Инструменты денежной политики


Тема: Инструменты денежной политики

Содержание

  • Введение
  • 1. Инструменты денежной политики
  • 1.1 Сущность, функции и виды денег
  • 1.2 Денежно-кредитная политика: задачи, инструменты, роль
  • 2. Применение инструментов денежно-кредитной политики
  • 2.1 Реализация денежной политики в РФ
  • 2.2 Инструменты денежной политики в Европе и США
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Актуальность. Невозможно представить современный мир без денег. Мы представляем деньги, как в осязаемом виде, так и в форме некой информации. Деньги являются одной из самых важных составляющих любой экономической системы, позволяющей ей функционировать.

Хорошо отлаженная либо плохо работающая денежная система влияет на производственный процесс, стимулируя ее стадии, позволяя в полной мере использовать трудовые ресурсы и производственную мощность либо становясь причиной падения уровня доходов населения, производства и занятости. В любом случае деньги, конечно же, играют важную роль в экономической жизни. Но оптимальный размер предложения денег не так прост, как его преподносит количественная теория денег.

Именно поэтому главная задача теории денег состоит в предоставлении четкого разъяснения роли денег в различных ситуациях. Это непросто. Указанная проблема очень сложна, но не менее важна, так как касается общих интересов. Над данной темой вполне успешно работал американский экономист XX в. Элвин Хансен, который проанализировал переломные моменты развития американского капитала, а также рассмотрел общие закономерности рыночной экономики. Он обосновывает целый ряд практических рекомендаций в области экономической политики, которые могут быть модифицированы в применении к конкретной стране и времени. Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа. Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные разногласия в стане экономистов наблюдаются не только по поводу предлагаемых для реализации мер, но даже в оценке существующего положения дел.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

дать общую характеристику денежно кредитной политики, ее роль и место.

охарактеризовать особенности денежно кредитной политики России

выявить проблемы, особые условия.

Подробное теоретическое рассмотрение денежно-кредитного регулирования сочетается в нем с глубоким анализом отечественной практики.

Наиболее полно рассматриваемые вопросы отражены в специализированных изданиях (Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В.; Кушлин В. И., Волгин Н. А.,).

1. Инструменты денежной политики

1.1 Сущность, функции и виды денег

Деньги — это то, что деньги делают. То, что выполняет функции денег, и является деньгами. Существует три функции денег Деньги. Кредит. Банки / Под ред. О. И. Лаврушина. М., Финансы и статистика, 2009. С 4.:

1. Средство обращения. Сегодня деньги являются средством обращения. Использовать деньги можно при продаже и покупке товаров и услуг.

Средством оплаты являются деньги. Данное социальное изобретение, является подходящим. Оно позволяет платить обладателям ресурсов и производителям, “товаром” (деньгами), и может быть использован для покупки другого товара и услуг.

Деньги, как средство обмена, позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. Деньги, показывая удобный способ обмена товарами, дают возможность обществу пользоваться плодами географической специализации и разделения труда между людьми.

2. Мера стоимости. Также деньги являются мерой стоимости. Общество полагает, подходящим способом денежную единицу использовать в качестве масштаба для измерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов.

Это является несомненным преимуществом. Имея денежную систему, нам не надо показывать цену каждого продукта, через другие продукты, на которые, смог ли бы произвести обменен.

Применение денег в качестве общего знаменателя означает, что цену всякого продукта довольно показать лишь через денежную единицу. Участникам сделки легко сравнивать относительную ценность разнообразных товаров и ресурсов с использованием денег. Похожие сравнения облегчают установление целесообразных решений. В различных сделках, связанные с оплатами, в качестве меры стоимости применяются деньги. В денежном выражении измеряются долговые обязательства всех типов.

3. Средство сбережения. Предназначаются деньги для средства сбережения. Так как, деньги являются таким имуществом, которое проще всего истратить, то они являются подходящей формой сохранения богатства.

За редкими исключениями обладание деньгами не дает денежного дохода. Он извлекается при хранении богатства, к примеру, в форме недвижимого имущества (собственности) или ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.). Деньги обладают тем преимуществом, при котором они могут быть немедленно применены домашним хозяйством или фирмой для удовлетворения всякого финансового обязательства.

На сегодняшний день, всё больший оборот набираю кредитно-бумажные деньги и вытесняют металлические монеты.

Различают два вида бумажных денег: выпущенные банками (банковские билеты) или банкноты и государственные, выпускаемые казначейством (казначейские билеты).

В отличие от банкнот, которые по своей природе являются кредитными деньгами казначейские билеты принято называть просто бумажными деньгами. Бумажные деньги, появились раньше кредитных. С развитием кредитных отношений появляются банкноты.

Бумажные деньги — являются знаками полноценных денег. Как средство обращения, мимолетную роль при обмене товаров исполняют деньги. Благодаря этому золото действует здесь только как кажущееся золото. Так как деньги не являются всеобщим олицетворением богатства, то для продавца не имеет значения, располагают ли деньги той стоимостью, которая на них написана. Самое важное для продавца, чтобы деньги пользовались общим признанием Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова. М., Юнити, 2011. С. 86.

Бумажные деньги более удобны в обращении чем металлические, поэтому происходит переход от металлических денег к бумажным. Переход от металлических денег к бумажным, заложен в функции денег как средства обращения.

Использование осуществление практического выпуска бумажных денег в обращение предполагает наличие двух условий: сравнительно сформированных товарно-денежных отношений и доверие к бумажным деньгам.

До капитализма бумажные деньги были только до тех пор, пока происходил их свободный обмен. После появления капитализма возник тот, кому люди могли верить.

Неразменные на полноценные деньги денежные знаки, выпускаемые для покрытия дефицита государственного бюджета, являются бумажные деньги. Выпуск бумажных денег, обязан быть ограничен количеством полноценных денег, необходимых для обращения в данный период. То есть, обеспеченным количеством золотых денег, которые они замещают в обращении.

По указанию эмиссионного банка страны — Центрального банка РФ, в Росси все операции по дополнительному выпуску денег в обращение и изъятие из него производятся в централизованном порядке. Банк России исполняет эмиссию на основе состояния прогноза кассовых оборотов, с учетом данных баланса денежных расходов и доходов населения.

Но в зависимости от того, сколько бы бумажных денег не выпустило государство, они все равно буду представлять, то количество полноценных денег, которые они заменяют в обращении. Сущность инфляции, в этом и заключается. То есть, уменьшения покупательной способности бумажных денег. Есть еще несколько причин из-за которых деньги могут обесценится — это пассивное сальдо платежного баланса и потеря доверия к правительству.

В процессе депозитно-ссудной эмиссии коммерческих банков, возникновение безналичных денег в обращении, может лишь косвенно регулироваться центральным банком.

Из функции денег как средства платежа, формирование которого происходит на основе капиталистического кредита образуются кредитные деньги. Существует три вида кредитных денег: банкнота, вексель, и чек. Из существующих средств обращения, вексель является самым старым. Он появился в XII веке, как средство расчетов между купцами. Чеки и банкноты были созданы банками в качестве кредитных орудий.

Абстрактное, письменное и бесспорное обязательство заемщика об уплате определенной суммы кредитору по истечении указанного в нем срока называется векселем.

Объясним некоторые слова из определения. Когда в векселе не указывают причину возникновения долга, то это называется абстрактностью. Бесспорностью является — лицо, выдавшее вексель, которое не имеет права отказать в платеже. Векселя бывают простые и переводные. Письменное обязательство, выданное должником кредитору об уплате по истечении срока называется простым векселем. Письменное обязательство, выданное должником кредитору об уплате по истечении срока кредитору или тому, кому он скажет называется переводным векселем. Вексель кредитор может использовать следующим образом Деньги и финансовые институты: Тесты и задачи / Под ред. И. И. Балабанова. СПб., Пресс, 2008. С. 6:

по истечению срока платежа получить деньги;

учесть вексель в банке, получив при этом его сумму за вычетом учетного процента;

при покупке товаров использовать вексель как средство платежа (если поставщик согласен взять вексель в качестве платежа).

Благодаря своей очевидности и абстрактности, вексель получает еще одно свойство — обращаемость. Обязательство векселя кратковременно, обычно сроком до 3-х месяцев.

Замещение металлических денег в обращении векселями, совершается двумя способами:

1) перед наступлением срока оплаты векселя могут выступать как покупательные средства и платежное;

2) исключается необходимость в деньгах, так как, часть векселей одинаково погашается.

Вексель эмиссионного банка называется банкнотой. Отличается банкнота от векселя, тем, что не выпускается для какой-то конкретной сделки. Банкнота в отличие от векселя, является бессрочным обязательством банка. Банкнота раньше принадлежала по предъявлению на золото обмену. При учете векселей банк, выпускал в обращение банкноты, когда один вид кредитных денег заменялся другим. При оплате векселей, банкноты возвращались в банк.

Правительство близко связано с Центральным банком и использует его кредиты под свои краткосрочные обязательства.

Расходы правительства носят непроизводительный характер, поэтому использование может вызвать лишнюю эмиссию. Что бы это не произошло необходим независимый размен банкнот на золото. Тогда количество банкнот будет обуславливаться потребностями товарного обращения. В механизме банковской эмиссии происходят значительные изменения. После того как был прекращен размен банкнот на золото, поменялась и природа банкнот.

В качестве законного обеспечения банкнот на ряду с коммерческими векселями используются казначейские векселя и облигации госзаймов. Над реальным вексельным обеспечением верх взяло фиктивное вексельное обеспечение. Неразменные банкноты на золото полностью подчиняются закону обращения бумажных денег. Естественно для них характерно инфляционное обесценивание.

Письменный приказ владельца текущего счета в банке о выплате указанной суммы назначенному лицу, или кому данное лицо прикажет, или предъявителю чека называется чеком. Пользуется спросом как на внешнем, так и на внутреннем рынке. От векселя только отличается, лишь бессрочным обязательством. С тем чтобы, чек имел силу законного долгового обязательства, в нем должны быть указаны следующие пункты:

1. указание на того, кто сможет взять деньги;

2. платежная сумма прописью и цифрами;

3. местонахождение и название банка;

4. подпись лица выдающего чек.

Чеки разделяются на именные, с правом передачи третьему лицу (ордерные), без права передачи третьему лицу, предъявительские. Рядом с бумажными деньгами идет инфляция. Она начинается из-за невозможности приспособления бумажных денег к товарообороту. Из-за этого происходит применение правительством эмиссии для покрытия дефицита госбюджета.

1.2 Денежно-кредитная политика: задачи, инструменты, роль

К определению понятия «денежно-кредитная политика» применяют разные подходы. По определению Э. Дж. Долана, «в это понятие включаются все действия правительства, которые влияют на количество денег, которые находятся в обращении» Бессонова О. Раздаточная экономика России: Эволюция через трансформации. — М., Приор, 2011.С. 23. Другими словами, денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий регулирующего влияния, направленных на смену денежной массы в обращении. Денежно-кредитная политика призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и, на деловую активность.

Другие авторы трактуют денежно-кредитную политику как один из двух ведущих средств (другой — фискальная политика), с помощью которого органы власти в рыночной экономике регулярно влияют на темп и направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.

Более полным и точным определением денежно-кредитной политики есть понимания ее как комплекса взаимосвязанных, направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой центральный банк.

Денежно-кредитная политика, как считают большинство российских и зарубежных исследователей, направлена на изменение состояния совокупного спроса, достижение стабильности цен, полной занятости, экономического роста. Эти направления денежно-кредитной политики могут дополняться более узкими целями, которые отвечают насущным потребностям национальной экономики.

Проводимая центральными банками различных стран денежно — кредитная политика определяется множественностью факторов, отражающих как общее состояние экономики конкретной страны, так и исторические традиции деятельности банковской системы.

При использовании инструментов регулирования на практике обращается внимание на действенность каждого конкретного инструмента, его способность выполнять не только долгосрочные, но и краткосрочные цели денежно-кредитной политики. Помимо этого, при оценке эффективности инструментов регулирования учитывается степень воздействия применяемого инструмента на отдельные институты, группы или всю систему кредитных институтов страны.

При всем разнообразии инструментов главной практической задачей эмиссионного учреждения является точное прогнозирование ситуации с тем, чтобы наиболее эффективно воздействовать на развитие событий с помощью конкретных инструментов денежно-кредитной политики, исправлять возможные диспропорции и поддерживать стабильность рынков.

Начиная с конца 70-х годов ХХ века индустриально развитые страны стали постепенно переходить от использования инструментов прямого контроля к использованию косвенных инструментов денежно-кредитной политики.

Инструменты прямого контроля появились на начальных этапах становления политики регулирования центральными банками денежно-кредитных и финансовых условии?. К ним относятся: контроль за применением процентных ставок, межбанковские кредитные ограничения, прямые целевые кредиты и пр. Все перечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования, как правило, действовали в развитых странах до конца 80-х годов ХХ века, но частично применяются и в настоящее время развивающимися странами и странами с переходной экономикой Милль Дж. Основы политической экономии. — М., 2007. С. 123.

Финансовая либерализация в денежно-кредитной сфере предполагает движение от мер прямого воздействия к мерам косвенного контроля. Последние выражаются прежде всего в том, что центральный банк контролирует цену или объем предложении? своих обязательств — резервных денег, что оказывает широкое воздействие на процентные ставки, а также на количество денег и объем кредитования в банковской системе.

К инструментам косвенного воздействия можно отнести целый комплекс мер центральных банков по мягкому рыночному изменению денежно-кредитных отношении? в регулировании денежной массы, включающей в себя резервные требования к коммерческим банкам, редисконтные, ломбардные окна или окно овердрафта, вкладные операции (депозиты), кредитные аукционы, операции открытого рынка.

инструмент денежная кредитная политика

Несмотря на множественность возможных инструментов воздействия, на практике в конкретных условиях определенной страны действуют не все из перечисленных способов.

Одним из самых старых и испытанных средств регулирования денежной политики в настоящее время продолжает оставаться метод воздействия на денежную массу через резервные требования, несмотря на то, что их значение неуклонно снижается в результате развития других инструментов. Схемы применения резервных требовании? различаются по странам как в количественном, так и в качественном отношении. Резервные требования в 10-ти основных европейских странах устанавливаются к пассивам, однако они могут быть установлены и по отношению к активам банков, к объему показателя или приращению объема за установленный период. В большинстве европейских стран используется последний вариант.

Как правило, резервные требования развитых стран поддерживаются на низких стабильных уровнях. Так как резервные требования являются как бы переходным инструментом от прямых форм регулирования денежно — кредитной политики к косвенным методам, то насколько они теряют значение в развитых странах, настолько они популярны в развивающихся государствах, основу денежно-кредитной политики которых составляет жесткое регулирование экономических процессов. Развивающиеся страны стараются включить в расчетную базу резервных требовании? все банковские обязательства, входящие в определение денежной? массы в конкретной? стране. В этом случае, как считается, возможен более полный контроль над ликвидностью и денежной массой.

В отличие от резервных требований операции на открытом рынке являются более гибким инструментом, преимуществом которого является принцип добровольности его участников. Существует мнение, что операции открытого рынка являются инструментом регулирования денежной массы исключительно высокоразвитых стран. В силу развития рынка ценных бумаг, прежде всего рынка краткосрочных обязательств Федерального правительства и долгосрочных государственных облигации?, наиболее широко этот метод применяется в США.

Операции открытого рынка могут проводиться на условиях объявленных торговых сессии? (включая аукционы) в любое время по усмотрению центрального банка. Преобладающими являются операции с наиболее краткосрочными обязательствами казначейства, однако могут производиться операции и с частными финансовыми инструментами (Япония, Франция). В целом операции открытого рынка в европейских странах долгое время не развивались, что компенсировалось применением сильной и действенной политики рефинансирования (дисконтная, ломбардная).

В настоящее время операции открытого рынка оказывают скорее качественное, чем количественное воздействие на ликвидность европейской банковской системы, однако по мере развития как частных, так и государственных ценных бумаг денежного рынка не исключен переход от практики грубого управления денежным рынком в виде политики рефинансирования к более мягкой и гибкой политике открытого рынка Антонов Н. Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 2008. С 44.

Дальнейшее расширение сферы взаимоотношении? коммерческих и центральных банков связывается сегодня с использованием для целей денежно — кредитной политики депозитных операции? центральных банков. Уже сейчас центральные банки многих европейских стран прибегают к возможности депонирования средств коммерческих банков на очень короткий период времени.

В последнее время меняется политика в отношении не только депозитных операции?, но и кредитных операции? как развитых, так и развивающихся стран. Прямые централизованные кредиты в развитых странах на определенной ступени развития использовались для облегчения бремени коммерческих банков по кредитованию многозатратных, но необходимых для экономики в целом отраслей.

Несмотря на общность основных принципов построения системы денежно-кредитных отношений, применяемый различными странами инструментарии? существенно различается в зависимости от уровня развития национальных экономик, структуры финансовых рынков, степени развития банковской системы, национальных традиции? и проч.

Инструменты прямого и косвенного воздействия позволяют оказывать подобное вмешательство, однако, как следует из теории управления, любое воздействие при помощи инструментов иной внутренней природы не только нарушает рыночное равновесие, но способно приводить к отрицательным последствиям, которые не входили в намерения регулятора. Например, формирование и стимулирование развития каких-либо сфер социально — экономического бытия центральным банком всегда сопровождается процессом перераспределения знаков стоимости, обеспечивая посредством этого доступ субъектов рынка уже к реальным ресурсам, на которые они не имеют или имеют меньше прав, чем те субъекты рынка, которые на всем предшествующем этапе накопили эти ресурсы, но лишились их из-за действий регулятора.

Остается теоретически открытым вопрос об управляемости денежно — кредитной системы инструментами денежно-кредитной политики, принятыми в настоящей экономике. Речь идет о качестве инструментария регулятора, используемого для целенаправленного развития денежно-кредитного рынка. Считается, что денежно-кредитная система может быть признана управляемой средствами инструментария денежно-кредитной политики, если она может быть переведена из любого качества в начальном или промежуточном состоянии в любое иное состояние, определяемое индикаторами политики за конечный период времени. Одновременно денежно-кредитная система может быть признана устойчивой, если после снятия управляющего воздействия регулятора она может возвратиться в прежнее состояние.

2. Применение инструментов денежно-кредитной политики

2.1 Реализация денежной политики в РФ

В течение II квартала 2012 г. в соответствии с решениями Совета директоров Банка России ставка рефинансирования и процентные ставки по операциям Банка России оставались неизменными (за исключением ставок по сделкам «валютный своп»). Указанные решения принимались исходя из оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста с учетом развития внешнеэкономической ситуации.

Во II квартале 2012 г. Банк России принял ряд решений, направленных на повышение эффективности применения инструментов денежно-кредитной политики и расширение доступа кредитных организаций к операциям рефинансирования.

В апреле 2012 г. система операций была дополнена депозитными аукционами на срок 1 неделя, максимальная ставка по которым была установлена на уровне 4,75% годовых, а проведение депозитных аукционов на срок 1 месяц было приостановлено http: //cbr. ru/. Основной целью сокращения срока рыночных операций по абсорбированию ликвидности являлось повышение эффективности процентной политики Банка России путем ограничения волатильности процентных ставок денежного рынка, возникающей при переходе от дефицита к профициту ликвидности, в том числе краткосрочного характера.

По решению Банка России с 17.04.2012 аукционные операции на срок 1 неделя проводятся только в одном направлении — либо по предоставлению, либо по абсорбированию ликвидности. Одновременно Банк России приостановил проведение депозитных операций по фиксированной процентной ставке на стандартных условиях 1 неделя и спот-неделя и предоставление ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке на 1 неделю.

Было принято также решение о проведении с III квартала 2012 г. депозитных операций по фиксированной процентной ставке на стандартном условии том — 1 месяц, процентная ставка по которым установлена в размере 4% годовых. Предусматривается проведение операций один раз в неделю по четвергам с размещением кредитными организациями депозитов в пятницу и возвратом Банком России депозитов и уплатой процентов через 4 недели (28 календарных дней).

В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 15.06.2012 ставки по сделкам «валютный своп» были снижены до 6,5% годовых по рублевой части сделок и до 0% по валютной части сделок http: //cbr. ru/. Снижение рублевой ставки по операциям «валютный своп» позволяет расширить возможности кредитных организаций по привлечению рублевой ликвидности от Банка России, что должно способствовать ограничению волатильности ставок денежного рынка и повышению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

В условиях формирования структурного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России с целью увеличения возможностей кредитных организаций по получению рефинансирования принял ряд мер, направленных на расширение круга ценных бумаг, которые могут быть использованы в качестве обеспечения в операциях с центральным банком.

В мае 2012 г. Банк России возобновил проведение операций прямого биржевого РЕПО с акциями, включенными в Ломбардный список Банка России.

Во II квартале 2012 г. рефинансирование кредитных организаций осуществлялось преимущественно в форме операций на аукционной основе, в то время как спрос на операции постоянного действия был нерегулярным и относительно небольшим. В структуре валового кредита банкам задолженность по операциям прямого РЕПО увеличилась на 0,7 трлн. руб., по кредитам под нерыночные активы или поручительства кредитных организаций — на 0,05 трлн. руб., по сделкам «валютный своп» — на 0,1 трлн. рублей http: //cbr. ru/.

В целях обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы Банк России ежедневно предоставлял кредитным организациям внутридневные кредиты. Их объем в январе-июне 2012 г. составил 23,3 трлн. руб. (в том числе за II квартал — 13,3 трлн. руб.), увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. на 7,2 трлн. руб., или на 44,7%.

Банк России предоставлял кредитным организациям также кредиты овернайт для завершения операционного дня. Объем предоставленных Банком России кредитов овернайт в первом полугодии 2012 г. составил 76,5 млрд. руб. (в том числе за II квартал — 44,5 млрд. руб.), уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 40,1 млрд. руб., или на 34,4%.

За январь-июнь объем предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов составил 94,4 млрд. руб. (в первом полугодии 2011 г. он был почти в 5 раз меньше — 20,8 млрд. руб.), из них 25,9 млрд. руб. (27,5% от общего объема) приходилось на ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке, 68,5 млрд. руб. (72,5% от общего объема) — на ломбардные кредитные аукционы.

Совокупный объем операций прямого РЕПО в анализируемый период вырос до 28,3 трлн. руб. (в том числе во II квартале он был равен 23,1 трлн. руб.) по сравнению с 78,9 млрд. руб. в первом полугодии 2011 года. Средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по данному инструменту рефинансирования за II квартал составил 908,6 млрд. руб., увеличившись по сравнению с I кварталом 2012 г. на 525,8 млрд. рублей http: //cbr. ru/.

Снижение уровня избыточной ликвидности в течение 2012 г. способствовало постепенному сокращению спроса кредитных организаций на операции абсорбирования Банка России. В результате средний объем задолженности по данным операциям уменьшился с 248,1 млрд. руб. в I квартале до 93,3 млрд. руб. во II квартале. Всего за анализируемый период объем депозитных сделок составил 16,0 трлн. руб., в том числе за II квартал — 4,0 трлн. руб. (за первое полугодие 2011 г. — 43,0 трлн. рублей). Операции по фиксированным процентным ставкам во II квартале составили 99,1% от общего объема депозитных операций (из них 92,9% — инструменты овернай) см7 там же.

В первом полугодии 2012 г. Банк России не проводил операции с собственными облигациями и операции по продаже государственных ценных бумаг из своего портфеля.

В рассматриваемый период Банк России не принимал решений об изменении нормативов обязательных резервов.

Кредитные организации продолжали активно использовать механизм усреднения обязательных резервов, то есть выполняли часть обязательных резервов путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России. В течение периода усреднения с 10 июня по 10 июля 2012 года право на усреднение обязательных резервов было предоставлено 688 кредитным организациям (или 71,1% от общего числа действующих кредитных организаций).

В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условии? для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.

Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности.

В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операции? по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

Банк России продолжит совершенствование порядка и условии? проведения депозитных операции?, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручении? Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организации?, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности — депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия — депозитных операции? по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организации?.

С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности.

При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденции? Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка. В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операции? рефинансирования Банка России для кредитных организации?, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота. Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения. Принимая решения о выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условии? для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики. В 2011-2013 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.

2.2 Инструменты денежной политики в Европе и США

Федеральная резервная система через свою денежную политику оказывает огромное влияние на глобальные финансовые рынки. К действиям ФРС приковано внимание не только американских инвесторов, но и всего мира. Денежная политика представляет собой набор инструментов, посредством которых центральный банк влияет на спрос и предложение денег, а значит и их цену (кредит) в целях обеспечения оптимальных условий для процветания экономики. В этой статье приводится обзор основных методов денежной политики самого влиятельного центрального банка в мире — ФРС.

В структуре ФРС Федеральный комитет по открытым рынкам (FOMC) ответственен за проведение операций с ценными бумагами на рынках, тогда как в ведении совета управляющих (Board of Governors) находятся процентные ставки и резервные требования.

Ставка по федеральным фондам

Вышеупомянутые инструменты используются вместе для регулирования денежных балансов, которые депозитные учреждения, такие как коммерческие банки, держат в ФРС. Количество долларов размещенных в ФРС в свою очередь изменяет ставку по федеральным фондам (federal fund rate). Это процентная ставка, под которую банки дают займы другим банкам из своих федеральных депозитов. Банки часто занимают деньги друг у друга, чтобы выплачивать суммы причитающиеся клиентам по депозитам и т. п. Таким образом, ставка по федеральным фондам, по сути, представляет процентную ставку, под которую банки кредитуют друг друга на один день (overnight). Одолженные деньги помещаются в Федеральный резерв на условиях определяемых денежной политикой. Ставка по федеральным фондам влияет, прежде всего, на другие краткосрочные процентные ставки, а также на долгосрочные ставки и обменные курсы валют. Кроме того, она воздействует на инфляцию. Решения по federal fund rate и другим вопросам денежной политики принимаются на заседаниях FOMC, который собирается 8 раз в году Белоглазова Г. Н. Деньги. Кредит. Банки. М.: ЮРАЙТ, 2009. С. 75.

Операции на открытом рынке в основном представляют собой покупку и продажу ФРС ценных бумаг, выпущенных правительством США, таких как казначейские векселя и т. п. Этот метод Федерального резерва является основным в его модели воздействия на экономику. Краткосрочной целью этих операций является изменение цены денег через ставку по федеральным фондам. Когда ФРС решает покупать T-bills, она преследует увеличение ликвидности на рынке, т. е. предложения денег, что понижает стоимость заимствования, т. е. процентную ставку. С другой стороны, решение о продаже гособлигаций является сигналом к повышению процентных ставок, поскольку это действие приводит к уменьшению свободных денег на рынке (избыток ликвидности может породить сильную инфляцию) и увеличению стоимости кредитования.

Дисконтная ставка — это ставка, под которую ФРС одалживает деньги коммерческим банкам и другим депозитным учреждениям. По условиям федеральной программы квалифицированные депозитные учреждения могут занимать деньги в форме первичного, вторичного или сезонного кредита. Каждая форма кредита имеет свою процентную ставку, но, как правило, под дисконтной ставкой подразумевают именно первичную. Первичная ставка действует для наиболее солидных банков О. Г. Иванченко, В. А. Останин, К. В. Вертеи?ко. Об инструментах денежно кредитной политики. М., Дело, 2012. С. 11. Эта ставка обычно устанавливается выше уровня краткосрочных рыночных ставок. Вторичная ставка немного выше первичной, а кредиты под нее предоставляются «проблемным» финансовым структурам. Наконец, сезонный кредит предназначен для учреждений нуждающихся в дополнительной поддержке в определенные времена года, таких как сельскохозяйственные банки и т. п. Подобные кредиты даются под усредненную рыночную ставку.

Резервное требование — это минимальная сумма денег, которую депозитное учреждение должно хранить в ФРС, чтобы покрывать свои обязательства по депозитам перед клиентами. Совет управляющий устанавливает процент резервов по отношению к обязательствам, который должен соблюдать каждый банк. Таким образом, действительный долларовый объем средств, блокируемый ФРС, зависит от объема денежных обязательств депозитного учреждения.

Воздействуя на спрос и предложение денег, ФРС регулирует состояние американской экономики. Изменяя процентные ставки, резервные требования и осуществляя операции на открытом рынке, Федеральная резервная система проводит в жизнь свою денежную политику.

За период с начала глобального кризиса центральные банки стран ЕС несколько раз снижали ставку рефинансирования, практически сводя ее к нулю, скупали «плохие» активы, направляя на спасение финансового сектора огромные ресурсы.

Спасение банковского сектора Великобритании к осени 2009 года стоило государству 1,2 млрд фунтов стерлингов (более $1,8 трлн) 3 и вызвало потерю трех независимых банков и нескольких жилищно-строительных кооперативов. Британское правительство национализировало банк Northern Rock в феврале 2008 года после того, как банк понес многомиллиардные потери на ипотечном рынке. Осенью того же года государство было вынуждено спасать Royal Bank of Scotland и Lloyds TSB, оказавшиеся на грани банкротства. В результате правительство получило около 70 % в RBS и 43 % акции? Lloyds. Эти финансовые учреждения будут разделены на части, одна из них продана, а на основании второй будут созданы три новых банка http: //delo. ua/dengi/banki/velikobritanija-reformiruet-bankovskuju-sistemu-evropy-133532/.

Странами ЕС был создан общий фонд поддержания экономик стран-членов за счет взносов по 1,5 % от ВВП каждой страны, приняты широкомасштабная программа государственной финансовой поддержки не только банковского сектора (вплоть до национализации крупных банков Бельгии, Ирландии, других стран членов ЕС), но и реального — автомобильной промышленности во Франции, Германии, сельского хозяйства в ряде стран, предприятии? сектора научных разработок в Саксонии и т. п.

Такая политика государственного вмешательства в экономику, финансовую сферу, серьезного расширения общественного сектора на форуме стран 20-ти наиболее развитых стран мира в конце 2008 г. в Вашингтоне была признана адекватно отвечающей на вызовы глобального кризиса.

В современных условиях экономики роль денег характеризуется значительной экономией ресурсов, которым свойственно было потеряться при совершении товарообменных операций. В условиях бартерной экономики такие транзакционные издержки велики. Именно деньги сыграли роль подталкивающего элемента экономического прогресса общества на протяжении последних веков. Во многом они позволили обществу сократить расходы выбора ассортимента, количества времени, количества полученных благ, контрагентов и места сделки.

При этом наличие всеобщего эквивалента позволяет довольно просто составлять количественные пропорции в операциях товарообмена участникам хозяйственного процесса. Исходя из сказанного, необходимо сделать вывод, что большое влияние на денежную массу оказывает ценовая политика, так как уровень цен связан со скоростью обращения и объемом денежной массы.

Следовательно, денежную массу нужно координировать с объективным, физическим объемом ВВП, ценами и стоимостной структурой. Также необходимо скорректировать работу Центрального банка как одного из центральных органов, выполняющих функцию регулирования денежного оборота в государстве.

Заключение

Таким образом, денежно-кредитная политика — один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Главная задача кредитно-денежной политики — поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.

Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком, экономика не может эффективно функционировать. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Элвин Хансен является противником того, чтобы бороться с инфляцией лишь с помощью инструментов денежной политики. «Денежная политика, — пишет он, — по своей природе не может быть основным инструментом сдерживания инфляции по той причине, что денежно-банковская система для того, чтобы нормально выполнять свои функции, должна быть высокоэластичной» Зелизер В. Социальное значение денег. — М., Пресс, 2009. C. 12.

Дополнительную роль может играть монетарное сдерживание, но оно недостаточно эффективно, и велика опасность того, что это станет единственным методом борьбы с инфляцией. Монетарные меры борьбы с избыточным спросом станут столь мощными, что столкнут экономику в коллапс». Политика «макроэкономической стабилизации», проводившаяся в России в начале 1990-х годов, подтверждает справедливость высказываний Хансена. Данная политика основывалась на предельно упрощенном истолковании количественной теории денег.

Из слов Хансена можно вывести, что с помощью осторожной, гибкой финансовой и денежной политики, основывающейся на теоретическом анализе цикла и укрепленной ограниченным контролем над валютным курсом, торговым балансом и инвестициями, а так же прямым контролем над ценами конкретных товарных групп, можно добиться устойчивой полной занятости, благосостояния и прогресса демократического общества.

На сегодняшний день в нашей стране наблюдается неблагоприятная экономическая обстановка: переизбыток денег приводит к ощутимому росту инфляции. Существует неуравновешенность между спросом на деньги и их предложением, а следовательно, антиинфляционные меры государства не дают необходимых результатов, регулирование денежного оборота проводится неэффективно.

Необходимо стабилизировать общий объем денежной массы, так как ее увеличение провоцирует инфляцию, а уменьшение ведет к снижению устойчивости банковской системы. Несмотря на то, что денег в России много, их свободного обращения нет.

Существует несколько причин этого: неразработанность финансовой инфраструктуры, в том числе и взаимосвязей между банками, чрезвычайно медленный оборот денег, отсутствие доверия банков и иных финансовых институтов друг к другу. Дабы решить проблему высокого предложения денежной массы, нужно развивать банковский сектор и организовывать систему платежей между отдельными кредитно-денежными учреждениями, а также снизить часть налично-денежного оборота.

Ведь, несмотря на то, что на протяжении последних 10 лет в денежной политики России принимались разнообразные решения, в стране продолжались наращивание денежной массы и спад, что привело к изменению масштаба цен в невероятные десятки тысяч раз. Поэтому процесс роста денежной массы в условиях сокращения производства, то есть стагфляции, будет длиться до тех пор, пока не сформируется здоровая конкурентная среда либо не будет ограничен рост цен на товары производителей-монополистов.

Список литературы

1. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. О. И. Лаврушина. М., Финансы и статистика, 2009 — 350 с.

2. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова. М., Юнити, 2011 — 265 с.

3. Деньги и финансовые институты: Тесты и задачи / Под ред. И. И. Балабанова. СПб., Пресс, 2008 — 180 с.

4. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. К. Р. Тагирбекова. М. Юнити, 2010. — 240 с.

5. Белоглазова Г. Н. Деньги. Кредит. Банки. М.: ЮРАЙТ, 2009 — 180 с.

6. Деньги. Кредит. Банки. 3 е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2009 — 240 с.

7. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Проспект, 2011 — 220 с.

8. 8. Антонов Н. Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 2008 — 170 с.

9. Милль Дж. Основы политической экономии. — М., 2007. — 1040 с.

10. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. — 2004. — Вып.4. — С.20 — 52.

11. Зелизер В. Социальное значение денег. — М., Пресс, 2009. — 284 с.;

12. Глузман С. Деньги в мифологическом сознании человека. — Спб., Пресс, 2007. — 192 с.;

13. Бессонова О. Раздаточная экономика России: Эволюция через трансформации. — М., Приор, 2011. — 144 с

14. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит. — М.: ИМПЭ, 2008. — 458 с.

15. Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. / Под ред. А. В. Сидоровича. — М.: Дело и сервис, 2008. — 264 с.

16. Государственное регулирование экономики в современных условиях. — М.: ИЭ РАН, 2008. — 132 с.

17. Дробозина В. Н. Финансы, денежное обращение и кредит. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 362 с.

18. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. — 2012 г. — № 6. — С. 5-13.

19. Илларионов А. Мифы и уроки августовского кризиса. // Вопросы экономики. — 2012 г. — № 11. — С. 24-48.

20. Магомедов Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики. // Экономист. — 2011 г. — № 8. — С. 3-11.

21. Никишин А. Проблемы регулирования деятельности небанковских кредитных организаций. // Финансы. — 2011 г. — № 10. — С. 31-33.

22. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 — 2014 год. // Деньги и кредит. — 2012 г. — № 2. — С. 3-39.

23. О. Г. Иванченко, В. А. Останин, К. В. Вертеи?ко. Об инструментах денежно кредитной политики. М., Дело, 2012. — 80 с

24. http://delo. ua/dengi/banki/velikobritanija-reformiruet-bankovskuju-sistemu-evropy-133532/

25. http://cbr. ru/

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »