Налогообложение недвижимого имущества в Российской Федерации


Содержание

  • Введение
  • 1 Теоретические аспекты налогообложение недвижимости, принадлежащей физическим лицам
  • 1.1 Определение недвижимого имущества, возникновение права собственности физических лиц на недвижимое имущество
  • 1.2 Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой
  • 1.3 Текущее состояние налоговой системы Российской Федерации
  • 2 Налогообложение недвижимого имущества в Российской Федерации
  • 2.1 Особенности исчисления налога на землю
  • 2.2 Налог на имущество физических лиц (в отношении квартир, жилых и садовых домов, других строений) как источник формирования бюджетов МО
  • 2.3 Налог на доход от продажи имущества
  • 2.4 Налог на доход от приобретения имущества
  • 2.5 Льгота по уплате налога на доход (имущественный налоговый вычет) для покупателя недвижимости
  • 3. Введение налога на недвижимость
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Проводимые в России экономические преобразования неразрывно связаны с налоговой реформой. Налоговая реформа в Российской Федерации наконец-то начала реализовываться на практике. Серьезно изменены практически все основные налоги, снижены размеры их ставок, отменено большое количество налоговых льгот. Результатом этой реформы стало существенное оживление экономики, рост доходов бюджетов всех уровней.

В современных условиях создание эффективной налоговой системы, обеспечение ее прозрачности, предсказуемости и стабильности представляет собой важное условие повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Именно поэтому налоги стали предметом изучения и ожесточенных дискуссий в самых широких слоях общества.

В Налоговом кодексе РФ установлен исчерпывающий закрытый перечень региональных налогов и сборов. Это препятствует процессу формирования разных налоговых схем в регионах, возникновению конфликтных ситуаций в межбюджетном соперничестве и способствовать сохранению единого экономического пространства Российского государства. Именно этим и объясняется актуальность выбранной темы.

На уровне муниципальных образований Российской Федерации есть два местных налога (на имущество физических лиц и земельный налог).

Полномочия в налоговой сфере между органами законодательной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местным самоуправлением распределяются исходя из того, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами единой налоговой системы Российской Федерации. При этом предусматривается установление правовых механизмов взаимодействия всех элементов единой налоговой системы Российской Федерации.

Объектом исследования является система налогообложения недвижимого имущества физических и юридических лиц.

Цель курсовой работы — рассмотрение вопроса, характеризующего современную систему налогообложения имущества физических лиц.

В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:

1 характеристика налоговой политики как фактора стабильности развития экономики страны;

2 оценка налогообложения имущества физических лиц в Российской Федерации;

3 рассмотрение перспективы введения единого налога на недвижимость.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты РФ.

1 Теоретические аспекты налогообложения недвижимости, принадлежащей физическим лицам

1.1 Определение недвижимого имущества, возникновение права собственности физических лиц на недвижимое имущество

В соответствии с п.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без нанесения ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения. Эти объекты признаются недвижимостью до тех пор, пока они связаны с землей. В случае их отделения от земли они становятся движимым имуществом.

Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к недвижимому имуществу отнесены жилые и нежилые помещения как часть здания.

Пунктами 1 и 2 ст.38 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определено, что объектом налогообложения может быть имущество, под которым понимаются виды объектов гражданских прав (кроме имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

В соответствии со ст. ст.8, 9, 35, 36 и 40 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый гражданин вправе иметь имущество в частной собственности (включая землю), владеть, пользоваться и распоряжаться им. Статья 35 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам также право наследования имущества.

Под владением понимается фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью (имуществом). Под пользованием имуществом подразумевается извлечение из имущества его полезных свойств, под распоряжением — законная возможность полной или частичной передачи прав на имущество другим лицам. Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом регулируются и охраняются гражданским законодательством.

Под наследованием понимается переход имущества умершего физического лица к наследнику. Наследование по закону имеет место, если оно не изменено завещанием. Наследниками по завещанию могут быть как физические, так и юридические лица, а также государство.

Граждане — собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями.

Земельные участки могут находиться в пользовании не только на праве собственности, но и на праве бессрочного (постоянного) или временного пользования, в том числе на праве аренды.

Институт права собственности регламентирован частью первой ГК РФ, которая установила режим права собственности недвижимого имущества и сделок с ним, общие правила о договорах и обязательствах.

Основные принципы гражданского законодательства основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в том числе:

на равенстве субъектов гражданских отношений, то есть на закреплении за гражданами равной правоспособности;

на неприкосновенности частной собственности;

на свободе договора;

на защите гражданских прав и т. д.

Вещное право регулируется гражданским законодательством. Круг вещных прав в собственности определен ст. 209 ГК РФ.

Собственник недвижимого имущества имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им. Он вправе совершать любые действия с недвижимым имуществом, если они не противоречат правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, перестраивать и сносить их при соблюдении правил и требований, установленных законодательством.

В соответствии со ст. ст.250 и 255 ГК РФ полноценным объектом вещного права признается доля в праве собственности на недвижимость. Однако Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.05.1996 N 405/96 установлено, что нельзя признать право собственности на количество квадратных метров жилой площади, не определив ее состав в натуре.

Статьей 131 ГК РФ и ст. ст.2 и 4 Закона N 122-ФЗ установлено, что возникновение права собственности на недвижимое имущество, ограничение этого права, его переход и прекращение подлежат государственной регистрации учреждениями юстиции в Едином государственном реестре.

С момента введения в действие ГК РФ и Закона N 122-ФЗ утратили силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров отчуждения недвижимого имущества.

Согласно ст.8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» до вступления в силу Закона N 122-ФЗ применялся старый порядок регистрации недвижимого имущества. Например, жилые строения в городской местности регистрировались в организациях технической инвентаризации местных исполнительных органов власти (БТИ). В этих случаях права на недвижимость, возникшие до введения в действие Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными и их государственная регистрация производится по желанию их обладателей.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 различаются объекты недвижимого имущества, которые не завершены строительством и строительство которых прекращено. В первом случае объект недвижимого имущества не подлежит государственной регистрации, а во втором — после его регистрации и регистрации земельного участка, на котором он расположен, он становится объектом недвижимого имущества и объектом права собственности, а также предметом сделок. В случаях отчуждения вышеуказанных объектов недвижимого имущества необходимо документально подтвердить правомерность пользования земельным участком, а также представить разрешение на строительство и описание объекта незавершенного строительства. Это требование изложено в Указе Президента Российской Федерации от 16.05.1997 N 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».

Гражданским законодательством регулируются права собственности у членов потребительских кооперативов (ЖСК, ДСК, ГСК). Так, п.4 ст.218 ГК РФ установлено, что члены ЖСК, ДСК, ГСК или иного потребительского кооператива автоматически становятся собственниками квартиры, дачи, гаража после полного внесения паевого взноса.

Согласно ст.219 ГК РФ право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Право собственности на недвижимое имущество прекращается после добровольного изъявления воли собственника о прекращении права собственности на недвижимое имущество, утраты этого права по объективным причинам и принудительного изъятия у собственника его имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ст. ст.235 — 240, 242 — 243 ГК РФ приведены все основания прекращения права собственности на недвижимое имущество.

В добровольном порядке прекращается право собственности на недвижимое имущество при его отчуждении другому лицу при исполнении договоров купли-продажи, мены, дарения и т. д., уничтожении имущества собственником по каким-либо обстоятельствам (снос строения), а также при отказе от права собственности на недвижимое имущество.

Право собственности на недвижимое имущество по причинам, не зависящим от воли собственника, прекращается при гибели этого имущества (в результате стихийного бедствия), а также в связи со смертью собственника.

Принудительное изъятие имущества у собственника должно происходить в строгом соответствии с п.3 ст.35 Конституции Российской Федерации.

Прекращение права собственности на имущество возможно также при его национализации государством согласно федеральному закону.

Право собственности на недвижимое имущество может принадлежать двум или нескольким лицам. Согласно ст.244 ГК РФ собственность на недвижимое имущество может быть долевой.

Доля каждого собственника в совместной собственности недвижимого имущества может быть определена по их соглашению или судом. Если это не сделано, то обязательства, связанные с совместной собственностью на недвижимое имущество, предполагаются в равных долях каждого субъекта этой собственности в недвижимом имуществе.

Право общей собственности на недвижимое имущество возникает и прекращается в порядке, определенном ГК РФ, Семейным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации.

Согласно гражданскому праву под сделками понимаются правомерные юридически значимые действия, влекущие возникновение или прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть сделка — это волевой акт, и для ее совершения необходимо, чтобы гражданин был дееспособен.

Субъектами сделки являются физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, которые выступают на равных началах. Сделки могут заключаться между всеми вышеперечисленными субъектами.

налогообложение недвижимое имущество российский

Сделки с недвижимым имуществом заключаются в виде договора в простой письменной или нотариально удостоверенной форме, в котором выражено содержание сделки и который подписан всеми субъектами сделки. Сделка независимо от формы ее заключения должна быть зарегистрирована учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Договору купли-продажи недвижимого имущества посвящен параграф 7 гл.30 разд. IV части второй ГК РФ (ст. ст.549 — 558).

По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимость (земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество). Договор купли-продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме посредством составления одного документа, подписанного сторонами.

Статья 550 ГК РФ не обязывает граждан и юридических лиц нотариально удостоверять договор купли-продажи недвижимости, однако согласно ст. ст.131 и 551 настоящего Кодекса переход права собственности на недвижимое имущество от продавца к покупателю должен пройти государственную регистрацию.

При продаже строений, помещений и сооружений покупателю передается право на ту часть земельного участка, на котором находится этот объект недвижимого имущества.

Договором купли-продажи определяется цена каждого объекта недвижимого имущества.

По договору мены (гл.31 ГК РФ) каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один объект недвижимого имущества в обмен на другой объект недвижимого имущества. Обмен недвижимого имущества осуществляется по правилам купли-продажи, приведенным в гл.30 ГК РФ.

Договорные отношения по обмену жилых помещений регулируются нормами Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 (ст. ст.67 — 74, 119).

Как правило, при обмене объекты имущества считаются равноценными. Если в договоре мены объекты имущества признаются неравноценными, то в соответствии со ст.568 ГК РФ сторона, обязанная передать имущество, цена которого ниже цены имущества, передаваемого в обмен, должна уплатить разницу в ценах.

Сделка с недвижимым имуществом должна пройти государственную регистрацию в общеустановленном порядке. Только после этой процедуры прекращается право собственности на один объект недвижимого имущества и возникает на другой.

По договору дарения даритель безвозмездно передает одариваемому в собственность недвижимое имущество (ст. ст.572 — 579 ГК РФ).

Договор дарения заключается в простой письменной или нотариально удостоверенной форме и подлежит государственной регистрации.

Нормы наследственного права устанавливают возможность наследования любого имущества, находящегося в частной собственности гражданина, и любых имущественных прав, если они неразрывно не связаны с личностью наследодателя (ст.1112 ГК РФ).

В разд. V части третьей ГК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2002 г., определены основные принципы наследственного права:

свобода завещания. Завещатель может оставить свое имущество любому лицу, а также может лишить наследства полностью либо частично всех или некоторых наследников по закону (ст. ст.1119 — 1122 ГК РФ);

круг наследников по закону. По сравнению с прежним законодательством вместо трех очередей наследников установлено восемь с целью ограничить превращение имущества в выморочное и переход его к государству (ст. ст.1142 — 1148 ГК РФ).

Этим разделом ГК РФ установлены правила оформления и выдачи свидетельств о праве на наследство.

По договору ренты получатель ренты передает плательщику ренты в собственность недвижимое имущество, а плательщик ренты обязуется систематически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме. Рента может быть постоянной, бессрочной либо на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента), а также на условиях пожизненного содержания с иждивением.

Характерной особенностью ренты является то, что недвижимое имущество переходит в собственность плательщика ренты, который вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им.

Вопросы ренты и пожизненного содержания с иждивением регулируются гл.33 ГК РФ (ст. ст.583 — 605).

1.2 Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой

Имущественные налоги в странах с развитой рыночной экономикой обеспечивают доходную часть местных бюджетов.

К основным принципам систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой можно отнести следующие:

1) объектом налогообложения, как правило, выступают земля, здания и сооружения, поскольку в отличие от движимого имущества они могут быть относительно легко выявлены и идентифицированы. В большинстве стран налог уплачивается владельцами недвижимости; плательщиками имущественного налога могут быть также арендатор или оба вышеупомянутых лица;

2) при определении налогооблагаемой базы имущественного налога обычно используется рыночная стоимость налогооблагаемых объектов, что стимулирует наиболее экономически рациональное их использование. В одних странах в качестве основы берется арендная стоимость недвижимого имущества, в других странах — капитализированная, то есть аккумулированная стоимость объекта на указанную базовую дату.

Сама методика определения стоимости недвижимого имущества основывается либо на сравнении продаж, то есть на изучении цен рыночных сделок с объектами недвижимости, либо на капитализации дохода от потенциального наилучшего и самого выгодного использования недвижимого имущества, либо на уровне затрат, то есть на расчете расходов, которые потребовались бы на полное восстановление данного объекта недвижимости, либо на сочетании всех трех перечисленных методов.

Рыночная стоимость имущества физических лиц обычно определяется на основе лучшей или наивысшей стоимости собственности. Данный подход может стать поводом к возникновению потенциальных проблем при оценке, если собственность используется для таких целей, которые не могут привести к появлению лучшей или наивысшей стоимости этой собственности.

Налогоплательщик может оспорить вопрос о том, какая стоимость является лучшей или наивысшей, особенно если речь идет о коммерческих участках, где собственность используется для различных целей;

3) при определении стоимости недвижимого имущества обычно используется не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка на основе применения стандартных процедур расчета стоимости объектов для целей налогообложения. Это позволяет оценивать большее число объектов при относительно небольших затратах. Во многих странах применяются те или иные системы кадастров, предназначенные для учета информации о собственности. В большинстве стран для хранения и обработки информации, касающейся недвижимого имущества, используются компьютерные технологии.

В качестве одного из элементов оценочного процесса, как правило, предусмотрен обмен информацией между различными заинтересованными уровнями государственной власти, а от налогоплательщиков может требоваться представление дополнительной информации. Права налогоплательщика на получение доступа к информации, которая хранится на централизованной основе, в разных странах не одинаковы; при этом в одних государствах такие права у налогоплательщиков отсутствуют, а в других последним могут направляться выдержки из реестра, если проведена корректировка или внесены изменения в стоимость недвижимого имущества. Кроме того, по запросу налогоплательщика может предоставляться информация об оценке недвижимого имущества;

4) льготы по налогообложению предоставляются либо по категориям налогоплательщиков, как правило, социально незащищенных, либо в некоторых странах учитываются семейное положение налогоплательщика, уровень его доходов, характер собственности, то есть недвижимое имущество, обеспечивающее осуществление общественно полезных видов деятельности.

К видам недвижимого имущества, полностью или частично освобождаемого от обложения налогом, в большинстве стран относятся объекты культуры, образования, предназначенные для общественных нужд, государственного управления, религиозных целей. Освобождение от уплаты налогов может предоставляться на некоторый фиксированный срок с целью стимулирования определенных видов деятельности. Преимущество обычно отдается льготированию объектов (типов недвижимого имущества), а не налогоплательщиков, в соответствии со следующим принципом: налогом непосредственно облагается само недвижимое имущество, а не его владелец;

5) налог на недвижимое имущество является, по преимуществу, местным налогом и поступает в местные бюджеты. Он может также быть федеральным налогом, но средства от его уплаты могут распределяться между бюджетами всех уровней;

6) ставки налога зависят от конкретной законодательной и экономической практики в той или иной стране и подразделяются на фиксированные и переменные. Фиксированные ставки устанавливаются центральными органами власти той или иной страны и представляют собой некоторый исходно заданный процент от налогооблагаемой стоимости. При этом размер налоговых поступлений не определяется заранее, поскольку величина налогооблагаемой базы — переменная величина.

В некоторых странах местные власти планируют ставку налога на недвижимое имущество исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной. При этом в одних случаях местные власти наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок, а в других — действуют общегосударственные и региональные нормативные акты, ограничивающие минимальную или максимальную величину ставки либо и то и другое вместе.

Естественно, конкретные системы налогообложения недвижимого имущества в каждой стране имеют свои особенности.

Вот несколько примеров.

1. В Канаде единый налог на недвижимое имущество взимается во всех провинциях и основывается на ежегодно оцениваемой стоимости недвижимости (рыночной стоимости земли со всеми сооружениями, которые на ней находятся). Ставки налога различаются в зависимости от вида недвижимого имущества. Местные власти планируют ставку налога на недвижимое имущество исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной.

По общему правилу местные налоги на недвижимое имущество могут служить основой вычетов для целей подоходного налога. Однако налоги на недвижимое имущество, выплачиваемые применительно к незастроенным землям, могут быть основой для вычетов только в размере валового дохода с этой земли. Исключение из этого ограничения делается для компаний, чей основной бизнес заключается в сдаче в аренду, в найме, продаже или в строительстве.

2. В Великобритании взимается единый налог на недвижимое имущество, используемое для ведения предпринимательской деятельности. Налогооблагаемая база — предполагаемая сумма годовой арендной платы.

3. Во Франции взимаются три различных налога: налог на застроенные участки, налог на незастроенные участки и налог на жилье.

Налогом на застроенные участки облагаются здания, расположенные во Франции. Этот налог исчисляется посредством применения определенных устанавливаемых ежегодно органами местного самоуправления коэффициентов к половине стоимости условной арендной платы в порядке, определенном местным земельным реестром. От обложения налогом на застроенные участки освобождаются государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования; этот налог не уплачивают физические лица старше 75 лет и получающие пособия из общественных фондов и пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки (в основном находящиеся в частной собственности земельные и лесные участки) исчисляется посредством умножения 80% стоимости условной арендной платы на коэффициенты, устанавливаемые органами местного самоуправления. От его уплаты освобождаются участки в государственной собственности и могут временно освобождаться участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье — это местный налог, уплачиваемый ежегодно любым лицом, проживающим в жилом помещении на 1 января каждого года. Налог исчисляется посредством умножения стоимости условной арендной платы жилья, определенного местным земельным реестром, на коэффициенты, устанавливаемые органами местного самоуправления.

4. В Швеции государственным налогом на недвижимость облагаются все виды недвижимости, которая может быть использована для проживания, в коммерческих и производственных целях. Налогооблагаемая база — оцененная стоимость имущества на дату на два года ранее, чем соответствующий налоговый год (в случае частного жилого помещения за границей — 75% его рыночной стоимости).

В данном случае обеспечивается преимущество, связанное с тем, что органы, проводящие оценку, могут проанализировать всю информацию, необходимую для оценки.

Ставка налога составляет 1,3% — на дома, разделенные на арендуемые квартиры и блоки квартир, 1,0% — на помещения, используемые в коммерческих целях, и 0,5% — на промышленную собственность. Новые жилые помещения освобождаются от налога на первые пять лет; на следующие пять лет ставка уменьшается на 50%.

Налог на недвижимое имущество взимается в 130 странах, но значимость этого налога в общей системе налогообложения различна. В большинстве стран поступления от налога на недвижимое имущество составляют от 1 до 3% от общих налоговых поступлений на всех уровнях структур власти. В начале 90-х годов в США поступления от этого налога составляли около 9,15%, в некоторых других англоязычных странах его значимость также велика (Австралия — 4,63%, Великобритания — 10,43%, Дания — 1,85%, Испания — 0,21%, Канада — 8,16%, Нидерланды — 1,81%, Франция — 2,17%, Швейцария — 0,46%, Швеция — 0,89%, Япония — 5,7%).

Поскольку в подавляющем большинстве зарубежных стран налог на недвижимое имущество является местным, поступления от него составляют основную статью доходов бюджетов местных органов власти. Например, в некоторых штатах Австралии поступления от этого налога составляют более 90% местного бюджета, в США — до 75% (в Нью-Йорке — 40% собственных доходов бюджета), в Канаде — до 80%.

1.3 Текущее состояние налоговой системы Российской Федерации

Налоговая тематика постоянно находится в центре внимания правительства страны, обеих палат российского парламента и бизнеса, поскольку имеет первостепенное значение, как для формирования бюджетов всех уровней, так и для развития экономики страны. Предпринятые в течение последних 10 лет преобразования позволили создать налоговую систему, которая адекватна состоянию российской экономики и в целом отвечает таким фундаментальным принципам, как стабильность, предсказуемость, эффективность и сбалансированность. Конечно, с оговорками: налоговая реформа еще не завершена, и некоторые острые проблемы еще предстоит решать.

Перед страной стоят грандиозные задачи по реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем, развития агропромышленного комплекса, проведения структурных преобразований в экономике, модернизации инфраструктуры, перехода на инновационный путь развития экономики, реформирования социальной сферы, включая пенсионную реформу и реформу обязательного медицинского страхования. При решении этих масштабных и сложных задач вряд ли можно обойтись без определенных изменений в налоговой сфере.

Такие изменения должны касаться совершенствования как отдельных налогов, так и налогового администрирования. При этом Минфин России исходит из того, что налоговая и бюджетная системы страны должны быть сбалансированы, а налоговая нагрузка по сравнению с имеющейся, как минимум, не должна повышаться.

Общий уровень фискальной нагрузки в РФ в ближайшей перспективе останется стабильным на уровне 38-39% ВВП, говорится в опубликованном Минэкономразвития прогнозе на 2013-2015 годы, который был одобрен правительством РФ.

При этом Минэкономразвития прогнозирует некоторое увеличение фискальной нагрузки без учета нефтегазовой составляющей — на 0,5-0,7% ВВП за 2013-2015 годы. «Данный прогноз не связан с избыточным повышением налоговой нагрузки, а вызван поступательным изменением структуры экономики и увеличением доли ненефтегазовой сферы», — поясняется в документе.

Минэкономразвития отмечает, что налоговая нагрузка на экономику (общий уровень доходов бюджетной системы) уже существенно повысилась в 2011 году, в основном за счет повышения страховых выплат, — до 36,5% ВВП с 31,6% в 2010 году, а в 2014 году она ожидается на уровне 35,9% ВВП. Собственно налоговая составляющая (без пошлин и страховых выплат) увеличится с 21,3% ВВП до 22,6% ВВП.

Привязка налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин в отношении нефти к мировым ценам позволила государству получать значительную часть сверхприбыли, возникающей в этой отрасли и, как следствие, ведет к неравномерному распределению налоговой нагрузки между отдельными секторами экономики. Наиболее высока она именно в нефтяной отрасли, составляя примерно 63%. В то же время в других отраслях рассматриваемый показатель находится на уровне 25-29%, что можно квалифицировать как уже вполне комфортный налоговый климат.

В некоторых сферах экономики (например, в агропромышленном комплексе или малом бизнесе) налоговую нагрузку и вовсе можно рассматривать как низкую — можно даже сказать, как символическую. И это обстоятельство создает прекрасные стимулы для быстрого развития.

Главные новации последних лет были направлены на поддержку инновационного развития экономики, создание дополнительных стимулов для вложений в развитие человеческого капитала и таким образом полностью отвечали требованиям актуализации осуществляемой в стране налоговой политики.

Из вступивших в законную силу решений можно выделить создание дополнительных налоговых стимулов для инновационной деятельности. Так, в прошлом году был принят закон, который внес существенные изменения и в налог на добавленную стоимость, и в налог на прибыль. В частности, от налога на добавленную стоимость освобождены операции по передаче результатов интеллектуальной деятельности, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, причем независимо от того, за счет каких источников осуществляется их финансирование.

Большие изменения произошли по налогу на прибыль, прежде всего в части порядка отчисления в специальные фонды, средства которых используются для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Нормативы отчислений в эти фонды увеличены в три раза. Повысились и коэффициенты амортизации для оборудования, используемого в научных целях.

Принят ряд решений, стимулирующих капиталовложения в технологическое перевооружение. Так, по налогу на прибыль была введена амортизационная премия, позволяющая до 30% стоимости приобретаемых основных средств немедленно относить на расходы, а также сняты последние ограничения на перенос убытков на будущее. Освобождены от налогообложения дивиденды, получаемые от стратегического участия российских компаний в отечественном или иностранном бизнесе, что делает Россию более привлекательной для создания холдингов. С 1 января 2009 года была снижена ставка налога на прибыль, на сегодня она составляет 20%.

По налогу на добавленную стоимость инвесторы получили возможность сразу же предъявлять к возмещению суммы налога, уплаченные при капитальном строительстве и приобретении оборудования.

Кроме того, налогоплательщики представляют единую налоговую декларацию по внутренним и внешнеторговым операциям. Осуществлен переход с ежемесячной на поквартальную уплату налога на добавленную стоимость.

Для налогоплательщиков все это значительно упрощает данный налог и снимает значительную часть проблем, в том числе связанных с его возмещением. Конечно, проблемные вопросы еще остаются, но есть основания полагать, что налог на добавленную стоимость в его сегодняшнем виде уже не вызывает таких больших претензий, как это было еще сравнительно недавно. Тем не менее, работа по совершенствованию рассматриваемого налога будет продолжена уже в ближайшем будущем.

Существенно реформирован налог на доходы физических лиц, прежде всего в отношении тех вычетов, на которые имеют право граждане. Введены дополнительные налоговые вычеты на добровольное пенсионное страхование. Вычеты на образование и на медицинские цели объединены в один налоговый вычет, что позволяет налогоплательщикам фактически управлять этими вычетами, определяя, направить соответствующие средства на одну из этих целей или распределить льготируемые расходы в удобных для них пропорциях.

Приняты законодательные решения и по особым экономическим зонам, в которых по существу предусматриваются специальные налоговые и таможенные режимы.

Немало сделано и в смысле улучшения налогового администрирования. Жестко прописаны процедуры налоговых проверок и взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Совершенствуется структура налоговых органов, для рассмотрения возражений налогоплательщиков созданы подразделения внутреннего аудита, вводятся административные регламенты, определяющие порядок исполнения всех возложенных на ФНС России функций, а система премирования работников начинает учитывать результаты работы налоговых инспекций.

Те первоочередные меры в налоговой сфере, которые предполагается осуществить в течение трех предстоящих лет, представлены в «Основных направлениях налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

С 2009 г. вдвое увеличиваются нормативы, в пределах которых в целях налога на прибыль организаций учитываются расходы на добровольное медицинское страхование работников. Существенно расширены возможности отнесения на расходы затрат на обучение и переподготовку не только сегодняшнего персонала, но и тех граждан, которые станут сотрудниками организации в будущем.

Одновременно для нефтяников снижен налог на добычу полезных ископаемых и предоставлены налоговые каникулы для тех компаний, которые идут в новые нефтяные провинции, где полностью отсутствует необходимая инфраструктура. Все добывающие компании получат возможность в ускоренном режиме относить на расходы затраты, связанные с приобретением лицензий на участки недр.

В части налога на прибыль организаций новые возможности для снижения налоговой нагрузки открываются в результате принятия поправок по ускоренной амортизации. Применяя нелинейный метод, налогоплательщик получит право отказаться от пообъектной амортизации по большинству видов основных средств и нематериальных активов, переходя к начислению амортизации исходя из суммарной стоимости нескольких пулов. При этом нормы амортизации существенно увеличиваются по сравнению с действующими нормами, что позволит до 50% стоимости амортизируемого имущества относить на расходы в течение четверти срока его полезного использования. Это очень серьезный стимул, который по своей значимости сравним с увеличением амортизационной премии.

С 1 января 2012 года произошли изменения в сторону увеличения ставок акциза. Основание — п.1 ст. 193 НК РФ (в ред. Федеральный закон от 28.11.2011 г. № 338-ФЗ).

Расширены возможности применения патентной системы налогообложения за счет расширения перечня видов деятельности, подпадающих под такой режим, разрешения одному лицу получать несколько патентов, а также привлекать до пяти наемных работников.

Размеры стандартных налоговых вычетов по НДФЛ в 2011 и 2012 годах, утверждены Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ. В новой редакции статьи 218 Налогового кодекса РФ детские вычеты поделены на подкатегории. Так, вычет на первого или второго ребенка теперь составляет 1400 руб. А вот за третьего и последующих — уже 3000 руб.

Кроме того, с 2011 года вычет в сумме 3000 руб. предоставляется сотруднику, если у него несовершеннолетний ребенок-инвалид. Этот же вычет сохраняется на ребенка до 24 лет, если он учится по очной форме и является инвалидом I или II группы.

2 Налогообложение недвижимого имущества в Российской Федерации

2.1 Особенности исчисления налога на землю

Основание: глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ.

Дата введения в действие: 01 января 2006 года.

Земельный налог в соответствии со статьёй 15 НК РФ является местным налогом, и такие существенные элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, устанавливаются представительными органами соответствующих муниципальных образований (для Москвы и Санкт-Петербурга — законодательными органами государственной власти этих городов), но в пределах, предусмотренных НК РФ (пункт 4 статьи 12, пункт 2 статьи 387 НК РФ).

В соответствии со статьями 390, 391, 394 НК РФ налоговые ставки определены в процентах от кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и составляют:

0,3 % в год в отношении земельных участков:

отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предназначенных для жилищного строительства;

предназначенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а с 01 января 2007 года — также и для дачного хозяйства;

1,5 % в год в отношении прочих земельных участков.

Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января каждого года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года в порядке, определяемом Правительством РФ (пункт 14 статьи 396 НК РФ). Постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2008 года № 52 предусмотрено два способа доведения до налогоплательщиков указанных сведений: территориальными органами Роснедвижимости по письменному запросу налогоплательщика и путём размещения на официальном сайте Роснедвижимости.

Кроме того, частью 3 статьи 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что орган кадастрового учёта не позднее 5 рабочих дней со дня внесения в ГКН новых сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости уведомляет об этом по почте (электронной почте) его правообладателя.

При этом государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316). Эту оценку проводят органы Роснедвижимости с привлечением лиц, осуществляющих оценочную деятельность. Результаты государственной кадастровой оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ (пункт 10 Правил).

Для определения налоговой базы по конкретному земельному участку соответствующий удельный показатель кадастровой стоимости (в рублях за квадратный метр) умножается на площадь участка (в квадратных метрах). В отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, и налоговая база, и непосредственно сумма налога исчисляются налоговым органом (пункт 4 статьи 391 и пункт 3 статьи 396 НК РФ).

При этом пунктом 5 статьи 391 НК РФ для определённых категорий налогоплательщиков предусмотрено льготное уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей. Данным налоговым вычетом вправе воспользоваться:

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

инвалиды с детства;

ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 года № 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

лица, получившие или перенёсшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Предоставление вычета в 10 000 рублей означает уменьшение суммы налога на 30 рублей при ставке 0,3 % или на 150 рублей при ставке 1,5 %.

Пункт 5 статьи 391 НК РФ устанавливает, что данный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику «на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка». Министерство финансов РФ в своём письме от 01 августа 2006 года № 03-06-02-02/102 разъяснило, что:

если имеющий право на льготу налогоплательщик обладает несколькими земельными участками, расположенными на территории одного муниципального образования, то применение вычета должно осуществляться в отношении только одного из этих участков. При этом выбор участка, в отношении которого предоставляется данная льгота, совершается налогоплательщиком самостоятельно;

если же обладающий правом на льготу налогоплательщик имеет по одному земельному участку в нескольких муниципальных образованиях, то применение вычета должно осуществляться в отношении каждого из этих участков.

Представительные органы муниципальных образований имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков и предусматривать основания и порядок применения этих льгот (пункт 4 статьи 12 и пункт 2 статьи 387 НК РФ). Так, в частности, на территории МО Сорочинский район собственники земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства имеют право на вычет в размере 50000 рублей.

Для получения указанной льготы перечисленные лица самостоятельно представляют в налоговый орган документы, подтверждающие право на льготу.

Приведём пример исчисления земельного налога, используя показатели кадастровой стоимости, установленные постановлением Правительства Оренбургской области от 22 декабря 2005 года № 330. Земельный налог в отношении участка площадью 1200 кв. м, расположенного в садоводческом некоммерческом товариществе в массиве Новое, равен:

329,95 х 1200 х 0,3: 100 = 1187,82

С учётом округления сумма налога равна 1188 рублям.

Если же правообладатель участка относится к льготной категории граждан, то налог исчисляется следующим образом:

(329,95 х 1200 — 10000) х 0,3: 100 = 1157,82

С учётом округления сумма налога равна 1158 рублям.

И, наоборот, для некоторых плательщиков Налоговый кодекс предусмотрел повышающие коэффициенты к размеру земельного налога. В частности, граждане, ставшие собственниками участков под ИЖС после 1 января 2005 года, уплачивают земельный налог в двукратном размере вплоть до государственной регистрации права собственности на построенный жилой дом, если период с момента государственной регистрации права собственности на участок превысил десятилетний срок (пункт 16 статьи 396 НК РФ).

Уплата земельного налога осуществляется гражданами на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговым органом (пункт 4 статьи 397 НК РФ). При этом на территории муниципальных образований северной части Всеволожского района уплата налога совершается трёмя равными частями: два авансовых платежа (до 15 сентября и до 15 ноября текущего налогового периода) и один итоговый (до 1 февраля года, следующего за истёкшим налоговым периодом). Налогоплательщик вправе исполнить свою обязанность по уплате налога досрочно.

Налоговое уведомление должно быть направлено заказным письмом не позднее 30 дней до наступления срока платежа (статья 52 НК РФ).

При переходе права собственности на земельный участок в течение налогового периода прежний и новый правообладатели уплачивают налог пропорционально количеству полных месяцев, в течение которых данный участок находился в их собственности. При этом месяц, в котором произошёл переход права (осуществлена государственная регистрация перехода права), признаётся полным месяцем для приобретателя, если переход права состоялся до 15-го числа включительно, а для отчуждателя — в противном случае.

Наследник уплачивает земельный налог начиная с месяца открытия наследства (т. е. с месяца, в котором умер наследодатель).

К сожалению, содержание главы 31 НК РФ не даёт ответа на достаточно важный вопрос о том, подлежит ли в ряде случаев пропорциональному уменьшению размер налогового вычета в 10 000 рублей. Однако анализ приказов Министерства финансов РФ от 23 сентября 2005 года № 124н и от 16 сентября 2008 года № 95н, утвердивших форму налоговой декларации по земельному налогу для организаций и индивидуальных предпринимателей и порядок её заполнения, позволяет сделать следующие предположения:

Размер налогового вычета в 10 000 рублей для льготных категорий налогоплательщиков

подлежит пропорциональному уменьшению

не подлежит пропорциональному уменьшению

при переходе права собственности на участок в течение налогового периода.

при возникновении (утрате) права на эту льготу в течение налогового периода;

в случае, если налогоплательщику принадлежит доля в праве собственности на участок, а не весь участок в целом.

Земельный налог уплачивается не только собственниками участков, но и гражданами, обладающими правом пожизненного наследуемого владения, а также правом постоянного (бессрочного) пользования участками.

Ранее действовавший налог: до 01 января 2006 года земельный налог взимался в соответствии с Законом РФ «О плате за землю».

2.2 Налог на имущество физических лиц (в отношении квартир, жилых и садовых домов, других строений) как источник формирования бюджетов МО

Основание: Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц». Дата введения в действие: 01 января 1992 года.

Налог на имущество в соответствии со статьёй 15 НК РФ является местным налогом, и такие существенные элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, устанавливаются представительными органами соответствующих муниципальных образований (для Москвы и Санкт-Петербурга — законодательными органами государственной власти этих городов), но в пределах, предусмотренных НК РФ и Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц».

На территории поселений Сорочинского района налог на имущество установлен решениями Советов депутатов муниципальных образований «Бурдыгинское сельское поселение» (от 14 октября 2005 года № 11), «Рощинское городское поселение» (от 14 октября 2005 года № 11), «Родненское сельское поселение» (от 16 октября 2005 года № 12), «Пронькинское сельское поселение» (от 21 октября 2005 года № 13), «Войковское сельское поселение» (от 17 октября 2005 года № 10), «Гамалеевское сельское поселение» (от 09 ноября 2005 года № 4), «Троицкое сельское поселение» (от 19 октября 2005 года № 10).

Всеми вышеуказанными решениями представительных органов местного самоуправления Всеволожского района установлены одинаковые налоговые ставки, одинаковые порядок и сроки уплаты налога на имущество.

Налог на имущество в отношении квартир, жилых и садовых домов, других строений исчисляется в процентном отношении к их инвентаризационной стоимости, определяемой БТИ по состоянию на 1 января каждого года.

Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» установлены пределы ставок данного налога, в рамках которых представительные органы муниципальных образований Сорочинского района определили следующие конкретные ставки:

Стоимость имущества в рублях

Пределы ставок в % за год

Конкретные ставки в % за год

2002 — 2003

2004-20121

до 300 000

до 0.1

0.1

0.1

от 300 000 до 500 000

от 0.1 до 0.3

0.3

0.3

от 500 000 до 1 500 000

от 0.3 до 2.0

1.0

1.0

от 1 500 000 до 3 000 000

1.5

свыше 3 000 000

2.0

Дополнительная стоимостная градация ставок в отношении объектов недвижимости стоимостью свыше 500 000 рублей была введена во Сорочинском районе с 2004 года. Какой-либо зависимости размера ставок от типа использования недвижимости и от иных критериев нормативными актами муниципальных образований пока не установлено.

Приведём пример. Инвентаризационная стоимость жилого дома 84 360 рублей.

84 360 х 0.1: 100 = 84.36 руб.

С учётом округления сумма налога равна 84 рублям.

Платёжные извещения об уплате налога (налоговые уведомления) вручаются плательщикам налоговыми органами (направляются заказными письмами) ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога осуществляется владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября, но обычно, в силу незначительности сумм, обязанность по уплате налога исполняется плательщиками досрочно и целиком до 15 сентября.

Этот налог не уплачивается:

Героями Советского Союза и Героями Российской Федерации, а также лицами, награждёнными орденом Славы трёх степеней;

инвалидами I и II групп, инвалидами с детства;

участниками гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »