Государственные целевые бюджетные фонды, их формирование и использование


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Экономический факультет

Кафедра финансов и кредита

Курсовая работа

по дисциплине «Теория финансов»

Государственные целевые бюджетные фонды, их формирование и использование

Исполнитель

студент группы ФК — 31 В. С. Кизеева

Научный руководитель

Старший преподаватель Т. И. Иванова

Гомель 2014

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты возникновения и функционирования государственных целевых бюджетных фондов

1.1 Сущность и назначение целевых бюджетных фондов

1.2 Классификация и виды целевых бюджетных фондов

2. Исследование формирования и использования средств государственных целев ых бюджетных фондов в Республике Беларусь

2.1 Источники формирования и направления использования фонда национального развития

2.2 Источники формирования и направления использования инновационных фондов

3. Перспективы развития целевых бюджетных фондов в Республике Беларусь

3.1 Зарубежный опыт формирования и использования средств целевых бюджетных фондов

3.2 Совершенствования формирования и использования средств целевых бюджетных фондов в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающие расширение финансовых возможностей государства, возможны только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества. Важным звеном финансовой системы являются целевые бюджетные фонды государства. Они дают возможность решать стоящие перед экономикой задачи по обеспечению подъема производства, преодолению временной неустойчивости и кризисных явлений, социальной защите населения, укреплению его здоровья.

Решение этих задач требует значительных денежных ресурсов. Возникает необходимость их концентрации на государственном и региональном уровнях, ибо планируемые мероприятия отвечают как общим, так и региональным социально-экономическим интересам. Состав целевых бюджетных фондов в бюджете не постоянен. Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюджетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появлением целевых источников. Чаще всего это платежи за использование какого-либо ресурса, облаченные в налоговую форму.

Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.

Целевые бюджетные фонды — обособленная в составе бюджета часть финансовых ресурсов, формируемая за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и иных поступлений и используемая на финансирование только тех расходов, которые изначально были определены в качестве цели создания соответствующего фонда. В отношении доходов целевого назначения не действует принцип общего (совокупного) покрытия расходов при формировании бюджета за счет общей величины поступивших доходов. Доходы целевых бюджетных фондов в отличие от всех остальных бюджетных доходов не обезличиваются и направляются на заранее обусловленные цели; использование средств целевых бюджетных фондов на цели, не соответствующие их назначению, не допускается. Именно поэтому доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов.

Государственные целевые бюджетные фонды рассматриваются как совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении федеральных, региональных и местных органов власти и имеющих целевое назначение. Поэтому для обеспечения расширенного воспроизводства в отраслях экономики и повышения жизненного уровня населения важно оптимальное формирование и расходование средств этих фондов.

Цель работы — исследование вопросов формирования и использования целевых бюджетных фондов, определение понятия бюджетных фондов и их классификация, рассмотрение целевых бюджетных фондов Республики Беларусь.

Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:

1) исследование социально-экономического значения целевых

бюджетных фондов в современных условиях и их места в бюджетной системе;

2) анализ признаков, комплексное определение и развернутая классификация целевых бюджетных фондов;

3) рассмотрение целевых бюджетных фондов Республики Беларусь:

изучение вопросов формирования, механизмов их функционирования.

В современных условиях, основной целью рыночной экономики является не непрерывный экономический рост, а долговременной устойчивое развитие, которое предполагает не только постановку и решение непосредственно экономических, но также и социально-экономических задач. Разнообразие фондов обусловливает их сложные многоступенчатые связи с другими звеньями финансовой системы и населением. В этой связи особо важными являются проблемы формирования и функционирования целевых бюджетных фондов как одного из важных звеньев финансовой системы. Все выше сказанное и обуславливает актуальность выбранной темы.

В качестве теоретической основы явились труды отечественных и зарубежных ученых экономистов исследований в области государственных финансов, государственного бюджета, финансового права, финансовой системы, содержащиеся в работах А. Г. Грязновой, Т. В. Сорокиной, С. В. Запольского, Л. И. Леутиной, Т. Г. Струк, Тепляковой, Н. А. и др.

В процессе проведение анализа применялись следующие методы: формально-логический, системный, сравнительно-правовой методы. Анализ статистических данных осуществлен с привлечением методов выборки, группировки, сравнения и обобщения. Для наглядности использованы табличный и графические методы представления анализируемого материала.

Информационной базой явились законы и кодексы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь, Постановления Совета Министров Республики Беларусь, нормативные документы Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, нормативные документы органов исполнительной власти субъектов Республики Беларусь.

1. Теоретические аспекты возникновения и функционирования государственных целевых бюджетных фондов

1.1 Сущность и назначение целевых бюджетных фондов

При формировании доходов и расходов государственного бюджета наряду с распределением средств по статьям стала активно применяться такая форма, как бюджетные фонды. Понятие «фонд» в качестве правовой категории присутствует в гражданском, бюджетном, налоговом и других отраслях законодательства.

В рамках гражданского законодательства фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда [1].

В бюджетном и налоговом законодательстве помимо организаций под фондом понимается фонд денежных средств, который формируется за счет установленных законом источников, аккумулируемых на определенных счетах и предназначенных для определенных целей [2, с. 202-203].

Фондам присущи общие и специфические черты как особой форме финансов общественного сектора, объясняющие их многообразие и энергичное развитие.

Во-первых, фонд выступает одновременно как форма перераспределительных отношений, как результат финансовых потоков и как субъект финансовых отношений — финансовый институт.

Во-вторых, важны цели, конечные задачи создания фондов. Речь идет об аккумулировании ресурсов для общественно значимых целей. Многовариантность общественно полезных задач (от строительства дорог до решения конкретных экологических и социальных проблем) порождает многообразие фондов.

В-третьих, это некоммерческий статус, т. е. цель деятельности ориентирована не на получение максимально возможной прибыли, а на выполнение другой целевой задачи, признанной обществом.

В-четвертых, характер движения финансовых средств — первичен сбор, аккумулирование источников, вторично их распределение при обязательности целевого характера расходования.

Для данных фондов характерно чёткое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объёмы средств этих фондов и контролировать целевое использование финансовых ресурсов[3, c. 323-325].

Государственный бюджет является основным централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Его средства являются обезличенными и обеспечивают реализацию функций государства. Однако у государства могут быть определенные потребности, имеющие особое значение, которые поэтому должны иметь соответствующее гарантированное финансовое обеспечение. Это и является основанием для образования фондов целевого назначения.

Государственные целевые фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлеченных государством для финансирования общественных потребностей из определенных источников, которые имеют целевое назначение.

Государственные целевые фонды — это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы.

Государственные целевые фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80.

Государственные целевые фонды делятся на целевые бюджетные фонды (фонды, которые включаются в состав Государственного бюджета) и государственные внебюджетные фонды (фонды, которые не включаются в состав Государственного бюджета) [4, с. 256].

Целевые бюджетные фонды — это фонды, создаваемые в бюджете для обеспечения целевого финансирования тех функций государства, которым отдается приоритет в текущем финансовом году: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы, продовольствия и аграрной науки, республиканский фонд охраны природы, фонд национального развития и др.

Целевые бюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемые по целевому назначению. С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.

Основное назначение государственных целевых фондов заключается в следующем:

обеспечении социальной защиты населения путем выплаты субсидий, пенсий, финансирование социальной инфраструктуры;

содействии экономическому подъему государства через финансирования, субсидирования, кредитование отечественных предприятий;

финансировании природоохранных мероприятий;

предоставлении займов, кредитов.

Таким образом, существование государственных целевых бюджетных фондов вызвано необходимостью перераспределения финансовых ресурсов и обеспечения строго целевого направления поступающих средств в соответствии с приоритетами социального и экономического развития [5, c. 51].

Формирование доходов государственных целевых фондов происходит за счет следующих источников:

а) бюджетное финансирование;

б) обязательные отчисления юридических и физических лиц;

в) доходы от инвестирования собственных средств;

г) добровольные взносы, спонсорская помощь;

д) другие источники.

Исторически целевые фонды явились предшественниками самого бюджета и создавались для организации финансирования каких-либо крупных государственных мероприятий. С развитием государственности они не утратили своей роли и сегодня существуют наряду с бюджетом практически во всех развитых странах. Например, во Франции с момента окончания войны и до настоящего времени действует Фонд экономического и социального развития. Объем аккумулируемых им средств сопоставим с размерами государственного бюджета Франции. В США уже несколько десятилетий существует Фонд перестройки и развития экономики.

Создание целевых фондов продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных задач социального или экономического характера. Этому способствует строго целевой характер использования средств целевых фондов. Предназначение целевых фондов всегда раскрывается в названии: Инновационный фонд, Фонд национального развития, Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья и т. п. [6, с.112-113].

Каждый из целевых фондов имеет свои источники формирования и свои направления расходования средств. Их роль заключается в следующем:

снимают напряжение с государственного бюджета, выступая в качестве стабильного, прогнозируемого источника денежных средств, направляемых органами власти на финансирование конкретных социальных потребностей общества и различных программ экономического характера;

усиливают целевое использование средств, в соответствии с приоритетами социального и экономического развития;

расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества.

Целевые бюджетные фонды являются важным средством решения общегосударственных целевых задач по развитию инфраструктуры народного хозяйства, охране окружающей среды, укреплению институтов общества. Понятие целевого бюджетного фонда введено ст. 2 п. 1.29 Бюджетного кодекса Республики Беларусь как совокупность денежных средств, формируемая в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счет определенных доходов и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и иных источников, используемая на определенные цели, в том числе в соответствии с бюджетными программами, утверждёнными в установленном порядке [7].

Целевые бюджетные фонды имеют свои особенности:

они имеют целевые источники и целевое расходование средств.

бюджетные фонды действуют только в течение одного финансового года,

что отличает их от внебюджетных фондов, которые могут быть как постоянно действующими, так и временными. Это связано с тем, что действие бюджета ограничено во времени одним финансовым годом.

правовой режим бюджетных фондов определяется не только законами, но

и подзаконными нормативными актами. В их числе Бюджетного кодекса Республики Беларусь, закон о бюджете на очередной финансовый год, положения, утверждаемые Правительством Республики Беларусь.

формируются компетентными, уполномоченными органами.

состав целевых бюджетных фондов в бюджете непостоянен. Это

обусловлено выдвигаемыми на очередной финансовый год приоритетными направлениями социально-экономической политики.

они являются институтом финансовой системы.

Специфика целевых бюджетных фондов в том, что фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счет которых они формируются, либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом.

Необходимость введения этих фондов продиктована:

1) остротой стоящих перед государством многих экономических, социальных и технических проблем;

нехваткой государственных ресурсов, требующихся для их решения.

Первоначально большинство специальных фондов непосредственно не включались в состав бюджета. Это приводило к распылению ресурсов, не могло обеспечить их эффективное формирование и использование, вынуждало отвлекать на решение целевых программ бюджетные средства. Ситуация усугублялась хроническим бюджетным дефицитом. Для ликвидации этих негативных явлений государственные специальные целевые фонды были включены в состав бюджета, что соответствовало общей концепции необходимости жесткой централизации всех финансовых ресурсов в условиях их хронического дефицита [8].

Это позволило предусматривать в консолидированном бюджете образование целевых бюджетных фондов, предназначенных для финансирования приоритетных государственных программ, мероприятий и расходов под контролем фискальных органов. Фонды формируются в основном за счет целевых налогов и отчислений, которым в законодательном порядке придается целевое назначение.

В последние годы идет процесс по сокращению и объединению отдельных фондов, что вызвано снижением остроты соответствующих проблем, общей стабилизацией финансовой базы государства. Отличительными признаками данных платежей (что можно рассматривать как признак их классификации по целевому назначению) является их строго целевой характер, что обычно отражается в их названиях: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и т. п.

1.2 Классификация и виды целевых бюджетных фондов

Классификация фондов представляется важной прежде всего тем, что выделив среди фондов какие-либо группы, обладающие одинаковыми характеристиками, законодателю будет легче регулировать их деятельность, используя характерные особенности каждой группы фондов [9].

В зависимости от целей создания существующие и существовавшие целевые бюджетные фонды можно разделить на следующие группы:

фонды обеспечения развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы — к ним можно отнести, в частности, дорожные и инвестиционные фонды, фонды развития минерально-сырьевой базы, фонды квотирования рабочих мест;

фонды, связанные с охраной окружающей природной среды — экологические, охраны водных объектов, биологических ресурсов;

фонды, связанные со стимулированием и поддержкой органов власти — фонды социального развития различных министерств и ведомств, например Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь и т. д..

В зависимости от уровня управления государственные целевые бюджетные фонды делятся на республиканские и местные. Статья 29 Бюджетного Кодекса Республики Беларусь определяет, что в составе республиканского бюджета и местных бюджетов могут создаваться государственные целевые бюджетные фонды. Число и состав фондов зависит от финансовой политики, проводимой государством. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.

В зависимости от сроков создания различают целевые фонды, создаваемые на временной основе (как правило, это целевые бюджетные фонды, образуемые в составе бюджета, который принимается на год, и при возобновлении в последующем году целевые бюджетные фонды не всегда создаются вновь), и постоянные(обычно к ним относятся целевые внебюджетные фонды, создаваемые на длительный срок для финансирования важных государственных направлений).

Государственные целевые бюджетные фонды классифицируются по различным основаниям. По правовому положению они делятся на государственные (республиканские) и местные. Первые находятся в распоряжении центральных органов управления, вторые — в распоряжении органов местного управления и самоуправления. В зависимости от целевой направленности расходования денежных средств они делятся на фонды социального назначения и экономические фонды. Первые предназначены для решения задач социального характера. Вторые имеют экономическую направленность.

На данный момент существуют следующие виды целевых бюджетных фондов: Фонд национального развития и Инновационные фонды.

Статус фонда национального развития — целевой фонд денежных средств, формируемый республиканскими органами власти. Предназначение фонда — реализация наиболее важных экономических и социальных проектов государства.

Статус инновационных фондов — целевой фонд денежных средств, формируемый республиканскими органами власти. Механизм его функционирования ежегодно уточняется и регламентируется отдельной статьей бюджета Республики Беларусь. Предназначения фонда — финансовая поддержка инновационной деятельности всех отраслей национальной экономики как необходимой предпосылкой их устойчивого, поступательного развития [10, c. 54-56].

Проанализировав все выше сказанное, можно сделать следующий вывод.

Целевые бюджетные фонды создаётся для достижения какой-либо конкретной цели, решения чётко определённой проблемы. Средства фонда при этом расходуются только на те направления, которые соответствуют задачам, поставленным при его создании, и не должны изыматься для использования на другие цели.

Образование целевых бюджетных фондов используется как один из методов стимулирования отдельных направлений социально-экономического развития общества.

Целевые бюджетные фонды присутствуют не только в республиканском, но и в местных бюджетах, где они создаются для решения специфических задач той или иной области (г. Минска). В целом, целевые фонды способны сыграть положительную роль в развитии финансово-экономической и социальной политики государства, поскольку они позволяют сконцентрировать финансовые средства на определенных «узких» направлениях, имеющих приоритетное значение в жизни страны ввиду своей социальной значимости. Целевые бюджетные фонды являются особенно гибкими в этом отношении, поскольку их можно создавать и ликвидировать практически каждый финансовый год.

2. Исследование формирования и использования средств государственных целевых бюджетных фондов

2.1 Источники формирования и направление использования фонда национального развития

В Республике Беларусь перечень целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Практика последних лет показывает, что на территории республики существовали следующие государственные целевые бюджетные фонды:

республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

республиканский дорожный фонд;

фонд охраны природы;

фонд национального развития;

фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья;

фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания);

инновационные фонды.

Однако, законами о бюджете Республики Беларусь на 2012 и 2014 годы предусмотрено формирование в составе республиканского бюджета лишь двух государственных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития и республиканских инновационных фондов.

28 декабря 2005 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Указ № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития». Основной целью его создания является аккумуляция финансовых ресурсов для реализации наиболее важных экономических и социальных проектов государства. Таким образом, в тексте указа подчеркивается важность задач, поставленных перед фондом, и определена в общих чертах сфера использования его средств [11, с. 29 — 31].

Указом Президента к плательщикам фонда отнесены:

республиканские и коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения,

хозяйственные общества, в отношении которых Республика

Беларусь и (или) административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами (далее — хозяйственные общества), за исключением случаев, установленных законодательными актами, — от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) пропорционально долям Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в их уставных фондах. При этом указанная часть прибыли (дохода) является минимальной обязательной частью дивидендов на доли Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в уставных фондах хозяйственных обществ.

Унитарные предприятия, государственные объединения и хозяйственные общества, основными видами деятельности которых являются растениеводство, животноводство, растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство), рыболовство и рыбоводство, перечисляют в бюджет часть прибыли (дохода), исчисленной в размере 5%, иные унитарные предприятия, государственные объединения и хозяйственные общества — в размере 20%.

Часть прибыли (дохода), подлежащая перечислению в бюджет унитарными предприятиями, государственными объединениями и хозяйственными обществами, исчисляется от разницы между прибылью, полученной от осуществления всех видов деятельности, включая разницу между иными доходами и расходами, и суммой:

начислений налогов, сборов (пошлин), производимых из прибыли за отчетный период в соответствии с законодательными актами;

прибыли, направленной на создание и приобретение основных средств производственного назначения, их реконструкцию (модернизацию, реставрацию), в том числе осуществляемых по договору простого товарищества, и нематериальных активов, а также на погашение кредитов (займов), полученных на эти цели;

прибыли, направленной на расходы, установленные Президентом Республики Беларусь;

прибыли, полученной страховыми организациями от размещения страховых резервов, сформированных по страхованию жизни и дополнительной пенсии и направляемых на выплаты гражданам в соответствии с принятыми обязательствами.

Помимо этого, страховые организации перечисляют в республиканский бюджет еще также часть прибыли, полученной от проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

по договорам внутреннего страхования либо комплексным договорам внутреннего страхования и договорам страхования «Зеленая карта» — в размере 10%;

по договорам пограничного страхования — в размере 30%.

Исчисление части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет, осуществляется начиная с 2013 г. ежеквартально как разница между суммой прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет нарастающим итогом с начала года, и суммой прибыли (дохода), перечисленной в бюджет за предыдущий отчетный период. Перечисление в бюджет части прибыли (дохода) производят: унитарные предприятия, государственные объединения, хозяйственные общества, за исключением хозяйственных обществ, которые самостоятельно указанных в части второй настоящего пункта, — за I — III кварталы отчетного года не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, за IV квартал отчетного года не позднее 22 марта года, следующего за отчетным

Хозяйственным обществом в установленном законодательными актами порядке может быть определен иной период исчисления прибыли (дохода), в том числе ее части, перечисляемой в бюджет. Указанные хозяйственные общества производят перечисление в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участникам хозяйственного общества объявлена дата выплаты дивидендов за отчетный период [12].

Указом предлагается единый методический подход к расчету части прибыли, перечисляемой в бюджет унитарными предприятиями, и части прибыли, направляемой на выплату дивидендов хозяйственными обществами с долей государственной собственности. Установление единой для республиканских унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей государственной собственности шкалы нормативов отчислений части прибыли в зависимости от фактического уровня рентабельности позволит определить гарантированную долю государства, получаемую им по дивидендам на акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ независимо от решений, принимаемых собраниями акционеров в отношении определения размера прибыли, направляемой на выплату дивидендов по акциям [13].

Следовательно, бюджет фонда формируется из отчислений части прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с законодательными актами, другие источники по решению Президента Республики Беларусь и иные источники, не запрещенные законодательством. Перечень унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ, размер части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в фонд, порядок и сроки ее перечисления устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно до 15 апреля по результатам работы за предыдущий отчетный год. Расходы государственного целевого бюджетного фонда национального развития осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.

Меры, направленные на поддержку национальных предприятий, будут выражаться в установлении льготных тарифов на энергоносители, в возмещении части процентов за пользование банковскими кредитами, предоставлении беспроцентного налогового кредита для организаций, испытывающих трудности с реализацией продукции. Намечено также освободить от таможенных пошлин отдельные виды ввозимых для собственных нужд сырья, материалов и комплектующих, которые не производятся в республике.

На 2014 год целевой бюджетный фонд национального развития формируется в сумме 1 929 979 265 тыс. рублей и используется в сумме 2 892 320 318 тыс. рублей. Постановлением Совета Министров РБ от 28.03.2014 № 282, в 2014 г. в государственный целевой бюджетный фонд национального развития обязаны перечислить средства 61 высокорентабельная организация которые отражены в приложении А [14, c.22-23].

Общая сумма перечисляемых средств составит на конец года 463 046 млн. руб. Средства должны перечисляться равными долями ежемесячно в течение 2014 г., начиная с мая 2014 г. Речь идет о перечислении части прибыли (дохода) по результатам работы за 2013 г. сверх части прибыли, исчисленной и перечисленной в бюджет в соответствии с Указом Президента РБ от 28.12.2005 № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития». Правительство поручило Нацбанку, Управлению делами Президента Республики Беларусь, НАН Беларуси, Минстройархитектуры, Минздраву, МИД, Мининформу, Минобороны, Минпрому, Минсвязи, Минтрансу, Госкомвоенпрому, концернам «Белгоспищепром», «Белнефтехим», облисполкомам, Мингорисполкому контролировать своевременность и полноту уплаты в республиканский бюджет части прибыли (дохода) высокорентабельными организациями, находящимися в их подчинении (входящими в их состав) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в их управлении. Наиболее существенный вклад внесут в фонд национального развития ОАО «Гомельтранснефть Дружба», ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман», РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», ОАЛ «Белшина», ОАО «Могилевский завод лифтового машиностроения» , ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (таблица 2) [15].

Таблица 2 — Перечень высокорентабельных организаций, перечисляющих средств в государственный целевой бюджетный фонд национального развития в 2014 г.

Наименование предприятия

Сумма перечислений, млрд. рублей

Государственные органы и иные

организации, в подчинении которых находятся высокорентабельные организации или которым переданы в управление акции высокорентабельных организаций

ОАО «Гомельтранснефть Дружба»

227 766

ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман»

60 183

Белорусский государственный концерн пищевой промышленности

«Белгоспищепром»

РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»

43 289

ОАО «Белшина»

43 124

Белорусский государственный концерн по нефти и химии

ОАО «Могилевский завод лифтового машиностроения»

123

ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»

16 282

Национальный банк

По мнению плательщиков, планируемые перечисления в фонд национального развития в 2014 году (463,0 млрд. руб.), это много, поскольку нести дополнительную нагрузку никто не желает. С точки зрения выполнения плана доходов по данному платежу, этого далеко недостаточно для его выполнения.

Для сравнения: по итогам работы за 2012 год плательщиками в фонд были определены 80 организаций, платежи от которых должны были составить 779,6 млрд. руб.. Однако снижение спроса на мировых рынках на продукцию ОАО «БелАЗ — управляющая компания холдинга «БелАЗ-холдинг» существенно ухудшило финансовое состояние общества, что и обусловило его исключение в конце 2013 года из перечня плательщиков в фонд. С учетом этого платежа в фонд национального развития по итогам работы за 2012 год составили 445,4 млрд. руб..

В результате по всем решениям Правительства в 2013 году в фонд национального развития от высокорентабельных организаций поступило 1 153,7 млрд. руб.. При этом все плательщики выполнили свои обязательства в полном объеме.

Государственный целевой бюджетный фонд национального развития формируется в сумме 1,9 трлн. Это предусмотрено проектом закона о республиканском бюджете на 2014 год. Документом устанавливается, что государственный целевой бюджетный фонд национального развития формируется в сумме 1 929 979 265 тыс. рублей и используется в сумме 2 892 320 318 тыс. рублей(таблица 3) [15].

Таблица 3 — Объемы формирования целевого бюджетного фонда национального развития

Год

Формируется, тыс.

Используется, тыс.

2014

1 929 979 265 тыс.

2 892 320 318

2013

4 128 437 051

1 535 130 616

2012

1 024 313 000

1 024 313 000

Рисунок — 1 Общий объем перечислений в фонд национального развития

Таким образом можно сказать, что в 2012 году доходная часть фонда равняются расходной части, Этот говорит о том, что бюджет сбалансирован. Однако внешний баланс не всегда совпадает с внутренним. Если в бюджете учтены все доходы, а расходы носят только обязательный характер, такой бюджет сбалансирован как внешне, так и внутренне. Это правильно сбалансированный бюджет. Если же в расходах есть необязательные траты, но доходы все равно равны расходам, то бюджет сбалансирован неправильно, и следует задуматься о планировании.

В 2013 году она увеличилась почти в четыре раза, и доходы превышают расходов в данном случае, это говорит о том, что существует профицит бюджета, то есть денег достаточно. В данной ситуации необходимо задуматься о том, как более эффективно использовать излишек денег. А вот 2014 году ситуация ухудшается так как расходная часть превышает доходную, этот вариант говорит о том, что существует дефицит бюджета, то есть денег недостаточно для покрытия существующих расходов. Чтобы бюджет стал сбалансированным, необходимо либо увеличить доходы, либо уменьшить расходы.

Расходы государственного целевого бюджетного фонда национального развития осуществляются по решению Президента Республики Беларусь. Неиспользованные суммы зачисляются в доходы будущего года[16, с. 59-62].

Средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития, направляемые в 2014 году на финансирование государственных капитальных вложений, отражены в таблице 4 [17].

Таблица 4 — Средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития, направляемые в 2014 году на финансирование государственных капитальных вложений

Наименование республиканского органа гос. управления, иной организации

Средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития, тыс. руб.

В том числе на

строительство объектов, тыс. руб.

погашение задолженности за работы, выполненные в 2011 году, тыс. руб.

Всего

710 512 000

710 512 000

Гродненский облисполком

113 978 000

113 978 000

Министерство культуры

52 513 000

52 513 000

Министерство обороны

77 700 000

77 700 000

Министерство по чрезвычайным ситуациям

3 000 000

3 000 000

Министерство спорта и туризма

57 521 000

57 521 000

Министерство транспорта и коммуникаций

40 000 000

40 000 000

Министерство энергетики

353 800 000

353 800 000

Комитет государственной безопасности

6 000 000

6 000 000

Государственный пограничный комитет

3 000 000

3 000 000

Следственный комитет

3 000 000

3 000 000

Планируется, что средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития будут направлены на строительство (реконструкцию) объектов киностудии «Беларусьфильм», республиканского центра позитронно-эмиссионной томографии, легкоатлетического манежа БГУФК, Республиканского центра олимпийской подготовки по зимним видам спорта «Раубичи», атомной электростанции, Березовской ГРЭС, внешних инженерных сетей к заводу по производству легковых автомобилей, авиационно-ремонтного завода, второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска, моста через реку Мухавец и другие.

Также предполагается, что средства фонда национального развития в 2013 году будут представлять собой «подушку безопасности» для выполнения обязательств перед кредиторами в период прохождения пика выплат по внешнему долгу, считают в Минфине Беларуси.

«Накопленные средства фонда национального развития также будут служить в 2013 году так называемой «подушкой безопасности» для выполнения нашей страной обязательств перед внешними кредиторами», — заявил министр финансов Беларуси Андрей Харковец в интервью ведомственному журналу «Финансы, Учет, Аудит».

А. Харковец напомнил, что в 2013 году платежи по обслуживанию и погашению внешнего госдолга вырастут в 2 раза — до $3 млрд.

«Обслуживание внешнего госдолга будет в полном объеме осуществляться за счет доходов республиканского бюджета. Источниками платежей по погашению долга будут выступать запланированные в бюджете на эти цели ресурсы, в том числе полученные в порядке рефинансирования долгов, что является стандартной практикой в мире, и средства, полученные в рамках реализации стабилизационной программы правительства и Национального банка с Антикризисным фондом ЕврАзЭС», — цитирует министра interfax. by [18].

Безусловно, увеличивая объемы поддержки предприятий реального сектора экономики или давая им возможность направлять собственные средства на модернизацию производств, государство ожидает соответствующей отдачи, в том числе и за счет увеличения платежей в бюджет.

Таким образом, изучив опыт формирования в Республике Беларусь целевого бюджетного фонда национального развития, можно сделать вывод о его значительной роли в экономике государства. В нем аккумулируются средства, формируемые за счет поступлений от предприятий, которые имеют излишнюю прибыль и являются высоколиквидными. Средства фонда направляются, главным образом, на поддержку экспортоориентированных и валообразующих предприятий, а также на реализацию направлений инвестиционной программы республики. Меры, направленные на поддержку национальных предприятий, выражаются в возмещении части процентов за пользование банковскими кредитами, предоставлении беспроцентного налогового кредита для организаций, испытывающих трудности с реализацией продукции. В последние годы средства фонда используются в качестве исполнения обязательств по внутренним и внешним займам, что не совсем соответствует его первоначальному назначению.

2.2 Источники формирования и направления использования инновационных фондов

Инновационные фонды создаются в соответствии с Законом РБ о бюджете Республики Беларусь на следующий финансовый год и законодательными актами Президента РБ.

В составе республиканского бюджета формируются республиканские инновационные фонды, в составе местных бюджетов — местные инновационные фонды.

С 1 января 2013 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» инновационные фонды формируются:

республиканские — за счет отчислений в размере 10% от налога на прибыль, уплаченного в республиканский бюджет организациями, находящимися в подчинении (входящими в состав) распорядителей средств республиканских инновационных фондов, а также входящими в состав подчиненных им государственных производственных объединений, хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в их управление, дочерними республиканскими унитарными предприятиями подчиненных им (входящих в их состав) организаций, организациями, являющимися участниками холдингов, акции (доли в уставных фондах) управляющих компаний которых находятся в республиканской собственности и переданы им в управление;

местные — за счет отчислений в размере 10% от налога на прибыль, уплаченного в местные бюджеты на территории соответствующей области и г. Минска организациями, находящимися в коммунальной собственности, а также хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности, и иными организациями.

Отдельное формирование инновационного фонда законодательством, так как это было ранее, уже не предусматривается. При этом не будет увеличена ставка налога на прибыль, как и налоговая нагрузка. По данным Министерства по налогам и сборам, это позволит оставить плательщикам в своем распоряжении примерно 3 трлн. руб. [19].

Зачисление части налога на прибыль в инновационные фонды производится по установленному нормативу отчислений (10% от прибыли):

в республиканские инновационные фонды — Министерством финансов;

в местные инновационные фонды — местными финансовыми органами.

Инновационные фонды создаются в целях финансирования развития высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики, формирование и развитие инновационной инфраструктуры, а также выполнение новейших исследований и разработок [Приложение С].

Таким образом, с 1 января 2013 г. отчисления в инновационный фонд организациями самостоятельно не производятся, в бюджет не перечисляются (за исключением погашения задолженности, сформировавшейся за 2012 год и предыдущие периоды) и не учитываются при формировании цены продукции, стоимости работ и услуг, выполняемых, оказываемых при осуществлении строительной деятельности [20].

Постановлением Совета министров РБ от 22 ноября 2012 года №1068 утвержден Реестр организаций, принимающих участие в формировании республиканских инновационных фондов. В реестр вошли сотни предприятий и организаций Минстройархитектуры, Минпрома, Минсельхозпрода, Минсвязи, Минторга, Минлесхоза, МЧС, Минобразования и других республиканских органов госуправления.

Средства инновационных фондов зачисляются на специальные счета, открываемые органами и организациями в банках Республики Беларусь.

Средства инновационных фондов направляются на цели, связанные с реализацией мероприятий государственных, отраслевых и региональных программ, инвестиционных проектов, приобретением, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга), машин и механизмов, транспортных средств и технологического оборудования, необходимых для развития производственных мощностей, на погашение кредитов банков, привлеченных на эти цели, и уплату процентов по ним, а также на другие цели, определенные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Финансирование инновационных проектов за счет средств инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия следующим критериям:

организация технологического процесса, обеспечивающего средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный уровню Европейского союза по соответствующему виду экономической деятельности либо превышающий этот уровень;

экспортная ориентированность (превышение экспорта над импортом) проекта; целевой бюджетный фонд

создание и внедрение технологий и (или) новой для Республики Беларусь и (или) мировой экономики продукции.

Финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ за счет средств инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия приоритетным направлениям научных исследований и научно-технической деятельности в Республике Беларусь, установленным актами законодательства.

Порядок использования средств инвестиционных фондов определяется Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Выделение средств из инновационных фондов осуществляется на безвозвратной основе. Распределение средств между получателями средств республиканских инновационных фондов осуществляют на конкурсной основе распорядители средств республиканских инновационных фондов, между получателями средств местных инновационных фондов — распорядители средств местных инновационных фондов [21].

Двадцать пять органов государственного управления имеют собственные инновационные фонды (Приложение В). Лидирующие позиции по доле расходов инновационных фондов занимают Белорусский государственный концерн по нефти и химии (35%) и Министерство промышленности (24%) отраженны в приложении В.

Каждая из областей имеет местные инновационные фонды (таблица 6, рисунок 3) [22].

Таблица 6 — Доходы и расходы местных инновационных фондов по распорядителям средств республиканских инновационных фондов на 2013 год

Расходы областного бюджета, тыс. руб.

Расходы инновационного фонда, тыс. руб.

Мингорисполком

25 290 180 657,1

740 100 000,0

Брестский облисполком

9 314 532 155,4

129 111 816,0

Витебский облисполком

8 761 556 255,2

107 000 000,0

Гомельский облисполком

13 451 635 978,8

97 900 000,0

Гродненский облисполком

7797533158,2

67400000,0

Минский облисполком

8 923 266 325,0

169 800 000,0

Могилевский облисполком

9 202 833 957,4

53 900 000,0

Рисунок 3 — Расходы инновационного фонда (удельный вес в объеме бюджета, %).

Распорядители средств республиканских инновационных фондов утверждают по согласованию с Министерством экономики и Государственным комитетом по науке и технологиям сметы расходов средств инновационных фондов по направлениям использования.

Из республиканских инновационных фондов средства выделяются распорядителями средств этих инновационных фондов организациям, находящимся в их подчинении (входящим в их состав), а также входящим в состав подчиненных им государственных производственных объединений, хозяйственным обществам, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в их управление, дочерним республиканским унитарным предприятиям подчиненных им (входящих в их состав) организаций, организациям, являющимся участниками холдингов, акции (доли в уставных фондах) управляющих компаний которых находятся в республиканской собственности и переданы им в управление.

Из местных инновационных фондов средства выделяются организациям, находящимся в коммунальной собственности, а также хозяйственным обществам, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности, и иным организациям.

Научные, проектные и конструкторские организации вне зависимости от подчиненности имеют право подавать заявки на участие в открытом конкурсном отборе проектов (работ) для финансирования как из республиканских, так и местных инновационных фондов.

Отдельно следует остановиться на деятельности Белорусского инновационного фонда.

Белорусский инновационный фонд (далее Белинфонд) создан Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1998 г. № 1739 для усиления государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь и является некоммерческой организацией находящейся в подчинении Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь. Работой фонда руководит попечительский совет, а непосредственное управление деятельностью осуществляет исполнительная дирекция Белинфонда.

Основными задачами деятельности Белорусского инновационного фонда являются:

финансовая поддержка инновационных проектов на возвратной основе;

финансирование промышленного освоения результатов исследований и разработок, высокоэффективных изобретений, имеющих важное народнохозяйственное значение;

содействие созданию и освоению наукоемкой продукции и новейших технологий;

содействие созданию и развитию в стране производств, основанных на новых и высоких технологиях;

поддержка развития инфраструктуры рынка технологий, научно-инновационного предпринимательства;

привлечение иностранных инвестиций;

проведение выставок, ярмарок научно-технической продукции, семинаров, конференций, симпозиумов и др. научно-практических мероприятий; финансовая поддержка информационного обеспечения инновационной деятельности, издание научно-технической и научно-методической литературы (включая периодические издания, каталоги инновационных проектов).

Бюджет Белинфонда формируется за счет:

бюджетных средств;

добровольных взносов министерств, органов государственного управления, объединений, предприятий, организаций;

вкладов иностранных фирм и организаций;

физических лиц;

поступлений от уставной деятельности;

банковских процентов.

Финансирование проектов осуществляется на возвратной и платной основе. Договора заключается, как правило, на срок пять лет. За пользование средствами начисляются проценты в размере 0,5 ставки рефинансирования Национального банка.

Работы выполняются в рамках условий, определенных «Положением о порядке конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, в том числе инновационных фондов», утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2006 № 1329, Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 года № 174 «О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда» и согласно плану реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26 мая 2011 г. № 669 [24].

Проекты, представляемые в Белорусский инновационный фонд, проходят тщательную экспертизу для исключения неэффективных затрат бюджетных средств, что является первоочередной задачей. Процедура отбора включает всестороннюю оценку показателей деятельности предприятия-заявителя. Финансированию подлежат только инновационные проекты. Приоритет отдается проектам, связанным с республиканскими инновационными программами. Получателями кредита могут быть частные предприятия. Срок кредитования обычно составляет пять лет с отсрочкой платежей на два года. Продукция, выпуск которой налажен в результате проекта, может быть включена в госзаказ, что служит дополнительной гарантией возврата кредита. Кредитуемым предприятиям также предоставляются иные преимущества административного характера. Договор о финансировании является трехсторонним и заключается между Фондом, кредитуемым предприятием и органом государственного управления (отраслевым министерством, Академией наук, местным органом власти). Кредит не требует залогового обеспечения, но Фонд имеет право потребовать досрочной выплаты во внесудебном порядке. Приоритетность избегания рисков в деятельности Фонда делает наиболее предпочтительными малорискованные проекты, предполагающие либо небольшие постепенные инновации, либо являющиеся по сути инвестиционными.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »