Исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка


Курсовая работа

по дисциплине: Маркетинг

На тему: «Исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования и прогнозирования конъюнктуры рынка

1.1 Сущность конъюнктуры

1.2 Исследование конъюнктуры

1.3 Методы прогнозирования конъюнктуры

Глава 2. Анализ рынка и конъюнктуры рынка отечественных автомобилей Самарской области

2.1 Краткая характеристика товара

2.2 Анализ рынка отечественных автомобилей

2.3 Анализ конъюнктуры автомобильного рынка

Глава 3. Прогнозирование конъюнктуры рынка отечественных автомобилей Самарской области

3.1 Оценка результатов анализа конъюнктуры

3.2 Конъюнктурный прогноз на 2013 год

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что перед фирмами стоит проблема сбыта произведённой продукции, поэтому одним из приоритетных направлениями для них является: прогнозирование внутриотраслевой конъюнктуры рынка, которое представляет собой комплексную оценку перспектив развития конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период для учета прогнозных данных в маркетинговых программах, в стратегии и тактике маркетинга предприятия. 

 Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций и принятие оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров. Конъюнктурный прогноз дает картину рынка в целом, и его дальнейшее изменение. Умение оценивать такую ситуацию позволяет фирмам своевременно формировать адекватную маркетинговую политику относительно ассортимента и объемов выпускаемой продукции, поиска новых рынков или новых видов товаров.

Однако, безусловно, проблема точности и достоверности прогнозов конъюнктуры и ее сегментов остается весьма актуальной. Так, например, в прогнозы многих авторитетных международных организаций вносятся, как правило, ежеквартальные коррективы, нередко существенно изменяющие предыдущие прогнозы. Поэтому при осуществлении прогнозов развития автомобильного рынка и его конъюнктуры чрезвычайно важно охватить максимальное число наиболее репрезентативных параметров и показателей.

Цель работы — провести анализ и составить прогноз конъюнктуры рынка легковых автомобилей Самарской области.

Задачи работы:

1.Разобраться в сущности конъюнктуры, и дать её описание.

2.Привести теоретические аспекты исследования конъюнктуры рынка.

3.Предоставить методы прогнозирования конъюнктуры рынка.

4.Проанализировать рынок автомобилей Самарской области.

5.Представить результаты анализа автопрома Самарской области.

6.Составить и представить конъюнктурный прогноз рынка отечественных автомобилей на 2013 год.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования и прогнозирования конъюнктуры рынка

1.1 Сущность конъюнктуры

Теоретической основой конъюнктурного прогноза, является понятие конъюнктуры. Для рассмотрения конъюнктуры прибегнем к первоисточникам, и составим описание этого понятия.

Рассмотрим обобщенную информацию, предоставленную учеными экономистами, о рыночной конъюнктуре:

Конъюнктура рынка характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Исследование конъюнктуры строится на систематизации, обработке и анализе экономических показателей и иной информации, характеризующей состояние экономики. Состав показателей и иной информации определяется целями конкретного исследования, будь то анализ длительных тенденций развития отрасли, изменения ее технико-экономических характеристик или анализ ситуации на рынке за относительно короткий отрезок времени или на определенный момент.

Процесс накопления данных о конъюнктуре является не разовым, а длительным систематическим мероприятием. Только в этом случае можно надеяться, что для проведения анализа исследователь будет располагать достаточным объемом исходных материалов. Детальный анализ конъюнктуры предопределяет не только изучение уже сложившихся в течение длительного периода тенденций. Как обязательный элемент исследования, он должен включать глубокое рассмотрение новых явлений и процессов на рынке с целью должного их учета при проведении конкретного анализа и при построении прогноза развития конъюнктуры. Особую сложность при этом представляет определение значимости, силы воздействия отдельных факторов на развитие экономических показателей и конъюнктуры в целом, выявление ведущих факторов, оказывающих решающее влияние на происходящие на рынке изменения.

Изучение конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

Все образующие конъюнктуру факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:

· постоянные;

· временные;

· циклические;

· нециклические.

К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

Группа отечественных авторов[6], в двенадцатой теме учебного пособия, затрагивает показатели конъюнктуры для определения цены товара, в данной работе перечислены составные части конъюнктуры товара связанные с финансами, основные факторы и условия изменения цен, эффекты характеризующие взаимосвязь цены и спроса.

Под видами конъюнктуры понимают цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение способствуют установлению равновесия на рынке.

Факторы спроса и предложения:

1) Изменение объема спроса (предложения).

2) Изменение функции спроса (предложения) (рисунок 1).

Рисунок 1.

Определенные условия, при которых приобретаются товары:

· Располагаемый доход;

· Цены товаров, которые обслуживают сходную потребность, так называемых заменителей товара;

· Цены товаров, увеличивающих удовлетворение или выгоду от потребления данного товара;

· Условие ожидания изменения цен в будущем;

· Численность населения;

· Вкусы и предпочтения потребителей.

Зависимость спроса от его факторов называется функцией спроса.

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

· Изменение в полезности вещи;

· Изменение доходов (можно больше приобрести за такую же цену);

· Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос переключается).

Конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

Эффект дохода — показывает, как изменяется реальный доход потребителя при изменении цен, данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче.

Эффект замещения — демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и зависимостью спроса потребителей.

Взаимодействие эффекта дохода с эффектом замещения возникает в ситуации с нормальными товарами, то есть товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении доходов потребителя.

Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях, с одной стороны изменение цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель станет богаче, а богатый человек не будет приобретать низкокачественные товары.

Если низкокачественные товары занимают незначительное место в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее количество низших товаров. Объем предложения — это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени[7;264], при определенных условиях:

· Цена данного товара.

· Цены на исходные ресурсы.

· Цены на другие товары

· Наличие необходимых ресурсов.

· Характер применяемой технологии.

· Инфляционные ожидания.

· Налоги и дотации.

· Природно-климатические условия.

· Количество продавцов.

1.2 Исследование конъюнктуры

конъюнктура рынок автомобиль спрос

Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах, данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию, т. е. конъюнктуры рынка.

В теории экономики учёными рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

Основной целью изучения конъюнктуры товарного рынка, по информации из большого числа источников, и учёных, является — установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

Сбор информации — важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников.

В экономике различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства.

Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

Коммерческая информация — это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т. п.).

Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций. Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание следует уделять получению обширной специальной информации.

В практике мировой экономики установлено, изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка — создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявить факторы формирования рыночной конъюнктуры.

К таким показателям относятся:

— производство товаров в ассортименте;

— обновление товарного ассортимента;

— обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями;

— запасы товаров в ассортименте (в том числе на предприятии, в торговых организациях);

— забраковка товаров и рекламации (перечень товаров ограниченного в повышенного спроса),

— продажа товаров в ассортименте (в том числе оптовая, розничная, фирменная);

— изменение доли рынка, занимаемого предприятием;

— изменение доли рынка, занимаемого конкурентами,

— выполнение заявок на поставку товаров;

— изменение в спросе потребителей,

— величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте;

— динамика цен,

— продажа товаров по сниженным ценам (в том числе уценка, сезонная распродажа и др.).

1.3 Методы прогнозирования конъюнктуры

Выбор адекватного метода прогнозирования конъюнктуры рынка является важнейшим условием, обеспечивающим достаточную степень достоверности прогноза. При выборе метода прогнозирования следует учитывает следующие факторы:

· цель прогнозирования (получение информации о характере доминирующих тенденций (рост, снижение) и подробной картины предстоящих изменений в рыночной конъюнктуре);

· временные рамки (краткосрочный прогноз — до 3 месяцев, среднесрочный от 3 месяцев до 2 лет, долгосрочный — свыше 2 лет). Чем меньше временной отрезок тем выше вероятность достоверности, прогноза);

· необходимый уровень конкуренции (прогнозирование одного или группы товаров в рамках страны, региона, периода);

· допустимый уровень погрешности;

· характер исходных данных;

· допустимый объем затрат на прогнозирование;

· объем исходной информации;

· простота в применении.

При составлении прогноза следует учитывать, что он является относительно точной оценкой эффекта и его не следует учитывать в качестве директивы. Слепое следование рекомендациям прогноза может значительно снизить эффективность работы.

В мировой практике разработано несколько методов прогнозирования, среди которых наиболее часто используются экстраполяция, экспертные оценки, математическое моделирование, графический анализ. Метод экстраполяции — метод прогнозирования, который заключается в переносе явлений, имевших место на рынке в прошлом, на прогнозируемый период. Это достаточно простой метод, но не совсем достоверный. Он может применяться лишь в тех случаях, когда есть уверенность, что в прогнозируемый период будут действовать те же факторы, что и в предшествующий, и характер воздействия этих факторов останется неизменным. Поскольку тенденция развития также может изменяться, то данные, полученные путем экстраполяции, надо рассматривать как вероятностные, как своего рода оценки [21].

Метод экспертных оценок — метод прогнозирования, который основан на привлечении группы экспертов или специальных органов для серьезного экономического анализа основных факторов, влияющих на ситуацию на рынке, и выработки на основе этого анализа собственных прогнозов. Надежность такого прогнозирования зависит от выбора экспертов.

Методы математического моделирования — методы прогнозирования, которые определяют функциональные зависимости между отдельными показателями на основе имеющихся за ряд предшествующих лет данных о конъюнктуре товарных рынков и выражают их в виде системы уравнений.

Графический анализ — метод прогнозирования, который позволяет оценивать динамику отдельных экономических показателей для выявления схожих моментов в их поведении с тем, чтобы определить характер их изменения в будущем.

Глава 2. Анализ рынка и конъюнктуры рынка отечественных автомобилей Самарской области

2.1 Краткая характеристика товара

Функциональное назначение транспорта состоит в обеспечении перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени. Качество автомобиля — это совокупность потребительских свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять потребности человека в соответствии со своим назначением.

Нижеприведенные характеристики были размещены и описаны на сайте автолюбителей [23].

Автомобиль является частью системы «автомобиль — водитель — дорога — среда», и его свойства проявляются во взаимодействии с элементами этой системы. При проектировании конструкции автомобиля учитываются условия эксплуатации и их влияние на потребительские свойства автомобилей.

Потребительские свойства легковых автомобилей включают комплексные групповые свойства (функциональные, эргономические, эстетические свойства, надежность, безопасность, экономичность и т. д.) и единичные свойства.

Дорожные условия характеризуются профилем и планом дороги, рельефом местности, видом и ровностью дорожного покрытия.

По данным таможенной системы транспортные условия характеризуются интенсивностью движения, помехами движению, стабильностью дорожного состояния, режимом движения.

Назначение автомобиля определяется конструктивными особенностями и функциональными свойствами.

Конструктивные особенности характеризуют следующие показатели:

* тип кузова;

* тип трансмиссии;

* тип двигателя;

* число и расположение цилиндров;

* показатели массы (масса неснаряженного автомобиля, масса транспортного средства в снаряженном состоянии, полная конструктивная масса автомобиля);

* габаритные размеры автомобиля (длина, ширина, высота без нагрузки);

* полезная ширина салона, полезная длина салона, база автомобиля, размер шин и др.

Функциональные свойства определяют приспособленность автомобиля к эксплуатации в качестве наземного транспортного средства. Они подразделяются на следующие свойства:

* скоростные свойства;

* тяговые свойства;

* управляемость;

* устойчивость;

* маневренность;

* проходимость;

* пассажировместимость;

* грузовместимость;

* грузоподъемность.

В зависимости от проходимости транспортные средства подразделяются на дорожные (обычной проходимости), повышенной проходимости, высокой проходимости.

Автомобили дорожные предназначены для езды по дорогам с твердым покрытием. Конструктивными признаками дорожных автомобилей являются: отсутствие полного привода («колесная формула» автомобилей — 4×2), шины с дорожным или универсальным рисунком протектора. Автомобили повышенной проходимости предназначены для езды по дорогам с твердым покрытием, бездорожью, преодоления мелководных преград. Их конструктивными признаками являются полный привод, колеса, оснащенные широкопрофильными, арочными, тороидными шинами с грунтозацепами, системой регулирования давления воздуха в шинах. Автомобили повышенной проходимости в большинстве случаев имеют трансмиссию с блокируемым дифференциалом и средствами самовытаскивания.

Транспортные средства высокой проходимости предназначены для использования в условиях бездорожья, преодоления естественных и искусственных препятствий, а также водных преград. Такие транспортные средства называются вездеходами.

Они отличаются своеобразной компоновочной схемой, полным приводом, наличием в трансмиссии самоблокирующихся дифференциалов, использованием специальных шин.

По данным автоаналитиков, в год автомобиль теряет около 20% своей стоимости. Быстрее всех дешевеют люксовые бренды, а отечественные машины и прочие рабочие лошадки держат прайс гораздо крепче: они обесцениваются на 6-7% в год, а нередко стоимость вообще консервируется. По крайней мере к такому выводу пришло аналитическое агентство «Автоскор»[24].

2.2 Анализ рынка отечественных автомобилей в Самарской области

Для проведения анализа рынка отечественных автомобилей, я воспользуюсь данными думы города Тольятти [22].

Для Самарской области характерна наиболее высокая концентрация организаций автомобильной промышленности и наиболее высокая доля автомобильной промышленности в структуре ВРП среди всех субъектов Приволжского федерального округа. 

Автомобилестроение является одной из системообразующих отраслей. В данном кластере сконцентрировано около 40% производства, 40% занятых, 65% основных фондов промышленности, 25% затрат на исследования и разработки, 20% экспорта Самарской области (рисунок 2).

Рисунок 2. Место автомобильного кластера в экономике Самарской области, %

В состав автомобильного сектора входят организации по следующим направлениям деятельности:

· сборочное производство легковых автомобилей;

· производство автокомпонентов, материалов, узлов для автосборочных заводов;

· организации автосервиса и торговли, оказывающие сервисные услуги владельцам автомобилей;

· исследовательские, конструкторские, технологические, консалтинговые организации;

· организации, осуществляющие подготовку кадров для организаций кластера; финансовые организации, обеспечивающие текущее обслуживание, кредитование, страхование, деятельность на фондовом рынке.

По данным думы округа Тольятти[22] «корневой» организацией автомобильного кластера Самарской области является крупнейшая российская автомобильная компания ОАО «АвтоВАЗ» (рис. 3). Его доля в российском производстве легковых автомобилей составляет 75%, ниша на внутреннем российском рынке — 40%, ценовой сегмент — средний. Поставщиками деталей и комплектующих для ОАО «АвтоВАЗ» являются порядка 700 компаний с общей численностью занятых около 2 млн. чел. ОАО «АвтоВАЗ» входит в десятку ведущих российских компаний, имеющих наибольшие объем выручки и численность персонала, включен в список крупнейших компаний мира, составленный влиятельным американским экономическим журналом «Форбс», в числе 14 российских компаний.

В кластер входит значительное число фирм, производящих автомобили и автокомпоненты, оказывающих услуги. Крупнейшими (с выручкой свыше 1 млрд. руб.) являются ОАО «ДжиЭм-АвтоВАЗ», ОАО «АвтоВАЗагрегат», ЗАО «ВАЗинтерСервис», ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ», ОАО «Самара-Лада», ЗАО «Мотор-Супер» и т. д.

Заметную роль в автомобильном кластере играют холдинговые компании и совместные предприятия, созданные с участием иностранного капитала.

В сотрудничестве с ОАО «АвтоВАЗ» работает более 320 организаций Самарской области. Действующие на территории области производители автомобилей и автокомпонентов координируют с ним свою производственную и сбытовую политику, находясь одновременно в позиции партнеров и конкурентов на рынке и участвуя в цепочках создания добавленной стоимости (рис. 3). В сфере услуг значительное место занимают организации по продаже и сервисному обслуживанию легковых автомобилей, развита сеть специализированных мелкооптовых организаций и магазинов.

Исследования и разработки в сфере новых технологий, материалов, комплектующих осуществляет, главным образом, научно-технический центр ОАО «АвтоВАЗ» — крупнейшая в России научно-исследовательская, конструкторская и технологическая организация. Работы проводятся также специализированными бюро организаций-производителей автокомплектующих, подразделениями вузов и научных организаций области.

Подготовку и переподготовку кадров для организаций автомобильного кластера осуществляют высшие учебные заведения, колледжи области, профессионально-технические училища, учебный центр ОАО «АвтоВАЗ».

Таким образом, автомобильный кластер, сложившийся на территории Самарско-Тольяттинской агломерации, имеет довольно зрелую форму, характеризуется ярко выраженными чертами, свойственными классической кластерной системе — с крупным «корневой» организацией, окруженной широкой разветвленной сетью поставщиков и партнеров.

В развитии автомобильного кластера проявляются устойчивые тенденции, отражающие стратегический потенциал роста его конкурентоспособности:

· в сфере производства автомобилей: освоение принципиально новых моделей автомобилей взамен технологически устаревших, появление новых крупных организаций, использующих современные производственные и управленческие технологии, увеличение доли машинокомплектов в структуре производства ОАО «АвтоВАЗ», рост их экспорта;

· в сфере производства автокомпонентов: увеличение количества организаций области — поставщиков АвтоВАЗа, количества организаций — производителей автокомпонентов, локализация производства автокомпонентов в России, снижение ОАО «АвтоВАЗ» закупок по импорту, усиление специализации производства автокомпонентов;

· в сфере менеджмента, логистики, инноваций: рост затрат на исследования и разработки, интенсивное освоение новых технологий управления финансами, качеством, логистикой, развитие инфраструктуры менеджмента качества, создание консалтинговых и сертифицирующих органов, внедрение новых методов проектирования, развитие механизмов сотрудничества организаций и их руководства в рыночных условиях

Рисунок 3. Структура автомобильного кластера Самарской области

Спецификой перспективного развития автомобильного кластера Самарской области является постепенное усиление ориентации не только и не столько на региональных автопроизводителей, сколько на транснациональные автомобильные корпорации и сборочные организации в России и за рубежом. Таким образом, предполагается трансформация кластера из классического «ядерного» в «двухполюсный» — с центростремительным полюсом производства автомобилей и центробежным полюсом (субкластером) производства автокомпонентов (рис. 4).

Рисунок 4. Векторы развития автомобильного кластера Самарской области

Стратегическим ориентиром является достижение таких масштабов производства автокомпонентов в Самарской области, которые могут обеспечить потребности автосборочных производств в объеме не менее 5 млн. автомобилей в год. Именно при таких объемах производства субкластер автокомпонентов может стать стабильным и высокодоходным элементом экономической системы.

Влияние автомобильного сектора на экономику области в целом будет проявляться в разных направлениях (рис. 5):

повышение мобильности населения — повышение экономической активности населения, содействие развитию предпринимательства;

мультипликативный эффект — на каждое рабочее место в автостроении создается 10-20 рабочих мест в смежных отраслях, обеспечивается массовая занятость;

Инновационный эффект — востребованность в инженерных и научных кадров, развитие интеллектуального потенциала страны.

Рисунок 5. Прогноз выпуска автомобилей в Самарской области до 2020 года, тыс. шт.

Стратегия развития кластера обеспечит увеличение объема производства в автомобилестроении в 2020 году в сравнении с 2005 годом по инерционному варианту развития в 1,8 раза, по инновационному варианту — в 2,8 раза.

2.3 Анализ конъюнктуры автомобильного рынка

Автомобилестроение, как развивающаяся отрасль в плане производства, набирает обороты. Кризис 2008 года сильно ударил по отечественному автопрому и производство упало практически в три раза, и только с 2009 года стало увеличиваться большой прогрессией. К 2011 году объем производства превысил показатели 2008 года, а к 2012 и вовсе стал рекордным. «Мы привыкли, что российский рынок идет либо резко вниз, либо резко вверх. Если 2013 год будет стабильным, это будет первый год стабильности. А в целом российский рынок в 2012 году порадовал тем, что он рос, а другие европейские рынки нет», — говорит представитель Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер.[15]

В таблице приведены индексы производства, за текущий, и прошлый года ( таблица 1).

Таблица 1. Индексы производства автомобилей [16].

Показатель

Апрель 2013 г. в % к

Январь-апрель 2013 г. в % к январю-апрелю 2012 г.

марту 2013 г.

апрелю 2012 г.

Производство автомобилей

88,1

80,2

93,0

В апреле 2013 г. объем продаж на отечественном автомобильном рынке снизился на 8% (т. е. 245.334 штук), что на 21.263 штуки проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей меньше по сравнению с тем же периодом 2012 года (данные Комитета автопроизводителей АЕБ) .

За период январь-апрель 2013 г. самарский автомобильный рынок также показал небольшое падение (-2%), по сравнению с тем же периодом 2012 года.

Комментирует Йорг Шрайбер[17], Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ: «На протяжении двух последних лет апрельские продажи обычно превосходили мартовские на 6%. В этом году традиционный апрельский подъем не наблюдался, что явилось следствием слабого розничного контрактования в первом квартале. Апрель не принес положительных новостей и по этому показателю. Таким образом, становится очевидным, что рынок вряд ли достигнет рекордных показателей первой половины 2012 года. AEB будет продолжать следить за дальнейшим развитием событий»

Насколько известно, «АвтоВАЗ» планирует порадовать автолюбителей, рядом новых моделей, но информация об этом официально не разглашается. От руководства известно лишь то, что на отечественный рынок в скором времени выйдет новая Лада-С. Рыночная доля отечественного автопрома по Самарской области сократилась с 18,1% до 17,6%. Такие данные содержатся в годовом отчете аналитической и консалтинговой компании «АСМ-холдинг». Продажи иномарок российской сборки выросли с 40,1% до 44,3%. Продажи именно в этом сегменте и стали основным фактором, предопределившим общий рост рынка. Совокупная доля продаж легковых автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), увеличилась на 1,3 пункта, составив 65,6% рынка против 64,3% в 2011 году.

Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 6,2% до 983 тыс. ед. при сокращении их рыночной доли с 35,4% до 34%.

В целом, объем оптовых продаж легковых автомобилей вырос по итогам 2012 года на 10,5% и составил 2 млн 889,5 тыс. единиц. Рост месячных продаж (по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года) наблюдался в течение первых одиннадцати месяцев, и лишь в декабре был отмечен спад месячных оптовых продаж на 2,4%. 

«АвтоВАЗ», как центр автомобилестроения области, принял решение о повышении цен на свои автомобили[26]. Принять такое непопулярное решение руководство компании заставило некорректное поведение на рынке некоторых автодилеров, которые самостоятельно, без согласования с концерном устанавливают на машинах дополнительные элементы оборудования, и затем продают автомобили по завышенным ценам. Вся такая политика дилеров приводит к образованию очередей.

Поводом для такого решения стало проведение акции-«Хороший. Плохой. Злой», которая ставила целью выяснить отношение покупателей машин Волжского автозавода к дилерам. Согласно её итогам, оказалось, что в последнее время сложился довольно существенный разрыв в ценах, рекомендуемых дилерам «АвтоВАЗом» и теми, по которым автомобили продаются потребителям автодилерами.

Многие из них значительно завышали цены, при этом происходило это, за счет навязывания дорогого и часто ненужного дополнительного оборудования. Такая «корректировка», например на Lada Granta, достигала 7,3%. На основании такой ситуации концерн и принял решение об уменьшении разрыва в ценах. Рост цен на продукцию компании составит в среднем 2%. Помимо этого, увеличатся цены и на другие продукции автогиганта. В таблице приведены индексы цен за прошедшие годы (таблица 2).

Lada Priora станет дороже на 0,5% и достигнет цены в 333 тысяч рублей. Samara подорожает примерно на 0,7%, начальная цена ее составит до минимальных 272,3 тысяч рублей. «Калина» будет стоить от 293,9 тысяч рублей. Внедорожник Lada 4х4 подорожает на 2,2%, и его цена начальном варианте составит 333,3 тысяч рублей.

Таблица 2 Индексы цен на автомобильную продукцию[18].

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Транспортные средства

103,8

113,5

100,3

107,9

104,6

105,9

106,1

Основной точкой инвестиций самарской области, в сфере автомобилестроения является ОАО «АвтоВАЗ», исходя из этого рассмотрим его акционеров, и пути их действий путем анализа новостей «БЦР Моторс»[25].

Акционеры ОАО «АвтоВАЗ» — Renault, ГК «Ростехнологии» и ИК «Тройка Диалог» — подписали соглашение об увеличении уставного капитала российского автопроизводителя. Данные договоренности были закреплены акционерами и ОАО «АвтоВАЗ» в протоколе о намерениях, подписанном 27 ноября 2009 года в Париже в присутствии Владимира Путина, премьер-министра РФ, Франсуа Фийона, премьер-министра Франции и Владимира Артякова, губернатора Самарской области.

Французский Renault внесет в уставный капитал «АвтоВАЗа» технологии и оборудование на 240 млн евро и сохранит до 2012 года свои 25% в предприятии, «Ростехнологии» внесут 12 млрд рублей с расчетом на рост доли в автопроизводителе.

На момент подписания соглашения «Ростехнологии», «Тройка Диалог» и Renault владели по 25%+1 акция «АвтоВАЗа». В результате первого этапа допэмиссии французская компания сохранит свою долю в «АвтоВАЗе», доля «Ростехнологий» вырастет до 29%, «Тройки Диалог» — немного снизится. Как сообщил заместитель генерального директора «Ростехнологий» Игорь Завьялов по итогам подписания соглашения, конвертированы в акции будут 40 млрд рублей (ранее были получены «АвтоВАЗом» в виде займа от правительства РФ) в результате 2 этапов допэмиссии.

На I этапе в ноябре 2010 года — ноябре 2011 года «Ростехнологии» внесут рублевый эквивалент 330 млн евро, Renault — 114 млн евро. В результате доля Renault составит 25%; «Ростехнологии» получат 29% уставного капитала и 36% обыкновенных акций, отметил он.

На втором этапе — в декабре 2012-декабре 2016 годов — «Ростехнологии» инвестируют в уставный капитал 400 млн евро, Renault — 126 млн евро. «По итогам второго этапа доля «Ростехнологий» вырастет до 36% уставного капитала и до 40% обыкновенных акций», — сказал И. Завьялов[19].

Глава 3. Прогнозирование конъюнктуры рынка отечественных автомобилей Самарской области

Для осуществления конъюнктурного прогноза я воспользуюсь методом экстраполяции, с учётом тенденций рынка Самарского автопрома.

Первоначально будет проведена оценка данных анализа, и затем на их основе будет дан среднесрочный конъюнктурный прогноз на 2013год.

3.1 Оценка результатов анализа конъюнктуры

Политика государства финансово спонсирует автопром Самарской области, т. к. он является ведущим производителем по России в целом, а так же с помощью гос. пошлин снижают объем ввоза продукции из-за рубежа, увеличивая прибыль отечественного производителя.

Несмотря на небольшой спад производства в сравнении с прошлым годом ( около 7%), инвесторы твердо назначили план вложений и усовершенствований, как самого производства так и непосредственно продукта. В отличие от стран запада, производство отечественных авто находится в стадии развития, и в отличии от них характерен рост.

Спрос за последний год на иномарки восточного происхождения стал постепенно набирать силу, и сейчас относительно 2012года увеличили долю рынка некоторые марки такие как: PORSCHE на 22-24%, DODGE на 34%, FIAT на целых 349%, GEELY на 88%, GREAT WALL на 124%.

Если обещанное финансиривание, и выпуск новой продукции пройдет как надо, то по среднеплановому прогнозу, за 2013 год, характерно восстановление прежних, относительно 2012 года, объемов продукции, с учетом продолжения вноса инноваций в производство. Беря в расчет особенность отечественного атопрома, и его нестабильность можно заметить что объем будет колебаться порядка 5-8% процентов в месяц. С учетом сильной конкуренции особенно со стороны азиатских производителей, можно сказать что производство в 2014 году по позитивным подсчетам не превысит 10% относительно 2012 года, а по пессимистичным подсчетам может продолжить падать и остановится порядка 80-90% относительно 2012.

Спрос на продукцию отечественного автопрома 2012-2013 года снижается примерно на 8%. Если подобная ситуация сохранится то уже к 2014 году, самарский автопром потеряет от 16 до 18% покупателей, всему виной азиатский продукт. Большим спросом стали пользоваться иномарки класса эконом, если отечественный производитель не усовершенствует технологическую базу то восточные конкуренты вытеснят Российский автопром.

Но и спрос на отечественный автопром хоть и упал относительно 2012 года, не стоит забывать что этот год рекордный для Самарского автопрома; по данным федеральных статистик, в послекризисное время рост автомобильной базы общества увеличивался с шагом порядка 10 тыс. штук в год, и порядка 40 тыс. к началу пика. Из этого следует что крест на Тольяттинском предприятии ставить не стоит.

Цены на продукт отечественного производства неизбежно вырастут, на это есть несколько причин: Рост цен на металлопрокат, цена автомобиля на 20% зависит от цены металла из которого она состоит, а точнее её основная часть кузов, рост цен на одно увеличит, вынужденный рост цен на другое;

· Разрыв в ценах, между рекомендованной производителем и являющейся в центрах сбыта, вызвал повышение стоимости продукции АвтоВАЗа на 2%;

· Усовершенствование технической базы продукта, компания Renault предоставляет АвтоВАЗу технологические новшества внедрение которых увеличит цену конечного продукта.

По прошлогодним отчетам можно сказать, что после кризиса 2008 рост цен был стабилен, порядка 1-1,5% в год, и по оперативным данным можно сделать заключение, что стандартный рост цены не превысит 1,5-2% в год.

3.2 Конъюнктурный прогноз на 2013 год

Объем производства, по статистическим данным, и по прогнозам экспертов в 2013 году должен принять стабильное положение, упав на 7% сравнительно рекордного 2012. Учитывая особенность отечественного автопрома, объем производства будет колебаться, порядка 5% в месяц.

Renault, ГК «Ростехнологии», ИК «Тройка Диалог» и государственный сектор обеспечивают Самарский автопром инвестициями, и технологическими новшествами. На период 2012-2016, намечен план, по которому только акционеры должны вложить порядка половины миллиарда евро.

Не смотря на, негативные факторы как падение доли рынка на 5%, спрос на отечественную продукцию относительно предыдущих лет продолжает расти. Автопрому Самарской области, дабы не потерять спрос, учитывая неизбежный рост цен на товар, необходимо войти в стабильное положение производства на 2013 год, предложить покупателям новый товар, и что не маловажно вытеснить, развивающихся в геометрической прогрессии, азиатских конкурентов. От оперативности действий руководителей компаний зависит процент уменьшения доли рынка, и составит от 5% до 10%, учитывая ежемесячные скачки производства и спроса.

Исходя из причин, рост цен в 2013 году будет. Если автопроизводители найдут более дешёвые источники металла, то к стандартным 1-1,5% можно будет прибавить только 2% , и рост цены в 2013 году составит порядка 3-3,5%.

Заключение

Автомобильная отрасль относится к высококонкурентным отраслям. Рынок олигопольный, на нем действуют крупные автомобильные концерны.

Концерном самарской области является ОАО «АвтоВАЗ» занимающий порядка 70% рынка отечественного автомобильного производства.

Автомобильная отрасль развивалась не равномерно, сильно сказался кризис 2008 года, но с его окончанием рынок набирал обороты вплодь до 2012 года, когда стал пиковым. На данный момент времени наблюдается небольшой спад, после резкого подъема, в скором времени рынок стабилизируется.

Отрасль является инновационной, тенденции развития инноваций касаются экологичности, комфортабельности и безопасности транспорта. Исходя из того что «АвтоВАЗ» является развивающимся предприятием и ему еще только предстоит догнать зарубежных конкурентов, характерен рост и развитие. Поддержка государственного сектора, инностранных, и отечественных инвесторов, удерживает на плаву и улучшает техническую базу производства.

Конъюнктурный прогноз говорит о необходимости модернизации, и расширении товарного ряда отечественного автопрома.

На данный момент нельзя однозначно сказать о том, что будет через 5-10 лет, так как сейчас идёт сильная конкуренция с продуктом иностранного производства.

Список использованных источников

1. Карданская Н. Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. — М: ЮНИТИ, 2011. -407с.

2. Академия рынка: Маркетинг /Пер. с фр. М.: Экономика, 2006.

3. Багиев Л. Ю. Маркетинг: Учебник для ВУЗов. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2007. 936 с.

4. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. М.: Экономика, 2010. 270 с.

5. Виноградова С. Н. Организация и технологии торговли. Мн.: Высшая школа,2009. 224 с.

6. Желтякова И. А, Маховикова Г. А., Пузыня Н. А Ж 52 Цены и ценообразование. Краткий курс /Учебное пособие. — СПб: Издательство “Питер”,2010.— 112с.

7. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. 1999

8. Горемыкин В. А., Богомолов А. Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. М.: Инфра-М,2010.-324 с.

9. Диксон П. Управление маркетингом. М.: Бином,2012. 556 с.

10. Дихтль Е., Хёршин Х. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 2005.-423 с.

11. Евдокимов Ф. И., Гавва В. М. Азбука маркетинга. ИКФ Сталкер,2010.-385 с.

12. Ковалев А. И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ.- М.: Центр экономики и маркетинга.- Изд. 2-е, перераб. и доп., 2007.-256 с.

13. Козленко Н. Л. Принятие управленческого решения на предприятии в рыночной среде. — М: Агропром издат, 2010. — 317с.

14. Ф. Котлер, Г. Амстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. Основы маркетинга: Пер. с англ.- 2-е европ. Изд. М.; СПб.; Издательский дом Вильямс, 2006.-944 с.

15.Итоги производства автомобилестроения за 2012 год [Электронный ресурс] / Режим доступа: autonews. ru/autobusiness/news/1748426/

16.Статистические данные Самарской области, индекс производства промышленного сектора [ Электронный ресурс] / Режим доступа: samarastat. ru/digital/region2/default. aspx

17. Продажи автомобильной продукции отечественного автопрома [Электронный ресурс] / Режим доступа: autonavigator. ru/news/2013/05/16/22271.html

18.Статистические данные Самарской области, индекс цен на автомобильную продукцию [Электронный ресурс] / Режим доступа: samarastat. ru/digital/region10/default. aspx

19. Новости предприятий-членов союза машиностроителей России [Электронный ресурс] / Режим доступа: soyuzmash. ru/informcenter/np/indexnp. php? fag=4453

20.Статистические данные Самарской области, статистика инвестиций [Электронный ресурс] / Режим доступа: samarastat. ru/digital/invest/default. aspx

21. Теория статистики: Учебник/ Под ред. проф. Г. Л. Громыко.- М.: ИНФРА — М, 2008. — 414 с.

22.Стратегический план развития городского округа Тольятти до 2020 года [Электронный ресурс]/ Режим доступа: dumatlt. ru›Дума и общество›Текущая деятельность›files/stratplan. rtf

23.Эксплуатационные свойства автомобиля[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru-cars. net/information/drive/car-properties

24. ВАЗы держат цену [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://auto.116.ru/text/today/404818.html

Приложение

Доли рынка Самарского Автопрома.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »