Государственное собрание — Курултай — Республики Башкоростан


Курсовая работа

по дисциплине

«Механизм государства»

на тему

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ — КУРУЛТАЙ — РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Верховный Совет БАССР XII созыва — предшественник Государственного Собрания — Курултая — Республики Башкортостан

2. Двухпалатный парламент нового типа

3. Первый, второй, третий и четвертый состав Государственного Собрания

4. Координация деятельности Государственного собрания — Курултая

5. Компетенция Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан

6. Итоги деятельности Курултая за 17 лет

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В Pоссийской Федерации продолжается развитие системы власти на федеральном и региональном уровнях. B соответствии с демократическим принципом pазделения властей появились российский и региональные парламенты. Они уже осуществились как важный политико — правовой институт и стали основой стабилизации общества. Паpламент вошел в политическую культуру России и ее регионов, превратился в один из элементов pоссийской политической pеальности.

Hакопленный в Башкортостане опыт формирования парламентаризма и развития институтов парламентской демократии — это сфера вызывает не только теоретический, но и практический интерес.

Aктуальностью данной курсовой работы является вопрос формирования, становления и дальнейшее развитие законодательной ( представительной ) власти Республики Башкортостан. Отличительной особенностью парламентаризма в Республики Башкортостан является сложный пройденный путь и богатая история. Представительная и законодательная деятельность в республике заслуживает глубокого изучения и особого внимания. Процесс становления парламентаризма в Башкортостане уходит корнями в глубь веков. Она образовывается с незапамятных времен, когда народ начинает осознавать сам себя, сообща решать насущные вопросы, которые касаются его жизнедеятельности. «В Республике Башкортостан исходят из того, что впервые в своей истории после присоединения к Русскому государству ее народ получил возможность построить реальное демократическое государство на своей территории». Муксинов И. Ш. Семинар «Влияние законотворчества субъектов России на процессы федерализации. 5 октября 1999г..

Повседневная жизнь башкир, их деятельность тесно связаны с реализацией демократического принципа решения приоритетных общественных вопросов на народном собрании — курултае. Курултай — у монгольских народов, а в дальнейшем и у некоторых тюркских народов (башкир, казахов, киргизов, крымских татар, татар, тувинцев) — орган народного представительства, всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов, в определённой степени — аналог европейских парламентов.

Как говорил Толкачев К. Б. : «Если обратиться к истории нашего региона, то башкиры как коренной народ Южного Урала, проживающий на границе Европы и Азии несколько тысячелетий, также имели свой традиционный институт народного представительства — йыйыны (народные собрания). Наиболее важные для здешних родов и племен вопросы решались именно на них. Важную роль в жизни народа имел и совет аксакалов — старейшин. Существовали и народные суды. Все эти органы работали до революции 1917 года и даже некоторое время после нее». Толкачев К. Б. «Парламентаризм — это следствие самоорганизации общества». Республиканская общественно-политическая газета. Республиканская газета № 57.( 22 марта 2008 г. ).

Становление современной парламентской системы берет свое начало с 90 — х годов 20 века, когда в публичной жизни большую роль начинают играть принципы плюрализма, многопартийной системы, свобода слова, печати и др. О начале формирования всех принципов парламентаризма наглядно показывает избрание, организация и деятельность Верховного Совета Республики Башкортостан 12 созыва. В его работе четко отразился учет и соблюдение им интересов населения, что является одним из основных показателей парламентаризма. Дальнейшее его развитие в России и в Башкортостане должно содействовать укреплению демократии, повышению результативности государственного механизма в гарантировании прав и свобод народов, каждого человека.

Вопрос о развитии парламентаризма очень уместный, поскольку проблемам становления парламентаризма средства массовой информации уделяют не так уж много места и времени. Элементы народного самоуправления знакомы с глубоких веков нашего государства. Например, вече Новгородской республики или общинное самоуправление башкир. Византийский историк писал об устройстве общественной жизни славян: «Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии, и поэтому у них счастье и несчастье считаются общим делом». Толкачев К. Б. «Парламентаризм — это следствие самоорганизации общества». Республиканская общественно — политическая газета. Республиканская газета № 57. ( 22 марта 2008 г. ).

Идеи парламентаризма — это концепция чисто западного происхождения. Все европейские парламенты «выросли» из феодальных сословно-цеховых традиций. Именно феодализм создал парламентаризм и дал в средневековом европейском обществе сигнал к самоорганизации путем создания представительных институтов.

Согласно Конституции Республики Башкортостан, государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, местные органы государственной власти Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан. Конституция Республики Башкортостан в ред. 1993 г. Статья 6.

Высшим и единственным законодательным ( представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан.

Законодательство республик считается как определенное достижение общественно-политической идеи, как определенная ступень в поступательном развитии республик.

1. ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ БАССР XII СОЗЫВА — ПРЕДШЕСТВЕННИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ — КУРУЛТАЯ — РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

двухпалатный парламент курултай государственный

О начале развития самостоятельной парламентской системы в Башкортостане можно рассуждать с момента избрания на альтернативной основе высшего законодательного и представительного органа Верховного Совета Башкирской АССР XII созыва в марте 1990 г. В условиях переходного периода его роль в социально-политических преобразованиях увеличилась много раз, поскольку, являясь институтом представительной демократии, парламент воплотил законодательные властеобразующие функции, становился центром сотрудничества различных политических сил, содействовал рационализации принимаемых решений. Верховный Совет исполнял функции не только представительства, но и легитимации режима, рекрутирования и социализации элиты, влияния на исполнительную власть и выполнения контроля за ней.

В марте 1990 г. в Верховном Совете БАССР XII созыва, были представлены 267 депутатов из всех районов и городов национальностей, господствовали функционеры различных уровней, представители хозяйственной элиты. Немалое представительство приобрели секретари партийных организаций. Верховный Совет достаточно полно показал и социально-профессиональную структуру населения республики.

В Верховный Совет, избранный впервые не по разнарядкам обкома, горкомов и райкомов КПСС, а демократическим путем, по воле избирателей, вошли различные неординарные люди, нестандартно мыслящие, олицетворяющие разные политические взгляды. Атмосфера демократичности и свободы дискуссий, борьбы мнений дали парламенту республики стать плодотворно работающим законодательным органом. В течение четырех с половиной лет состоялись 26 его сессий. Верховный Совет республики во многом исполнял функции профессионального парламента, а его Президиум, по существу, стал «микропарламентом». Объединения и партии, которые начали усиленно возникать в Башкортостане в начале 90-х годов, так и не смогли оформить свое представительство в Верховном Совете. В конечном итоге к 1993 году в республике возник политический режим с доминирующей ассамблеей, без крепких и внешних противовесов. Верховный Совет БАССР XII созыва в реальности был переходной формой, этапом на пути от советско — партийной системы к парламентской демократии. Его по исторической традиции правильнее было бы назвать «предпарламентом». Несмотря на то, что из 275 народных депутатов Верховного Совета XII созыва 262 были членами КПСС, черта уже проходила не по линии формального членства в этой организации. С работой Верховного Совета XII созыва связаны такие судьбоносные исторические вехи жизни Башкортостана, как принятие Декларации о его государственном суверенитете и демократической Конституции Республики Башкортостан; введение института президентской власти; нового двухпалатного республиканского парламента, создание базовой системы собственного законодательства. Принимаемые Верховным Советом решения по самым актуальным и насущным вопросам, позволили обдуманно и последовательно провести в Башкортостане исходный этап социально — экономических реформ с учетом особенности и интересов республики и ее граждан.

Верховный Совет XII созыва набрал значительный опыт работы, на ее основе разрабатывались правовые и политические механизмы оптимального действия принципа разделения властей; современной правотворческой и законодательной работы, новых форм и методов парламентской деятельности. Государственное Собрание Республики Башкортостан первого созыва практически сразу начала конструктивную законодательную работу. Демократически избранным Верховным Советом XII созыва была создана солидная правовая база, благодаря которой, Государственное Собрание Республики Башкортостан приступило к работе не на пустом месте. Работу республиканского законодательного органа того времени можно по праву обрисовать как начальный демократический этап накопления опыта законотворчества. Впервые в ходе обсуждения законопроектов рождались бурные политические дебаты, дискуссии. В начале 90-х годов в республиках Российской Федерации, в том числе и в Башкортостане, сплочение региональных элит происходила на основе идеи суверенитета — стремления к большей экономической и политической самостоятельности.

Вследствие активной парламентской работы Верховного Совета Республики Башкортостан XII созыва произошел важный прорыв в законодательном регулировании общественных отношений. Была собрана и разработана качественно новая нормативно-правовая основа Республики Башкортостан. Президиум Верховного Совета в своей правотворческой деятельности исходила из того, что законодательство не самоцель, а средство влияния на социальные процессы. Документ, который положил начало усовершенствованию сложившейся советской нормативной системы, стала Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. Этот общенациональный государственный акт и принятые затем декларации республик стали основой разработки их конституций. В Декларации о государственном суверенитете Башкортостана говорилось о том, что республика должна иметь собственное законодательство. Нововведение в конституционном законодательстве заключалось в том, что конституция и уставы регионов, в отличие от советского периода, принимались самими регионами при предварительном декларировании центра демократических и федеративных принципов в образовании новой российской государственности.

Система законодательства Республики Башкортостан к концу 90-х годов включала в себя Конституцию Республики Башкортостан, 16 кодексов, более 400 законов, которые позволяли на региональном уровне координировать основные направления общественных отношений. Ядром республиканской системы законодательства явилась Конституция.

Изменение конструкции органов государственной власти, упорядочение их статуса обусловили дальнейшую законотворческую работу в области конституционного устройства. На XXV сессии были приняты законы «О Государственном Собрании Республики Башкортостан», «О выборах депутатов Государственного Собрания Курултая — Республики Башкортостан», «О местном государственном управлении в Республике Башкортостан» и «О выборах депутатов районных, городских, районных в городе Советов Республики Башкортостан». В итоге была подведена законодательная основа под новую модель организации государственной власти и созданы необходимые правовые условия для формирования местного самоуправления в республике.

Лишь на новом этапе развития отношений России и Башкортостана пришло подлинное понимание ценности законодательства как объективно необходимого инструмента социального управления, заботы о личности и ее интересах, установления режима демократии. Цели, стоявшие перед Верховным Советом Республики Башкортостан XII созыва, в этот тяжелый период истории республики в целом были решены позитивно. Всего состоялось 26 сессий Верховного Совета, 396 заседаний постоянных комиссий Верховного Совета, на которых было рассмотрено 1925 вопросов. Постоянными комиссиями подготовлено и внесено на рассмотрение Президиума Верховного Совета 960 вопросов. Верховный Совет удержал свои полномочия до избрания Государственного Собрания Курултая — Республики Башкортостан первого созыва. Смена законодательной власти и передача полномочий Верховного Совета правопреемнику — Государственному Собранию — Курултаю Республики Башкортостан, углубивший и развивший парламентские традиции, произошла исключительно законным, конституционным путем.

Неоспоримым достоинством Верховного Совета БАССР XII созыва перед предыдущими созывами явилось то, что это был поистине парламент личностей, которые думали прежде всего о судьбе родного края — Башкортостана, о его народе. Это была и молодость нового Башкортостана, момент рождения парламента демократической республики.

«Практика деятельности законодательного органа Башкортостана подтвердила правильность подходов к формированию высшего представительного и законодательного органа республики в новом его качестве; новый парламент Башкортостана органично вписался в структуру республиканских институтов власти, внес существенный вклад в создание системы законодательства Башкортостана, гармонично вошедшей в ткань общероссийского правового поля, и накопил ценный опыт законотворческой работы в новых условиях.

Родоначальником Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан является Малый Курултай — Кесе Курултай Башкурдистана, образованный в декабре 1917 года. Он работал до 1920 года. До 1938 года функцию парламента выполняли пленумы Башкирского центрального исполнительного комитета, а с 1938 года действовал Верховный Совет Башкирской АССР.

Нельзя не отметить и не высветить правовой фундамент, созданный депутатами Верховного Совета республики 12-го созыва, который позволил воплотить в реальность государственный статус Башкортостана. Развитие собственной конституционной системы республики тесно связано с его деятельностью. На основе опыта правотворчества, накопленного Верховным Советом 12-го созыва, отрабатывались правовые и политические механизмы и модели оптимального функционирования принципа разделения властей, современного законодательного процесса, новых форм и методов современной парламентской деятельности. Именно на них базировалась деятельность Государственного Собрания республики, сформированного в 1995 году». Толкачев К. Б. «Парламентаризм — это следствие самоорганизации общества». Республиканская общественно — политическая газета. Республиканская газета № 57. ( 22 марта 2008 г. ).

2. ДВУХПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТА НОВОГО ТИПА — ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ — КУРУЛТАЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.

«Парламентаризм, выстраданный и совершенствующийся самим народом, надо рассматривать как тонкий и точный инструмент, которым должны владеть люди с ясным умом и чистыми руками.

Важнейшая особенность российского общества состояла в том, что его представительная власть всегда была инкорпорирована в государственный аппарат. В отличие от европейской традиции, общество у нас всегда было придатком государства, а следовательно, не имело (вплоть, пожалуй, до земской реформы Александра II) внегосударственных форм политической и сословной самоорганизации». Толкачев К. Б. «Парламентаризм — это следствие самоорганизации общества». Республиканская общественно — политическая газета. Республиканская газета № 57. ( 22 марта 2008 г. ).

Парламентаризм есть особая система организации государственной власти, структурно и функционально базирующаяся на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и совершенствования отношений социальной справедливости и правопорядка. По своей политико-правовой природе парламент является ключевым институтом демократической системы власти. Принятые Верховным Советом Республики Башкортостан XII созыва законы «О Государственном Собрании Республики Башкортостан» и «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан» достраивали структуру парламента и устанавливали его место в системе органов власти, еще не определенное до конца Конституцией республики. «В советское время парламентские институты играли больше декоративную роль и не могли развиваться в полную силу. И только Конституция Республики Башкортостан, принятая в 1993 году Верховным Советом под руководством М. Г. Рахимова, предопределила реальное воплощение в жизнь парламентских отношений, соответствующих велению и требованиям современной демократии». Толкачев К. Б. « Парламентаризм — это следствие самоорганизации общества». Республиканская общественно — политическая газета. Республиканская газета № 57. ( 22 марта 2008 г. ).

Срок работы Верховного Совета Республики Башкортостан XII созыва истек в начале 1995 г и он был упразднен.. Двухпалатный парламент нового типа — Государственное Собрание — Курултай — Республики Башкортостан — согласно ст. 79 Конституции РБ, высший представительный и единственный законодательный орган был избран 5 марта 1995г. Важнейшее отличие Государственного Собрания Курултая — Республики Башкортостан от Верховного Совета РБ состояло в том, что республиканский двухпалатный парламент стал постоянно действующим и работающим на профессиональной основе высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Башкортостан. Срок полномочий Курултая был определен в 4 года. Ее центральной и первостепенной целью стала разработка и принятие законодательных актов, то есть, функция законотворчества. Парламент не выполнял исполнительно-распорядительных функций. Однако анализ конституционных норм показывает, что Государственному Собранию Республики Башкортостан законодательством была выделена значительная роль в системе государственной власти. Государственное Собрание Республики Башкортостан занимало одну из определяющих позиций по широте свои полномочий.

Стратегическая линия при подготовки Конституции Республики Башкортостан 1993 г. состояла в сохранении преемственности власти. Это и предопределило выбор институциональной модели, в которой наряду с новациями присутствовали и особенности советской парламентской системы.

Государственное Собрание по Конституции Республики Башкортостан в редакциях 1993 г. и 2000 г. состояло из двух палат — Законодательной и Палаты Представителей. Выборы проводились по мажоритарной системе соответственно — в одномандатных и двухмандатных округах. Обе палаты парламента республики по Конституции Республики Башкортостан избирались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатами Курултая Республики Башкортостан могли стать граждане Республики Башкортостан, которые достигли 21 года, дееспособные, не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В структуру Государственного Собрания входили первые три лица: Председатель Законодательной Палаты, Председатель Палаты Представителей, Председатель Государственного Собрания. Указанная в ст.22, 23 Закона Республики Башкортостан «О Государственном Собрании Республики Башкортостан» должность Председателя, сроком и объемом полномочий не вписывалась в ч.1 ст. 87 Конституции Республики Башкортостан. Для классического двухпалатного парламента такие явления не характерны.

Парламентаризм призван обеспечить подлинное народовластие.

3. ВЫБОРЫ ПЕРВОГО, ВТОРОГО, ТРЕТЬЕГО и ЧЕТВЕРТОГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ — КУРУЛТАЯ — РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В марте 1995 г. впервые в Башкортостане был избран двухпалатный парламент — Государственное Собрание — Курултай. Эти выборы в республике проходили на альтернативной основе: 144 депутатских мандата Палаты Представителей Государственного Собрания было 345 кандидатов. Число кандидатов в двухмандатных округах колебалось от 3 до 8. В Палату Представителей было избрано 144 депутата, а в Законодательную — 40. Первым Председателем Государственного Собрания Республики Башкортостан стал известный политический деятель М. А. Зайцев, который избирался на весь срок полномочий. Председателем Палаты Представителей Государственного Собрания первого созыва был избран М. М. Ишмуратов. Председателями Законодательной Палаты Государственного Собрания первого созыва стали А. Г. Хасанов, Р. М. Латыпов, второго созыва — Ф. С. Амеров.

С момента выборов первого состава Государственного Собрания законодательство республики Башкортостан испытало значительные изменения. 1 сентября 1997 г. был принят Кодекс Республики Башкортостан о выборах, а осенью 1998 г. в республике было пересмотрено избирательное законодательство и внесены поправки и изменения в действующий Кодекс Республики Башкортостан о выборах и в Закон «О Государственном Собрании Республики Башкортостан». Преобразования в избирательном законодательстве свидетельствовали о приближении его к стандартам, установленным международным законодательством.

14 марта 1999 г. состоялись выборы депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан второго созыва. Перед выборами в Закон «О Государственном Собрании Республики Башкортостан» были внесены поправки, которые усматривали сокращение численности и верхней и нижней палат Государственного Собрания на 10 мест. На первом заседании Государственного Собрания Республики Башкортостан, 29 марта 1999 г. его Председателем и Председателем Палаты Представителей на первые два года был избран К. Б. Толкачев. Курултай — Республики Башкортостан первого созыва показала свою дееспособность, и оставила огромную законодательную базу. Система республиканского законодательства включала в себя Конституцию Республики Башкортостан, 16 кодексов, 379 законов, 1334 постановления. В Башкортостане была создана одна из наиболее развернутых законодательных систем среди субъектов Российской Федерации — достаточно самостоятельная, разработанная с учетом особенностей республики, интересов ее граждан. Полномочия комитетов палат Государственного Собрания второго созыва значительно отличались от полномочий комитетов палат первого созыва. Они имели право законодательной инициативы; право составлять заключения по кодексам, законам и иным актам, принятым Законодательной Палатой по предметам ведения комитетов; организовывали парламентские слушания Представителей.

Парламентаризм в Башкортостане шагнул на качественно новую ступень развития, об этом свидетельствуют учреждение института президентства и принятие демократической Конституции. Заметно видоизменили политический и правовой ландшафт республики, привели к перераспределению властных полномочий. Главной и принципиальной правовой основой функционирования системы парламентаризма явилось положение, которое закрепленное в Конституции Республики Башкортостан, о том, что «Государственная власть осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную» Конституция Республики Башкортостан. Основы конституционного строя Республики Башкортостан. Статья 6.. Все три ветви власти признавались самостоятельными. Практической реализацией вышеназванного положения новой Конституции Республики Башкортостан стало перераспределение целого ряда важнейших полномочий, которые осуществлялись ранее законодательной властью — Верховным Советом, в пользу нового института власти — президентства. Наиболее заметными из них явились функции Президента по формированию Правительства и руководству его деятельностью, по представлению кандидатур на ряд высших государственных должностей, подписанию и обнародованию законов и т. д. Он назначался на должность Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента Российской Федерации.

Так республика сделала первый шаг на пути к формированию демократического правового государства, юридическому признанию и фактической реализации образцов парламентаризма и одного из его основных, фундаментальных принципов — принципа разделения властей.

Декларирование и формально — юридическое закрепление принципов работы парламента и определение его функций еще не означает автоматического претворения идей парламентаризма в жизнь, в практику государственной и общественной жизни. Одной из характерной специфики современного политического процесса в России остается дисбаланс в построении государственно — властной вертикали в пользу исполнительной власти. Эта тенденция присуща как для Российской Федерации в целом, так и для ее регионов. Ответ на вопрос о факторах, которые определяют доминирование исполнительной власти и в республиканском политическом пространстве, нужно искать в тех глобальных политических процессах, которые происходят в стране.

Так республика сделала первый шаг на пути к созданию демократического правового государства, юридическому признанию и фактической реализации идеалов парламентаризма и одного из его фундаментальных принципов — принципа разделения властей.

Выборы в Государственное собрание — Курултай — Республики Башкортостан третьего созыва прошли в марте 2003 года. Согласно Конституции Республики Башкортостан, Государственное Собрание — Курултай третьего созыва состоял из 120 депутатов, избранных сроком на 5 лет. Конституция Республики Башкортостан. Законодательная власть. Статья 68. Парламент стал однопалатным. Переход к однопалатной системе республиканского парламента был вызван объективной необходимостью, и время только подтвердило правильность этого шага. Депутатов IV созыва избрали 2 марта 2008 года. В Курултай Республики Башкортостан IV созыва входили 120 депутатов. Выборы проводились по смешанной системе: половина депутатов (60) избирались по пропорциональной системе, а другая (60) — по одномандатным избирательным округам на основе мажоритарной системы. Депутаты IV созыва работают в Курултае Республики Башкортостан на постоянной (17 депутатов) и непостоянной основе (103 депутата). В дальнейшем были внесены изменения относительно численного состава Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан. Президент Башкортостана Муртаза Губайдуллович Рахимов, выступая перед депутатами, отметил, что в выборы в Государственной Собрание отличались большой активностью, высоким накалом борьбы за депутатские места. Происходящее реформирование государственного устройства, обновление федерального и республиканского законодательства обусловливают дальнейшее усиление роли Государственного Собрания — Курултая — Республики Башкортостан в общественно-политической жизни. Республиканская общественно — политическая газета. Республика Башкортостан № 97. Послание Президента Республики Башкортостан на 2004 год. «Стратегия Башкортостана — созидание во благо народа». ( 24 мая 2005 г. )

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ — КУРУЛТАЯ

Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан.

Государственное Собрание Республики Башкортостан является постоянно действующим органом законодательной власти Республики Башкортостан. Он состоит из 110 депутатов Конституция Республики Башкортостан. Законодательная власть. Статья 67..

Деятельность Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан регулируется Конституцией Республики Башкортостан, Законом «О Государственном Собрании — Курултае Республики Башкортостан», Регламентом Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан и иными законами Республики Башкортостан.

Основной формой работы Государственного Собрания являются заседания.
Заседание Государственного Собрания правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов Государственного Собрания.

Они проводятся открыто. Государственное Собрание вправе проводить также закрытые заседания в случаях, предусмотренных федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан, а также Регламентом Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан.

Депутатам Государственного Собрания, которые работают как на профессиональной постоянной основе, так и без отрыва от основной деятельности, им гарантируются равные возможности по осуществлению депутатских полномочий в течение всего срока полномочий.

Депутаты Государственного Собрания имеют право:

1) вносить законопроекты и предложения об их разработке;

2) обращаться с запросом;

3) выступать на заседаниях Государственного Собрания и его постоянных комитетов, комиссий;

4) выдвигать кандидатуры на выборные должности Государственного Собрания;

5) ставить вопрос о приглашении должностных лиц органов государственной власти Республики Башкортостан на заседания Государственного Собрания, постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания;

6) участвовать в образовании и деятельности фракций и групп;

7) осуществлять иные действия, предусмотренные федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом и другими законами Республики.

Особенностью Госсобрания РБ является то, что здесь предусмотрена должность Председателя Госсобрания, который ведет заседания Госсобрания и ведает его внутренним распорядком. Полномочия Председателя Госсобрания РБ сводятся к тому, что он:

— представляет Госсобрание во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, Президентом Республики Башкортостан, Кабинетом Министров Республики Башкортостан, Конституционным Судом Республики Башкортостан, Верховным Судом Республики Башкортостан, Высшим арбитражным судом Республики Башкортостан, Прокурором Республики Башкортостан, органами местной власти, общественными организациями (объединениями), а также парламентами субъектов Российской Федерации и зарубежных государств, в международных и иных парламентских организациях;

— осуществляет общее руководство работой Курултая, подготовкой вопросов, которые подлежат рассмотрению на его заседаниях;

— может созывать заседания Госсобрания как по собственной инициативе, так и по предложению Президента Республики Башкортостан;

— осуществляет взаимодействие Госсобрания с представительными органами местной власти;

— представляет Президенту Республики Башкортостан для подписания и обнародования законы;

— информирует депутатов об осуществлении своих полномочий;

— представляет на утверждение Госсобранию Положение о Секретариате Госсобрания, его структуру и штатное расписание;

— решает иные вопросы, которые могут быть возложены на Председателя Госсобрания.

Государственное Собрание — Курултай формирует свой Президиум, который является постоянно действующим органом Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан. Президиум Государственного Собрания создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Государственного Собрания и осуществления иных полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан и настоящим Законом. Регламент Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан. Часть 2 статья 10.

Согласно Регламенту в состав Президиума Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан входят: во-первых, Председатель Государственного Собрания; во-вторых, заместитель Председателя Государственного Собрания; в третьих, председатели постоянных комитетов Государственного Собрания. Председатель Государственного Собрания и заместитель Председателя Государственного Собрания избираются из числа депутатов Государственного Собрания и осуществляют свои полномочия на профессиональной постоянной основе. Также в заседаниях Президиума могут участвовать: 1) полномочный представитель Президента Республики Башкортостан в Государственном Собрании;

2) полномочный представитель Правительства Республики Башкортостан в Государственном Собрании;

3) представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Президиума Государственного Собрания рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы. К компетенции Президиума Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан относятся такие вопросы как: формирование проектов примерной программы законопроектной работы Государственного Собрания на текущую сессию, формирование проектов календарного плана рассмотрения Курултаем вопросов на очередной месяц по постоянным комитетам Государственного Собрания, составление повестки дня на очередное заседание Государственного Собрания, созывает заседания Государственного Собрания и определяет даты их проведения и многие другие.

В структуру Государственного Собрания входят постоянные комитеты, комиссии Государственного Собрания, избирающиеся из числа депутатов Государственного Собрания. Комиссии Государственного Собрания создаются на определенный срок в соответствии с предоставленными им полномочиями. Образование постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания, изменения в их составе оформляются постановлениями Государственного Собрания. Постоянные комитеты и комиссии создаются по различным направлениям, например, комиссия по депутатской этике, комиссия по противодействию коррупции, комитет по образованию и т. д.

В деятельность Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан входят и парламентские расследования в порядке, который установлен Законом и Регламентом Государственного Собрания.

Парламентское расследование заключается в том, что депутатами Курултая изучаются факты, связанные с социально значимыми событиями, происшествиями. Основами проведения парламентского расследования являются:

1) сообщения о нарушениях Конституции Республики Башкортостан и законов Республики Башкортостан органами государственной власти Республики Башкортостан, государственными органами Республики Башкортостан, должностными лицами указанных органов, депутатами Государственного Собрания;

2) сообщения об обстоятельствах, ведущие к ухудшению социально-экономического положения в республике, осложняют политическую ситуацию.

Решение о проведении парламентского расследования принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания по предложению Президиума Государственного Собрания или постоянного комитета Государственного Собрания.

Для проведения парламентского расследования Государственное Собрание образует комиссию из числа депутатов. Итоги всех парламентских расследований обсуждаются на заседании Государственного Собрания, и оформляются постановлением.

По решению Государственного Собрания итоги парламентского расследования могут быть опубликованы в республиканских средствах массовой информации.

Курултай Республики Башкортостан разработал и принял множество законов, которые регулируют различные области жизни: политическую, административную и хозяйственную. Какой бы ни был закон он не выполнит своего предназначения, если не будут созданы условия их исполнения, если не будет осуществлен контроль за их реализацией. Наиболее полезной и эффективной формой обсуждения насущных проблем являются парламентские слушания.

Проведение парламентских слушаний предусмотрено Конституцией Республики Башкортостан, также Законом «О Государственном Собрании — Курултае Республики Башкортостан».Основа парламентских слушаний — это обсуждение сложных законопроектов, контроль за исполнением принятых законов, республиканских программ, которые утверждены Курултаем Республики Башкортостан.( «Об экологическом Образовании», «О пчеловодстве» и т. д.).

Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности Государственного Собрания образуется Секретариат Государственного Собрания — Курултай Республики Башкортостан, возглавляет его Руководитель. Секретариат Государственного Собрания — Курултай Республики Башкортостан действует на основе законодательства Республики Башкортостан и положения о Секретариате Государственного Собрания — Курултае Республики Башкортостан, структура и штатная численность которого утверждаются Государственным Собранием. Расходы на обеспечение деятельности Секретариата Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан решается Государственным Собранием в пределах средств, выделяемых на содержание деятельности Государственного Собрания.

Государственное Собрание, осуществляя законодательное регулирование по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий принимает Конституцию Республики Башкортостан и вносит в нее изменения и дополнения, законы и постановления Государственного Собрания, также принимает обращения, заявления и декларации.

Законы Республики Башкортостан принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Башкортостан и федеральным законом.

Постановления Государственного Собрания принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Собрания, если другое не предусмотрено Конституцией Республики Башкортостан и федеральным законом.

Проект закона Республики Башкортостан рассматривается Государственным Собранием не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Государственного Собрания.

Председатель Государственного Собрания в семидневный срок направляет Президенту Республики Башкортостан принятые законы для подписания.

Президент Республики Башкортостан обнародует закон либо отклоняет его в течение четырнадцати дней с момента поступления закона.

Если Президент Республики Башкортостан в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то Государственное Собрание в установленном Регламентом Государственного Собрания — Курултая — Республики Башкортостан порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания, он не может быть повторно отклонен Президентом Республики Башкортостан и подлежит обнародованию Президентом Республики Башкортостан в течение семи дней.

Курултаем Республики Башкортостан установлены деловые контакты с Советом Федерации и Государственной Думой. Регулярно депутатами вносятся предложения и замечания по проектам федеральных законов, участвуют в думских парламентских слушаниях.

5. Компетенция Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан

В плане установления конституционного статуса Государственного Собрания наибольший интерес представляет ст. 71 Конституции Республики Башкортостан, в котором указаны предметы ведения законодательного органа. Для того, чтобы парламент мог успешно реализовывать свои социальные функции, в Конституции определены нужные для этого полномочия, которые вместе с функциями образуют его компетенцию. К компетенции Государственного Собрания Рeспублики Башкортостан относятся:

— принятие Конституции Республик Башкортостан, также внесение в нее изменений и дополнений;

— осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий Республики Башкортостан;

— толкование законов Республики Башкортостан, контроль за их исполнением (основными задачами контроля Государственного Собрания за исполнением законов Республики Башкортостан являются:

1) оценка правоприменительной практики в сфере исполнения законов Республики Башкортостан;

2) выявление и устранение препятствий, которые мешают надлежащему и эффективному исполнению законов Республики Башкортостан);

— утверждение программ социально-экономического развития Республики Башкортостан;

— утверждение бюджета Республики Башкортостан и составление отчета о его исполнении;

— установление налогов и сборов Республики Башкортостан;

— утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан и составление отчетов об их исполнении;

— выполнение контроля за исполнением бюджета Республики Башкортостан и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан;

— установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью Республики Башкортостан и контроль за его соблюдением;

— определение административно-территориального устройства Республики Башкортостан и порядка его изменения;

— решение вопросов, которые связаны с изменением границ Республики Башкортостан;

— утверждение заключения и расторжения договоров Республики Башкортостан;

— определение порядка назначения и проведения референдума Республики Башкортостан, назначение даты проведения референдума Республики Башкортостан;

— установление процесса проведения выборов и назначение даты выборов депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан;

— определение порядка проведения выборов и назначение даты выборов Президента Республики Башкортостан;

— выбор Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан;

— решение вопроса о недоверии (доверии) Президенту Республики Башкортостан;

— согласование назначения на должность Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан;

— назначение на должность Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Башкортостан;

— согласование назначения Прокурора Республики Башкортостан;

— внесение на обсуждение Президента Республики Башкортостан, органов исполнительной власти Республики Башкортостан предложений об изменениях и (или) дополнениях в правовые акты Президента Республики Башкортостан, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Башкортостан либо об их отмене;

— обжалование в судебном порядке актов Президента Республики Башкортостан, органов исполнительной власти Республики Башкортостан;

— осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

— проведение парламентских расследований и слушаний;

— назначение и освобождение от должности Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Kонтрольно-счетной палаты Республики Башкортостан;

— пpинятие обращений в Конституционный Суд Республики Башкортостан, также в Конституционный Суд Российской Федерации;

— избрание мировых судей;

-участие в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;

— назначение представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан и прекращение их полномочий;

— назначение в пределах своих полномочий членов Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;

— установление порядка проведения выборов и назначение даты выборов депутатов местных представительных органов государственной власти Республики Башкортостан;

— определение порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Республики Башкортостан; определение в пределах своей компетенции порядка деятельности органов местного самоуправления;

— заслушивание по отдельным вопросам информации руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан;

— учреждение государственных наград Республики Башкортостан, почетных званий Республики Башкортостан;

— иные вопросы, которые относятся к ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Контрольная функция работы Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан занимает одно из главных мест, так как регулирует различные сферы деятельности и не может не иметь прав в сфере контроля. Контрольные полномочия парламента закреплены не только в Конституции, но и в ее законодательстве.

Государственное Собрание Республики Башкортостан при выполнение законодательной, представительной, контрольной, учредительной функции, придерживается принципам приоритетности и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законности; гласности и учета общественного мнения; заботы об обеспечении гражданского и общественного согласия в республике; единства и целостности территории Республики Башкортостан; соблюдения требований депутатской этики.

«Современные полномочия Республики Башкортостан в области законодательства опираются на серьезную правовую основу, прежде всего на Конституции Российской Федерации». Муксинов И. Ш. Семинар «Влияние законотворчества субъектов России на процессы ее федерализации» 5 октября 1999 г.

6. ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРУЛТАЯ ЗА 17 ЛЕТ

Дeпутаты Курултая всех трех созывов работали, и в настоящее время 4 созыв работают в тесном контакте с исполнительной властью как единый, согласованный государственный механизм. Главной целью взаимоотношений этих двух государственных органов, представляющих две ветви государственной власти, является координирование интересов при принятии республиканского бюджeта, рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов. Множество своих полномочий согласно Конституции Республики Башкортостан Правительство рeализует используя право законодательной инициативы. Предоставление Президенту Республики Башкортостан и Правительству права законодательной инициативы дает им возможность принимать активное участиe в законотворческом процессе а, следовательно, в подготовке и реализации государственной политики в области управления отраслями экономики. Объем и масштабы участия Правительства республики в законотворческой дeятельности постоянно увеличиваются, важное место при этом отводится и разработке механизма реализации принятых законов. B Государственном Собрании Республики Башкортостан создан институт постоянного представительства Правительства. Важнейшим документом, который определяюет направлeния законодательной работы является ежегодное Послание Президента Государственному Собранию Республики Башкортостан, в котором дается оценка сдeланной работе, анализируются недостатки, определяется система целей, задач и приоритетов на соответствующий год и на перспективу. Послание Президeнта служит основой для разработки программы действий Правительства, неотъемлемой частью которой является участие в законотворческой дeятельности. Республике крайне необходимы нормативные правовые акты, направленные на сохранение и наращивание индустриального потенциала, строительного и агропромышленного комплексов, совершенствование кредитно-финансовой системы, налоговой политики, стимулирующeй труд товаропроизводителей, рациональное пользование природных ресурсов, защиту малоимущих слоев населения, развитие социальной сферы. Именно началом важности таких приоритетов сегодня является нормотворчeская деятельность парламента республики.

Прошло то время, когда региональные парламенты советского типа, разрабатывая законы, во многом копировали то, что исходило от Верховного Совета СССР. Сегодня законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации нe только развивают и дополняют правовую базу страны, но нередко подают пример смелого и грамотного законотворчества. А некоторые региональные акты становятся образцами модельного законодательства. Парламент Республики Башкортостан по праву может гордиться тем, что в 90-е годы им принимались законы, у которых не было аналогов в федеральном законодательстве. К сожалению, результаты законодательных инициатив представительных органов субъектов Российской Федерации не совсем утешительны: за период с 1993 по 2003 гг, из 1359 законодательных инициатив субъектов Российской Федерации принято всего 29. « Опыт Республики Башкортостан по созданию собственной полноценной и эффективной правовой системы, составляющей неотъемлемую часть российского правового пространства, уникален и неповторим. Регулирование отдельных блоков общественных отношений законодательством нашей республики во многом опережало федеральный центр и другие субъекты Российской Федерации». Толкачев К. Б. «Критерий качества закона — сама жизнь». Республиканская общественно-политическая газета. Республика Башкортостан. № 17. ( 27 января 2006 г. ).

В современных условиях существенно увеличились темпы законодательной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях. С момента вступления в действие Конституции Российской Федерации и до настоящего времени принято более полутора тысяч федеральных законов (в 1991 г. их было всего 162), в субъектах Федерации — более 20 тысяч законов. На фоне значительного увеличения общего объема всех нормативных правовых актов в Российской Федерации наблюдается еще одна весьма примечательная тенденция — значительными темпами увеличивается объем законодательства субъектов Российской Федерации. Наличие пробелов в федеральном законодательстве и недостаточная оперативность принятия актов федерального законодательства в начале 90-х годов подталкивали регионы к практике «опережающего правотворчества» в целях сокращения до минимума имеющихся пробелов. Это во многом и явилось основной причиной действия в субъектах Федерации нормативных правовых актов, которые не соответствуют федеральным законам и даже Конституции Российской Федерации. Носколько широкое распространение получило это явление, показывают данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации: на 1 марта 2004 г. были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством конституции и уставы 64 субъектов Федeрации, отменено или изменено более 2500 иных нормативных актов. Многие трудности конституционного характeра тогда стали решаться путем заключения внутрифедеральных договоров и соглашений, которые сужали сферу федeрального законодательства, определенную Конституцией.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »