Сущность государственного кредита и государственного долга


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…….3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Государственный кредит как совокупность экономических отношений
1.1.1 Сущность государственного кредита……………………………………..…5
1.1.2 Функции государственного кредита………………………………..……….6
1.2 Государственный долг как совокупность экономических отношений
1.2.1 Определение и экономическая сущность государственного долга………..9
1.2.2 Методы управления государственным долгом…………………………….11
2 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Оценка современного состояния долговой ситуации………………………..14
2.2 Методы оценки динамики развития долговой ситуации……………………20
2.3 Управление государственным долгом………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………………………….32

ВВЕДЕНИЕ

Для бюджетной политики большинства государств XX века одной из важнейших задач стало решение проблемы сбалансированности и дефицита бюджетов различных уровней. Современные западные финансовые теории полагают, что бюджетный дефицит является оправданным на определенном этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в допущении дефицитности бюджета во время спада и наличии профицита в период инфляции. Иначе говоря, достаточно, чтобы бюджет был сбаланси-рован на протяжении экономического цикла. Признание возможности применения несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к расширению использования государственного кредита и росту государственного долга.
Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками — физические и юридические лица. Существенным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют производительного использования, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Как правило, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки — кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
С переходом к рыночным отношениям понятия «государственный кредит» и «государственный долг» приобрели новое значение. Поэтому, нам важно понять «что» означают эти понятия в современной экономике.
Цель данной курсовой работы – изучить сущность государственного кредита и государственного долга.
Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
— рассмотрим теоретический аспект государственного кредита и государственного долга;
— рассмотрим практический аспект данных понятий на примере РК.
В первой части курсовой работы мы остановимся на рассмотрении сущности государственного кредита и государственного долга, рассмотрим функции государственного кредита и методы управления государственным долгом.
Во второй части данной работы мы рассмотрим какая ситуация сложилась в Республике Казахстан в настоящее время по проблеме управления государственным долгом.
При изучении выбранной темы и написании курсовой работы использованы нормативно-правовые акты, учебники казахстанских и зарубежных авторов, а также периодические издания, список которых приведен в конце работы.

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1 Государственный кредит как совокупность экономических отношений

1.1.1 Сущность государственного кредита

Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и, физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Главная форма кредитных отношений это когда государство выступает в качестве заемщика средств. Реже государство выступает в качестве кредитора, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. Государство является гарантом в том случае, когда оно берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.
Государство как заемщик и кредитор оказывает влияние на величину централизованных денежных фондов, а как гарант, государство не всегда оказывает влияния на их величину. Однако государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно ненадежных заемщиков и соответственно влекут за собой расходы из централизованных денежных фондов государства.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и несет черты тех и других: в качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, а как один из видов кредита он имеет ряд особенностей. В отличие от налогов государственный кредит имеет добровольный характер и его основой является возвратность и платность, через определенное время внесенная сумма возвращается с процентами.
Государственный кредит отличается от банковского коммерческого кредита. При предоставлении кредита коммерческим банком в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство и т.п., такие кредиты имеют четкую целевую направленность. При государственном кредите обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в собственности государства, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Государственные займы не имеют конкретного целевого характера, а муниципальные займы могут иметь целевую направленность, например, средства на строительство дорог, объектов образования, коммунального хозяйства и т.п.

1.1.2 Функции государственного кредита

Важнейшая функция государственного кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики страны в целом и поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.
Государственный кредит выполняет фискальную и регулирующую функции.
Через фискальную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства для финансирования своих расходов. В экономически развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
Экономический смысл государственных заимствований заключается в том, что финансирование социальных расходов капитального характера за счет государственных займов обеспечивает потребности не одного поколения, поэтому должно оплачиваться в течение 30 лет. Налоговых поступлений на эти цели недостаточно, да и пользоваться налогопла-тельщики этими объектами не смогут в год перечисления налогов. При государственных заимствованиях поколение, осуществляющее строительство социальных объектов, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются, но потом когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов па обслуживанию и погашению государственного долга. В случае производительного вложения мобилизованных средств построенный объект после ввода в действие начинает приносить прибыль,: за счет которой и погашается заем. При этом никакого усиления налогового бремени не происходит.
При финансировании социальных или военных расходов путем государственных заимствований единственным источником их погашения становятся налоги или новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Чем выше величина, государственного долга, тем больше доля государственных средств, направляемая на его обслуживание. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение.
Регулирующая функция государственного кредита проявляется, когда государство, вступая в кредитные отношения, вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Мобилизуя средства физических лиц в систему государственного -кредита, государство снижает платежеспособный спрос населения. При этом если за счет кредита финансируются производственные затраты, тогда происходит абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении, а если за счет кредита средства направляются на оплату труда работников бюджетной сферы, то количество наличной денежной массы в обращении остается без изменения.
Если государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.
Выступая в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, и тем самым способствует росту цены кредита, т.е. уровень ссудного процента. Увеличение процентных ставок для предпринимателей вынуждает их сокращать инвестиции в сферу производства и одновременно стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.
До определенного предела этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. Если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет сведено к нулю до их полного поглощения, после чего активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение государством значительной доли денежных накоплений для непроизводительного исполь-зования существенно замедлит темпы экономического роста.
Положительное воздействие государство оказывает на производство и занятость населения, формируя спрос на товары отечественного производства за счет внешних заимствований, т.е. зарубежных кредитов, выступая в качестве кредитора и гаранта.
В экономически развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Это означает, что государство берет на себя погашение за-долженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. Во многих экономически развитых странах функционируют государственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Таким образом, поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.
Для стимулирования производства важную роль играют кредиты, предоставляемые местными органами власти. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

1.2 Государственный долг как совокупность экономических отношений

1.2.1 Определение и экономическая сущность государственного долга

Представители западной экономической мысли дают определения государственного долга посредством анализа дефицита государственного бюджета. С. Брю считает, что «государственный долг — общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране»1. Финансово-кредитный словарь дает следующее определение: «Государственный долг — сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты)»2. Однако, учитывая современную специфику, можно дать и расширенное понятие государственного долга — как суммы всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени. Иначе говоря, государственный долг — это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней, и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики (то есть, неоплаченный государственный заказ; задолженность по заработной плате перед бюджетниками и т.д., так как практически эта задолженность пред-ставляет собой некорректно оформленный государственный долг, на который, вдобавок, не выплачиваются проценты). Отсюда и задачи по управлению государственным долгом можно ставить как в узком, так и в широком смысле слова.
Государственный долг может быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
Государственный долг подразделяется также на внутренний и внешний. В течение длительного времени в СССР разделение госу-дарственного долга на внешний и внутренний проводилось на основе того, в какой валюте номинировано обязательство: внешним долгом считалась сумма обязательств, государства, номинированная — в иностранной валюте, а внутренним долгом — сумма обязательств государства, номинированная в национальной валюте. Однако, с повышением степени интегрированности национальной экономики в мировое хозяйство и выпуском внутренних займов, номинированных в свободно конвертируемой валюте (СКВ), разделение государственного долга на внутренний и внешний по этому принципу стало некорректным. На сегодняшний день более корректным является определение внутреннего долга как совокупности обязательств правительства перед резидентами, а внешнего долга — как совокупности обязательств правительства перед нерезидентами (вне зависимости от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).
Практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, являются государственные займы. Наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации.
Государственная облигация (ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства) дает ее держателю право получить при погашении в определенный срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена государственной облигации устанавливается эмиттентом — то есть государством; она выражает сумму, которую эмитент получил во временное пользование. Именно эта сумма подлежит возврату с начисленными на нее процентами в оговоренный срок. Реальная доходность облигаций для инвесторов может отклоняться от номинального процента, по-скольку сделки: с облигациями заключаются по курсовой цене, складывающейся на основе рыночной конъюнктуры. Под курсом облигации в мировой практике понимается ее цена на рынке, сложившаяся на основе спроса и предложения.

1.2.2 Методы управления государственным долгом

Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов, а также обеспечению гармонизации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов.
Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.
В управлении государственным долгом страны можно выделить следующие основные принципы:
— безусловности — обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора заимствования средств;
— единства — учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных как сувереном, так и субъектами РК;
— снижения рисков — размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;
— оптимальности структуры — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;
— сохранения финансовой независимости — поддержание опти-мальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;
— прозрачности — соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.
Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является финансирование государственного долга, то есть погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. Ее достижение и поддержание является важным фактором для управления государственным долгом. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующей стране специальными агентствами в соот-ветствии с международными правилами рейтингования.
С точки зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное и своевременное выполнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним, могут быть приняты решения о новации, унификации, конверсии, консолидации, отсрочке погашения займов или аннулировании государственного долга.
Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.
Унификация — это решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.
Конверсия — это одностороннее изменение доходности займов, т.е. государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам,; полученным государством.
Консолидация — это изменение условий обращения займов в части срока их погашения, то есть решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок;
Отсрочка погашения займов — это консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам.
Аннулирование государственного долга — это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.
Необходимо отметить, что применение этих методов нарушает первый принцип управления государственным долгом — принцип безусловности. Поэтому их применение требует глубочайшей предварительной проработки и анализа всех дальнейших экономико-политических последствий.

2 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Оценка современного состояния долговой ситуации

В настоящее время Правительство и Министерство финансов Республики Казахстан прилагают немалые усилия по созданию технологий управления государственным долгом Республики Казахстан. Задача состоит в выработке методики бюджетного планирования и оптимизации долговой проблемы. Ни одна страна в мире до сих пор не пострадала сколько-нибудь существенно от кризиса внутреннего долга. Нет ни одного случая в мировой экономической истории, когда кризис внутреннего долга принес бы стране нерешаемые проблемы.
Проблема выплаты долга решаема. И Казахстан сейчас впервые в своей истории решает эту проблему. Государственный долг является обратной стороной налоговой нагрузки. Бюджетная политика строится на фундаменте налоговой системы. Основная задача — установление разумного баланса между увеличением доходов бюджета и сохранением прибыли предприятий, направляемой на цели развития и потребления.
Один путь — увеличение налоговой нагрузки и построение профицитного бюджета и за счет этого приход, в конечном итоге, к финан-совой либерализации, которая может, в принципе, привести к экономическому росту. Но может и не привести.
Другой метод — сразу уменьшить налоговую нагрузку, финансировать бюджет через привлечение займов, для того чтобы через какое-то время структурные реформы в стране привели к увеличению объема поступления налогов. Очевидно, что опоздание с переходом на второй путь бюджетного планирования 1997-1999 годов тяжело сказалось на состоянии казахстанской экономики. Уменьшение налоговой нагрузки позволит ускорить темпы эко-номического развития и, наконец-то, перейти к построению сбалансированного бюджета, основанного на разумной налоговой системе.
В условиях значительной внешней и внутренней задолженности государства важное значение приобретает и вопрос о создании комплексной системы управления государственным долгом как одного из методов опти-мизации расходов бюджета. На настоящий момент такая система концептуально разработана и получила воплощение в виде постановления Правительства Республики Казахстан «О Программе правительственного и гарантированного Правительством заимствования на 1999-2008 годы» от 5 июня 1999 года за № 702. Таким образом, первая задача, которая стоит перед правительством, а конкретно перед министерством финансов, в этой области, — определение ориентиров государственной политики в области соотношения внешних и внутренних заимствований с учетом теоретических расчетов инфляции и соотношения курсов валют.
На внутреннем рынке Правительство Республики Казахстан осуществляет заимствование путем эмиссии государственных ценных бумаг, либо привлечения кредитов Национального Банка. С 1998 года Правительство Республики Казахстан отказалось от данного источника, полностью перейдя на неинфляционные внутренние источники финансирования дефицита бюджета через эмиссию государственных ценных бумаг.
Правительство совместно с Национальным Банком целенаправленно ведет работу по организации, осуществлению и совершенствованию мониторинга государственного и гарантированного государством долга, его погашения и обслуживания. В 1999 году правительство разработало Программу правительственного и гарантированного Правительством заимствования на 1999-2008 годы, являющуюся одним из составляющих элементов технологии управления заимствованием и долгом.
Анализ государственного долга Республики Казахстан показывает, что правительственное заимствование осуществляется с упором на внешнее заимствование (таблица 2.1).
Так, в частности, показатель «отношение внутреннего долга правительства к общему долгу правительства» уменьшался последовательно: в 2000 году — 25,3%, в 2002 — 15,6%, в 2004 году — 14,6%. Внешний же долг правительства увеличился за эти года до 74,6%, 84,3% и 85,3% соответственно. При этом государство добивается уменьшения так на-зываемого «эффекта вытеснения» Широкая продажа государственных цен-ных бумаг и другие формы заимствования у предприятий и населения на внутреннем рынке неизбежно ведут к повышению процентных ставок и увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый «эффект вытеснения» С рынка ценных бумаг вытесняются иные продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.
По состоянию на 31 декабря 2002 года сумма государственного долга Казахстана, выпущенного в виде государственных ценных бумаг (ГЦБ), включая муниципальные облигации, составила вместе с обслуживанием 325,5 млрд тенге, или 2167,2 млн долл. по курсу 150,20 тенге за доллар (таблица 2.2).
В структуре государственного долга на 31 декабря 2002 года, представленного государственными ценными бумагами, наибольшую долю государственного долга занимают ценные бумаги Министерства финансов Республики Казахстан (92,4%), в том числе внутренние ГЦБ — 21,7% долга, евроноты — 45,0% долга. На втором месте по объемам заимствования стоит Национальный Банк — 5,5% от объема госдолга. Третье место занимали местные исполнительные органы — 2,2% госдолга.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими процесс государственного заимствования в Республике Казахстан, являются следующие документы:
1) Закон Республики Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге», которым регулируются отношения, возникающие в процессе государственного заимствования уполномоченными органами Республики Казахстан и

Таблица 2.1 — Правительственный и гарантированный государством долг Республики Казахстан1
Наименование показателей На 1 янв 2000г., млн. долл. На 1 янв 2002г., млн. долл. На 1 янв 2004г., млн. долл.
1 2 3 4
Внутренний долг правительства 986,5 605,0 559,1
В % к общему долгу правительства 25,3 15,6 14,6
В том числе:
государственные специальные казначейские обязательства 249,2 238,3 229,3
государственные краткосрочные казначейские обязательства 163,5 104,2 14,2
национальные сберегательные облигации 1,2 2,2
государственные среднесрочные обязательства 0,1 72,7 204,0
государственные индексированные казначейские обязательства 0,7 4,8 22,7
государственные краткосрочные казначейские валютные обязательства 90,4 39,7
специальные валютные государственные облигации 244,1
прочие обязательства 237,3 142,0 88,8
Внешний долг правительства 2898,6 3272,0 3262,2
В % к общему долгу правительства 74,6 84,3 85,3
В том числе:
МБРР 11025,7 1121,6 1164,1

Продолжение таблицы 2.1
АБР 307,6 329,4 331,5
ЕБРР 48,6 45,4 40,7
ИБР 9,9 11,3 12,7
СФР — — 0,2
АВСТРИЯ 3,7 3,3 2,9
Швеция 3,0 3,0 3,0
Японский банк международного сотрудничества 453,6 450,1 378,6
Кредитное агентства правительства ФРГ 5,6 6,8 9,0
Эксимбанк Кореи 5,2 7,1 5,0
Иностранные коммерческие банки 305,7 294,0 314,4
Евроноты 650 1000,0 1000,0
Долг правительства всего 3885,0 3876,9 3821,3
В % к ВВП 26,6 21,5 17,4
Гарантированный правительственный долг 703,9 694,6 590,1

Таблица 2.2 – Государственный внутренний долг в виде ГЦБ1
Эмитент Валюта Сумма и структура долга на 31.12.04г.
выпуск обслужи-вание млн. долл доля, %
1 2 3 4 5
НБРК тенге тенге 118,5 5,5
Министерство Финансов 2001,9 92,4
в т.ч. номинал 1445,8 66,7
из них внутренние ГЦБ тенге тенге 470,8 21,7
из них евроноты долл. долл. 975,0 45,0
в том числе обслуживание 556,0 25,7

Продолжение таблицы 2.2
1 2 3 4 5
из них внутренние ГЦБ тенге тенге 200,2 9,2
из них евроноты долл. долл. 355,9 16,4
Муниципальные органы долл. тенге 46,9 2,2
в т.ч. номинал долл. тенге 38,7 1,8
в том числе обслуживание долл. тенге 8,2 0,38
в т.ч. акимат Астаны долл. тенге 15,3 0,71
из них номинал долл. тенге 12,9 0,59
из них обслуживание долл. тенге 2,5 0,11
в т.ч. акимат Атырауской обл. долл. тенге 23,2 1,07
из них номинал долл. тенге 18,6 0,86
из них обслуживание долл. тенге 4,5 0,21
в т.ч. акимат ВКО долл. тенге 8,3 0,38
из них номинал долл. тенге 7,2 0,33
из них обслуживание долл. тенге 1,1 0,05
Всего: 2167,2 100,0
в т.ч. номинал 1603,0 74,0
в том числе обслуживание 564,2 26,0
Или
в том числе внутренний долг 836,4 38,6
из него номинал 628,0 29,0
из него обслуживание 208,4 9,6
в том числе внешний долг 1330,9 61,4
из него номинал 975,0 45,0
из него обслуживание 355,9 16,4

негосударственного заимствования резидентами Республики Казахстан, обеспечиваемого государственными гарантиями, а также в процессе управления государственным и гарантированным государством долгом;
2) Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил осуществления правительственного заимствования и заимствования местными исполнительными органами Республики Казахстан», регулирующее процесс привлечения займов и устанавливающее порядок осуществления заимствования Правительством и местными исполнительными органами Республики Казахстан;
3) Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии», которым устанавливается порядок планирования, осуществления погашения и обслуживания займов Прави-тельства Республики Казахстан, местных исполнительных органов Республики Казахстан и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии из республиканского и местных бюджетов;
4) Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил регистрации и учета государственных и гарантированных государством займов Республики Казахстан», которым определяется порядок регистрации и учета государственных и гарантированных государством займов Республики Казахстан.

2.2 Методы оценки динамики развития долговой ситуации

Для целей анализа состояния, структуры и перспектив развития долговой ситуации в Республике Казахстан представляет интерес «Программа правительственного и гарантированного Правительством заимствования на 1999-2008 годы (Программа), являющаяся документом, на основе которого осуществляется разработка Программы государственных инвестиций на среднесрочный период и определяются показатели заимствования и долга при формировании государственного бюджета Республики Казахстан на соответствующий год.
В данном документе для осуществления долгосрочного прогноза Министерством финансов совместно с Национальным Банком были сделаны прогнозы развития ситуации в области государственного долга до 2008 года. Входными параметрами при осуществлении расчетов были:
— макроэкономические и другие показатели в динамике 1999-2008 годов;
— экспорт товаров и услуг;
— дефицит государственного бюджета;
— объем государственных доходов;
— показатели инфляции, курсы валют;
— объемы и потоки частного негарантированного правительством внешнего долга;
— оценка возможной динамики изменения кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов по прямым договорам;
— показатели изменения и обслуживания существующего портфеля внешних и внутренних обязательств.
Макроэкономические показатели, используемые в Программе, приняты с учетом сложившегося и прогнозируемого социально-экономического положения страны, влияния объема и структуры на-копленного правительственного долга. Основные исходные показатели для расчетов динамики государственного долга до 2008 года приведены в таблице 2.3.
При прогнозировании динамики заимствования на внутреннем рынке в Программе описаны группа краткосрочных инструментов (МЕККАМ-3, 6, 12, НСО) и группа среднесрочных применяемых и перспективных инструментов (МЕАКАМ-2,3 и 5). Для внешнего заимствования описаны группа займов с различными сроками продолжительности (до 5,10 и 20 лет), включающая льготные
Таблица 2.3 – Основные исходные показатели, используемые для прогнозных расчетов государственного долга
1999 2000 2001 2002 2003
Объем ВВП, млн. тенге 1824100 2100000 2320900 2507700 2660400
Объем ВВП, млн. долл. 15300 14500 14900 15400 15800
ВВП в реал. выраж., % 98,5 100,5 103 103 103
Экспорт, млн. долл. 5185 5192 5357 5532 5703
Дефицит РБ, % к ВВП 3,67 3,00 2,00 1,20 1,50
Дефицит РБ, млн. тенге 57049 63000 46418 30092 39906
Доходы РБ, в % к ВВП 11,7 13,1 13,6 14,0 14,2
Доходы РБ, млн. тенге 226600 275500 314600 351100 3777800
ИПЦ в среднем за год 7,10 13,4 7,30 4,90 3,00
Курс доллара/тенге, среднегодовой 119,1 144,9 155,5 163,2 168,4
2004 2005 2006 2007 2008
Объем ВВП, млн. тенге 2800500 2943600 3092600 3249100 3413500
Объем ВВП, млн. долл. 16300 16800 17300 17800 18300
ВВП в реал. выраж., % 103 103 103 103 103
Экспорт, млн. долл. 5871 6048 6229 6416 6608
Дефицит РБ, % к ВВП 1,15 0,50 0,55 1,20 1,10
Дефицит РБ, млн. тенге 32206 14718 17009 38989 37549
Доходы РБ, в % к ВВП 14,5 14,8 14,9 15,2 15,9
Доходы РБ, млн. тенге 406100 435700 460800 493900 529100
ИПЦ в среднем за год 2,20 2,10 2,00 2,00 2,00
Курс доллара/тенге, среднегодовой 172,2 175,7 179,2 182,8 186,5

займы (до 30 лет, до 10 лет льготный период), и группа государственных ценных бумаг, размещаемых на международных рынках капитала.
Моделирование правительственного заимствования построено на следующих параметрах:
— покрытие заданного объема дефицита государственного (республиканского) бюджета через макропоказатели развития экономики;
— начало прогнозируемого периода берется, как фактически сложившееся соотношение рынков, групп и инструментов в покрытии дефицита бюджета и с помощью задаваемых трендов изменения доли инструментов в покрытии дефицита бюджета устанавливается желаемое на конец периода соотношение;
— изменение структуры использования источников заемных средств позволяет получать прогнозы различных вариантов заемной политики;
— сценарии заимствования, финансирования, оценки состояния долга и потоков обслуживания заимствования опираются на данные действующего портфеля внутренних и внешних займов, образующих государственный долг на начало прогнозируемого периода.

2.3 Управление государственным долгом

Управление государственным долгом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным долгом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.
Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.
Специфика категории государственного долга определяет и особенности оперативного управления им. Согласно статье 4 закона «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге»1 полномочия государственных органов в области заимствования и управления долгом выглядят следующим образом:
1. Парламент Республики Казахстан осуществляет возложенные на него Конституцией Республики Казахстан и иными законодательными актами Республики Казахстан полномочия по утверждению республиканского бюджета и ратификации международных договоров по вопросам государственных займов.
2. Правительство Республики Казахстан:
1) принимает решения о необходимости привлечения Правительством Республики Казахстан займов, предоставления государственных гарантий по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан;
2) устанавливает компетенцию центральных и местных исполнительных органов в области государственного и гарантированного государством заимствования и управления государственным и га-рантированным государством долгом;
3) определяет порядок заключения правительством и местными исполнительными органами Республики Казахстан договоров (соглашений) о займе, выпуска, размещения, обслуживания и погашения ими государственных эмиссионных ценных бумаг отдельно по каждому виду государственных эмиссионных ценных бумаг, предоставления Пра-вительством Республики Казахстан государственных гарантий по негосударственным займам, порядок получения, использования, погашения и обслуживания государственных и гарантированных государством займов, их регистрации и учета, порядок мониторинга и управления государственным и гарантированным государством долгом;
4) разрабатывает и вносит на рассмотрение Парламента Республики Казахстан и Президента Республики Казахстан проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан по заимствованию правительством и местными исполнительными органами Республики Казахстан, управлению государственным и гарантированным государством долгом.
3. Национальный Банк:
1) принимает решения о необходимости привлечения государственных займов Национальным Банком, в том числе по согласованию с Правительством Республики Казахстан, внешних займов;
2) определяет финансовые условия привлечения таких займов;
3) заключает договоры (соглашения) по таким займам;
4) выпускает государственные эмиссионные ценные бумаги Национального Банка;
5) получает, использует, погашает и обслуживает займы Национального Банка, осуществляет покупку и продажу эмитированных им государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг, мониторинг и управление долгом Национального Банка;
6) осуществляет обязательную для всех резидентов Республики Казахстан регистрацию договоров о негосударственных внешних займах, не имеющих государственных гарантий, и дальнейший их мониторинг, а также формирует оценку валового внешнего долга Республики Казахстан.
4. Министерство финансов Республики Казахстан:
1) вносит в Правительство Республики Казахстан предложения о необходимости привлечения правительственных займов, предоставлении государственных гарантий;
2) определяет финансовые условия правительственных займов, согласовывает привлечение займов местными исполнительными органами,
3) по поручению Правительства Республики Казахстан ведет переговоры, подписывает договоры правительственных займов, выпускает государственные эмиссионные ценные бумаги Правительства Республики Казахстан, предоставляет государственные гарантии по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан,
4) получает, использует, погашает и обслуживает правительственные займы, осуществляет покупку и продажу эмитированных им государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг и управление правительственным долгом,
5) обеспечивает выполнение обязательств по государственным гарантиям негосударственных займов резидентов Республики Казахстан;
6) по согласованию с Национальным Банком уполномочивает банки второго уровня на обслуживание правительственных и негосударственных внешних займов, имеющих государственные гарантии;
7) осуществляет регистрацию всех государственных займов и государственных гарантий, мониторинг и управление государственным и гарантированным государством долгом;
8) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по во-просам государственного и гарантированного государством заимствования, управления государственным и гарантированным государством долгом.
5. Местный представительный орган принимает решения о необходимости л условиях привлечения займов местным исполнительным органом.
6. Местный исполнительный орган:
1) вносит в представительный орган предложения о необходимости привлечения займов на покрытие дефицита местного бюджета;
2) проводит переговоры, согласование, оформление и подписание займов местного исполнительного органа, выпускает государственные эмиссионные ценные бумаги;
3) по согласованию с Национальным Банком определяет банки второго уровня, привлекаемые для обслуживания внешних займов местного исполнительного органа;
4) в порядке исполнения местного бюджета получает и использует средства займов местного исполнительного органа, погашает и обслуживает такие займы, осуществляет покупку и продажу эмитированных им государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг;
5) регистрирует займы местного исполнительного органа и осуществляет мониторинг и управление долгом местного исполнительного органа;
6) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по во-просам заимствования местными исполнительными органами, управления государственным долгом и долгом местных исполнительных останов.
Главным ограничением правительственного заимствования и, следовательно, роста правительственного долга является показатель, характеризующий отношение платежей по обслуживанию правительственного долга к доходам республиканского бюджета, поскольку последним обеспечиваются асе долговые обязательства Правительства Рес-публики Казахстан как перед внешними, так и перед внутренними кредиторами. Кроме того, для ограничения объема краткосрочного долга, образуемого в результате выпуска 3-х, 6-ти месячных государственных ценных бумаг, затрат на его обслуживание Программой рекомендуется ограничить допустимый уровень ставки эффективной доходности по таким бумагам ставкой рефинансирования, устанавливаемой Национальным банком.
Как отмечалось ранее, внутренний долг правительства к общему долгу правительства составил в 2001 году — 4,6 %, внешний долг — 85,3% соответственно. В Программе прогнозируется постепенное выравнивание объемов заимствования на внешнем и внутреннем рынках ссудного капитала (в 2008 году прогнозируется порядка 50% привлечение средств внутренних источников, 50% — внешних). Кроме того, в структуре внутреннего заимствования прогнозируется рост доли долгосрочных инструментов (от соотношения почти 100% финансирования за счет краткосрочных государственных ценных бумаг в 1998-1999 годах перейти к 67% среднесрочных в 2008 году), во внешнем — увеличение ноли ценных бумаг по сравнению с займами до 25% в 2008 году.
В отмеченной выше Программе внешние займы разделяются на группы по срокам предоставления, до 5 лет, до 10 лет, до 20 лет при средней ставке 8% годовых. Отдельно представлена группа льготных займов со сроком погашения до 30 лет при ставке 5% и льготным периодом в 10 лет. Так же дифференцируются инструменты выхода на международный рынок капитала путем эмиссии государственных ценных бумаг, в составе которых выделены ценные бумаги со сроком обращения до 3, 5,7 и 10 лет.
Программой отмечается, что динамика развития долговой ситуации при заданных исходных параметрах и предполагаемой структуре заимствования (поступления средств займов) показывает, что государственный долг по отношению к ВВП находится на 30%-ном уровне, увеличиваясь темпами, пропорциональными изменению ВВП. При этом, учитывая большие сроки займов, привлекаемых на внешнем рынке, по срав-нению с внутренними займами, динамика изменения доли внутреннего долга в правительственном долге показывает постепенное ее снижение в течение прогнозируемого периода (с 21% в 1999 году до 18,1% в 2008 году), динамика изменения внешнего долга, наоборот, имеет более высокие по сравнению с внутренним долгом темпы прироста и доводит его долю в 2008 году до уровня более 80%. По прогнозу в 2008 году правительственный долг на 18,1% будет состоять из внутренних обязательств и на 81,9% — внешних.
Обслуживание правительственного долга возрастет с 1,08% в 1999 году до 2,3% к объему ВВП в 2008 году. Вместе с тем по отношению к доходной части республиканского бюджета прогнозируется рост обслуживания от 8,67% в 1999 году до 15% в 2008 году с достижением уровня, близкого к 15%, уже к 2002 году и удержание его в дальнейшем. Таким образом, при заданных показателях развития экономики (ВВП) и бюджета (доходы, дефицит республиканского бюджета) выполняется принятое в модели ограничение, по которому затраты на обслуживание правительственного и гарантированного правительством долга не должны превышать 15% доходов республиканского бюджета.
Оценка валового внешнего долга в сравнении с основными мак-роэкономическими показателями развития экономики по прогнозным расчетам показывает, что, достигнув в 2001 году 75,3%, к 2008 году валовой внешний долг страны составит примерно 59,9% по отношению к ВВП.
Программой отмечается, что в структуре валового внешнего долга правительственный внешний долг и долг Национального Банка составит 41,1%, гарантированный правительством — 0,4%, частный негарантированный долг и задолженность по прямым контрактам -38,6%. Темпы роста валового внешнего долга будут выше темпов роста экспорта в 1999-2001 годах, затем с 2002 года темпы роста экспорта превысят темпы роста валового внешнего долга.
Обслуживание валового внешнего долга в 2008 году достигнет 17,5% ВВП, в том числе процентные платежи составят 9,0% экспорта страны, однако данные показатели в 1999-2002 годах будут возрастать от порядка 17,9% и 7,6% в 2003 году до 25,5% и 10,2% в 2005 году соответственно, с последующим снижением к концу прогнозируемого периода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и, физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. При государственном кредите обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в собственности государства, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Государственные займы не имеют конкретного целевого характера.
Государственный кредит имеет следующие функции:
— перераспределительная;
— фискальная;
— регулирующая.
Функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
Государственный долг — это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней, и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики (то есть, неоплаченный государственный заказ, задолженность по заработной плате перед бюджетниками и т.д., так как практически эта задолженность пред-ставляет собой некорректно оформленный государственный долг, на который, вдобавок, не выплачиваются проценты).
Государственный долг может быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
Государственный долг подразделяется также на внутренний и внешний. На сегодняшний день более корректным является определение внутреннего долга как совокупности обязательств правительства перед резидентами, а внешнего долга — как совокупности обязательств правительства перед нерезидентами (вне зависимости от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).
Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.
В управлении государственным долгом страны можно выделить следующие основные принципы: безусловности, единства, снижения рисков, оптимальности структуры, сохранения финансовой независимости, прозрачности.
Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является финансирование государственного долга.
В условиях значительной внешней и внутренней задолженности нашего государства важное значение приобретает и вопрос о создании комплексной системы управления государственным долгом как одного из методов оптимизации расходов бюджета. На настоящий момент такая система концептуально разработана и получила воплощение в виде постановления Правительства Республики Казахстан «О Программе правительственного и гарантированного Правительством заимствования на 1999-2008 годы» от 5 июня 1999 года за № 702.
В Республике Казахстан создана «Программа правительственного и гарантированного Правительством заимствования на 1999-2008 годы (Программа), являющаяся документом, на основе которого осуществляется разработка Программы государственных инвестиций на среднесрочный период и определяются показатели заимствования и долга при формирова-нии государственного бюджета Республики Казахстан на соответствующий год.
В данном документе для осуществления долгосрочного прогноза Министерством финансов совместно с Национальным Банком были сделаны прогнозы развития ситуации в области государственного долга до 2008 года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Закон Республики Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» от 2 августа 1999 года № 464-I (с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 6 ноября 2001 года № 252-II)
2 Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил осуществления правительственного заимствования и заимствования местными исполнительными органами Республики Казахстан» от 8 июня 2000 года № 874 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства от 28 октября 2001 года № 1369
3 Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии» от 23 января 2002 года № 88
4 Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил регистрации и учета государственных и гарантированных государством займов Республики Казахстан» от 14 июня 2001 года № 819
5 Программа правительственного и гарантированного Правительством заимствования на 1999 – 2008 годы. // Постановление Правительства РК от 5 июня 1999г. № 702.
6 Амринова А. Проблемы формирования структуры государственного долга в условиях устойчивого развития экономики Казахстана // Транзитная экономика, №4, 2003. – С. 115-119.
7 Брю С.Л., Макконелл К.Р. Экономикс. — М.: Республика, 1992. Т. 1.
8 Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. – М.: Городец-издат, 2001. – 304с.
9 Деева А.И. Финансы: учеб. / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт, 2000. – 520с.
10 Златкис Б.И. Роль и функции государственного кредита в осуществлении государственной бюджетной политики // Финансы, 2002. — №7. – С.4-11.
11 Назина Т. Дефицит бюджета и проблемы управления государственным долгом в Республике Казахстан // Рынок ценных бумаг Казахстана. — №3. – 2002. – С.2-10.
12 Рыбалко Г.П. Зарубежный опыт управления государственным долгом // Финансы. – 2000. — №6. – С.55-59.
13 Статистический бюллетень Министерства Финансов Республики Казахстан, 2000 — 2004г.
14 Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. – М.: Экономика, 1997. – 128с.
15 Финансово-кредитный словарь. — М.: Финансы и статистика, 1984.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »