Финансовые механизмы регулирования малого и среднего бизнеса


Введение

Актуальность темы «Финансовые механизмы регулирования малого и среднего бизнеса в Казахстане» определена общим направлением развития экономики Республики. Президент страны Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на заседании Совета национальных инвесторов в апреле 2014 года сделал ставку на малый и средний бизнес (МСБ): «В нашей Стратегии развития до 2050 года и Концепции по вхождению в 30-ку развитых стран мира вопрос развития бизнеса стоит вопросом номер 1… Сейчас речь идет именно о малом и среднем бизнесе. Человек открыл дело, где работают пять-десять человек, 50 человек. И, если таких будет много, и все они будут обеспечены работой, если это будет гибкое производство, которое будет переходить от одного вида деятельности к другому, выживать в условиях конкуренции, — это то, что там надо…» [1]. Для написания курсовой работы по финансовому менеджменту вам могут быть полезны следующие разделы, где размещены готовые курсовые работы:
Финансы
Финансовый анализ
Эффективность

1. Развитие МСБ в Казахстане на современном этапе

Опорой экономики любой страны в настоящее время выступает малый и средний бизнес. Именно от МСБ в большей степени зависит решение таких важных задач, как наполнение рынка отечественными товарами, создание рабочих мест, а также формирование конкурентной среды. Президент РК сделал ставку на малый и средний бизнес. А для того, чтобы МСБ смог стать настоящим двигателем и реальной движущей силой нашей экономики, ему необходима всесторонняя поддержка государства.
Как заявил первый заместитель председателя правления Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Рахим Ошакбаев в своем интервью «Капитал.kz»: «Необходимо признать, что правительство достаточно активно и относительно эффективно работает в направлении развития как МСБ, так и бизнес-климата в целом. К примеру, все большей популярностью у МСБ пользуются инструменты государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2020»» [3].
По данным статистики на начало 2014 года в Республике зарегистрировано почти 840 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Удельный вес МСБ в ВВП страны около 30%. Поступления налогов из этой сферы в государственный бюджет составил 15% от всех поступлений, а именно 746 507,75 млн. тенге [4].
На диаграмме рисунка 1 наглядно представлены сферы, в которых действует малый и средний бизнес.
Из рисунка 1 видно, что наибольший удельный вес в общем объеме малого и среднего бизнеса занимает торговля и ремонт, на них приходится 46%. На строительство приходится 14%. Доля малых и средних организаций, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и услугами предприятиям составляет 12,1%. На промышленность приходится 10,9% от общего объема.
Таким образом, следует признать, что развитие среднего и малого бизнеса идет теми же темпами, что и развитие экономики Казахстана в целом. И, конечно, все это благодаря тому, что МСБ входит в число приоритетов развития страны и ему уделяется немалое внимание со стороны правительства и президента.
Тем не менее, встает вопрос о том, что уже с 1992 года в РК начали действовать программы поддержки предпринимателей, а МСБ к настоящему времени так и не стал опорой экономики, не стал основой среднего класса, чем осложняется ведение бизнеса, что мешает
Попробуем разобраться в этом вопросе.

Рисунок 1 Структура малого и среднего бизнеса по сферам по состоянию на 1 января 2014 года

Важнейшей проблемой являются финансы, а именно финансы, которые можно получить у отечественных банков. Как отметил Рахим Ошакбаев: «У многих заемщиков есть проблемы с обслуживанием займов: текущий уровень проблемных кредитов в ссудном портфеле банков второго уровня (БВУ) составляет 71%. Из них 43% – сомнительных и 29% – безнадежных» [3]. Достаточно большое количество предприятий МСБ берут кредиты в банках на развитие бизнеса или на оборотные средства, но, как показывает практика, не справляются с взятыми на себя обязательствами по кредиту. Основной причиной того, что заемщики не справляются с обязательствами, является, безусловно, высокая процентная ставка, которая без учета скрытых комиссий составляет в среднем 14%.
Если сравнить процентные ставки отечественных банков со ставками, по которым выдают кредиты своим бизнесменам банки Евросоюза, Южной Кореи и т.п. то различия колоссальны. В странах Евросоюза ставка по кредиту составляет 4% против наших 14%. Многие потенциальные предприниматели просто не решаются начать бизнес с такими процентными ставками, а те, кто решаются не всегда справляются с взятыми обязательствами.
Серьезной проблемой выступает недостаток квалифицированного персонала, при этом качество человеческого капитала не самое хорошее. Если, например, китайцы готовы работать много и за маленькие зарплаты, то казахстанский человек желает получать хорошую зарплату, но повышать квалификацию и компетентность не хочет. Многие предприниматели сталкиваются с проблемой кадров, найти квалифицированных работников достаточно сложно и порой практически не возможно. Запросы по зарплате не соответствуют квалификации и добросовестности по отношению к работодателю и его бизнесу.
Также существует проблема правовых рисков ведения бизнеса. Немалый процент предпринимателей уверены, что они беззащитны, они не могут рассчитывать на справедливость и беспристрастность в судах, властных органах и т.п. Еще многие предприниматели убеждены, что как только их бизнес начнет процветать, то его отберут. Эту проблему можно назвать системной, и она требует решения.
Следует также отметить, что международная торговля в Казахстане оставляет желать лучшего. Из возможных 185 мест РК занимает 182-е место в сфере международной торговли. Для осуществления деятельности в международной торговле необходимо оформлять 9 документов, что занимает примерно 81 день. Мягко говоря невыгодна стоимость экспорта — 1 контейнер стоит более 4 тыс. долларов. Если потребуется исполнить контракт в принудительном порядке через судебную систему, то необходимо 370 дней и 37 процедур. В этом случае судебные издержки будут составлять 22% от стоимости контракта. Чтобы ликвидировать предприятие необходимо будет потратить 1,5 года.
Есть и еще много нерешенных проблем, осложняющих ведение бизнеса в нашей стране. Это налоговое администрирование, административные барьеры и прочее.
Для наглядности проблемы, препятствующие успешному предпринимательству [5], оформим в виде графика (рисунок 2).

Рисунок 2 Проблемы, препятствующие развитию МСБ в РК

Отметим, что банки неохотно финансируют startup (начинающий бизнес). Это понятно, ведь банки – это тоже бизнес, а бизнес стремиться к увеличению прибыли и минимизации рисков, а вот риски startup очень велики. Поэтому startup никогда не были и не будут приоритетом для банков.

Тем не менее, в настоящее время для начинающих предпринимателей действует проект «Атамекен Startup». Это один из проектов, отдельное направление деятельности Союза «Атамекен». Для поддержки начинающих предпринимателей создана новая форма финансирования — Клуб бизнес-ангелов. В 2013 году «Атамекен Startup» организовал и провел в регионах 6 выездных конкурсов. На конкурсах присутствовали спонсоры, которые интересуются новыми проектами и готовы вложить в них средства. Если спонсоров не было, то Союз «Атамекен» выходил напрямую на заинтересованные компании с интересными проектами. В 2014 году было запланировано провести 20 подобных конкурсов.
Хотелось бы отметить, что с абсолютной точностью задача вовлечения казахстанцев в предпринимательство была поставлена президентом в Стратегии «Казахстан-2050» – «…создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы. Важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу» [6].
Следующий важный вопрос, который необходимо рассмотреть в оценке ситуации развития МСБ – это отношение между бизнесом и государством. В Казахстане существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Этот вопрос достаточно хорошо освещен в статье А.К. Отешовой «Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан [8, с. 110-113].
Интересен опыт финансово-кредитной поддержки МСБ бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются предприятиям малого и среднего бизнеса на определенный срок под более низкие проценты, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90 % заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать банки второго уровня, пенсионное фонды, страховые компании, торговые и промышленные корпорации в предоставлении займов и кредитов малому и среднему бизнесу.
К другим формам господдержки МСБ можно отнести: «обеспечение госзаказом (теперь не менее 15 % государственных заказов в обязательном порядке размещаются на малые предприятия), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, др.» [8, с.111]. Обеспечение госзаказом следует понимать так: выиграв тендер на получение госзаказа, генеральный заказчик в соответствии с договором обязан 15% и более от всей суммы заказа разместить на предприятии МСБ.
Первый заместитель председателя правления Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Рахим Ошакбаев характеризует отношения между бизнесом и государством как позитивно и динамично развивающиеся. «К предпринимателям и к позиции НЭПК «Союз «Атамекен» стали всерьез прислушиваться не только в государственных структурах, но и в парламенте» [3], — заявил Ошакбаев.
Во-первых, НЭПК «Союз «Атамекен» получает поддержку Президента РК. Во-вторых, еще с осени 2012 года проводятся ежемесячные селекторные совещания генеральной прокуратуры со своими областными территориальными подразделениями, совместно с НЭПК «Союз «Атамекен» и с региональными бизнес-ассоциациями. В-третьих, МСБ теперь имеет возможность публично заявлять о нарушении своих прав. Это сказывается благоприятно на работе и бизнеса и чиновников, т.к. когда каждый месяц в «прямом эфире» освещаются проблемы малого и среднего бизнеса в регионах перед главным надзорным органом, это несколько предостерегает от злоупотреблений, как чиновников, так и бизнесменов.
4 июля 2013 года в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 129-V «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» (с изменениями по состоянию на 07.11.2014 г.) [9] была создана Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан. Целью ее создания стало:
— обеспечение благоприятных условий для СМБ в сфере права, экономики и социальной сферы;
— обеспечение развития партнерских и взаимовыгодных отношений между бизнесом и государством;
— обеспечение поддержки и стимулирование деятельности объединений индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в форме ассоциации (союза).
Членство в Национальной палате предпринимателей обязательно для всх предпринимателей, при чем с предпринимателей взимаются членские взносы. На сегодняшний день предприниматели не видят выгоды для себя от членства и не спешат платить взносы. Из-за чего сложилась следующая ситуация: «Слабый сбор членских взносов является в настоящее время одной из самых серьезных проблем, формируя уязвимость палаты. Фактически несобираемость взносов привела к тому, что запланированная численность Национальной палаты и региональных палат не набрана, главные мероприятия, запланированные на 2014 год, в настоящее время недофинансированы» [10]. Был проведен анализ бюджета 6 региональных палат предпринимателей и центрального аппарата НПП за последний квартал 2013 года и первый квартал 2014 года. Анализ выявил, что из-за недостаточного поступления средств в 2013 году в бюджет фактически получено лишь 36,6% от плана, а в первый квартал 2014 года бюджет фактически получил лишь 24,1%. Считается, что недополучение денежных средств связано с тем, что предпринимателей обязали платить взносы. Но уплатить они их могут до конца 2014 года, а год еще не кончился, поэтому НПП ощущает недостаток финансов.
По его информации, в 1 квартале 2014 года бюджет исполнен всего на 24,1%, что связано с низкой оплатой обязательных членских взносов в начале года, так как в законе прописана норма уплаты до конца года. В целях активизации работы по сбору членских взносов в 2014 году в НПП создана специальная комиссия.
Рассматривая вопрос развития МСБ, следует остановить свое внимание на так называемой «второй волне приватизации». Необходимость «второй волны приватизации» назрела в нашей стране по той простой причине, что государство избыточно расширило свое присутствие в экономике. А краеугольным камнем экономического успеха республики является частная собственность, что черным по белому указано в Стратегии «Казахстан-2030». Государство может и должно присутствовать только в тех сферах предпринимательства и бизнеса, где оно действительно необходимо, а именно:
— для обеспечения национальной безопасности;
— для использования стратегических объектов;
— для предоставления товаров и услуг, которые может предоставить только государство, где отсутствует частный сектор.
Задачу по сокращению доли государственного сектора необходимо эффективно решить. Другого пути к устойчивому экономическому процветанию Казахстана, кроме рыночной экономики с частной собственностью на средства производства и свободной реализацией предпринимательской инициативы гражданами, в настоящий момент нет. А ограниченное присутствие государства в предпринимательской деятельности является одним из фундаментальных условий функционирования рыночной экономики.
Развитие МСБ в большой степени зависит от наличия платежеспособного спроса со стороны населения на те продукты и услуги, которые производят и будут производить предприятия МСБ. Если спроса не будет, то эта сфера не сможет развиваться. Спрос же невозможно предугадать. Поэтому, тем предпринимателям, кто решил реализовать свой потенциал именно в сфере бизнеса, необходимо «видеть на два шага вперед», а также быть мобильными. Другими словами, если представитель МСБ видит, что спрос на его товары или услуги начал снижаться и в перспективе ожидается дальнейшее снижение, то следует быстро переориентироваться и перейти в другую сферу, без сожаления и привязанности к прежнему виду деятельности. Предприниматель должен обладать умением анализировать и прогнозировать ситуацию на рынке, обладать определенным «чутьем», уметь ориентироваться в законодательстве, уметь рисковать, но при этом грамотно распоряжаться своим достаточно небольшим капиталом. Вообще, ситуация в сфере МСБ весьма сложная. Предприниматель МСБ должен быть более эрудированным, более знающим, более активным, чем те, кто работают в большом бизнесе.
Согласимся с мнением Байтеновой А.Т., которое как раз действительно характеризует, почему МСБ должен «выжить»: «Основной кадровый резерв для предприятий МСБ – это те самые 5,8% населения, которые числятся безработными. Какой завтра будет их доля в ВВП – это уже вопрос второй. На самом деле, малый и средний бизнес предоставляет людям возможность сохранить человеческое достоинство, во-первых, не пополняя собой категорию маргинальных личностей, а, во-вторых, избежав унизительной жизни на пособие по безработице. Создание своего дела – это не только вопрос выживания, для многих граждан Казахстана – это еще и вопрос самоуважения, самосовершенствования и самореализации. Словом, разговор о необходимости развития малого и среднего бизнеса постепенно выходит из области экономики, перемещаясь в область общечеловеческих ценностей» [7, с.57].
В целом можно сделать следующие выводы. Развитие МСБ в Казахстане идет в правильном направлении. Правительство имеет абсолютно адекватное понимание того, как поспособствовать улучшению бизнес-климата в стране. Правильным является то, что решения принимаются не просто волюнтаристски, а в тесном сотрудничестве с бизнесом, для этого создана Национальная палата предпринимателей.
Для более эффективного развития МСБ в Казахстане необходимы:
— либерализация налогового и таможенного администрирования;
— либерализация доступа на казахстанский рынок рабочей силы квалифицированных управленцев, инженеров и т.д.;
— приватизация;
— выход государства из бизнеса;
— либерализация регулирования.
Важную роль в осуществлении вышеперечисленного играет Стратегия «Казахстан-2050».

2. Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года

Еще во введении было отмечено, что развитие малого и среднего бизнеса всегда являлось приоритетным для высшего руководства нашей страны. Политика государства в сфере предпринимательства с выгодной стороны выделяет Казахстан среди всех стран СНГ. В рейтинге Всемирного банка «Doing Business» Казахстан занимает 47-е место, тогда как Белоруссия находится на 69-м месте, а Россия, вообще, на 120-м месте. В этом рейтинге немаловажную роль отдают показателям называемым «Система налогообложения субъектов частного предпринимательства» и «Защита инвесторов», по которым Казахстан находится на 13-м и 10- м месте соответсвенно. Тогда как Россия заняла, соответственно, 105-е и 111- е места, а Белоруссия – 156-е и 79-е места [11].
Для цели развития предпринимательства в стране был утвержден и этот документ. В 2013 году Президентом РК Н. Назарбаевым была утверждена «Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года» [11]. Назначение данного документа – создать эффективную систему государственного регулирования малого и среднего бизнеса, а также сформировать регуляторную политику на долгосрочный период.
Рассмотрим более подробнее данную Концепцию.
Концепция описывает необходимые реформы в сфера МСБ и указывает направления реализации этих реформ.
Концепция выявляет необходимость:
— создать на постоянной основе централизованную систему публичного анализа регуляторного воздействия действующих и вновь вводимых норм законов и инструментов регулирования экономики и внедрения на его основе согласования нормативных правовых актов общественными организациями бизнеса, действующими в сфере принятия данных правовых норм, на основе международного опыта;
— выявить и реализовать возможность передачи в бизнес-среду отдельных государственных функций регулирования предпринимательской деятельности с одновременным повышением ответственности предпринимателей за нарушения, повлекшие для потребителей ущерб;
— провести дальнейшее усовершенствование систем управления рисками и внедрение новых принципов взаимоотношений государства и бизнеса, устанавливающих невмешательство в процесс производства и внутреннюю деятельность частных предприятий и направленность государственного контроля только на качество и безопасность конечного продукта;
— проработать вопросы институционального усиления общественных организаций защиты прав потребителей, повышения требований к ним, разработки прозрачных механизмов деятельности, повышения информированности потребителей о качестве и безопасности потребляемой продукции.
В рамках Концепции проведен анализ государственного регулирования предпринимательской деятельности, результаты которого позволили выявить существующие проблемы:
1) в разрешительной системе выявлены следующие недостатки: хаотичность самой системы как таковой; неиспользование систем управления рисками; множество разрешительных документов, число которых постоянно неконтролируемо растет; сложность разрешительного законодательства; отсутствие персональной ответственности чиновников за их действия.
2) В сфере государственного контроля и надзора выявлены следующие недостатки: наказания и штрафы преобладают над предупреждениями и профилактикой; наличие большого количества требований, подлежащих проверке со стороны государства, многие из которых являются неисполнимыми, дублирующимися, устаревшими, противоречивыми, необоснованными; недостаточная реализация систем оценки рисков.
3) В сфере саморегулирования бизнеса выявлены следующие недостатки: отсутствие развитой и полноценной конкуренции в бизнесе, которая стала бы отличным стимулом для МСБ.
4) В сфере нормотворчества выявлены следующие недостатки: формальный подход госорганов к мнению бизнеса; неэффективность существующей системы анализа регуляторного воздействия в нормотворческой деятельности по причине отсутствия реальных обсуждений между государством и бизнесом, не возможность проведения научной экономической экспертизы и т.п.
5) В сфере технического регулирования выявлены следующие недостатки: множественность существующих нормативных правовых актов и наличие в них отсылочных норм, которые влекут дублирование требований, отсутствие единой базы нормативно-технических документов, а также контроля со стороны государственных органов.
6) В сфере налогового и таможенного администрирования выявлены следующие недостатки: наличие существенных временных и финансовых издержек бизнеса на предоставление налоговой отчетности, высокий показатель внеплановых (в связи с ликвидацией юридического лица-резидента, структурного подразделения юридического лица-нерезидента) проверок налоговыми органами, преобладание наказания и штрафов над предупреждением, высокий уровень закрытости базы данных налоговых органов и ее неиспользование в других целях, несовершенство механизмов досудебного урегулирования налоговых и таможенных споров, не достаточное использование информационных технологий и возможностей автоматизации.
Большинство вышеуказанных проблем, как следует из самой Концепции, решается путем внедрения анализа регуляторного воздействия вводимых и действующих инструментов регулирования, так как анализ регуляторного воздействия повышает качество государственного регулирования в целом и позволяет оценивать его эффективность, а также предоставляет достаточный инструментарий совершенствования государственного регулирования по всему спектру реализации государственной политики.
Те проблемы, которые этим способом решить невозможно, Концепция решает предлагаемыми в ней реформами.
В Концепции проведен анализ государственного регулирования бизнеса в других странах, выявлены сильные и слабые стороны трех основных моделей, применяемых в разное время в различных странах.
Первая модель — модель радикальной экономической либерализации.
Вторая модель использовалась в развитых индустриальных странах, и характеризуется построением механизмов усовершенствования регулирований посредством использования оценок эффективности, снижения издержек, точечных секторальных реформ, построением институциональной системы недопущения неэффективных регулирований.
Третья модель фактически не является спланированной политикой, а характеризуется набором полумер, деклараций и отходов от принятых ранее решений.
Согласно Концепции, для дальнейшего развития МСБ и для развития страны в целом наиболее подходящей стала вторая модель, которая опробована в наиболее благополучных странах. Преимущество этой модели в том, что она предполагает сформировать целенаправленную государственную политику, дать ей институциональное обеспечение, а затем строго следить за ее внедрением.
Концепция выявила сильные стороны трехстороннего взаимодействия граждан, бизнеса и государственной власти:
1) относительно высокий уровень профессионализма государственных служащих высшего и среднего звена, высокий уровень исполнительной дисциплины в большинстве государственных органов. Такое положение дел является следствием успешного проведения административной реформы в Республике Казахстан и внимания руководства к повышению квалификации государственных служащих. В отличие от других стран Содружества Независимых Государств в Республике Казахстан успешно внедрялись программы обучения будущих государственных служащих, карьера в органах власти продолжает давать социальные преимущества высокообразованным и подготовленным специалистам.
2) долговременная стабильность и прогнозируемость функционирования системы государственного управления, преемственность политического и административного руководства органами государственного управления;
3) политическая воля руководства государства улучшить предпринимательскую среду и инвестиционную привлекательность, задекларированные планы перевода экономики на инновационный путь развития, постепенный отход от ресурсной модели развития экономики;
4) относительно высокий уровень управляемости деятельностью органов власти, как на центральном, так и региональном уровнях;
5) положительный опыт проведения комплексных реформ и внедрения политик государства в сфере административного управления, автоматизации, внедрения систем управления рисками в отдельных органах государственной власти, проведения инвентаризации разрешительных процедур и требований.
Также выявлены и слабые стороны:
1) организационная слабость и малочисленность предпринимательских и профессиональных ассоциаций, ассоциаций граждан по защите прав потребителей, слабый уровень развития институтов гражданского общества и, как следствие, отсутствие деятельного диалога между такими ассоциациями и органами государственного управления;
2) институциональная заинтересованность отдельных органов власти в расширении их сфер регулирования и контроля;
3) существование связки интересов крупного бизнеса и представителей органов власти, как на региональном, так и в некоторых органах национального уровня заинтересованных в сохранении существующего положения вещей, в том числе сохранении высокого уровня монополизации экономики. Такая заинтересованность в сохранении статус-кво объясняется желанием не допустить конкуренцию для бизнеса и не разрушать установленные зачастую коррупционные связи.
4) недостаточная осведомленность граждан о том, что развитие частного предпринимательства и конкуренции приводит к улучшению качества товаров и обслуживания, снижению их цены, увеличению количества рабочих мест и заработных плат;
5) отсутствие действенных методов мониторинга эффективности деятельности отдельных органов государственной власти, внедрения требований законодательных актов в части соотношения достижения заявленных целей и сопутствующих издержек, практики проведения независимых исследований проблематики государственного управления и регулирования, а также внедрения государственных политик и их эффективности;
6) отсутствие регулярной открытой отчетности отдельных органов власти перед вышестоящими инстанциями по результатам их деятельности.
Согласно данной Концепции, именно возможность снижения внимания к вопросу предпринимательства со стороны президента и правительства является главным риском успешного и результативного внедрения политики регулирования предпринимательской деятельности в нашей стране.
Второй риск – это возможность подмены реального диалога между бизнесом и государством, между неправительственными организациями и гражданами.
Третий риск определен недостаточностью временных ресурсов для внедрения политики государственного регулирования предпринимательской деятельности. Первостепенное значение имеет недостаток времени на подготовку и внедрение институционального обеспечения данной политики.
Для качественной реализации политики необходимо четко выстроить ее институциональную часть в соответствии с передовым мировым опытом.
В соответствии с рекомендациями Всемирного Банка требования по процедурам нормотворчества в части принятия и пересмотра регулирований, вопросы соблюдения иных процедур государственными органами во исполнение настоящей Концепции предполагают существование определенного механизма контроля. Международная практика показывает, что примерно с начала 1980-х годов вместе с разработкой и внедрением новых требований и процедур регуляторных политик развитые страны начали создавать структуры так называемого регуляторного надзора.
Внедрение политики государственного регулирования предпринимательской деятельности в рамках Концепции планируется осуществить в три этапа:
1-й этап – подготовительный, с 2013 по 2017 годы.
2-й этап – процедурный, с 2014 по 2018 годы.
3-й этап – завершающий, с 2018 по 2020 годы.
В период подготовительного этапа (2013-2017 годы) планируется осуществить:
— выстраивание системы институционального обеспечения политики государственного регулирования МСБ РК;
— полное реформирование регуляторных инструментов.
На втором этапе (2014-2018 годы) планируется осуществить:
— разработку методик, необходимых для проведения анализа регуляторного воздействия;
— введение в действие процедуры планирования, разработки и пересмотра регулирований, обеспечение проведения диалога с общественными организациями;
3) введение в действие системы отчетности государственных органов.
Начать второй этап необходимо с разработки и апробации методики анализа регуляторного воздействия, разработки и апробации порядка подготовки и представления периодических отчетов государственных органов о регуляторной деятельности, разработки и апробации методики стандартных издержек. Затем необходимо провести обучение служащих. Здесь необходимо внедрить все процедуры, которые предлагает Концепция. Заключительной частью второго этапа является внедрение системы отчетности о выполненной работе.
На третьем этапе (2018-2020 годы) планируется осуществить:
— проведение анализа исполнения регуляторных функций государственных органов;
— внедрение системы мониторинга эффективности государственной политики;
— настройку институциональной системы, процедур и методологий.
Сначала нужно произвести пилотный анализ, результаты которого позволят доработать предложенные в Концепции процедуры и методики. Далее идет анализ по каждой отдельной сфере государственного управления и регулирования:
1) сфера безопасности человека и общества;
2) финансовая сфера;
3) гуманитарная сфера;
4) сфера природных ресурсов.
В целом планируется провести анализ по всем государственным органам.
При внедрении процедур и проведении анализа важно проверять эффективность проведенных мероприятий, извлекать уроки, исправлять и корректировать дальнейшие действия.
Реализация Концепции базируется на нормативно-правовых актах [12], [14], [15], [16], [17], [18], [19]. От реализации Концепции ожидается повышение эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности посредством:
1) снижения расходов государственного бюджета, связанных с государственным регулированием предпринимательской деятельности, на 10 %;
2) сокращения операционных издержек бизнеса, связанных с инструментами регулирования, на 10 %;
3) создания благоприятного предпринимательского климата путем оптимизации системы государственного регулирования, подтвержденного 45 местом в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business»;
4) обеспечения наблюдаемости системы государственного регулирования путем ведения объективной и достоверной статистики, перевода в электронный формат 100 % разрешений для бизнеса и 100 % охват автоматизацией систем управления рисками контрольных и надзорных органов, утвержденных совместными приказами с уполномоченным органом по предпринимательству;
5) создания условий для развития саморегулирования путем реализации двух пилотных проектов.

3. Кредитование малых и средних предприятий Казахстана

Основным источником пополнения оборотных средств предприятия является кредитование. Поэтому с кредитованием напрямую связано нормальное функционирование малого и среднего бизнеса. На сокращение спроса на кредиты у МСБ особое влияние оказывают высокие проценты по займам и залоговые требования. Кроме того, казахстанские предприятия МСБ сталкиваются с еще целым рядом серьезных проблем, с которыми эффективно работающий крупный бизнес не сталкивается. Поэтому сегодня решение проблемы финансирования МСБ ставится во главу угла.
Разберемся, имеются ли пути, способные помочь предприятиям малого и среднего бизнеса преодолеть существующие преграды в финансировании.
Вопрос кредитования следует начать рассматривать с механизма кредитования через банки.
Вначале подается заявление, затем банк оценивает залог. При принятии решения о кредитовании МСБ важен баланс трех основных показателей, к которым относятся: срок кредитования, сумма, уровень процентной ставки.
Овердрафт, или сверхсрочный кредит: сроки кредитования – от 3 дней до 1 месяца; сумма – не больше 20-30% от оборота предприятия за месяц; процентная ставка высокая. Залогом выступает расчетный счет преприятия в этом банке. Из указанных условий, очевидно, что таким кредитом не могут воспользоваться вновь открывающиеся предприятия, а также те, кто только начинает свой бизнес-путь.
Беззалоговые кредиты для МСБ – это очень высокие проценты, незначительные суммы, краткосрочность. При чем получить такой кредит довольно сложно. Поэтому, беззалоговый кредит, определенно, самый невыгодный вариант финансирования.
В основном МСБ кредитуется под залог – это основная форма кредитования бизнеса. Залогом может выступать наиболее ликвидное имущество. Это может быть транспорт, недвижимость, оборудование и т.п. Залог в обязательном порядке должен быть собственностью предприятия или его собственников. Залоговое имущество подлежит эскпертной оценки стоимости. Проценты в этом виде кредитования МСБ самые низкие по отношению к другим видам кредитов. Суммы – более крупные, а сроки – более долгосрочные.
Залог является гарантией возврата кредита. Еще одной гарантией выступает поручительство. Например, если кредит берет ИП, то поручителем в обязательном порядке должен стать супруг(а) предпринимателя.
В любом случае получателю кредита нужно быть бдительным и учесть расходы на оценку и страховку залогового имущества, стоимость ведения счетов, расходы на прочие комиссии.
Важную роль играют процентные ставки. Если в целом процент, например, 14% можно назвать довольно приемлемым, то исходя из того, как оценят эксперты залоговое имущество, может получиться так, что в итоге получить кредит под такую сумму залога нереально. Т.е. банк его не даст. А залоговое имущество, что не является практически ни для кого секретом, оценивается далеко не по рыночным ценам. То, что на рынке стоит порядка, например, 30 тыс. долларов, оценить банк может в размере 10 тыс. долларов.
В банках для оформления кредита необходимо предоставить пакет документов. Есть минимальный, так называемый общий перечень, но отдельные банки могут потребовать еще какие-то дополнительные документы. Вот минимальный пакет: карточка с образцами печати и подписи заемщика, свидетельство о государственной регистрации и о присвоении РНН, Устав, Учредительный договор, справки из налоговой инспекции и фондов об отсутствии задолженностей, справки из банков, бухгалтерская отчетность за предшествующий год [21, с.93].
Из перечня документов опять же видно, что банки нацелены на уже действующий бизнес, с новичками они не хотят работать, так как это большие риски.
Сроки рассмотрения заявки на получение кредита для МСБ составляют от двух недель и более.
На реализацию Программы господдержки инициатив малого и среднего бизнеса правительством в 2007 году выделено 48,8 млрд тенге. Эта программа стала новым направлением кредитования, основой которой является финансирование инновационных проектов за счет полученных доходов в будущем. Для реализации данной Программы были выбраны 7 банков, этим банкам было выделено 48,8 млрд. тенге (таблица 1 и рисунок 3).
За положенный срок полностью освоили выделенные им средства АО Банк ЦентрКредит, АО Каспийский Банк, АО Евразийский Банк и АО ЦеснаБанк. АО Казкоммерцбанк освоило 11 467,5 млн. тенге (94 %), АО Банк ТуранАлем — 9 965,9 млн. тенге (81,7 %). АО Альянс Банк освоило лишь 38,6 % выделенных средств, что составляет 2 353,3 млн. тенге. [8, с. 113] Неосвоенные суммы были отозваны и отданы в четыре первых вышеперечисленных банка, которые освоили все доверенные им суммы.
Здесь отметим, что Программа реализована, деньги выделены и освоены, но каким именно предприятиям МСБ они достались и есть ли шанс

Таблица 1
Банки и денежные средства для реализации Программы господдержки инициатив малого и среднего бизнеса в 2007 году
Наименование банка второго уровня Сумма денежных средств, выделенная банку, млн. тенге
АО Банк ТуранАлем 12 200
АО Казкоммерцбанк 12 200
АО Банк ЦентрКредит 6 100
АО Каспийский Банк 6 100
АО Альянс Банк 6 100
АО Евразийский Банк 3 050
АО Цесна Банк 3 050
Примечание – таблица составлена на основании статистических данных [22]

Рисунок 3 Структура денежных средств, выделенных банкам второго уровня на реализацию Программы

новым предприятиям получить кредит в рамках какой-либо гос. программы, о чем и пойдет речь ниже.
Итак, важный инструмент в поддержке и развитии МСБ – это кредитование. Однако, по словам вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей Республики Казахстан (НАП РК) Тимура Кузековича Назханова, начинающему предпринимателю получить кредит в банке почти нереально. Это связано с тем, что согласно требованиям банка у предприятия должна быть кредитная история. А предприятие, которое только открылось или проработало несколько месяцев, не имеет такой истории. Вот и получается, что из ста обратившихся за кредитом в банк, получит его лишь один. Назханов утверждает, что получить кредит сложно даже в условиях Программы «Дорожная карта бизнеса», потому что там также имеются свои ограничения.
Периодически выделяются определенный суммы на развитие бизнеса. Интересен вопрос, как и куда эти средства тратятся и приносят ли ожидаемую пользу
Например, кризис 2008 года «потребовал» антикризисных мер, одной из таковых стало выделение 120 млрд. тенге на кредитование малого и среднего бизнеса. Со слов Тимура Кузековича с выделенными денежными средствами получилась следующая ситуация. Деньги действительно поступили. При этом проводились встречи банкиров, представляющих фонд «Даму», и предпринимателей малого и среднего бизнеса. На этих встречах представители фонда уверяли предпринимателей, что теперь кредит стало взять проще, условия кредитования стали другими. На самом же деле ничего не изменилось. При обращении в банк за кредитом, предприниматель встречал «удивленные» лица сотрудников банка, которые ни о какой подобной программе кредитования МСБ вообще не слышали. Если же кто-то все же получал кредит, то это был очень тяжелый процесс: нужно было обойти огромное количество структур, выдержать контроль со стороны большого числа госорганов, которые проверяли законность выделения кредита, на что он расходуется и т.п. В итоге многие предприятия МСБ просто отказались от кредитования. Таким образом, получилось не упрощение кредитования, а ужесточение процесса: неадекватная трата времени плюс необходимость сбора кучи документов даже для тех предпринимателей, которые уже являлись клиентами банка, в котором предполагалось взять кредит. В результате потеря времени и немалые затраты денег.
Отметим также, что сумма в 120 млрд. тенге была выделена в январе, а фактически поступила лишь в марте 2009 года. А в феврале была девальвация на 25%, следовательно, в реальности бизнес получил денег меньше, чем было выделено. Т.е. уже 90 млрд. тенге.
«Эти средства получило достаточно небольшое количество предприятий, примерно 2,5 тысячи. При этом почти половина средств была направлена на перекредитование (рефинансирование). То есть фактически за счет бюджетных средств банкиры решали проблемы со своими заемщиками, с теми, которые когда-то получали кредит по ставке 16-18%, а теперь получали его уже по новой программе. Тем самым банк практически избежал рисков, предпочитая идти на рефинансирование, чем на выделение новых кредитов» [23, с.17], — пояснил вице-президент НАП РК.
Рассмотрим, с какими проблемами финансирования сталкиваются предприятия. Проблемы предприятий МСБ практически идентичны. Например, кризис 2008 года и его пик в 2009-2010 годах. В эти годы предприятия МСБ оказались в условиях, когда не смогли рассчитываться по кредитам по ставкам 16-18%, которые до кризиса были вполне «подъемными». Спрос на товары упал, платить кредиты стало просто нечем. В результате примерно 20-30% кредитов стали проблемными. Новые кредиты на пополнение оборотных средств предприятия взять не могли по причине отсутствия «нормального» залога, т.к. земли, недвижимость и т.п. обесценились.
Выше мы рассматривали вопрос о поддержке МСБ путем выделения денежных средств. Получилось, что выделенные средства были освоены, но сделано это было не совсем так, как это планировалось.
В феврале 2014 года в поддержку МСБ Правительство РК вновь решило выделить деньги. Из Национального фонда в целом за период с 2014 по 2015 годы запланировано выделить 5,4 млрд. долларов. Эти деньги планируется потратить на выдачу долгосрочных кредитов малому и среднему бизнесу. Президент заявил, что указанная сумма может стать и больше, так как в проекте заинтересованы МВФ, Всемирный банк и др.
Данный проект опять же ориентируется на новые предприятия, а именно на те, которые будут производить конкурентную продукцию. Также внимание планируется уделять проектам в областях приоритетных программ индустриализации в РК. В выгодном положении относительно возможности получения кредита находятся проекты, которые предполагают привлечение иностранного капитала.
На конец 2014 года никакой отчетности по освоению выделенных денег пока нет. Поэтому говорить о целесообразности и эффективности их использования говорить пока рано. Единственное, что можно сказать, так это то, что в стране в феврале 2014 года произошел обвал тенге. Следовательно, покупательная способность денег сократилась примерно на 20%. В целом в стране на конец года у населения отмечается определенный страх перед будущим еще и из-за ситуации в соседней России. В РФ за год произошел обвал рубля с 44,97 за евро в середине декабря 2013 года до 63,51 за евро в середине декабря 2014 года [22]. Люди боятся открывать новый бизнес, как россияне, так и казахстанцы.
Таким образом, тема кредитования малого и среднего бизнеса в Казахстане за 2008-2014 годы весьма серьезная и актуальная. В основном малые предприятия открываются на средства, которые уже имеются у предпринимателя. Это могут быть собственные накопления, займы у друзей, родственников, знакомых. Кредит на начало бизнеса взять практически не возможно, даже по программам, которые в последние годы активно внедряются. Банки более активно кредитуют средний и крупный бизнес, при чем, действующий.

Список использованной литературы

1. Назарбаев сделал ставку на малый и средний бизнес. Рубрика «Экономика и жизнь», от 11 апреля 2014 // news.nur.kz
2. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов, 2011 // dic.academic.ru
3. О развитии МСБ в Казахстане. Интервью с Рахимом Ошакбаевым от 08.02.2013. // kapital.kz
4. Поступление налогов и платежей в государственный бюджет в 2013 году по Республике Казахстан // www.salyk.gov.kz
5. По данным Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций // www.moluch.ru
6. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012 // www.akorda.kz
7. Байтенова А. Т. Развитие малого и среднего бизнеса в республике Казахстан [Текст] / А. Т. Байтенова // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 50-53.
8. Отешова А. К. Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан [Текст] / А. К. Отешова // Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 110-113.
9. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 129-V «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» (с изменениями по состоянию на 07.11.2014 г.) // online.zakon.kz
10. Казахстанские бизнесмены не спешат платить обязательные членские взносы // ИА-Новости Казахстан от 25.06.2014.
11. Лесбеков Г. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан и некоторые аспекты налогового регулирования // www.taxforum.kz
12. Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 2013 года // adilet.zan.kz
13. Новые возможности развития малого и среднего бизнеса в Казахстане в рамках «Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года» // Фундаментальные исследования. – 2014, — №8, — С. 918-922
14. Кодекс Республики Казахстан от 30 января 2001 года «Об административных правонарушениях» // online.zakon.kz
15. Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах» // online.zakon.kz
16. Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года «Об
административных процедурах» // online.zakon.kz
17. Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» // online.zakon.kz
18. Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве» // online.zakon.kz
19. Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» // online.zakon.kz
20. Илларионова Г. Актуальные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в Казахстане // Журнал «Газета баланс», №3, 2011. – С. 17-19.
21. Айтбаева У.Б., Ахметова К.К. и др. Банковское дело: зарубежный опыт и казахстанская практика. – Алматы: ЗАО «Высшая школа банковского дела», 2004. – 785 с.
22. Статистический сборник. – Алматы: Агентство РК по статистике, 2013.
23. Ибрагимова Л., к.э.н., Абилкаиров Д., Абдибеков Е., Таймурзаев М., к.э.н., Сейлханов Г., Давуров З., Баймагулов Д. Отчет о состоянии развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане и его регионах. — Алматы, 2014, — 312 с.
24. Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2007 года № 1039 «Об утверждении Плана первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан» // normativ.kz/view/20680/
25. Номенклатура видов экономической деятельности (ОКЭД 5-ти значный) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.06.2013 г.), утверждена приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 20 мая 2008 года № 67 // online.zakon.kz/Document/?doc_id=30112259
26. Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 2008 года № 865 «Об утверждении Комплексного плана по решению проблем социально-экономического развития города Жанаозен Мангистауской области на 2009-2012 годы» (с изменениями по состоянию на 25.06.2011 г.) // online.zakon.kz/Document/?doc_id=30206681
27. Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 октября 2009 года № 1553 «О некоторых вопросах поддержки субъектов предпринимательства в сфере обрабатывающей промышленности и решения проблем на рынке недвижимости» (с изменениями от 13.10.2010 г.) // online.zakon.kz/Document/?doc_id=30495316
28. Специальный план развития предпринимательства в городе Жанаозен на 2012 – 2014 годы / Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 января 2012 года // adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000015
29. Котенев А. В Казахстане будет новый формат проведения проверок // kapital.kz/expert/35773/v-kazahstane-budet-novyj-format-provedeniya-proverok.html
30. Указ Президента Казахстана Н.А. Назарбаева РК от 27 февраля 2014 года «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» // adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000757
31. Предприниматели РК рассказали о последствиях моратория на проверки МСБ // www.almaty.tv/newsline/news/predprinimateli-rk-rasskazali-o-posledstviyakh-mor.html
32. Мораторий на проверку МСБ в 2014 году способствовал увеличению поступлений в бюджет РК // www.kazpravda.kz/news/view/moratorii-na-proverku-msb-v-2014-godu-sposobstvoval-uvelicheniu-postuplenii-v-bu
33. Мораторий на проверки субъектов МСБ: исследование НПП РК // www.palata.kz/ru/media-about-us/13594
34. Закон Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в РК» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29 декабря 2014 года) // online.zakon.kz/Document/?doc_id=30914758
35. Исаков К.М. Применение системы управления рисками (СУР) в планировании и организации налоговых проверок // pravo.zakon.kz/4558241-primenenie-sistemy-upravlenija-riskami.html
36. Завалишин А. Как работает система управления рисками // Банки Казахстана. – 2011, — №6, — С. 21-24.
37. Указ Президента РК от 27 февраля 2014 года «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» // adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000757
38. Лыкова Н. В Казахстане с начало года создано 50,6 тысяч рабочих мест // www.altyn-orda.kz/v-kazaxstane-s-nachalo-goda-sozdano-506-tysyach-rabochix-mest/
39. Закон Республики Казахстан от 12 февраля 2009 года № 133-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования» // adilet.zan.kz

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »