Конституционные основы статуса и деятельности Правительства Российской Федерации


2

Содержание

Введение

1. Правительство Российской Федерации как орган исполнительной власти, основы правового регулирования деятельности

1.1 Понятие и место Правительства Российской Федерации в системе органов исполнительной власти

1.2 Правовое регулирование деятельности Правительства Российской Федерации

2. Структура и организация деятельности Правительства Российской Федерации

2.1 Состав Правительства Российской Федерации

2.2 Порядок формирования Правительства Российской Федерации

2.3 Организация деятельности Правительства Российской Федерации

2.4 Полномочия членов Правительства Российской Федерации

2.5 Отставка Правительства Российской Федерации

3. Компетенция Правительства Российской Федерации

3.1 Основные полномочия и проблемы реализации полномочий Правительства Российской Федерации

3.2 Нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Конституции Российской Федерации 1993 года по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 года существенно повысила статус и изменила порядок формирования Правительства Российской Федерации, подход к определению его полномочий.

В соответствии с Конституцией Правительство Российской Федерации осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации строится на основе принципа разделения властей, самостоятельности и независимости каждой из ветвей власти. Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Его деятельность постоянно освещается в средствах массовой информации, ему посвящено множество научных исследований.

В данной курсовой работе рассматриваются конституционные основы статуса и деятельности Правительства Российской Федерации.

Актуальность данной работы состоит в особом значении института Правительства. Правительство Российской Федерации является одним из основных федеральных органов государственной власти и играет важную роль в управлении страной и всеми важнейшими сферами и отраслями общественной жизни России. Возглавляя исполнительную власть в Российской Федерации, Правительство должно обеспечивать устойчивость различных сфер государственной и общественной жизни и одновременно оперативно реагировать на происходящие изменения в обществе.

Цель данной работы — провести комплексное исследование основ конституционно-правового регулирования статуса и деятельности Правительства Российской Федерации на основе действующего законодательства, современной правовой теории и практики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— определить понятие и принципы деятельности Правительства Российской Федерации;

­ определить место Правительства Российской Федерации в системе органов исполнительной власти;

­ выявить нормативно-правовые акты, составляющие основу деятельности правительства Российской Федерации;

­ определить состав Правительства Российской Федерации;

­ рассмотреть формирование, основания и порядок отставки Правительства Российской Федерации;

­ выявить полномочия Правительства Российской Федерации, а также полномочия отдельных членов Правительства;

­ дать характеристику организации деятельности Правительства Российской Федерации;

­ рассмотреть правотворческую деятельность правительства Российской Федерации.

Объектом данного исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе деятельности Правительства Российской Федерации.

Предмет исследования составляют нормы законодательства, регулирующие статус и деятельность Правительства Российской Федерации.

Методами исследования в данной работе являются сравнительно-правовой, формально-нормативный и другие общенаучные и специальные методы.

1. Правительство Российской Федерации как орган исполнительной власти, основы правового регулирования его деятельности

1.1 Понятие и место Правительства Российской Федерации в системе органов исполнительной власти

Статус Правительства Российской Федерации (далее — Правительства РФ) определен в ч.1. ст. 110 Конституции Российской Федерации от 12 января 1993 г. (далее — Конституции РФ), где сказано, что исполнительную власть в Российской Федерации (далее — РФ) осуществляет Правительство РФ. Вместе с тем, очевидно, что исполнительная власть не ограничивается деятельностью одного лишь Правительства РФ. Оно является исполнительным коллегиальным органом общей компетенции, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства РФ, отражает его место в системе органов государственной власти РФ и характеризует его деятельность.

Статья 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее — ФКЗ «О Правительстве РФ») определяет Правительство РФ как коллегиальный орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть и возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Однако, несмотря на то, что Правительство по существу является высшим исполнительным органом государственной власти в масштабе страны, в Конституции РФ указаний на этот счет нет. Оно может рассматриваться как высший орган исполнительной власти в том смысле, что является единственным коллегиальным органом, который обладает конституционной компетенцией в сфере исполнительной власти.

Для понимания статуса Правительства РФ важно подчеркнуть, что оно является не только высшим, но и федеральным органом исполнительной власти. Действующая Конституция РФ использует определение «система федеральных органов исполнительной власти», но при этом не расшифровывает само понятие. Его толкование дается в постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 №2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации», в котором четко указано, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ» и иных федеральных законов.

Согласно Указу Президента РФ от 21 мая 2014 г. № 636 (ред. от 12.05.2014) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», в систему федеральных органов исполнительной власти РФ входят: Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

Конституция РФ не закрепляет каких-либо специальных принципов деятельности Правительства РФ. Согласно ст. 3 ФКЗ «О Правительстве РФ» оно в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Статус Правительства РФ как органа общей компетенции означает, что оно вправе решать любые вопросы, относящиеся к ведению исполнительной федеральной власти, если они при этом прямо не отнесены к компетенции иных органов, должностных лиц. Кроме того, Правительство РФ в пределах своих полномочий вправе контролировать и координировать деятельность всех иных органов, должностных лиц.

Важность Правительства РФ как коллегиального органа заключается в том, что при принятии решений большинством голосов своих членов, учитывается весь спектр мнений, вариантов, проектов, управленческих решений, аккумулируются знания и опыт членов коллегиального органа, интересы его структурных подразделений.

Статья 115 Конституции РФ определяет, что Правительство РФ действует на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (далее — Президента РФ). Формулировка «на основании и во исполнение» означает, что Правительство РФ обладает обширным диапазоном распорядительных полномочий, которые гораздо шире исполнительных. Статья 4 ФКЗ «О Правительстве РФ» также устанавливает, что Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль над их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства страны. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств, служб, агентств и контролирует их деятельность. Но надо иметь в виду, что руководство рядом ведомств осуществляет Президент РФ. Правительство РФ также осуществляет контроль над деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к совместному ведению РФ и ее субъектов, разрешает споры и устраняет разногласия между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов.

1.2 Правовое регулирование деятельности Правительства Российской Федерации

Нормативную основу деятельности Правительства РФ составляют:

1. Конституция РФ.

Глава 6 Конституции РФ, состоящая из восьми статей (ст. 110-117), посвящена Правительству РФ, а ряд других статей Конституции затрагивает вопросы, касающиеся исполнительной власти в целом. Так, ст. 5 устанавливает принцип единства государственной власти, ст. 77 — единую систему исполнительной власти, в ст. 112 косвенно сказано о структуре органов исполнительной власти.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации».

Этот закон подробно регламентирует полномочия Правительства РФ в различных областях жизни страны.

3. Иные федеральные законы.

Например, Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об обороне», Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» и др.

4. Нормативные указы Президента РФ.

К примеру, Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 12.05.2014) «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

5. Нормативные акты самого Правительства РФ.

Вопросы внутренней организации министерств и федеральных ведомств и основных направлений работы Правительства РФ урегулированы Регламентом работы Правительства РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260). Данный Регламент также устанавливает правила организации деятельности Правительства РФ по реализации его полномочий. Существует также Положение об Аппарате Правительства РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260). Механизм взаимодействия Правительства РФ с другими федеральными органами государственной власти определен его постановлениями.

2. Структура и организация деятельности Правительства Российской Федерации

2.1 Состав Правительства Российской Федерации

Правительство РФ как орган государственной власти имеет свой правовой статус, организационную структуру, формы и методы деятельности, состав управленческих кадров и другие атрибуты. Конституция РФ устанавливает строгий перечень лиц, входящих в Правительство РФ. В то же время Правительство РФ никогда не имело фиксированного численного состава, который значительно колебался от одного правительства к другому. По сравнению с ранее действовавшей Конституцией 1978 года в Конституции 1993 года круг должностных лиц, входящих в Правительство РФ, сужен.

Состав Правительства РФ определяется, прежде всего, ч. 2 ст. 110 Конституции РФ, которая выделяет три вида членства в Правительстве РФ: Председатель Правительства Российской Федерации (далее — Председатель Правительства), заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Понятие «федеральный министр» распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других органов исполнительной власти, если этот ранг присвоен им Президентом РФ, однако в этом случае руководитель органа исполнительной власти не имеет права совещательного голоса на правительственных заседаниях.

Состав Правительства зависит от системы федеральных органов исполнительной власти. В мае 2012 года в России после вступления в должность Президента РФ В. В. Путина в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти была проведена очередная реорганизация Правительства РФ. К примеру, претерпело изменения Министерство здравоохранения и социального развития: отдельно выделилось Министерство здравоохранения, а социальное развитие вошло в зону ответственности Министерства труда и социальной защиты. Также появились новое Министерство по развитию Дальнего Востока.

Возглавляет Правительство РФ Председатель Правительства, который определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. В настоящее время Председателем Правительства на основании Указа Президента РФ от 8 мая 2012 года № 612 «О Председателе Правительства Российской Федерации» является Д. А. Медведев, бывший Президентом РФ в 2008-2012 годах.

Количество заместителей Председателя Правительства законодательно не установлено, оно определяется главой государства, по представлению Председателя Правительства исходя из потребностей государственного управления. Так Правительство РФ, сформированное 1 марта 2004 года, насчитывало только одного заместителя Председателя, Правительство, сформированное 12 мая 2008 года, — семь заместителей, в том числе два первых заместителя, хотя ни Конституция РФ, ни ФКЗ «О Правительстве РФ» не выделяют категории первых заместителей. На сегодняшний день на основании Указов, подписанных Президентом РФ В. В. Путиным 31 августа 2013 года, Председатель Правительства имеет восемь заместителей (И. И. Шувалов, О. Ю. Голодец, А. В. Дворкович, Д. Н. Козак, Д. О. Рогозин, А. Г.Хлопонин, С. Э.Приходько, Ю. П.Трутнев).

Количество федеральных министров зависит от количества Министерств РФ. По состоянию на сегодняшний день в состав Правительства РФ входят следующие министры: Министр экономического развития А. В.Улюкаев, Министр по развитию Дальнего Востока А. С. Галушка, Министр природных ресурсов и экологии С. Е. Донской, Министр внутренних дел В. А. Колокольцев, Министр юстиции А. В. Коновалов, Министр иностранных дел С. В. Лавров, Министр образования и науки Д. В. Ливанов, Министр промышленности и торговли Д. В. Мантуров, Министр культуры В. Р. Мединский, Министр спорта В. Л. Мутко, Министр связей и массовых коммуникаций Н. А. Никифоров, Министр энергетики А. В. Новак, Министр по делам гражданской обороны В. А. Пучков, Министр финансов А. Г. Силуанов, Министр здравоохранения В. И. Скворцова, Министр регионального развития И. Н. Слюняев, Министр транспорта М. Ю. Соколов, Министр труда и социальной защиты М. А. Топилин, Министр сельского хозяйства Н. В. Фёдоров, Министр обороны С. К. Шойгу, Министр по делам Северного Кавказа Л. В.Кузнецов, Министр по делам Крыма О. Г.Савельев, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства М. А. Мень, Министр РФ, ответственный за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» М. А. Абызов.

В практике правительственной деятельности существует институт «министров без портфеля», которые не являются руководителями определенного органа исполнительной власти, но входят в состав Правительства РФ и пользуются равным голосом с другими его членами.

2.2 Порядок формирования Правительства Российской Федерации

Конституция РФ отводит особую роль в формировании Правительства РФ Президенту РФ, предусматривая его исключительные полномочия по представлению кандидатуры главы Правительства РФ парламенту и утверждению персонального состава Правительства РФ. Это обусловлено конституционной ответственностью главы государства за работу Правительства РФ, полномочиями по определению направлений его деятельности и контролю над ней.

Президент РФ является инициатором процедуры формирования Правительства РФ, которая начинается с назначения Председателя Правительства. Он назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Такое согласование призвано придать Правительству РФ необходимую устойчивость и авторитетность, создать лучшие условия для взаимодействия законодательной и исполнительной власти. Однако как показывает российская практика, при подборе кандидата на должность Председателя Правительства Президент РФ, как правило, руководствуется собственными интересами и целями, расстановкой сил между различными группировками внутри президентской команды.

Конституция РФ устанавливает сроки для внесения в Государственную Думу кандидатуры Председателя Правительства: не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой. Необходимость конституционного установления таких сроков диктуется стремлением обеспечить непрерывность функционирования исполнительной власти, не допустить длительного отсутствия полномочного Правительства РФ.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Процедуру дачи Государственной Думой согласия на назначение Председателя Правительства регулирует гл. 17 Регламента Государственной Думы. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. По толкованию данной нормы велись острые политические и правовые споры. К примеру, Конституционный Суд РФ разъяснил, что Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатах на должность председателя правительства вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Весной и осенью 1998 года Государственная Дума дважды отказала Президенту РФ в согласии на назначение Председателем Правительства С. В. Кириенко и В. С. Черномырдина. На назначение первого из них Государственная Дума на третий раз все же дала согласие, а кандидатуру В. С. Черномырдина в третий раз Президент РФ Б. Н. Ельцин представлять не стал, и Председателем Правительства тогда стал Е. М. Примаков.

Председатель Правительства представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения. Эти предложения утверждаются указом Президента РФ, изменения и дополнения в структуру в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента РФ. Председатель Правительства предлагает Президенту РФ и кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров.

2.3 Организация деятельности Правительства Российской Федерации

Организации деятельности Правительства РФ посвящена гл. 4 ФКЗ «О Правительстве РФ». Подробно порядок деятельности Правительства РФ также определяется Регламентом Правительства РФ.

Правительство РФ в соответствии со ст. 116 Конституции РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Данная норма связывает срок полномочий Правительства РФ со сроком полномочий Президента РФ. Решение о сложении полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ. Таким образом, максимальный срок деятельности Правительства РФ — шесть лет. С 1993 года российское Правительство уже пять раз слагало свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Правительство исполняет свои полномочия, если не вступают в действие нормы Конституции РФ о его отставке, либо о досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом. Расходы на содержание Правительства РФ определяются в федеральном бюджете. Важным моментом организации и деятельности Правительства РФ являются его заседания. Они проводятся систематически, не реже одного раза в месяц. Члены Правительства РФ участвуют в заседаниях лично, а в случае невозможности участия они информируют об этом Председателя Правительства. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. При освобождении Председателя Правительства от должности Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение его обязанностей одному из его заместителей на срок до двух месяцев. В заседаниях Правительства РФ вправе участвовать Представители палат Федерального Собрания, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, а также иные лица в соответствии с федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством РФ.

Заседания Правительства РФ носят открытый характер. Правительство РФ информирует граждан через СМИ о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях. Однако отдельные вопросы могут рассматриваться и на закрытых заседаниях.

Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с его Регламентом. Ряд решений, установленный в ст. 28 ФКЗ «О Правительстве РФ», принимается исключительно на заседаниях. К примеру, принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства РФ, заседания которого проводятся по мере необходимости. Президиум создается в составе Председателя Правительства, его заместителя, министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и двух-трех других министров. В работе Президиума принимают также участие Президент Российской академии наук и Председатель Центрального банка РФ. Президент РФ также вправе председательствовать на заседаниях Президиума Правительства. Решения Президиума Правительства принимаются большинством голосов, и они не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля над выполнением органами исполнительной власти решений, принятых им, образуется Аппарат Правительства РФ, возглавляемый Руководителем Аппарата, который может занимать государственную должность заместителя Председателя Правительства или федерального министра. С 22 мая 2013 года должность Руководителя Аппарата Правительства занимает С. Э. Приходько.

Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Также оно вправе создавать координационные органы — комиссии, и совещательные органы — советы. Комиссии образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти и решения определенных задач. Цель создания советов — предварительное рассмотрение вопросов и подготовка по ним предложений рекомендательного характера. По проблемам, имеющим межотраслевое или межтерриториальное (межрегиональное) значение, создаются межведомственные комиссии и советы.

Важным моментом функционирования исполнительной власти выступают взаимоотношения Правительства РФ с Президентом РФ. Чаще всего это происходит путем участия Президента РФ в текущей деятельности Правительства РФ. В частности, некоторые формы взаимодействия Президента РФ и Правительства РФ отражены в Указе Президента РФ «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации», который в свою очередь говорит о согласовании законопроектов в рамках проведения единой государственной политики, а также указов и распоряжений Президента РФ, касающихся сфер деятельности Правительства РФ. Глава государства также проводит совещания и встречи с Председателем Правительства (иногда в присутствии руководителя Администрации Президента РФ, министров, руководителей отдельных исполнительных органов, с которыми он обсуждает вопросы развития той или иной сферы и которым вправе давать поручения и фактически осуществлять личный контроль над их выполнением).

Недавно в РФ был введен новый конституционный институт — ежегодный отчет Правительства РФ в Государственной Думе. Предложение его о введении прозвучало в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2008 г. Оно обосновывалось необходимостью повышения авторитета Государственной Думы, укреплению демократических институтов и поддержания стабильности. Первый ежегодный отчет Правительства РФ был представлен Государственной Думе 6 апреля 2009 года. Этот институт в некоторой степени выгоден Правительству РФ, т. к. он может быть использован в отстаивании Правительством РФ своей самостоятельности перед Президентом РФ. Однако слабость института отчета Правительства РФ видится в том, что он не порождает определенных правовых последствий, что превращает этот отчет в информационное сообщение, ни к чему не обязывающее стороны. Другая проблема состоит в отсутствии ясных критериев оценки Государственной Думой отчетов Правительства РФ, что позволяет последнему представлять отчет в произвольном виде.

правительство конституционный нормотворческий законодательство

2.4 Полномочия членов Правительства Российской Федерации

Статус Председателя Правительства имеет значительные особенности, которые обусловлены его конституционно-правовым положением. Исключительными конституционными полномочиями Председателя Правительства РФ являются следующие права. Во-первых, право ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Во-вторых, право временного исполнения обязанностей Президента РФ, предусмотренное ст. 92 Конституции РФ.

Полномочия Председателя Правительства также указаны в ст. 24 ФКЗ «О Правительстве». К примеру, Председатель Правительства ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса; представляет Правительство РФ внутри страны и за пределами территории РФ и обладает рядом иных полномочий. Он систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ, координирует деятельность федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Также он периодически проводит совещания с заместителями, где рассматривает состояния выполнения программ и планов, принимает решения по оперативным вопросам и согласовывает с членами Правительства РФ мероприятия на текущий период.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ: по заявлению Председателя Правительства об отставке или в случае невозможности исполнения им своих полномочий.

Заместители Председателя Правительства занимают важное место среди членов этого органа государственной власти. Их полномочия указаны в ст. 25 ФКЗ «О Правительстве РФ». Например, они участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в выработке и реализации политики Правительства РФ; участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ и обеспечивают их исполнение и обладают рядом иных полномочий.

Полномочия федеральных министров установлены в ст. 26 ФКЗ «О Правительстве РФ». Согласно данной статье, они участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ; принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение, а также обладают иными полномочиями. Правительство РФ решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству РФ, за исключением вопросов, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к компетенции Президента РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Они также вправе подавать заявление об отставке. К примеру, 6 ноября 2012 года был освобожден от должности Министр обороны А. Э Сердюков, а новым Министром обороны был назначен С. К. Шойгу.

Однако существует список ограничений, связанных с пребыванием в составе Правительства РФ, которые установлены в ст. 11 ФКЗ «О Правительстве РФ». К примеру, члены Правительства РФ не вправе быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления и т. д.

Сведения о доходах и об имуществе членов Правительства РФ являются новеллой в нашем законодательстве. Члены Правительства РФ обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно представлять в налоговые органы РФ сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Такие сведения могут быть опубликованы.

2.5 Отставка Правительства Российской Федерации

Существует проблема отсутствия четкого законодательного регулирования оснований Конституционной ответственности Правительства РФ. Ответственность Правительства РФ названа в качестве одного из принципов его деятельности в ст. 3 ФКЗ «О Правительстве РФ», однако норм, непосредственно направленных на реализацию данного принципа немного. Конституция определяет ответственность Правительства РФ в целом, это выражается в наличии такой санкции, как отставка. Не устанавливая четкого основания ответственности, Конституция определяет лишь субъект применения (Президент РФ), санкцию (отставка) и процедуру ее применения, в которой участвуют либо только Президент РФ, либо Президент РФ и Государственная Дума.

Часть 2 статьи 117 Конституции РФ предоставляет Президенту РФ неограниченное право увольнения Правительства РФ в отставку, которое может быть осуществлено им в любое время. Это право выглядит тем сильнее, что Президент РФ не обязан к мотивации своего решения. Таким образом, Правительство РФ отставляется Президентом РФ по утрате доверия, юридически неизмеримого. Подобное установление безосновательного привлечения к ответственности Правительства РФ является несомненным пробелом законодательства РФ. В то же время отставка Правительства РФ никогда не бывает спонтанной. На практике Президент РФ, как правило, давал объяснения своего решения, что происходило в форме публичных заявлений в СМИ. Так, отставка Правительства В. С. Черномырдина в марте 1998 года объяснялась неудовлетворенностью деятельности Правительства РФ, не решившего ряд ключевых вопросов. Последующая отставка Правительства С. В. Кириенко была вызвана дефолтом, в котором преимущественно обвинялся Председатель Правительства. Отставка Правительства Е. М. Примакова мотивировалась отсутствием решительных действий со стороны Правительства РФ по преодолению кризиса. В то же время произвольная отставка Правительства РФ дискредитирует высшее руководства. Нельзя игнорировать тот факт, что Президент РФ Б. Н. Ельцин в 1990-1999 гг. сместил шесть правительств. Примечательна и отставка Правительства М. М. Касьянова в феврале 2004 года, мотивация которой была явно неубедительной. Статья 117 Конституции РФ предусматривает два варианта постановки и решения вопроса о доверии Правительству РФ: по инициативе Государственной Думы либо по инициативе Председателя Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Это означает принципиальное несогласие Государственной Думы с правительственной политикой вообще или по какому-либо важному вопросу и невозможность дальнейшего взаимодействия Государственной Думы с Правительством РФ. Однако решение о выражении недоверия Правительству РФ еще не влечет его отставки. Процедуру выражения недоверия Правительству РФ регулирует гл. 18 Регламента Государственной Думы. Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Однако основания для привлечения Правительства РФ к ответственности Государственной Думой также носят спорный характер. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ, либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ тоже может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Такое представление должно быть мотивировано, а текст представления подлежит немедленному распространению среди депутатов Государственной Думы. Обсуждение данного вопроса о доверии Правительству РФ также регулирует гл. 18 Регламента Государственной Думы. Решение о доверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, результаты голосования оформляются постановлением. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. При этом остается неясным вопрос, с какого момента Правительство РФ считается сформированным. В нашей стране этот момент законодательно не определен. Здесь возможны разные варианты: назначение последнего федерального министра, назначение большинства федеральных министров и даже назначение только председателя Правительства РФ.

Само Правительство РФ также может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Правительство может подать в отставку по своей инициативе (вероятнее, по инициативе Председателя Правительства). Мотивом принятия решения об отставке могут быть, например, расхождения между Правительством РФ и Президентом РФ, а также между Председателем Правительства РФ и руководителями федеральных органов исполнительной власти. Инициатива Правительства РФ об отставке может носить протестный характер. Данное право использовалось лишь один раз — 12 сентября 2007 года со стороны Правительства М. Е. Фрадкова. В случае если Президент РФ принимает отставку, то, следовательно, он имеет намерение назначить нового Председателя Правительства, с которым, предположительно, расхождений не предвидится. Напротив, если отставка отклоняется, это может значить, что Президент РФ желает сохранить данного Председателя Правительства, и найден какой-то компромисс, позволяющий Правительству РФ работать дальше.

3. Компетенция Правительства Российской Федерации

3.1 Основные полномочия и проблемы реализации полномочий Правительства Российской Федерации

Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство РФ обладает очень широким кругом полномочий. Компетенцию Правительства РФ составляют его общие полномочия, а также полномочия в сфере экономики; бюджета и финансов; в социальной сфере; в сфере науки культуры и образования; природопользования, охраны окружающей среды; обеспечения законности, прав, свобод граждан, борьбы с преступностью; обороны, государственной безопасности РФ; внешней политики и международных отношений.

В числе общих полномочий Правительства РФ, установленных в гл. 3 ФКЗ «О Правительстве РФ», — организация внутренней и внешней политики государства; регулирование в социально-экономической сфере; обеспечение единства системы исполнительной власти в стране, направление и контроль деятельности ее органов; формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации. Также Правительство РФ организует реализацию той внутренней и внешней политики, основные направления которой в соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции РФ определяет Президент РФ.

Основной сферой полномочий и компетенции Правительства РФ является социально-экономическая сфера, которая раскрыта в ст. 14 ФКЗ «О Правительстве РФ». Например, Правительство РФ осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в стране. Эти полномочия направлены на реализацию ст. 8 Конституции РФ, определяющей рыночную экономику как экономическую основу РФ. Полномочия в части социально-экономического прогнозирования и перспективного планирования должны обеспечивать устойчивое развитие страны. Например, сейчас реализуются Федеральная целевая программа (далее — ФЦП) «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы», ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Правительство РФ также осуществляет управление федеральной собственностью и обладает иными полномочиями в данной сфере.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджета и финансов установлены в ст. 15 ФКЗ «О Правительстве РФ». Например, оно разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение. В финансовой, кредитной и денежной сфере Правительство РФ должно обеспечивать проведение единой политики, координируя свои решения и действия с Центральным банком РФ.

Правительство РФ и исполнительная власть в целом является тем институтом, который призван осуществлять конкретные практические меры по реализации ст. 7 Конституции РФ о социальном характере РФ, проводить политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Полномочия Правительства РФ в социальной сфере определены в ст. 16 ФКЗ «О Правительстве РФ». К примеру, оно разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ и т. д. Примером данных мер может служить Постановление Правительства от 31 декабря 2008 года № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Следует отметить, что закон особо не выделяет полномочия Правительства РФ по вопросам пенсионного обеспечения и жилищной политики, хотя именно эти проблемы продолжают оставаться одними из самых острых социальных проблем современной России.

Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования установлены в ст. 17 ФКЗ «О Правительстве РФ». Например, Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку приоритетных направлений прикладной науки, имеющих общегосударственное значение и обладает иными полномочиями. В данное время реализуются несколько федеральных целевых программ по развитию науки и технологий РФ.

Полномочия Правительства в сфере природопользования и охраны окружающей среды установлены в ст. 18 ФКЗ «О Правительстве РФ». Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и обладает рядом иных полномочий. Примером осуществления этих полномочий может служить Распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2012 года № 329-р «Об утверждении прилагаемого плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления».

Перечень указанных в ФКЗ «О Правительстве РФ» полномочий не является исчерпывающим. Правительство РФ вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если эти полномочия не отнесены законодательством к исключительным полномочиям Правительства РФ. Оно также вправе по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Важным шагом по реформированию Правительства РФ является «ревизия» компетенции Правительства РФ. Его полномочия до июля 2008 года были весьма внушительны по своему объему. Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации». Суть данного закона — освободить Правительство РФ от излишних полномочий, несвойственных ему, и передать некоторые полномочия уполномоченным Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти — министерствам, службам и агентствам. Речь идет о полномочиях второстепенного характера, передача которых не направлена на ослабление роли правительства как высшего исполнительного органа государственной власти.

Структура Правительства РФ в целом является очень динамичной. С выделением новых министерств, агентств или служб, им делегируются необходимые полномочия из других министерств, агентств или служб. Отдельные службы и агентства могут переходить из подчинения федеральным министерствам в прямое подчинение Правительству РФ. К примеру, в связи с пожарами в 2010 году Россельхоз перешел в прямое подчинение Правительству.

Еще одной проблемой, связанной с реализацией своих полномочий Правительством РФ, является разграничение сфер, на которые распространяются полномочия Правительства РФ и Президента РФ. Президент РФ обладает такими полномочиями, которые позволяют ему не просто взаимодействовать по отдельным вопросам с органами исполнительной власти, но и существенно влиять на их деятельность. В частности, непосредственно Президенту РФ подчиняются МВД, МЧС, МИД, Министерство Юстиции, Министерство обороны, а также ряд иных органов, например, ФМС России, Рособоронзаказ. Однако и Правительство обладает рядом полномочий в данных сферах. На практике это может приводить к появлению правовых коллизий.

3.2 Нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации

На современном этапе развития российского государства важнейшими субъектами правотворческой политики наряду с парламентом выступают органы исполнительной власти и прежде всего Правительство РФ. Роль правительственных актов сегодня достаточно высока: ежегодно Правительством РФ издается до 1000 нормативных актов (преимущественно постановлений) по различным вопросам социально-экономической и общественно-политической жизни России.

Правительственная правотворческая политика осуществляется в большинстве случаев через механизмы подзаконного нормотворчества. И хотя основной задачей Правительства РФ является руководство системой исполнительных органов власти, осуществление его функций в сфере управления без правотворческой деятельности невозможно. С помощью актов Правительства РФ регулируются основные сферы государственной, экономической и социально-культурной жизни; устанавливаются общие нормы для всех органов исполнительной власти, предприятий учреждений, граждан; формируется нормативно-правовая основа для издания других правовых актов в системе исполнительной власти; вводятся общие правовые режимы.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Также в зависимости от правовых способов и средств воздействия на экономические и иные процессы, на деятельность всех организаций и граждан различают следующие виды правительственных актов: положения (общие, типовые, временные), уставы (примерные уставы), правила, инструкции, порядок, заявления, приветствия, извещения (последние три вида не содержат правовых норм).

Статья 115 Конституции РФ указывает на следующие свойства актов Правительства РФ: «привязка» к своему субъекту — Правительству; обеспечение их исполнения; обязательность к исполнению в РФ; возможность отмены Президентом РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам (данное конституционное полномочие проистекает из статуса Президента РФ как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина) и т. д.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ (ст. 23 ФКЗ «О Правительстве РФ»). Распоряжения обычно носят правоприменительный характер.

Порядок принятия актов Правительства устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ. Постановления всегда принимаются в коллегиальном порядке, а распоряжения могут быть изданы единолично Председателем Правительства. Проекты актов вносятся в Правительство РФ с приложением пояснительной записки, содержащей обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и другими организациями, а также с Министерством юстиции РФ.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ определяется указом Президента РФ от 23 мая 1996 №763 (ред. от 02.02.2013) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Постановления Правительства РФ подлежат официальной публикации в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение пятнадцати дней со дня их подписания, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. При необходимости немедленного широкого обнародования они безотлагательно доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации. Многие распоряжения вовсе не публикуются, а только рассылаются заинтересованным лицам и органам. Контроль над правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства осуществляет Аппарат Правительства.

Имеются различия и в порядке вступления в силу постановлений и распоряжений. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Иные постановления, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера вступают в силу со дня их подписания. В самих постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, точнее немедленно.

Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд. По запросам Президента РФ и других, указанных в Конституции РФ, должностных лиц и государственных органов вопросы конституционности нормативных актов Правительства РФ разрешаются Конституционным судом РФ. При этом акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Правительство РФ обязано ежеквартально обеспечивать обобщение практики государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и представлять Президенту РФ соответствующую информацию, в том числе сведения о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано.

Для издания подзаконных актов в отличие от принятия законов требуется меньше времени, что позволяет правительству РФ быстро реагировать на изменение ситуации в стране.

Правительство РФ вносит свой вклад в формирование правотворческой политики государства также путем использования права законодательной инициативы — права внесения в Государственную Думу разработанных Правительством РФ законопроектов. В целях упорядочения участия федеральных органов исполнительной власти в законотворческой деятельности Правительство РФ утверждает план своей законопроектной работы. В нем содержатся: названия законопроектов; названия федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их подготовку; сроки представления подготовленных проектов в Правительство РФ для последующего внесения в Государственную Думу. Проект плана законопроектной деятельности Правительства РФ готовит Министерство Юстиции РФ на основе предложений федеральных органов исполнительной власти. Предложения по программам и планам законопроектной деятельности, вносимые в Правительство РФ, должны содержать: обоснование необходимости принятия закона; концепцию законопроекта, включающую его общую характеристику и основные положения; этапы подготовки законопроекта и перечень соисполнителей — разработчиков законопроекта; срок представления законопроекта в Правительство РФ; ориентировочный срок внесения законопроекта в Государственную Думу.

Правительство РФ вправе вносить в Государственную Думу и поправки ко всем законопроектам, находящимся на рассмотрении и внесенным другими субъектами права законодательной инициативы. Регламент Государственной Думы предоставляет Правительству РФ право вносить разработанные им законопроекты в качестве срочных и подлежащих внеочередному рассмотрению на ее заседаниях.

Правительство РФ вправе направлять в Федеральное Собрание свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним. В ч. 3 ст. 104 Конституции РФ установлено, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы были всесторонне рассмотрены статус, состав, структура и деятельность Правительства Российской Федерации. На основании данного исследования можно сделать следующие выводы.

Правительство Российской Федерации — это коллегиальный орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть и возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Принципами деятельности Правительства являются принцип верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »