Методические указания к грамотному написанию курсовых работ по педагогике


Тема 1. Содержание первых учебников по грамматике

Цели курсовой работы:

1. Познакомиться с содержанием учебников по русской грамматике для начальной школы.
2. Выяснить специфику отбора дидактического материала в учебниках разных поколений.

Методические рекомендации:

1. Методы обучения русскому языку, используемые в начальной школе. Возможности каждого метода.
2. Содержание материала учебника (на выбор), соотношение теории и практики.
3. Дозировка материала, способы его подачи (презентации).
4. Ориентирование на методы или группу методов.
5. Использование текстового материала: характеристика текстов и методики работы с ними.

Проанализируйте систему упражнений в первых учебниках по русскому языку (класс и тема на выбор) по одной из грамматических тем, учитывая при этом:
— последовательность нарастания трудностей в упражнениях;
— специфику и характер грамматических понятий, усваиваемых в процессе выполнения упражнения;
— разнообразие упражнений с точки зрения:
— характера анализаторов, участвующих при их выполнении (зрительные, слуховые, комбинированные);
— характера познавательной деятельности;
— умственных действий (аналитические, синтетические, аналитико-синтетические);
— творческой самостоятельности и активности учащихся (репродуктивные, продуктивные);
— характер языкового материала
— связь между разными видами упражнений
— развитие речи учащихся
— чередование устных и письменных упражнений
— этап работы над понятием.
При анализе учебников пронаблюдайте, как меняется содержание задач в зависимости от этапа работы. Подберите дополнительно виды упражнений по этой теме (одно упражнение по каждому этапу).

Рекомендуемая литература

1. Буркова Т.В. Педагогическое наследие: А.М. Пешковский об изучении имён существительных в начальной школе // ж. Начальная школа, 2003, №12, с. 12.
2. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М., 1992.
3. Львов М.Р. Исторические взгляды на методы обучения родному языку // ж. Начальная школа, 2004, №9, 10.
4. Михайлова О.Ю. Друзьям А.М. Пешковского. По страницам старых учебников // ж. Начальная школа, 1996, №8, с. 65.
5. Пешковский А.М. Избранные труды. – М., 1959.
6. Пешковский А.М. Методическое приложение к книге «Наш язык». – М., 1923.

Тема 2. История развития «дара слова» в школе Х/Х – ХХ вв.

Цели курсовой работы:

1. Познакомиться с различными направлениями в методике развития речи младших школьников.
2. Выяснить тематику современных исследований процесса эффективного формирования речеведческих понятий и речевых умений.

Методические рекомендации:

1. Составьте краткий терминологический словарик по учебному речеведению, разделив термины на два списка: традиционные и новые. Дайте определения (толкования) этих терминов; в случае затруднения поясните значение термина примером или примерами.
2. Составьте модель методов и приёмов развития речи.
3. Изучите книгу «Речь. Речь. Речь…» под ред. Т.А. Ладыженской (1983, 1989). Укажите признаки системы в этой книге. Отметьте лучшие, с Вашей точки зрения, задания, упражнения и пр. Сравните книгу с книгой Н.И. Политовой «Развитие речи учащихся 1-4 классов на уроках русского языка».
4. Сравните системы речевых упражнений в книгах «Детская риторика» под. Ред. Т.А. Ладыженской (3-4 классы), «Школа творческого мышления» М.Р. Львова и «Введение в храм слова» С.Ф. Ивановой. Укажите различия в позициях, дайте свои оценки.

Рекомендуемая литература

1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
2. Голубков В. В. Мастерство устной речи. – М., 1965.
3. Ладыженская Т. А. Информационно-методическое письмо о новом учебно-методическом комплекте «Детская риторика» для трёхлетней и четырёхлетней начальной школы // ж. Начальная школа. – 1997. — № 8.
4. Ладыженская Т. А. Речевые жанры в курсе школьной риторики // ж. Начальная школа: плюс-минус. – 2001. — № 12, с. 3.
5. Ладыженская Т. А. Риторика и развитие речи в образовательной системе «Школа 2100» // ж. Начальная школа: до и после. – 2002. — № 9, с. 3.
6. Львов М. Р. Развитие речи учащихся. Хрестоматия, 1965.
7. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000.
8. Программа к новому курсу «Детская риторика» // ж. Начальная школа. – 1994. — № 7.
9. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.

Тема 3. Анализ учебных книг по чтению для начальной школы

Цели курсовой работы:

1. Познакомиться с содержанием и структурой учебников по чтению для младших школьников.
2. Формировать умение анализировать целесообразность отбора и расположения материала для чтения.

Методические рекомендации:

Параметры анализа:
1. Авторы, название программы, учебников.
2. Цели, задачи литературного образования.
3. Реализация принципов построения:
— тематического
— монографического
— жанрового разнообразия
— идейно-художественной значимости читаемого
— целостности восприятия
— доступности всех компонентов произведения читателям
— актуализации проблематики чтения
— художественно-эстетического
— литературоведческого принцип
4. Структура и методический аппарат учебных книг:
— оформление
— виды иллюстраций и их назначение
— характер вопросов и заданий
5. Программные требования к уровню знаний, читательских умений

Рекомендуемая литература

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа по чтению и начальному литературному образованию для 1-4 классов общеобразовательной школы // ж. Начальная школа. – 1995. — № 12, с. 4.
2. Ключик. Учебник В.А. Левина // газ. Начальная школа. – 1999, № 19.
3. Кудина Г.Н. Информационно-методическое письмо о курсе «Литература как предмет эстетического цикла» для 1 класса // ж. Начальная школа. – 1997. — № 8, с. 59.
4. Кудина Г.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // ж. Начальная школа. – 1999. — № 7, с. 49.
5. О новых книгах для чтения из серии «Свободный ум», авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. // ж. Начальная школа. – 1993. — № 7, с. 21.
6. Программа по н. л. о. младших школьников для 4-й начальной школы // ж. Начальная школа. – 1997. — № 8.
7. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Информационно-методическое письмо к учебнику «Глаголъ и Добро» 2 класса // ж. Начальная школа. – 1997. — № 8.
8. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Информационно-методическое письмо к учебнику «Сказание о великих битвах и подвигах» 3 класса // ж. Начальная школа. – 1998. — № 8.
9. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Информационно-методическое письмо по учебнику «Мастерская слова» для 1 класса // ж. Начальная школа. – 1996. — № 10, с. 6.
10. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Программа по литературному образованию «Азбука словесного искусства» // ж. Начальная школа. – 1997. — № 8, с. 9.
11. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Проект программы литературного образования в начальной школе // ж. Начальная школа. – 1994. — № 7, с.51.

Тема 4. Анализ «Букваря», «Азбуки» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько

Цели курсовой работы:

1. Познакомиться с содержанием и назначением материала «Букваря» и «Азбуки».
2. Выяснить возможности «Букваря» и «Азбуки» в решении задач воспитательного, образовательного и развивающего характера в процессе обучения грамоте.

Методические рекомендации:

1. Принципы построения «Букваря» и «Азбуки». Отличия при их построении.
2. Как реализуется в учебниках принцип частотности? Какова последовательность изучения звуков и букв?
3. Характеристика литературного материала для чтения. Отличается ли он богатством и многообразием?
4. Как решается задача подготовки детей к изучению фонетического и грамматического материала, формированию навыков грамотного письма?
5. Как решаются задачи развития речи учащихся: а) обогащения словарного запаса; б) овладения структурой предложения; в) формирования связной речи?
6. Виды иллюстративного материала и его назначение.

Познакомьтесь с содержанием и назначением иллюстративного материала «Букваря» (возьмите последние издания учебников). Опишите классификацию видов иллюстративного материала. Приводите примеры его использования в виде фрагментов конспекта уроков с указанием страниц «Букваря». Фрагменты уроков оформляйте в таблице с формулированием вопросов и заданий учителем и ответами учащихся:

Рекомендуемая литература

1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Азбука, М. – 1988.
2. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте, М. – 1985.
3. Методическое письмо «Об обучении грамоте по новому «Букварю» в общеобразовательных школах Российской федерации» // ж. Начальная школа, 1982, №9, с. 54.
4. Клеопатрова Л.Ф. Основы фонетики и букварь // ж. Начальная школа, 1986, №5, с. 69.
5. Корепина Л. Использование иллюстративного материала букваря для развития речи первоклассников // ж. Начальная школа, 1985, №6, с. 27.
6. Кузьменко Н.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе? // ж. Начальная школа, 1992, №9-10, с. 26.
7. Малышок Л.К. Особенности обучения грамоте по новому букварю // ж. Начальная школа, 1983, №6, с. 47.
8. Сыромицкая В.П. Работа с букварной иллюстрацией на уроках обучения грамоте // ж. Начальная школа, 1986, №6, с. 18.
9. Шанько Т.М. «Лента букв» и работа с ней // ж. Начальная школа, 1986, №8, с. 45.

Тема 5. Обучение грамоте в разработке Д.Б. Эльконина, В.В. Репкина

Цели курсовой работы:

1. Познакомиться со структурой и содержанием процесса обучения грамоте в системе Д.Б. Эльконина.
2. Выяснить возможности «Букваря» Д.Б. Эльконина и «Букваря» В. В. Репкина, В.А. Левина, П.С. Жедек в решении задач развивающего характера в процессе обучения грамоте.

Методические рекомендации:

1. Этапы и содержание обучения грамоте в системе Д.Б. Эльконина.
2. Принципы построения букварей Д.Б. Эльконина и В. В. Репкина, В.А. Левина, П.С. Жедек.
3. Анализ методов и приёмов, используемых в процессе обучения грамоте.
4. Как реализуется в букварях Д.Б. Эльконина и В. В. Репкина, В.А. Левина, П.С. Жедек принцип развивающего обучения? Какова последовательность изучения звуков и букв? В чём состоят преимущества позиционного принципа изучения звуков и букв?
5. Характеристика литературного материала для чтения. Отличается ли он богатством и многообразием?
6. Как решается задача подготовки детей к изучению фонетического и грамматического материала, формированию навыков грамотного письма?
7. Как решаются задачи развития речи учащихся: а) обогащения словарного запаса; б) овладения структурой предложения; в) формирования связной речи?
8. Виды иллюстративного материала и его назначение.

Рекомендуемая литература

1. Ерёмина Е.М., Цукерман Г.А. Истина рождается в споре // ж. Начальная школа, 1987, №5.
2. Поль Е.В. Урок обучения грамоте // ж. Начальная школа, 1999, №7, с. 109.
3. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. – М., 1993.
4. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? – М., 1985.
5. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать? – М., 1976.
6. Эльконин Д.Б. Комплект пособий для обучения шестилеток чтению и письму. – М., 1993.
7. Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А., Агаркова Н.Г. О букваре по системе РО // ж. Начальная школа, 1994, №7, с. 12.

Тема 6. Основные этапы развития методики преподавания чтения

Цели курсовой работы:

1. Познакомиться с зарождением словесности как школьного предмета и методики как науки.
2. Формировать понимание необходимости развития методических традиций как одного из условий совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Методические рекомендации:

1. Зарождение методов объяснительного чтения. К.Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения.
2. Взгляды Л.Н. Толстого на процесс обучения чтению. Оригинальность и перспективность для современной методической науки и школьной практики педагогического наследия Л.Н. Толстого.
3. Критика методов объяснительного чтения передовыми методистами Х/Х века. Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в Х/Х веке.
4. Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона.
5. Метод литературно-художественного чтения.
6. Метод творческого чтения
7. Развитие методики чтения в 30-70-е годы ХХ века.

Начните изучение темы с чтения книги Львова М.Р., Горецкого В.Г., Сосновской О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000. Ответьте на вопросы, после раздела. Воспользуйтесь дополнительным списком литературы.

Рекомендуемая литература

1. Бунаков Н.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1953.
2. Вахтеров В.П. На первой ступени. – М., 1909.
3. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М., 1962.
4. Рыбникова М.А. Избранные труды. – М., 1985.
5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.
6. Толстой Л.Н. Пед. соч. – М., 1989.
7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М. – Л., 1949.

Тема 7. История методики обучения детей грамотному письму

Цели курсовой работы:

1. Познакомиться с грамматическим и антиграмматическим направлениями в методике обучения правописанию в истории.
2. Выяснить тематику современных исследований процесса эффективного формирования орфографических умений и навыков.

Методические рекомендации:

1. Представители грамматического направления. Их взгляды на процесс происхождения орфографического навыка.
2. К.Д. Ушинский о необходимости «беспрестанных упражнений». Систематичность упражнений с точки зрения К.Д. Ушинского.
3. Антиграмматическое направление. Высказывания Бормана, В.П. Шереметевского, И.С. Соломоновского, Лая, Меймана о выработке орфографического навыка.
4. Возрождение грамматического направления А.М. Пешковским, Н.П. Каноныкиным, Н.С. Рождественским, Н.А. Щербаковой.
5. Исследования Д.Н. Богоявленским, С.Ф. Жуйковым процесса автоматизации сознательных действий в зависимости от сложности орфограммы.
6. Современные тенденции усиления работы над орфографической зоркостью. Методика формирования орфографической зоркости детей на основе фонемной теории.

Рекомендуемая литература

1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.
2. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. – М., 1959.
3. Жедек П.С. Методика обучения орфографии // Русский язык и литература в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1993.
4. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. – М., 1965.
5. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальных классах школы. – М., 1955.
6. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. – М., 1964.
7. Львов М.Р. Методика обучения правописанию. – М., 1990.
8. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992.
9. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе. – М.. 1960.
10. Рождественский Н.С. Очерки по методике начального обучения правописанию. – М.. 1961.
11. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1960.
12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.- Л., 1949, т. 5, 7.
13. Шереметевский В.П. Статьи по методике начального преподавания русского языка. – М., 1910.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »