Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике Республики Беларусь


РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 33с., 4 табл., 5 рис., 1 диаграмма,16 источников, 1 прил.

Бюджетно-налоговая политика, стимулирующая бюджетно-налоговая политика, сдерживающая бюджетно-налоговая политика, дискреционная бюджетно-налоговая политика, недискреционная бюджетно-налоговая политика, налог, государственные расходы

Объект исследования — бюджетно-налоговая политика.

Предмет исследования — особенности бюджетно-налоговой политики в странах с трансформационной экономикой, в том числе и в Республике Беларусь.

Цель работы: разработка предложений по совершенствованию бюджетно-налоговой политики в странах с трансформационной экономикой, в том числе и Республике Беларусь на основе рассмотрения теоретических основ и анализа бюджетно-налоговой политики.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию бюджетно-налоговой политики государства выделены основные цели, особенности, виды; исследованы особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь и в странах с трансформационной экономикой.

Задачи работы:

1. Раскрыть сущность и содержание бюджетно-налоговой политики, обозначить её принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества;

2. Рассмотреть существующие бюджетно-налоговые политики в странах с трансформационной экономикой.

3. Провести анализ современной бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь, указать объективные причины необходимости реформирования существующей бюджетно-налоговой политики, преобразования, осуществляемые правительством Республики Беларусь в настоящее время, а также возможные пути дальнейших усовершенствований в области бюджетно-налоговой политики.

Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «макроэкономики»

ABSTRACT

Coursework: 33 pages, 4 tables, 5 figures, 1 diagram, 16 sources used, 1app.

Fiscal policy, expansionary fiscal policy, contractionary fiscal policy, discretionary fiscal policy, non-discretionary fiscal policy, taxes, government spending

The object: fiscal policy

The subject: features of fiscal policy in countries with economies in transformation, including the Republic of Belarus.

The objective is to develop proposals for the improvement of fiscal policy in countries with economies in transformation, including the Republic of Belarus, on the basis of examination of the theoretical foundations and analysis of fiscal policy. The methods used in the coursework are an analytical method, the method of comparative analysis, statistical and graphical methods.

Research and development: on the basis of summarizing the various theoretical approaches to the study of fiscal policy of the state identified the main objectives, features, types, studied especially fiscal policy in the Republic of Belarus and countries with economies in transformation.

Objectives:

1. Disclose the nature and content of fiscal policy, to define its principles, mechanisms and instruments of influence on the economic system of society;

2. Review existing fiscal policy in countries with economies in transformation.

3. To analyze the current fiscal policy in the Republic of Belarus, specify the objective reasons for the need to reform the existing fiscal policy, transformations carried out by the Government of the Republic of Belarus in the present, as well as possible ways to further improvements in the area of fiscal policy.

The area of the possible practical applications: the results obtained in the course work can be used to study the course «Macroeconomics»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Бюджетно-налоговая политика

1.1 1Понятие, сущность и цели бюджетно-налоговой политики

1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики

1.3 Виды и механизмы бюджетно-налоговой политики, эффект мультипликатора

2. Бюджетно-налоговая политика в странах с трансформационной экономикой

2.1 Бюджетно-налоговая политика в Украине

2.2 Бюджетно-налоговая политика в России

3. Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь

3.1 Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

3.2 Направления повышения эффективности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетно-налоговая политика государства — одно из главных направлений его финансовой политики, играющее значительную роль в регулировании экономики с помощью политики доходов и расходов и налогов.

Для того чтобы ориентироваться в существующей ситуации в стране с рыночной экономики особенно важно понимать суть, цели, виды и инструменты бюджетно-налоговой политики, а также механизма ее действия.

В этой курсовой я попыталась исследовать влияние бюджетно-налоговой политики на экономику различных государств, изучить ее цели, структуру, направления. Поскольку основными инструментами данной политики являются налоги и государственные расходы, то важно раскрыть их главные свойства, классификацию, влияние на государственную экономику. Бюджетно-налоговая политика — это один из наиболее важных элементов государственного финансового регулирования. Необходимо подробно исследовать механизм ее реализации, а также ситуации, в которых ее применение будет эффективным и благоприятным. Под бюджетно-налоговой политикой государства понимается использование возможностей правительства расходовать средства государственного бюджета и взимать налоги для регулирования уровня деловой активности, решения социальных задач. В данный момент, данная тема является актуальной, так как наша налоговая сфера, экономика и бюджет находятся на неустойчивой стадии развития. В течение довольно длительного времени экономисты считали, что государство с помощью бюджетно-налоговой политики определяет, в каких пропорциях объем выпуска страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за общественные блага следует распределять между населением. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была выявлено, что бюджетно-налоговая политика оказывает значительное влияние на краткосрочный объем выпуска, занятости и цен.

В курсовой работе выделяются 3 основных раздела:

в первом дается общее понятие, сущность, способы реализации бюджетно-налоговой политики,

во втором — обозрение существующей бюджетно-налоговой политики в странах с трансформационной экономикой,

в третьем произведен анализ существующей бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.

Главными задачами выбранной темы являются: динамика налоговой нагрузки на экономику, влияние прямых и косвенных налогов, уровень дотаций. В курсовой работе сложно достаточно подробно рассмотреть бюджетно-налоговую политику со всеми ее особенностями, но, тем не менее, мною была сделана попытка изучить проблемы и особенности бюджетно-налоговой политики в странах с переходной экономикой, таких как Украина, Россия, а также изучить осуществление бюджетно-налоговой политики, проводимой нашим правительством.

1. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие, сущность и цели бюджетно-налоговой политики

Одним из главных инструментов макроэкономического регулирования является бюджетно-налоговая политика, представляющая собой меры, которые предпринимает государство для того, чтобы стабилизировать экономику, изменяя величину доходов и расходов государственного бюджета. Целями государственной бюджетно-налоговой политики могут быть: выравнивание уровня доходов граждан, поддержка социально значимых отраслей инвестициями и дотациями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, защита внутреннего рынка от импорта. Но основными целями бюджетно-налоговой политики являются:

1) в краткосрочном периоде:

* сглаживание колебаний экономического цикла;

* управление государственным долгом;

* проведение бюджетной политики государства;

* принятие мер по уменьшению бюджетного дефицита;

* эффективное формирование доходной части бюджета;

2) в долгосрочном периоде:

* поддержание полной занятости;

* поддержание стабильного уровня цен;

* поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП).

Вышеуказанные цели достигаются при использовании инструментов бюджетно-налоговой политики:

1) налогообложение — манипулирование разными видами налогов и налоговых ставок, их структурой, объектами обложения, источниками налогов, льготами, санкциями, сроками взимания, способами внесения

2) государственные доходы и расходы.

Наличие в бюджетно-налоговой политике двух компонентов (доходов и расходов государственного бюджета) предполагает, что государство может достигать вышеуказанные цели как с помощью налогообложения и привлечения других доходов, так и за счет манипулирования структурой и объемом расходов государства. Доходы бюджета формируются, прежде всего, за счет налогов, которые взимаются центральными и местными органами власти; за счет доходов государственных предприятий; за счет поступлений по социальному страхованию. Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований. Они расходуются на содержание государственного аппарата (органы исполнительной и законодательной власти, прокуратура, суды, таможня и т. д.), на военные нужды, на создание объектов социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение), на поддержание и развитие государственного сектора экономики [5, с.17].

Бюджетно-налоговая политика может осуществляться как прямыми, так и косвенными методами. Прямые методы представляют собой бюджетное финансирование определенных направлений, к примеру, расширение производства, развитие инфраструктуры и науки др. Косвенные методы — это влияние государства на совокупный спрос и совокупное предложение с помощью налогообложения. Такое влияние осуществляется при использовании политики ускоренной амортизации, налоговых льгот [3, c.24].

1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики

Инструментами бюджетно-налоговой политики являются расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки товаров и услуг;

2) налоги;

3) трансфертные выплаты.

Государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, которые существуют в конкретном государстве в конкретное время. Налоги являются главным источником образования государственных расходов. Они представляют собой вычет из заработка и дохода.

Государственные расходы подразделяются на:

1. Расходы на социально-культурные нужды;

2. Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

3. Военные расходы;

4. Расходы на управление.

Структура государственных расходов в разных странах неодинакова, в том числе и в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов изменяется под воздействием внешних и внутренних факторов, например, экономические, военные, социальные, политические и т. п.

По роли в процессе производства государственные расходы бывают:

1. Расходы в сферу материального производства;

2. Расходы на непроизводственную сферу;

3. Расходы на создание резервов.

По цели государственные расходы делятся на:

1. Капитальные затраты — затраты направленные на расширение производства и реконструкцию.

2. Текущие государственные затраты — расходы на управление, пенсии, военные расходы

3. Затраты, связанные с формированием и обслуживанием страховых и резервных фондов.

Государственные расходы могут быть общегосударственными, расходами субъектов и местными расходами.

Также инструментами бюджетно-налоговой политики является изменение в налогообложении. Налоги — это платежи, которые физические и юридические лица в обязательном порядке уплачивают в доход государства. Налоги необходимы, поскольку государство с их помощью влияет на многие процессы в экономической и социальной сфере. Они поощряют или подавляют конкретные виды деятельности, координируют развитие различных отраслей и регионов, регулируют размер денежной массы, влияют на инвестиционную активность бизнеса, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, функционирование рынка ценных бумаг. В большей степени налоги вызывают возмущение, но, тем не менее, без них ни современное общество, ни государство не может существовать. Рассмотрим воздействие инструментов бюджетно-налоговой политики на совокупный спрос и совокупное предложение. Основными параметрами бюджетно-налоговой политики являются государственные закупки (G), налоги (Tx) и трансфертные платежи (Tr). Чистый налог — это разница между налогами и трансфертами (T). Уравнение совокупного спроса (AD):

1)(1.1)

Расходы на потребление (C) подразделяются на: автономные, которые зависят от предельной нормы к потреблению, то есть, насколько изменяется объем спроса на потребительские товары и услуги при увеличении совокупного дохода на единицу, и не зависят от располагаемого дохода (Yd). Таким образом, функция потребительского спроса имеет вид:

(1.2)

где располагаемый доход — разница между совокупным выпуском и чистым налогом:

(1.3)

Следовательно, делаем вывод, что налоги, трансфертные выплаты и государственные закупки являются переменными совокупного спроса:

(1.4)

А, значит, при изменении любого параметра бюджетно-налоговой политики меняется и функция совокупного спроса. Предприятия и различные макроэкономические агенты обеспечивают предложение всех товаров и услуг. Налоги и трансферты оказывают воздействие на совокупное предложение, а расходы государства не имеют на предложение особого влияния. Фирмы воспринимают налоги в качестве очередных затрат на каждую единицу продукции и это принуждает их сокращать предложение своей продукции. Трансфертные выплаты, наоборот, приветствуются предпринимателями, по той причине, что они могут привести к увеличению предложения предоставляемых ими услуг. Если большое количество предприятий проводят одинаковую политику предложения товаров, то совокупное предложение изменяется во всей рассматриваемой экономике. Можно сделать вывод, что государство может повлиять на состояние экономики при помощи правильного введения налогов и трансфертов [8,c.32].

1.3 Виды и механизмы бюджетно-налоговой политики, эффект мультипликатора

Государственная экономическая политика нацелена на поддержание экономики в состоянии полной занятости, что гарантирует отсутствие инфляции и безработицы. Задача государственной экономической политики в период спада — добиться увеличения объема производства до потенциального (естественного) уровня и достигнуть полной занятости с помощью увеличения планируемых расходов, снижения налогов, либо сочетание того и другого вместе. Такая политика называется стимулирующей. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может привести к увеличению предложения факторов производства и поспособствовать росту экономического потенциала. Задача государственной экономической политики в период подъема — добиться снижения объемов производства и устранение избыточной занятости путем сокращения планируемых расходов. Такая политика называется сдерживающей или рестриктивной.

Для того чтобы лучше понять суть стимулирующей бюджетно-налоговой политики следует рассмотреть пример.

На рис. В.1, резкое сокращение инвестиционных расходов привело к сдвигу кривой совокупного спроса из положения AD1 в AD2. Допустим, это произошло потому, что возможности получения прибыли от инвестиционных проектов уменьшились, поэтому инвестиционные расходы и совокупный спрос значительно сократились. Вследствие этого реальный ВВП сократился с 505 млрд. р. (величины, близкой к уровню потенциального производства) до 485 млрд. р. Падение фактического производства на 20 млрд. р. сопровождается ростом безработицы, так как для производства меньшего объема продукции требуется меньше рабочей силы.

Такая экономика находится в фазе спада и сопровождается циклической безработицей. В этих условиях правительство может: увеличить государственные расходы, сократить налоги или и то, и другое вместе.

Если бюджет является сбалансированным, то главная цель бюджетно-налоговой политики в период спада должно является создание бюджетного дефицита, т. е. необходимо превысить расходы государства над его доходами (налогами). Достичь бюджетного дефицита можно несколькими способами:

1. Увеличить государственные расходы. При прочих равных условиях увеличение расходов государства может привести к сдвигу кривой совокупного спроса вправо из положения AD2 в AD1. Допустим, что связи со спадом государство увеличивает расходы на 5 млрд. р. (отрезок между AD2 и пунктирной линией справа от нее). Но кривая совокупного спроса сдвигается вправо, в положение AD1, т. е. спрос увеличивается на сумму, большую, чем 5 млрд. р. Это объясняется мультипликационным эффектом, который приумножает начальное изменение спроса с каждым последующим циклом новых потребительских расходов. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то мультипликатор равен 4. Кривая совокупного спроса переместится на расстояние, в 4 раза большее, чем отрезок, являющийся увеличением расходов государства на 5 млрд. р. В результате сократится безработица, поскольку фирмы начинают нанимать работников, которые были уволены во время экономического спада.

2. Снизить налоги. Допустим, что правительство сокращает индивидуальный подоходный налог на 6,67 млрд. р., вследствие этого располагаемый доход увеличивается на такую же величину. Потребление возрастает на 5 млрд. р. (0,75?6,67 млрд. р.), а сбережения увеличиваются на 1,67 млрд. р. (0,25?6,67 млрд. р.). Функция совокупного спроса сдвигается вправо на величину, которая в 4 раза превышает первоначальное увеличение потребления на 5 млрд. р., которое было обусловлено снижением налогов. Реальный ВВП возрастает на 20 млрд. р. — с 485 млрд. р. до 505 млрд. р., это значит, что мультипликатор равен 4. Значит, увеличится и занятость. Для того чтобы кривая совокупного спроса сдвинулась вправо на одинаковую величину необходимо снизить налоги на сумму большую, чем размер увеличения государственных расходов. Это можно объяснить тем, что какая-то доля сокращения налогов приводит к увеличению сбережений, а не потребления.

Таким образом, напрашивается вывод, что чем меньше величина предельной склонности к потреблению, тем на большую величину требуется сократить налоги для того, чтобы добиться конкретного увеличения потребления и конкретного сдвига кривой совокупного спроса.

3. Одновременное увеличение расходов государства и снижение налогов. Государство может увеличить свои расходы и в то же время сократить доходы, то есть налоги, для того чтобы вызвать желаемый первоначальный рост расходов и увеличить совокупный спрос и реальный ВВП. В экономике, которая отображена на рисунке В.1, правительство могло бы увеличить свои расходы на 1,25 млрд. р. и одновременно сократить налоги на 5 млрд. р. Это привело бы к достижению желаемого результата — первоначальному увеличению расходов на 5 млрд. р.

Предположим, что сдвиг кривой совокупного спроса из положения AD3 в AD4, на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения стало причиной повышения уровня цен с Р3 до Р4. Совокупный спрос может увеличиться, например, из-за резкого роста инвестиционных расходов или чистого экспорта. Если государство собирается и дальше контролировать инфляцию, то его фискальные меры должны принять совершенно другой направление по сравнению с теми, которые оно использовало для борьбы со спадом. В данном случае правительство может сократить расходы государства, повысить налоги, комбинирование двух вышеназванных мер, т. е. сокращение госрасходов и увеличение налогов.

Когда в экономике наблюдается инфляция спроса, то целью бюджетно-налоговой политики должно являться создание бюджетного избытка, т. е. чтобы доход государства (налоговые поступления) превышал его расходы. Итак, рассмотрим первый способ достижения бюджетного излишка:

1. Сокращение государственных расходов

Государство может сократить свои расходы для того чтобы замедлить темпы или полностью ликвидировать инфляцию, что показано на рис. В.2, где горизонтальный отрезок между кривой совокупного спроса AD4 и пунктирной линией показывает сокращение расходов государства на 5 млрд. р. Сокращение расходов приведет к сдвигу кривой совокупного спроса влево из положения AD4 в AD3, если процесс действия мультипликатора будет закончен. Если цены будут гибкими к понижению, то они вернутся на уровень Р3, который был до начала инфляции. Фактический объем производства останется на уровне максимальных производственных возможностей — 515 млрд. р. На самом деле в экономике цены являются устойчивыми к понижению, поэтому для сдерживания инфляции, необходимо не допустить рост цен, а не пытаться снизить их до прежнего уровня. Как правило, инфляционный спрос постоянно смещает кривую совокупного спроса вправо, а, значит, бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на остановку такого смещения, а не на восстановление прежнего, более низкого уровня цен. Тем не менее, уменьшение расходов государства может сдержать инфляцию спроса.

2. Повышение налогов. Также, для того чтобы сократить потребительские расходы, правительство может повысить налоги. В том случае, если предельная склонность к потреблению в экономике составляет 0,75, то государство должно повысить налоги на 6,67 млрд. р., для того чтобы потребление уменьшилось на 5 млрд. р. При этом сбережения сократятся на 1,67 млрд. р. (0,25 * 6,67 млрд. р.), но это не будет являться уменьшением расходов. В то же время это приведет к уменьшению потребительских расходов на 5 млрд. р. (0,75?6,67 млрд. р.), что на графике показано отрезком между кривой AD4 и пунктирной линией, которая располагается слева от нее. При любом уровне цен благодаря мультипликативному эффекту совокупный спрос смещается влево на 20 млрд. р. (4?5 млрд. р.), а уровень цен падает с Р4 до Р3. Таким образом, повышение налогов помогает регулировать инфляцию спроса.

3. Комбинирование сокращения государственных расходов и повышения налогов. Для того чтобы контролировать инфляцию и уменьшить совокупный спрос правительство может использовать сочетание сокращения расходов и повышения налогов[4, c.59].

В зависимости от механизмов реагирования бюджетно-налоговой политики на изменение ситуации в экономике она бывает дискреционной и недискреционной (автоматической).

Под дискреционной политикой понимают сознательное изменение правительством государственных расходов и доходов (налогов). Также ее называют активной бюджетно-налоговой политикой. Данная политика может проводиться с использованием как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относится изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей, а ко вторым — изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Рассмотрим, как влияет на доход изменение государственных расходов. При увеличении государственных расходов на ?G кривая планируемых расходов смещается вверх на величину, равную ?G, равновесие устанавливается в точке В, объем производства увеличивается с Y1 до Y2 на величину ?Y, причем ?Y больше ?G (рис. В.3).

Отношение ?Y/?G показывает изменение совокупного дохода в результате изменения государственных расходов.

Эффект мультипликатора начинает действовать, когда расходы возрастают на ?G. Это значит, что доход увеличился на эту же величину, что, следовательно, приводит к росту потребления на (в соответствии с функцией потребления, где mpc — предельная склонность к потреблению).

Совокупный эффект равен:

первоначальное изменение расходов =?G;

1-е изменение потребления =mpc*?G;

2-е изменение потребления =mpc2 *?G;

3-е изменение потребления =mpc3*?G;

2)(1.5)

Мультипликатор государственных расходов:

(1.6)

Главным фактором, который определяет величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению MPC. Чем больше MPC, тем больше крутая кривая планируемых расходов E и тем больше величина мультипликатора государственных расходов.

Необходимо учесть, что мультипликативный эффект имеет и обратное направление (при уменьшении расходов государства объем совокупного дохода мультипликативно уменьшается).

Также на величину национального дохода оказывают влияние изменения в величине трансфертных выплат, так как они являются компонентом государственных расходов. Но их воздействие на совокупный спрос и на объем национального производства будет меньше. Это можно объяснить тем, что только часть трансфертов население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупный спрос. Трансфертные выплаты являются экзогенной переменной, поэтому оказывают косвенное влияние на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения.

Рассмотрим влияние изменения трансфертных расходов в кейнсианской модели.

Изменение трансфертов (Тr) означает изменение располагаемого дохода (Yd):

. (1.7)

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:

(1.8)

а изменение потребления мультипликативно изменяет доход:

(1.9)

Мультипликатор трансфертов — отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов, равен

(1.10)

Алгебраически величина мультипликатора трансфертов может быть найдена в результате решения системы уравнений:

(1.11)

где располагаемый доход Yd=Y — T;

T — налоги;

Тr — трансферты.

Таким образом, мультипликатор трансфертов:

(1.12)

Мультипликативный эффект предполагает, что результатом бюджетно-налоговой политики может быть большее, по сравнению с изменением объема государственных расходов, увеличение совокупного спроса и равновесного дохода. Но политика может сопровождаться другим эффектом, который действует в обратном направлении. Рост государственных расходов стимулирует спрос на товары и услуги, что приводит к увеличению спроса на деньги. При их фиксированном предложении ставка процента увеличивается. В результате сокращается совокупный спрос, так как сокращается спрос на производственные капиталовложения и инвестиции в жилищное строительство. Следовательно, рост государственных расходов приводит к росту спроса на товары и услуги, но результатом этого может быть вытеснение инвестиций. Сокращение совокупного спроса, вызванное увеличением процентной ставки вследствие стимулирующей бюджетно-налоговой политики, называется эффектом вытеснения.

В том случае, если правительство введет автономный налог (например, 16 млрд. руб.), это приведет к уменьшению потребления (например, на 12 млрд. руб.) и, следовательно, к уменьшению совокупных расходов на такую же величину. Сокращение спроса и расходов будет сопровождаться сокращением производства до того момента, пока не достигнет состояния равновесия (рис. В.4).

Мультипликатор налогов меньше, чем мультипликатор государственных расходов. И это можно объяснить тем, что изменение государственных закупок на 1 ден. ед. приведет к аналогичному изменению совокупных расходов, а изменение автономного налога на такую же величину сопровождается изменением совокупных расходов на. Поэтому мультипликатор налогов будет равен:

(1.13)

Как показывает практика, автономные налоги явление довольно редкое. При росте объема производства или доходов налоги также увеличиваются. Рассмотрим, каким образом изменение ставок пропорционального налога оказывает влияние на совокупные расходы и доход (рис. В.5).

Предположим, что при налоговой ставке, которая была равна нулю, экономическая система находилась в равновесии. Допустим, что правительство ввело подоходный пропорциональный налог, ставка которого. В том случае, если доход населения до введения налога был, то после взимания налога располагаемый доход можно рассчитать так:

(1.14)

Аккордные налоги учитывать при расчетах не будем. Это означает, что если из каждой денежной единицы дохода до введения налога на потребление уходило, то сейчас:, то есть новая предельная склонность к потреблению сдвинет кривую совокупных расходов. Точка равновесия сместится, что сократит объем национального производства. При учете нового значения предельной склонности к потреблению мультипликатор налогов рассчитывается:

(1.15)

Для того, чтобы узнать, на какую величину уменьшился равновесный доход после введения подоходного налога, нужно умножить мультипликатор на первоначальное сокращение потребительских расходов, которое было получено в результате введения подоходного налога. До введения налога уровень национального дохода был равен, а после его изъятия располагаемый доход сократился на tY1, а потребительские расходы на.

Таким образом, равновесный национальный доход уменьшился на:

(1.16)

Таки же рассуждения возникают и в обратном случае, в то время как налоговая ставка понижается, а национальный доход возрастает [7, с.93].

Недискреционная (автоматическая) бюджетно-налоговая политика, или политика встроенных стабилизаторов — это политика, опирающаяся на неизменность налоговых ставок и правительственных расходов в периоды циклических колебаний в экономике. Автоматические стабилизаторы — это инструменты, величина которых не изменяется, но их наличие автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при подъеме. К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог (включает налог на доходы домашних хозяйств и на прибыль корпораций); косвенные налоги (налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности (пособия малоимущим) [4,с.49].

Рассмотрим механизм действия встроенных стабилизаторов экономики с помощью ставки пропорционального налога. Если по какой-то причине происходит снижение инвестиционного спроса (это показано на рисунке В.9) с I1 до I2, то вслед за этим произойдет падение совокупного спроса до AD2, а это, в свою очередь, вызовет еще большее падение равновесного уровня ВВП до Y2, так как существует мультипликативный эффект. Но такое падение можно сдержать снижением пропорционального налога t. Уменьшение налоговой ставки t на доходы сделает угол наклона кривой совокупного спроса более крутым, увеличив тем самым MРC и уменьшив величину мультипликатора, и чем выше значение t, тем больше будет это уменьшение. Таким образом, кривая совокупного спроса, которая вначале сместилась вниз до уровня AD2, затем сдвинется вверх до уровня AD3. В итоге сокращение ВВП будет не таким значительным [2].

Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он представляет собой косвенный налог, который является частью цены товара, поэтому в период спада, когда общий объем продаж снижается, налоговые поступления от косвенных налогов также сокращаются. При подъеме, наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж в экономике растет, что сказывается на поступлении от косвенных налогов.

Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматическими стабилизаторами, потому что общая сумма их выплат увеличивается при спаде — так как люди теряют работу, становятся безработными, — и снижается при подъеме, когда в экономике наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертными платежами, т. е. инъекциями в экономику. Их выплата приводит к увеличению доходов и совокупных расходов, стимулирует подъем, в то время как экономика находится в состоянии спада. Сокращение общей суммы этих выплат при подъеме оказывает сдерживающее влияние на экономику [15].

Действие автоматических стабилизаторов приводит к увеличению дефицита государственного бюджета во время рецессии и способствует уменьшению дефицита) в период подъема. Положительной чертой встроенных стабилизаторов является то, что для их осуществления правительству не нужно принимать каких-то специальных решений. Но автоматические стабилизаторы влияют на экономику более слабо, чем меры дискреционной бюджетно-налоговой политики. Они не могут обеспечивать полную занятость и неинфляционный уровень совокупного дохода. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной бюджетно-налоговой политики и только на треть — за счет действия встроенных стабилизаторов [6, с. 458-459].

бюджетный налоговый экономика беларусь

2. Бюджетно-налоговая политика в странах с трансформационной экономикой

2.1 Бюджетно-налоговая политика в Украине

Национальная бюджетно-налоговая политика должна основываться на конкретной государственной концепции налогообложения, которая учитывает объективные факторы развития экономики и макроэкономические тенденции.

Процесс развития бюджетно-налоговой политики в Украине сложен, поскольку отсутствует четкая и реальная концепция выхода экономики Украины из кризиса. В данный момент налоговая политика не является средством регулирования экономики, а скорее всего средством, которое передает доходы в государственный бюджет

По данным Министерства доходов Украины, большинство поступлений в сводный бюджет получено от НДС — за 1-е полугодие текущего года он составил 61,4 миллиарда гривен. Налог на прибыль предприятий — 30,8 миллиарда гривен, акцизы с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) — 14,7 миллиарда гривен, поступления от ввозной пошлины составили 6,2 миллиарда гривен. В Министерстве доходов отметили, что по сравнению с аналогичным периодом 2012 года налогу на прибыль увеличился на 6,4%, в итоге бюджет получил больше на 1,8 миллиарда гривен. Дополнительные поступления по НДС от произведенных в Украине товаров составили 2,7 миллиарда гривен, что на 6,7% больше по сравнению с январем-июнем 2012 года, акцизы — 2,4 миллиарда гривен (на 20,9%).

Однако, несмотря на рост поступлений от налогов и сборов, дефицит государственного бюджета Украины за 1-е полугодие 2013 года возрос в три раза — до 22,5 миллиарда гривен (за 1-е полугодие 2012 года этот показатель составлял 6,7 миллиарда). За 1-е полугодие государственный бюджет был выполнен с дефицитом, который был меньше запланированного. Дефицит общего фонда государственного бюджета составил 24,7 миллиарда гривен, что меньше росписи на этот период на 12 миллиардов гривен [11].

Основными направлениями бюджетно-налоговой политики являются:

ь реформирование налоговой системы (определение видов налогов, а также роли каждого из них при формировании доходов государственного бюджета);

ь создание благоприятных условий для быстрого и эффективного развития предприятий государства;

ь расширение сферы малого бизнеса;

ь повышение жизненного уровня населения путем направленности бюджетных расходов;

ь усиление роли местных налогов;

ь определение налоговых ставок, их дифференциацию;

ь предоставление налоговых льгот;

ь определение механизма исчисления и зачисления налогов в бюджет.

При использовании определенной бюджетно-налоговой политики можно контролировать такие социально-экономические процессы, как инвестиции, развитие науки и техники, объем производства, структурные изменения, цены, уровень потребления определенных товаров, внешнеэкономические связи, занятость, уровень жизни населения, и т. п.

В настоящее время бюджетно-налоговая система Украины обладает большим количеством недостатков, которые отрицательно воздействуют на развитие экономики, а именно:

ь объектом налогообложения является не только доход или прибыль, но и затраты субъектов хозяйствования;

ь налоговая система не стимулирует предпринимательские структуры накапливать финансовый капитал и инвестировать его в основные и оборотные активы;

ь налоговая система является нестабильной;

ь в налоговой системе Украины почти не существуют налогов, связанных с имуществом;

ь налоговая система, с точки зрения государства, неэффективна, но является выгодной для недобросовестных плательщиков налогов, поскольку позволяет плательщикам скрывать свои доходы, а другим получать часть этих доходов, прикрывая недобросовестные предприятия.

На данный момент экономика Украины не обладает альтернативным и эффективным источником увеличения государственного бюджета, как при помощи налогов. На пути поиска такого источника возникают следующие проблемы:

ь значительный государственный долг, состоящий из внешней, внутренней задолженности государства и кредиторской бюджетных организаций;

ь дефицит бюджета;

ь значительные объемы общегосударственного потребления, ограничить которые в ближайшее время невозможно.

Для того чтобы достигнуть поставленных целей государство должно воздействовать на экономическую деятельность при помощи системы налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций и процентных ставок. Именно по этой причине перед бюджетно-налоговой системой Украины поставлена стратегическая задача, касающаяся планирования, обеспечения взаимосвязи роста жизненного уровня населения и экономики страны.

Перед проведением налоговой политики необходимо учесть интересы всех субъектов налоговых отношений. Во-первых, это стремление субъектов экономики уменьшить налоговые платежи, а во-вторых — интересы государства, которые нацелены на полное выполнение своих функций. Для проведения эффективной налоговой политики значимым моментом является правильное определение объема налога, который обеспечивает заинтересованность субъектов хозяйствования в подъеме эффективности производства. Для этого необходимо постоянно проводить аналитическую работу для того чтобы достигнуть компромисса между плательщиками налогов и государством.

Для того чтобы создать благоприятные условия развития внутреннего рынка реального сектора экономики требуется:

ь использовать благоприятные пошлинные режимы импорта технологической базы;

ь осваивать новые механизмы государственного долгосрочного кредитования;

ь совершенствовать систему государственных закупок и заказов;

ь максимально использовать инвестиционные инструменты приватизации;

ь содействовать развитию финансового лизинга;

ь использовать дополнительные стимулы развития малого и среднего бизнеса;

ь содействовать развитию наукоемких производств и отраслей, которые основываются на использовании информационных и коммуникативных технологиях.

Украина относится к странам с высоким научным потенциалом. И поэтому нужно сформировать такие условия, которые обеспечили бы не только увеличение этого потенциала, но и значительную его отдачу. Необходимо улучшить финансирование науки через увеличение бюджетных затрат. Науке больше всего требуется поддержка, так как она служит фундаментом для образования собственных высоких технологий и главным фактором совершенствования научного потенциала.

Всестороннее развитие человеческого потенциала является важной задачей структурно-инновационного развития. По той причине, что это главная составная национального богатства, а также движущая сила общественного развития. Мировой практикой доказано, что инвестиции в человеческий капитал — самый эффективный.

Обеспечение развития медицины также является важной задачей. Цель реформирования в сфере охраны здоровья объясняется необходимостью улучшения состояния здоровья населения. Необходимо обеспечить доступность качественных медицинских услуг, провести переориентацию государственной охраны здоровья на предотвращение заболеваний.

В том случае, если для финансов Украины будет разработана грамотная политика их применения, они будут нацелены в нужном направлении, только тогда экономика Украины поднимется на достаточно высокий уровень, и это приведет не только к внутреннему, но и к внешнему подъему.

2.2 Бюджетно-налоговая политика в России

На сегодняшний день для России характерно недостаточно эффективное использование макроэкономических регуляторов, в том числе и бюджетно-налоговых инструментов. Как известно, величина доходной части бюджета в большей степени зависит от двух величин — структуры налогового бремени и совокупного объема, а также от размера налоговой базы, которая зависит от количества, размера и эффективности функционирования платежеспособных экономических субъектов. Границы налоговой базы оставались очень узкими, так как налоговая нагрузка в трансформационный период была гораздо больше, чем возможности хозяйствующих субъектов, лишала их стимулов к воспроизводству и развитию. Развитие, если оно могло быть, то только в теневом секторе. Налоговая система одобряла утечку капитала за границу, являлась преобладающим фактором формирования отрицательного инвестиционного климата.

В настоящий момент экономика находится в благоприятной точке, подходящей для бюджетно-налогового регулирования, поскольку внешнеэкономическая конъюнктура цен на энергоносители и низкий валютный курс дают свободу для требуемых изменений.

На сегодняшний день бюджетный дефицит не является редкостью и для рыночных экономик западных стран. Но если в послевоенный период его использовали в качестве активного инструмента бюджетно-налоговой политики, для того чтобы увеличить совокупный спрос, то в настоящее время его главной причиной является — непропорциональное увеличение социальных расходов.

Покрытие бюджетного дефицита при помощи внутренних неинфляционных источников (займов у населения и финансовых структур) на какой-то период может положительно повлиять на экономику, однако у него есть скрытые недостатки (например, спад внутреннего спроса), которые приводят в перспективе к разрушительным последствиям. При длительном использовании этого механизма возникает переориентация денежных потоков на финансовые рынки краткосрочных государственных обязательств и, следовательно, снижение привлекательности кредитов для экономики и рост процента по кредитам.

Наиболее эффективная и перспективная мера — сокращение общего уровня налогообложения и стимулирование расширения налоговой базы. Но с целью увеличения государственного бюджета правительству приходится искать разные способы, в том числе и увеличивать налоговые ставки.

Другой путь — увеличить расходы государства путем контроля денежной эмиссии, которую требуется направлять на финансирование высокотехнологичных инвестиционных проектов, которые могут дать экономике новые стимулы к росту.

Еще один способ — это увеличение налоговой нагрузки при постоянном уровне расходов государства, но в данном случае жизнеспособной останется та часть экономики, которая не попадет под давление. Бюджет же получит в виде налогов меньшую величину, чем та, которая собиралась бы при более низком и щадящем уровне налогообложения.

Уменьшение бюджетного дефицита приводит к последующему снижению ставок процента, создает благоприятные условия для привлечения капитала в экономику, а установление налогового бремени на более низком уровне является стимулом роста и потребления, и инвестиций.

Основанием успешной бюджетно-налоговой политики должно являться не просто устранение бюджетного дефицита, а решение проблем, которые приводят к его появлению, с помощью формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, устранения барьеров для повышения экономической активности субъектов экономики. Требуется проводить мероприятия, которые, с одной стороны, способствовали бы притоку денежных средств в госбюджет, а с другой, постепенно сокращали государственные расходы, отдавая рынку те секторы национального хозяйства, которые могли бы функционировать более эффективно без вмешательства государства.

Таблица 1

Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Доходы

Расходы

Профицит

Доходы

Расходы

Профицит

2012

2013

Январь

1446,5

1033,1

413,5

Январь

1591,7

1303,3

288,4

Январь-февраль

2947,4

2721,5

225,9

Январь-февраль

3206,6

3110,9

95,7

I квартал

5103,5

4583,6

519,9

I квартал

5401,6

5110,7

290,9

Январь-апрель

7115,0

6478,6

636,5

Январь-апрель

7707,7

7311,6

396,1

Январь-май

9189,8

8138,9

1050,9

Январь-май

9441,5

8871,4

570,1

I полугодие

11101,5

9961,2

1140,2

I полугодие

11370,7

10835,4

535,3

Январь-июль

13166,6

11764,5

1402,0

Январь-июль

13574,9

12838,0

736,9

Январь-август

15024,0

13430,8

1593,2

Январь-август

15472,1

14623,5

848,6

Январь-сентябрь

16685,2

15099,8

1585,4

Январь-октябрь

18812,0

17033,9

1778,1

Примечание — Источник:[12].

Также для Российской Федерации характерны: нестабильность финансовых систем, обостряющиеся социальные проблемы и замедление темпов экономического роста. Все эти причины приводят к тому, что правительство вынуждено принимать различные меры для того чтобы стабилизировать ситуацию и стимулировать экономику, в том числе и меры бюджетно-налоговой политики.

Автоматические стабилизаторы бюджетно-налоговой политики считаются относительно эффективными и адекватно работающими и в условиях спада, и в случае подъема экономики. В России стабилизаторы достаточно чувствительны к изменениям в экономике, в том числе и за границами страны — так, в период спада экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно сокращается, потому что падают цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.

В период подъема рестриктивная бюджетно-налоговая политика проводится не так активно, то есть оказывается смещенной в сторону стимулирования, что тоже приводит к постоянному наращиванию долга. Рост государственного долга в странах с формирующимся рынком является негативным фактором и увеличивает риски для данного государства в будущем.

Это может привести к тому, что ставки по внешним заимствованиям для данных стран окажутся завышенными, дополнительно ухудшая ситуацию. Еще одной серьезной проблемой является обеспечение «временности» экспансионистской бюджетно-налоговой политики. Если в период кризис были снижены налоги или увеличены государственные расходы, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения нередко бывает политически сложно. Поэтому при принятии решений о тех или иных стимулирующих мерах бюджетно-налоговой политики государству необходимо провести анализ возможностей по их сворачиванию в будущем

Перед Россией стоят следующие задачи, которые касаются бюджетно-налоговой политики и требуют быстрого принятия решений:

ь использование мер бюджетно-налоговой политики для решения острых социальных проблем.

ь поддержка реального сектора экономики в условиях возможной рецессии. Для того чтобы избежать резкого спада в реальном секторе экономики и связанных с этим экономических и социальных последствий требуются стимулирующие меры со стороны государства.

ь экономическое стимулирование осуществляется сегодня путем понижения налоговой ставки и освобождения от налога, так и с использованием целевых налоговых льгот.

Таблица 2

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам

2012 г.

В % к 2011 г.

Консолид. бюджет

в том числе

Консолид. бюджет

в том числе

федеральный бюджет

Консолидиров. бюджеты субъектов РФ

федеральный бюджет

Консолидиров. бюджеты субъектов РФ

Всего

10958,2

5165,1

5793,1

112,7

115,3

110,6

налог на прибыль организаций

2355,4

375,8

1979,6

103,7

109,7

102,7

налог на доходы физических лиц

2260,3

2260,3

113,3

113,3

НДС на товары, реализуемые на территории РФ, ввозимые из РБ и Казахстана

1988,8

1988,8

107,8

107,8

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ

783,6

341,9

441,8

129,8

147,5

118,7

налоги на имущество

758,3

785,3

115,8

115,8

Примечание — Источник: [12].

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2013г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7293,6 млрд. рублей, что на 0,6% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2013г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых — 22,8%, налога на доходы физических лиц — 21,3%, налога на прибыль организаций — 18,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) — 17,0%.

Рисунок 2.1 — Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в январе-сентябре 2013 года

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [12].

3. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1 Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. определено, что целями бюджетно-налоговой политики на следующие 5 лет являются повышение конкурентоспособности национальной налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержании дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне. [14, с. 539]

Республика Беларусь — эта страна с малой, но открытой экономикой, для которой в условиях переходного периода характерным является усиление бюджетно-налоговых методов государственного регулирования и поддержание фиксированного обменного курса, политика стимулирования развития экспортоориентированного производства и импортозамещение.

Для бюджетно-налоговой политики, проводимой в Республике Беларусь характерны следующие особенности: проведение сдерживающей бюджетно-налоговой политики, что связано с инфляционными процессами в национальной экономике; попытку сократить расходы, при помощи усовершенствования системы налогообложения; увеличивая доходы; дефицит государственного бюджета, осложняющий поведение действительной бюджетно-налоговой политики [14, c. 267].

В Республике Беларусь более 90% доходов госбюджета формируется за счет налоговых поступлений. Остальная часть — за счет неналоговых платежей, под которыми подразумеваются поступления от продажи государственной собственности, доходы от приватизации, прибыль Национального банка, поступления от международных организаций, правительств и т. д. В составе налоговых поступлений выделяют собственно налоги и отчисления в целевые государственные фонды. Разделение чисто условное, поскольку последние имеют все признаки налогов. Однако многие авторы, ориентируясь исключительно на целевой характер платежей, все же относит их к неналоговым.

Итак, налоги являются основой формирования государственного бюджета нашей страны. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий. Вероятно, в дальнейшем, с достижением стабильности в развитии отраслей экономики и укрепления доходной части бюджета, формирование фискальной политики правительства будет в меньшей степени зависеть от целевых фондов.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »