Краткий анализ планирования и учёта логистических издежек на примере ООО «Логистик»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК

1.1 Понятие издержек в логистике

1.2 Классификация логистических затрат

1.3 Методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЁТА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕЖЕК НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛОГИСТИК»

2.1 Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности

2.2 Основные способы учёта и планирования издержек на предприятии

2.3 Оптимизация логистических затрат на предприятии

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ОЦЕНКИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного рынка фирмы все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей потребителей. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами.

Для оценки эффективности в логистических системах требуется комплекс методов и показателей. Важной частью этого комплекса являются методы оценки логистических издержек. Существующие подходы к учету затрат не позволяют в полной мере выделять и контролировать многие существенные виды логистических издержек. Это приводит к занижению итоговых показателей затрат и неправомерным управленческим решениям

Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в товаре или услуге и до момента удовлетворения данной потребности.

Суть принципов логистики — органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую систему.

В рыночной экономике лидером в конкурентной борьбе может стать только та фирма, которая будет рационально использовать свои возможности.

Предметом исследования данной работы стали логистические издержки предприятия ООО «Логистик»

Целью работы является углубленное изучение логистических затрат и методов их оценки.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе предполагается решить следующие задачи:

разобраться, что представляют собой издержки в логистике, изучить их классификацию;

рассмотреть методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации;

произвести анализ планирования и учёта логистических издержек на примере предприятия;

обозначить проблемы учёта и оценки логистических издержек.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов, таких как — Гаджинский А. М, Маргунова В. И., Моисеева Н. К.,. и другие.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК

1.1 Понятие издержек в логистике

В общем виде издержки представляют собой выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием различных видов экономических ресурсов в процессах снабжения обеспечения сырьем, материалами, комплектующими; производства, а также доведения промежуточной и конечной готовой продукции организациям-потребителям (товаров производственного назначения) или индивидуальным потребителям (товаров потребительского назначения).[9, c. 423]

Логистические затраты — затраты, связанные с выполнением логистических операций (размещение заказов на поставку продукции, закупка, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственная транспортировка, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка и др.), а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, передачу данных о заказах, запасах, поставках.[14, c. 205]

Логистические издержки могут исчисляться: в процентах от суммы или количества продаж; в денежном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции; в процентах от стоимости продукции. Для логистических издержек характерны:

распределение по различным группам затрат, классифицируемым по традиционным аспектам (видовому и количественному);

высокая и часто возрастающая доля в совокупных расходах организации;

изменчивость величины в различные периоды;

разделение ответственности за их возникновение между множеством организационных звеньев и рабочих мест, из которых складывается организационная система;

трудоемкость мероприятий, связанных с определением их общего объема и предполагающих выполнение большого количества учетных и расчетных операций. [9, c. 423]

В соответствии с практикой учета все затраты обобщают по трем целевым направлениям:

калькулирования себестоимости и оценки запасов (материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции), определения прибыли;

принятия управленческих решений, планирования и прогнозирования;

осуществления контроля и регулирования. [9, c. 424]

Одновременно логистические издержки в зависимости от их характера и объекта приложения могут определяться в целом по всем направлениям логистической деятельности, осуществляемой в организации.[9, с.425]

1.2 Классификация логистических затрат

Существует множество различных подходов к классификации логистических затрат, и каждый автор предоставляет классификацию по-разному. Например Л. А. Мишина классифицирует затраты по различным критериям.

1. По основным аспектам потока: затраты на момент процесса закупок, затраты на стадии производства, затраты на этапе распределения.

2. Классификация по месту появления затрат функциональные отделы управления, которые в свою очередь подразделяются на отдел снабжения, сбыта и транспорта; и подразделения, связанные с движением, которые делятся на складские и транспортные подразделения.

3. По основным компонентам логистических процессов: затраты физического продвижения материалов, на запасы и на информационные процессы.

4. По видам затрат: на материальные затраты, которые состоят из средств на амортизацию, использование материала, топлива и ресурсов и средств на сторонние материальные услуги, и нематериальные затраты, состоящие из затрат на оплату выполненной работы, нематериальные услуги, из стоимости использования стороннего капитала, денежных выплат в виде налогов и платежей, а также прочих незапланированных издержек, которые отражаются на денежных показателях производства.

5. По экономическому содержанию: на стоимость потребленных производственных факторов, затраты на чистую продукцию, затраты, охватывающие финансовый результат, и упущенную выгоду.

Основные структурные аспекты классификации логистических затрат (по видам затрат, по этапам продвижения и месту появления затрат, по основным компонентам логистических процессов) находятся во взаимосвязи. [11, с.147]

Затраты предприятий весьма разнообразны и подразделяются по элементам затрат, функциональным областям и центрам ответственности (рисунок 1) [6, c.234].

Логистические затраты

Рисунок 1.1 — Классификация логистических затрат

Принцип общих затрат заключается в учете всей совокупности затрат управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками во всей логистической системе.

Для определения эффективности логистической системы предприятия проводится сравнение внутренних и внешних затрат. Определяется, какие виды деятельности выполняются лучше, чем у других производителей, сравнивается структура логистических затрат на данном предприятии и у его конкурентов.

Транспортные затраты — затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до места нахождения покупателей. Транспортные затраты включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.

Затраты хранения — затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. В затраты хранения входят:

затраты по содержанию складов;

зарплата складского персонала;

недостача продукции в пределах норм естественной убыли;

административно-управленческие и другие расходы.

Складские затраты определяют по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов. [11, с.258]

Логистические затраты по обслуживанию заказов потребителей подразделяются на:

затраты, связанные с получением заказов — с осуществлением предприятием усилий для привлечения покупателей к своей продукции и продажи ее (выплаты дилерам, комиссионные вознаграждения за представительство по продаже продукции, расходы по организации выставок-продаж и демонстрацией продукции, скидки с цены продукции с целью компенсации услуг по продаже продукции и др.);

затраты, связанные с выполнением заказов — с осуществлением специалистами подразделений предприятия деятельности по закупке, хранению, транспортировке, производству продукции, с ее страхованием, оплатой таможенных пошлин и услуг транспортно-экспедиционных предприятий, с охраной продукции, ее упаковкой, изготовлением сопроводительной товарно-транспортной документации, связью и перепиской, а также с издержками вследствие особых ситуаций.[12, c.184]

Логистические затраты можно подразделить на следующие категории:

продуктивные затраты — затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить;

затраты на поддержание логистического бизнеса сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми. Например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции;

затраты на контроль — затраты на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей;

прямые затраты — затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный носитель (продукт, группу изделий, заказ);

косвенные затраты — затраты, которые могут быть отнесены на носитель (продукт, группу, изделий, заказ) только с помощью выполнения вспомогательных расчетов;

постоянные затраты — затраты, не зависящие от изменения объема исполняемых заказов внутренних и внешних потребителей;

плановые затраты — затраты, рассчитанные для определенного логистического объекта и определенного периода при заданных программе обслуживания, объеме заказов потребителей и технологии. Эти затраты равны запланированному объему потребления ресурсов, умноженному на их плановые цены;

убыточные затраты — это затраты на работы, которые не могут дать результатов, например затраты на «бездействие», на простой оборудования и др.[6, с.134]

Логистические затраты можно также подразделить на такие два вида:

1) затраты на формирование конечного продукта;

2) трансакционные затраты.

Затраты на формирование конечного продукта — это затраты производителя на преобразование сырья в конечный продукт.

Трансакционные затраты — затраты, связанные с оформлением закупок.

Трансакционные затраты можно подразделить в соответствии со следующими позициями:

1) поиск клиентов — сбор информации, налаживание контактов, координация взаимодействия, обмен данными;

2) переговоры — выдача запроса, подготовка предложений, ведение переговоров, заключение договора;

3) обеспечение интересов сторон — научные исследования и разработки, соглашение о гарантии качества;

4) процесс обмена — транспортные и складские операции;

5) контроль — аудиторские проверки, испытания первых образцов, приемка продукции, окончательная проверка, рекламации, эффективность взаимодействия;

6) адаптация — подтверждение удовлетворенности обслуживанием, актуализация данных;

7) корректировка субоптимальных договорных условий — догрузка производственных мощностей, требование дополнительных ценовых скидок, изменение рамочных условий;

8) ослабление стратегических позиций — уход потребителей, сокращение рыночной доли;

9) завершение сделки — исполнение платежных обязательств, увольнение лишнего персонала, оформление заключительной документации. [3, с.185]

По частоте возникновения различают одноразовые и регулярные трансакционные затраты. К регулярным, наряду с прямыми затратами обмена относятся все затраты, образующиеся при реализации и контроле торгового соглашения в процессе обменных отношений.

Значительная часть трансакционных затрат имеет логистический характер, а именно:

* стоимость ресурсов, используемых для нахождения коммерческих партнеров, проведения переговоров об условиях поставок, составления контрактов и обеспечения прав собственности, получаемых посредством конкретной хозяйственной связи;

* плата за посреднические услуги;

* рекламные расходы и стоимость времени на поиск коммерческих партнеров;

* затраты на транспортировку ресурсов от пункта приобретения к месту их использования.

Функциональные центры логистических затрат могут быть подразделены на области логистического администрирования, поступления, обработки и оформления заказа, планирования производства, закупок, поставок, складирования и хранения, сбыта продукции и доставки заказа потребителю. В соответствии с этим делением возникают затраты и издержки, связанные:

* с управлением;

* обслуживанием заказов потребителей;

* снабжением и закупками;

* планированием производства;

* транспортным обеспечением;

* складированием и хранением;

* распределением и сбытом продукции.[16, с.143]

Классификация логистических затрат позволяет создать модель системы затрат предприятия, без которой трудно решать задачи планирования, учета, контроля и регулирования этих затрат.

Все разнообразие логистических затрат можно классифицировать по следующим признакам (Приложение А) [10, с.124].

В настоящее время разработаны многочисленные классификации затрат на производство по различным признакам — таблица 1 [2, с.320].

Таблица 1. Классификация затрат на производство

Признак классификации

Подразделение затрат

По экономическому содержанию

На экономические элементы и статьи расходов

По отношению к технологическому процессу

На основные и накладные

По единству состава

На одноэлементные и комплексные

По способу отнесения на себестоимость обслуживания потребителя

На прямые и косвенные

По отношению к объему обслуживания

На переменные и постоянные

По целесообразности расходования

На производительные и непроизводительные

По возможности охвата планом

На планируемые и не планируемые

По соответствию реальным затратам

На плановые (прогнозные) и фактические

По периодичности возникновения

На текущие и единовременные

По степени усреднения

На общие и средние

В зависимости от порядка отнесения затрат на период расчета прибыли

На затраты на продукт и затраты на период

По возможности регулирования в центре ответственности

На регулируемые и нерегулируемые

Одними из наиболее важных являются группировки затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Группировки по элементам позволяют выделить экономически однородные виды логистических затрат.

Обобщая виды существующих классификаций затрат и исходя из сложившейся системы учета затрат на обслуживание потребителей, можно сделать вывод, что основные признаки классификаций делятся:

* на функциональные — по статьям, отражающим целевую направленность затрат с точки зрения их функций и роли в обеспечении качества обслуживания потребителей;

* по источникам возмещения — себестоимость продукции, прибыль, бюджетное финансирование;

* учетные — по характеру учета затрат;

* калькуляционные — прямые и косвенные, условно постоянные и условно переменные затраты по отношению к процессу выполнения заказов потребителей;

* по периодичности — текущие, единовременные, затраты за определенный период времени;

* по месту возникновения — рабочее место, группа рабочих мест, участок, цех, предприятие;

* по стадиям процесса выполнения заказов потребителей.[8, c.196]

1.3 Методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации

Известны следующие методы учета логистических затрат:

* standart costing, по которому все затраты рассчитываются с использованием стандартов в количественном и денежном выражении до начала обслуживания потребителей;

* direct costing, который разделяет логистические затраты на постоянные и переменные, при этом постоянные затраты относятся на реализованную продукцию;

* absorption costing, который разделяет все затраты на прямые и косвенные, которые относятся на реализованную продукцию и остатки продукции на складе. Планирование себестоимости в системе standart costing можно осуществить двумя способами:

1) на основе анализа фактических показателей обслуживания потребителей за прошлый год;

2) на основе стандартов (нормативов) обслуживания.[14, c.125]

Система учета прямых затрат (direct costing или variable costing) основана на разделении себестоимости обслуживания на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема обслуживания.

У этого метода есть следующие преимущества:

* связь между объёмом обслуживания, себестоимостью и прибылью непосредственно вытекает из учетных данных, а поэтому нет необходимости вести параллельно два расчета;

* подчеркивается влияние постоянных затрат на прибыль, а поскольку в отчете о прибылях показывается абсолютная сумма этих затрат, то дается возможность проводить анализ безубыточности;

* система direct costing оценивает запасы по величине непосредственных затрат, связанных с их созданием;

* дается возможность более гибкого ценообразования, вследствие чего конкурентоспособность продукции увеличивается и уменьшается вероятность затоваривания продукции на складе.

Основной недостаток этого метода — выделение постоянных затрат. Значительная часть условно-переменных затрат распределяется по-разному в зависимости от метода, применяемого при отнесении затрат, что может привести к искажению результатов.[14, c.145]

Метод absorption costing предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные. Запасы готовой продукции на складе оцениваются по полной себестоимости.

Основное отличие методов direct costing и absorption costing заключается в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами. Проблемой является выбор периода для отнесения постоянных производственных расходов к затратам на реализацию.

Известны следующие методы управления затратами:

* проектный;

* заказной;

* партионный;

* товарный (непрерывный, серийный).

В отечественной практике планирования, учета и анализа затрат на уровне предприятия наибольшее применение получил показатель «полная себестоимость».

Исчисление полной себестоимости обслуживания базируется на следующем принципе: все затраты, относящиеся к выполнению заказа потребителей данного периода, должны быть включены в его себестоимость.

Но учет по полной себестоимости имеет и существенные недостатки:

* невозможность оперативного вмешательства в результаты деятельности предприятия. Результаты становятся известными только во второй половине следующего месяца;

* невозможность проведения анализа, контроля и планирования затрат вследствие невнимания к характеру поведения затрат в зависимости от объема перевозок (постоянные затраты в учете рассматриваются как переменные);

* включение в себестоимость перевозок затрат, не связанных непосредственно с основной деятельностью. В итоге происходит искажение рентабельности, которая зависит от метода распределения постоянных затрат;

* перенос постоянных затрат в составе себестоимости запасов на затраты будущих периодов. Перечисленные недостатки свидетельствуют о том, что учет по полной себестоимости не дает информации, необходимой для полноценного управления затратами. Поэтому наряду с учетом по полной себестоимости применяется учет по усеченной себестоимости.[14, c.128]

Важным преимуществом системы усеченной себестоимости обслуживания потребителей является то, что она позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль ограниченного числа статей затрат. Преимуществами также являются:

* простота и объективность калькулирования себестоимости обслуживания потребителей, так как при этом отпадает необходимость в условном распределении постоянных затрат;

* возможность сравнения себестоимости, прибыльности обслуживания потребителей в различные периоды по переменным затратам. В этой связи изменение структуры предприятия и связанное с ним изменение постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость выполнения заказов;

* возможность определения наиболее рентабельных изделий, оптимальных объемов перевозок по тому вкладу, который они вносят в общий доход;

* возможность определения точки безубыточности, т. е. объема обслуживания, при котором у предприятия нет ни прибыли, ни убытков.[14, c. 129]

Недостатками применения сокращенного варианта расчета себестоимости являются:

* сложность разделения постоянных и переменных затрат;

* проблема объективности включения переменных затрат в себестоимость обслуживания потребителей;

* такой подход к расчету себестоимости не дает ответа на вопрос: сколько стоит обслуживание потребителя, какова ее полная себестоимость?

Использование методов расчета усеченных логистических затрат позволяет избежать условности распределения постоянных затрат, применить расчетные коэффициенты отнесения последних на центры логистической ответственности. Остальная часть постоянных затрат компенсируется за счет маржи, т. е. разницы между ценой обслуживания и совокупностью переменных и прямых постоянных затрат. Учет по усеченной себестоимости играет самостоятельную роль в управлении затратами и ведется параллельно с учетом по полной себестоимости, соответствующим требованиям российского законодательства.

Определение затрат на основе видов деятельности требует начисления затрат, связанных с этими широкими категориями, на конкретные задачи и выполненные работы. При этом необходимо оценить затраты по конкурирующим звеньям поставщиков. Для выяснения положения предприятия по отношению к его конкурентам должны быть оценены затраты конкурентов на те же виды деятельности. Это является высшим классом конкурентной разведки.[12, c.354]

Учет логистических затрат должен быть интегрирован с их нормированием, планированием и анализом в единую информационную систему, позволяющую оперативно выявлять и устранять отклонения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия закупки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных каналов распределения.

Анализ практики деятельности предприятий показал, что существующие аналитические методы определения логистических затрат не дают возможности оценить вклад каждой структурной единицы в общую сумму экономии или удорожания. А это особенно важно, когда необходимо не только установить причину возникновения дополнительных затрат, но и выявить место и возможные последствия.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА ЛОГИСТИЧЕСКТИХ ИЗДЕРЖЕК НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛОГИСТИК»

2.1 Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности

ООО «Логистик» было основано в 2003 году. В конце 2006 года совместно с компанией «Виста» был запущен проект по созданию складского комплекса класса «А».

Компания занимается складской деятельностью, связанной с организацией ответственного хранения вверенного груза.

Она использует современные технологии, которые позволяют ускорить процесс обслуживания клиентов.

Предприятие имеет в своем составе на 1.01.14 года 200 единиц подвижного состава общей грузоподъемностью 2338,6 автотонн.. Предприятие является ведущим по обслуживанию дорожных организаций, металлобазы, нефтебазы. На долю ООО «Логистик» приходится около 35 % перевозок.

Таблица 2.1 — Основные экономические показатели деятельности предприятия в 2012-2013 гг

Показатель, млн. бел. руб.

2012

2013

Абсолютные изменения, тыс. руб.

Относительные изменения, %

Товарооборот

6230

6310

80

101,280

Транспортные издержки

3649,8

3488,7

-161,1

95,59

Валовая прибыль

2581

2822

241

109,34

Чистая прибыль

1614

1950

336

120,82

Из таблицы 2.1 видно, что в 2013 году произошел рост всех основных экономических показателей предприятия. Товарооборот, валовая и чистая прибыль выросли, издержки обращения — снизились.

Проведем оценку обоснованности затрат в динамике и напряженности плана. Поведение общих издержек обращения будет определяться поведением издержек обращения переменных (ИО пер.), так как издержки постоянные (ИО пост.) с увеличением оборота будут стремиться к нулю, что видно из следующей формулы:

(1)

Характер изменения переменных издержек обращения от изменения объема продаж можно увидеть, рассчитав коэффициент реагирования издержек:

(2)

По характеру изменения издержки могут быть:

? пропорциональными, КРИ = 1;

? дегрессивными, КРИ < 1;

? прогрессивными, КРИ >1.

Таблица 2.2 — Калькуляция затрат за 2013гг.

Наименование статей

Сумма затрат в тыс. бел. руб.. по ООО «Логистик»

Затраты на оплату труда водителей (без ТО-2 и ремонтов)

307928,3

Отчисления на социальные нужды

121631,6

Затраты на топливо для автомобилей

2190014,6

Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы

524869,6

Затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин

354800,4

Затраты на образование ремонтного фонда

596851,3

Затраты на амортизацию для полного обновления автомобилей

424487,2

Общехозяйственные затраты

1706880,5

Затраты на уплату налогов и других платежей, включаемых в себестоимость

143800,0

Сборы на страхование автомобилей

220000,0

Налог на использование автомобильных дорог

155118,8

Итого затрат

6746382,3

В 2013 году уровень издержек обращения составил 27,99% к обороту, в 2012 году соответственно 31,02%, то есть уровень издержек обращения увеличился на 3,03% к обороту. Относительная сумма роста составила 3160,6 тыс. бел. руб., абсолютная — 19191 тыс. бел. руб.

По данным таблицы видно, что постоянные издержки обращения, которые не зависят об объемов деятельности розничных торговых предприятий, увеличились на 1,7%, что в сумме составляет 6746382,3 тыс. бел. руб.

Транспортные расходы занимают наиболее значительный удельный вес во всех расходах и колеблются в зависимости от того, был ли завоз товаров извне края. В предшествующем 2012г. из-за отсутствия оборотных средств, практически все товары для реализации приобретались на оптовых предприятиях г. Минска. Поэтому сумма транспортных расходов была незначительной, всего 2201 тыс. бел. руб., или их доля составила 7,23% всех расходов. В 2013г. закупки товаров оптовыми партиями из центральных городов РБ увеличили транспортные расходы до 2432 тыс. бел. руб., а повышение их доли до 7,52%. Размер изменения уровня транспортных расходов составил 0,31%, темп изменения 15,35%. Сумма абсолютного изменения составила 231 тыс. руб. Увеличение уровня расходов происходило интенсивнее, чем суммы оборота (110,5%), что и послужило росту затрат на 0,31%. Относительное отклонение по данной статье составило 323,4 тыс. бел. руб.

Необходимо определить размер влияния тарифов на транспортировку груза:

ТР — ТО = 2432 -1737,1 = 694,9 тыс. бел. руб. или 0,67 % .

Рост тарифа на транспортировку груза увеличил транспортные расходы в 2013 году на 0,67%. Отсюда сумма прочих факторов, повлиявших на величину транспортных расходов, будет равна в 2013 году 1737,1тыс. бел. руб. (2432 — 694,9) = 1737,1)

Таким образом, произведя анализ издержек предприятия в разрезе статей затрат выявлено, что в 2013 году по сравнению с предшествующим периодом, уровень издержек обращения увеличился по таким статьям как транспортные расходы, на аренду и содержание помещения, оплату труда работников, налоги и сборы. По остальным расходам наблюдается снижение.

Экспедиционные издержки в транспортных затратах в ООО «Логистик» включены в основном в заработную плату водителей — экспедиторов.

логистическая издержка затрата транспортная

Таблица 2.3 — Экспедиционные издержки в транспортных затратах в ООО «Логистик»

Показатели

2012г.

2013г.

Изменение, ±

Заработная плата водителей — экспедиторов, тыс. белю руб.

990

1092

110,3

ГСМ и запчасти, шины, тыс. бел. руб.

1205

1456

120,8

ТО и ТР, тыс. бел. руб.

64

71

110,9

Итого, тыс. бел. руб.

2259

2619

115,9

Экспедиционные издержки в транспортных затратах в 2012г. составили 2259 тыс. бел. руб., из них наибольшую долю занимают ГСМ, или 53, 3%, затем заработная плата водителей — экспедиторов (43,8%). В 2013г. 2619 тыс. бел. руб., из них наибольшую долю занимают ГСМ, или 55,6%, затем заработная плата водителей — экспедиторов (41,7%).

Экспедиционные издержки в виде заработной платы в транспортных затратах в в 2012г. увеличены по сравнению с 2013г. на 10,3%. Количество водителей в 2013г. составило 6 человек.

Повышение конкурентоспособности ООО «Логистик» возможно не только за счет улучшения качества выпускаемого продукта, а и за счет повышения качества поставки. Принятие обоснованных решений в сфере деятельности по оказанию логистических услуг возможно лишь в том случае, если были бы разработаны количественные методы определения уровня логистического сервиса. Повышая уровень логистического сервиса, несет определенные затраты, причем чем выше уровень сервиса, тем дороже обходится его наращивание. С другой стороны, снижая уровень логистического сервиса, теряет позиции на рынке, что в свою очередь оборачивается экономическими потерями.

2.2 Основные способы учета и планирования издержек на предприятии

Анализ показал, что объем транспортных издержек в общей доле издержек предприятия растет, несмотря на общее сокращение издержек. Предприятию необходимо оптимизировать логистическую деятельность в области транспортной и распределительной логистики.

Распределительная логистика — обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.

Распределительная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями.

Важнейшие функции распределительной логистики заключаются в следующем:

? планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;

? управление товарными запасами;

? получение заказов на поставку продукции и его эффективная обработка;

? комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;

? организация рациональной отгрузки;

? управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;

? планирование, организация и управление логистическим сервисом.[5, c.354]

Распределительная деятельность на предприятии требует существенных затрат (издержки) на их выполнение. Основная часть логистических затрат связана с выполнением ключевых логистических операций: складированием, переработкой, транспортировкой, экспедированием, подготовкой продукции к производственному потреблению, сбором, хранением, обработкой и выдачей информации о заказах, запасах, поставках и т. д.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных методов сбыта и продажи заключается в следующем:

? подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

? системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

? системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

На уровне предприятия логистика решает следующие задачи:

? планирование процесса реализации;

? организация получения и обработки заказов;

? организация сети складов;

? выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

? организация отгрузки продукции;

? организация доставки и контроль транспортирования;

Для решения задач по оптимизации распределения необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов.

Главным показателем успешной деятельности компании является полученная прибыль. Основным направлением деятельности для увеличения прибыли считаются мероприятия связанные с:

? созданием единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя);

? экономическим объединением производства и сбыта;

? выработкой оптимальных схем складирования и пополнения запаса.

Транспортная логистика решает вопросы управления материальными потоками на транспортных участках и изучает транспортные работы, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортные операции, осуществляемые логистикой можно разделить на две большие группы, выполняемых:

? специальными транспортными организациями (транспорт общего пользования).

? транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции (нетранспортных предприятий).

Транспортная логистика не имеет четких границ. Она может применяется при любых перевозках.

При анализе транспортных расходов необходимо применять метод линейного программирования. Этот метод используется там, где невозможно выбрать оптимальное решение из нескольких альтернатив при определенных ограничивающих условиях. Транспортная задача является типичной для решения с помощью методов линейного программирования. Ее целью является минимизация грузооборота и транспортных расходов при доставке товаров от поставщика к покупателю.

2.3 Оптимизация логистических затрат на предприятии

Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей содержатся в оптимизации управления материальными потоками.

Применение логистики позволяет:

? сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

? снизить транспортные расходы;

? сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. В общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно производство составляют в среднем от 2% до 5%.

Таким образом, свыше 95% времени оборота товаров в ИП приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции. Экономический эффект от применения логистики возникнет также от снижения транспортных расходов. Для этого необходимо в оптимизировать движение транспорта, согласовать графики, сокращать холостые пробеги, улучшать другие показатели использования транспорта. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образует следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики — сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом. Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость Совокупный экономический эффект от использования логистики превысит сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей.

Проведенный анализ показал, что транспортные расходы имеют большой удельный вес в общей сумме издержек обращения. Поэтому их анализ важен при оценке затрат. Эта статья относится к переменным издержкам и увязывается с изменением товарооборота. В анализе расходов по этой статье выделяют влияние следующих факторов:

? объём товарооборота;

? структура товарооборота;

? среднее расстояние перевозок;

? изменение тарифов на транспортные услуги;

? организация доставки товаров.

Влияние большинства факторов на транспортные расходы измеряют традиционными методами.

Для оптимизации анализа издержек обращения на предприятии надо выделить центры финансовой ответственности. Центр финансовой ответственности (ЦФО) — подразделение компании, менеджер которого контролирует определенные ресурсы (затраты, прибыль, инвестиции) и несет персональную ответственность за выполнение бюджетных показателей.

Прежде чем внедрять учет по ЦФО, необходимо оценить риски и эффект от его введения. Распределение ЦФО должно совпадать со сложившейся организационной структурой на предприятии, при этом более целесообразно руководствоваться функциональными признаками и ресурсами, которыми наделено структурное подразделение. К ним в частности относятся:

Особенности технологических процессов.

С учетом данного признака ЦФО создается на основе существующего технологического процесса. Это позволяет объединять несколько структурных подразделений в один ЦФО или, наоборот разделять подразделение на несколько ЦФО. Последнее дает возможность более точно распределить затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования, работой вспомогательных рабочих, и как результат получить более точную информацию о себестоимости продукции.

Возможность получения необходимых данных по структурному подразделению.

В соответствии с этим признаком структурное подразделение должно располагать специалистами и инструментарием для формирования плановых и фактических показателей.

Наличие разных уровней иерархии в организации.

В зависимости от сложности организационной структуры имеет смысл рассмотреть комбинированную систему ЦФО, основанную на соподчиненности структурных подразделений компании.

Однако структурные подразделения находятся в косвенном подчинении у служб, если осуществляют определенный вид деятельности. В результате у структурного подразделения формируется несколько бюджетов — сводный бюджет подразделения и бюджеты по видам работ. Таким образом, количество ЦФО будет зависеть от того, нужны ли будут данные в разрезе служб или нет.

Менеджер подразделения должен добиться определенного результата при ограниченном количестве ресурсов (фонд оплаты труда, нормы расхода сырья).

Необходимо чтобы решения о финансовых расходах принимались ближе к тем уровням, на которых они будут производиться. В связи с этим предлагается:

производить разработку бюджетов на уровне подразделений, начальника отдела сбыта, начальника отдела маркетинга, начальника отдела снабжения; утверждение крупных расходов (более 10000 тыс. бел. руб.) — на уровне генерального директора, прочих — на уровне начальника административно-хозяйственного отдела и коммерческого директора;

переместить центр затрат на сумму менее 10000 тыс. бел. руб. с уровня коммерческого директора на уровень начальника отдела сбыта, начальника отдела маркетинга, начальника отдела снабжения.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ОЦЕНКИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК

Для осуществления интеграции в логистических системах необходим комплекс методов и показателей, оценивающих ее эффективность. В этом комплексе необходимо предусматривать способы учета логистических издержек. Такая необходимость связана прежде всего с тем, что именно общие издержки являются основным интегральным понятием, лежащим в основе создания логистических систем [6, c.135].

Введенная впервые в 1950-х гг. Г. Льюисом, Дж. Каллитоном и Дж. Стилом концепция общих (тотальных) затрат стала основой для развития логистики. Основной смысл данной концепции заключается в том, что интегрирование логистических операций позволяет перегруппировывать затраты различных видов и тем самым снижать общие издержки на продвижение товаров от производителя к потребителю. Эта концепция рассматривает соотношения между различными видами логистических затрат и показывает, как их интеграция логистических активностей позволяет снизить общий объем затрат, с ними связанных. Например, если скорость и надежность дорогостоящих авиаперевозок позволяет снизить или вовсе устранить другие затраты (в частности затраты на складирование и хранение запасов), высокие транспортные расходы являются экономически обоснованными. В концепции общих затрат все логистические операции рассматриваются как единое целое, а все издержки, связанные с ними, оцениваются одновременно для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей.[7, c.278]

Основополагающие принципы логистики были сформулированы около 40 лет назад. Однако преимущества логистического подхода к управлению пока не стали очевидными для большинства руководителей фирм. Одной из причин, сдерживающих широкое распространение логистики, является нерешенность вопросов оценки эффективности ее применения. Основные проблемы в этой области — нехватка информации о логистических издержках, отсутствие обоснованных методов их учета и оценки, сложность отслеживания взаимного влияния решений в разных областях возникновения таких затрат, отсутствие инструментальных данных для осуществления полного и точного расчета интегральной логистической цены. [5, с.135]

Затруднения в оценке эффективности логистики связаны главным образом с существующими методами учета затрат в организациях, не позволяющими выделять и контролировать логистические издержки, и, следовательно, оценивать результативность соответствующих функций, осуществляемых фирмой. В практике бухгалтерского учета данные о затратах, связанных с осуществлением логистических функций, в определенной степени имеются в финансовой отчетности любого коммерческого предприятия. Однако принятые способы учета и группировки затрат в стандартных документах предусматривают представление данных в форме, не пригодной в достаточной мере для оценки логистических издержек и их результативности [8, c.324].

Существующие системы учета традиционно распределяют издержки по широким агрегированным группам. В сложившейся бухгалтерской практике затраты группируются на естественной основе (по их «природе») — заработная плата, амортизационные отчисления и т. п., а не по видам работ и направлениям деятельности. Практически невозможно определить затраты, например, на складирование единицы хранения, которые необходимы для планирования соответствующих логистических операций. Затруднена оценка затрат на логистические операции, выполняемые одновременно работниками нескольких подразделений организации. [7, c.124]

Серьезным недостатком традиционной отчетности является то, что в ней не выделяются в отдельную группу затраты на управление запасами.

В некоторых случаях в затратах оцениваются процентные платежи и стоимость вложенного в запасы капитала. Однако при этом никак не учитываются и не включаются в агрегированные группы издержки, связанные с «омертвлением» капитала в запасах материалов, незавершенного производства и готовой продукции, потерями от дефицита запасов готовой продукции и недостаточным уровнем логистического сервиса. Практически не учитывается в издержках тот факт, что материальные запасы подвержены со временем потерям, снижению качества, а иногда и полной утрате потребительских свойств. Все это в значительной степени занижает итоговые показатели затрат и приводит к ситуации, когда руководители плохо представляют, в какую сумму обходится фирме хранение ее запасов.

Такое занижение собственных издержек, связанных с запасами, может приводить к неправомерным решениям относительно планируемых и существующих размеров запасов по каждому виду ресурса или товара, а также по выбору между выполнением функции складирования внутренними подразделениями и использованием услуг склада общего пользования или специализированных логистических фирм. Как правило, отказ руководителей организаций от услуг логистического посредника, способного выполнить весь комплекс работ по складированию и управлению запасами более эффективно и качественно, основывается на кажущейся положительной разнице между ценами на предлагаемые услуги и величиной собственных издержек хранения в расчете на единицу товара или ресурса. Более полный и точный учет затрат мог бы свести эту разницу к минимуму или даже к отрицательному значению. Тем самым, обоснованность принимаемых управленческих решений была бы значительно выше. [4, c.245]

Практика показывает, что почти всегда в процессе учета к логистическим не относят издержки устаревания и потерянных продаж. Однако такие издержки напрямую связаны с прохождением материальных потоков и поэтому, несомненно, носят логистический характер. Их величина в отдельных случаях может быть очень большой, но они, как правило, не учитываются и, следовательно, не подвергаются необходимым управленческим воздействиям. Издержки устаревания возникают тогда, когда готовые изделия, а также комплектующие, сырье и материалы не могут быть полностью использованы по своему первоначальному назначению в процессах производства или реализации и поэтому подлежат изъятию.

Издержки такого вида имеются практически на всех предприятиях. Однако в некоторых отраслях устаревание происходит особенно быстро, что вызывает ускоренный рост соответствующих издержек.

Издержки потерянных продаж возникают в результате неполученной прибыли от непроданных товаров. Такие потери прибыли, по оценкам зарубежных специалистов, могут достигать 30 % доходов от продаж в производстве компьютеров и до 50 % в индустрии моды. Следует учитывать, что недооценка спроса может приводить не только к упущенным возможностям продаж потенциальным потребителям, но и в отраслях с быстрым устареванием — к потере доли рынка или вообще всей рыночной ниши. [2, c.198]

Осложняет учет логистических издержек и тот факт, что на практике часто является нецелесообразным, а иногда и невозможным по различным причинам, закрепление логистических функций за специальным логистическим подразделением. Функционирование такого подразделения, несомненно, облегчило бы учет логистических издержек. Однако логистические операции, как правило, тесно связаны с традиционными внутрифирменными функциями. В их выполнении участвуют работники многих служб предприятия — снабженческой, транспортной, финансовой, производственной, технологической, кадровой, маркетинговой и др. Более того, основные процессы на предприятии увязываются друг с другом в единое целое на основе логистического процесса. Потому выделить в общих текущих расходах ту их часть, которая непосредственно связана с выполнением логистических операций, сложно. Существующие методы учета не позволяют обеспечить высокую достоверность таких расчетов. Это вызывает необходимость специальных исследований по разработке нормативов, выраженных в доле затрат на осуществление той или иной логистической функции в общей сумме затрат по каждому подразделению предприятия, участвующему в осуществлении логистического процесса. [10,c.297]

Оценка логистических издержек продолжает во многом зависеть от субъективных суждений и решений. Особенно это относится к косвенным и накладным издержкам. Их величина зависит от способа распределения ресурсов в логистических операциях. От управленческого решения зависит то, как на логистические операции будут отнесены инвестиции в необходимые для их осуществления недвижимость и транспортные средства, как будут калькулироваться издержки на приобретение внешних логистических услуг, как будут распределять по видам деятельности текущие расходы и т. п. [10, c.298]

Определение временных рамок при исчислении логистических издержек по видам деятельности также является достаточно сложным и неоднозначным. Например, некоторые логистические операции могут выполняться в расчете на осуществление последующих действий в будущем, часто выходящем за рамки рассматриваемого периода.

Учет полученных результатов, сведения о которых необходимы для достоверной оценки эффективности соответствующих им логистических затрат, также связан со значительными сложностями. На первый взгляд, если предприятие рассматривается как целостная логистическая система, улучшение его конечных результатов деятельности может считаться эффектом от логистики и напрямую сопоставляться с логистическими затратами. Однако это будет верным только в том случае, когда полученное улучшение итоговых показателей связано с управленческими решениями, имевшими в рассматриваемый период только логистический характер.[10, c.299]

В практических ситуациях часто возникает проблема разделения получаемого эффекта по логистическим и нелогистическим источникам возникновения. Ее решение является не менее сложным и многозначным, чем выделение логистической составляющей из общих затрат. Поэтому недостаток или отсутствие возможностей для анализа экономической целесообразности некоторых видов возникающих логистических затрат затрудняет формирование необходимой для принятия обоснованных решений совокупности вариантов логистической деятельности, осуществление межфункциональных компромиссов, являющихся обязательными в логистике. Тем самым осложняется поиск решений, позволяющих с минимальными затратами удовлетворять потребности клиентов в логистическом обслуживании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях управление логистическими затратами рассматривается как средство повышения конкурентоспособности предприятия. Необходимо эффективное управление издержками производства и результатами деятельности предприятий, которое представляет собой важную и сложную задачу. Для этого все более широкое применение находит концепция логистики, рассматривающаяся как эффективный мотивированный подход к управлению, а также как научный инструмент рационального управления потоковыми процессами, способствующий снижению издержек.

В последнее время вопросам менеджмента логистических затрат уделено мало внимания, более того, проблема поиска направлений оптимального использования логистических издержек отражена в отечественных работах чрезвычайно конспективно. Поэтому, дискуссионными остаются вопросы механизма формирования затрат на логистическую деятельность, вопросы определения оптимальной величины логистических издержек.

Последние годы стали периодом закрепления в хозяйственной практике и в экономической литературе понятия «логистика». Это особенно характерно для стран с развитой рыночной экономикой, отличающихся высокой продуктивностью привлеченных ресурсов, четкостью произведенных процессов, удлинением временного горизонта управления. Несомненно, что таким экономическим достижениям способствовали и современные логистические решения.

В результате проведённых в этой работе исследований и расчётов можно сделать вполне определённый вывод:

1. Фирма, применяющая принципы логистики, обеспечивает себе — повышение эффективности производства, сокращение финансовых потерь (дополнительная экономия).

2. На предприятии удается уменьшить затраты и повысить рентабельность производства только при правильном подходе.

3. Снижение логистических затрат, рост на этой основе уровня прибыли повышает финансовые возможности предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Альбеков, А. У. Коммерческая логистика: учеб. пособие / А. У. Альбеков, О. А. Митько; под ред. О. А. Митько. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 416с.

2. Аникин, Б. А. Коммерческая логистика: учеб. пособие/ Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин; — М.: Проспект, 2005. — 432с.

3. Ардатова, М. М. Логистика: учебное пособие. — М.: Проспект, 2004. — 272с.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »