Исторические формы работы с безнадзорными и беспризорными детьми


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»

Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью

Направление 040400.62 «Социальная работа»

Курсовая работа

На тему: «Исторические формы работы с безнадзорными и беспризорными детьми»

Работа выполнена студентом:

Кропиной Инной Олеговной

Научный руководитель:

к. п.н., доцент кафедры социальной педагогики

и организации работы с молодёжью

Макеева Татьяна Витальевна

Ярославль

2014г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический аспект социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми

1.1 Безнадзорность и беспризорность как социальное явление

1.2 Исторический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности в России

Глава 2. Проблема безнадзорности и беспризорности в современной России

2.1 Статистический анализ проблемы детской и подростковой безнадзорности и беспризорности в России

2.2 Основные направления социальной работы по профилактике детской и подростковой безнадзорности и беспризорности

2.3 Органы, осуществляющие профилактику детской и подростковой безнадзорности и беспризорности

2.4 Деятельность НКО по оказанию помощи безнадзорным и беспризорным детям, общественный фонд «Содействие». Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской области

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема детской беспризорности и безнадзорности является очень актуальной в современном обществе и имеет глубокие корни, незнание которых приводит к невозможности понять всю картину происходящего, а так же создаются сложности в нахождении оптимальных путей ее решения.

Россия, на данный момент, находится в культурном кризисе и одним из его проявлений является детская безнадзорность и беспризорность, причиной этому стали нерешенные социальные и экономические проблемы, атак же упадок духовной культуры общества. Детская беспризорность провоцирует рост преступности, алкоголизма, наркомании, ухудшает нравственные устои общества. Создание благоприятных условий для развития детей, недопущение ситуаций, подвергающих риску беспризорности — основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом. Государство и общество обязано уделять особое внимание беспризорным и безнадзорным детям.

Детская безнадзорность и беспризорность это явление, когда ребенок полностью оторван от семьи, не имеет постоянного места жительства, места учебы, предоставлен сам себе. Именно категория детей беспризорников, больше других склонна к девиантному поведению, бродяжничеству, попрошайничеству, к совершению правонарушений, алкоголизму, наркомании, токсикомании, воровству, они имеют больший риск быть вовлеченными в преступную среду, в криминальные группировки.

Помимо основных проблем роста и распространения беспризорности, таких как, отсутствие эффективной структуры социализации и досуга детей, кризиса семьи, роста бедности и т. д., очень важными факторами, влияющими на рост беспризорности, являются:

военные действия, революции, природные катаклизмы, миграция, серьезные государственные реформы.

Беспризорные и безнадзорные дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства. На данный момент, эта проблема решается частично, внимание концентрируется на отдельных составляющих проблемы, выявляются причины, находятся выходы из конкретных ситуаций, но нет целостного и комплексного подхода к решению проблемы детской беспризорности и безнадзорности, не известны до конца источники данной проблемы, не полностью изучена субкультура беспризорников, не известны последствия и масштаб бедствия, приносимый обществу от распространения беспризорности и безнадзорности. Помощь беспризорникам — одна из основных задач государства.

Несмотря на то, что над проблемой беспризорности и безнадзорности ведется работа уже много лет, ситуацию полностью не удалось стабилизировать до сих пор. Исследованиями беспризорности регионального и государственного масштаба занималсь Е. С. Лившиц, П. И. Люблинский и др., это происходило в 1920ые годы. Впервые были рассмотрены причины беспризорности и ликвидация безнадзорноти и беспризорности, работы этих авторов имеют практическую направленность. М. В.Фирсов, Н. В. Елфимова, Т. П. Папкова и другие ученые занимались Изучением опыта работы с беспризорными и безнадзорными в 20е годы ХХ века.

В 90ые годы тема детской беспризорности становится одной из самых актуальных проблем, появляются работы посвященные профилактике детской беспризорности (А. М. Нечаева, Б. П. Прудникова, О. П. Рыбалкина)

Авторы связывают детскую беспризорность с культурным кризисом в стране и с кризисом детства в России (А. В Гоголева, А. И. Кравченко, А. М. Нечаева, Ю. В. Овинова), называя ее социально-опасным явлением (Ю. П. Азаров, В. И. Матвиенко, А. М. Нечаева)

Анализ понятия безнадзорность и беспризорность проводят П. И. Люблинский, А. М. Нечаева, В. В. Терехина.

Работы этих годов имеют психолого-педагогическую направленность, изучаются психологические особенности беспризорников, их образ жизни (А. В. Гоголева, А. И. Кравченко, М. Ф. Фирсова, С. А. Стивенсон)

Анализ субкультуры беспризорности проводится такими авторами, как Л. Г. Кураева, С. Н. Щеглова и В. Ф. Пирожкова.

Объект исследования: детская беспризорность и безнадзорность как социальный феномен.

Предмет исследования: процесс социально-педагогической помощи безнадзорным и беспризорным детям в России

Цель исследования: изучение исторических форм работы с безнадзорными и беспризорными детьми в России

Задачи исследования:

1. Изучить исторический аспект проблемы детской безнадзорности и беспризорности в России.

2. Рассмотреть факторы, формирующие проблему детской безнадзорности и беспризорности и в России.

3. Рассмотреть основные направления профилактики детской и подростковой безнадзорности и беспризорности в современной России.

Глава 1. Теоретическое обоснование социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми

1.1 Безнадзорность и беспризорность как социальное явление

Явления безнадзорности и беспризорности характерны для многих государств, в том числе и для России.

Проблема беспризорности и безнадзорности детей существует издавна, не было в русской истории времени, когда данной проблемы не существовало, но чаще всего беспризорность имела огромные масштабы во время войн, эпидемий, голода, революций. На современном этапе проблема беспризорности не решена и является очень актуальной. Данную проблему должны решать множество специалистов: социологи, социальные работники, юристы, психологи, педагоги и т. д. «Безнадзорность и беспризорность термины, характеризующие определенные социальные особенности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации» [12.C.157]

«Детская беспризорность — социальной явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства» [15.C.59]

Первое наиболее полное официальное определение беспризорности, было опубликовано в Большой Советской Энциклопедии: «Беспризорные — это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, — дети подобных родителей тоже считаются беспризорными» [4.C.438]

«Безнадзорный — лишенный надзора, беспризорный — лишенный присмотра»[6.С.14].

«Бесприютный, беспричальный, беспристанищный — бездомок, бездомный, бескровный, беспритинный, беспритульный. Бесприютник — (ница) — у кого нет приюта, пристанища; странник, чужедом, шатун» [5.C.53].

Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появился в официальных документах и законодательных актах только с 1935г. В годы Великой Отечественной Войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было.

Определение терминов беспризорность и безнадзорность введены впервые в законодательстве в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ст.1«Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль, над поведением которого отсутствует со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц; беспризорный-безнадзорный, не имеющий места жительства или места пребывания»[1.ст1,14,15].

Хотя, определения беспризорный и безнадзорный чаще всего приравнивают друг к другу, они — разные, но между ними есть связь, поскольку беспризорность — это крайняя стадия безнадзорности, когда в связи отсутствием над ребенком контроля со стороны взрослых, его основной проблемой становится отсутствие постоянного места пребывания и жительства.

Главной отличительной чертой беспризорника от безнадзорного является не только отсутствие постоянного места жительства, а полный разрыв связей с семьей, родителями, родственниками, опекунами.

Становясь беспризорным, ребенок находится в закрытом социальном пространстве. Для него перестают существовать все законы. Беспризорные все чаще презирают государство, правительство, нормы и правила, установленные обществом. Беспризорные живут по « законам улицы» и несут угрозу для государства и граждан, живущих в этом государстве. Помимо того, что беспризорные являются правонарушителями, они так же являются «жертвами», им требуется помощь как со стороны государства, так и со стороны общества.

Количество беспризорных и безнадзорных постоянно растет, и все меньше удается этот рост контролировать. Так как у беспризорных детей нет постоянного места жительства, средств для существования, элементарных, нужных вещей, они вынуждены искать пищу и одежду на свалках, попрошайничать, воровать, и все чаще беспризорники бывают втянутыми в преступную среду. «Безнадзорность — постоянный «спутник» преступлений несовершеннолетних».[14.С.86]

Беспризорники делятся на определенные типы:

1. Оседлый беспризорник, проживает на одном месте, например, в подвале или на вокзале

2. Сезонный беспризорник. Отрыв от семьи связан, с какими-то сезонными факторами, например, со временем года.

3. Кочующий беспризорник, постоянно меняющий место своего пребывания.

4. Случайный беспризорник. Единичный случай отрыва от семьи, когда ребенок не по своей вине уходит из дома.

5. Семейный беспризорник. Отрыв от семьи нескольких родственников.

Преобладающий возраст беспризорников от 8-14 лет, все они имеют психологические и физические отклонения и находятся в группе риска. Реабилитация детей-беспризорников очень сложна.

К причинам происхождения детской безнадзорности и беспризорности относятся экономические, политические и социальные проблемы, а так же проблемы психологического характера.

Одна из главных причин возникновения беспризорности — снижение авторитета семейных ценностей (кризис семьи, увеличением разводов, утрата родителей, ухудшением климата в семье, грубое обращением с детьми, физические наказаниями)

Число беспризорников составляет от 400 тысяч до 2 миллионов человек. У определенного числа беспризорных нет родителей, у других родители лишены жилья, многие родители-алкоголики, во многих семьях дети подвергаются насилию со стороны взрослых. В мире насчитывается около 100 млн. беспризорников, какое количество приходится на Россию неизвестно, так как в России нет системы учета беспризорных.

Самой актуальной проблемой беспризорность и безнадзорность становится в крупных городах, туда стекается большое количество беспризорных из провинциальных городов.

Исследования, проведенные Московским городским центром «Дети улиц» позволили разделить причины формирования беспризорности на 5 групп.

1 группа: причиной возникновения беспризорности стала нелегальная миграция семей из других стран. 4-6% от общего числа беспризорников.

2 группа: причиной стали катастрофы, природные катаклизмы, революции, мятежи и т. д. 7-10% от общего числа.

3 группа: ребенок совершил уголовное правонарушение и скрывается от правосудия. 0,6% от общего числа.

4 группа: дети, самовольно покинувшие дом и разорвавшие связь с родителями. Самая многочисленная группа, 81-85% от общего числа.

5 группа: дети, сбежавшие из специальных детских учреждений, детских домов, интернатов и т. д. 4-7% от общего числа.

«Дети-беспризорники — это наша общая проблема, и только общими усилиями, возможно, реально снизить их число. Ведь от этого во многом зависит наше будущее» [10.С. 157]

1.2 Исторический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности в России

В Киевской и Московской Руси главными факторами появления беспризорности были войны, стихийные бедствия, голод, эпидемии, но до конца XVII в. отсутствуют какие — либо документы, свидетельствующие о проявлении заботы о беспризорных детях, единственным источником, где говорится о помощи сиротам является «Поучение» Владимира Мономаха «Насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте…».[7.С.55]

После принятия христианства с конца X в. определенную помощь обездоленным людям оказывала церковь.

Семьи на Руси были большие и состояли из нескольких поколения, поэтому осиротевшие дети, могли найти приют и пропитание у родственников или соседей. [8.С.185]

В 1681 г., в царствование Федора Алексеевича, появляется первый в истории России документ, говорящий о необходимости оказания помощи «нищенским детям». Указом царя предписывалось воспитывать «робяток и девок» в специальных учреждениях, «дворах», где обучать ремеслам и наукам.[9.С.118-119]

Но вскоре царь умирает, его планы остаются невыполненными, и начинается эпоха Императорской Руси.

Первым в России учреждением, созданным специально для беспризорников, был приют, построенный в 1706 г. митрополитом Иовом в Холмово-Успенском монастыре близ Новгорода.

Меры, принимаемые Софьей Алексеевной и Петром I, имели силовой характер. Отловленных детей помещали в монастырские хозяйства, отправляли в приписанные государству села, а при Петре — на фабрики и в потешные полки. Первую специальную службу — Приказ общественного призрения, ведавший всеми делами касавшихся обнищавших и убогих, взрослых и детей, — создает, под влиянием Ивана Ивановича Бецкого, императрица Екатерина II.[17.С.191-194]

После ухода из жизни И. И. Бецкого и Екатерины II, ведущая роль в деле участия благотворительных учреждений перешла ко второй супруге императора Павла I — Марии Федоровне. В Воспитательные дома кроме незаконнорожденных детей стали приниматься и дети родителей неспособных их содержать по причине бедности или болезни. При Марии Федоровне складывается, так называемая, приютско-патронажная система попечения над неблагополучными детьми.

Учреждение в 1864 г. земских, а в1870 г. городских органов местного самоуправления помогало решать проблему беспризорности. На земства возлагались местные хозяйственно-административные функции: устройство и содержание школ, больниц, приютов и т. п.

Николай I создает «Комитет по разбору просящих милостыню», действовавший по принципу сословного разделения, но после отмены крепостного права Александром II, данный комитет становится бесполезным.

В 1879 году создается общество Призрения детей, в 1885 году создается Городской совет по призрению беспризорных, в состав которого входят многие видные общественные деятели и меценаты. Совет вырабатывает основные принципы помощи беспризорным детям, систему мониторинга и поручает инициативной группе разработку системы помощи детям. К 1911 году система работы относительно отлаживается, и появляется четкая программа дальнейших действий по искоренению беспризорности.[22.С.130]

С первых лет Советской власти вся работа по защите прав детей, включая и борьбу с беспризорностью, была возложена на Совет защиты детей при Народном комиссариате просвещения, созданный 30 января 1919 года Постановлением СНК. В него входят представители наркоматов труда, социальной защиты и продовольствия.

К 1920-1922 году количество беспризорных имеет максимальную величину, в связи с Первой Мировой войной и Октябрьской революцией. 10 февраля 1921 г. создается Деткомиссия ВЦИК, которую возглавил которую Феликс Дзержинский.26 января 1924 года при ЦИК СССР создается Специальный фонд им. Ленина, организованный для помощи голодающим и беспризорным детям. На борьбу с беспризорностью вступает пресса, выпускаются плакаты и листовки.

31 мая 1931 года выходит Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности», в котором предлагается усилить меры ответственности родителей и опекунов, ужесточить исполнение законодательства и ввести меры материальной ответственности за действия детей.

В 1940 число беспризорных сократилось, но решение проблемы так и не было достигнуто в связи с ВОВ.

С первых дней ВОВ проблема беспризорности и безнадзорности вновь набирает обороты. 23 января 1942 г. СНК СССР принимает постановление № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Общество активно помогает сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в связи, с чем создается движение «Патриоты Родины берут на воспитание осиротевших детей!»

15 июня 1943 г. выходит постановление СНК СССР № 659 «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». Этим постановлением НКВД СССР было разрешено наряду с уже действующими трудовыми колониями организовать новые трудовые воспитательные колонии для беспризорных и безнадзорных детей, уличённых в мелком хулиганстве или в незначительном преступлении. Самым главным в борьбе с беспризорностью в то время, было возвращение ребенка в семью. 21 июня 1943 г. издаётся инструкция НКВД, Наркомюста СССР и Прокуратуры СССР № 326/52/45 «О порядке направления и сроках содержания несовершеннолетних в трудовых воспитательных колониях НКВД СССР». По инструкции задержанные беспризорные дети направлялись в детские приёмники-распределители. Срок, в течение которого ребёнок мог находиться в детском приёмнике, не должен был превышать двух недель. После этого он направлялся к родителям или опекуну, в детский дом или в ремесленное училище, в школу ФЗО или на трудоустройство, а также в трудовую воспитательную колонию.

В марте 1944 г. выявлением и устройством беспризорных детей в спецпоселениях занимается новый Отдел спецпоселений НКВД СССР, так же в 1944 году создается детская комната милиции.

В 1945 г. Прокуратура обязана осуществлять надзор за исполнением законов о борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, а также с детской преступностью в целом.

14 февраля 1946 г. принимается Директива Народного комиссара внутренних дел СССР № 37 «Об улучшении работы отделов НКВД / УНКВД по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью».

8 апреля 1952 г. Совет Министров СССР принимает постановление № 1708 «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР». На государственном уровне открыто признавалось, что «в РСФСР всё ещё имеются факты беспризорности детей» [19.С.118]

С 1960 года термин «Беспризорность» не встречается ни в документах, ни в прессе, считается, что проблема массовой беспризорности решена, остались только единичные случаи. Но детские приёмники МВД не пустуют и собирают не только потерявшихся детей и «путешественников», но и тех, кто живет, где придётся и зарабатывал нищенством, проституцией, кражами и т. п.

Проблема беспризорности становится вновь актуальной в 1990 году, в связи с разрушением государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей. Начинается криминализация общества, беспризорники становятся в большинстве преступниками, разрушаются нравственные ценности общества, институт семьи и брака. [20.С.120]

Глава 2. Проблема безнадзорности и беспризорности в современной России

2.1 Статистический анализ проблемы детской и подростковой безнадзорности и беспризорности в России

В Росси, к сожалению, до сих пор нет официальной статистики относительно количества беспризорных. Прочитав несколько статей в интернете, мы пришли к выводу, что сложилось два абсолютно противоположных мнения относительно количества беспризорных, и для каждого есть свои подтверждения. Первая версия:

В свободном доступе лежит только одна цифра из официального документа «По сравнению с 2003 годом в 2005 году количество беспризорных детей сократилось на 3,2 тыс. человек (4,27 тыс. против 7,5 тыс.)» [3. раздел I]

Доклад «Дети в России» ЮНИСЕФ от 2009 года сообщает, что в 2009 году в учреждениях временного содержания несовершеннолетних правонарушителей побывало 13’500 беспризорных и безнадзорных детей. Предположим, что беспризорный попадается больше одного раза в год, и, зная то, что среди безнадзорных есть правонарушители, можно сделать вывод—общее число беспризорников в России никак не может превышать несколько тысяч человек.

Люди, придерживающиеся этого мнения, считают, что на самом деле, в России сейчас около 5 тысяч беспризорников. В основном, это дети, которые недавно сбежали из детских домов, и которых ещё не успела отловить полиция.

Мифы о сотнях тысяч и миллионов беспризорников в России берут своё начало из некомпетентности журналистов и политиков. Они регулярно путают беспризорников и сирот (живущих у опекунов или в детских домах) — тогда звучит цифра в 700 тысяч детей. В других случаях, беспризорных детей путают с безнадзорными, то есть детей оторванных от семьи, живущих вне дома, путают с детьми, над которыми нет контроля со стороны взрослых. Отсюда берут начало мифы про миллионы бездомных детей, живущих на вокзалах и в подвалах.

Вторая версия:

По данным ООН, на сегодняшний день в мире насчитывается 150 млн. несовершеннолетних, которые лишены родительской заботы и живут на улицах. По экспертным оценкам, чуть больше 3% от этого количества (около 5 млн. человек) приходится на Россию.

«Хотите знать, сколько сейчас в России беспризорников? Так вот знайте — 730 тысяч. Это только по официальным данным. По неофициальным, куда более точно отражающим реальное положение дел, число российских беспризорников давно уже зашкалило за миллион.

Страшно?! Это еще не самое страшное! Самое страшное то, что 95% этих беспризорников — так называемые социальные сироты. То есть, дети, ставшие беспризорными при живых родителях. Сопоставляем эти цифры и выводим, что около миллиона российских семей не желают заботиться о своих детях. И дети попадают на улицу. Или в детские дома». [13.С.43]

По оценкам МВД, «в последнее время число беспризорников возрастает, и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть более чем каждый 50-й ребёнок в России — беспризорник»

Получается: в России сегодня до 5 -7 миллионов беспризорных детей. Так же из числа беспризорников, так называемых «социальных сирот» — 90%, не ходят в школу 3 млн. детей, около 5 млн. живут на улице.

Основная причина ухода ребенка из дома — развод родителей. Ежедневно в Российской Федерации регистрируются более1500 разводов, а в результате распада таких семей ежедневно без одного родителя остаются более 1 200 детей, в дом ребенка передаются около 30 детей, за один день.

Авторы, придерживающиеся мнения, что беспризорных в России миллионы, считают, что количество беспризорных детей на данный момент, превышает количество беспризорных детей после Гражданской войны.

«В настоящее время по данным всех заинтересованных министерств и ведомств в стране число беспризорных детей более 100 тысяч, безнадзорных около 1 миллиона».[11.С.207]

«Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных мальчишек и девчонок. Даже государственной статистики о количестве беспризорных детей на сегодняшний день не имеется. По разным подсчётам, в нашей стране количество беспризорников составляет от 2 до 5 млн. человек». [16.С.176]

«По официальным данным, в нашей стране 700 тысяч беспризорных детей, однако эксперты полагают, что эта цифра в 3-4,5 раза выше. Об этом 20 февраля в Госдуме сообщил генеральный прокурор РФ Владимир Устинов». [21.С.98]

Можно сделать общий вывод, что количество беспризорных не известно на данный момент, но так же становится понятно, что огромные, пугающие многотысячные и миллионные цифры, не являются «чистыми», не отражают точное количество беспризорных, а состоят так, же из безнадзорных детей, детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей попавших в группу риска и т. д.

2.2 Основные направления социальной работы по профилактике детской и подростковой безнадзорности и беспризорности

Решение проблемы детской беспризорности, безнадзорности напрямую связано и зависит от обеспечения комплексного подхода и взаимодействия всех органов, ведомств, организаций, осуществляющих проведение воспитательной и профилактической работы с детьми и их родителями. Основную роль в решении этих проблем и проведении работ занимает социальный работник, так как это его сфера деятельности. Необходимо совершенствование системы социальной работы по профилактике детской беспризорности, детской безнадзорности, выявлению семейного неблагополучия. Так как именно внутрисемейные проблемы имеют огромное влияние и способствуют росту детской безнадзорности, требуется должным образом обеспечить внутрисемейное взаимодействие всех членов семьи, усилить ответственность родителей за воспитание, обучение своих детей, так же требуется совершенствование законодательства в области защиты прав детей[18.С.156]

Главным нормативным актом, регулирующим профилактическую деятельность в отношении несовершеннолетних, является федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данный акт не только создал правовую основу деятельности, направленной на предупреждение преступлений и правонарушений лиц, не достигших восемнадцати лет, но и явился первым федеральным законом, регулирующим предупредительную деятельность в целом.

Так же одним из основных законов в отношении детей и их жизнеустройства является: Закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально — экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, вводит понятие социальных служб для детей — это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. [2.ст.1,4]

Государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимо материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

· предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

· социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

· выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним, с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.[1. Ст. 1,14,15]

Деятельность социального работника с родителями по предупреждению беспризорности может включать в себя следующие направления:

1.Помощь в осознании родителями ответственности за жизнеустройство ребенка, его воспитание, обучение и осуществление контроля над его жизнью.

2. Пропаганда и реализация здорового образа жизни, демонстрация и воспитание семейных, нравственных ценностей. Чаще всего асоциальное поведение родителей, алкоголизм, токсикомания, наркомания, курение, насилие над ребенком со стороны взрослых способствует появлению и росту безнадзорности и беспризорности, так же сюда входит развод, распад семьи.

3. Помощь в организации досуга и занятости детей. Очень многим семьям стали недоступны кружки, секции, клубы и другие учреждения культуры, досуга и спорта, из — за непомерной платы за их посещение. Но и в такой сложной современной ситуации при желании родителей и детей можно найти бесплатные кружки и секции в системе дополнительного образования — в домах и центрах детско-юношеского творчества, клубах по месту жительства.

4. Помощь в профессиональном самоопределении детей. Сотрудничество родителей с общеобразовательными учреждениями, где обучаются их дети.

5. Помощь родителям в обеспечение мотивации детей к социально-значимой деятельности.

Для реализации системы профилактики беспризорности и безнадзорности в социальной работе необходимо:

— обеспечить разработку и реализацию образовательных программ и методик, направленных на оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним с проблемами в развитии, поведении, обучении и социальной адаптации, а также родителям (законным представителям), испытывающим затруднения в воспитании детей;

— обеспечить доступность образования детям и подросткам из малообеспеченных семей;

— разработать мероприятия по организации занятости детей во внеучебное время, досуга школьников и молодежи;

— организовать обучение социальных работников — специалистов учреждений и ведомств, работающих с детьми, в том числе с детьми-сиротами, методам и технологиям раннего вмешательства с целью сохранения кровных семей.

Таким образом, для предупреждения беспризорности главным направлением работы должна стать общесоциальная и индивидуальная профилактика, охватывающая не только родителей, но и их детей. Важно, чтобы такая работа реализовывалась во всех учреждениях дошкольного и школьного образования, центрах планирования семьи, учреждениях социальной защиты населения, социально-реабилитационных учреждениях и других социальных центрах.[11.С.207]

2.3 Органы государственной власти и политики, осуществляющие профилактику детской и подростковой безнадзорности и беспризорности

Перечень органов и учреждений, осуществляющих профилактику детской безнадзорности и беспризорности, установлен пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Органы управления социальной защитой населения.

3. Органы управления образованием.

4. Органы опеки и попечительства.

5. Органы по делам молодежи.

6. Органы управления здравоохранением.

7. Органы службы занятости.

8. Органы внутренних дел.

Основные задачи профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и включают в себя следующие мероприятия:

— совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

— осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время;

— дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы;

— создание и укрепление служб, осуществляющих лечение и реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами;

— проведение исследований проблем безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних, разработкой и апробацией новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитацией несовершеннолетних, информационным и научно-методическим обеспечением развития новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

— переподготовку и повышение квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии, наркологов.

— стабилизацию показателя количества беспризорных детей и подростков;

— увеличение количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых будут оказаны различные виды социальных услуг.

В структурах указанных органов могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 4).

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 4).

Центральным и координирующим органом в системе профилактики и безнадзорности несовершеннолетних является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при органе местного самоуправления (КДНЗП). К компетенции комиссии законодательством отнесен весь комплекс мероприятий по защите и восстановлению прав и законных интересов детей в возрасте до 18 лет, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. На комиссии возложена индивидуальная профилактическая работа и организация социальной реабилитации детей и подростков, оказавшихся в социально опасном положении. Помимо этого комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является специализированным государственным органом, обеспечивающим исправление несовершеннолетнего в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Согласно ст. ст. 20-23 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основным органом, непосредственно осуществляющим профилактические функции, являются органы внутренних дел и их структурные подразделения: подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП), подразделения криминальной полиции.

В государственную систему профилактики входят органы управления социальной защитой населения и социального обслуживания, которые осуществляют меры по профилактике безнадзорности и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных детей, предоставляют бесплатно социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, выявляют таких детей и семьи с такими детьми.

Органы управления образованием и образовательные учреждения, входящие в систему профилактики, призваны решать большой круг проблем и задач, поскольку помимо образовательного процесса, тесно связанного с воспитательным, они участвуют в организации досуга, летнего отдыха и занятости детей, выявляют детей с отклонениями в развитии или поведении, проводят их обследование, готовят рекомендации по оказанию им помощи и определяют форму их дальнейшего обучения. В структуру органов управления образованием законодательством также включены:

— учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты и др.);

— специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов.

Важную роль в системе органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выполняют органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения. К их ведению отнесено развитие сети учреждений для детей и подростков, оказывающих психиатрическую и наркологическую помощь, круглосуточный прием и содержание детей в возрасте до 4 лет, оставшихся без родительского попечения, а также дальнейшее выхаживание и воспитание таких детей в подведомственных учреждениях (Домах ребенка). Органы по делам молодежи и их учреждения в соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» участвуют:

— в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

— в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;

— в защите их социально-правовых интересов;

— оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, учреждениям и фондам.

Органы службы занятости населения входят в систему профилактики, участвуя в профессиональной ориентации и содействии в трудоустройстве несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Статьей 24 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены и другие органы и учреждения, осуществляющие профилактические меры в отношении несовершеннолетних правонарушителей и детей, находящихся в социально опасном положении.

К таким органам относятся:

1. Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма.

2. Уголовно-исполнительные инспекции.

3. Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. [1. ст.4,6,7,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20]

2.4 Деятельность НКО по оказанию помощи безнадзорным и беспризорным детям, общественный фонд «Содействие». Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской области

Из российских одним из самых известных является Фонд «Содействия».

Санкт-Петербургский региональный общественный благотворительный фонд “Содействие” создан 18 декабря 1991г. группой граждан, обеспокоенных положением детей-сирот в Санкт-Петербурге. За время своей деятельности Общественным фондом «Содействие» была оказана помощь более 12 300 детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В банке данных фонда «Содействие» находится информация о 800 детях сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях своих опекунов с низким уровнем жизни и нуждающихся в помощи.

Задачи Общественного фонда «Содействие»:

— содействие детям сиротам в получении образования, проведение отдыха, услуг по лечению;

— содействие в правовой защите детей сирот;

— организация поездок детей сирот для отдыха и лечения за пределы России;

— организация и проведение Конкурсов направленных на развитие творческого и интеллектуального потенциала детей сирот;

разработка и реализация благотворительных программ и проектов;

— содействие государственным организациям в защите прав детей сирот;

— привлечение добровольных пожертвований;

— установление и развитие связей с аналогичными организациями в Российской Федерации и за ее пределами.

Целевая группа: дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в детских домах, приютах и других социальных учреждениях, а так же в семьях своих опекунов с низким уровнем жизни.

Социальные программы Фонда “Содействие” являются:

«Правовая защита»

Целью программы является организация бесплатной правовой и юридической помощи детям-сиротам, опекунам детей, многодетным семьям, матерям одиночкам инвалидам с детства. Программа предусматривает создание Юридического представительства Фонда «СОДЕЙСТВИЕ» с привлечением к работе в нём профессиональных юристов.

«Поддержка»

Целью программы является оказание моральной, материальной, правовой и других видов помощи детям-сиротам, воспитанникам детских домов и детям, находящимся на попечении, а также привлечение внимания общественности к проблемам детей-сирот.

«Ночлежка»

Цель программы: профилактика беспризорности и правонарушений, совершенных детьми, привлечение общественности и средств массовой информации к обсуждению и решению проблем беспризорных детей. Программа предусматривает создание приютов для беспризорных детей, оказание помощи уже существующим приютам, привлечение иностранных благотворительных организаций для реализации этой программы.

«Здоровье»

Целью программы является содействие поддержанию и укреплению физического и психического здоровья детей сирот, профилактика простудных заболеваний и гриппа в осенне-зимне-весенний период, пропаганда здорового образа жизни и привлечение детей сирот к занятиям физической культурой и спортом. Программа предусматривает приобретение для детей сирот профилактических средств (витаминные комплексы, пищевые добавки и т. д.), а так же оплата занятий в спортивных секциях и клубах.

«Помощь»

Целью программы являются оперативная материальная и другая помощь семьям опекунов детей-сирот и многодетным семьям. Привлечение общественного мнения, через средства массовой информации к проблемам детей-сирот и многодетных семей, помощь в поиске спонсоров для многодетных семей.

«Солнце для всех»

Цель программы оказание помощи опекунам детей сирот в организации отдыха детей-сирот в летних оздоровительных лагерях. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот путевок в летние оздоровительные лагеря.

«Завтра в школу»

Цель программы помощь опекунам детей сирот в подготовке детей к новому учебному году. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот школьных принадлежностей, учебников, спортивной формы и обуви.

«Праздник в каждой семье»

Цель программы создание атмосферы праздника для детей сирот в дни празднования Новогодних и Рождественских праздников, создания условий при которых ребенок сирота не чувствовал бы себя человеком второго сорта. Программа предусматривает вручение детям новогодних подарков и организацию праздничных мероприятий в дни зимних каникул.

«Соучастие»

Цель программы оказание психологической, юридической и материальной поддержки бывшим воспитанникам детских домов и школ-интернатов. Программа предусматривает помощь в приобретении специальности и трудоустройстве.

«День рождения — Праздник детства»

Цель программы: оказание помощи опекунам детей сирот в организации празднования Дня рождения опекаемого ребенка. Программа предусматривает оказание опекунам детей сирот единовременной материальной помощи для организации праздника и приобретение подарка ко Дню рождения опекаемого ребенка.

«Центр реабилитации беспризорных детей»

Целью проекта является создание Центра реабилитации беспризорных детей, основной задачей которого является обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации беспризорных и безнадзорных детей.

«Скажи наркотикам — нет!»

Целью программы является профилактика подростковой наркозависимости и пропаганда здорового образа жизни. Программа предусматривает организацию семинаров и конференций по проблемам наркозависимости, издание информационной литературы и организация досуга молодежи.

Начиная с 2003 года Общественный фонд «Содействие» совместно с Санкт-Петербургским Союзом художников проводит Ежегодный городской Конкурс детских рисунков. Цель Конкурса: поиск и поддержка талантливых детей, проживающих в детских домах, школах-интернатах, находящихся на попечении в семьях; оказание помощи в дальнейшем развитии способностей, эстетическое и культурное воспитание детей сирот.

В декабре 2008 года Совет директоров Общественного фонда «Содействие» утвердил новый благотворительный проект «Конкурс детского креатива». Целью Конкурса является содействие развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем формирования креативного мышления.

В 2009 году Совет директоров Общественного фонда «Содействие» утвердил новый благотворительный проект «Детский литературный конкурс». Целями Конкурса являются: поиск и поддержка юных талантливых авторов; развитие творческого и интеллектуального потенциала участников конкурса; приобщение детей к творческому процессу постижения нравственных основ национальной культуры и духовного богатства народа.[24. дата обращения 15.12.2014]

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской области

По данным УМВД по Ярославской области, на 1 января 2012 г. на учете состояло 2947 несовершеннолетних. Сотрудниками полиции в ходе целевых мероприятий, проведенных в 2011 г., выявлено 6563 (-10,5%) безнадзорных несовершеннолетних. Большинство из них (5528) переданы родителям, 383 подростка помещены в детские дома и интернаты, 322 — в учреждения социальной защиты, 238 — в детские и подростковые учреждения органов здравоохранения, 31 — направлен в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в связи с совершением противоправных действий. Несмотря на определенный успех в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в 2011 г. увеличилось количество несовершеннолетних, находящихся в местном и федеральном розыске, на территории области с 1184 до 1527, из них 759 несовершеннолетних ушли из семьи, 768 — из государственных учреждений. Большая роль в профилактике преступности несовершеннолетних должна отводиться спорту, развитию детского творчества, поездкам в оздоровительные лагеря и т. д. Но проблема в том, что даже такой важный канал социализации, как система образования, в настоящее время не справляется со своими основными функциями. Продолжается начатая еще в 2006 г. целенаправленная и систематическая работа межведомственных мобильных групп по проведению оперативно-поисковых мероприятий, в которых принимают участие сотрудники органов Управления Министерства внутренних дел по городу Ярославлю, Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ярославской области, члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, представители общественности, народные дружинники МКУ «Центр охраны правопорядка» города Ярославля. Благодаря данной работе удалось снизить уровень правонарушений среди несовершеннолетних. [23. дата обращения 25.12.2014]

безнадзорность беспризорность профилактика несовершеннолетний

Заключение

Положение детей в любом государстве — это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности детей. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, — социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы. Растущая из года в год безнадзорность детей — следствие социальных и экономических потрясений в обществе. Проблема безнадзорности и беспризорности тесно смыкается с такими негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция. Инфекционные заболевания и психические расстройства. Волна детской беспризорности нарастает, она грозит приблизиться к той, которая сотрясала общество в 20-е гг. прошлого столетия. В данной работе была рассмотрена проблема беспризорности и безнадзорности с 11-21 век, поэтапно, начиная с Древней Руси и заканчивая современным временем, отдельно были рассмотрены императорская Россия, Россия в годы правления династии Романовых, затем более подробно были рассмотрены 20-30 года, так как них пришелся пик числа беспризорных и безнадзорных, ситуация тех годов отражает ситуацию в настоящем времени. Так же была проанализирована проблема беспризорности в годы ВОВ и послевоенное время, вплоть до 90х годов ХХ века. Наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г. «Беспризорные — это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером,

— дети подобных родителей тоже считаются беспризорными» Беспризорность социологи сегодня относят к разновидности девиантного поведения, очевидно и грозно заявившей о себе в последние годы.

Корни социального сиротства в нашей стране уходят в ее историю. В XX веке Россия неоднократно переживала взлет беспризорности: во время Первой мировой и Гражданской войн; в результате голода и эпидемий 30-х годов; как последствия сталинских репрессий конца 1937-го и Второй

мировой войны. Угрожающие размеры беспризорность приняла в 1921-1925 гг. в результате хозяйственной разрухи, голода, эпидемий, вызванных Первой Мировой и последовавшей за ней гражданской войнами. По данным официальной статистики, общее число беспризорников и детей, лишенных средств к существованию, составляло 7 миллионов, реальное же количество

беспризорных в тот период было еще больше.

В Советской России борьба с беспризорностью стала политической задачей. После октябрьской революции 1917 г. система благотворительных учреждений была уничтожена. Заботу о детях-сиротах государство взяло на себя. Основной формой борьбы с беспризорностью было определение детей и подростков в учреждения интернатного типа. Создавались приемно-распределительные пункты, где дети находились под наблюдением педагогов и врачей до направления в детские учреждения постоянного пребывания (детские дома, детские городки, колонии и коммуны), трудоустройства, либо возвращения родителям или родственникам.

Решение проблем беспризорности потребовало специальных усилий со стороны государства. В 1928 был принят закон «Об организации дела борьбы с детской беспризорностью». Среди основных мероприятий, направленных на решение этой проблемы, необходимо упомянуть назначение опеки, передачу на договорных началах в крестьянские семьи, ремесленникам, направление подростков на производство в государственный сектор, развертывание внешкольной работы по месту жительства при активном содействии пионерских организаций и комсомола24. Следует признать, что даже в тяжелейших экономических условиях 1922-1926 гг. государство находило возможность решать наиболее острые проблемы беспризорности, выделять для этого немалые финансовые средства. Опыт ликвидации детской беспризорности в Советском Союзе представляет интерес и для настоящего времени, поскольку он помогает понять, как складывались современные подходы к решению проблемы беспризорности детей и подростков.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »