Экономика здравоохранения. Роль здравоохранения как системы в обеспечении здоровья населения


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3
1 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Основы государственной и муниципальной политики в сфере охраны здоровья населения………………………………………………………………..5
1.2 Цели и задачи муниципального здравоохранения……………….…………6
1.3 Финансирование муниципального здравоохранения……………..……….10
1.4 Муниципальные органы управления здравоохранением…………….…..12
1.5 Проблемы муниципального здравоохранения, задачи и приоритетные направления по их решению……………………………………………….……13
2 РОССИЙСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: РЕФОРМЫ И УГРОЗЫ
2.1 Рынок в здравоохранении: особенности медицинской услуги как товара……………………………………………………………………………..18

2.2 Реформы российского здравоохранения: вопросы экономики……….…..19
2.3 Угрозы для системы здравоохранения в России…………………….…….23
Заключение……………………………………………………………….………29
Список литературы………………………………………………………..……..31

ВВЕДЕНИЕ

Здравоохранение и экономика тесно переплетаются: состояние здоровья населения имеет ключевое значение для экономического развития и наоборот. Однако общее признание этих фактов далеко не всегда находит реализацию на практике. Стратегическая задача обеспечения здоровья населения не подвергается сомнению, особенно на макроуровне. Однако когда встает вопрос о распределении ресурсов, ситуация складывается не так однозначно. Например, существует проблема взаимодействия структур, отвечающих за финансирование и организацию охраны здоровья населения, особенно министерства здравоохранения и финансов. Их взгляды на проблему часто не совпадают. Министерство финансов обычно стремится контролировать расходы, не всегда отдает приоритет здоровью и рассматривает расходы на здравоохранение как наилучшее использование ресурсов, в то время как министерство здравоохранения озабочено обеспечением больших ресурсов для удовлетворения потребности в охране здоровья населения.
Поэтому вопрос о роли здравоохранения как системы в обеспечении здоровья населения по-прежнему стоит на повестке дня и нуждается в дальнейшей проработке.
Целью написания курсовой работы является изучение экономики здравоохранения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть основы государственной и муниципальной политики в сфере охраны здоровья населения;
— рассмотреть цели и задачи муниципального здравоохранения;
— рассмотреть вопросы финансирования муниципального здравоохранения;
— рассмотреть муниципальные органы управления здравоохранением;
— рассмотреть проблемы муниципального здравоохранения;
— рассмотреть особенности медицинской услуги как товара;
— рассмотреть вопросы экономики, связанные с реформой российского здравоохранения;
— рассмотреть угрозы для системы здравоохранения в России.
При изучении выбранной темы использованы научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов, использована научная литература, периодические издания, учебные пособия. Нормативно-правовую базу работы составили законодательные акты РФ в сфере здравоохранения, Постановления правительства РФ, Указы и распоряжения Президента РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

1 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Основы государственной и муниципальной политики в сфере охраны здоровья населения

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Здравоохранение является одним из важнейших компонентов социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:
— новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;
— формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики;
— приоритетность в системе здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения эпидемий;
— защиту прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи как исходное условие здорового образа жизни.
Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.
Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. Поэтому система управления здравоохранением носит иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне.
Муниципальная система здравоохранения включает в себя располагающиеся на территории муниципального образования лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, находящиеся в муниципальной, государственной или частной собственности, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения (рисунок 1). Удельный вес муниципальных учреждений здравоохранения в разных муниципальных образованиях может быть различным.

1.2 Цели и задачи муниципального здравоохранения

Главная цель муниципальной системы здравоохранения — удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических и др.), обеспечение их качества и т.п.
Федеральный закон 2003 года возлагает решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения на муниципальные районы и городские округа. К их числу отнесены вопросы организации оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения в виде государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления вместе с соответствующими финансовыми средствами.
Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные полномочия в области охраны здоровья, которые могут передаваться органам местного самоуправления с соответствующим финансированием. К ним относятся:
— контроль соблюдения законодательства в области охраны здоровья граждан;
— защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
— формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;
— координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль качества оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;
— осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;
— лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ;
— регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний;
— создание и обеспечение деятельности учреждений для реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами; организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудоустройства, создание специализированных учреждений для неизлечимо больных;
— санитарно-гигиеническое образование населения.
Субъектами здравоохранительной деятельности на муниципальном уровне являются в основном муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных средств для муниципальных лечебно-профилактических учреждений, контроль деятельности всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством для ряда категорий населения установлена широкая система льгот при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей, а также при лечении в медицинских стационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы.
Для муниципальных учреждений местная администрация может выдавать муниципальный заказ на лекарственное обслуживание населения и устанавливать предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные средства. В условиях бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены жестко подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму муниципального заказа.
Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является, согласно закону, расходным обязательством федерального бюджета. Органы местного самоуправления за счет своих средств обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Совместно с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарного благополучия населения.
Необходимым условием обеспечения санитарного благополучия населения является гигиеническое воспитание и образование граждан. Оно осуществляется в образовательных учреждениях путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях. В процессе профессиональной подготовки и аттестации руководителей, специалистов предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и т.д., предусматривается гигиеническая подготовка.
Органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Основы законодательства РФ об охране здоровья (ст. 19) устанавливают, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние. Основное внимание уделяется информации о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам. Эта информация должна предоставляться органами местного самоуправления средствами массовой информации, а также непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

1.3 Финансирование муниципального здравоохранения

Одной из самых сложных проблем муниципального здравоохранения является его финансирование, которое носит многоканальный характер.
За счет бюджетных средств финансируются профилактические мероприятия, обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории муниципального образования, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические заболевания) и т.п.
Система обязательного медицинского страхования подразумевает бесплатное предоставление гражданам определенного набора медицинских услуг за счет средств государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Этот набор определяется в перечнях, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления (региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования). Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в рамках единого социального налога. Нормативы взносов устанавливаются федеральным законом. За неработающее население страховые взносы до недавнего времени выплачивались из местных бюджетов, причем муниципальные образования были крупными должниками ФОМС. Затем эти функции были переданы органам государственной власти субъектов РФ и Пенсионного фонда РФ. Страховые организации, в распоряжение которых поступают средства ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическими учреждениями и оплачивают оказанные ими медицинские услуги по фактически пролеченному количеству пациентов и характеру оказанных услуг. Таким образом, пациент, имеющий полис обязательного медицинского страхования, в принципе имеет возможность выбора между лечебно-профилактическим учреждениями, что позволяет создать конкуренцию в медицинском обслуживании и повысить его качество. Фактически система обязательного медицинского страхования работает неустойчиво и нуждается в серьезном реформировании.
Договор добровольного медицинского страхования может быть заключен со страховой организацией гражданином, желающим бесплатно получать отдельные дополнительные медицинские услуги, не включенные в региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования.
Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями. Они устанавливаются с учетом специфики муниципальных организаций здравоохранения, вида оказываемых ими услуг, структуры потребностей населения, местных особенностей и других факторов.
В качестве дополнительных источников финансирования муниципального здравоохранения могут рассматриваться доходы от ценных бумаг, банковские и другие кредиты, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования, иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

1.4 Муниципальные органы управления здравоохранением

Для осуществления собственной и переданной компетенции в области охраны здоровья населения органы местного самоуправления создают управленческие структуры в форме отделов (комитетов, управлений) здравоохранения. В небольших муниципалитетах либо выделяется ставка специалиста по вопросам здравоохранения в комплексном отделе социальной политики, либо полномочия по управлению здравоохранением возлагаются на главного врача территориального медицинского объединения (ТМО).
При муниципальных органах здравоохранения в соответствии с уставом муниципального образования могут создаваться комиссии для коллегиального обсуждения вопросов охраны здоровья местного населения, рассмотрения муниципальных программ здравоохранения, в частности определения видов, объемов и объектов медицинской помощи, источников ее финансирования, порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля выполнения установленных норм и правил.
Муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют свою деятельность в соответствии с планами, сформированными с учетом региональных планов развития здравоохранения, анализа состояния здоровья населения муниципального образования, имеющихся местных ресурсов отраслевой системы.

1.5 Проблемы муниципального здравоохранения, задачи и приоритетные направления по их решению

В отечественной системе здравоохранения, в том числе, конечно, муниципальной, существует огромное количество проблем, основными из которых являются: недоукомплектованность поликлиник и больниц врачами (56%); износ медицинского оборудования (65%); слабая оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием (высокотехнологическую медицинскую помощь получает лишь каждый четвертый); скудное финансирование (финансирование оказания дорогостоящих видов медицинской помощи составляет 30% от необходимого объема); низкая заработная плата медицинского персонала и пр.
Наиболее острой проблемой в РФ на сегодняшний день является высокий уровень смертности, в 2010 г. он составил 16 случаев на 1000 человек, особенно высока смертность мужчин и женщин трудоспособного возраста в результате несчастных случаев, отравлений и травм.
За 1992-2010 г. Россия в результате естественной убыли потеряла чуть более 7% населения. Число россиян за последние годы уменьшилось почти на 9 млн. человек. Однако в результате положительного миграционного прироста убыль населения оказалась меньше, население реально сократилось на 6 млн. человек. Численность населения страны на 1 января 2011 года составила 142,7 млн. человек, в том числе: трудоспособного населения — 62,4%; детей — 17,3%; лиц старше трудоспособного возраста — 20,3 %.
Показатели здоровья в целом отрицательно сказываются на ожидаемой продолжительности жизни, которая в 2010 году составила 65,9 лет.
По показателю ожидаемой продолжительности жизни Россия занимает для мужчин 134 место в мире, для женщин — 100 место.
В России наблюдается значительный рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, а также от предотвратимых причин, несчастных случаев, убийств и самоубийств, травм, отравлений. С 1965 по 2010 г. в России средние показатели в этой области увеличились на 65% у мужчин и на 25% у женщин.
Серьезной проблемой для общества стали социально обусловленные болезни — алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем.
В стране 70% населения не занимается физкультурой, а распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%, более 30% населения имеют дефицит веса и столько же избыточный вес в результате неправильного и нерационального питания. Хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ) являются основной причиной нетрудоспособности, заболеваемости и преждевременной смерти населения России. В 2010 году из всех смертей населения страны на долю ХНИЗ приходилось 98,4%, на долю инфекционных и паразитарных заболеваний — 1,6% смертей. Среди хронических неинфекционных заболеваний в смертность вносят болезни системы кровообращения — 56,4%, внешние причины — 14,2% и злокачественные новообразования — 12,3%, которые в сумме дают 82,9% всех смертей; у мужчин — болезни системы кровообращения (48%), внешние причины (20,5%) и злокачественные новообразования (12,5%) в общую смертность вносят 81%; у женщин — болезни системы кровообращения (66,2%), внешние причины (6,9%) и злокачественные новообразования (12,1%) составляют 85,2% всех смертей.
Для улучшения показателей здоровья и снижения смертности в стране необходимо решить приоритетные задачи для сохранения здоровья нации и будущих поколений россиян:
— снижение уровня преждевременной смертности (от сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, отравлений и травм), особенно мужчин трудоспособного возраста;
— борьба с заболеваниями, имеющими особую государственную значимость в связи с демографической ситуацией в стране (заболевания, угрожающие репродуктивному здоровью матери и новорожденных, болезни старческого возраста и пожилых людей);
— борьба с социально значимыми заболеваниями, представляющими особую угрозу для здоровья нации в целом (туберкулез, СПИД, наркомания, алкоголизм, заболевания, передаваемые половым путем);
— эффективная деятельность государства в области охраны здоровья работающего населения;
— развитие профилактики заболеваний, системы активного сохранения и восстановления здоровья человека;
— пропаганда у населения РФ ценности здоровья и воплощение ее в развитии здорового образа жизни;
— развитие медицинской науки и передовых медицинских технологий;
— обеспечение потребности населения в эффективных и качественных лекарственных средствах и медицинских товарах;
— формирование системы медицинской реабилитации и развитие доступного санаторно-курортного лечения и отдыха граждан Российской Федерации;
— улучшение экологической ситуации в стране;
— формирование эффективного механизма ресурсного обеспечения приоритетных направлений развития здравоохранения.
В рамках этих задач следует определить приоритетные направления по укреплению здоровья россиян:
— повышение физической активности граждан: вести пропаганду здорового образа жизни в СМИ, строить спортивные комплексы по всей стране, государство должно способствовать организации физкультурных мероприятий на рабочих местах;
— обеспечение россиян безопасным и полноценным питанием: необходимо разработать рекомендации по улучшению питания населения, исключить продукты-полуфабрикаты быстрого приготовления, так называемые «fast food» из рациона детей для предотвращения таких заболеваний, как ожирение, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания; сокращать дефицит в пище йода, микроэлементов, витаминов и др. обязательных для здоровья компонентов; необходимо снижение химической и радиационной нагрузки на организм человека за счет обеспечения качества и безопасности продуктов питания;
— снижение курения: разработка законодательства по ограничению курения в общественных местах, вовлечение населения в соответствующие акции, наличие и доступность программ и служб помощи желающим отказаться от курения;
— снижение распространения алкоголизма: профилактика пьянства и пропаганда здорового образа жизни, особенно среди молодежи;
— улучшение психического здоровья россиян: улучшение социального и психологического климата в стране, особенно в крупных городах;
— снижение производственных травм: обеспечение безопасности и здоровья граждан на рабочих местах, совершенствование страхования людей на рабочих местах от травматизма;
— улучшение экологической обстановки в стране: оздоровление среды обитания; регулирование уровня шума в крупных городах, который приводит к развитию онкологических заболеваний, необходимо разработать федеральную целевую программу обеспечения населения чистой питьевой водой;
— улучшение состояния здоровья матери и ребенка: снижение доли нежелательных беременностей у девочек до 18 лет, снижение доли абортов.
Важно также установить приоритеты, которые позволят получить наибольший социально-экономический эффект от улучшения организации системы здравоохранения в России при реально осуществимых финансовых расходах.
Приоритетные направления реформирования системы здравоохранения:
— увеличение объемов финансирования и развитие амбулаторно-поликлинической помощи, замещение госпитализации амбулаторным лечением и профилактикой заболеваний;
— внедрение медицинских технологий, позволяющих в амбулаторных условиях достигать качественной диагностики и выявления заболеваний на ранней стадии;
— развитие дневных стационаров;
— модернизация материально-технической базы стационаров;
— подготовка и переподготовка современных медицинских кадров;
— увеличение заработной платы всем медицинским работникам, а не только участковым терапевтам, педиатрам и врачам общей практики и их среднему медицинскому персоналу;
— сбалансированность базовой программы ОМС с размерами единого социального налога и страховых платежей за неработающее население.

2 РОССИЙСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: РЕФОРМЫ И УГРОЗЫ

2.1 Рынок в здравоохранении: особенности медицинской услуги как товара

В основе рыночного подхода к рациональному распределению ресурсов на здравоохранение лежит понимание медицинской услуги как товара, который может покупаться и продаваться на рынке в соответствии со спросом. Однако у медицинской услуги есть особые черты, которые выводят ее за рамки обычного товара, а именно:
— отсутствие у пациента полной информации, необходимой для рационального выбора;
— неопределенность наступления болезни: пациенты не знают, когда и сколько медицинских услуг им потребуется, какова вероятность успеха различных видов лечения ;
— асимметрия информации, когда на рынке медицинских услуг явное преимущество имеют врачи, причем как на стороне спроса, так и на стороне предложения. Они и оказывают медицинские услуги, и определяют, сколько их нужно пациенту. Потребитель часто не способен адекватно оценить медицинскую услугу даже после ее получения;
— неэластичность спроса на медицинские услуги: их потребители обычно слабо реагируют на изменение цен. Рост цены не приводит к адекватному снижению потребления, и, наоборот, снижение цены не ведет к соответствующему росту потребления, хотя могут быть вариации в зависимости от вида медицинской услуги. Поэтому у тех, кто оказывает медицинские услуги, возникает сильный стимул повышать цены.
На рынке медицинских услуг появляется проблема платежеспособного спроса, а именно объективной невозможности большинства граждан платить за медицинские услуги из своего кармана. Возникает необходимость объединить риски на основе предоплаты, то есть страхования. Однако может ли рынок организовать эффективную систему частного медицинского страхования? В настоящее время такая модель страхования находится под вопросом в связи с развитием генного тестирования, то есть возможности предсказать наступление болезни. Естественно, частные медицинские компании или не будут страховать людей с высокой вероятностью того или иного заболевания, особенно требующего высоких затрат, или будут для этих людей повышать тарифы.
Медицинские услуги едва ли соответствуют требованиям рыночной эффективности. Асимметрия информации, неопределенность, монополия врачей, оплата третьей стороной(13) и технические проблемы с частным медицинским страхованием создают серьезные трудности на стороне и спроса, и предложения. Выбор потребителя нерационален, хотя станет ли результатом этого недостаточное или, наоборот, чрезмерное потребление — пока неизвестно.

2.2 Реформы российского здравоохранения: вопросы экономики

В настоящее время дискуссии в экономике здравоохранения ведутся в основном по поводу роли рынка и/или государства в производстве и распределении медицинских услуг. Если соотнести здравоохранение как систему (которая может быть рыночной, смешанной и государственной) с общеэкономическим укладом, господствующим в обществе (рыночный или государственный) , то мы получим четыре основных типа организации: частная система здравоохранения в рамках рыночной экономики (США); смешанная система здравоохранения в рамках рыночной экономики (большинство развитых стран); государственная система здравоохранения в рамках рыночной экономики (Великобритания); государственная система здравоохранения в рамках государственной экономики (такая система была в СССР).
Здравоохранение и экономика тесно переплетаются: состояние здоровья населения имеет ключевое значение для экономического развития и наоборот. Однако общее признание этих фактов далеко не всегда находит реализацию на практике. Вопрос о роли здравоохранения как системы в обеспечении здоровья населения по-прежнему стоит на повестке дня и нуждается в дальнейшей проработке. Однако хотелось бы сделать некоторые общие замечания, которые носят общий методологический характер .
В экономике не существует ничего бесплатного, так же как и не существует бесплатной медицины. Когда говорят «бесплатно», то подразумевают только тот факт, что граждане не платят в момент получение медицинской услуги. Однако в любом случае они ее оплачивают или через общие налоги, или страховые механизмы, тем более что современные системы здравоохранения в основном построены на принципе предварительной оплаты. Поэтому утверждения о том, что наша медицина якобы бесплатная, является или экономической безграмотностью, или политическим маневром, направленным на обоснование необходимости привлечения населения к непосредственной оплате медицинской помощи.
Отсюда возникает и проблема механизмов перераспределения средств в здравоохранении. В страховании возникает хорошо известная и описанная проблема третьей стороны. Это означает, что в условиях медицинского страхования между потребителем/пациентом и производителем/медицинским работником возникает посредник. С одной стороны, это ведет к удорожанию системы, так как часть средств отвлекается на обслуживание посреднических операции, а с другой стороны, возникают стимулы к избыточному потреблению как у пациента, так и врача, так как они непосредственно не участвуют в процессе оплаты, что также приводит к росту расходов на здравоохранение.
Необходимо отметить и путаницу, возникающую в понимании двух возможных моделей медицинского страхования — социальной и частной, которые имеют принципиальные различия. Они заключаются в том, что специфика социального страхования в плане характера рисков и степени перераспределения/уровня охвата (обычно это практически все населения страны) приводит к тому, что в системе социального страхования возможен и происходит разрыв между страховыми взносами и уровнем риска. Взносы определяются не вероятностью наступления риска, а уровнем дохода плательщика. В настоящее время в российских дискуссиях часто звучит замечание, что ОМС вовсе не страхование, при этом подразумевая — сознательно или нет — частную модель медицинского страхования. Если система медицинского страхования создается как социальная, подобные рассуждения экономически неверны. Хотелось бы обратить также внимание на то, что в настоящее время возникла серьезная угроза для частной модели медицинского страхования, связанная с развитием генного тестирования, то есть возможности предсказать наступление болезни. Естественно, частные медицинские компании или не будут страховать людей с практически подтвержденной вероятностью наступления того или иного заболевания, особенно требующего высоких затрат, или будут повышать тарифы для этих людей.
Главный вопрос, который сегодня волнует специалистов в области экономики здравоохранения состоит в том, что представляют собой расходы на здравоохранение — затраты или инвестиции в человека. Ответ на этот вопрос дал еще А. Пигу, который писал о том, что «самые важные инвестиции из всех — это инвестиции в здоровье, ум и характер человека» .
Концептуализация инвестиций в здоровья осуществляется в рамках теории человеческого капитала. Если человеческий капитал важен для развития экономики, а здоровье составляет его важную часть, то здоровье важно для экономического результата и наоборот, экономический результат важен для здоровья. Здоровье может влиять на экономические результаты как на уровне страны, так и на уровне индивида в развитых странах в основном по четырем каналам, а именно более высокая производительность, увеличение предложения рабочей силы, повышение квалификации как результат обучения, увеличение накоплений для инвестиций в физический и интеллектуальный капитал.
Следует отметить, что здравоохранение как система сама по себе играет важную экономическую роль, так как это большой сектор. Например, сегодня в странах ЕС он достигает 7 процентов ВВП, около 9 процентов работников занято в здравоохранении. Поэтому непосредственно работа данного сектора, его производительность оказывает влияние на развитие экономики, ее конкурентноспособность через влияние на затраты на рабочую силу, гибкость рынка труда и распределение ресурсов на макроэкономическом уровне.
Истинное экономическое значение здоровья возрастает, если учесть концепцию так называемого полного дохода. Она исходит из того, что такой показатель как ВВП не является идеальным измерителем социального благосостояния, так как он не включает нерыночные товары, в том числе ценность здоровья. Реальная цель экономической активности заключается не только в производстве товаров, а в максимизации социального благосостояния. Так как здоровье является неотъемлемым компонентам общего социального благосостояния, измерение экономических затрат болезни только в терминах упущенного ВВП оставляет за бортом потенциально значительную часть ее влияния на полный доход.
Вопрос об инвестициях в здоровье стал особенно популярен после опубликования доклада Мирового Банка в 1993 г., посвященному здравоохранению . В начале 21 века Комиссия по макроэкономике и здоровью, созданная ВОЗ, подчеркнула экономическую важность вложений в здоровье. Здоровье рассматривается не как просто побочный продукт экономического развития, а как один из важных детерминантов экономического развития и снижения бедности. Расходы на здравоохранение это, прежде всего, инвестиции, которые приносят экономическую отдачу, а не просто как расход/затраты. При этом отношения между здоровьем и экономикой не просто двусторонние, а взаимоусиливающие, то есть обеспечивают большую отдачу от инвестиций определенных средств как в здоровье, так и в экономику по сравнению с инвестициями тех же средств только или в экономику, или в здоровье. Однако для развитых стран это не такой простой вопрос, так как уже достигнут определенный уровень здоровья и необходимо понять, какую отдачу принесут дополнительные инвестиции.
И, наконец, необходимо понимать экономическую сущность альтернативы. С точки зрения экономической теории ограниченность ресурсов приводит к феномену альтернативной стоимости (издержек выбора). Если определенные ресурсы потрачены на одни цели, то они уже не могут быть потрачены на решение других задач, то есть нужно выбирать вариант, наиболее эффективный с точки зрения повышения общего благосостояния. Кроме того, нужно помнить и об упущенной выгоде от принципиально возможных, но не реализованных проектов. Однако на практике этого достаточно трудно добиться, так как нужно проводить анализ вариантов на основе полной и достоверной информации, что требует значительных затрат.

2.3 Угрозы для системы здравоохранения в России

Существуют объективные факторы системообразующего характера, которые потенциально вызовут проблемы в развитии здравоохранения России как системы. От того, насколько они будут учтены при формировании стратегии реформ, зависит успех проводимых мероприятий.
Одна из угроз связана с объемом и методом финансирования здравоохранения в России. Вопрос о том, сколько средств должна тратить Россия на здравоохранение остается открытым. Казалось бы, что следует приветствовать рост расходов на здравоохранение. Однако возникает феномен, который можно условно назвать ловушкой роста финансирования. Это означает, что выбираемый в условиях ограниченности ресурсов, выделяемых обществом на здравоохранение, вариант изначально оказывается затратным и ведет к необходимости увеличения в будущем финансирования здравоохранения.
Основной мотив реформ здравоохранения в 90-е гг. — недостаток государственных средств и необходимость мобилизации ресурсов из других источников. Но парадокс российской здравоохранительной политики состоит в том, что, с одной стороны, бюджетной медицине нет равных в сдерживании расходов на здравоохранение, с другой стороны, россиянам все время внушают, что средств на здравоохранение не хватает, но при этом выбирают изначально затратный вариант (страхование), игнорируя или даже открыто отрицая относительно менее затратную (бюджетную) систему.
Под относительно менее затратной имеется ввиду, что такая система обеспечивает равные и относительно более высокие показатели здоровья населения в целом при относительно более низких расходах. В качестве примера можно привести Великобританию и США. Сравнение показателей финансирования здравоохранения и состояния здоровья в этих странах показывает, что хотя США тратят на здравоохранение почти в два раза больше, чем в Великобритания при значительной доли частных источников финансирования, показатели состояния здоровья в этих странах сопоставимы, а некоторые даже несколько лучше в Великобритании. Например, материнская смертность и Великобритании ниже, чем в США (11 и 14 на 100000 живорожденных в 2010 г., соответственно), а продолжительность здоровой жизни при рождении выше ( 69 лет у мужчин и 72 года у женщин в 2010 году в Великобритании и 67 лет и 71 год, соответственно в США). В последние годы серьезной проблемой общественного здоровья в США стало ожирение, которым страдает почти одна треть населения, как мужчин, так и женщин старше 15 лет .
Существуют различные подходы к определению доли расходов на здравоохранение с учетом готовности населения его финансировать. Можно установить нормативы минимальных расходов государства с учетом мирового опыта . Однако важно не только то, сколько средств расходуется, но и с помощью какого механизма финансирования осуществляется перераспределение. В России речь идет о хроническом недофинансировании и о необходимости повышения расходов на здравоохранение, в то время как в развитых странах вопрос стоит о сдерживании роста расходов на здравоохранение. С учетом мировых тенденций, нашей стране необходимо изначально выбирать вариант системы финансирования, который позволит превратить выделяемые средства в эффективную систему оказания качественной медицинской помощи населению, а не просто наращивать расходы на здравоохранение.
Здесь уместно вспомнить такой подход как менеджериализм, который широко признан в мире и утверждает, что совершенствование управления и организации является важным резервом повышения эффективности работы любой структуры. В этом контексте речь может идти о широком спектре действий, начиная с изменения структуры системы здравоохранения в пользу первичной медицинской помощи и профилактики, до «медицины с человеческим лицом» или «политики малых достижений», подразумевающих применение современных управленческих технологий организации работы в медицинских учреждениях, позволяющих реализовать человеческое отношение к пациентам при минимальных дополнительных затратах.
В этой связи спорным с экономической точки зрения представляется и утверждение о том, что если есть спрос на медицинские услуги (подразумевается со стороны высокодоходных групп населения), то нужно обеспечить его удовлетворение. Представляется, что особенности медицинской услуги как товара, которые широко известны и описаны в мировой литературе, ставят на первое место вопрос об удовлетворении потребности, а не спроса . Росту расходов будет также способствовать привязка оплаты работников медицинских учреждений к объему и качеству оказываемой помощи.
Преимущества государственного финансирования хорошо известны: контроль над средствами и обеспечение реализации общенациональных приоритетов, главный из которых — доступ населения к медицинской помощи. Централизованные системы достаточно эффективно позволяют сдерживать рост расходов на здравоохранение. Очевидно, что бюджетная система здравоохранения имеет как достоинства, так и недостатки, однако принятие других моделей, приведет к возникновению ряда новых проблем.
Другая угроза для целостности и соответственно эффективности здравоохранения России как системы, действующей в интересах общества, связана с ростом неравенства в обществе, как его общего уровня, так и в состоянии здоровье. При этом мировая теория и практика убедительно доказывают, что неравенство в здоровье является серьезным препятствием для экономического роста.
Одним из важных факторов неравенства в здоровье выступает уровень дохода. При высоком уровне неравенства по доходу, который сейчас сложился в России — в 2009 г. коэффициент Джини в среднем по России составил 0, 410 — объективно возникают существенные различия в социально-экономическом статусе пациентов. В условиях принципиального расслоения российского общества уже сложно найти «среднего пациента» — богатые и бедные имеют разные запросы и финансовые возможности для получения медицинской помощи. Наличие состоятельных людей, имеющих возможность платить за медицинские услуги, стимулирует развитие частного сектора. Причем в этой связи необходимо иметь ввиду два аспекта. Один из них связан с мотивом прибыли в здравоохранении, а другой — с инновационным потенциалом предпринимательства.
Задача любой коммерческой структуры состоит в получении прибыли. Здравоохранение в этом смысле очень чувствительная отрасль, в том числе и в силу особых отношений, которые складываются между врачом и пациентом ввиду особенностей медицинской услуги и процесса ее оказания. С одной стороны, пациент будет больше доверять врачу, действующему без мотива прибыли, с другой — у врача есть объективная возможность «увеличить счет». Поэтому необходимо жесткое регулирование, возможно на уровне нормы прибыли.
Обычно частная медицина развивается как дополнительная по отношению к более социализированным формам. Однако ситуация складывается неоднозначная, так как имеет место процесс «снятия сливок» или отбора лучших клиентов. Например, в Великобритании частный сектор, включая добровольное медицинское страхование, достаточно недорогой именно ввиду наличия развитого государственного сектора. Большинство пациентов используют дополнительно Национальную службу здравоохранения (НСЗ), даже если имеют добровольное страхование, особенно если у пациента сложная проблема и частная больница просто не имеет возможностей для ее лечения; обычно дополнительное страхование получают на работе это молодые, здоровые и хорошо оплачиваемые люди, то есть группа минимального риска.
Особая роль отводится бизнесу как лидеру инноваций в медицине. Инновационный потенциал предпринимательства хорошо описан, однако в медицине этот процесс также не может быть оценен однозначно. Развитие медицинских технологий это дорогостоящий процесс, который является одним из основных факторов роста расходов на здравоохранение в развитых странах. Поэтому может возникнуть противоречие следующего порядка. Бизнесу с точки зрения получения прибыли более выгодны высокие технологии так как они более дорогие, а обществу с точки зрения эффективного и справедливого распределения ограниченных ресурсов более выгодно развитие относительно более дешевой первичной медицинской помощи. Компромиссные варианты развития бизнеса как поставщика медицинских услуг сегодня в России предлагается искать на пути государственно-частного партнерства.
Пока частный сектор является дополнительным и служит для расширения выбора потребителя. Но если он будет расти выше определенного уровня, то возможна ситуация, когда наиболее требовательные потребители выйдут из государственного сектора, снижая тем самым давление на государство в направлении увеличения расходов на здравоохранение. Это приведет к формированию двухступенчатой системы — высококачественная медицинская помощь в частном секторе для состоятельных и низкокачественное обслуживание в государственной системе для остальных. Подобная ситуация создает опасность разрыва системы здравоохранения и маргинализации бедных слоев населения. Поэтому в настоящее время необходимо выбирать систему здравоохранения, которая позволит удержать здравоохранение России как систему для обеспечения доступной и качественной медицинской помощи населению при сохранении базового принципа социальной солидарности.
Опыт развитых стран показывает, что, несмотря на либеральные реформы, роль государства в обеспечении населения социальными услугами и перераспределении по-прежнему на повестке дня. Либеральная политика провела к росту социального разделения и поэтому возникла необходимость в стратегии интеграции в рамках рыночной экономики. В этих условиях государственная система здравоохранения может стать основой социального консенсуса и преодоления социальной разобщенности российского общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пример здравоохранения показывает, что медицинские услуги могут достаточно успешно предоставляться в общественной форме и в рамках рыночной, и в рамках нерыночной системы. При этом общественный успех достигается именно за счет органичного объединения соображений эффективности и справедливости, подтверждая, что они оба суть неотъемлемая часть экономического мышления и должны рассматриваться только совместно. Рациональный экономический выбор в современном обществе возможен только с учетом социальных критериев. Экономическая система сама по себе не задает цели — их определяет общество.
В рамках традиционной рыночной парадигмы неудачи рынка предлагается компенсировать вмешательством государства, а неудачи государства — внедрением рынка. При этом, однако, рыночные принципы становятся базовыми, а сократить предлагают государственное регулирование. Но можно ли объективно измерить соотношение недостатков рынка и государства в современной экономике? Здесь возникает проблема соотношения или отождествления государства и общества. Выражает ли государство интересы общества?
С одной стороны, в условиях рыночной экономики и политической демократии возникает множество различных интересов, каждый из которых имеет право на существование, и их объективно довольно сложно согласовать. С другой стороны, такая ситуация создает возможности для манипулирования, когда в результате выигрывают интересы сильнейших, не всегда совпадающие с общественно-государственными интересами. Когда корпоративные интересы превалируют над демократическим процессом достижения консенсуса, ожидать принятия эффективного решения не приходится. В плане защиты своих интересов рынок пока явно имеет преимущества, так как проявляет большую агрессивность.
Общество протестует против того, что рынок из экономического механизма превратился в самодовлеющую систему, навязывающую свои ценности во всех сферах жизни. Именно поэтому система, основанная на других ценностях (например, государственное здравоохранение), может достаточно успешно существовать в рамках рыночной экономики.
Государственный сектор в рыночной экономике нельзя определять лишь как антипод рынка. Это существенная сфера общественной жизни, где должным образом реализуются коллективные социальные ценности. Эти ценности формируются в ходе общественного развития и политического процесса на основе учета разнообразия социальных и экономических интересов, а не рынком. Государственные организации финансируются за счет государственных средств, оказывая услуги населению либо бесплатно, либо за плату, которая обычно не превышает себестоимость услуг. Последние могут продаваться и по рыночным ценам, но только в случае принятия соответствующего коллективного решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. — М.: Юридическая литература, 2009.
2. ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 // http://base.consultant.ru
3. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 07.03.2005) // http://base.consultant.ru
4. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями 08.05.2010 №83-ФЗ и от 29.11.2010 № 315-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 6 октября 2003. — № 40. — Ст. 3822.
5. Аладышева А.С. Проблема преждевременной смертности населения в Российской Федерации на современном этапе // Социальная политика и социальное партнерство. — №5, – М.: 2007.
6. Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики: учеб. пос. / Моск. обществ. науч. фонд. — М., 2001. — 143 с.
7. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством: учеб. – М.: Дело, 2008.
8. Коробко В.И. Экономика городского хозяйства: учеб. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
9. Кузьменко М.М., Баранов В.В. Финансовый менеджмент в здравоохранении России. — М.:Медицина, 2005. — С.66.
10. Румянцев Ю. Финансирование здравоохранения в развитых странах. // Врач. – 2009. -№1. — С.42.
11. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010.
12. Филлипов Ю.В. основы развития местного хозяйства: учеб. – М.: Дело, 2007.
13. Человек в мире экономики. Социальная проекция программы развития России. / Под ред. А.Я. Рубинштейна. М., ИЭ, 2007.
14. Чубарова Т. В. Недуги здравоохранения // Стратегия России. — 2004. — № 7. – С. 15-20.
15. Чубарова Т.В. Экономика здравоохранения: теоретические аспекты. М., Институт Экономики РАН, 2008.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »