Бюджет муниципального образования


Содержание

Введение

  • 1. Теоретические основы расходов местных бюджетов
  • 1.1 Экономическое содержание расходов бюджета, их состав
  • 1.2 Состав и классификация расходов местного бюджета
  • 2. Анализ расходной части местного бюджета на примере муниципального образования город Екатеринбург
  • 2.1 Анализ показателей расходов бюджета в 2014 году по разделам
  • 2.2 Анализ муниципальных программ
  • 3. Проблемы расходов местных бюджетов и пути их решения
    • Заключение
    • Список использованной литературы
    • Введение
    • Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии.
    • Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ направлены на выполнение экономических, социальных, политических, долговых и иных задач, стоящих перед соответствующим уровнем государственной власти и местным самоуправлением. Местный бюджет или бюджет муниципального образования — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Сегодня каждое муниципальное образование во многом самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально-экономическое состояние, имидж и перспективы развития.
    • Итак, местные бюджеты включают в себя совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования.
    • Целью данной курсовой работы является рассмотрение местного бюджета на примере муниципального образования «г. Екатеринбург», а также бюджетный процесс в муниципальном образовании.
    • Исходя из поставленной цели рассматриваются и решаются следующие задачи:
    • — изучение состава расходов местного бюджета;
    • — анализ расходов бюджета города Екатеринбург;
    • — анализ муниципальных программ.
    • Объектом работы является муниципальное образование город Екатеринбург. Предмет работы — расходы местного бюджета на примере муниципального образования г. Екатеринбург за 2014 год.
    • Сформулированные цель и задачи определили следующую структуру курсовой работы: в первой главе рассматриваются теоретические основы расходов местных бюджетов; во второй главе проводится анализ расходной части бюджета муниципального образования г. Екатеринбург за 2014 год; в третьей главе рассматриваются основные проблемы и определяются основные аспекты их решения.
    • бюджет муниципальный финансовый
    • 1. Теоретические основы расходов местных бюджетов
    • 1.1 Экономическое содержание расходов бюджета, их состав
    • Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет (бюджет муниципального образования) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. [5]
    • Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
    • Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.
    • В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы подразделяются на текущие и капитальные. [10]
    • Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание финансовой поддержки отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
    • Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с учрежденной инвестиционной программой. В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития, главные статьи которого-строительство новых объектов, приобретение оборудования, финансирование проектно-изыскательных, землеустроительных работ и др.
    • Во всех звеньях территориальных бюджетов текущие расходы являются преобладающей частью.
    • Местный бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Он имеет свои особенности:
    • — местный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;
    • — с помощью местного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;
    • — пропорции местного бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе.
    • Главной задачей деятельности местных органов власти является разработка и реализация планов социального и экономического развития муниципальных образований. Расходные обязательства муниципальные образования осуществляют за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников учреждений. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции субъекта РФ или федеральных органов власти. [6]
    • Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств с указанием соответствующих статей, частей, пунктов, подпунктов и абзацев с указанием объемов бюджетных ассигнований по расходным обязательствам.
    • Из местных бюджетов финансируются следующие программы:
    • — содержание органов местного самоуправления, органов охраны общественного порядка и противопожарной безопасности;
    • — формирование объектов муниципальной собственности и управление ею;
    • — развитие и содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, архивов;
    • — развитие и содержание ЖКХ и муниципального дорожного хозяйства, благоустройство территорий, переработка бытовых отходов, охрана окружающей среды;
    • — обеспечение транспорта, обслуживающего население муниципального образования;
    • — реализация целевых программ муниципального масштаба;
    • — целевое дотирование граждан;
    • -проведение муниципальных выборов и т. д.
    • Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на здравоохранение и физическую культуру, расходы на образование, составляющие треть всех расходов, на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно четвертая часть всех расходов.
    • На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими: индивидуальными, общими, на централизованные мероприятия и сводными.
    • В смете бюджетного учреждения отражаются:

    1. Реквизиты учреждения.

    2. Свод расходов.

    3. Свод доходов.

    4. Производственные показатели учреждения.

    5. Расчеты и обоснования расходов и доходов

    1.2 Состав и классификация расходов местного бюджета

    Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования. [2]

    Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города:

    1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

    2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

    3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

    4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

    5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

    6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

    Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов [18]:

    ь содержание органов местного самоуправления;

    ь формирование муниципальной собственности и управление ею;

    ь организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    ь организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

    ь содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

    ь муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

    ь благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

    ь организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

    ь организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    ь обеспечение противопожарной безопасности;

    ь охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

    ь реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

    ь обслуживание и погашение муниципального долга;

    ь целевое дотирование населения;

    ь содержание муниципальных архивов;

    ь проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

    ь финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

    В расходной части муниципального бюджета предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов местного самоуправления. Размер резервных фондов устанавливается представительными органами местного самоуправления при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления. Исполнительный орган местного самоуправления обязан ежеквартально информировать представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.

    Текущие расходы местного бюджета не могут превышать объем доходов местного бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования, а также путем получения кредитов у кредитных организаций.

    2. Анализ расходной части местного бюджета на примере муниципального образования город Екатеринбург

    2.1 Анализ показателей расходов бюджета в 2014 году по разделам

    По объёму городского бюджета Екатеринбург занимает четвёртое место в России (после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска).

    В данной главе приведен анализ динамики расходов по разделам бюджетной классификации. [4]

    0100 Раздел общегосударственные расходы.

    Общий объем финансирования по разделу общегосударственные расходы составляет 2 480 671 тыс. руб., что составляет 8,2 % в структуре расходов бюджета. Сюда входят также расходы на: Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования(2 247 тыс. руб.); Руководство и управление в сфере установленных функций органов местного самоуправления(2 247 тыс. руб.); Главу муниципального образования(2 247 тыс. руб.); Расходы на содержание и обеспечение деятельности органов местного самоуправления(2 247 тыс. руб.); Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами(2 247 тыс. руб.); Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований (141 727 тыс. руб.); Руководство и управление в сфере установленных функций органов местного самоуправления; Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд(13 520 тыс. руб.); Расходы на содержание и обеспечение деятельности органов местного самоуправления(27 218 тыс. руб.) и др.

    0300 Раздел Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

    Общий объем расходов по данному разделу составляет 141 447 тыс. руб., что составляет 0,5% в структуре расходов бюджета. Расходы на обеспечение пожарной безопасности составляет 62 779 тыс. руб. Данные расходы осуществляются в рамках долгосрочной целевой программы «Защита населения и территории муниципального образования «город Екатеринбург» от пожаров, аварий, катастроф, стихийных бедствий и совершенствование гражданской обороны» на 2014-2016 годы.

    0400 Раздел Национальная экономика.

    Расходы по разделу составляют 4 237 261 тыс. руб., что составляет 14% в структуре расходов бюджета. Сюда включены такие подразделы как: сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожные фонды, связь и информатика, предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям.

    Расходы по разделу Сельское хозяйство и рыболовство составляют 3 619 тыс. руб.( 4 440тыс. руб. в 2013 году — снижение в 1,2 раза). Вся сумма направляется на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие и поддержка предприятий агропромышленного комплекса и садоводческих некоммерческих организаций муниципального образования «город Екатеринбург» на 2013-2015 годы.

    Расходы по разделу Транспорт установлены в размере 675 350 тыс. руб. (увеличение в 1,3 раза).

    В целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 8 ноября18 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в муниципальном образовании «город Екатеринбург» с 1 января 2013 года создается дорожный фонд муниципального образования «город Екатеринбург». Объем расходов по подразделу Дорожные фонды составляет 3 026 710 тыс. руб., в том числе:

    — Ведомственная целевая программа « Содержание, капитальный ремонт и ремонт улично-дорожной сети и инженерных сооружений, расположенных на ней, на территории муниципального образования « города Екатеринбург» на 2014- 2016 годы — 1 682 795 тыс. руб.

    — Муниципальная программа «Столица» на 2014 — 2016 годы — 1 030 823 тыс. руб.

    Расходы по подразделу Связь и информатика составляют 171 033 тыс. руб. Сюда входят расходы на выполнение мероприятий долгосрочной целевой программы «Электронный Екатеринбург» на 2014 — 2016 годы(168 675 тыс. руб.), мероприятий в области информационно-коммуникационных технологий и связи(130 675 тыс. руб.).

    0500 Раздел Жилищно-коммунальное хозяйство.

    Расходы по разделу составляют 2 033 445 тыс. руб., что составляет 6,7% в структуре расходов бюджета. В раздел ЖКХ входят такие подразделы как: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, благоустройство, другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства.

    Расходы на жилищное хозяйство составляют 613 445 тыс. руб. Основные расходы по данному подразделу: на муниципальные программы «Переселение жителей муниципального образования «город Екатеринбург» из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2014-2016 годы; ведомственная целевая программа «Капитальный ремонт жилищного фонда в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы; капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной

    Расходы на коммунальное хозяйство составляют 267 812 тыс. руб. Основная сумма была направлена на реализацию муниципального мероприятия «Энергоэффективный город» на 2014-2016 годы.

    По подразделу благоустройство размер расходов составляет 767 148 тыс. руб. В состав основных расходов по благоустройству входят: мероприятия по озеленению (328 590 тыс. руб.); ведомственная целевая программа «Улучшение благоустройства городской территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы (386 491 тыс. руб.); капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности 9 234 500 тыс. руб.).

    0600 Раздел Охрана окружающей среды.

    Расходы по разделу охрана окружающей среды составляют 177 644 тыс. руб., что составляет 0,6% в структуре расходов бюджета. Охрана окружающей среды осуществляется за счет собственных доходов бюджета. По данному разделы установлены следующие расходы:

    1) на выполнение мероприятий муниципальной программы «Экология и природные ресурсы муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014 — 2016 годы(109 644 тыс. руб.);

    2) на выполнение мероприятий ведомственной целевой программы «Обеспечение устойчивого управления лесами, содержание особо охраняемых природных территорий и парков в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014 — 2016 годы (54 666 тыс. руб.).

    0700 Раздел Образование.

    Общий объем расходов по разделу Образование составляет 15 188 107 тыс. руб., что составляет 50% в структуре расходов бюджета. Расходы на дошкольное образование составили 5 686 889 тыс. руб. (Муниципальная программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014 год; Обеспечение деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений; Финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях), общее образование 8 493 570 тыс. руб., высшее и послевузовское профессиональное образование 40 599 тыс. руб. на обеспечение деятельности учреждений высшего образования, другие вопросы в области образования.

    0800 Раздел Культура, кинематография.

    Общий объем расходов по данному разделу составляет 1 186 836 тыс. руб., что составляет 4,4% в структуре расходов бюджета.

    На рисунке 1 приведена динамика расходов в целом по разделу.

    Рис. 1. Расходы по разделу 0800 Культура, кинематография

    По подразделу культура объем расходов составляет 1 082 358 тыс. руб. В том числе сюда включены расходы на обеспечение деятельности учреждений в сфере культуры и кинематографии, обеспечение деятельности музеев, муниципальную программу «Модернизация и укрепление материально — технической базы учреждений культуры муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014 — 2016 годы(436 640 тыс. руб.), обеспечение деятельности библиотек (171 042 тыс. руб.)

    По подразделу другие вопросы в области культуры, кинематографии средств израсходовано в размере 64 926 тыс. руб. и будут направлены на обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений, обслуживающих муниципальные бюджетные и автономные учреждения культуры (52 289 тыс. руб. ) и на содержание аппарата Управления культуры Администрации города Екатеринбурга (12 637 тыс. руб.).

    0900 Раздел Здравоохранение.

    Общий объем по разделу здравоохранения составляет 1 613 017 тыс. руб., что составляет 4,3% в структуре расходов бюджета. Основные подразделы: стационарная медицинская помощь, амбулаторная помощь, скорая медицинская помощь, санаторно-оздоровительная помощь.

    Расходы по подразделу 0901 стационарная медицинская помощь составляет 364 353 тыс. руб. По данному подразделу финансируются следующие расходы:

    — на обеспечение деятельности больниц, клиник, госпиталей, медико-санитарных частей;

    — на муниципальную программу «Развитие здравоохранения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2020 годы.

    По подразделу 0902 амбулаторная помощь израсходовано всего 571 439 тыс. руб. По данному подразделу финансируются расходы на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, в том числе:

    1) на муниципальную программу «Развитие здравоохранения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2020 годы;

    2) на обеспечение деятельности больниц, клиник, госпиталей, медико-санитарных частей;

    3) на обеспечение деятельности поликлиник, амбулаторий, диагностических центров.

    По подразделу скорая медицинская помощь расходы составляют 162 080 тыс. руб. По данному разделу финансируются следующие расходы:

    1) обеспечение деятельности станции скорой медицинской помощи;

    2) Финансовое обеспечение переданного государственного полномочия Свердловской области по организации оказания медицинской помощи.

    По подразделу 0904 санаторно-оздоровительная помощь осуществлены расходы в размере 33 395 тыс. руб. По данному подразделу финансируются расходы на организацию санаторно-курортного лечения для детей и подростков.

    На другие вопросы в области здравоохранения израсходована сумма в объеме 170 931 тыс. руб. За счет этих средств финансируются следующие расходы: содержание муниципальных казенных учреждений (централизованных бухгалтерий)- 13 526 тыс. руб.; обеспечение деятельности учреждений, обеспечивающие предоставление услуг в сфере здравоохранения — 37 390 тыс. руб.; финансовое обеспечение переданного государственного полномочия Свердловской области по организации оказания медицинской помощи — 27 016 тыс. руб.

    Рис. 2. Расходы по разделу 0900 и подразделам 0901, 0902, 0904

    Из данного рисунка видно, что расходы по разделу 0900 Здравоохранение в 2014 составляет 1 613 017 тыс. руб., что на 3,8 % выше уровня предыдущего года.

    1000 Раздел Социальная политика.

    Общий объем расходов по разделу составляет 3 122 359 тыс. руб., что составляет 10,3% в структуре расходов бюджета. По подразделу пенсионное обеспечение финансируются доплаты к пенсиям лицам, замещавшим должности муниципальной службы и муниципальные должности, в сумме 157 311 тыс. руб. По подразделу социальное обеспечение населения израсходованы средства на:

    1) муниципальную программу «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим на территории муниципального образования «город Екатеринбург», на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» на 2014-2015 годы;

    2) ежемесячные денежные выплаты лицам, удостоенным почетного звания «Почетный гражданин города Екатеринбурга»;

    3) компенсацию отдельным категориям граждан в части расходов по оплате процентов по ипотечному кредиту;

    4) осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

    1100 Раздел Физическая культура и спорт.

    Общий объем финансирования да данному разделу составляет 288 499 тыс. руб., что составляет 1% в структуре расходов бюджета. Общий объем расходов на физическую культуру составляет 183 530 тыс. руб. (расходы на муниципальную программу «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы; расходы на обеспечение деятельности учреждений физической культуры; на ведомственную целевую программу «Екатеринбург спортивный» на 2014-2016 годы.) Расходы на массовый спорт составляют 54 131 тыс. руб.

    1200 Раздел Средства массовой информации.

    Общий объем финансирования по разделу в общем объеме 53 246 тыс. руб.

    Раздел финансируется за счет собственных доходов. Бюджетные инвестиции по разделу не предусмотрены.

    По подразделу телевидение и радиовещание осуществлены расходы в сумме 10 180 на обеспечение деятельности учреждения телерадиовещания.

    По подразделу периодическая печать и издательства расходы составляют 43 066 тыс. руб.

    Таблица 1. Расходы бюджета за 2013-2014 гг. и плановые 2015-2016гг. (тыс. руб.)

    Разделы расходов

    2013

    2014

    2015

    2016

    Общегосударственные вопросы

    2 374

    2 481

    2 402

    2 410

    Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

    130

    142

    143

    147

    Национальная экономика

    7 677

    4 237

    4 969

    5 097

    Жилищно-коммунальное хозяйство

    3 040

    2 034

    2 013

    2 060

    Охрана окружающей среды

    281

    178

    179

    184

    Образование

    17 012

    15 188

    15 943

    16 857

    Культура, кинематография

    1 237

    1 335

    1 305

    1 129

    Здравоохранение

    1 645

    1 302

    1 368

    1 389

    Социальная политика

    2 938

    3 122

    3 216

    3 730

    Физическая культура и спорт

    417

    288

    312

    317

    Средства массовой информации

    48

    53

    54

    55

    Обслуживание государственного и муниципального долга

    2

    69

    Условно-утверждённые расходы

    527

    1 099

    Всего расходов:

    36 800

    30 360

    32 433

    34 543

    Объем расходов бюджета на 2013 год составлял 36 800 678 тыс. руб., на 2014 год составляет 30 360 280 тыс. руб. В сравнении с 2013 расходы бюджета в 2014 годы уменьшились на 6 440 398 тыс. руб. (на 17%).

    Из данных таблицы видно, что объем расходов по разделу общегосударственные вопросы в 2014 году увеличился по сравнению с 2013 годом. Так же объем расходов увеличился по таким разделам как национальная безопасность и правоохранительная деятельность, культура и кинематография, социальная политика и средства массовой информации. По разделам национальная экономика, охрана окружающей среды, образование, здравоохранение и физическая культура и спорт в 2014 году было выявлено снижение расходов по сравнению с 2013 годом. [17]

    2.2 Анализ муниципальных программ

    Муниципальная программа — правовой акт администрации города Екатеринбурга, содержащий увязанный по ресурсам, срокам реализации и исполнителям комплекс социально-экономических, научно-исследовательских, производственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач, связанных с осуществлением полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» по решению вопросов местного значения, с реализацией Стратегического плана развития Екатеринбурга. [14]

    Муниципальная программа может включать несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках муниципальной программы. Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых задач.

    Разработанные проекты муниципальных программ в обязательном порядке направляются органом Администрации города на рассмотрение в Департамент финансов Администрации города Екатеринбурга и Департамент экономики Администрации города Екатеринбурга последовательно.

    Департамент финансов Администрации города Екатеринбурга осуществляет оценку представленного проекта муниципальной программы в соответствии в Методикой экспертной оценки эффективности муниципальных программ. По результатам рассмотрения проекта муниципальных программ Департамент финансов города Екатеринбурга готовит экспертное заключение. [14]

    Департамент экономики Администрации города Екатеринбурга осуществляет:

    1.Оценку эффективности муниципальной программы по критериям «Соответствие муниципальной программы приоритетам социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» и адекватность комплекса мероприятий муниципальной программы поставленным целям» и «Уровень проработки целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы» в соответствии с Методикой экспертной оценки эффективности муниципальных программ;

    2. Оценку эффективности использования средств бюджета города, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с Методикой оценки инвестиционных проектов в составе муниципальных программ на предмет эффективности использования средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», направляемых на капитальные вложения.

    По результатам рассмотрения проекта муниципальной программы Департамент экономики Администрации города Екатеринбург готовит экспертное заключение. Экспертные заключения направляются в адрес органа Администрации города, разработавшего муниципальную программу. Проект правового акта об утверждении муниципальной программы после согласования с Департаментов экономики Администрации города Екатеринбурга направляется в контрольно-счетный орган муниципального образования «город Екатеринбург» для проведения экспертизы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Разработанные муниципальные программы подлежат утверждению главой Администрации города Екатеринбурга не позднее первого ноября текущего года.

    На территории муниципального образования «город Екатеринбург» запланированы следующие муниципальные программы:

    1) муниципальная программа «Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы;

    2) муниципальная программа «Столица» на 2014-2016 годы;

    3) муниципальная программа «Развитие сетей уличного освещения на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы;

    4)муниципальная программа «Развитие газовых сетей в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы;

    5)муниципальная программа «Экология и природные ресурсы муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы;

    6) муниципальная программа «Электронный Екатеринбург» на 2014-2016 годы;

    7) муниципальная программа «Безопасность жизнедеятельности населения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы;

    8) муниципальная программа «Развитие системы общего образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы;

    9) муниципальная программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014 год;

    10) муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы;

    11) муниципальная программа «Развитие здравоохранения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2018 годы;

    12) муниципальная программа «Переселение жителей муниципального образования «город Екатеринбург» из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2014-2016 годы;

    13) муниципальная программа «Развитие метрополитена в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2018 годы;

    14) муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей, проживающих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014-2015 годы;

    15) муниципальная программа «Энергоэффективный город» на 2014-2016 годы;

    16) муниципальная программа «Модернизация лифтового хозяйства многоквартирных домов в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы;

    17) муниципальная программа «Модернизация и укрепление материально-технической базы учреждений культуры» на 2014-2016 годы.

    18) муниципальная программа «Безопасность городских искусственных сооружений — безопасность жизни горожан» на 2014-2016 годы;

    19) муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы;

    20) муниципальная программа «Комплексная профилактика зависимостей в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы;

    21) муниципальная программа «Поддержка молодежных инициатив и развитие деятельности муниципальных учреждений молодежной политики» на 2014-2016 годы;

    22) муниципальная программа «Патриотическое воспитание граждан в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы;

    23) муниципальная программа «Развитие материально-технической базы муниципальных учреждений детских оздоровительных лагерей в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014 год;

    24) муниципальная программа «Комплексное освоение территории планировочного района «Академический» в городе Екатеринбурге на 2014-2015 годы;

    25) муниципальная программа «Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим на территории муниципального образования «город Екатеринбург», на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)» на 2014-2015 годы.

    Рассмотрим некоторые из данных программ.

    Целевая программа «Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы.

    Комфортность проживания в многоквартирных жилых домах наряду с прочим определяется и уровнем благоустройства придомовых территорий (организация озеленения, устройство газонов и цветников, освещение территории двора, размещение детских спортивно-игровых площадок, комплектация дворов малыми архитектурными формами, устройство хозяйственных площадок для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода, упорядочение парковки индивидуального транспорта, обустройство мест сбора мусора, своевременный ремонт внутридворовых и внутриквартальных проездов к многоквартирным домам).

    Целью программы является создание условий для повышения уровня комфортности проживания, в том числе грамотное функциональное зонирование территорий, решение вопросов озеленения, цветочного оформления, размещение игровых и спортивно-оздоровительных комплексов для детей и подростков разных возрастных групп, площадок для отдыха взрослых, организация дорожно-тропиночной сети, упорядочение размещения легкового автотранспорта на дворовых территориях, проведение ремонта внутридворовых и внутриквартальных проездов. [17]

    Общий объем финансового обеспечения Программы составит 94 334 тыс. рублей, в том числе:

    — из бюджета Свердловской области (далее — областной бюджет) — 47 167 тыс. рублей;

    — из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» (далее — бюджет города) — 47 167 тыс. рублей.

    Объемы денежных средств, направляемых на выполнение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в 2014-2016 гг. по районам представлены в таблице.

    Таблица 2. Распределение денежных средств на выполнение комплексного благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов на 2014-2016 гг.

    Получатель денежных средств

    Источник финансирования

    Объем финансирования по годам, тыс. рублей

    2014

    2015

    2016

    всего

    Администрация Верх-Исетского района города Екатеринбурга

    Все источники

    2 526

    5 298

    5 418

    13 424

    Областной бюджет

    1 263

    2 649

    2 709

    6 621

    Бюджет города

    1 263

    2 649

    2 709

    6 621

    Администрация Железнодорожного района города Екатеринбурга

    Все источники

    1 922

    4 030

    4 122

    10 074

    Областной бюджет

    961

    2 015

    2 061

    5 037

    Бюджет города

    961

    2 015

    2 061

    5 037

    Администрация Кировского района города Екатеринбурга

    Все источники

    2 982

    6 250

    6 392

    15 624

    Областной бюджет

    1 491

    3 125

    3 196

    7 812

    Бюджет города

    1 491

    3 125

    3 196

    7 812

    Администрация Ленинского районагорода Екатеринбурга

    Все источники

    2 510

    5 264

    5 384

    13 158

    Областной бюджет

    1 255

    2 632

    2 692

    6 579

    Бюджет города

    1 255

    2 632

    2 692

    6 579

    Администрация Октябрьского района города Екатеринбурга

    Все источники

    1 892

    3 966

    4 054

    9 912

    Областной бюджет

    946

    1 983

    2 027

    4 956

    Бюджет города

    946

    1 983

    2 027

    4 956

    Администрация Орджоникидзевского района города Екатеринбурга

    Все источники

    3 526

    7 392

    7 560

    18 478

    Областной бюджет

    1 763

    3 696

    3 780

    9 239

    Бюджет города

    1 763

    3 696

    3 780

    9 239

    Администрация Чкаловского района города Екатеринбурга

    Все источники

    2 642

    5 540

    5 664

    13 846

    Областной бюджет

    1 321

    2 770

    2 832

    6 923

    Бюджет города

    1 321

    2 770

    2 832

    6 923

    Всего

    Все источники

    18 000

    37 740

    38 594

    94 334

    Областной бюджет

    9 000

    18 870

    19 297

    47 167

    Бюджет города

    9 000

    18 870

    19 297

    47 167

    На территории муниципального образования «город Екатеринбург» насчитывается около 8 тыс. многоквартирных домов, более 5 тыс. дворов. Согласно данным мониторинга, в настоящее время количество дворов, имеющих комплексное благоустройство, составляет 1,4 тыс. дворов, или 28 процентов от их общего количества. На дворовых территориях расположены 3 201 детская игровая площадка и 286 спортивных плоскостных сооружений.

    Таблица 3. Показатели эффективности реализации программы.

    Наименование показателя

    Единица измерения

    Плановое значение показателя

    Базовое значение показателя на начало реализации Программы

    по итогам 2014 года

    по итогам 2015 года

    по итогам 2016 года

    в целом по Программе

    1. Количество дворовых территорий, на которых выполнены работы по комплексному благоустройству

    Единица

    12

    25

    25

    62

    1463

    2. Доля дворовых территорий, на которых выполнены работы по комплексному благоустройству, от общего количества дворовых территорий

    Процент

    28,2

    28,7

    29,2

    29,2

    28,0

    3. Количество жителей, проживающих в многоквартирных домах, на дворовых территориях которых выполнены работы по комплексному благоустройству

    Тысяча человек

    3,3

    6,8

    6,8

    16,9

    399,4

    Количество дворовых территорий, на которых выполнены работы по комплексному благоустройству — 62. В 2014 году удалось построить и реконструировать 12 дворов, в 2015 и 2016 годах планируется реконструировать по 25 дворов — всего 50. На эти цели город и область выделяет одинаковые суммы: в 2015 году — по 18,87 млн. рублей и в 2016 году — по 19, 29 млн. рублей.

    Муниципальная программа » Столица» на 2014-2016 гг.

    Являясь центром Свердловской области и Уральского федерального округа, центром притяжения для всех близлежащих муниципалитетов, Екатеринбург достоин особого внимания со стороны региональных властей. Показателем статуса Екатеринбурга и внимания руководства субъекта Федерации к проблемам города и стала программа «Столица». Программа «Столица» была призвана придать новый импульс развитию Екатеринбурга в целом. [17]

    Цель программы дальнейшее развитие Екатеринбурга как административного центра на основе использования его благоприятного географического положения, а также экономического, научного, финансового, информационного и культурного потенциала. Основные задачи проблемы: Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения; проектирование, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения; строительство улично-дорожной сети; благоустройство городских территорий: сохранение и развитие парков, скверов и зеленых насаждений, улучшение их санитарно-эстетического состояния; безопасность дорожного движения на территории города.

    Общий объем финансирования Программы ? 3 655 938 тысяч рублей, в том числе: средства бюджета Свердловской области (далее — областной бюджет) — 2 836 723 тысячи рублей, средства бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» (далее — бюджет города) — 819 215 тысяч рублей. В таблице 4 приведены показатели реализации программы.

    Таблица 4. Показатели эффективности реализации программы.

    Наименование показателя

    Единица измерения

    Плановое значение показателя

    Базовое значение показателя на начало реализации программы по итогам 2013 года (оценочно)

    по итогам 2014 года

    по итогам 2015 года

    по итогам 2016 года

    в целом по программе

    1. Протяженность вновь построенных и реконструированных улиц в сложившихся районах города

    Километр

    1,75

    4,26

    2,40

    8,41

    7,6

    2. Протяженность вновь построенных улиц в развивающихся и новых жилых районах

    Километр

    2,61

    10,42

    23,34

    36,37

    3,50

    3. Количество реконструированных и новых мостов, эстакад и путепроводов, транспортных развязок

    Единица

    1

    4

    5

    2

    4. Площадь отремонтированных проезжих частей улиц, в том числе с применением новых материалов и по новым технологиям

    Тысяча квадратных метров

    85,36

    50,49

    78,67

    214,52

    965,9

    5. Площадь реконструированных парков, скверов, объектов зеленого хозяйства общего пользования

    Тысяча квадратных метров

    5,00

    13,45

    15,00

    33,45

    11,9

    6. Количество вновь построенных и (или) реконструированных фонтанов

    Единица

    1

    1

    1

    3

    7

    7. Протяженность благоустроенных прибрежных защитных полос водных объектов

    Километр

    1,484

    1,484

    3,480

    (устройство набережных, городских, парковых пляжей)

    8. Протяженность реконструированных сетей уличного освещения и контактной сети

    Километр

    2,10

    3,90

    4,15

    6,00

    4,10

    9. Площадь отремонтированных газонов

    Тысяча квадратных метров

    32,00

    53,15

    10. Число замененных старовозрастных деревьев и кустарников

    Единица

    900

    1049

    11. Размещение малых архитектурных форм современного дизайна

    Единица

    1050

    16090

    12. Снижение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими (в год)

    Процент

    5

    5,2

    2,8

    12,5

    Муниципальная программа «Развитие сетей уличного освещения на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы.

    Несмотря на положительные результаты по ремонту уличного освещения, достигнутые в последние годы, существуют проблемы, требующие решения. В целом по Екатеринбургу нуждаются в ремонте, реконструкции или полной замене сети уличного освещения более чем 50 процентов улиц. Кроме ремонта, необходимо строительство сетей освещения на 115 улицах Екатеринбурга. Эта проблема наиболее остра в отдельных населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования «город Екатеринбург».

    Цель программы — повышение надежности и качества работы сетей уличного освещения Екатеринбурга и повышение безопасности движения автотранспорта и пешеходов.

    Задачи программы:

    1) реконструкция, строительство, капитальный ремонт сетей уличного освещения;

    2) размещение декоративных световых конструкций;

    3) развитие автоматизированной системы управления наружным освещением.

    Основные показатели по программе предоставлены в таблице 5:

    Таблица 5. Показатели эффективности реализации программы.

    Наименование показателя

    Единица измерения

    Плановое значение показателя

    Базовое значение показателя на начало реализации программы по итогам 2013 года (оценочно)

    по итогам 2014 года

    по итогам 2015 года

    по итогам 2016 года

    в целом по программе

    1. Протяженность сетей уличного освещения

    Километр

    1246,66

    1255,08

    1263,06

    1263,06

    1240,00

    2. Доля улиц, обеспеченных наружным освещением

    Процент

    63,4

    64,0

    64,5

    64,5

    62,9

    3. Количество объектов уличного освещения, оснащенных декоративными световыми конструкциями

    Единица

    28

    31

    34

    34

    26

    4. Протяженность сетей уличного освещения, оснащенных самонесущим изолированным кабелем

    Километр

    112,86

    127,13

    142,12

    142,12

    99,27

    Ожидаемые результаты от реализации программы : Развитие и реконструкция сетей уличного освещения; повышение надежности работы сетей наружного освещения; снижение затрат на ремонт и обслуживание сетей уличного освещения; осуществление оперативного автоматизированного контроля за работой систем уличного освещения; экономия потребления электрической энергии, расходуемой на наружное освещение, снижение эксплуатационных затрат на техническое обслуживание установок наружного освещения.

    Муниципальная программа «Развитие газовых сетей в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы.

    Настоящая Программа является логическим продолжением Долгосрочной целевой программы «Развитие газовых сетей в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2013-2015 годы, в рамках которой запланированы мероприятия по повышению надежности системы газораспределения, в том числе прокладка новых сетей к районам перспективной и уже существующей застройки, строительство закольцовывающих газопроводов и газопроводов-лупингов, а также реконструкция изношенных сетей. Исходя из интересов стратегического развития Екатеринбурга, учитывая, что проблемы газификации являются комплексными, для их решения необходимо применение программно-целевого подхода. Применение программно-целевого подхода позволит обеспечить адресность, последовательность исполнения взаимоувязанных проектов по срокам их реализации, а также обеспечит контроль за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на развитие газификации территории муниципального образования «город Екатеринбург». [17]

    Цель программы — улучшение комфортности проживания населения за счет расширения и модернизации газовой инфраструктуры на территории муниципального образования «город Екатеринбург» и обеспечения возможности использования сетевого природного газа для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

    Задачи программы:

    1) повышение надежности газоснабжения потребителей и оптимизация загрузки существующей системы газоснабжения;

    2) создание технической возможности для сетевого газоснабжения и развития газификации муниципального образования «город Екатеринбург» путем строительства газопроводов высокого, среднего и низкого давления.

    Показатели программы предоставлены в таблице 6:

    Таблица 6. Показатели эффективности исполнения программы.

    Наименование показателя

    Единица измерения

    Плановое значение показателя

    Базовое значение показателя на начало реализации программы (с учетом итогов 2013 года, оценочно)

    по итогам 2014 года

    по итогам 2015 года

    по итогам 2016 года

    в целом по программе

    1. Протяженность эксплуатируемых газовых сетей в муниципальном образовании «город Екатеринбург»

    Километр

    2 064,9

    2 079,4

    2 088,3

    2 088,3

    2 055,0

    2. Количество домовладений, возможность газификации которых обеспечена

    Единица

    8

    319

    218

    545

    3. Количество объектов газовой инфраструктуры, подвергшихся ремонту, модернизации либо реконструкции

    Единица

    26

    25

    2

    53

    4. Протяженность сетей газовой инфраструктуры, подвергшихся ремонту, замене либо реконструкции

    Километр

    1,5

    1,5

    1,5

    4,5

    5. Протяженность стальных газопроводов со сроком эксплуатации 40 лет и более.

    Километр

    32

    19,3

    20

    71,3

    От реализации программы ожидается увеличение протяженности газовых сетей с 2 055,0 километра до 2 088,3 километра, обеспечение возможности газификации 545 домовладений, газификация поселков Ягодный, Медный; расширение системы газоснабжения в поселках Мичуринский, Изоплит, Калиновский, Совхозный, Исток, Садовый, Шабровский, Полеводство, селе Горный Щит и в районах индивидуальной жилой застройки.

    3. Проблемы расходов местных бюджетов и пути их решения

    Для улучшения финансового положения и платежеспособности муниципальных образований органам местного самоуправления необходимо определить меры, направленные на мобилизацию бюджетных доходов и оптимизацию бюджетных расходов. Для наиболее полной реализации мер по повышению эффективности и оптимизации бюджетных расходов необходимо создание определенных условий и стимулов для всех участников бюджетного процесса. К таким условиям можно отнести: организацию бюджетного процесса, ориентированного на результат, сокращение либо изменение существующих бюджетных учреждений, совершенствование системы управления инвестициями, обязательное создание контрольных органов муниципальных образований и др. [11]

    Управление муниципальными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а так же контролем за его исполнением.

    Органы местного самоуправления формируют, утверждают, исполняют и контролируют исполнение местного бюджета. Между тем органы местного самоуправления не обладают достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могли бы свободно распоряжаться при осуществлении своих функций.

    Так как финансовое положение и платежеспособность муниципальных образований в значительной мере зависят от выделения им трансфертов из регионального бюджета, необходимо сосредоточить все усилия на повышении прозрачности и стабильности межбюджетных отношений. К таким условиям можно отнести: организацию бюджетного процесса, ориентированного на результат, сокращение либо изменение существующих бюджетных учреждений, совершенствование системы управления инвестициями, обязательное создание контрольных органов муниципальных образований и др.

    В федеральном законодательстве по вопросу расходных полномочий органов местного самоуправления имеются существенные пробелы. Урегулировать на федеральном уровне вопросы разграничения расходных полномочий внутри субъекта РФ в принципе невозможно и что решающая роль в определении объема расходных полномочий муниципальных образований должна принадлежать самим субъектам РФ. Главная идея состоит в признании необходимости глубокой дифференциации объемов расходных полномочий между отдельными муниципальными образованиями субъекта РФ с тем, чтобы расходные полномочия каждого муниципального образования были соразмерны его реальным финансовым ресурсам и максимально поощрялись местная инициатива и самостоятельность. Как известно, субъект РФ распределяет финансовые ресурсы между муниципальными образованиями через систему регулирующих налогов, дотаций и субвенций. Задача состоит в том, чтобы распределение финансовых ресурсов было увязано с дифференцированным разграничением расходных полномочий. [18]

    Для практической реализации резерва повышения финансовой устойчивости и платежеспособности муниципального образования необходимо, чтобы совершенствование бюджетного процесса носило комплексный характер и включало в себя ряд направлений, основными из которых являются:

    — использование реестра расходных обязательств как инструмента оптимизации муниципальных расходов;

    — раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств;

    — использование инструментов оценки результативности бюджетных расходов.

    Формирование реестра расходных обязательств является обязательным для муниципальных образований. Однако далеко не везде он стал реальным инструментом совершенствования бюджетного процесса. Для того чтобы решить данную задачу, необходимо провести инвентаризацию расходных обязательств муниципального образования с целью оценки то — го, насколько эти обязательства соответствуют полномочиям соответствующего органа местного самоуправления, его целям и задачам. Результаты подобной инвентаризации необходимо использовать при определении перечня бюджетных услуг, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета, при проведении границы между платными и бесплатными услугами.

    Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
    УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »