Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие, сущность и виды инноваций

1.2 Классификация инноваций

1.3 Основные понятия, сущность и признаки инновационной деятельности

2.ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации

2.2 Роль инновации в экономическом развитии Российской Федерации

2.3 Правовые основы инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

инновационный государственный экономический регулирование

ВВЕДЕНИЕ

Инновацией является новшества (нововведения) в различных сферах экономики и видах деятельности[1].

Инновационная деятельность в широком смысле слова — это момент жизнедеятельности обществ, который включает в себя социально-политические, экономические, общественные и многие другие факторы общественного развития[15].

Понятие инновационной деятельности в узком смысле слова означает обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства с использованием новых научно-технических знаний.

В экономической сфере содержание инновационной деятельности представляет собой создание и внедрение новшеств в материальном производстве. Инновационная деятельность также представляет собой звено, объединяющее научную и производственную сферу, в результате взаимодействия, которых удовлетворяются технико-экономические потребности общества.

В свою очередь инновационная сфера отличается от упомянутых выше наличием специфической маркетинговой функции, характерными методами финансирования, кредитования и правового регулирования, а также особой системой мотивации инновационной деятельности[2]. В результате, эти методы обусловливаются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, используемых для получения экономического дохода и инновационного продукта.

Для сохранения научно-технического потенциала требуется разработка системы мер его развития и поддержки в условиях экономической реформы, целью которой является обеспечение стабильности и переход к экономическому росту.

В наше время для России важную роль играет творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что, в конечном счете, позволит разработать отечественную систему стимулирования инновационной деятельности[4].

Актуальность моей работы заключается в том, что инновации в настоящее время представляют собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, способствующий развитию предпринимательской деятельности в целом.

На различных структурных уровнях существуют характерные формы управления инновациями: от подразделений компаний до государства, призванного в целом проводить различается в каждом государстве, хотя и преследует одну и ту же цель: стимулирование инновационной активности и развитие научно-технического потенциала.

Целью написания курсовой работы является изучение инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации.

В работе для результата поставленной цели рассмотрим следующие задачи:

-рассмотреть теоретические основы инноваций и инновационной деятельности;

-дать понятие инноваций;

-изучить сущность и виды инноваций;

-рассмотреть основные понятия инновационной деятельности;

-рассмотреть инновации и инновационную деятельность в Российской Федерации.

Курсовая работа состоит из введения, первой и второй главы, заключения и списка литературы.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие, сущность и виды инноваций

Инновациями называют новшества, доведённые до этапа коммерческого использования и предложения на рынке в форме нового продукта. Истинная новизна продукта должна быть связана с достижением экономического эффекта от его использования. Новизна может быть относительной, абсолютной и частной.

Так абсолютная новизна определяется отсутствием аналогов данному новшеству, в свою очередь относительная — это новшество, которое уже применялось на других предприятиях, но впервые используется на данном предприятии.

Экономический эффект от внедрения инноваций состоит в том, что выгода от использования превышает издержки на его создание. С момента принятия решения о распространении новшества, оно приобретает новое качество, — формируется «инновация». Лишь только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями.

Определение «инновации» применимо ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сферах, ко всем методам усовершенствования, обеспечивающим экономию затрат[5].

Компаниям в современных условиях возрастающей конкуренции все чаще приходится сталкиваться с понятием «инновация». Специалисты, непосредственно связанные с изобретением настоящих инноваций, отмечают, что это определение стало «модным». Однако на практике истинный смысл слова понятен не всем. Так некоторые под инновацией подразумевают преимущественно продукцию высокотехнологичных компаний. В действительности же инновации возможны абсолютно в любой сфере человеческой деятельности.

Как таковое понятие «инновация» было введено в научную терминологию Й. Шумпетером в 1911 году и предполагало новую комбинацию научно-технических факторов, мотивированную предпринимательским духом при пяти типичных изменениях:

— применение новой техники, новых технологических процессов;

— внедрение продукции с принципиально новыми качественными свойствами;

— применение нового сырья;

— изменения в структуре производства и его материально-технической поддержки;

— освоение новых рынков сбыта.

В своей работе «Теория экономического развития» (1911г.) уже в начале 20 века австрийский экономист Й. Шупметер ввел понятие «инновация» и описал инновационный процесс с экономической точки зрения. Он рассматривал инновацию, как любое изменение, происходящее в результате, использует новые или усовершенствованные решения технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т. п.

Хотелось бы отметить, что «инновация» с одной стороны представляет собой нечто новое, обособленное (может быть, отдельный проект), лишь частично основанное на предыдущих знаниях, опыте, с другой — это деятельность, которая теряет всякий смысл без контекста конкретного предприятия или организации, где она осуществляется.

Innovation (с латинского — обновление, улучшение) является прообразом английского слова innovation, в переводе на русский язык существуют три значения — инновация, нововведение, новшество[4]. Многие ученые считают данные понятия синонимичными, некоторые все же пытаются найти смысловые различия (рисунок 1.1 ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Между собой инновации различаются по множеству параметров. Различные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей.

Инновации призваны удовлетворить определенные общественные потребности, но и с тем повышение действительности использования отдельных ресурсов или повышение эффективности других производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате введения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда[3].

Можно сказать что инновация — это новшество, внедренное в процесс функционирования предприятия, для повышения его эффективности основываясь на стремлении удовлетворить определенную общественную потребность. При этом необходимо сказать, что под эффективностью стоит понимать определенный производственный, социальный, экономический, экологический и другой результат, предвиденный от введения новшества.

1.2 Классификация инноваций

Классификация инноваций формируется:

1. Инновации, в зависимости от технологических параметров, группируются следующим образом:

-продуктовые инновации, которые включают использование новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.

-процессные инновации это новые методы организации производства (новые технологии).

2. Инновации для рынка делятся по типу новизны на такие как:

— для отрасли в мировом масштабе;

— для отрасли на уровне отдельного государства;

— для организации, как хозяйствующего субъекта.

3. По месту в системе (в организации, в фирме) выделим:

-инновации на входе предприятия, т. е. изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования и другие;

-инновации на выходе предприятия — изделия, технологии, услуги, информация и другие;

-инновации системной структуры предприятия (производственной, управленческой, технологической).

4. Инновации в зависимости от глубины вносимых изменений выделяют такие как:

-радикальные (базовые);

-совершенствованный;

-преобразованные (частные).

5. С учетом сфер деятельности предприятия в Научно-исследовательском институте системных исследований разработана расширенная классификация инноваций.

По указанному признаку выделяются инновации:

-торговые;

-экономические;

-технологические;

-производственные;

-социальные;

-в управлении.

Полную классификацию инноваций предложил А. И. Пригожин:

1. В производственном цикле по месту:

-обеспечивающие (связывающие);

-сырьевые;

-продуктовые.

2. По преемственности:

-возвратные;

-замещающие;

-отменяющие;

-открывающие;

-ретро-введения.

3. По охвату:

-системные;

-местные;

-стратегические;

4. По степени новизны и инновационному потенциалу:

-радикальные;

-комбинаторные;

-совершенствующие.

1.3 Основные понятия, сущность и признаки инновационной деятельности

Инновационной деятельностью называют действия, происходящие в сфере создания новшеств, организации их использования и управления инновациями.

Рынок новшеств (новаций) формируют новшества, инвестиции, рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) — рынок чистой конкуренции нововведений образуют сферу инновационной деятельности (рисунок 1.2 — ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Правовое регулирование отношений в данной сфере осуществлялось посредством многочисленных актов, издаваемых министерствами и ведомствами. Отсутствие четкого законодательного базиса развития научно-технического потенциала страны порождало селективность регулирования и не создавало стройной нормативно-правовой системы, которая была бы способна опосредовать реальные закономерности научно-технической революции, одной из движущих сил которой выступают нововведения.

Опираясь на приведенное мной выше определение инновационной деятельности, которое, как отмечалось, имеет узкоспециальную направленность, покажем характерные признаки данного вида деятельности.

-это деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта.

-это деятельность по доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.

Также следует обратить внимание на еще один ее аспект, а именно, ответить на вопрос; является ли инновационная деятельность предпринимательской в чистом виде либо только содержит элементы предпринимательства. Ответ на него носит дискуссионный характер и должен быть, очевидно, сформулирован в пользу второго утверждения, хотя уже имеются специальные работы, в которых инновационная деятельность понимается в целом как предпринимательство[3].

Безусловно, не отвергая, наличия таких элементов предпринимательства, как риск, самостоятельность, возможность получения прибыли при реализации конечного результата инноваций, инновационную деятельность все же в большей степени необходимо рассматривать как разновидность деятельности, включающей в себя лишь элементы предпринимательства.

2.ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации

На современном этапе одной из основных проблем, требующих первоочередного решения, является преодоление тенденции технологического отставания российской экономики. Одним из механизмов решения указанных проблем должно стать обеспечение развития различных форм государственно-частного партнерства в сфере науки и инновационной деятельности, предполагающее взаимодействие государства и частного предпринимательства по всему инновационному циклу: от проведения научных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и технологий до производства наукоемкой высокотехнологичной продукции[5].

На экономические интересы структур инновационной сферы оказывает влиянием государственное регулирование инновационной деятельности, посредством реализуемое целенаправленное воздействие органов государственного управления, что предполагает предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций [24]. Тем самым, орган государственного управления, выполняющий регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности, чтобы получать требуемые результаты.

На положительные стратегии государственного регулирования возможные реакции инновационных организаций могут быть такие как:

-освоение новых рынков;

-слияние с другими организациями;

-повышение качества продукта;

-привлечение кредитных ресурсов и партнеров и т. д.

При уменьшении возможностей реакции организации будут такие как:

-уменьшение ресурсного потенциала;

-свертывание деятельности;

-снижение уровня рискованности;

-отказ от заказов с низкой эффективностью;

-снижение инвестиций[10];

— самоликвидация или банкротство;

Государство в разных странах по-разному решает инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, предпринимает конкурентную борьбу между товаропроизводителями. Но, конкурентная борьба товаропроизводителей очень часто привязана к краткосрочному финансовому эффекту [7].

В инновационной сфере главными функциями государственных органов выделяют:

-аккумулирование средств на НИОКР и нововведении;

-координация инновационной деятельности;

-стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

-образование правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

-кадровая поставка инновационной деятельности;

-создание инновационной инфраструктуры;

-институциональное оснащение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

-обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

-увеличение общественного статуса инновационной деятельности;

-региональное управление инновационных процессов;

-управление международных аспектов инновационных процессов.

Государственное управление опирается на выбор преимуществ, генеральных стратегических направлений и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития[8].

Целью инновационной политики является создание и применение инноваций, которые удовлетворяют личные и общественные потребности[1].

В России государственная инновационная политика создается на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).

Основной задачей федеральной инновационной политики является создание хорошего инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере[11].

— «инновация» — это последний результат инновационной деятельности, взявший реализацию в виде нового или улучшенного продукта, реализуемого на рынке, нового или улучшенного технологического процесса, который используется в практической деятельности;

— «инновационная деятельность» — процесс, который направлен на достижение результатов завершенных научных исследований и разработок, используемых в практической деятельности, а также отнесенных с этой группе дополнительных научных исследований и разработок[2];

— «государственная инновационная политика» — это определение органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;

— «инновационный потенциал» — это собрание различных видов ресурсов, который включает и материальные, и финансовые, и интеллектуальные, и научно-технические и другие иные ресурсы, необходимые для исполнения инновационной деятельности;

— «инновационная сфера» — это область деятельности производителей и потребителей инновационного продукта (работ, услуг), объединяющая создание и распространение инноваций;

— «инновационная инфраструктура» — это организации, помогающие реализации инновационной политики;

— «инновационная программа» — это перечень инновационных проектов и мероприятий, соотнесенный по ресурсам, исполнителям и срокам их реализации и дающий возможность эффективно решать задачу по освоению и распространению совершенно новых видов продукции (технологий).

Исключительным преимуществом государства является правовое управление инновационной деятельности.

По поддержке инновационной деятельности одной из функций государства является его руководящая роль при разработке федеральных целевых программ. Подготовительная работа ведется в рамках государственных научно-технических программ. Организацию действий государства по поддержке инновационной деятельности реализуют три ведомства — Министерство экономики, Министерство промышленности, науки и технологий и Государственный комитет по промышленной политике.

Отметим, что Министерство экономики РФ, разрабатывающее государственную инновационную политику, намечает приоритеты в развитии отраслей национальной экономики, основные направления инвестиционной деятельности [4].

Реализацию стратегии развития промышленности осуществляет Госкомитет РФ по промышленной политике, который разрабатывает проектные положения по основным направлениям инвестиционной политики, осуществляет меры по развитию предпринимательского сектора, конкуренции, поддержке малого и среднего бизнеса в промышленности. А также, Госкомитет указывает перспективные направления НИОКР в промышленности.

Министерство финансов осуществляет РФ бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит [3].

Сейчас, в условиях кризиса экономики России, бюджетное безвозвратное финансирование распространяется только на фундаментальные исследования. В других случаях финансирование обеспечивается на срочной, возвратной и платной основе.

В России действуют особые государственные органы, финансирующие предпринимательские проекты и обеспечивающие государственные гарантии под кредиты коммерческих банков и других финансовых институтов.

Из средств внебюджетных фондов осуществляется поддержка инновационной деятельности, финансируются мероприятия, реализуемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ. В Российской Федерации субъектами формирования внебюджетных фондов являются следующие:

-Министерство промышленности, науки и технологии РФ, формирующее Российский фонд технологического развития;

-Федеральные министерства, создающие внебюджетные фонды соответствующих министерств;

-Другие федеральные органы исполнительной власти, которые образуют внебюджетные фонды ведомств;

-Организации, концерны и ассоциации, которые формируют внебюджетные фонды объединений.

Общий кризис государственного финансирования мешает эффективной и скоординированной работе внебюджетных фондов.

Согласно Постановлению Правительства, инновационная политика должна обеспечить устойчивый рост валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства качественно новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная политика, принимая во внимание нынешнее состояния экономики, на современном этапе рыночных реформ призвана способствовать росту научно-технического потенциала, созданию современных технологических норм в отраслях экономики, искоренению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Основной характеристикой передачи итогов научных исследований для их реализации в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Этот уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию промышленных предприятий определит и перспективу их развития и структурные изменения основных производственных фондов.

Отрасли, представившие свою продукцию на мировом рынке (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются поддержке государственных структур, для выхода на мировой рынок. Много внимания требует группа отраслей, ориентированная в своей деятельности на внутренний рынок.

В отношении этих групп отраслей инновационная политика отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники.

В связи с этим основными направлениями государственной инновационной политики можно выделить:

— подготовку и улучшение нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;

— основание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

— развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров;

— развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

— улучшение конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;

— исполнение критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;

— использование технологий двойного назначения.

В базовых отраслях и производствах государственная политика инновационная будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов.

Инновационная политика в топливно-сырьевом комплексе будет ориентирована на создание и внедрение новых методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлечения и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности:

-в нефтегазовом комплексе — на улучшение эффективности геологоразведочных работ, увеличение дебита и извлечения на месторождениях с трудно извлеченными запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, также на создание высоконадежных, экологически безопасных и низко энергоемких систем транспортировки;

— в нефтеперерабатывающей промышленности — на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития процессов глубокой переработки нефти, разработки и создания катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородосодержащих добавок, а также повышения экологической безопасности и уменьшения энергоемкости;

— в угольной промышленности на:

обогащение и брикетирование углей;

совершенствование потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки;

решение проблем приготовления, хранение и сжигание водоугольной суспензии;

повышение эффективности открытого способа разработки угольных месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов;

повышение эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.

Инновационная политика в электроэнергетике будет направлена на:

создание и использование газотурбинных надстроек или парогазовых установок паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новых технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе;

развитие экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, а также решение проблемы хранения радиоактивных отходов АЭС:

получение экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив;

разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии;

повышение эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния.

В транспортной совокупности инновационная деятельность будет направлена на модернизацию парка транспортных средств, развитие инфраструктуры, использование прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это в равной степени относится и к обновлению железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.

Ориентиром в металлургической отрасли является развитие сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих эффективное использование ресурсов и энергосбережение на всех стадиях, а также расширение ассортимента и повышение качества металлопродукции[8].

В химической и нефтехимической промышленности технологическими ориентирами являются технологии обеспечивающие экономию материальных ресурсов и энергосбережение при производстве широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем[2].

Организации в машиностроительном комплексе в процессе функционирования будут ориентированы на:

технологическое переоборудование общемашиностроительных производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции;

применение прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышение качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизация и автоматизация сборочных процессов;

развитие современных методов контроля и диагностика деталей и узлов в процессе изготовление и эксплуатация.

Также создаются и развиваются преимущества инновационной политики и в других сферах экономики: электронике, приборостроении, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др.

Огромное значение имеют экологические преимущества инновационной деятельности во всех без исключения сферах. Только использование современных технологий и ноу-хау может кардинально повлиять на улучшение состояния окружающей среды.

Для исполнения инновационной политики будет улучшаться система возвратного финансирования прикладных разработок и инновационных проектов, применяемым за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе[16].

2.2 Роль инновации в экономическом развитии Российской Федерации

Потребность в инновационной экономике для Российской Федерации увеличивается, с одной стороны, это обусловлено конкуренцией со стороны западных фирм с точки зрения высокого технического уровня и качества продукции, и, с другой стороны ценовой конкуренцией азиатских стран основанной на дешевизне трудовых ресурсов.

Развитие инновационной деятельности в российских условиях имеет свою специфику по сравнению с западными странами.

В России с одной стороны есть все предпосылки для развития инновационной экономики: достаточно высокий уровень фундаментальной науки, наличие научно-технического потенциала, высокообразованные и квалифицированные кадры ученых инженеров, рабочих.

За период ведения плановой экономики во многих регионах России был создан мощный инновационный потенциал, который обеспечивал развитие по приоритетным направлениям в отраслях производства. Но с другой стороны, экономика, в которой преимущественное внимание уделялось административным методам, оказалась неспособной к эффективному освоению научно-технических достижений[5].

Ускоренный выход России из кризиса возможен посредством использования ее преимущества. Для этого нужно воспользоваться тем, что рыночная экономика не означает автоматического разрешения проблемы. При этом чтобы рыночные механизмы сыграли свою положительную роль в создание, тиражирование и использование научно-технических достижений, они должны быть дополнены активной государственной политикой.

Проблема создания экономического механизма, позволяющего создавать, воспроизводить и применять научно-технические инновации для повышения темпов экономического развития и качества жизни в нашей стране приобретает чрезвычайно актуальное значение[15].

Результатами реализации инновационной экономики должны стать: достижение высокого уровня социальной ориентированности научно-технического прогресса, повышение уровня жизни населения в результате повышение эффективности общественного производства, качественно иной уровень ресурсосбережения и экологизация экономики[9].

Для России существенное значение имеет также раскрытие основных выводов, следующих из анализа мирового опыта развития инновационных процессов.

Инновационный процесс можно представить как совокупность научно-технологических и организационных преобразований, обеспечивающих создание, внедрение и использование инноваций в интересах повышения эффективности производства.

Механизм управления инновационной деятельностью представляет из себя, кроме организационной стороны, хозяйственное стимулирование и планирование инноваций. Обеспечение инновационной деятельности обусловлено разделением и кооперацией труда, обеспечением необходимыми ресурсами, выбором и реализацией процедур эффективного осуществления инновационного цикла.

Методологические аспекты развития современного организационно-экономического механизма инновационной деятельности, следует рассматривать с точки зрения инновационных систем. В методологическом плане представление об инновационной системе означает признание необходимости целостного подхода к инновационному процессу, его формированию и протеканию.

Проблемы сущности и трансформации инновационных систем остаются малоизученными. Инновационная система отождествляется многими авторами с инновационной инфраструктурой, с элементами, сопровождающими инновационную деятельность. Упор следует делать на сущностную сторону — на механизм взаимосвязи. С этой точки зрения под инновационной системой следует понимать экономические отношения, возникающие, но поводу осуществления инновационной деятельности.

Инновационными системами являются не только объекты, где создаются и внедряются новшества, но также и особые экономические структуры, главной функцией которых является инновационная деятельность

Главная функция инновационных систем состоит в поиске нового знания, разного рода новшеств, в использовании нововведений на практике. Эту же функцию должен выполнять и организационно-экономический механизм инновационной деятельности формирования инновационного потенциала и его эффективного использования[15].

Новейшая инновационная система создает новую структуру организации, состоящую из ряда специальных моделей (структур). В сетевых моделях инновационных систем выделяют работы с назначенными для них исполнителями, что обеспечивает подготовленный сетевой график значимых событий. После чего появляется возможность разработать детальные сетевые графики, соответствующие узловым событиям. Разделение сетевого графика на подсети позволяет персоналу, ответственному за инновационный проект, концентрироваться на своих собственных работах. Для руководства это разделение дает обеспечить возможность эффективного контроля.

В современной инновационной системе цепная структура (модель) является результатом логического разделения всего инновационного процесса на отдельные, функциональные или структурные составляющие фундаментальные исследования, подготовка к производству, опытное производство и разработки, прикладные исследования, производство и сбыт.

Главным условием, характеризующим результат или поражение инновации, при цепном подходе является эффективность существующих связей между различными фазами инновационного цикла. Модель выступает не только как источник инновационных идей, а как ресурс решения проблем, которые могут возникнуть в любом звене инновационного цикла.

Инновационные системы являются более совершенными с интегрированными структурами. Эти структуры предполагают объединение нескольких разных организаций, занимающихся инновационной деятельностью, для достижения определенной, четко поставленной цели. Тем самым, эти организации объединяются, интегрируются на решение конкретных инновационных задач.

Основным методологическим и теоретическим вопросом анализа инновационного процесса и экономического механизма инновационной деятельности является создание системы индикаторов инновационной деятельности[12].

Первое — это необходимость введения показателей инновационного потенциала. Эти показатели можно определить как научно-технический задел, существующий в форме открытий, изобретений, исследований, позволяющий решать новые задачи.

В совокупности с показателем наукоемкости для характеристики инновационного потенциала, следует ввести показатель инновативности фирмы.

Второе — это использование показателей научно-технического потенциала. Этот потенциал производства характеризуется составом исполнителей, базой научной информации в распоряжении предприятия, соответствующим оборудованием, организационной структурой предприятий.

Третье — это необходимость определения образовательного потенциала для различных инновационных систем, который может характеризоваться как количественными показателями численности работников с высшим, средним специальным и средним образованием, числом закончивших аспирантуру и докторантуру, так и качественными показателями квалификационного состава работников, их членством в международных организациях.

Четвертое — это определение эффективности инновационной деятельности и отдельных разработок путем сопоставления затрат и результатов относительно разрабатываемых или внедряемых новшеств.

В наше время все возрастающее место при реализации инновационной политики занимает проблема эффективного использования интеллектуального ресурса и его товарного выражения, принимающего сегодня форму особой, специфичной интеллектуальной собственности (ИС).

ИС является самостоятельным видом собственности, который начинает широко признаваться и анализироваться в России с начала 90-х гг. На основе обширного научно-технического потенциала России стал формироваться и складываться новый рынок — рынок инноваций и ИС. Главная ценность ИС на рынке состоит в том, что это единственный способ законной монополизации производства новых товаров с высококачественными потребительскими свойствами ИС в экономической литературе не имеет однозначного толкования.

В работе определено значение ИС в системе других видов собственности, изучены характерные особенности ИС, которые составляют необходимую базу для исследования функционирования инновационных систем в современной рыночной экономике, показаны направления стимулирования активизации потенциала ИС в российских условиях[24]. К таким направлениям относятся:

— в деятельности предприятия должно поощряться использование ИС через кредитую политику государства и налоговую систему[6].

— на предприятиях упрощенная система ведения бухгалтерского учета, переход па международные стандарты ведения этого учета. Налоговая система при сложном бухучете не может быть эффективной.

— в области оценки и переоценке нематериальных активов предприятий необходимость серьезного пересмотра политики. Сегодня они, в отличие от материальных активов, не подлежат переоценке даже с учетом инфляции. Принимая во внимание все возрастающую роль нематериальных активов в повышении эффективности производства, такое положение не может считаться нормальным. Достаточно перейти к механизму переоценки нематериальных активов предприятий с позиции их рыночной ценности и влияния на ценности предприятия.

В современной научно-технической сфере развивается конкурентный рыночный механизм. Непосредственным отражением совокупности рыночных отношений, складывающихся в инновационной сфере, является понятие «рынок инноваций».

Рынок инноваций это совокупность рыночных отношений, возникающих в процессе создания, освоения, передаче и использования инноваций.

Рынок инноваций, как и другие сектора рыночной экономики, может развиваться только при наличии определенных условий. Прежде всего, для его функционирования требуется наличие многообразных форм собственности и создание рыночной инфраструктуры.

Для разработчиков и потребителей результатов научной деятельности рыночный механизм создает условия конкуренции и экономического равенства. Государство также выступает на рынке инноваций равным со всеми потребителями партнером, вырабатывает механизмы поддержки научной деятельности — программно-целевой, льготной политики, финансовых гарантий.

В процессе передачи инноваций происходит передача права на ИС, причем такая передача не предполагает, как правило, полного отчуждения объектов ИС от его создателя. При этом у него сохраняются права, как на использование, так и от части, на распоряжение и владение объектом ИС. С другой стороны, продажа лицензии, как правило, осуществляется территориально (страной, группой стран), что дает возможность создателю ИС извлекать доход из реализации лицензий другим покупателям.

Таким образом, анализ методологических подходов к оценке экономической эффективности инноваций. Методы технико-экономического анализа проектов можно объединить в четыре группы. К первой группе относят простейшие методы оценки путем составления перечня всех критериев, по которым можно оценить проект. Этот метод обеспечивает полноту учета критериев. Недостатком данного метода оценки является то, что не все предприятия составляют достаточно полные перечни критериев и используют их.

Исходя из этого, важные экономические аспекты могут остаться вне поля зрения и ресурсы поэтому, могут использоваться на проекты, далеко не самые перспективные. Методы оценки проектов первой группы получили развитие во второй группе методов оценки, в так называемом «профиле проекта», при котором выделяются критерии для оценки проекта и выставляется оценка каждого критерия. Недостатком этого метода является то, что в нем не отражается различная весомость критериев. В профиле проекта все параметры имеют равную весомость, поэтому данный подход не может дать точность оценки проекта.

Следующий метод основан на применении системы балльной оценки качеств проекта. Но данному методу отдельным критериям или позициям присваивается некоторый балл в соответствии с их важностью, ранговые характеристики также получают количественную оценку[2]. Оценка выводится из суммы баллов, которая и рассматривается в качестве показателя «ценности» проекта. Этот метод отличается простотой критерия отбора оценки, однако, субъективный подход к оценке проекта может исказить значимую ценность проекта[4].

К последней группе оценки проекта относятся финансовые методы, которые используют количественные характеристики при проведении оценки. Существуют формулы, в которых комбинируются различные критерии отбора проектов в рамках единого относительного показателя предпочтительности[16].

Опыт показал, что рассмотренные в работе формулы для отбора проектов и количественные методы оценки используются ограниченно в управлении НИОКР, поскольку основными их недостатками являются статичность критериев оценки, субъективный подход к обоснованию, низкое качество входной информации, невысокая точность расчетов. Они не учитывают такие факторы, как инфляцию, риск и неопределенность, фактор времени. Эти методы оценивают ожидаемую прибыль по отношению к затратам в расчете на год. Для более же точной оценки необходимо проанализировать эффективность за более длительный период времени (горизонт расчета).

Из приведенных в работе методик следует, что за последние годы в теории эффективности значительно изменилось: на первый план выдвигается коммерческая эффективность, улучшается роль показателя результативности. Дается акцент на результат, интерес на социально-экономический эффект способствует преодолению затратного подхода, более точно отражают цели хозяйственной деятельности, ориентируют предпринимателей на реальные достижения. Но пока не получает должного отражения качественный эффект, ориентация на стратегические цели и акцент дается на абсолютный показатель эффекта. Эти показатели эффекта не всегда выступают в качестве основных, особенно на начальных этапах реализации проектов. Главными факторами должны выступать такие, как соответствие проекта основным целям и стратегии предприятия, научно-технические, производственные критерии. Относительные показатели выполняют вспомогательную роль.

В отличие от используемых традиционных методов оценки проблема рассматривается в формате стратегической и тактической эффективности, потенциальной и реальной, функциональной и экономической [13].

Для эффективной реализации инновационной деятельности нужно определить внешние условия и решение проблем ее финансирования и государственного регулирования.

Развитие восприимчивой и способной к эффективному использованию инноваций экономики невозможно без формирования макроэкономического механизма поддержки и стимулирования инновационной деятельности[4].

В условиях современной России традиционные источники финансирования инновационной деятельности оказываются недостаточными для действительно эффективного продвижения инноваций.

Для России необходимо использовать новые механизмы финансирования инновационных процессов, новых организационных форм и институтов.

В экономике инновационная активность в большей степени зависит от активной роли государства, и это не случайно, в наше время научно-техническая политика считается обязательным элементом государственной политики любой промышленно развитой страны[6].

2.3 Правовые основы инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации

В современных условиях важным фактором модернизации российской экономики являются инновации. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривает формирование российской экономики на базе экономики лидерства и инноваций. В инновационной экономике основные доходы должны поступать не от использования природных ресурсов, а от создания и внедрения новых, в том числе интеллектуальных технологий, от производства новых идей в экономической и социальной сферах.

Под инновацией понимается внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Инновация рассматривается как конечный результат интеллектуальной деятельности человека, проявляющийся в виде новых или отличных от предшествующих полезных объектов. Инновации характеризуются введением на рынок новых продуктов интеллектуальной деятельности, которые обладают более высоким научно-экономическим потенциалом. Таким образом, инновация — это не всякое новшество, а только такое, которое значительно повышает эффективность действующей системы.

Общие правовые основы инновационной деятельности обеспечиваются наличием основных конституционных прав и свобод. К их числу относятся:

1) право каждого распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37 Конституции Российской Федерации);

2) свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации);

3) право на образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации).

В Российской Федерации созданы нормативно-правовые основы развития инноваций в экономике, образовании, социальной сфере. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» устанавливает, что государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения (п. 1 ст. 16.1).

Государственная поддержка инновационной деятельности определяется в Законе как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. Также устанавливаются принципы государственной поддержки инновационной деятельности[15]:

— опережающее развитие инновационной инфраструктуры;

— публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

— программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;

— доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

— приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

— защита частных интересов и поощрение частной инициативы;

— приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;

— обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

— целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

П. 3 ст. 16.2 указанного закона устанавливает формы государственной поддержки инновационной деятельности. К ним относятся:

— предоставления информационной поддержки;

— предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;

— предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

— предоставления образовательных услуг;

— формирования спроса на инновационную продукцию;

— финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

— реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;

— поддержки экспорта;

— обеспечения инфраструктуры.

Возможны и иные формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации[10].

Государственным органом, определяющим государственную политику в сфере инноваций, является «Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям», созданная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 667. Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р утвердило Комплексную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (действует в ред. от 27.12.2010).

Правила создания инновационной структуры в сфере образования определяются Приказом Минобрнауки РФ от 23.06.2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

В нем говорится, что инновационную инфраструктуру составляют федеральные и региональные инновационные площадки.

В целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ в системе образования осуществляется государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Порядок осуществления государственной поддержки инноваций в образовании определяется «Положением о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 219 (в ред. от 03.06.2011) «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

Анализ существующей нормативной базы инновационного развития показывает, что такое развитие невозможно без активного участия государства. Это ни в коей мере не противоречит конституционному принципу многообразия форм собственности. Как справедливо отмечает Авакьян С. А., было бы ошибкой инновационную «стратегию ориентировать на какую-то одну форму — государственный или частный сектор экономики[19]. В принципе государству должно быть все равно, где рождается инновационный продукт, главное — чтобы он появился и чтобы при этом помимо интересов создателя, соответствующей организации не были забыты и интересы государства»[5].

Роль государства в инновационном развитии определяется следующими факторами:

1) необходимостью стимулировать развитие экономики страны как обязательного базового условия для инноваций, так как только развитие экономики формирует устойчивый спрос на инновации;

2) возможностью аккумулировать и направлять на развитие инноваций значительнее материальные ресурсы;

3) необходимостью опережающего развития образования как неотъемлемого условия инновационной деятельности;

4) необходимостью формирования целостной инновационной политики, основанной на принципах планирования и прогнозирования инновационной деятельности;

5) необходимостью объединения и координирования в масштабах страны всей инновационной, научной и научно-технической деятельности.

Опыт зарубежных стран показывает, что роль государства в развитии инноваций может проявляться в следующих формах:

1) государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам;

2) государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом;

3) государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения;

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »