Банкротство как одна из категории рыночного хозяйствования


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………..………………………………………………………………….3
1 ВНУТРЕННИЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ……….4
2 ФОРМЫ САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ…………14
Заключение…………………………………………………………………….……20
Список литературы………………………………………………………………….21

ВВЕДЕНИЕ

Одной из категории рыночного хозяйствования является банкротство — признанная решением суда или официально объявленная во внесудебном порядке по соглашению с кредиторами несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации. Согласно Закону Республики Казахстан «О банкротстве» под несостоятельностью понимается «неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования об уплате заработной платы, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды за счет принадлежащего ему имущества».
Оценку вероятности банкротства можно провести с помощью финансового анализа. Именно он располагает широким арсеналом средств по прогнозированию банкротства предприятия и дает возможность заблаговременно продумать и реализовать меры по выходу предприятия из кризисной ситуации.
Оценка кризисных факторов финансового развития и прогнозирование возможного банкротства предприятия осуществляются задолго до проявления его явных признаков. Такая оценка и прогнозирование являются предметом диагностики банкротства, характеризующей в концентрированном виде содержание первых трех направлений формирования и реализации политики антикризисного финансового управления предприятием.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть стратегию и тактику в управлении банкротства.
Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
— рассмотрим внутренние механизмы финансовой стабилизации;
— рассмотрим формы санации предприятия и их эффективность.
При изучении выбранной темы и написании данной контрольной работы использована литература, список которой приведен в конце работы.

Смотрите готовые курсовые работы, кликнув соответсвующую ссылку:
Издержки производства в современной рыночной экономике
Макроэкономические показатели, их сущность и измерение

1 ВНУТРЕННИЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ

Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только избежать банкротства, но и в значительной мере избавит предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорит темпы его экономического развития.
Финансовую стабилизацию в условиях кризиса необходимо осуществить по следующим основным этапам, приведенным на рисунке 1.1.
Первой и неотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.
Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых опе-раций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более про-должительном промежутке времени.
Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного снижения стоимости используемого капитала и постоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы устойчивого роста его операционной

Рисунок 1.1 – Основные этапы финансовой стабилизации для предотвращения банкротства

деятельности при одновременной нейтрализации угрозы его банкротства в предстоящем периоде.
Внутренние механизмы финансовой стабилизации соответствуют основным этапам ее осуществления (Таблица 1.1).
Оперативный механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленную, с одной стороны, на уменьшение размера текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия в краткосрочном периоде, а с другой стороны, — на увеличение суммы денежных активов, обеспечивающих срочное погашение этих обязательств. Принцип «отсечения лишнего», лежащий в основе этого механизма, определяет необходимость сокращения размеров как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных видов ликвидных активов (с целью их срочной конверсии в денежную форму).

Таблица 1.1 – Внутренние механизмы финансовой стабилизации, соответствующие основным этапам ее осуществления
Этапы финансовой стабилизации Внутренние механизмы финансовой стабилизации
Оперативный Тактический Стратегический
Устранение неплатежеспособности Система мер, основанная на использовании принципа «отсечения лишнего»
Восстановление финансовой устойчивости Система мер, основанная на использовании принципа «сжатия предприятия»
Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде Система мер, основанная на использовании «модели устойчивого экономического роста»

Выбор соответствующего направления оперативного механизма финансовой стабилизации диктуется характером реальной неплатежеспособности предприятия, индикатором которой служит коэффициент чистой текущей платежеспособности. В отличие от ранее рассмотренного традиционного коэффициента текущей платежеспособности предприятия, он требует дополнительной корректировки (определяемой кризисным финансовым состоянием предприятия) как состава оборотных активов, так и состава краткосрочных финансовых обязательств.
Из состава оборотных активов исключается следующая неликвидная (в краткосрочном периоде) их часть:
— безнадежная дебиторская задолженность;
— неликвидные запасы товарно-материальных ценностей;
— расходы будущих периодов.
Из состава краткосрочных финансовых обязательств исключается следующая внутренняя их часть, которая может быть перенесена на период завершения финансовой стабилизации:
— расчеты по начисленным дивидендам и процентам, подлежащим выплате;
— расчеты с дочерними предприятиями (филиалами).
С учетом внесения этих корректив коэффициент чистой текущей платежеспособности определяется по следующей формуле (1.1)

КЧТП=(ОА-ОАн) / (КФО-КФОво) (1.1)

где КЧТП – коэффициент чистой текущей платежеспособности предприятия в условиях его кризисного развития;
ОА — сумма всех оборотных активов предприятия;
ОАн — сумма неликвидных (в краткосрочном периоде) оборотных активов предприятия;
КФО — сумма всех краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия;
КФОво — сумма внутренних краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия, которая может быть отложена до завершения его финансовой стабилизации.

Основные направления оперативного механизма финансовой стабилизации предприятия:
При КЧТП>1,0 — обеспечение ускоренной ликвидности оборотных активов;
При КЧТП<1,0 — обеспечение ускоренного дезинвестирования внеоборотных активов; При КЧТП=1 — обеспечение ускоренного сокращения размера краткосрочных финансовых обязательств. Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность предприятия, т.е. объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства предприятия в текущем отрезке времени ликвидирована, хотя и носит, как правило, отложенный характер. Тактический механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленных на достижение точки финансового равновесия предприятия в предстоящем периоде. Принципиальная модель финансового равновесия предприятия имеет следующий вид (1.2) ЧП0+АО+ АК+ СФРП= ИСК+ДФ+ПУП+СП + РФ (1.2) где ЧП0 — чистая операционная прибыль предприятия; АО — сумма амортизационных отчислений; АК — сумма прироста акционерного (паевого) капитала при дополнительной эмиссии акций (увеличении размеров паевых взносов в уставный фонд); СФРП — прирост собственных финансовых ресурсов за счет прочих источников; Иск — прирост объема инвестиций, финансируемых за счет собственных источников; ДФ — сумма дивидендного фонда (фонда выплат процентов собственникам предприятия на вложенный капитал); ПУП — объем программы участия наемных работников в прибыли (выплат за счет прибыли); СП — объем социальных, экологических и других внешних программ предприятия, финансируемых за счет прибыли; РФ — прирост суммы резервного (страхового) фонда предприятия. Как видно из приведенной формулы, правую ее часть составляют все источники формирования собственных финансовых ресурсов предприятия, а левую — соответственно все направления использования этих ресурсов. Поэтому в упрощенном виде модель финансового равновесия предприятия, к достижению которой предприятие стремится в кризисной ситуации, может быть представлена в следующем виде (1.3) ОГсфр = ОПсфр (1.3) где ОГсфр — возможный объем генерирования собственных финансовых ресурсов предприятия; ОПСфр — необходимый объем потребления собственных финансовых ресурсов предприятия. С учетом возможных объемов генерирования и расходования собственных финансовых ресурсов варианты моделей финансового равновесия могут быть выражены графически (рисунок 1.2). Из приведенной схемы видно, что линия финансового равновесия предприятия проходит через поля 1; 5 и 9. Эти поля называются «полями финансового равновесия», так как в них необходимый объем потребления собственных финансовых средств (инвестируемых в прирост оборотных и внеоборотных активов и расходуемых в процессе непроизводственного использования прибыли) практически соответствует объему генерируемых собственных финансовых ресурсов. Иными словами, в этих полях экономическое развитие предприятия обеспечивается на принципах самофинансирования. Для предприятий, не сталкивающихся с угрозой банкротства, такая финансовая модель развития представляется наиболее оптимальной. В условиях кризисного развития восстановление финансовой устойчивости возможно лишь при нахождении предприятия в полях 2; 3 и 6 (при этом наиболее высокие темпы такого восстановления будут в поле 3). Во всех этих полях объем генерирования собственных финансовых ресурсов превышает объем дополнительного их потребления, что позволяет предприятию снизить удельный вес используемого заемного капитала. Эта модель антикризисного финансового управления базируется на неравенстве ОГсфр>ОПсфр.
Что касается полей 4; 7 и 8, то продолжительное нахождение в них будет способствовать дальнейшему углублению кризисного состояния предприятия (особенно в поле 7), так как в этом случае его экономическое развитие будет сопровождаться дальнейшим возрастанием удельного веса заемного капитала, а соответственно и снижением финансовой устойчивости.
Какие бы меры не принимались в процессе использования тактического механизма финансовой стабилизации предприятия, все они должны быть направлены на обеспечение неравенства: ОГсфр>ОПСфр. Однако в реальной практике возможности существенного увеличения объема генерирования собственных финансовых ресурсов (левой части неравенства) в условиях кризисного развития ограничены. Поэтому основным направлением обеспечения достижения точки финансового равновесия предприятием в кризисных условиях является сокращение объема потребления собственных финансовых ресурсов (правой части неравенства). Такое сокращение связано с уменьшением объема как операционной, так и инвестиционной деятельности предприятия и поэтому характеризуется термином «сжатие предприятия».
Сжатие предприятия в процессе обеспечения вышеприведенного неравенства должно сопровождаться мерами по обеспечению прироста собственных финансовых ресурсов. Чем в большей степени предприятие сможет обеспечить положительный разрыв соответствующих денежных потоков этого неравенства, тем быстрее оно достигнет точки финансового равновесия в процессе выхода из кризисного состояния.
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий достаточную его финансовую устойчивость.
Для поддержания достигнутого финансового равновесия предприятия в длительном периоде необходимо использовать стратегический механизм финансовой стабилизации.
Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленных на поддержание достигнутого финансового равновесия предприятия в длительном периоде. Этот механизм базируется на использовании метода устойчивого экономического роста предприятия, обеспечиваемого основными параметрами его финансовой стратегии.
В параметры финансовой стратегии в процессе антикризисного управления и в ходе дальнейшего его развития необходимо вносить необходимые коррективы, задаваемые возможными темпами прироста объема реализации услуг.
По стратегическому механизму финансовой стабилизации предприятия можно сделать следующие основные выводы:
1. Максимальный период безкризисного развития при достигнутом равновесном финансовом состоянии предприятия определяется периодом соответствия темпов прироста объема реализации продукции их значениям, рассчитанным по модели устойчивого экономического роста. Любое отклонение от расчетных значений этого показателя приводит к потере предприятием состояния финансового равновесия.

Рисунок 1.2 – Варианты моделей финансового равновесия предприятия в долгосрочном периоде

2. Устойчивый экономический рост предприятия обеспечивается следующими основными параметрами его финансового развития:
— коэффициентом рентабельности реализации продукции;
— политикой распределения прибыли (отражаемой коэффициентом капитализации чистой прибыли);
— политикой формирования структуры капитала (отражаемой коэффициентом финансового левериджа) или соответственно политикой финансирования активов (отражаемой коэффициентом левериджа активов);
— политикой формирования состава активов(отражаемой коэффициентом оборачиваемости активов),
Изменяя любые перечисленные параметры финансовой стратегии предприятия можно добиться приемлемых темпов его экономического развития в условиях финансового равновесия.
3. Все параметры модели устойчивого экономического роста изменчивы во времени и в целях обеспечения финансового равновесия предприятия должны периодически корректироваться с учетом внутренних условий его развития, изменения конъюнктуры финансового и товарного рынков и других факторов внешней среды.
Исходя из этих выводов в параметры финансовой стратегии предприятия в процессе антикризисного управления и в ходе дальнейшего его развития вносятся необходимые коррективы, задаваемые возможными темпами прироста объема реализации продукции.
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если в результате ускорения темпов устойчивого экономического роста предприятия обеспечивается соответствующий рост его рыночной стоимости в долгосрочной перспективе.
Рассмотренные методы антикризисного управления свидетельствуют о широком диапазоне возможностей финансовой стабилизации предприятия за счет использования ее внутренних механизмов.

2 ФОРМЫ САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации.
Санация представляет собой систему мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом и его ликвидации.
В условиях рыночной экономики санация предприятий имеет значительный экономический потенциал, является важным инструментом регулирования структурных изменений и входит и систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации предприятий.
Санация предприятия проводится в трех основных случаях:
1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
2) если само предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных предприятий);
3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.
В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве предприятия при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга.
Наиболее широкий диапазон форм имеет санация, инициируемая самим предприятием до возбуждения кредиторами дела о его банкротстве. В этом случае она носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного его управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.
Инициируемая предприятием санация представляет сложный и во многих отношениях болезненный для него процесс, требующий эффективного финансового управления на всех стадиях его осуществления. Такое управление осуществляется на предприятии по следующим основным этапам:
— определение целесообразности и возможности проведения санации;
— обоснование концепции санации;
— определение направления осуществления санации;
— выбор формы санации;
— подбор санатора;
— подготовка бизнес-плана санации;
— расчет эффективности санации;
— утверждение бизнес-плана санации;
— мониторинг реализации мероприятий бизнес-плана санации.
1. Определение целесообразности и возможности проведения санации. На этом первоначальном этапе управления на основе результатов диагностики банкротства и мониторинга осуществления мероприятий по внутренней финансовой стабилизации предприятия принимается принципиальное решение о проведении санации.
Целесообразность проведения санации oобусловливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия не достигло своих целей и кризисное финансовое состояние предприятия продолжает углубляться.
Возможность осуществления санации определяется перспективами выхода из кризисного финансового состояния и успешного развития предприятия при оказании ему существенной внешней помощи на современном этапе. Если по результатам объективной оценки такая перспектива имеется, то инициируемая предприятием санация имеет шансы на успех.
2. Обоснование концепции санации. Такая концепция отражает идеологию осуществления предполагаемой санации, определяя ее предстоящие направления реформы. В зависимости от принципиального подхода различают оборонительную и наступательную концепции осуществления санации предприятия.
Оборонительная концепция санации направлена на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности предприятия, обеспечивающее сбалансированность денежных потоков на более низком объемном их уровне.
Наступательная концепция санации направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности предприятия, обеспечивающую увеличение размера чистого денежного потока в предстоящем периоде за счет роста эффективности хозяйственной дея-тельности.
3. Определение направления осуществления санации. В зависимости от масштабов кризисного состояния предприятия, идентифицированных в процессе диагностики банкротства, и принятой концепции санации различают дна основных направления ее осуществления:
Санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга. Такая санация осуществляется обычно для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние идентифицировано как временное и не носящее катастрофического характера. Это направление санации не меняет статуса юридического лица санируемого предприятия.
Санация предприятия, направленная на его реструктуризацию (реорганизацию). Такая санация осуществляемся при более тяжелых масштабах кризисного финансового состоянии предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, обеспечивающих более эффективные организационные формы его хозяйственной деятельности. Как правило, этот вид санации связан с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия.
4. Выбор формы санации. Форма санации непосредственно характеризует тот механизм, с помощью которого достигаются ее основные цели. Эти формы вбираются в рамках конкретного направления санации, избранного предприятием, с учетом особенностей его кризисной ситуации.
Санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга, может носить следующие основные формы:
— дотации и субвенции за счет средств бюджета;
— государственное льготное кредитование;
— государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию;
— целевой банковский кредит;
— перевод долга на другое юридическое;
— реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные;
— выпуск облигаций и других долговых ценных бумаг под гарантию санатора;
— отсрочка погашения облигаций предприятия;
— списание санатором-кредитором части долга.
5. Подбор санатора. Такой подбор осуществлю исходя из выбранных форм санации и предшествует разработке бизнес-плана санации предприятия, в которой санатор должен принимать обязательное участие. В реальной практике разработка бизнес-плана санации часто осуществляется до выбора санатора и лишь представляется ему на рассмотрение.
При формах санации, направленных на рефинансирование долга предприятия, основными санаторами могут выступать:
— собственники предприятия (в том числе и государственные органы — по предприятиям государственной формы собственности);
— кредиторы предприятия;
— коммерческий банк, осуществляющий обслуживание предприятия.
При формах санациии, направленных на реструктуризацию (реконструкцию) предприятия, основными санаторами могут быть:
— собственники предприятия;
— предприятия-кредиторы;
— сторонние хозяйствующие субъекты — юридические лица;
— трудовой коллектив санируемого предприятия.
6. Подготовка бизнес-плана санации. Он представляет собой основной документ, определяющий цели и процесс осуществления санации предприятия-должника. Бизнес-план санации разрабатывается обычно представителями санатора, предприятия-должника и независимой аудиторской фирмы. В бизнес-плане санации содержатся следующие основные разделы:
— общие сведения о санируемом предприятии;
— оценка кризисного состояния предприятия;
— обоснование концепции и формы санации предприятия;
— система предлагаемых мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия;
— ожидаемые результаты санации.
7. Расчет эффективности санации. Этот расчет позволяет определить целесообразность всего процесса санации, оценить различные альтернативные ее формы. Эффективность санации определяется путем соотнесения результатов (эффекта) и затрат на ее осуществление в предложенной форме.
Результаты санации (хотя и направлены на устранение неплатежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятия) в конечном итоге могут быть оценены размером дополнительной прибыли (разницей между ее суммой после и до осуществления санации). Дополнительная прибыль в этом случае получается за счет нормализации хозяйственной деятельности предприятия при соответствующей финансовой поддержке (в сравнении с суммой прибыли, получаемой в условиях кризисного его развития). В процессе расчета эф-фективности санации сумма дополнительной прибыли предприятия приводится к настоящей стоимости.
Затраты на осуществление санации определяются путем разработки специального бюджета (бюджета санации). Принципиально эти затраты могут рассматриваться как инвестиции санатора в санируемое предприятие с целью получения прибыли (в прямой или косвенной форме) в предстоящем периоде.
Такой подход позволяет применять для оценки эффективности санации те же методы, которые используются при оценке эффективности реальных инвестиций.
8. Утверждение бизнес-плана санации. После рассмотрения проекта бизнес-плана санации с расчетом ее эффективности всеми заинтересованными сторонами (предприятием-должником, его кредиторами и санато-рами) он утверждается их представителями и принимается к исполнению.
9. Мониторинг реализации мероприятий бизнес-плана санации. Такой мониторинг включается в систему текущего и оперативного финансового контроллинга и обеспечивается финансовой службой предприятия.
Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи или реорганизационных мероприятий нормализовать хозяйственную деятельность и избежать объявления предприятия-должника банкротом с последующей его ликвидацией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации:
— оперативный механизм финансовой стабилизации;
— тактический механизм финансовой стабилизации;
— стратегический механизм финансовой стабилизации.
Принцип «отсечения лишнего», лежащий в основе оперативного механизма финансовой стабилизации, определяет необходимость сокращения размеров как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных видов лик-видных активов (с целью их срочной конверсии в денежную форму).
Тактический механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленных на достижение точки финансового равновесия предприятия в предстоящем периоде.
Для поддержания достигнутого финансового равновесия предприятия в длительном периоде необходимо использовать стратегический механизм финансовой стабилизации. Этот механизм базируется на использовании метода устойчивого экономического роста предприятия, обеспечиваемого основными параметрами его финансовой стратегии.
В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации.
В условиях рыночной экономики санация предприятий имеет значительный экономический потенциал, является важным инструментом регулирования структурных изменений и входит и систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации предприятий. Цель санации — за счет внешней финансовой помощи или реорганизационных мероприятий нормализовать хозяйственную деятельность и избежать объявления предприятия-должника банкротом с последующей его ликвидацией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах. Т2. — К.: Ника-Центр, 1999.
2. Бригжем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В двух томах. / Пер. с англ. Под ред. В.В. Ковалева. – СПб.: Экономическая школа. – Т.1. – 2002.
3. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: пер. с анг. / Гл. ред. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1999.
4. Галицкая С.В. Финансы: учеб. – М.: Экзамен, 2002.
5. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: учеб. – М.: Бизнес-школа, 2001.
6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2004.
7. Кургуляков Е.Н. Финансы и кредит: курс лекций. – М.: Дашков и К, 2002.
8. Маренго А.К. Финансовый менеджмент. / Под ред. М.М. Трофимова. – СПб: Алетейя, 2001.
9. Николас К. Сирополис. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: пер. с анг. – М.: Дело, 1997.
10. Финансовый менеджмент: Учеб. пос. для вузов / Б.Г. Поляк, И.А. Акодис и др. ; Под общ. Ред. Проф. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
11. Финансовый менеджмент: теория и практика:Учеб./ под ред. Стояновой Е.С. – М.: Перспектива, 1998.
12. Финансы предприятий: учеб. / Под общ. Ред. Е.И. Бородиной. – М.: Юнити, 1995.
13. Финансы: учеб. / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001.
14. Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента. / Пер. с англ.: учеб. пос. / Под общ. ред. И.В. Липсиц. – М.: Дело, 1993.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »