Бюджетный дефицит


Введение

экономический бюджетный дефицит

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово — экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего, законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

Идеального решения трилеммы «поступления — расходы — дефицит» не существует нигде в мире. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики. Именно федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Возникает вопрос, как соблюсти баланс федерального бюджета и какими методами урегулировать его.

Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Для ее решения необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита. Выявление дефицита, анализ причин его возникновения, а также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета цикличности (циклический дефицит), с проводимой правительством политикой позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление, определить способы его регулирования.

Уровень инфляции, динамика валютного курса, налоговая нагрузка и бюджетный дефицит взаимосвязаны и от этих факторов зависит также стабильность экономической деятельности и экономического роста страны.

В формировании и развитии экономической системы любого современного государства одну из ведущих ролей играет государственное регулирование, которое проводится исходя из экономической политики, выбранной властью. Одним из наиболее главных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит — это превышение расходов над доходами; финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Это категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.

В последние годы, а именно начиная с 2009 года, государственный бюджет исполняется с дефицитом. В связи с этим актуальным является изучение дефицита бюджета как экономического явления.

Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия.

Конкретными задачами этой курсовой работы являются:

— определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.

— анализ состояния дефицита государственного бюджета на настоящее время и источников его финансирования.

-анализ дефицита бюджета на плановый период и определение возможных перспектив и путей уменьшения дефицита государственного бюджета

1. Понятие и причины возникновения дефицита бюджета

1.1 Понятие дефицита бюджета

Доходы и расходы государственного бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Их размер и отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государственного управления[4].

Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе.

Величина дефицита определяется в абсолютном выражении в национальной валюте, а также в процентах к ВВП, национальному доходу, расходам и доходам бюджета. Критической планкой для обычных лет считает дефицит в 3% ВВП, за которые выходить нельзя, считается в России. Величина дефицита определяется при утверждении бюджета[12].

Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Факторами возникновения и роста дефицита могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходной базы или нерациональными расходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание армии. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители.

Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета и роста государственного долга. При этом напряжение экономики возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спад, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит[7].

Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, с высокими расходами на оборону и оборонное производство, на содержание управленческого персонала, дотациями убыточным отраслям и др.).

Негативное влияние на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывает устойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов денег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет.

Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут приводить к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности, развитию теневой экономики.

Существуют противоречивые взгляды на проблему роли дефицита в развитии или торможении экономического состояния в стране: сторонники концепции систематического (хронического) дефицита видят в нем положительные черты:

-бюджетный дефицит не является деструктивным фактором. Для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, осуществляются на территории данного государства и способствуют ростублагосостояниястраны. Исключениесоставляеттолькоотрицательноесальдо внешнеторгового баланса, поскольку это означает не что иное, как утечку средств за границу;

— дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения, что приводит к увеличению покупательной способности, способствует росту производительности труда и, в конечном счете, расширению национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в бюджет.

Экономисты, разделяющие противоположную точку зрения (сторонники неоклассического направления в экономической теории), видят в дефиците целый ряд опасностей: сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем; для покрытия дефицита будут привлекаться другие, экстраординарные доходы: эмиссия денег и займов, кредиты и т. д. Это приведет к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации национальной валюты, росту внутреннего и внешнего долга государства.

В конечном итоге долги будут погашаться за счет введения новых и повышения ставок существующих налогов, а это означает, что долговое бремя перекладывается на будущие поколения. [5, c. 237]

Выход правительства на денежный рынок путем размещения государственных ценных бумаг (ГЦБ) с целью привлечения финансовых ресурсов для покрытия дефицита подтолкнет процентные ставки вверх. Это связано с тем, что в рыночных условиях, когда существуют частные инвесторы и заемщики свободных денежных средств у населения и предприятий, вторжение государства на финансовый рынок ведет к росту конкуренции, повышению спроса на деньги, и, следовательно, повышаются ставки процента.

Более высокие процентные ставки по ГЦБ, по сравнению с частными, вызывают эффект вытеснения частных инвестиций. А потому, чем выше дефицит бюджета и государственный долг, тем медленнее будут идти социально-экономические преобразования и в целом развитие общества. Растущие государственные расходы, вызывающие рост бюджетного дефицита, ведут к расширению государственного сектора экономики за счет вытеснения частного, увеличивается вмешательство правительства в воспроизводственный процесс. Следует отметить, что для большинства развитых стран типично формирование бюджета с дефицитом.[9, c.114]

При раскрытии понятия бюджетный дефицит, нельзя оставить без внимания его функции. Итак, бюджетный дефицит имеет распределительную (перераспределительную), фондообразующую, стимулирующую и контрольную функции, проявляющиеся в специфических формах.

Функция распределения (перераспределения) бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства по заранее определенным финансовым пропорциям.

Фондообразующая функция бюджетного дефицита проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других ступеней финансовой системы.

Стимулирующая функция бюджетного дефицита реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений в эффективном функционировании всей бюджетно-финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита и реализуемых через этот механизм финансовых ресурсов. [9, c.116]

Контрольная функция бюджетного дефицита отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством. [6, c.210]

В построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, упорядочении информации об операциях органов власти разных уровней по его финансированию, получении представлений о возможном воздействии на экономику используемых способов дефицитного финансирования большое значение имеет классификация видов дефицитов бюджета по ряду основополагающих признаков. [5, c.230]

Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет экономистам выделять следующие виды дефицитов бюджета: чрезвычайный, кризисный, антикризисный и межбюджетный дефициты. В основе чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятельства (война, стихийные бедствия и т. п.), от которых трудно или невозможно застраховаться. Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обычно формируются различные резервные фонды, или средства предусматриваются в бюджете в соответствии с функциональной классификацией бюджетов. Кризисный и антикризисный дефициты бюджета вызываются кризисом в экономике и мерами по его ликвидации. В связи с этим выделяют дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующее значение. Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, которое возникает в результате несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие принятия решений органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, использования различных форм межбюджетных отношений. [9, c.117]

В зависимости от экономического содержания и направления воздействия различают активный и пассивный бюджетные дефициты. В условиях социально-экономического кризиса правительство может пойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюджета ( путем повышения расходов и снижения налоговых изъятий) в целях стимулирования роста экономики, сокращения безработицы, расширения налогооблагаемой базы. В этом случае дефицит бюджета принимает активную форму. Если же для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники, значительно возрастут расходы бюджета на обслуживание государственного долга, то активная форма дефицита примет пассивную форму и начнет усугублять социально-экономический кризис. Поэтому в целях управления дефицитом и использования его стимулирующего, активного потенциала необходимо находить приемлемые источники покрытия с учетом анализа конкретного финансово-экономического положения регионов и страны в целом, а также с учетом международного фактора, поскольку это имеет существенное значение в открытой экономике. [6,c. 206]

В зависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уровнем безработицы различают структурный и циклический дефициты. Под структурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования государственных доходов и государственных расходов в условиях полной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). [2, c.125] В период экономического спада (рецессии) уровень безработицы начинает превышать базовый. Поэтому реальный дефицит бюджета тоже будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается как некая идеальная, оптимальная величина допустимого бюджетного дефицита. Это происходит частично за счет роста выплат пособий по безработице, сокращения налоговых поступлений, а в основном — в результате уменьшения налогооблагаемой базы из-за спада производства. Разность между реально имеющимся и структурным дефицитом получила название циклического дефицита. Также циклический дефицит имеет следующее определение: это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности. [7, c.102] Именно экономическое состояние определяет уровни структурного и циклического дефицитов. Сокращение уровня циклического дефицита свидетельствует о тенденции выравнивания уровней реального и структурного дефицитов, что равносильно экономическому росту. [8, с.397]

По характеру возникновения выделяют случайный (кассовый) и действительный дефициты. Случайный дефицит бюджета, или называемый иначе кассовым, возникает из-за кассовых (временных) разрывов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефицитам подвержены бюджеты, в высокой степени зависящие от одного источника дохода, или же те, в которых источники поступлений имеют сезонный характер. К таковым обычно относятся местные и региональные бюджеты. Действительный дефицит возникает не из-за случайной временной задержки поступлений доходов в бюджет и опережающего график (роспись доходов и расходов) производства расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно закладывается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета. [9, c.118]

По степени постоянства объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политике в стране. [9, c.117]

По продолжительности бюджетный дефицит подразделяется на хронический (систематический) и временный. Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени и является наиболее «трудноизлечимым». Основные его причины: длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости. В отличие от хронического, временный дефицит бюджета, продолжительность которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным для преодоления. В его основе лежат, как правило, не кризисные явления в экономике, а ряд объективных и субъективных причин. Органы власти в данной ситуации должны не допустить перехода временного дефицита в хронический. Для этого необходимо принять ряд оперативных решений по своевременной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его неинфляционными и «дешевыми» источниками заемных средств. [10, c.199]

Известно, что бремя государственного долга, обусловленное бюджетным дефицитом, перекладывается на будущие поколения. В большей степени это относится к хроническому дефициту. Такой дефицит называют переложимым вперед. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых налогов и выпуска государственных займов, за счет других источников, например таких как: реализация государственной собственности, государственных активов, расширение налогооблагаемой базы, переложения бюджетного дефицита не происходит. Этот вид дефицита называют непереложимым. Задача бюджетной политики: находить и использовать такие источники дефицитного финансирования, которые не обременяли бы жизнь будущих поколений. По международной классификации выплата процентов по обслуживанию государственного долга включается в расходы бюджета. Россия тоже перешла к международной методологии составления бюджета, но еще не до конца. [9, c.116]

При определении дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга выделяют первичный и вторичный дефициты бюджета. Дефицит бюджета, который рассчитывается как разница между его доходами и расходами без учета процентных выплат по долгу, называется первичным, а с учетом — вторичным. [4, c.301]Эти названия возникли не случайно. Действительно, дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. В этом случае расходы сверх доходов производятся впервые. Но если для их финансирования привлекаются заемные средства на платной основе, то процентные выплаты из бюджета за эти средства имеют производный, вторичный характер, поскольку обусловлены первичным дефицитом.

Классификация видов дефицита, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования — все это необходимо для того, чтобы иметь возможность разрабатывать систему мер по прогнозированию и сокращению дефицита, по преобразованию бюджетной и налоговой систем, межбюджетных отношений, направленных на устойчивый экономический рост и повышение уровня благосостояния населения.

1.2 Методы финансирования бюджетного дефицита

Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие его дефицита, осуществляемое двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита оказывает также влияние увеличение или уменьшение остатков ликвидных финансовых средств у органов государственного управления.

Для финансирования дефицита государственного бюджета с помощью займов государство привлекает свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира, используя различные финансовые инструменты: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций, правительств, банков и поставщиков.

Остаток средств на счетах в банках и резервов наличных денег влияет на величину общего спроса в экономике аналогично операциям заимствования: сокращение увеличивает спрос, прирост — уменьшает. Использование ранее накопленных средств приводит к увеличению общего спроса в экономике. Соответственно увеличение остатков средств органов государственного управления ведет к снижению общего спроса в данном периоде.

Государственное заимствование, погашение задолженности и изменение государственных средств на счетах в банках, государственных резервов национальной валюты и ценных бумаг являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета.

Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способствует развитию инфляционных процессов.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться за счет как внешнего заимствования, так и заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно.

Внешнее заимствование в момент поступления средств приводит к увеличению общего объема финансовых ресурсов страны и позволяет увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства направляются на эти цели. Вместе с тем займы иностранных государств, международных финансовых организаций и зарубежных банков могут использоваться для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кредитов, процентов по внешним займам, направляться после конвертации в национальную валюту на выплаты населению и для других целей.

Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита или рефинансирования ранее сделанных долгов, так и кредитования за счет средств бюджета.

В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если при этом оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, приводящую к снижению расходов на его обслуживание.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями БК РФ предусматривает разработку Правительством двух программ: Программы государственных внешних заимствований (ст. 108) и Программы государственных внутренних заимствований (ст.110). Указанные программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию РФ одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого названные выше департаменты Минфина ведут государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.

Заимствование внутри страны означает лишь перераспределение имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики. Воздействие на экономику внутреннего заимствования определяется характером заимствуемых государством средств. Если привлекаемые государством кредитные ресурсы могут быть направлены на иные цели, то заимствование их государством уменьшает объем расходов других секторов экономики и не увеличивает общий спрос в экономике. В случае если при государственном заимствовании общий объем расходов других секторов не уменьшается, то государственное заимствование приводит к росту совокупного спроса в экономике.

Различия в экономической значимости заимствования у отдельных категорий инвесторов предопределяют потребность в классификации операций финансирования по типу кредитора.

Характер влияния государственного заимствования на экономическое развитие зависит от того, какие сектора и подсектора экономики, объединяющие относительно однородные субъекты хозяйствования со сходными целями и моделями экономического поведения, кредитуют государство. Если заимствование производится у банков, то, по-видимому, это в меньшей мере отразится на сокращении расходов других секторов, чем, например, заимствование у домашних хозяйств или у предприятий. Практически операции внутреннего заимствования могут оказать только сокращающее или нулевое влияние на возможности расходов других секторов экономики. Вместе с тем, поскольку государство само производит расходы, то расходование государством заемных средств не оказывает влияния на общий объем расходов в стране либо ведет к его росту.

По-разному, как об этом уже говорилось, воздействуют на экономику внешнее и внутреннее заимствование. Поэтому внутреннее и внешнее финансирование разграничиваются. Во внутреннем финансировании выделяются средства, заимствуемые у органов кредитно-денежного регулирования, коммерческих банков, других органов государственного управления, предприятий и домашних хозяйств. Во внешнем — занимаемые у международных организаций экономического развития, иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.

В России составляется смешанная классификация, разделенная на две части: классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и классификацию источников внешнего финансирования федерального бюджета.

2. Бюджетный дефицит РФ за 2011-2013 гг.

2.1 Анализ бюджетного дефицита РФ

Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВВП.

На территориальном уровне наблюдается неэффективность работы бюджетных программ, так как основной упор делается на федеральный бюджет, который в большей степени влияет на экономическую стабильность в стране в целом. Это несовершенство государственного управления может привести к нестабильности бюджетной системы в стране. Для анализа дефицита бюджета РФ рассмотрим показатели за 2011, 2012 годы.

Так, по состоянию на декабрь 2012 года, рост российской экономики ускорился по сравнению с октябрем-ноябрем и составил, по оценке Минэкономразвития России, с исключением сезонности 0,3% к предыдущему месяцу.

При этом, положительный вклад в рост ВВП осуществило промышленное производство, повысился рост розничной торговли, рост в сфере строительства. Кроме того, возобновился рост инвестиций. Однако, негативное воздействие на динамику ВВП оказал спад в сельском хозяйстве.

На конец 2012 года, темпы прироста ВВП также ускорились и составили — 2,4%. В целом за 2012 год темп роста ВВП составил 3,4%, что несколько ниже 2011 года, в течении которого темп роста был 4,3%.

2012 год можно охарактеризовать медленным инвестиционным и потребительским спросом. Это, прежде всего, связано с негативными тенденциями в мировой экономике. Так же отрицательное влияние на экономическое развитие оказали погодные условия, которые привели к потере урожая и стремительному росту цен на продовольственные товары.

Динамика большей части экономических показателей со второй полвины 2012 года стала значительно замедляться, что было непосредственно связано с негативным эффектом высокой базы второго полугодия 2011 года, которая в свою очередь была обусловлена высоким урожаем ряда сельскохозяйственных культур и резким усилением инвестиционного спроса [11].

Согласно данным Росстата, объем ВВП Российской Федерации за 2012 год составил в текущих ценах 62356,9 млрд. рублей.

Рис. 2.1 — Динамика ВВП

В 2012 году произошло замедление динамики и потребительского спроса, поскольку прекратился рост расходов на конечное потребление государственного управления, и в итоге — динамика расходов на конечное потребление в целом по экономике понизилась до 4,8% против 4,9% в 2011 году. При этом, расходы на конечное потребление домашних хозяйств незначительно повысились до 6,6% в 2012 году.

Таблица 2.1. Темпы прироста основных показателей экономики (Оценка Минэкономразвития России)

2012

2013

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

окт.

нояб.

дек.

4 кв.

ВВП

0,9

0,5

1,4

1,4

0,3

0,3

0,5

0,1

0,1

0,3

0,6

Промыш. производство

1,5

1,3

0,7

1,0

1,5

0,4

0,6

-0,7

0,6

0,5

-0,1

Инвес. в основной капитал

15,2

10,0

1,9

9,9

-7,4

5,9

3,2

2,5

-2,1

0,2

0,1

Строительство

1,5

0,8

3,0

0,6

0,5

0,5

-0,6

2,9

-1,4

0,4

1,2

Реал. распол. денежные доходы населения

-2,1

-0,5

1,5

0,9

-0,4

2,2

2,2

-0,9

2,6

0,2

1,5

Реальная заработная плата

0,6

1,5

1,0

2,2

2,7

1,9

-1,0

1,4

0,6

0,0

1,7

Оборот розничной торговли

1,0

1,4

2,8

1,4

0,4

1,3

0,7

0,0

0,4

1,0

1,0

Так, в 2013 году реальная заработная плата оказалась существенно выше, чем в 2012 году, и, несмотря на замедление во второй половине года, в целом по 2013 году прирост реальной заработной платы на 5 процентных пунктов оказался выше показателя за 2013 год и составил 7,8 процента.

Рис. 2.2 — Уровень реальной заработной платы за 2012 год

Инфляция остальных издержек в 2013 году была более умеренной из-за переноса повышения регулируемых цен на энергоносители на середину года и ограничения роста регулируемых тарифов в электроэнергетике уровнем прогнозируемой инфляции (6%). В итоге рост цен и тарифов на платные услуги населению понизился до 7,3% в 2013 году, по сравнению с 2011 годом.

По данным Счетной палаты РФ Федеральный бюджет в 2011 году, был исполнен с дефицитом 2 322 310,5 млн. рублей, что на 809 086,1 млн. рублей, или на 25,8 %.Первичный дефицит федерального бюджета (превышение расходов наддоходамибезучетарасходовпообслуживаниюгосударственногодолга)составил2 146 155,3млн. рублей, или 5,5 % ВВП.

Исполнение федерального бюджета по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году составило 2 322 310,5 млн. рублей. При этом источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета составили 2 450914,5млн. рублей. источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составили минус 128 604,0 млн. рублей.

По данным Счетной палаты РФ Федеральный бюджет в 2011 году, исполнен с дефицитом 1811,8 млрд. рублей, что на 616,8 млрд. рублей, или на 25,4% мене показателя, утвержденного ФЗ. Первичный дефицит федерального бюджета (превышение расходов над доходами без учета расходов по обслуживанию государственного долга) составил 1600,382млрд. рублей.[23]

Для стабилизации финансовой системы страны в условиях экономического кризиса был создан стабилизационный фонд РФ, который в 2008 году разделился на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На настоящее время Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Он формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины; и доходов от управления его средствами. Фонд национального благосостояния же представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Он формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает или превышает его нормативную величину; и доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния. [16 c.21]

Дефицит федерального бюджета на 2012 год был покрыт на 73,9 процентов за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостоянии и на 26,1 процент за счет иных источников. [15]

Дефицит 2013 года существенно отличается от предыдущих лет тем, что он не закрывается поступлениями из Резервного фонда. Придется компенсировать его на 36,9 процентов за счет использования средств Фонда национального благосостояния и на 63,1 процента за счет поступлений от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований на внешнем и внутреннем рынках. В большей степени на внутреннем.[11] Предусматривается привлечь внутренние заимствования в виде государственных ценных бумаг в сумме 1 709,9 млрд. рублей, что превысит объем заимствований в 2012 году на 1 194,0 млрд. рублей, или в 3,3 раза. [23] Отсюда возникают серьезные риски. Самые большие из них связаны с зависимостью цен на сырье. Это отмечает в своем заключении и Счетная палата. Если бы ВВП в России рос так, как он рос до кризиса, то от дефицита можно было бы избавиться достаточно быстро. Также с этим утверждением согласны аналитики Всемирного банка. «Хотя в целом этот прогноз (цен на нефть марки Urals), соответствует рыночным ожиданиям… включение таких цен в бюджет делает Россию уязвимой перед внезапным падением цен на нефть». [23]

Правительством Российской Федерации принимаются определенные меры, направленные на обеспечение макроэкономической стабильности, последовательное снижение дефицита бюджетной системы страны, предсказуемые параметры инфляции. [23]

Основные показатели внешнего долга за период 2011-2013 гг. приведены в таблице 2.2.

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Таблица 2.2 Динамика объемов и структура внешнего долга РФ за 2010-2012 гг.

на 1.01.2011 г.

на 1.01.2012 г.

на 1.01.2013 г.

млрд. долл. США

структура

%

млрд. долл. США

структура

%

млрд. долл. США

структура

%

Гос. внешний долг, всего

79,2

100

46,7

100

43,3

100

Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов международного права, иностранных юр. лиц

11,5

12,6

11,0

23,6

10,3

23,8

Гос. ценные бумаги РФ, номиниров. в иностранной валюте

64,05

80

32,8

70,2

29,5

68,1

Госгарантии в иностранной валюте

4,2

7,4

2,9

6,2

3,5

8,1

Из таблицы видно, что в период 2011-2013 гг. государственный внешний долг сокращается. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года предусматривается в законопроекте в размере 46,7 млрд. долларов США, или 36,3 млрд. евро, что на 32,5 млрд. долларов США (на 41%), или на 28,1 млрд. евро (на 43,6%). По сравнению с оценкой 2011 года (46,7 млрд. долларов США) внешний долг за 2012 год (43,3 млрд. долларов США) уменьшился на 3,4 млрд. долларов США, или на 7,3%. по состоянию на 1 января 2012 года предусматривается статьей 1 законопроекта в размере 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро, что на 7,3% меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете» показателя на 1 января 2011 года. [2]

Процентные платежи по кредитам МФО в 2010 году определены в сумме 11, 5 млрд. рублей (435,3 млн. долларов США), на 2011 год — 11 млрд. рублей, что на 5 млрд. рублей или 4,35% меньше по сравнению с показателем 2010 года, на 2012 год — 10,3 млрд. рублей, что на 1,2 млрд. рублей или 10,4% меньше, чем за 2010 год и 0,7 млрд. рублей или 6,4% по сравнению с 2011 годом.

В 2010 году на выплату процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте, предусматриваются средства в объеме 64,05 млрд. рублей, что составляет 80% платежей по обслуживанию внешнего долга. Этот же показатель за 2011 год составляет 32,8 млрд. рублей, что составляет 70,2% платежей по обслуживанию внешнего долга. За 2012 год — 29,5 млрд. рублей, что составляет 68,1% платежей по обслуживанию внешнего долга. Это показатель значительно сокращается за период 2010-2012 гг. на 34,55 млрд. рублей или на 11,9% платежей по обслуживанию внешнего долга [2].

Государственный внутренний долг превысит государственный внешний долг, удельный вес внутреннего долга в общем объеме государственного 2010 года составил 52,5%.

Основные показатели внутреннего долга за период 2011-2013 гг. приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Динамика и структура внутреннего долга РФ за 2011-2013 гг.

на 1.01.2011 г.

на 1.01.2012г.

на 1.01.2013 г.

млрд. руб.

структура %

млрд. руб.

структура %

млрд. руб.

структура %

Гос. внутр. долг всего:

1148,7

100

1363,3

100

1824,7

100

Гос. цен. бумаги РФ

1032,1

94,5

1244,7

91,3

1681,3

92,1

Госуд. гарантии

111,9

9,7

113,6

8,3

137,8

7,6

Прочая задолженность

4,7

0,5

5,0

0,4

5,6

0,3

Из таблицы видно, что в период 2011-2013 гг. государственный внутренний долг увеличивается.

Увеличение объемов государственного внутреннего долга при сохранении профицита федерального бюджета обусловлено содержащимся в Основных направлениях долговой политики положением о целесообразности сохранения присутствия государства на национальном финансовом рынке в качестве заемщика в целях поддержания способности государства осуществлять заимствования на приемлемых условиях при любой финансово-экономической и политической ситуации в мире, рефинансирования государственных внутренних и внешних долговых обязательств на финансирование расходов, поддержания пенсионной системы. В 2012 году объем государственных ценных бумаг составил 1681,3 млрд. рублей, что на 35% больше по сравнению с 2011 годом [20].

Средства федерального бюджета на погашение основной суммы внутреннего долга и на его обслуживание планируются в объеме 209,25 млрд. рублей, в том числе 132,35 млрд. рублей на погашение основного долга по внутренним долговым обязательствам, на обслуживание государственного внутреннего долга предусмотрено 76,9 млрд. рублей. Указанные расходы составили 44,4% расходов на погашение и обслуживание государственного долга в 2010 году. Расходы федерального бюджета на обслуживание внутреннего долга на 2011 год составили 106,5 млрд. рублей или 56,7% выплат по государственному долгу, на 2012 год — 134,2 млрд. рублей [23].

2.2 Направления регулирования бюджетного дефицита РФ

Целью государственной финансовой политики, в том числе операций финансирования, является стабильное развитие экономики. Для покрытия дефицита бюджета, как уже говорилось, могут быть использованы различные финансовые инструменты: внутреннее и внешнее заимствование, денежная эмиссия. Их экономическая природа различна. Соответственно они оказывают различное, нередко противоречивое, воздействие на экономическое и финансовое положение в стране.

Эффективное управление бюджетным дефицитом предполагает, что увеличение государственных расходов должно направляться прежде всего на содействие расширению производства и увеличению занятости населения. Бюджетные ассигнования и кредиты должны выделяться под реальные программы по мере достижения эффекта и при достаточных гарантиях возврата средств (залога и т. п.).

Поэтому операции финансирования должны быть согласованы с общей экономической и финансовой политикой государства.

Органы власти и управления государством определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т. п.

Фискальная политика государства, определяемая его действиями в области получения доходов, объема и направлений государственных расходов, может быть нацелена на стабилизацию, экономический рост или ограничение деловой активности. Политика стабилизации предполагает использование фискальных и кредитно-денежных мер для максимального приближения ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен. Под политикой экономического роста понимают реализацию мер для увеличения ВВП, а под политикой ограничения деловой активности — осуществление мер по уменьшению ВВП по сравнению с потенциальным уровнем.

При экономическом спаде может осуществляться стимулирующая фискальная политика, основанная на росте государственных расходов, снижении налогов и соответственно увеличении дефицита бюджета, а в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, может проводиться ограничительная фискальная политика, нацеленная на уменьшение государственных расходов, увеличение налогов с ориентацией на уменьшение дефицита бюджета или его положительное сальдо. Поскольку стимулирующее или ограничивающее воздействие фискальной политики сопряжено с изменениями бюджетного дефицита и профицита, то это воздействие зависит от методов финансирования дефицита и направлений использования бюджетного излишка.

Покрытие дефицита бюджета может осуществляться путём займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путём выпуска государственных ценных бумаг, увеличивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на денежном рынке ведёт к сокращению инвестиций. В случае более быстрого роста расходов по сравнению с доходами значимость заемных средств как источника финансирования возрастает. При погашении государственной задолженности государство выкупает свои долговые обязательства, передавая свои доходы вновь на денежный рынок, увеличивает предложение денег, стимулируя падение ставки процента, инвестиции и потребление.

Размещение займов оказывает существенное воздействие на денежное обращение. В частности, привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос. В случае направления этих средств на инвестиции и другие производственные затраты общая величина денежной массы в обращении сократится, а при использовании на выплату зарплаты и пенсий — не изменится. При заимствовании в бюджет средств хозяйствующих субъектов и использовании их на выплаты населению наличная денежная масса в обращении возрастает.

Отвлекая крупные средства, государство сокращает свободные ресурсы, которые при нормальной экономической ситуации могут быть вовлечены в производство. В условиях недостатка в стране свободных капиталов дополнительное их привлечение государством оказывает отрицательное воздействие на экономический рост.

Выпуск новых денег для покрытия дефицита бюджета не сопряжен с уменьшением инвестиций и в этом смысле оказывает более существенное воздействие на совокупный спрос, чем увеличение государственных займов. Денежная эмиссия для финансирования дефицита бюджета в отличие от выпуска долговых обязательств государства позволяет избежать негативного влияния эмиссии государственных ценных бумаг на инвестиции, способствуя одновременно увеличению государственных расходов и совокупного спроса в экономике. Эмиссия новых денег является, таким образом, более стимулирующим способом финансирования дефицита бюджета, чем расширение займов, однако чревато опасностью инфляции.

Внешнее финансирование оказывает воздействие на платежный баланс страны и увеличивает в момент получения займа спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства направляются на эти цели. Однако заемные средства могут использоваться на оплату импорта, покрытие предыдущих заимствований или направляться после конвертации на выплаты населению. Как правило, страны, имеющие крупную внешнюю задолженность, вынуждены проводить политику жесткой экономии, расширять экспорт и сокращать импорт, направляя доходы от внешней торговли на выплату долга. Использование чистого экспорта на выплату долга сокращает ресурсы для собственного экономического развития, в итоге снижается жизненный уровень населения и формируются тенденции экономического отставания.

России для выполнения задач своей политики нужен экономический рост. Ускорение темпов экономического роста будет происходить на основе взвешенной макроэкономической политики, базирующейся на следующих принципах:

* последовательном снижении уровня инфляции;

* проведении сбалансированной денежно-кредитной политики, обеспечивающей переход к полной конвертируемости рубля без его чрезмерного укрепления;

* содействии повышению конкурентоспособности российских компаний, укреплению их позиций на внутреннем и внешнем рынках;

* поддержании сбалансированного федерального бюджета при дальнейшем снижении налоговой нагрузки на экономику и существенном повышении эффективности его расходов.

Важнейшим звеном экономической политики государства является бюджетная политика. Один из принципов бюджетной политики — последовательное сокращение расходов на обслуживание государственного долга.

Ограниченный бюджетный дефицит может способствовать экономическому росту. Управление бюджетным дефицитом заключается в том, чтобы суметь направить его действие в русло повышения совокупного спроса и оживления производства. В случае если начинает преобладать инфляционная составляющая, возникает необходимость корректировки финансовой политики. Пределы допустимого дефицита зависят от экономической ситуации.

2.3 Зарубежный опыт финансирования бюджетного дефицита

Наличие значительного бюджетного дефицита автоматически диктует выбор в качестве важной стратегической цели бюджетной политики сокращение дефицита, а затем, возможно, его ликвидацию. Вопрос заключается в выборе верных инструментов достижения этой цели. Идеология, которую исповедует Правительство, предельно проста: необходимо любой ценой «арифметически» привести в соответствие доходы и расходы бюджета, а оставшийся «разрыв» профинансировать за счет внешних и внутренних займов. Соответственно, стержневой идеей правительственной программы сокращения бюджетного дефицита является стремление обеспечить увеличение доходов и сокращение расходов бюджета.

Однако бюджетный дефицит в российской экономике связан с глубоким структурным, институциональным кризисом и продолжающимся промышленным спадом. Поэтому решить проблему бюджетного дефицита только лишь за счет увеличения налогового бремени и сокращения объемов бюджетного финансирования нельзя. Бюджетные доходы и расходы не являются независимыми величинами: сокращение расходов неминуемо ведет к сокращению налоговой базы и уменьшению доходов будущих периодов. Поэтому реальное, долгосрочное, устойчивое оздоровление государственных финансов неразрывно связано с оздоровлением российской экономики в целом.

Бюджет должен быть реальным — это первое условие нормального функционирования российской экономики. У истоков бюджетных неплатежей лежит нереалистичное бюджетное планирование, т. е. завышенная оценка возможного уровня реального ВВП и, соответственно, доходов бюджета. Мнимые (записанные в проекте бюджета) доходы распределяются по статьям расходов. На практике это приводит к необходимости секвестировать (урезать) расходы по ходу выполнения бюджета, а значит, к росту неплатежей, полному хаосу в управлении бюджетной сферой, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитетов государственных институтов. Возможность одним дать деньги, а другим отказать по причине их отсутствия (хотя они и расписаны в бюджете именно для данной цели) служит питательной средой для коррупции.

Раньше завышенную оценку бюджетных доходов при разработке и утверждении госбюджета можно было считать технической ошибкой прогнозирования, вызванной высокими и не до конца определенными темпами инфляции, неизвестными темпами падения ВВП. Но она быстро стала вполне осознанной, регулярной практикой парламента, не желающего брать на себя ответственность за политически непопулярное снижение расходов. Наряду с фиктивным завышением будущих доходов бюджету навязываются дополнительные расходы. Госдума принимает законы о повышении пенсий или минимальной оплаты труда, не обеспеченные реальными возможностями, обычно вне бюджета и после его утверждения.

Чтобы бюджетные расходы на социальные цели были эффективными, они должны быть адресными. Пока же бесплатными и субсидируемыми услугами государства в области здравоохранения, образования, коммунального хозяйства пользуются не только лица, действительно нуждающиеся в государственной поддержке, но и достаточно обеспеченные, способные сами финансировать такие расходы. Здесь есть серьезный резерв сокращения расходов бюджета.

Опыт развитых стран подсказывает, что необходимо весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование сделать прозрачным и подконтрольным общественности. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Необходимо помнить, что нецелевое использование средств также ведет к увеличению бюджетного дефицита, поэтому расходы прежде всего должны быть адресными. Следовательно необходимо разворачивать бюджетную классификацию.

Ключевым макроэкономическим событием 2010 г. были две волны долговых проблем в Европе. Так, в начале года выяснилось, что Греция не сможет обойтись без внешней помощи, а европейские структуры долго не могли принципиально решить вопрос о выделении стране необходимых средств. В мае помощь была предоставлена. Причем был создан стабилизационный механизм для решения подобных проблем в будущем. Не прошло и нескольких месяцев, как этот механизм прошел испытание реальностью, когда в ноябре под угрозу попала финансовая система Ирландии. Взятие на бюджет страны непомерных долгов ведущих банков довело дефицит ее бюджета почти до трети ВВП. В результате жестких переговоров и согласований Ирландии был предоставлен кредит объемом 85 млрд. евро под гарантии снижения страной дефицита бюджета. Ирландии предстоит провести через законодателей сокращение бюджетных расходов и повышение налогов.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »