Международная защита прав детей


Тема: «Международная защита прав детей»

План

Введение

1. Развитие института международной защиты прав ребенка

2. Принципы прав ребенка

3. Механизмы защиты прав ребенка

3.1 Контрольные органы и процедуры, учрежденные в рамках ООН

3.2 Конвенционные контрольные механизмы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой правовой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелости ребенка.

В настоящее время координирующим центром по разработке и принятию норм международного права, касающихся интересов детей, является ООН, входящие в ее состав специализированные структуры — Комитет по правам ребенка, Детский фонд ЮНИСЕФ.

Важнейшим документом в этой области является Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 г.

Оценивая значение этого документа, следует подчеркнуть, что Конвенция о правах ребенка занимает особое место в сфере международного права в области прав человека как наиболее четкое и всеобъемлющее выражение чаяний мирового сообщества в отношении детей. Основная идея Конвенции, своеобразного билля о правах детей, заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка.

Согласно Конвенции ребенком является лицо в возрасте 18 лет, если по национальным законам не указан более ранний возраст совершеннолетия.

Конвенция:

* охватывает весь спектр прав человека: гражданских, политических, экономических, социальных и культурных — и признает, что осуществление одного права не может быть отделено от осуществления других прав;

* указывает, что свобода, которая необходима для умственного, нравственного и духовного развития ребенка, требует, помимо прочего, создания здоровой и безопасной обстановки, доступа к медицинскому обслуживанию и достижению минимальных стандартов в обеспечении продовольствием, одеждой и жильем;

* признает главенствующую роль семьи и родителей в уходе за детьми и в обеспечении их защиты, а также обязанность государства помогать им в выполнении этой задачи;

* закрепляет право ребенка на активную роль в процессе своего собственного развития, на выражение своего мнения и на то, чтобы его учитывали при принятии решений, касающихся его жизни;

* расширяет юридические аспекты прав человека, обеспечивая защиту детей от всех форм эксплуатации, опеку детей меньшинств и коренных групп населения;

* затрагивает проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях.

Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 1 октября 1990 г. В 1993 г. в республике был принят Закон о правах ребенка. В Законе, состоящем из 35 статей, определены принципы государственной политики в отношении детей, закреплены их права и обязанности.

Как в международном праве закреплена защита прав детей и будет рассмотрено в данной курсовой работе.

1. Развитие института международной защиты прав ребенка

Институт международной защиты прав ребенка как совокупность международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств по обеспечению и защите прав детей во всех сферах жизни, сформировался после Второй мировой войны.

Вместе с тем отдельные нормы, относящиеся к защите прав ребенка, получили международно-правовую регламентацию и до Второй мировойвойны. В этот период (с начала XX в. до 1945 г.) международное сотрудничество государств, имеющее отношение к правам ребенка, осуществлялось по трем направлениям: борьба с рабством; вопросы торговли женщинами и детьми; международное регулирование труда детей и подростков. Старовойтов О. М. Становление и развитие международной защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. №5. С. 53-54. Принятые конвенции (как, например, Конвенция о рабстве 1926 г., Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г., Конвенция МОТ № 3 об охране материнства, Конвенции МОТ о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве (№ 10), на море (№ 8), в качестве рыбаков (№ 112), в промышленности (№ 59) и на непромышленные работы (№ 60) и др.) регулировали вопросы борьбы с торговлей детьми, использованием их с целью проституции, а также вопросы охраны материнства, минимального возраста принятия детей на различные виды работ.

Однако межгосударственное сотрудничество затрагивало лишь отдельные стороны правового положения детей. Государствами не ставился вопрос о разработке какого-либо универсального международного документа, который содержал хотя бы минимальный каталог прав ребенка и нормы по обеспечению этих прав. Исключением является Декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 г. Однако она не накладывала обязательств непосредственно на государства, а лишь провозглашала обязанность «мужчин и женщин всех стран мира» заботиться о благополучии детей. Особенность данного периода заключается в том, что определяющим в международном сотрудничестве по правам ребенка, как и по правам человека в целом Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999. С. 459, 464., являлось внутригосударственное право.

Таким образом, фрагментарное обращение государств к сотрудничеству по вопросам прав ребенка, отсутствие единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм позволяет сделать вывод о том, что международной защиты прав ребенка как системы международно-правовых норм в тот период не существовало.

Современная система международной защиты прав ребенка (как составная часть международной защиты прав человека) сформировалась в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой стало провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации.

Начиная с 1945 г. эволюция международной защиты прав человека прошла ряд этапов. Черниченко С. В. Теория международного права. Т. 2. М., 1999. С. 391-392.

Первый этап международного сотрудничества в области прав человека продолжался с 1945 г. до начала 1980-х гг. и характеризовался накоплением международных стандартов по правам человека. Принятый в 1945 г. Устав ООН в общем виде закрепил принцип уважения прав человека. В соответствии с Уставом одной из целей Организации являлось осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1, п. 3).

В развитие принципа уважения прав человека в 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, определившая перечень и содержание основных прав человека. Эти права нашли свое юридическое закрепление в Международных пактах по правам человека 1966 г., которые вместе с Всеобщей декларацией сформировали Билль о правах человека. Дальнейшая разработка международных стандартов шла по пути детализации, конкретизации положений указанных международных документов. В итоге к концу 1980-х гг. было разработано свыше 80 международных соглашений, охватывающих важнейшие сферы применения прав человека, что позволило ряду ученых сделать обоснованный вывод о том, что система основных международных стандартов в области прав человека уже сложилась. Черниченко С. В. Теория международного права. Т. 2. М., 1999. С. 392; Павлова Н. В. Международная защита прав человека и ее эволюция на современном этапе // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1996. №1. С. 23. Однако полностью этот процесс не завершился и в настоящее время.

Второй этап (начавшийся примерно с 1980-х гг.) характеризуется ростом международных контрольных механизмов и процедур, имеющих целью повысить эффективность уже накопленных стандартов в области прав человека. Такие механизмы и процедуры появлялись и ранее, но общая тенденция к их созданию стала проявляться именно в 1980-е гг., что, как отмечает профессор Черниченко, отражает стремление к институционализации межгосударственных отношений на этом участке. Черниченко С. В. Теория международного права. Т. 2. М., 1999. С. 392.

Международные контрольные механизмы состоят из конвенционных и внедоговорных контрольных органов; международные процедуры подразделяются на различные категории: исследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека, рассмотрение докладов государств о выполнении своих обязательств согласно ратифицированным ими международным соглашениям, а также претензий государств друг к другу и индивидуальных жалоб, касающихся нарушений государством международных стандартов. Павлова Л. В., Зыбайло А. И. Международное гуманитарное право: Учеб. пособие. Ч. 1. Мн., 1999. С. 63-64.

Таким образом, в 1945 г. Устав ООН создал правовую основу для формирования международной защиты прав человека. Дальнейшее ее развитие шло по следующим направлениям: разработка международно-правовых принципов и норм в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением.

После Второй мировой войны развитие международной защиты прав ребенка, так же как и защиты прав человека, шло в направлении разработки международных стандартов в области защиты прав ребенка и создания специальных контрольных органов за их соблюдением.

Нормотворческая деятельность по защите прав ребенка велась по нескольким направлениям:

1) закрепление прав ребенка в универсальных декларациях и конвенциях по правам человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.);

2) закрепление прав ребенка в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин, беженцев), или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования) (Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г., Конвенция МОТ, касающаяся запрещения и немедленного действия по устранению наихудших форм детского труда 1999 г.);

3) разработка деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка (Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.).

В рамках Конвенции о правах ребенка был создан специальный механизм контроля за выполнением положений Конвенции — Комитет по правам ребенка, уполномоченный рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции. Кроме этого, защита прав ребенка может осуществляться и через другие международные контрольные механизмы по правам человека.

Защитой прав детей в отдельных областях занимаются также специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО). Созданный в 1946 г. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) оказывает международную помощь и техническое содействие государствам по защите детей и их прав.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение международной защите прав ребенка: это система международных органов и процедур, осуществляющих защиту детей путем разработки международных стандартов в области прав ребенка и создания специальных механизмов контроля за соблюдением этих прав со стороны государств.

Таким образом, вместе с международной защитой прав человека, в ее рамках, развивалась и международная защита прав ребенка, что привело к обособлению совокупности международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств в этой области. В результате сложился институт прав ребенка, являющийся частью отдельной отрасли международного права, регулирующей вопросы защиты прав человека.

международный право защита ребенок

2. Принципы прав ребенка

Институт международной защиты прав ребенка основывается на тех же принципиальных правовых положениях, что и в целом отрасль «право прав человека». Данный институт включает в себя как основные принципы права прав человека, так и специальные принципы, регулирующие исключительно правовое положение ребенка.

К основным принципам права прав человека относятся принцип уважения прав и свобод человека, принцип недискриминации и равенства, принцип универсальности прав человека, принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Павлова Л. В., Зыбайло А. И. Международное гуманитарное право: Учеб. пособие. Ч. 1. Мн., 1999. С. 43-44.

Кроме основных, данный институт регулируется и специальными принципами международной защиты прав ребенка. Представляется обоснованным выделить следующие принципы прав ребенка.

Принцип недопустимости дискриминации является также одним из основных принципов права прав человека. Применительно к правам ребенка принцип наиболее полно раскрыт в Конвенции о правах ребенка, где подчеркивается, что государства обязуются уважать и обеспечивать все предусмотренные Конвенцией права за каждым ребенком «без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств» (ст. 2(1)).

Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка предусматривает, что во всех случаях, когда действия государственных органов или частных лиц затрагивают интересы детей, первоочередное внимание должно уделяться соблюдению интересов ребенка.

Впервые этот принцип упоминается в Декларации прав ребенка 1959 г., где говорится, что «ребенку… должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым… При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка» (принцип 2). В отношении права ребенка на образование принцип 7 Декларации подчеркивает, что «наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение».

Данный принцип был отражен и в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Статья 5(b) Конвенции обязывает государства предпринимать все необходимые меры с целью «обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя… признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими». В статье 16 (l(d, f)) этой же Конвенции предусматривается, что во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, «интересы детей являются преобладающими».

Декларация 1986 г. о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, также содержит этот принцип: «При рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребенка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка» (ст. 5).

Кроме того, Комитет по правам человека ссылается на этот принцип в своих Общих комментариях к статье 24 Пакта о гражданских и политических правах, касающейся права ребенка на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего. Комитетом подчеркивается, что «в случае расторжения брака должны быть предприняты меры, с учетом первоочередной важности обеспечения интересов детей, по предоставлению им необходимой защиты и гарантирующие, насколько это возможно, сохранение личных связей с обоими родителями». Права человека: Сб. международно-правовых документов. Мн. 1999.

Однако представляется, что эти документы явились лишь основой формирования данного принципа, так как одни из них носили рекомендательный характер (как, например, Декларация прав ребенка 1959 г.), целью же других являлась защита не собственно прав ребенка, а прав других социальных групп (женщин).

Непосредственно в качестве принципа эта норма нашла свое закрепление в Конвенции о правах ребенка, в статье 3(1): «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Принцип отражен и в других статьях Конвенции: 9(1,3), 18(1), 21,37(с), 42(2ііі).

На региональном уровне этот принцип закреплен в статье 4(1) Африканской хартии прав и благополучия ребенка 1990 г., где сказано, что «во всех действиях в отношении детей, предпринятых государственными властями или частными лицами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г. также воспроизвела данный принцип в статье 24(2), позаимствовав его из Конвенции о правах ребенка.

Принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов означает, что каждый ребенок имеет право свободно формулировать собственные взгляды и высказывать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его жизнь. Родители, власти, общественные организации обязаны учитывать эти взгляды с учетом уровня зрелости и возраста ребенка.

В качестве принципа эта норма нашла свое выражение в Конвенции о правах ребенка. Согласно статье 12(1) государства обязуются гарантировать «ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка». Это право тесно связано с правом ребенка свободно выражать свое мнение (ст. 13). На региональном уровне данный принцип отражен в Африканской хартии прав и благополучия ребенка 1990 г. (ст. 4(2), 7); в Хартии Европейского союза об основных правах 2000 г. (ст. 24(1))

Вышеуказанные принципы были подтверждены на Всемирной конференции по правам человека 1993г., подчеркнувшей, что «во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание следует уделять недискриминации и наилучшему обеспечению интересов ребенка, при этом надлежащее внимание должно уделяться взглядам ребенка» (пар. 21) Права человека: Сб. международно-правовых документов. Мн. 1999., и в Декларации «Мир, пригодный для жизни детей», принятой Генеральной Ассамблей на своей специальной сессии по положению детей в мае 2002 г. (пар. 7). Тамже.

Принцип соблюдения (обеспечения) права ребенка на выживание и здоровое развитие устанавливает, что государства не только должны гарантировать ребенку право на жизнь, но и предпринимать позитивные шаги по поддержанию и продлению жизни ребенка и его полноценному физическому и духовному развитию.

Этот принцип впервые появился в Конвенции о правах ребенка. Согласно Конвенции государства должны обеспечивать «в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» (ст. 6(2)). Термин «выживание» довольно специфичен для международных договоров в области прав человека. Он был предложен представителями ЮНИСЕФ и ВОЗ во время разработки Конвенции, которые под ним подразумевали действия государств по сокращению младенческой смертности, иммунизации детей, доступу к безопасной питьевой воде, контролю над основными детскими заболеваниями, ликвидации безграмотности и т. д. Этот принцип был подтвержден Всемирной декларацией об обеспечении вживания, защиты и развития детей и Планом действий по осуществлению этой Декларации, принятыми на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей в 1990 г. Африканская хартия прав и благополучия ребенка также закрепила данный принцип в статье 4(2).

Принцип соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие может рассматриваться как платформа для экономических, социальных и культурных прав ребенка.

Принцип особой защиты и охраны детей. Впервые необходимость в специальной охране детей была отмечена в Декларации прав ребенка 1924 г. После Второй мировой войны данный принцип был зафиксирован во Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь» (ст. 25(2)). Свое дальнейшее развитие он получил в Пактах о правах человека 1966 г. В Пакте об экономических, социальных и культурных правах указывается на особые меры охраны и помощи, которые должны приниматься в отношении всех детей и подростков (ст. 10(3)). Пакт о гражданских и политических правах подчеркивает право ребенка на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства (ст. 24(1)). Декларация прав ребенка 1959 г. предусматривает, что «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита» (принцип 2). И, наконец, Конвенция о правах ребенка обязывает государства обеспечить ребенку «такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия» (ст. 3(2)).

Вышеуказанные специальные принципы, на мой взгляд, являются правовой основой, на которой базируются конкретные нормы по защите прав детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что институт международной защиты прав ребенка представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих права и свободы детей, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и практическому претворению в жизнь (реализации) этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

3. Механизмы защиты прав ребенка

3.1 Контрольные органы и процедуры, учрежденные в рамках ООН

Из шести главных органов ООН наибольшее отношение к вопросу о контроле за правами ребенка имеют Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности и Экономический и Социальный совет.

Генеральная Ассамблея выполняет несколько функций в отношении прав человека. Она организует исследования и делает рекомендации в целях «… содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 13, п. 1b, Устава ООН). Генеральная Ассамблея принимает по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Так, в отношении прав ребенка она приняла Декларацию и Конвенцию по правам ребенка. Кроме этого Генеральная Ассамблея создает различные вспомогательные органы, например ЮНИСЕФ (ст. 22 Устава ООН), назначает специальных докладчиков в сфере защиты прав ребенка (в частности, Специальный докладчик по изучению прав ребенка в период вооруженных конфликтов).

Деятельность Совета Безопасности имеет большое значение в отношении защиты детей в период вооруженных конфликтов, так как он уполномочен предпринимать действия по поддержанию международного мира и безопасности (ст. 24 Устава ООН). Поскольку массовые и грубые нарушения прав человека (и соответственно прав ребенка) создают угрозу миру и безопасности и являются международными преступными деяниями, то Совет Безопасности на основе главы VII Устава ООН может и должен принимать меры для ликвидации таких нарушений. Решения Совета Безопасности о применении санкций для пресечения преступных нарушений прав человека обязательны для всех членов OOH

Экономический и Социальный совет может «делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех» (ст. 62, п. 2, Устава ООН). По вопросам, входящим в его компетенцию, ЭКОСОС может подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты резолюций и конвенций, созывать международные конференции по вопросам прав человека (ст. 62, пп. 3, 4, Устава ООН). В соответствии со статьей 68 Устава ООН ЭКОСОС может создавать комиссии «в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека». В соответствии с этой статьей ЭКОСОС создал Комиссию по правам человека и Комиссию по положению женщин, работа которых сосредоточена исключительно на вопросах, относящихся к правам человека, и соответственно к правам ребенка.

Комиссия по правам человека состоит из 53 представителей государств — членов ООН. В свою очередь Комиссия создала Подкомиссию по содействию и защите прав человека. Данные органы готовят исследования по правам человека, разрабатывают проекты международных договоров (например, проекты Конвенции по правам ребенка и двух дополнительных протоколов к ней были подготовлены Комиссией по правам человека).

Кроме подготовки международных договоров Комиссия также создает специальные механизмы по мониторингу за соблюдением прав человека: тематические процедуры и процедуры по расследованию нарушений прав человека в отдельных странах (процедуры по странам) (иногда тематические мандаты и мандаты по странам учреждаются Подкомиссией по содействию и защите прав человека или Генеральным секретарем ООН). В рамках тематических процедур расследуется какой-либо определенный тип нарушений прав человека по всему миру (например, расовая дискриминация, применение пыток и т. д.). Процедуры по странам предполагают для расследования нарушений прав человека в какой-либо определенной стране.

С точки зрения защиты прав ребенка не все тематические процедуры в одинаковой степени применимы к детям. Непосредственно детей касаются два тематических мандата: Специальный докладчик по вопросам продажи детей, детской проституции и детской порнографии и Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о влиянии вооруженного конфликта на детей (он отчитывается непосредственно перед Генеральным секретарем).

Под эгидой ООН действует ряд организаций, которые также занимаются мониторингом и имплементацией прав ребенка, оказывают техническую помощь государствам в этой сфере: Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

Верховный комиссар ООН по делам беженцев непосредственно рассматривает вопросы, связанные с детьми-беженцами. В этом контексте Верховный комиссар признает право детей на специальную помощь, в частности через публикацию руководств по защите и заботе о детях-беженцах. В 1988 г. были опубликованы Рекомендации УВКБ ООН в отношении детей-беженцев, куда включены международные нормы, касающиеся помощи и защиты детей-беженцев, основные положения заключений Исполнительного комитета УВКБ ООН и технические рекомендации Рабочей группы УВКБ ООН по вопросам детей-беженцев. В 1993 г. УВКБ ООН разработало специальный документ «Политика УВКБ ООН в отношении детей-беженцев», в котором признается, что дети-беженцы нуждаются в специальном содействии в силу их зависимости, уязвимости и развивающихся потребностей. В документе описываются последние решения и инициативы УВКБ ООН, принятые в отношении таких детей, и предложения сотрудникам Управления по более полному гарантированию соблюдения прав детей. Моргун Ю. Ф. Деятельность УВКБ ООН по международной защите прав детей-беженцев // Белорусский журнал международного права и международных отношений. №2. 1999. С. 87-94. В практическом плане УВКБ ООН оказывает помощь при эвакуации детей из зон вооруженных конфликтов и обеспечении их всем необходимым.

Верховный комиссар по правам человека, утвержденный в 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН, координирует все программы Организации в области прав человека, обеспечивает тесное сотрудничество между различными органами ООН и договорными контрольными механизмами в целях повышения эффективности их деятельности и избежания дублирования в их работе. Одним из направлений деятельности Верховного комиссара ООН по правам человека является также быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации, возникающие в связи с массовыми и грубыми нарушениями прав человека, в том числе и прав ребенка.

Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), созданный в 1946 г. Начиная с 1986 г. он активно участвовал в разработке и последующем принятии Конвенции о правах ребенка. Согласно статье 45(а) Конвенции ЮНИСЕФ проводит технические консультации и оказывает помощь государствам в имплементации Конвенции, которые обращаются с просьбой об этом в Комитет по правам ребенка. По просьбе Комитета он может представлять заключение экспертов и доклады об имплементации Конвенции. С помощью своих представительств в странах ЮНИСЕФ осуществляет мониторинг за национальными программами развития и поддержки детей и их прав, за имплементацией положений Конвенции на национальном уровне.

3.2 Конвенционные контрольные механизмы

Действующая в настоящее время система конвенционных органов по правам человека состоит из шести комитетов: Комитета по правам человека; Комитета по расовой дискриминации; Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитета по экономическим, социальным и культурным правам; Комитета против пыток; Комитета по правам ребенка. После вступления в силу Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990) добавится еще один договорной орган: Комитет по правам трудящихся-мигрантов и членов их семей. Все комитеты состоят из экспертов, действующих в своем личном качестве и обладающих признанной компетенцией в области прав человека.

Процедуры контроля, используемые этими органами, осуществляются в следующих формах:

1) изучение докладов государств, ратифицировавших международные соглашения по правам человека;

2) рассмотрение жалоб государств на государства и индивидуальных жалоб по поводу нарушения положений соответствующих конвенций.

Все комитеты имеют право исследовать доклады государств-участников соответствующих международных договоров. Для этого государства через определенные периоды времени должны представлять доклады о принятых ими мерах по имплементации прав, закрепленных в этих договорах, и о прогрессе, достигнутом в этой области. На основе изучения этих докладов комитеты высказывают государствам-участникам конкретные рекомендации.

Общие комментарии Комитата по правам человека статей 23 и 24 Пакта о гражданских и политических правах имеют непосредственное отношение к детям. Комментируя статью 23, Комитет признает, что не существует универсального определения термина «семья» и что группа лиц, считающаяся по национальному законодательству государства семьей, должна получать соответствующую защиту согласно этой статье. При этом в первую очередь должны учитываться интересы ребенка, и государства в своих докладах обязаны представлять информацию, касающуюся мер защиты детей в ситуациях развода супругов или их отдельного проживания. В комментарии к статье 24, которая признает право каждого ребенка без всякой дискриминации получать от семьи, общества и государства защиту, требуемую в его положении как малолетнего, Комитет предлагает государствам в своих докладах информировать его о всех специальных мерах, принятых ими для зашиты детей.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам также имеет определенное влияние на имплементацию прав ребенка, так как большинство прав, закрепленных в Пакте об экономических, социальных и культурных правах, применимых к детям. В отличие от Пакта о гражданских и политических правах государства — участники Пакта об экономических, социальных и культурных правах обязуются имплементировать права, закрепленные в Пакте, не сразу, а постепенно. Статья 2(1) обязывает государства только «…принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав…». Для того, чтобы оценить степень прогресса в реализации экономических, социальных и культурных прав государства-участники должны собирать статистические данные в этих областях (например, посещение детьми школ или детская смертность). Эта статистическая информация служит основой для принятия государственной политики (включая законодательные, административные, социальные, финансовые меры) по постепенному улучшению благополучия детей.

В отличие от изучения докладов государств только три комитета обладают компетенцией рассматривать жалобы: Комитет по правам человека, Комитет по расовой дискриминации и Комитет против пыток (после вступления в силу Дополнительного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин правом рассматривать индивидуальные жалобы будет наделен Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин). Эти комитеты могут рассматривать межгосударственные жалобы о нарушениях обязательств по соответствующему договору (ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 11 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, ст. 21 Конвенции против пыток), а также индивидуальные жалобы (ст. 1 Дополнительного протокола I к Пакту о гражданских и политических правах, ст. 14 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, ст. 22 Конвенции против пыток). Однако эта функция комитетов действительна лишь в случае специального признания этих статей государством — участником соответствующего соглашения. Возможность отдельных лиц подавать жалобы на нарушение государством прав, закрепленных в международных договорах по правам человека, в международный контрольный орган является уникальным достижением в международном праве.

Комитет по расовой дискриминации также может рассматривать жалобы отдельных лиц или групп лиц на нарушение прав, содержащихся в Конвенции по ликвидации расовой дискриминации. Так как большинство статей, содержащихся в Конвенции, применимо как к взрослым, так и к детям, то данную функцию Комитета можно использовать и при защите прав детей.

Комитет против пыток, кроме рассмотрения жалоб от отдельных лиц, по своей инициативе может провести расследование, если получит достоверную информацию о систематическом применении пыток на территории какого-либо государства — участника Конвенции (ст. 20). При этом Комитет может использовать соответствующую информацию из любых источников, в том числе от неправительственных организаций. С согласия государства — участника Конвенции при проведении расследования Комитет может посещать его территорию. Вся процедура является конфиденциальной. Комитет не получает регулярной информации о применении пыток в отношении детей как особой группы жертв. Более того, Комитет никогда не получал индивидуальных жалоб, касающихся применения пыток к детям. Как отмечает Комитет, отсутствие таких сообщений/жалоб не свидетельствует об отсутствии данной проблемы, а является следствием представления ему недостаточной информации. Старовойтов О. М. Механизмы защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. №3. 2001. С. 7.

Заключение

Всеобщая декларация прав человека начинается со слов о том, что основой свободы, справедливости и всеобщего мира является признание равных и неотъемлемых прав, равного достоинства, присущего всем членам человеческой семьи с момента рождения. Права человека являются естественной принадлежностью каждого члена общества с самого момента его рождения. Именно благодаря осуществлению прав и свобод проявляется уникальность личности, раскрываются творческие способности и возможности каждого человека. Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение и защита прав детей являются, безусловно, основной задачей современности, в решении которой должно быть заинтересовано все мировое сообщество.

Одним из самых важных достижений и весомым результатом действия международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом факта, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», но и признание детей самостоятельными субъектами права. Этот принцип, провозглашенный в Декларации прав ребенка, получил свое развитие в день 30-летия Декларации, когда 20 ноября 1989 г. на сессии Генеральной Ассамблеи была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция стала первым широкопризнанным международным документом, в котором права ребенка приобрели силу норм договорного права. По состоянию на май 2002 г. она ратифицирована 191 страной.

Все страны, ратифицировавшие Конвенцию, несут ответственность за реализацию прав ребенка.

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1.1/0.

2. «О правах ребенка» Закон Республики Беларусь. ВВС Республики Беларусь, 1993, №33.

3. Конвенция о правах ребенка // ВВС Республики Беларусь, 1990, №1.

4. Всеобщая декларация прав человека (Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г.).

5. Котляр И. И. Права человека: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. И. Котляр. — Мн.: Тесей, 2002.

6. Моргун Ю. Ф. Деятельность УВКБ ООН по международной защите прав детей-беженцев // Белорусский журнал международного права и международных отношений. №2. 1999.

7. Павлова Н. В. Международная защита прав человека и ее эволюция на современном этапе // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1996. №1. С. 23.

8. Павлова Л. В., Зыбайло А. И. Международное гуманитарное право: Учеб. пособие. Ч. 1. Мн., 1999.

9. Права человека: Сб. международно-правовых документов. Мн. 1999.

10. Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. член-корр. РАН, д. ю.н. Е. А. Лукашева. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА), 2001.

11. Права человека: Учеб. пособие / Авт.-сост. С. П. Кацубо, И. В. Кучвальская, С. Б. Лугвин. — Мн.: Амалфея, 2001.

12. Робул А. А. Международная защита прав ребенка в современном мире // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2002. №2.

13. Сборник международных документов. М.: Юрид. лит., 2002.

14. Старовойтов О. М. Становление и развитие международной защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. №5.

15. Старовойтов О. М. Механизмы защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. №3. 2001.

16. Старовойтов О. М. Международная защита прав ребенка как институт международного права // Белорусский журнал международного права и международных отношений. №3. 2002.

17. Смагина Л. И. Утверждение прав ребенка как общечеловеческой ценности // Адукацыя і выхаванне, №12, 2003.

18. Черниченко С. В. Теория международного права. Т. 2. М., 1999.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »