Кризис культуры, нравственности и семьи в современном мире


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальные проблемы современности

Курсовая работа

НА ТЕМУ:

«Кризис культуры, нравственности и семьи в современном мире»

Салават 2014

Краткое содержание

Мы проживаем длинную жизнь. У одних она наполнена радостью и приключениями, у других — однообразием и рутиной. Однако в жизни заключён единый, истинный смысл — прожить её с достоинством. Сам Тюквиль говорил: «Жизнь — не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать и честно довести его до конца». Всю нашу жизнь мы должны творить добро, совершать благородные поступки. Ведь где есть человек, там есть и случай сделать ему доброе.

В мире плохих людей намного больше, чем хороших. Потому и кажется, что мир потонул в хаосе. На самом же деле нет пропащих людей. У каждого человека в жизни есть второй шанс начать всё сначала, однако далеко не каждый способен использовать этот шанс себе на пользу. Мудрецы востока говорили, что люди — как окна. Они бывают чистыми и грязными, но каждый хороший человек должен суметь протереть грязное окно, дабы оно засияло и озаряло своим светом окружающих. Каждый человек может и должен самосовершенствоваться и достичь безупречности. Одни добиваются этого, скитаются по храмам и церквям, или проводя годы в отшельничестве. Другие так и остаются обычными людьми, ничем не отличаясь и только пополняя население Земли. Благо, нам дано достичь совершенства по программе «Мечта». Одно влияние её атмосферы многого стоит, и благодаря этому влиянию вся наша школа — обитель доброты и чуткости. Мы должны проявлять милосердие и отзывчивость ко всему живому, доказывая то, что мы — воистину венец природы.

Самое сложное для человека — очистить свою душу. Ведь для того, чтобы помочь ближним, надо сначала помочь себе. Нужно следить за экологией своей души, за её чистотой и безупречностью. Для того, чтобы наши души всегда оставались незапятнанными и отзывчивыми, мы должны помогать другим людям найти себя, понять свою сущность. Да в наше тяжёлое время человек всё больше и больше погружается в свои проблемы, забывая об окружающих. Но разве не для того нужна сила духа, чтобы бороться с невзгодами? Даже если ты поможешь бабушке донести сумку до дома, твоя душа посветлеет и очистится. Ничто не сможет сломить волю доброго человека! Как сказал Л. Н. Толстой: «Доброта побеждает всё, а сама — непобедима»! Никакие несчастья и невзгоды не превратят человека в безвольное существо. Ведь пока мы помогаем друг другу, пока помыслы наши чисты, мы — непобедимы, как сама доброта. Всем людям помочь нельзя, но если каждый из нас подставит плечо ближнему, мир станет намного счастливее.

Логическая схема

План

  • Краткое содержание
  • Введение
  • 1. Кризис нравственности и культуры в публикациях СМИ
  • 2. Экологический кризис. Вырождение
  • 3. Социальные проблемы современной семьи
  • 3.1 Семья в демографической ситуации
  • 3.2 Кризис современной семьи
  • 3.2.1 Целомудрие
  • 3.2.2 Как воспитать будущего семьянина?
  • 3.2.3 Как воспитать будущую жену и мать?
  • 3.2.4 Как воспитать будущего мужа и отца?
  • 3.2.5 Как выбрать будущего супруга?
  • 3.2.6 Как создать крепкую семью?
  • 3.2.7 Дети
  • 3.2.8 Трезвая семья
  • Список литературы

Введение

Мы живем в ХXI веке, когда демонстрируется возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах культуры, политики, экономики. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, — давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главным.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.

Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление — первый вид общения людей. В некотором отношении каждая семья — это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду.

Тема семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда актуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно является объектом изучения многих академических величин.

В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня, даже весьма пожилые люди не сразу смогут объяснить, кто такой деверь, золовка, шурин, свояченица. Слова кажутся устаревшими, архаичными. Вероятно, это происходит потому, что семейные связи становятся менее прочными, сосредотачиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.

В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

Семья является клеточкой социального организма, живущей с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели.

Проблема семьи занимает центральное место в ее изучении. Родители должны уметь максимально прилагать усилия для того, чтобы сформировать у своих детей стремление быть коллективистами, патриотами, гражданами своей Родины. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на него влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив семья. Первая причина особой роли семьи в воспитании устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая — ее разносторонность. Семья настоящий университет человеческих отношений.

В последние годы существенно возрос интерес к семьи специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследования. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.

1. Кризис нравственности и культуры в публикациях СМИ

В интервью Радиостанции «Эхо Москвы» Юрий Левада — директор ВЦИОМ рассказал слушателям об одном из опросов, проведенных среди россиян. Тема опроса — «Что вызывает у вас определенную напряженность и беспокойство?».

«Больше всего беспокоит людей рост цен. Об этом говорят 66%. Далее бедность, обнищание большой части населения — 58%. Дальше преступность — 42%, наркомания — 38%, безработица — 32%, экономический кризис, спад производства — 32%, кризис морали, культуры, нравственности — 28%. Дальше недоступность многих видов медицинского обслуживания — 25%, расслоение на богатых и бедных тоже 25%. И тоже 25% — это недоступность многих видов образования. После этого идут военные действия в Чечне. Дальше, я уже не буду цифр приводить, ухудшение состояния окружающей среды, угроза террактов (кстати, в целом по стране это всего 12%), слабость, беспомощность государственной власти — 11% (это гораздо меньше, чем раньше). Очень характерно и приятно, что задержки в выплате зарплаты и прочих выплат беспокоит только 8% сейчас. Рост национализма тревожит 8%, конфликты в руководстве страной только 3%. И последняя цифра, на последнем, 19-м месте, ограничение гражданских прав: свободы слова, печати беспокоит 2%»

Интервью проходило 29 августа 2001 года, когда кризис морали, культуры и нравственности беспокоил лишь 28% населения. Опрос ВЦИОМ 13 мая 2005 года показал, что упадок культуры, науки и образования беспокоит уже 59% населения, после «страха резкого снижения уровня жизни (70%); террористических актов в отношении стратегически важных объектов (атомных электростанций, водохранилищ, городских систем жизнеобеспечения и т. д.) (67%); экологической катастрофы (59%); вымирания российского населения из-за низкой рождаемости (58%) и заселения России представителями иных национальностей — китайцами, вьетнамцами и др. (58%)»

11 мая 2005 года в газете «Аргументы и факты» вышла статья под заголовком «Одичание». В ней — отклик с самого дна сердца, крик: «В своем последнем послании президент обратил внимание на глубокий кризис морали российского общества». Правительство не в силах что-либо сделать, правительство констатирует факт. Кризис нравственности тянет за собой в небытие всю ранее выстроенную социальную систему, и с этим насильным вмешательством не справишься. Социальная реклама на радио, ТВ, в метро, на улице, увы, никого не облагораживает и не делает добрее. Над Россией нависла реальная угроза. «АиФ» пишет:

«ПРАЗДНИЧНЫЕ дни, связанные с окончанием Второй мировой войны и Победой, дали возможность почувствовать это еще острей. С особой ясностью было видно, как народ гордится своим трудным и величественным прошлым и как ему стыдно за настоящее. Люди пели песни военных лет, которые объединяли их в надежде и в беде. Сегодня новых песен о главном нет. Не оттого, что перевелись композиторы или поэты. В воздухе России нет объединяющего начала — того, что делает людей нацией.

Солью земли стали браток-бандюган, продажный депутат, олигарх, засунувший в карман кусок страны, завистливый чиновник, «оборотень в погонах», министр, забывший от ожирения мозгов, в какой стране он живет и каким народом управляет, судья, торгующий приговорами, наглая девица, бегающая в поисках богатого любовника. Ладно бы, если это был только художественный вымысел. Ужаснулись и забыли! Увы, экран отражает истинное состояние нынешней жизни. Весь многовековой опыт наших западных соседей свидетельствует: свобода и демократия возможны лишь при высокой дисциплине власти и дисциплине народа» [1]

2. Экологический кризис. Вырождение

«Утечка мозгов» и потеря престижа высшего образования для России — реальная проблема. Кто сможет решить становящуюся все острее и острее проблему экологического кризиса, и, следовательно, проблему вырождения человечества, как ни ученые? Цивилизация, утратившая определенный «тонус» в научной сфере, не сможет создать новые технологии для борьбы с прогрессирующим загрязнением биосферы. Экологи бьют тревогу. Вот что пишет Н. В. Попкова в статье «Глобальные проблемы современности и технологическое развитие»:

а) Влияние НТР на человечество

«Экстраполяция техногенных биосферных изменений за последние столетия приводит к выводу о грозящей экологической катастрофе. Многие ученые оценивают современное состояние биосферы как предкризисное. Например, по словам Н. Н. Моисеева, возрастающие антропогенные нагрузки на биосферу приводят к тому, что ее компенсационные возможности находятся на пределе. Возможен ее переход в новое состояние, непригодное для жизни человека: катастрофа может разразиться совершенно неожиданно и столь стремительно, что никакие наши действия уже ничего не смогут изменить.

По ходу техногенного развития подвергаются существенной техносферной трансформации человеческие свойства. Изменяется биосфера не только вне людей, но и внутри их — в теле и психике. Человек, все более погружаясь в искусственный мир, постепенно утрачивает свои природные качества и обретает социально-техногенные. С рождения он оказывается в техносферной среде. Не только материальные объекты, но и допускаемые к человеку растения и животные не назовешь «естественными» — их виды также являются плодами развития человечества. Сокращается сфера физического труда и растут умственные нагрузки, что приводит к появлению новых болезней. В сам организм человека вторгается искусственная среда: практикуется употребление искусственной или генетически измененной пищи, искусственное оплодотворение, трансплантация и т. д. Для обитателя современного мира характерны биологические изменения, которые не назовешь прогрессивными: понижение сопротивляемости инфекциям и факторам внешней среды, ослабление органов чувств (все хуже становятся зрение и слух), захватывающие все большие слои населения бессонница и депрессия, сердечно-сосудистые и раковые заболевания, аллергия и бесплодие. Слабеет иммунная защита человеческого организма, рост генетических аномалий и психических болезней становится бедствием. С каждым поколением усиливается деградация внутренних органов и систем человеческого организма, все чаще требуются техногенное вмешательство в их функционирование или прямая их замена. Учитывая, сколько людей в индустриально развитых странах в буквальном смысле слова не могут жить, не пользуясь ежедневно достижениями медицины, подобную жизнь можно называть «искусственной».

Например, в исследованиях Э. С. Демиденко [2] отмечается не только все большее изменение человеческой телесности (ее уклон к искусственности и рост необходимости техносферного вмешательства для сохранения здоровья и жизни современного человека), но и наличие трансформации людей на интеллектуально-эмоциональном уровне (интеграция индивидуального сознания с виртуально-компьютерным миром), в результате которой человек «стал стремительно видоизменяться и терять свои былые природно-функциональные качества, приобретая социальные и социально-техногенные».Э. С. Демиденко считает, что начался новый антропосоциальный процесс интеграции человека и техносферы, формирования биотехносоциального существа в человеческом облике.

Биологическая трансформация современного человека вследствие техногенного развития очевидна. С каждым поколением проявляется все более заметный дисбаланс между социальными и биологическими качествами людей — развитие одних и деградация других. Новейшие биотехнологические достижения ведут к тому, что объектом изменения становится уже не внешняя природа, а биофизическое строение. Возникают проекты самотрансформации посредством технического вмешательства: человеческая природа как несовершенная объявляется нуждающейся в той же коренной переработке, которой подверглись другие элементы биосферы. Ранее материалом для искусственной переделки выступала внешняя среда, сейчас материалом становится сам человек.

Положение человека в современном мире противоречиво. С одной стороны, оно выгодно отличается от жизни его предков. Формирование искусственной среды открыло перед людьми небывалые возможности роста материальной обеспеченности и безопасности. С другой стороны, современное человечество нельзя назвать носителем разума, призванным усовершенствовать и осветить смыслом слепые стихии природы: даже собственную жизнь не могут люди устроить в соответствии со своими желаниями. Не высокие идеалы или хотя бы трезвый расчет управляют многими, а капризы, фанатизм, безответственность. Увеличивается количество людей (причем в развитых, благополучных странах), которые стремятся «забыться», уйти от реальности (начиная от алкоголиков и наркоманов и кончая всевозможными поклонниками виртуальной реальности)» [3]

б) Алкоголизм, его пагубное влияние на здоровье

Проблема хронического алкоголизма «остается на сегодняшний день одной из самых актуальных медико-социальных проблем в России. На счету этого страшного заболевания тысячи распавшихся семей и искалеченных судеб. Причины пьянства разнообразны: трудности приспособления к условиям среды, конфликт с окружением, неудовлетворенность, одиночество, непонятость, утомление, робость, осознание своей неполноценности и другие обстоятельства, вызывающие чувство психологического дискомфорта, временно облегчаемое действием спиртного» [4]

По данным, названным в одном из интервью главным государственным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко, в России ежегодно от внезапных отравлений алкоголем умирают около 40 тыс. человек. Он так же отметил, что в это число не входят люди, умершие от хронических заболеваний, связанных с алкоголизмом, и погибшие в пьяном виде в различных инцидентах. «На первом месте в России стоит не проблема качества алкоголя, а проблема непомерно высокого потребления алкоголя», — полагает Г. Онищенко. Последствия потребления алкоголя зачастую необратимы. Энциклопедия «Кругосвет» в статье «Алкоголизм» рассказывает о том, что «можно выделить два основных класса проблем, связанных с неумеренным потреблением алкоголя, — негативные последствия для самого пьющего (разрушение его здоровья и личности) и негативные последствия для общества в целом»

Мы остановимся на угрозе алкоголизма здоровью пьющего.

«а) при разовом неумеренном потреблении алкоголя — утрата самоконтроля, агрессивность, несчастные случаи, переохлаждение или перегрев по неосторожности, арест за пребывание в нетрезвом виде в общественных местах, отравление алкоголем;

б) при длительном неумеренном потреблении — повышенный риск развития цирроза печени, некоторых видов рака и сердечно-сосудистых заболеваний, недостаточность питания, долговременные функциональные расстройства и утрата самоконтроля, несчастные случаи, потеря трудоспособности, развитие алкоголизма, ранних психозов и т. д.

Для ранних стадий алкоголизма более характерны такие заболевания как язвенная болезнь, травмы, сердечно-сосудистые расстройства; для более поздних — цирроз печени, полиневриты, мозговые нарушения.

Злоупотребление алкоголем, по данным Всемирной организации здравоохранения, является третьей по частоте (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний) причиной смертности в современном мире. Алкоголики и пьяницы живут в среднем на 15-20 лет меньше, чем люди непьющие. Только 25% алкоголиков преодолевают 50-летний рубеж. Риск самоубийства у людей, страдающих этим заболеванием, в десятки раз выше, чем у обычных людей.

Алкоголизм разрушает репродуктивную систему, вредно влияя на яички и яичники. При злоупотреблении алкоголем нарушается также и половая потенция, что связано со снижением условных и безусловных рефлексов, вследствие тормозного действия на подкорковые центры. У женщин наблюдаются расстройства регулярности менструального цикла. При приёме спиртных напитков во время беременности высока вероятность рождения ребенка с врожденными дефектами (в том числе — формирование генетически детерминированной склонности к алкоголизму)».

в) Ген алкоголизма

На сегодня изучением наследования склонности к алкоголизму занимается такая наука, как психогенетика. Она возникла на стыке психологии и генетики и изучает роль наследственных и средовых факторов в формировании межиндивидуальной вариативности различных психологических и психофизиологических характеристик человека. Психогенетика закладывает основы методологии изучения человека как существа биосоциального и позволяет не только обогатить теоретические основы психологии, но и заложить фундамент для применения знаний из области психогенетики в практической работе психолога.

«Исследования семей, близнецов и приемных детей указывают на семейный характер алкоголизма с высоким уровнем наследуемости (50-60% для мужчин, данные по наследуемости женского алкоголизма менее многочисленны и несколько противоречивы). Наследственный характер алкоголизма заставляет искать конкретные гены, имеющие отношение к заболеванию. Среди них наиболее известным является рецессивный аллель ацетальдегид дегидрогеназы — печеночного фермента, участвующего в метаболизме алкоголя. Гомозиготные индивиды, обладающие двумя копиями этого аллеля, после приема алкоголя испытывают неприятные симптомы (прилив крови, тошноту) и поэтому гораздо реже заболевают алкоголизмом. В Восточной Азии процент гомозиготных носителей гораздо выше, чем в кавказоидных популяциях. Это является основной причиной меньшей распространенности алкоголизма в странах Востока. В Японии обладатели двух копий аллеля употребляют алкоголя в 10 раз меньше по сравнению с теми, кто вообще его не имеет. В европейской популяции этот аллель встречается гораздо реже. Соответственно и распространенность алкоголизма здесь выше.

В 1990 г. был обнаружен ген рецептора дофамина, который, как сообщалось, имеет отношение к алкоголизму. Средства массовой информации поспешили сообщить, что найден ген алкоголизма, однако впоследствии результаты не подтвердились.

В настоящее время ведутся широкомасштабные исследования наследственных причин алкоголизма. В 1998 г. был заложен совместный проект, включающий 105 многопоколенных семей и 1200 семей, в которых имеется по крайней мере три родственника первого колена, включая пробанда с алкоголизмом. По результатам проекта опубликовано 68 статей (Plomin R., 2003). Для многопоколенных семей есть указания на сцепление с хромосомами 1, 4 и 7. Ведется поиск генов и для других химических зависимостей. Одним из важных аспектов исследования зависимостей является изучение индивидуальных различий в реакции на психотропные средства.

Особый интерес представляют модельные исследования, проводимые на мышах. Инбредные линии алкоголь-зависимых мышей позволяют гораздо более эффективно вести поиск соответствующих локусов (QTL). Уже картировано по крайней мере 24 локуса, имеющих отношение к алкогольной зависимости».

г) Ген преступности

По сообщениям BBC, ученые из Института психиатрии при лондонском Королевском колледже в ходе исследования обнаружили, что «мальчики из неблагополучных семей, у которых есть особая разновидность одного из генов, с большей вероятностью могут стать хулиганами, чем их сверстники, генетическая структура которых имеет обычное строение.

Бригада ученых исследовала группу 442 из молодых людей, 154 из которых получили далеко не лучшее воспитание. В результате выяснилось, что подростки, у которых есть разновидность гена, связанная с низким уровнем содержания в организме энзима под названием моноаминоксидаза (МАО), потенциально гораздо более опасны для общества. МАО расщепляет вещества мозга, которые, по мнению исследователей, задействованы в появлении некоторых поведенческих модулей, в том числе агрессии.

«Треть населения имеет генетическую структуру, связанную с пониженным уровнем активности МАО, — говорит один из исследователей профессор Терри Моффитт. — На первых порах мы не могли продемонстрировать связь между этой структурой и насилием. Однако мы уже знаем, что если с ребенком, имеющим такое генетическое строение, к плохо обращались в раннем возрасте, то очень велика вероятность, что из него вырастет человек, отличающийся ярко выраженным антиобщественным поведением».

Из тех 442 человек, которые принимали участие в исследовании, комбинация дурного воспитания и низкого уровня МАО наблюдалась у 12%, но эти 12% ответственны за 44% насильственных преступлений, совершенных всей группой».

кризис семья воспитание культура

3. Социальные проблемы современной семьи

Внутрисемейная иерархия, частично выражающаяся в распределении ролей, как уже отмечалось, способна вызывать разногласия при несоответствии ожиданий супругов. Однако это не единственная причина внутрисемейных конфликтов. Изучение их причин и следствий конфликтов традиционно привлекает внимание исследователей.

Почти треть респондентов говорит о том, что в их семьях не бывает конфликтов, 35% отмечают конфликты из-за материальных трудностей, 18% — пьянства и наркомании, по 17% — несовместимости характеров и воспитания детей. Остальные приводят к конфликтам в семьях не более 10% россиян

Для более подробного изучения проблем семьи рассмотрим результаты социологического исследования, проведенного в 2007 — 2008 гг.

В данном социальном исследовании имели место попытки сравнивания социальных проблем семьи моноспециализированного города с проблемами семей, проживающих в других типах поселений.

На первом месте в рейтинге проблем семьи как моноспециализированного города, так и других типов поселений стоят материально-финансовые проблемы. Уровень материального благополучия часто зависит от иждивенческой нагрузки, и состав домохозяйства зачастую определяет риски попадания в малообеспеченные слои. В России лишь около четверти домохозяйств не «нагружены» иждивенцами — в их составе нет инвалидов, неработающих пенсионеров, безработных, несовершеннолетних детей и т. д. Наиболее распространенной нагрузкой является нагрузка несовершеннолетними детьми (41% имеют их в составе своей семьи) и неработающими пенсионерами (30%). При этом наиболее критичную для домохозяйства иждивенческую нагрузку составляют неработающие пенсионеры и инвалиды 1 и 2 групп (семьи, в состав которых они входят, чаще оказываются в числе домохозяйств с низким уровнем жизни и реже — обеспеченных слоев населения). Наименее же критична нагрузка безработными и несовершеннолетними детьми [5].

В методологической концепции, предложенной З. Т. Голенковой, эта модель по уровню материального благосостояния населения России выглядит следующим образом:

богатые — средства позволяют не только удовлетворять свои потребности, но и организовать самостоятельную экономическую деятельность — 7%;

состоятельные — средств достаточно не только для обеспечения высокого уровня жизни, но и для приумножения капитала — 4,3%;

обеспеченные — средств достаточно для обновления предметов длительного пользования, улучшения жилищных условий за свой счет или с помощью кредита, для собственного переобучения и образования детей, организации отдыха — 15,8 %;

малообеспеченные — средств хватает только на повседневные расходы и в случае крайней необходимости — минимум средств для лечения и укрепления здоровья — 55%;

неимущие — наличие минимальных средств только для поддержания жизни и отсутствие их для улучшения своего существования — 20,2%. [6]

На четвертом месте в рейтинге проблем и у городских, и у сельских жителей стоит «ощущение незащищенности, безразличие со стороны государства, общества», что в очередной раз свидетельствует о том, что любая семья нуждается в государственной и социальной поддержке.

Состояние здоровья членов семьи и отсутствие возможностей для хорошего лечения в большей степени волнует семью большого города (34,4%), чем семьи других городов (25,8%) и сельские (25%). Складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, в больших городах больше возможностей для хорошего лечения, больше медицинских учреждений, в том числе лучше оснащенных и оборудованных, чем в малых, средних городах, сельских поселениях; с другой стороны, далеко не все городские семьи могут воспользоваться дорогостоящими медицинскими услугами.

Проблема жилищно-бытовых условий также в большей степени злободневна для семей больших городов (16%), чем для семей средних и малых городов (13,4%) и сельских семей (11,6%). Это объясняется тем, что жилье в крупном городе намного дороже, чем в средних и малых городах.

Поскольку в городе есть сеть высших и средних специальных учебных заведений, лишь 15,2% респондентов видят проблему в ограниченных возможностях дать детям хорошее образование. В малых и средних городах, в сельских поселениях ограничены возможности дать детям хорошее образование, что является более актуальным.

Существенные изменения произошли в последние два десятилетия в сфере общего школьного образования. Возможности школ учитывать при разработке программ обучения детей предпочтения населения и предлагать углубленное изучение отдельных предметов предусмотрены реформами российского образования. Однако при всех положительных последствиях расширения самостоятельности школ, получаемые через школьную специализацию знания часто никак не применимы в месте проживания семьи из-за особенностей экономического развития региона. Следовательно, такая специализация будет способствовать оттоку молодежи из районов проживания в поисках работы по приобретенной специальности. Столь непродуманная образовательная политика может привести к территориальному отчуждению молодых людей от своих генеалогических корней.

Проблемы в воспитании детей чаще встречаются семьях больших городов (15%), чем в семьях средних и малых городов (13,4%) и особенно в сельских семьях (4,7%). Чем больше город, тем сильнее разобщены родители и дети, шире круг общения детей и подростков среди сверстников, больше «соблазнов» и меcт проведения досуга. В сельских семьях, наоборот, крепче родственные узы, большая информированность родителей о своих детях со стороны учителей, соседей и других жителей поселения.

Сочетание работы с уходом за детьми более проблематично для городских семей (почти совпадают данные в Магнитогорске — 13,9% и средних, малых городах — 13,6%), чем для сельских (7,5%). Это объясняется большей загруженностью городских женщин на работе, большими расстояниями и удаленностью работы от дома.

Проблемы на работе также больше испытывают семьи большого города (11,5%), чем семьи средних и малых городов (10,4%) и сельские семьи (7,2%), что тоже объясняется, на наш взгляд, особенностями сельского уклада жизни.

Отношениями в семье недовольны 9,5% жителей больших городов, 13,8% жителей средних и малых городов и 7,7% сельских жителей. Конфликты в российских семьях можно сгруппировать в 7 типов:

1. конфликты культурно-личностного характера (разногласия относительно способов проведения свободного времени, выбора круга общения, различия в интеллектуальном и культурном уровне супругов);

2. конфликты из-за проблем в отношениях супругов (несовместимость характеров, измены и ревность, проблемы в сексуальных взаимоотношениях);

3. конфликты, связанные с распределением ролей (приоритеты финансовых трат, распределение обязанностей);

4. конфликты, связанные с недостаточностью уделяемого семье внимания;

5. конфликты, подрывающие основы семьи (материальные трудности, пьянство, наркомания);

6. конфликты по поводу воспитания детей;

7. конфликты из-за внешних обстоятельств, связанных с супругом (взаимоотношения с его родителями, большие его успехи).

Согласно исследованию, семьи, в которых возникают конфликты из-за пьянства и наркомании, характеризуются наибольшим пессимизмом относительно возможности иметь когда-либо счастливую семью. Аналогичным эффектом обладают конфликты по поводу реальных или даже мнимых измен. Конфликты, возникающие из-за того, что один из супругов уделяет мало времени семье, не являются причиной негативных оценок возможностей создания счастливой семьи, по всей вероятности, россияне тратят время для обеспечения лучшей жизни своих семей, а их супруги ценят это. Редко является препятствием для счастья и наличие конфликтов по поводу распределения семейных обязанностей, выбора способов проведения свободного времени и воспитания детей, а также наличие конфликтов относительно проблем во взаимоотношениях с родителями супруга.

В наиболее благополучных, с точки зрения уровня жизни, семьях несколько чаще распространены конфликты культурно-личностного характера и относительно воспитания детей. Причиной тому могут быть большие у представителей благополучных слоев населения возможности (и их разнообразие) проведения досуга, так и инвестиций в воспитание и образование детей. Реже в этих семьях возникают конфликты по поводу материальных трудностей.

Наибольшее число конфликтов по объективным причинам (особенно в связи с материальными трудностями) происходит в семьях, проживающих в ПГТ и селах, — их испытывают около половины жителей, что связано с низким уровнем жизни в данных населенных пунктах. В семьях из мегаполисов чаще возникают конфликты культурно-личностного характера; проживающих в мегаполисах и областных центрах — относительно воспитания и образования детей. Городские семьи зачастую объединяют выходцев из разных социальных групп, т. е. в них чаще встречаются ситуации, когда супруги изначально принадлежали к разным слоям населения, что не может не сказаться на их подходе к приоритетам в семейной жизни.

Неудивительно, что наблюдается четкое линейное нарастание оптимистических оценок относительно успехов по созданию счастливой семьи с повышением уровня жизни, а также по оценке отношений в своих семьях в настоящее время.

По теме «проблемы семьи» были проведены также социологические исследования о субъектах поддержки и по вопросу государственной поддержки. Если сравнить результаты этих исследований, то получается, что всего лишь 15,9% опрошенных респондентов утверждают: надо надеяться не на государство, а на себя, самим обеспечивать жизнь семьи, а в реальной жизни, когда возникают материальные трудности, 65,5% респондентов рассчитывают только на себя.

Проведенный анализ социальных проблем современной семьи позволил сделать следующие выводы: семья моноспециализированного города имеет в основном те же самые проблемы, что и семьи других городов и сельских поселений. Те отличия в социальных проблемах семей, проживающих в различных типах поселений, которые были выявлены нами в ходе социологического исследования, объясняются спецификой моноспециализированного города, зависимостью жизнедеятельности семьи от социальной политики, реализуемой на градообразующем предприятии.

3.1 Семья в демографической ситуации

Одной из актуальных проблем современного российского общества является демографическая. Три основных процесса обусловливают демографическое развитие страны: рождаемость, смертность и механическое движение населения. В России уже в течение продолжительного времени демографическая ситуация характеризуется низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности и недостаточно эффективной иммиграционной политикой. Улучшение демографической обстановки предполагает глубокое преобразование всех названных составляющих воспроизводства населения. [7]

На протяжении всего минувшего века в научной литературе ссылаются на одни и те же социальные факторы, лежащие на поверхности: увеличивается число одиноких мужчин и женщин, растет количество разводов, снижается уровень рождаемости, становится больше «неполных» семей, нарастает количество «повторных» браков, интенсифицируются сексуальные отношения вне института брака и т. п. В справедливости этих тенденций невозможно усомниться: в их пользу более чем столетняя статистика. И все же количественные ряды, сколь бы внушительными они ни были, фиксируют лишь данность, не объясняя глубинных социальных преобразований. Очевидно, отсюда, опираясь на тождественные показатели, к примеру, рождаемости или «последовательной полигамии», так назвал этот феномен американский социолог П. Лэндис, одни специалисты интерпретируют их как кризис моногамии; другие — как ее трансформацию в сторону акцентирования личностного своеобразия каждого из членов этого союза, т. е. отстаивают идею модернизации института семьи [8].

Согласно социологическим исследованиям, сегодня лишь 41% респондентов говорит о том, что в их семьях есть несовершеннолетние дети. Представители благополучных, с точки зрения уровня жизни, слоев населения позже и реже заводят детей: среди россиян до 31 года из 1 — 2 страт несовершеннолетних детей имеют менее трети, из 3 — 4 страт — менее половины, 5 — 8 страт — около 40%, а среди представителей 9 — 10 страт в этом возрасте — лишь каждый пятый. Таким образом, до настоящего момента демографический рост обеспечивался в большей мере за счет малообеспеченных и, в меньшей степени, среднеобеспеченных слоев населения. В целом о планах рождения еще одного ребенка заявляют 6% россиян, 15% не могут сказать ничего определенного относительно этого вопроса и 3% отложили его решение в связи с текущей экономической ситуацией. Остальные 76% не планируют рождения ребенка в ближайшие 1 — 2 года. При этом молодежь достаточно часто (практически в трети случаев) затрудняется говорить о своих планах относительно деторождения, хотя именно в ее возрасте данный вопрос является наиболее насущным, а это означает, что молодые россияне не столько не хотят детей, сколько не озабочены планированием собственной жизни в столь важной для нее сфере. Этот вывод корреспондируется и с результатами других исследований [9].

Пик планирования рождения ребенка приходится на возраст 26 — 30 лет — об этом в данной группе говорят 17%. До кризиса рождение ребенка планировали 29% представителей этой возрастной группы. Появление ребенка чаще планируют те, у кого детей нет. Так, молодежь в возрасте до 31 года, у которой нет детей, в 16% случаев планирует рождение ребенка и в 34% случаев не знает, как сложатся обстоятельства. Среди россиян без детей в возрасте 31 — 40 лет доля тех, кто планирует завести ребенка, несколько выше — 21%, т. к. с увеличением возраста актуализируется потребность в ребенке даже в условиях экономического кризиса.

Интересен при этом тот факт, что для российской молодежи дети являются не только свидетельством крепких и хороших отношений, но и способом скрасить или «склеить» плохие. Так, среди россиян в возрасте до 31 года отношения в семье у которых хорошие или удовлетворительные, 13% говорят о том, что в ближайшие 1 — 2 года планируют рождение ребенка. Для тех же, кто оценивает отношения в семье как плохие, этот показатель равен 18%. Россияне постарше, в возрасте 31 — 40 лет, более осторожны в вопросе рождения ребенка в условиях плохих отношений в семье, но и в этой группе тенденция компенсировать ребенком плохие отношения в семье сохраняется. Этот факт вызывает некоторое беспокойство, т. к. подобное отношение российской молодежи к рождению детей повышает риск увеличения численности неблагополучных семей, причем как неполных, так и просто семей с неблагоприятным внутренним климатом, в котором невозможно воспитание физически и духовно здоровых детей, ведь, как писал Д. Коулман, «если человеческий капитал родителей не дополнен социальным капиталом, воплощенным в семейных отношениях, то он не играет большой роли в образовательном уровне ребенка, вне зависимости от того, каковы размеры человеческого капитала родителей»

Чаще всего даже в условиях кризиса рождение детей планируют или допускают наиболее благополучные слои населения, в них собирается завести детей каждый десятый (в 3 — 8-й стратах этот показатель вдвое, а в 1 — 2-й — впятеро ниже), что фиксировалось и в докризисные годы. Это неудивительно, т. к. согласно данным других стр.75 исследований, среди причин, которые мешают реализовать репродуктивные предпочтения, 75% россиян выделяют финансово-материальные проблемы.

На стратегию деторождения влияет также и ситуация на работе, что определяет для них дополнительные риски потери доходов. Так, среди тех, кто говорит о высокой вероятности потери работы в ближайший год, рождение ребенка планируют лишь 4%, а тех, кто исключает такую вероятность, — 14%. Таким образом, помимо экономических последствий кризис уже нанес и еще нанесет нашей стране значительный демографический ущерб. Если же говорить о теоретических выводах, то можно констатировать, что хотя в России фиксируется снижение рождаемости и откладывание реализации репродуктивной функции семьи во времени, практика сознательного планирования рождения детей в рамках общей стратегии развития семьи находится еще в зачаточном состоянии.

Таким образом, российская повседневность постепенно меняется и в столь важной для населения страны сфере, как семейные отношения. Однако эти процессы имеют противоречивый характер, и хотя некоторые из них свидетельствуют о реализации второго демографического перехода, другие заставляют с большой осторожностью говорить о его успешности и благотворности.

3.2 Кризис современной семьи

Георгий Емельяненко, рассматривая проблему экологической катастрофы с религиозно-философских позиций, делает вывод о том, что небывалое разрушение биосферы планеты в ХХ веке имело целью уничтожить девственность во всей женственно-детской природе. Этим уничтожилась и первооснова нравственности у детей всех народов: стыд, совесть, милосердие.

«Разорив фундаментальный камень бытия — семью, — пишет автор, — лукавый выгнал женщину-Еву на улицу, в соцсуету, на баррикады и трибуны, на панель, высшее образование и обучение… нет более первозданного уклада и вечных родоначальных архетипов невесты, жены, матери, дочери…

Предвечный архетип отца в семье пропал без вести ещё раньше. Его святое место давно занято сверхактивным блудократом или, наоборот, сверхпассивным сократом — собутыльником, соразвратником. И тот и другой — заклятый враг женщины.

Инстинкт продолжения рода эмансипированных женщин, утратив опору на мужское начало, разрушается. Образованная Ева осталась на планете одна. Адам развращён, детей отобрали и разбросали на «съедение Молоху-обществу». Ева лишена всего, но совершенно свободна! Грядёт эра новых амазонок, а пока — женщины снизу-доверху отбирают у мужчин всё первенство на земле. Высокоразвитая Ева наводит свой порядок — новый матриархат. Стёрлись привычные половые семейно-социальные роли-функции… в результате необратимого вырождения мужчины и женщины, не способных, да и не желающих более быть первородными мужем и женою! Вот почему как никогда на планете прогрессивно растут бракоразводные процессы, умножаются бесполые браки, идёт транссексуальный сдвиг полов, чтобы вообще не было ни мужского, ни женского, а одна только «бесполая плоть». 4

Таким образом, по мнению Г. Емельяненко, апокалипсис высокоразвитой семьи уже состоялся. Женщину-жену испокон веков традиционно именовали хранительницей очага, устроительницей домашнего порядка, а в православии с любовью называли ещё и церковкой, а семью — малой церковью. А сейчас она, как иронично замечают современники-мужчины — «эмансипэ».

Широкое распространение сначала на Западе, а потом и в России, получил так называемый «гражданский брак». Многие авторы (например, М. Журинская: «Бессмыслица или гражданский брак»), анализируя это явление, приходит к выводу, что это словосочетание обозначает не что иное как «блуд», который не зависит ни от образования, ни от социального положения. Сожительство, именуемое гражданским браком, позволяет тому, кто передумал, бросить на произвол судьбы того, кто доверился, и причём, как правило, в тяжёлое время. Ещё хуже приходится детям, если они рождаются в таком браке (что происходит не часто): для них мама и папа — величина не постоянная, символизирующая опору в жизни, а переменная. А потом, когда дети проявляют цинизм и жестокость, винить нужно, прежде всего, тех, кто их растлил с младенчества. Ведь иного они просто не знают.

Автор статьи приходит к выводу, что современный брак имеет право именоваться таковым перед Богом и людьми только тогда, когда фиксируется и как гражданская регистрация, и как церковный брак.

Нравы, по мнению автора, упали и продолжают падать потому, что их никто не исправляет. Но свободной любви не бывает. Личная свобода заканчивается там, где начинается судьба другого человека. Метастазам порока необходимо противостоять: в своей семье, в своём окружении.

3.2.1 Целомудрие

В православной литературе утверждается, что первым фундаментальным камнем в домостроительство рода человеческого Творец закладывает девство. Пречистая Дева-Богородица, рождающая Божественного Младенца, девственница. Праведный Иосиф, который самим Господом был указан как обручник Пречистой Девы, свято исполнил свой долг и стал навсегда для всех отцов-мужей первообразом верного защитника женского девства и целомудрия как святыни.

Неупорядоченное половое общение приводит к венерическим заболеваниям, уродствам, бесплодию и вырождению. Но это лишь часть проблемы. Дело в том, что беспорядочные половые связи растлевают, прежде всего, душу. Но и тело, как учат в традиционных религиях — это храм души. Известный американский католический проповедник Джош Макдауэлл в своих письмах к дочери и к сыну предупреждает, что оскорбление тела всегда является и оскорблением души, поэтому не может быть «лёгких» половых связей.

«Целомудрие дочери дороже мне жизни и собственной чести», — говорил великий русский полководец А. В. Суворов. В мусульманских странах такое отношение к женскому целомудрию и по сей день. Так работает инстинкт самосохранения нации, культуры, веры и языка. На востоке и сегодня твёрдо знают, что без всеобщей охраны девства, женщины, семьи — народ тут же развратится и потеряет всё.

Блуд разрушителен и для юноши. По учению Церкви, сохранение юношей-мужчиной девственности — жертва богоугодная. Однако женское целомудрие — это святыня, которую необходимо охранять. В силу законов антропологии в женщине любое мужское беззаконие остаётся навсегда. Сегодня уже широко известно явление телегонии, сущность которого состоит в том, что первый мужчина оставляет свой биологический, генетический след в женщине навсегда. Первый мужчина становится отчасти отцом всех будущих детей женщины.

Утраченное целомудрие может восстановиться только в браке, где муж и жена — одно целое. Единство мужского и женского начал — закон природы, как плюс и минус, тычинка и пестик, левое и правое полушария мозга.

Сегодня уже никто не отрицает, что современный человек с его преобладающим левополушарным аналитическим мышлением — это «горе от ума», враг природе, окружающим и самому себе. Без развитого второго, правополушарного мышления не может быть гармонии. У миролюбивых морских дельфинов нет признаков функциональной ассиметрии, оба полушария развиты примерно одинаково. Женщине развитое правополушарное мышление дано от природы, и это достояние нужно беречь. Мужчина и женщина вместе составляют принцип взаимодополнительности, как модель мира на земле.

3.2.2 Как воспитать будущего семьянина?

В 70-е годы прошлого столетия в западной психологической литературе появился термин «безмамная мама». Оказывается, что если в детстве мать ведёт себя холодно, рано отдаёт ребёнка в ясли, то и дочка, скорее всего, будет холодна со своими детьми. Чтобы ребёнок научился привязываться к кому-либо сердцем, ему необходимо сначала привязаться к собственной матери. Это поднимает проблему повышения роли матери в раннем воспитании детей. А ведь сегодня многие матери не могут и порой не хотят уделить своему ребёнку должного внимания и слишком рано отдают их в чужие руки или просто оставляют безнадзорными, ставя стремление «сделать карьеру» выше любви и заботы о собственном ребёнке.

Справедливости ради следует отметить, что такое требование фактически навязано женщине современным обществом. От женщины слишком многого ждут, а ведь жена и мать — это уже профессия, и, очевидно, первая, и обязательная профессия для каждой женщины, а потом уже всё остальное. Поэтому отчуждение жены и матери от семьи — это само по себе препятствие для создания полноценной семьи в настоящем и воспитания семьянинов в будущем.

3.2.3 Как воспитать будущую жену и мать?

Сегодня стали модными куклы Барби, но это не те прежние куклы Маши, которых девочки кормили из ложечки, укладывали спать и т. д. Кукла Барби — это модель не ребёнка, а взрослой девушки, у которой на уме одни наряды. И игры в такие куклы, как считают некоторые психологи, программируют девочек не на будущее материнство, а на развлечения и потребление.

Не воспитаешь будущую жену и мать, сосредоточившись лишь на обучении её танцам, иностранным языкам, тем более — компьютерным играм. Вряд ли получится достойная хозяйка, жена и мать из той девочки, которая привыкла жить в быту на всём готовом. Поэтому трудовое воспитание девочки, приобщение её к бытовому труду — это ещё и серьёзная подготовка к будущей семейной жизни.

3.2.4 Как воспитать будущего мужа и отца?

В современных квартирах основным занятием для мальчиков часто становятся только компьютерные игры. Мужской работы нет даже для отцов семейств (воду не носить, дрова не рубить и т. п.). Где же выход? Значит, нужно бытовую работу не делить на мужскую и женскую, а каждому делать то, что лучше получается, или любую домашнюю работу делать тому, кто в данный момент свободен. И мальчики должны быть в этом процессе полноправными участниками. Какой-то шанс для развития мужских навыков к труду даёт дача, но дачный сезон короток, а воспитывать нужно каждый день.

Лучший пример для воспитания — это справедливое разделение труда между матерью и отцом, и в современной квартире это отнюдь не механическое разделение на мужской и женский труд. Если отец семейства своей единственной обязанностью дома считает отдых на диване перед телевизором, то на такую же роль он программирует и своего сына. А значит, вырастет инфантил, не способный, ни к систематическому труду, ни к ответственности, ни к созданию прочной семьи.

Не привлекать детей к бытовому труду и постоянным обязанностям в семье — значит подкладывать мину замедленного действия под их будущую семейную жизнь, т. к. бытовые неурядицы, несправедливое разделение домашнего труда — одна из частых причин разводов.

При этом всё-таки мальчик должен оставаться мальчиком, а девочка — девочкой. К сожалению, современные мультфильмы, не говоря уже о взрослом кино, особенно западного производства, уже с малых лет стирают различия между мужскими и женскими чертами характера.

В современном кино насаждается представление о женщине как существе жестоком, властном, грубом, а о мужчине, наоборот, как безвольном и слабом. Но чаще мужчины и женщины на экране просто соревнуются в безнравственности и жестокости. А ведь традиционно женские черты — это миролюбие, терпение, доброта, умение любить и прощать.

Главой семьи традиционно был мужчина. Глава — это тот, кто берёт на себя ответственность принимать решения, но и, с другой стороны, отвечать за них. Поэтому воспитание будущего главы семьи — это воспитание в нём ответственности!

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »