Налоговое планирование на уровне государства


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н. А. ДОБРОЛЮБОВА

Факультет международных отношений экономики и управления

Кафедра финансы и кредит

Налоговое планирование на уровне государства

Подготовила: Семенова Д. Д.

Проверила: доцент Стулова О. Е.

Нижний Новгород

2014 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Виды и этапы государственного планирования

Методы государственного налогового планирования и прогнозирования

Методы налогового планирования, используемые в России

Методы налогового планирования, используемые за рубежом

Налоговый потенциал. Расчет налогового потенциала

Заключение

Практическая часть

Список литературы

Введение

Тема данной курсовой работы — «Налоговое планирование на уровне государства». Прежде чем говорить о государственном планировании, следует дать определение планированию в целом.

В общем, под планированием понимается определение плана или курса действий, направленного на оптимизацию процессов и получение наилучших результатов. У Д. Гроува можно встретить следующее определение: «Планирование заключается в основном в определении и рассмотрении альтернативных целей и курсов действий и в выборе тех из них, которые должны быть приняты и реализованы» (3, с.265)

Говоря о налоговом планировании на микроуровне (т. е. на уровне организации), можно сказать, что оно представляет собой организацию дея-тельности по оптимизации налоговых обязательств и платежей физических и юридических лиц. (8, с 439)

Планирование же на уровне государства отличается от данных определений. Государственное налоговое планирование представляет собой совокупность форм и методов определения оптимальных налоговых параметров, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала. (2, 60 стр.) Таким образом, обратно налоговому планированию на уровне хозяйствующего субъекта в цели государственного налогового планирования входит максимизация объемов налоговых поступлений в бюджет.

Актуальность темы курсовой работы очевидна, т. к. государственное налоговое планирование играет значительную роль в развитии государства, осуществляя как поддержку отдельных отраслей, жизненно важных для общества, так и направляя общее развитие национальной экономики, создавая условия для ее последовательного и сбалансированного роста.

Налоговое планирование занимает важное место в системе государственного управления. В нашей стране планированием налоговых поступлений занимаются Министерство финансов совместно с Федеральной налоговой службой России.

Достижение цели налогового планирования возможно на основе оптимизации уровня и структуры налогового бремени, поддержания высокого уровня собираемости налогов и эффективности налогового контроля с учетом закона растущих финансовых потребностей государства. Объективный предельный уровень налоговых изъятий (для каждой страны он индивидуален) ограничивает возможности государства в увеличении своих доходов на основе увеличения налогового бремени. (2, с. 60)

В этой связи, важнейшей проблемой научного налогового планирования является поиск компромиссных решений, учитывающих обе противодействующие стороны — государство и налогоплательщиков.

Цель курсовой работы — углублённое изучение налогового планирования на уровне государства. Для этой цели следует выполнить следующие задачи: определить этапы и виды государственного налогового планирования, рассмотреть возможные методы налогового планирования и рассмотреть отдельно метод налогового планирования на основе налогового потенциала. Работа делится на 2 части: теоретическую и практическую, где представлены решения задач по курсу налоговое планирование. В соответствии с последовательным решением поставленных задач выстроена структура данной курсовой работы, учитывающая все аспекты, касающиеся налогового планирования на уровне государства.

В данной работе использовались нормативные акты, лекции, учебники и учебные пособия по предметам: налоги и налогообложение, налоговое право и налоговый менеджмент.

Виды и этапы государственного планирования

Государственное налоговое планирование, как и все прочие, более мелкие масштабами и целями виды планирования, начинается с разработки определенной концепции налоговой политики. Впрочем, если такая концепция уже существует и даже с успехом функционирует, это не значит что можно сесть, сложив руки, и ждать идеальных результатов. Государственное налоговое планирование следует постоянно корректировать, так сказать, в соответствии с реалиями времени. После того, как концепция (научно обоснованная) устроит всех, кого она может и должна устроить, наступает очередь определять цели, задачи и, собственно, методы достижения всех этих целей и задач. В схеме 1 наглядно показана развернутая информация о процессе налогового планирования на уровне государства.

Схема 1. Этапы государственного налогового планирования.

Целевые налоговые установки формируются на основе бюджетных заданий и параметров программ социально-экономического развития страны. (6, с. 91)

Государственное налоговое планирование решает следующие основные задачи:

· формирование налогового законодательства;

· построение рациональной налоговой системы исходя из конкретной социально-экономической ситуации, основанной на оптимальных параметрах совокупного налогового бремени и структуры системы налогов;

· оптимизация объектов налогообложения и налоговой базы;

· разработка рациональной системы налоговых скидок и льгот;

· разработка налогового бюджета на предстоящий финансовый год и среднесрочную перспективу.( 2, с. 61)

В зависимости от периода, целей и задач планирования различают:

оперативное (период — месяц, квартал). Осуществляется Минфином и финансовыми органами. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования в рамках утвержденного бюджета.

текущее (период — финансовый год) или краткосрочное планирование осуществляется в целях составления проектов федерального, регионального и местных бюджетов на очередной год. Основой для него служат показатели прогноза социально экономического развития страны на предстоящий год, который разрабатываются министерством экономического развития России и экономическими органами субъектов РФ. А также производится анализ налоговых поступлений в текущем году как в целом, так и по отдельным видам налогов.

стратегическое (долгосрочное) налоговое планирование. Осуществляется на срок от 5 до 10ти лет. Для его осуществления базой являются:

прогнозы социально экономического развития страны, её регионов, муниципальных образований на соответствующий период времени

статистическая информация по основным макроэкономическим показателям, включая данные об исполнении бюджетов разных уровней. (7)

Необходимо отметить единство текущего и стратегического налогового планирования. Без тщательной проработки перспектив развития налогообложения, осуществленной с учетом возможных изменений внешней среды, невозможна разработка реалистических налоговых планов.

В основе текущего и стратегического планирования лежат прогнозные параметры налогового потенциала, о котором мы поговорим в разделе 2.3.

Методы государственного налогового планирования и прогнозирования

Методы налогового планирования, используемые в России

В связи с тем, что в реальности невозможно разделить на отдельные этапы прогнозирование и планирование, т. к. это взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы, то не имеет смысла разграничивать и методы налогового прогнозирования и планирования. Т. е. каждый из представленных ниже методов в равной степени применяется как при прогнозировании, так и при планировании.

1метод. Прогнозирование с помощью трендов.

Считается одним из простейших методов статистического прогнозирования. Предполагает обращение и материальную обработку экспертных оценок, заключается в использовании профессиональной интуиции экспертов по налоговому планированию. (7) Методика построения трендовых моделей представляет собой сочетание качественного экономического анализа и формальных математико-статистических процедур.

Построение включает в себя следующие этапы:

С помощью регрессионного анализа осуществляется оценивание параметров функций тренда, построенного с помощью математико-статистических процедур.

Далее происходит оценка близости тренда к аппроксимируемому динамическому ряду с помощью нескольких формальных критериев: коэффициента детерминации, остаточной дисперсии, суммы квадратов отклонений.

После анализа остаточной компоненты динамического ряда выбирается функция тренда, с помощью которой и осуществляются прогнозные расчеты.

И на конец, осуществляется расчет доверительного интервала, позволяющего определить область, в которой с определенной вероятностью следует ожидать прогнозируемую величину.

Минусы:

В силу неустойчивого характера социально-экономических процессов в РФ и существенных изменений в налоговом законодательстве страны трендовые модели используются только на короткий срок (краткосрочное прогнозирование) или как начальный этап комплексной методики прогнозирования.

Не используется при статистическом прогнозировании в РФ.

Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетенции экспертов.

2 метод. Прогнозирование с помощью однофакторных и многофакторных моделей.

Факторные модели отражают зависимость результирующего показателя (например, величины налоговых поступлений) от динамики одного или нескольких факторов. Факторные модели, как правило, строятся на основе эмпирических динамических рядов в виде регрессионных уравнений.(2, с. 63)

Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы по видам налогов, расчет которой проводится в целом по стране и по регионам.

Поскольку структура налоговых поступлений как в России в целом, так и в регионах характеризуется высокой долей косвенных налогов (более 60 %), важное значение приобретает прогнозирование поступлений по таким крупным классификационным группам, как косвенные и прямые налоги. (2, с. 63)

Рассмотрим в качестве примера налоговое прогнозирование прямых и косвенных налогов на основе факторной модели.

В прогнозной модели косвенных налогов (YK) в качестве факторов можно взять: общую сумму прибыли (X1), сумму амортизационных отчислений (Х2), сумму оплаты труда (Х3) и валовые вложения в основной капитал (Х4).

Yk= — a + b1X1 + b2X2+b3X3+b4X4 + c

В модели прямых налогов (Yn) следует использовать те же факторы, только вместо прямых налогов в качестве первого фактора нужно взять косвенные налоги.

Рассмотрим на примерах расчетов налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и НДС общую схему действий при краткосрочном прогнозировании налоговых поступлений.

Прогнозируемая сумма налога на доходы физических лиц рассчитывается как произведение облагаемой налогом оплаты труда и средней ставки налога, сложившейся в году, предшествующем прогнозируемому.

Прогнозируемая сумма налога на прибыль организаций при краткосрочном прогнозе рассчитывается на основе интегрального показателя развития экономики региона. Указанный показатель вбирает в себя прогнозируемый прирост объемов производства, индексы цен и инфляционных ожиданий. Затем рассчитывается сложившийся в отчетном периоде коэффициент отставания прибыли от интегрального показателя (как правило, он должен быть меньше единицы). Прогнозируемая величина прибыли определяется путем корректирования сложившегося в отчетном периоде показателя прибыли на указанный коэффициент отставания. Расчет прогнозной величины налоговых поступлений по прибыли по средней расчетной ставке. (2, с. 64)

Наибольшую трудность составляют прогнозные расчеты налога на добавленную стоимость. Это обусловлено относительно большим числом факторов, формирующих добавленную стоимость, разными ставками налога в зависимости от вида продукции (товаров), рода деятельности налогоплательщиков (производство, розничная торговля, общественное питание), а также другими обстоятельствами. Добавленная стоимость включает в себя оплату труда работников материальной сферы, включаемую в издержки производства и обращения, начисления на оплату труда, амортизационные отчисления, прибыль, акцизы и прочие денежные расходы.(2, с. 64)

Прогнозная величина амортизационных отчислений рассчитывается на основе их отчетной величины с корректировкой последней исходя из прогнозируемых темпов обновления и выбытия основных фондов, изменения цен на них, инфляционных ожиданий и других факторов. (2, с. 65)

В расчете НДС используется прогнозная величина прибыли.

В основу расчетов прогнозируемых акцизных поступлений закладывается прогноз объемов производств подакцизной продукции, предполагаемый уровень оптовых цен на них и ставок акцизов.

Минусы данной методики:

Применение средней величины накладывает отпечаток на качество прогнозных расчетов.

Более качественный и детальный прогноз, например, осуществленный отдельно по видам деятельности и категориям налогоплательщиков (например, по кредитно-финансовым организациям), реализовать на практике бывает затруднительно из-за отсутствия необходимой статистической информации.

Используется только при краткосрочном планировании.

3 метод. Метод экспертных оценок.

Является наиболее распространенным методом прогнозирования поступлений. Предполагается, что изменения в будущем предопределяются изменениями в прошлом и настоящем.

Для прогнозирования налоговых доходов регионального бюджеты используются следующие показатели:

Базовые показатели фактического поступления конкретных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет субъектов РФ не менее чем за полгода предшествующих планируемому.

Макроэкономические индексы-дефляторы, характеризующие прогнозируемые темпа роста (снижения) социально-экономического развития страны. При расчёте прогноза налоговых доходов бюджета города используются следующие индексы-дефляторы: индекс промышленного производства, среднемесячной зарплаты, потребительских цен, инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли т. д. (7)

В укрупнённом виде расчёты по определению прогнозных показателей города можно представить в виде формулы поступлений отдельного налога:

Nn+1=Vn+1*Sn+1*Pn+1, где

Vn+1 — налогооблагаемая база по налогу на прогнозируемый год

Sn+1 — действующая ставка налога или вновь устанавливаемая на прогнозируемый год (в %)

Pn+1 — доля отчислений по федеральным регулирующим налогам, подлежащая передаче в бюджет города

Vn+1=Vn*W n+1, где

W n+1 — индекс-дефлятор, показывающий во сколько раз изменится этот показатель в следующем году

Минус:

Игнорируются экономические, демографические и иные факторы, которые могут повлиять на результативные показатели прогнозного периода.

Методы налогового планирования, используемые за рубежом

В настоящее время в России основные бюджетные поступления обеспечиваются за счет налогов с организаций, а в их составе за счет косвенных налогов, тогда как в большинстве развитых стран наоборот — за счет налогов с физических лиц и прямых налоговых платежей. Поэтому методы государственного налогового планирования в других странах отличаются.

Во многих странах, таких как США, Великобритания, Нидерланды, отчетность налоговых органов, в частности декларации налогоплательщиков о доходах, являются основным источником информации о том, как работает налоговая система. Отчетные документы используют для создания баз данных, содержащих информацию о доходах, освобождении от налогов, исключении некоторых видов доходов из налогооблагаемого дохода, налоговых обязательствах, льготах и т п. Затем эти данные проектируются на весь бюджетный период с помощью методов укрупнения и разукрупнения показателей. Предположительные значения этих переменных выводятся методами экспертной оценки, экстраполяции и каузальности. (4, с. 160)

1 метод. Метод экстраполяции.

Основывается на изучении сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей функционирования и развития социально-экономической системы и распространении этих закономерностей на будущий период, исходя из того, что в экономической деятельности закономерности достаточно устойчивы в течение некоторого периода времени.

Плюсы данного метода:

В методе используется большая степень укрупнения данных, поэтому особенно продуктивен, когда информации недостаточно или ее трудно получить.

Легко ознакомится с информацией, можно быстрее проанализировать, проще отслеживать изменение данных, к тому же создание таких моделей обходится недорого.

Минусы:

Есть трудность, связанная с укрупнением данных, в результате которого пользователь теряет большое количество информации, необходимой для корректировки модели в связи с изменением законодательства либо для анализа причин расхождений между проектировками и фактическими поступлениями.

2 метод. Казуальный метод.

В силу минусов экстраполяционного метода во многих странах стали пользоваться каузальными методами прогнозирования, в частности, сочетанием в налоговом анализе методов регрессии и моделирования. Чаще всего для определения базового (нормативного) объема поступлений используют регрессионные модели, а для оценки последствий принятых или предлагаемых законов — модели микромоделирования, при этом результаты вносятся в базовый прогноз.

На основе данных репрезентативных выборок деклараций о доходах как физических, так и юридических лиц, информации об объемах реализации продукции и тому подобных данных модели микромоделирования воспроизводят последствия изменений в существующем (или возможном) налоговом законодательстве. При таком подходе рассчитываются налоговые обязательства каждого плательщика или компании, занесенные в базу данных, и в точности воспроизводятся действия налогоплательщика в части определения размера платежей в бюджет. После расчета дохода на основании информации, содержащейся в каждой декларации, модель обобщает результаты, распространяя их на всех налогоплательщиков в базе данных, чтобы получить итоговые оценки налоговых поступлений.(4, с.164)

Плюсы:

знание и умелое использование пробелов, существующих в налоговом законодательстве, не противоречит закону, а значит к лицам, их совершающим, не могут быть применены какие — либо санкции.

Налоговый потенциал. Расчет налогового потенциала

Существует множество методов государственного налогового планирования, которые мы затронули в предыдущей главе. Но один из методов государственного налогового планирования в разрезе субъектов РФ, при помощи налогового потенциала, разберем подробнее.

Одним из распространенных методов государственного налогового планирования является оценка соотношения налогового потенциала с фактическими поступлениями налогов и определение на этой основе экономически обоснованных объемов и структуры поступлений налогов в бюджетную систему в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на обоснованно высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.

Под налоговым потенциалом понимается способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений. При этом имеется в виду не фактическая сумма поступлений как таковых, а именно способность, возможность.

Налоговый потенциал рассчитывается в соответствии с приказом Минфина РФ от 27.08.2004 N 243 «о методических рекомендациях субъектам российской федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений».

При расчете этой величины следует использовать показатели, объективно характеризующие возможности получать налоговые доходы с налоговой базы, закрепленной за муниципальным образованием, а не данные о фактических доходах за отчетный период. Использование данных о фактических доходах при расчете бюджетной обеспеченности приводит к снижению стимулов у муниципальных образований по мобилизации доходов, поскольку уменьшение доходов от налоговых источников будет компенсировано (при учете их в расчетных налоговых доходах) увеличением финансовой помощи в предстоящем году. И наоборот, увеличение фактически полученных налоговых доходов местного бюджета приведет к адекватному снижению объема финансовой поддержки, то есть, в конечном итоге, к отсутствию прироста собственных доходов. (1, с. 13) Иными словами, если мы будем использовать как показатель фактические доходы, местные органы власти лишатся собственного дохода, несмотря на максимальный объем налоговых сборов в отчётном году.

Стратегический налоговый потенциал определяется как прогнозируемый объем совокупной налоговой выручки, получаемый в сфере производства и обращения после вычета совокупных затрат по ее обеспечению. (9) Среди наиболее существенных факторов, определяющих стратегический налоговый потенциал, выделяют объем денежной массы в обращении, зависящие от него параметры внутреннего валового продукта, вещественные и трудовые факторы производства, индексы цен, инфляции и других показателей. Тактический налоговый потенциал определяется как суммарная величина прогнозируемого объема налоговых поступлений, рассчитываемого с учетом стратегического налогового потенциала и налоговых ставок.

Согласно приказу Минфина РФ расчет налогового потенциала может производиться на основе оценки налоговой базы в разрезе муниципальных образований соответствующих типов по агрегированному показателю (аналогичному валовому внутреннему продукту, объему промышленного производства и товарооборота), либо с использованием налоговой базы по видам налогов.

В случае использования агрегированного показателя, отражающего общий уровень развития экономики муниципального образования (т. е. налогового потенциала), расчет оценки налогового потенциала производится по аналогии с методологией распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. То есть, оценка ведется на основе соотношения объемов добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) с прогнозируемым поступлением налогов с единицы добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда).

Расчет налогового потенциала в этом случае будет производиться по следующей формуле:

НПi = ПД * НБi * Кi/ НБ,

где

НПi — объем налогового потенциала i-го муниципального образования i;

НБi — объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) в i-м муниципальном образовании;

ПД — суммарный по субъекту Российской Федерации прогноз поступлений налоговых доходов в бюджеты всех муниципальных образований данного типа;

НБ — суммарный по субъекту Российской Федерации объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда);

Кi — поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики i-го муниципального образования.

При необходимости возможно применение поправочных коэффициентов на отраслевую структуру экономики муниципалитета, отражающих различия в уровне налоговых доходов, закрепленных за муниципалитетами, поступающих с равного объема добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) в различных отраслях экономики. Важно отметить, что применение поправочных коэффициентов будет необходимо в случае принятия решения о передаче в муниципальные бюджеты косвенных налогов (например, акцизов на алкоголь) и ресурсных платежей, распределенных неравномерно относительно используемых агрегированных показателей, не коррелирующих напрямую с добавленной стоимостью, промышленным производством, фондом оплаты труда.

Поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики муниципального образования определяется по формуле:

Кi= 31; {(Дij / Дi)* (Гj / Г) / (Дj / Д)},

Где

Дij — объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) по по j-ой отрасли экономики (промышленности) в i-ом муниципальном образовании;

Дi- объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) по всем отраслям экономики (промышленности) в i-ом муниципальном образовании;

Дj — объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) по по j-ой отрасли экономики (промышленности) по всем муниципальным образованиям;

Д — объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) по всем отраслям экономики (промышленности) по всем муниципальным образованиям;

Гj- прогнозируемый (отчетный) объем всех налоговых доходов, закрепленных за муниципальными образованиями, по j-ой отрасли экономики (промышленности);

Г — прогнозируемый (отчетный) объем всех налоговых доходов, закрепленных за муниципальными образованиями, по всем отраслям экономики (промышленности);

При этом в целях обеспечения наиболее стабильного распределения финансовой помощи рекомендуется использовать отчетные данные для определения налогового потенциала за несколько периодов (лет).

Налоговый потенциал может оцениваться также по видам налогов, если можно выделить и оценить косвенные показатели налоговой базы по этим налогам в разрезе муниципалитетов. Например, для земельного налога, который является основным местным налогом, в качестве такого показателя можно было бы использовать кадастровую стоимость земли (возможно, с корректировкой на федеральные и региональные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков и земель), подоходного налога — доходы населения, объем фонда оплаты труда, налогов на малый бизнес — объем товарооборота и т. д.. В таблице 1 приведен рекомендуемый перечень показателей, которые могут использоваться для оценки косвенной налоговой базы по отдельным налогам.

налоговое планирование потенциал

Таблица 1. Показатели, используемые в качестве оценки налогового потенциала.

НАЛОГ

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЛЯ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ (В ПОРЯДКЕ УБЫВАНИЯ ТОЧНОСТИ СООТВЕТСТВИЯ БАЗЫ ПОСТУПЛЕНИЯМ НАЛОГА)

налог на доходы физических лиц

фонд оплаты труда, среднедушевые доходы населения, добавленная стоимость, объем промышленного производства

земельный налог

кадастровая стоимость земель, стоимость основных фондов, добавленная стоимость

единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

объем розничного товарооборота (в том числе по категориям продукции), среднедушевые доходы населения, добавленная стоимость

транспортный налог

количество транспортных средств, среднедушевые доходы населения, добавленная стоимость, объем промышленного производства, численность городского населения

налог на имущество физических лиц

стоимость имущества физических лиц, среднедушевые доходы населения

единый сельскохозяйственный налог

объем выпуска сельскохозяйственной продукции, кадастровая стоимость земель, численность сельского населения

налог на имущество организаций

стоимость основных фондов, стоимость имущества, объем добавленной стоимости, объем выпуска промышленной продукции

налог на прибыль организаций

объем прибыли, объем выручки, объем добавленной стоимости, объем выпуска промышленной продукции

налог на игорный бизнес

количество игровых столов, автоматов, тотализаторов и букмекерских контор, среднедушевые доходы населения, численность городского населения

акцизы на алкогольную продукцию, пиво

объем производства алкогольной продукции и пива, объем розничной продажи алкогольной продукции, пива

акцизы на нефтепродукты

объем реализации нефтепродуктов, объем добавленной стоимости, количество автомобилей, протяженность автодорог, объем промышленного производства

налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых

объем добычи общераспространенных полезных ископаемых, стоимость общераспространенных полезных ископаемых

Налоговый потенциал по видам налогов оценивается исходя из предположения, что имеющаяся на территории муниципального образования налоговая база используется со средней по региону эффективностью (с одной единицы измерения, в которых выражена налоговая база, собирается одинаковый объем налога). Для этих налогов налоговый потенциал оценивается путем умножения показателя, выбранного в качестве налоговой базы на среднюю репрезентативную налоговую ставку. Средняя по субъекту Российской Федерации репрезентативная налоговая ставка рассчитывается как среднее по всем муниципальным образованиям соотношение между прогнозируемыми налоговыми сборами и налоговой базой данного налога.

НПij = НБij * ПДj / НБj,

где

НПij — налоговый потенциал муниципального образования i по налогу j;

НБij — налоговая база налога j в муниципальном образовании i в прогнозном году;

ПДj — суммарный по субъекту Российской Федерации прогноз поступлений по налогу j в бюджеты всех муниципальных образований данного типа;

НБj — суммарная по субъекту Российской Федерации налоговая база налога j.

Таким образом, налоговый потенциал по всем видам налогов в целях данного расчета будет определяться по формуле:

НПi = SUM (НПij),

где

НПi — сумма налоговых потенциалов по видам налогов в муниципальном образовании i (объем налогового потенциала).

Важно отметить, что как и при оценке различий в стоимости бюджетных услуг расчет не должен быть чрезмерно сложным. Например, при использовании оценки налогового потенциала на основе общих агрегированных показателей не следует применять раздельный учет значительного количества отраслей экономики и промышленности, особенно, если учесть, что для большинства из них уровни налогового нагрузки практически не отличаются. Также и применение метода репрезентативных налоговых ставок совсем не обязательно подразумевает оценки каждого вида налога, тем более, если его доля в налоговых доходах муниципальных образований незначительна.(1, с. 13)

Заключение

Прогноз поступлений налогов является исследованием перспективного характера, базирующимся на познании и предвидении объективных и субъективных факторов, влияющих на поступление налогов в их количественной определенности. Вследствие этого его результаты носят вероятностный, предварительный характер, несмотря на то, что при его разработке учитываются реальные экономические условия и процессы, а фундаментом прогноза являются комплексные программы экономического и социального развития страны или региона, которые определяют необходимую для этого динамику изменений основных макропоказателей. Учитывая эти обстоятельства, при прогнозировании налоговых поступлений должны быть, как видно из предыдущих глав, охвачены этим процессом не столько сами величины налоговых поступлений, сколько их налогооблагаемые базы и (или) их составляющие элементы (индексы цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения качественного и количественного состава предприятий и др.).

Среди методов налогового планирования можно выделить такие как метод экспертных оценок метод сравнения налогового потенциала и фактических поступлений в бюджет, а также метод, применяемый за рубежом — казуальный. Рассматривая данные методы в разрезе государства можно сделать вывод о том, что казуальный метод, не используемый в России, наиболее эффективный и удобный. Данный метод учитывает все недостатки предыдущих, кроме внешних воздействий таких как: инфляция и изменения в налоговой системы, и поэтому не подходит для России.

Налоговое планирование на уровне государства и органов мест-ного самоуправления служит основой для выработки прогноза со-циально-экономического развития страны, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного со-ставления проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год.

Практическая часть

А — 1, Б -1

Задача 1. Расчет налоговой нагрузки организации

Исходные данные для расчета налоговой нагрузки.

Показатель

Значение ( руб. или %)

Выручка от реализации

3 493 511

В том числе НДС

532908

Выручка без НДС

2960603

Затраты ( без налогов)

1 900 811

В том числе:

субподряд

250 911

стоимость товара

455 771

гсм

1 961

заработная плата

387 211

амортизация

10 811

НДС по приобретенным товарам, работам, услугам

127 551

Налоговые платежи и социальные отчисления

178546

В том числе:

страховые взносы в Пенсионный фонд

54 211

ЕСН ( к уплате)

46 471

НДФЛ

50291

платежи по социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

1 161

Транспортный налог

2 121

Налог на имущество организаций

24 291

Прибыль до налогообложения

1059792

Налог на прибыль

211958

Чистая прибыль

669287

Сумма материальных затрат

666595

Сумма налогов и социальных отчислений ( без НДС и НДФЛ)

340213

НДС к уплате в бюджет

405357

Сумма налогов ( с НДС)

745570

Сумма налогов ( с НДС и НДФЛ)

795861

Задание

Заполните таблицу и рассчитайте налоговую нагрузку организации по следующим методикам:

1) методика Минфина;

2) методика М. Н. Крейниной;

3) методика Е. А. Кировой;

4) методика М. Л. Литвина.

Решение:

Методика, предложенная Министерством финансов РФ

НН =Н/В * 100,

где : НН — показатель налоговой нагрузки в %; Н — сумма всех начисленных налогов; В — выручка от реализации, включая выручку от прочей реализации

НН=795861/2960603*100= 27% — таким образом, сумма налогов составляет 27% или почти 1/3 от выручки организации.

Методика М. Н. Крейниной

НН = (В-Ср-Пч)/(В-Ср)*100 или

НН = (В-Ср-Пч)/Пч*100%,

где: В — выручка от реализации (себестоимость + прибыль); Ср — затраты на производство реализованной продукции без учета налогов;

Пч — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых за счет нее

НН= (2960603-1 900 811-666595)/ 666595*100%=58% — таким образом, по методике М. Н.Крейниной сумма налогов и налоговых отчислений по отношению к фактической прибыли составляет больше чем 50%.

Методика Е. А. Кировой

НН= (НП+СО)/(ОТ+СО+НП+П)*100

где: НП — налоговые платежи ( без НДФЛ);СО — отчисления в социальные фонды; ОТ — оплата труда; П — прибыль организации

НН= (745570+55372)/( 387 211+55372+745570+669287)*100= =800942/1857440*100=43% — таким образом, по методу Е. А.Кировой налоговые платежи и социальные отчисления составляют 43% от выручки предприятия (без учёта материальных затрат)

Методика М. Л. Литвина

НН= СН/ДС *100%

где: СН — сумма всех налогов; ДС — добавленная стоимость

ДС= валовый доход — материальные затраты

НН= 795861/2826916=28% — таким образом, 28% добавленной стоимости уходит на налоги.

Задача 2

Организация с 1 января перешла на упрощенную систему налогообложения. На балансе организации числятся основные средства сроком полезного использования: три года — первоначальная стоимость — 111 тыс. руб., остаточная — 101 тыс. руб.; девять лет — первоначальная стоимость — 731 тыс. руб., остаточная — 511 тыс. руб.; 20 лет — первоначальная стоимость — 2811 тыс. руб., остаточная — 2511 тыс. руб. Доходы от реализации продукции за год составляют 9711 тыс. руб., расходы — 8211 тыс. руб. Получено безвозмездно оборудование стоимостью 121 тыс. руб. Начислены взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 31 тыс. руб., уплачено — 25 тыс. руб.

Исчислите сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период: объект налогообложения — доходы. Рассчитайте сумму налога по альтернативному варианту: объект налогообложения — доходы, уменьшенные на сумму расходов. Сделайте вывод, какой из вариантов оптимальный для данной организации.

Решение:

Включение в расходы:

1 год. = 33,6 тыс. руб. + 50%*511тыс. руб.+251,1 тыс. руб.= 540 тыс. руб.

1 кв. — 8,4 тыс. руб. + 63,8 тыс. руб. + 62,7 тыс. руб.= 135 тыс. руб.

2 кв. — 135 тыс. руб.

3 кв. — 135 тыс. руб.

4 кв. — 135 тыс. руб.

2 год. = 33,6 тыс. руб. + 30%*511 тыс. руб. + 251,1 тыс. руб.= 438 тыс. руб.

1 кв. — 8,4 тыс. руб. + 38,3 тыс. руб. + 62,7 тыс. руб.= 110 тыс. руб.

2 кв. — 110 тыс. руб.

3 кв. — 110 тыс. руб.

4 кв. — 110 тыс. руб.

3 год.= 33,6 тыс. руб. + 20%*511тыс. руб. + 251,1 тыс. руб.= 387 тыс. руб.

1 кв. — 8,4 тыс. руб. + 25,5 тыс. руб. + 62,7 тыс. руб.= 97 тыс. руб.

2 кв. — 97 тыс. руб.

3 кв. — 97 тыс. руб.

4 кв. — 97 тыс. руб.

4 год. = 251,1 тыс. руб

….

10 год = 251,1 тыс. руб.

Расчитаем налоговую базу (1 год)

1-й способ — объект налогообложения — доходы:

Нал. база (за год) = 9711+121= 9832тыс. руб.

Сумма налога= 9832тыс. руб.*6% — 6 тыс. руб.= 584 тыс. руб.

Авансовые платежи по налогу:

1 кв. 146 тыс. руб.

2 кв. 146 тыс. руб.

3 кв. 146 тыс. руб.

4 кв. 146 тыс. руб.

2-й способ — объект налогообложения — доходы, уменьшенные на сумму расходов:

Нал. база (за год) = 9711+121-8211-6=1075 тыс. руб.

Сумма налога = 1075 тыс. руб.*15% = 161,3 тыс. руб.

Определим сумму минимального налога:

Мин. сум. нал.= 9832тыс. руб.*1%= 98,32 тыс. руб.

Таким образов согласно п. 3 НК РФ в бюджет уплачивается первоначальная сумма налога.

Тогда авансовые платежи:

1 кв. 40,3 тыс. руб.

2 кв. 40,3 тыс. руб.

3 кв. 40,3 тыс. руб.

4 кв. 40,3 тыс. руб.

Вывод: для данной организации оптимальным вариантом уплаты налога по УСН исходя из объекта налогообложения — доходы минус расходы.

Задача 3.

Проанализируйте предложенные ситуации. Сделайте вывод кто прав: налогоплательщик или налоговый орган. Ответ обоснуйте.

Вариант №1

Ситуация 1. После проведения камеральной проверки налоговый орган доначислил предпринимателю транспортный налог. Причиной доначисления стало неправильное применение налогоплательщиком налоговой ставки. Предприниматель не учел, что закон о ставках транспортного налога в его регионе установил различные ставки для физических лиц, предпринимателей и организаций, применил ставку для физических лиц.

Ответ: В данной ситуации налоговый орган поступил согласно установленным правилам. Однако, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства и т. д. Но так же известно, что территориальные органы власти могут устанавливать собственные ставки. Так как налоговый орган не применил пенни к налогоплательщику, в данном случае доначисление правомерно.

Ситуация 2. Налоговый орган, проведя проверку, установил, что налогоплательщик учитывал январские отпускные по сотрудникам, которые ушли в отпуск в декабре, в предыдущем ( по отношению к январю) году. По мнению налоговиков, налогоплательщик неправомерно отнес на расходы, уменьшающие полученные доходы, расходы, относящиеся к будущим периодам, поскольку в фонд оплаты труда отчетного месяца с последующим отнесением на себестоимость продукции необходимо включать только ту часть отпускных, которая приходится на дни отпуска отчетного месяца. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд оплаты труда и в себестоимость продукции следующего месяца.

Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 272 НК РФ расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно, исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255 НК РФ расходов на оплату труда. К названным расходам относятся, в том числе, и отпускные — расходы работодателя на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 255 НК РФ).

Учитывая положения статьи 136 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала, налогоплательщик был вправе отпускные за период, приходящийся на декабрь одного года и январь следующего года, включить в расходы года их выплаты. Таким образом, налоговый орган не прав в данной ситуации, т. к. выплата не разбивается на части, а платится за весь отпуск единовременно не позднее, чем за 3 дня до наступления отпуска.

Список литературы

1) Приказ Минфина РФ от 27.08.2004 N 243 «О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

2) Барулин С. В., Ермакова Е. А., Степаненко В. В. Налоговый менеджмент. Учебное пособие. — М.: Омега-Л; 2007, 272 стр.

3) Брызгалин А. В. , Берник В. Р., Головкин А. Н. Бухгалтерский учет и налогообложение хозяйственных договоров.— М.: Аналитика-Пресс, 1997.

4) Киреева Е. Ф. Налогообложение в международной экономической практике: основы организации международного налогообложения: Уч. пос. — Мн.: БГЭУ, 2006 г. — 231с.

5) Мысляева Ирина Николаевна Государственные и муниципальные финансы, под ред. Басырова З. А. — М.: ИНФРА-М, 2012 г.

6) Налоговое планирование /Е. Вылкова, М. Романовский. — Пб.: Питер, 2004. — 634с :ил.—(Серия «Учебник для вузов»).

7) Стулова О. Е. Лекции по курсу Налоговое планирование.

8) Толкушкин А. В. Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ, 2003. — 910 с.

9) Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М., 2003.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »