г. – 6,4 и 3,7 соответственно. Высок рост ИПЦ в Таджикистане: в 2000 г. – 60,6, в 2001 г. – 12,5.
В связи с ростом цен на продукты питания, опережающим ростом цен на непродовольственные товары произошло вынужденное перерасп-ределение расходов населения в сторону увеличения затрат на покупку продовольствия, причем в большинстве стран эти расходы стали пре-обладающими.
В последние годы инфляционные процессы замедлились до сравнительно умеренных темпов роста цен, следовательно, появилась предпосылка роста реальных доходов населения.
По отношению к предыдущему, месяцу индексы поминальной заработной платы в 2001 г. в большинстве стран были относительно

Таблица 3.3
Рейтинг по ИЧРП Год обзора Обзор основан на доходах (I) или потреблении (С) Доля доходов или потребления Диапазоны неравенства

Рис. 3.1 Потребительские цены в центральноазиатских странах (прирост по отношению к декабрю предыдущего года).

Рис. 3.2 Индексы реальной среднемесячной заработной платы в центральноазиатских странах, % по отношению к предыдущему году.

стабильными и варьировали в пределах 90—111%. Индексы реальной заработной платы приведены на рис. 3.2.
Наиболее высокими темпами росла реальная заработная плата в Кыргызстане (за один год с 2000 по 2001г. ее индекс вырос на 12 пунктов), наименьшими темпами — в Таджикистане (соответственно, на 4 пункта).
Самая высокая средняя заработная плата характерна для Казахстана, самая низкая — для Таджикистана.
Что касается минимального размера оплаты труда, то в 2001 г. он пересматривался в Казахстане и Таджикистане один раз, а в Кыргызстане остался на уровне января 1999 г. По отношению к средней номинальной заработной плате действующий минимум в декабре 2001 г. в Казахстане составлял 19,7%, в Кыргызстане — 5%, Таджикистане — 31% .
Экономический подъем, характерный для 1999—2000 гг. благоприятно отразился на показателях уровня жизни населения. В 2001 г. был отмечен реальный рост всех денежных доходов населения. Средняя заработная плата среди стран ЦАР была самой высокой в Казахстане и соответствовала 116 дол. США.
В 2001 г. был увеличен минимальный размер пенсий: в Казахстане — на 14%, Узбекистане — на 45%. В других странах ЦАР минимальный размер пенсий не пересматривался.
На протяжении последних лет в большинстве стран Центральной Азии увеличились денежные вклады населения. Остатки вкладов населения в банках за месяц (в марте по сравнению с февралем) возросли в Казахстане — на 1,6%, в Таджикистане — на 1,7% .
«Прошедшее десятилетие, — пишет А. Абижанов в своей работе, — в большинстве стран региона характеризовалось либерализацией рынка труда, резким сокращением спроса на рабочую силу в государственном секторе экономики, перемещением значительной ее доли в частным сектор экономики и в сферу неформальной деятельности, новыми формами трудовой миграции, безработицей И введением службы регистрации» .
Во всех центральноазиатских странах процессы реформирования экономики сопровождались ростом безработицы. За 1991 — 1998 гг. в среднем по странам ЦАР уровень официально зарегистрированной безработицы возрос с 0,1 до 3,1% (рис. 3.3).

Рис. 3.3 Уровень официально зарегистрированной безработицы в 2001г. в некоторых центральноазиатских странах.

Как видно из рис. 3.3 наиболее высокий уровень безработицы зарегистрирован в Кыргызстане (3,1), а наиболее низкий — в Таджикис-тане. Приведенные данные показывают, что последние два года истекшего десятилетия в большинстве центральноазиатских стран начался выход из затянувшегося экономического кризиса. Достигнуты относительно высокие темны прироста валового внутреннего продукта, выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, реального розничного товарооборота. Замедлилась инфляция, поддерживались относительно устойчивые курсы национальных валют к доллару США, увеличились реальные доходы населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цели, заключающиеся в изучении «нового» качества экономического роста, были достигнуты за счет анализа макроэкономической ситуации и интеграционных тенденций в центральноазиатских странах в условиях глобализации, рассмотрения условий для экономического роста, а также за счет рассмотрения перспектив развития экономики Казахстана.
Несмотря на непростые условия мировой нестабильности Республика Казахстан и другие страны СНГ смогли преодолеть долговременный и масштабный экономический спад и сегодня формируют условия для экономического роста, полноценной интеграции в мирохозяйственные процессы. В настоящее время механизмом ценообразования стал рыночный механизм. Созданы все необходимые элементы рыночной инфраструктуры.
Сегодняшние условия функционирования рыночной системы таковы, что устойчивый экономический рост зависит, прежде всего, от эффективного использования всех внутренних ресурсов. Механизм реализации стратегии социально-экономического развития республики основывается на принятии конкретных и всесторонне обоснованных решений на республиканском и местном уровнях управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абишев А. Макроэкономическая ситуация и интеграционные тенденции в центральноазиатских странах в условиях глобализации. // Саясат. №1, 2003. С.12-15.
2. Базелер У., Сабов З., Хайнрих И., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. – СПб, 2000. – 800с.
3. Бисембаев. Формирование условий для экономического роста. // Транзитная экономика, №6, 2004. С.122-124.
4. Доклад о развитии человека. – ПРООН, 2001.
5. Иванченко В. Перспективы социально-интегрированного общества. // Вопросы экономики. 2004. — С. 15-24.
6. Курс экономической теории: учеб. – Киров: АСА, 2000. – 752с.
7. Носова С.С. Экономическая теория: учеб. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 520с.
8. Отчет Агенства Республики Казахстан по статистике за 2001г. – Алматы, 2002.
9. Отчет Агенства Республики Казахстан по статистике за 2002г. – Алматы, 2003.
10. Перспективы развития экономики. // Саясат.- №3, 2003. – С. 8-10.
11. Сламкулова А. Проблемы интеграции государств Центральной Азии в условиях глобализации. // Аль-Пари. — №4, 2002. – С. 68-70.
12. Содружество Независимых Государств в 2001 г.: Статистический сборник. — Алматы, 2001г.
13. Стратегическое планирование. / Под ред Э.А.ю Уткина. – М.: Тандем, 1999.
14. Шокаманов Ю.К. Динамика экономического развития Казахстана и отдельных отраслей в региональном разрезе за десять лет независимости. // Экономика и статистика. 2001. №2.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »