Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего использования капитала


Российская Федерация

Министерство образования и науки

Институт дистанционного образования

Курсовая работа

Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего использования капитала

Выполнила

студентка специальности

Экономика 1 курса

Тюмень 2012

Оглавление

аренда лизинг хозяйствование капитал

Введение

Глава 1. Экономическая сущность, принципы, виды аренды и лизинга

1.1 Понятие и виды аренды

1.2 Лизинг как форма материально-технического обеспечения предприятий в условиях рыночной экономики

1.3 Виды лизинга

Глава 2. Особенности проведения лизинговых операций. Правовое регулирование лизинга и аренды

2.1 Лизинг как вид инвестиционной деятельности, форма использования капитала

2.2 Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов

2.3 Правовые основы лизинговой сделки

Глава 3. Современное состояние и перспективы развития лизинга

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время перед многими российскими предприятиями стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий, чтобы повысить свою конкурентоспособность, качество продукции, а значит и прибыль.

Одним из вариантов получения денежных средств для финансирования инвестиционных проектов на расширение и (или) модернизацию производства, является банковский кредит. При этом одним из условий банков является обеспечение под залог имущества, часто предприятия либо не имеют такого имущества, либо оно не соответствует требованиям банков. Альтернативным источником финансирования является лизинг. Поэтому актуальность данной темы состоит в том, что лизинг является перспективным направлением в экономике, позволяющем предприятиям эффективно использовать свой капитал.

Предметом исследования данной работы является аренда и лизинг (финансовая аренда) как форма хозяйствования и способ лучшего использования капитала предприятия. Объектом исследования служат лизинговые схемы финансирования инвестиционных проектов.

Цель данной работы — изучение понятия аренды и лизинга и выявление преимуществ лизинговых операций, а также оценка их эффективности для предприятия.

Для этого требуется решить ряд задач. Во-первых, изучить теоретические аспекты данного вопроса, экономическую сущность, принципы, виды аренды и лизинга. Во-вторых, проанализировать правовой статус арендных и лизинговых отношений на современном этапе развития в Российской Федерации. В-третьих, рассмотреть состояние и оценить перспективы аренды и лизинга в России. В-четвертых, сделать выводы о преимуществах и эффективности аренды и лизинга как формы хозяйствования и использования капитала на предприятии.

Глава 1. Экономическая сущность, принципы, виды аренды и лизинга

1.1 Понятие и виды аренды

Экономика, основанная на частной собственности, имеет больший потенциал по сравнению с любой другой. Этот потенциал выражается в разнообразии способов использования собственности. Одним из них является аренда.

Арендные отношения известны с древности, в первую очередь в сельском хозяйстве. Но в современном мире аренда имеет совершенно иной экономический смысл, чем раньше. Если прежде она служила средством эксплуатации и закабаления арендаторов, вела экономику по экстенсивному пути развития, то сейчас аренда наоборот повышает степень экономической свободы, дает шанс на успех малому бизнесу, интенсифицирует развитие экономики.

Современная аренда представляет собой форму организации производства, основанной на передаче в срочное возмездное пользование и владение основных фондов и оборотных средств на началах добровольности и равноправия сторон в целях выпуска продукции (работ, услуг) и получения дохода.

В чем же преимущества аренды? Они основаны на том, что отношения арендодателя и арендатора носят договорной и равноправный, а значит устойчивый характер. Фиксированная арендная плата позволяет развиваться арендатору, а следовательно получать доход. Арендатор полностью самостоятелен в организации производства, оплате труда, трудовом распорядке. Кроме того, он получает возможность улучшения и приращения основных средств, с последующим возмещением затрат, а также возможностью выкупа. Арендатор, используя арендованное имущество, экономит собственные средства и получает доход от этого и от деятельности, осуществляемой на основе эксплуатируемого имущества.

В аренду могут быть переданы материальные объекты, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (земельные участки и иные обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, транспортные средства, бытовое имущество и другие непотребляемые вещи). Из числа возможных объектов аренды исключается имущество, которое по своей сути не может не потребляться в процессе использования его в гражданском обороте (например, денежные средства). В аренду также не передаются имущественные права.

По окончании аренды арендатор обязан возвратить то же самое имущество.

Аренда может быть краткосрочной, долгосрочной, а так же с неопределенным сроком, если сторонами срок аренды не установлен.

Современным, все более популярным видом аренды становится лизинг.

1.2 Лизинг как форма материально-технического обеспечения предприятий в условиях рыночной экономики

Лизинг (финансовая аренда) — это комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей оборудования в пользование после его приобретения у производителя.

Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease — брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией «United States Leasing Corporation», и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского.

В начале 60-х годов американские предприниматели «перевезли» лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания — «Deutsche lising GMbH» появилась в 1962 году в Дюссельдорфе.

Начало активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования.

К середине 60-х годов лизинговые операции в США составляли 1 млрд. долларов, а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. долларов, т. е. за четверть века увеличились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.

Такая популярность лизинга связана с рядом факторов. Во-первых, под влиянием изменений уровней спроса и предложения на рынке машин и оборудования. Производители сложных и дорогостоящих машин, комплексных технологических линий и оборудования, сооружений и транспортных средств столкнулись с проблемами сбыта своей продукции. Во-вторых, потенциальных покупателей сдерживали высокие цены на эту продукцию и быстрое моральное старение техники в связи с высокими темпами НТП.

Для производителей лизинг — дополнительная возможность сбыта продукции в условиях жесткой конкуренции на внутренних и внешних рынках, а для потребителей — возможность в условиях высоких темпов НТП обновлять оборудование без единовременной мобилизации значительных финансовых средств на его приобретение.

1.3 Виды лизинга

Лизинг целесообразно классифицировать по следующим признакам: по составу участников, по типу арендуемых активов, по степени окупаемости, по условиям амортизации, по объему обслуживания, по сектору рынка, по целевому назначению, по организационным формам управления, по платежам, по продолжительности, по намерениям участников, по способу финансирования, по степени окупаемости, по характеру взаимодействия участников и т. д.

По способу финансирования различают следующие виды лизинга:

- Финансирующийся за счет собственных средств лизингодателя;

- Финансирующийся за счет привлеченных средств (средств инвесторов);

- Раздельно финансирующийся;

- Частично финансирующийся.

По объему обслуживания передаваемого в лизинг имущества:

- Чистый — полное обслуживание передаваемого имущества осуществляет лизингополучатель;

- С полным набором услуг — полное обслуживание имущества возлагает на себя лизингодатель;

- С частичным набором услуг — лизингодатель берет на себя лишь отдельные функции по обслуживанию.

По продолжительности различают лизинг:

- Краткосрочный до 1 года;

- Среднесрочный от 1 до 3 лет;

- Долгосрочный более 3 лет.

По целевому назначению лизинг классифицируют:

- Действительный лизинг;

- Фиктивный лизинг, когда преследуется цель получения большей прибыли за счет налоговых и амортизационных льгот.

В зависимости от условий амортизации различают:

- С полной амортизацией и соответственно с выплатой полной стоимости объекта лизинга;

- С неполной амортизацией и, следовательно, неполной выплатой стоимости арендуемого имущества.

Лизинг классифицируют по характеру взаимодействия участников:

- Классический лизинг — трехсторонняя лизинговая операция (поставщик — лизингодатель — арендатор);

- Возвратный лизинг. При таком лизинге, сталкиваясь с проблемой недостатка финансовых активов, арендатор может передавать основные средства в собственность лизингодателю с последующей их арендой. В этом случае арендатор возвращает часть денежных средств, затраченных ранее на приобретение капитальных товаров, и в тоже время продолжает ими пользоваться, выплачивая при этом арендную плату.

- Сублизинг, при котором большая доля по стоимости сдаваемого в лизинг актива берется в аренду у третьей стороны (инвестора).

Лизинг подразделяют по составу участников:

- Прямой лизинг, при котором собственник имущества самостоятельно передает его в лизинг. Такой лизинг может быть только двухсторонним с участием лизингодателя и арендатора.

- Косвенный лизинг, при котором в лизинговой операции участвуют другие хозяйственные субъекты.

Косвенный лизинг в свою очередь можно разделить на следующие группы:

- Трехсторонний лизинг. Классическая лизинговая сделка с участием посредника — лизингодателя, в состав участников также входят поставщик и арендатор.

- Многосторонний лизинг. Число участников может варьироваться от 4 до 7 и более, такие как банки, страховые компании и другие участники, обеспечивающие стабильность лизинговой сделки.

Глава 2. Особенности проведения лизинговых операций. Правовое регулирование лизинга и аренды

2.1 Лизинг как вид инвестиционной деятельности, форма использования капитала

Лизинг представляет собой вложения средств на возвратной основе, то есть предоставление средств на определенный период, арендодатель получает их обратно в установленное время, тем самым, являясь формой аренды. При этом за свою услугу он получает вознаграждение в виде комиссионных.

Лизинг по своему содержанию соответствует кредитным отношениям, а поскольку заемщик и ссудодатель используют капитал не в денежной, а в производительной форме, то он схож и с инвестициями капитала.

В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг, под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет. Форма лизинга регулирует противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона — гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.

В лизинговой сделке обычно участвуют несколько субъектов:

Лизингодатель (арендодатель) — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных денежных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

Лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

Продавец — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения;

Помимо основных субъектов лизинга, перечисленных в Федеральном законе от 29.10. 1998 г. за №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» на рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные субъекты, такие как:

Банк (или другое кредитное учреждение), предоставляющее средства на приобретение предмета договора.

Страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке (страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизингодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое);

Российская Ассоциация Лизинговых Компаний («Рослизинг»), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом. Ассоциация осуществляет координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов, а так же разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России, подготовку проектов законодательных актов и принимает участие в работе международных ассоциативных общественных организаций.

Сделка финансового лизинга: — это сделка, включающая следующие характеристики:

* арендатор определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь в первую очередь на опыт и суждения арендодателя;

* оборудование приобретается арендодателем в связи с договором лизинга, который, и поставщик осведомлен об этом, заключен или должен быть заключен между арендодателем и арендатором;

* периодические платежи, подлежащие уплате по договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом всей или существенной части стоимости оборудования.

2.2 Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов

Лизинг интересен всем субъектам лизинговых отношений: потребителю оборудования; инвестору, представителем которого в данном случае является лизинговая компания; государству, которое может использовать лизинг для направления инвестиций в приоритетные отрасли экономики, банку, который в результате лизинга может рассчитывать на уверенную долгосрочную прибыль.

Основные преимущества лизинга, наиболее актуальные с учетом особенностей экономической ситуации, сложившейся в России на данном этапе, заключаются в следующем:

Для государства при сложившейся экономической ситуации и острой необходимости в оживлении инвестиционной активности проблема развития лизинга приобретает особое значение.

Этот финансовый инструмент способствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности. Обеспечивает посредством своего механизма гарантированное использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства.

Государство, поощряя лизинговую деятельность и используя для этого, например, налоговые льготы, может существенно уменьшить бюджетные ассигнования на финансирование инвестиций, содействовать развитию товарного производства и сферы услуг, повышению экспортного потенциала, сокращению оттока частного российского капитала на Запад, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, решению других насущных социально-экономических проблем.

При наличии рентабельного проекта потребитель имеет возможность получить оборудование и начать то или иное производство без крупных единовременных затрат. Это особенно актуально для начинающих мелких и средних предпринимателей.

Уменьшение размеров налога на имущество предприятий, поскольку стоимость объектов лизинга, хотя это и не обязательно, но в большинстве случаев, отражается в активе баланса лизингодателя, (например, при оперативном лизинге).

Согласно федеральному закону «О лизинге» ко всем видам движимого имущества, составляющего объект лизинга и относимого к активной части основных фондов разрешено применять механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3.

У лизингополучателя упрощается бухгалтерский учет, так как по основным средствам, начислению амортизации, выплате части налогов и управлению долгом учет осуществляет лизинговая компания.

В договоре лизинга можно предусмотреть использование удобных, гибких схем погашения задолженности.

Для лизинговых компаний как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента.

До завершающего платежа лизингодатель остается юридическим собственником оборудования, так что в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать его для погашения убытков.

В случае банкротства лизингополучателя оборудование также в обязательном порядке возвращается лизинговой компании.

Лизингодателем передаются лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства.

Освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.

Лизингодатель частично освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимой на территорию РФ продукции, являющейся объектом международного лизинга.

В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели как потребители оборудования, но и действующие производства, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбыта производимого ими оборудования. Увеличивается доход от реализации запчастей к лизинговому оборудованию, осуществление его сервиса и модернизации.

На первом этапе для большинства банков были характерны попытки осуществления лизинговых сделок, в которых они непосредственно выступали в роли лизингополучателя. Это вносило изменения в структуру банков — выделялись самостоятельные подразделения, либо секторы лизинга в их инвестиционных департаментах и управлениях. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил.

На сегодняшний день в России можно выделить шесть основных типов лизинговых компаний:

- лизинговые компании — дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;

- лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку;

- полукоммерческие лизинговые компании;

- лизинговые компании, созданные торговыми компаниями;

- иностранные фирмы — поставщики оборудования;

- международные лизинговые компании.

Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.

Основными препятствиями для развития лизинга в России являются:

- Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне — и долгосрочных, получение ссуды на три — четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично.

- Высокий уровень налогов.

- Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т. к. она приобретает оборудование за полную стоимость.

- Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях. За рубежом термином «лизинг» называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием.

- Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.

- Макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране.

В настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизации и признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне. Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности «растянуть » во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуаций, какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга). Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России.

2.3 Правовые основы лизинговой сделки

На протяжении ряда лет в российском гражданском законодательстве не были предусмотрены лизинговые отношения. Однако это не значит, что их не было как таковых. Ведь согласно статье 4 Гражданского кодекса РСФСР от 11 июня 1964 года (в редакции от 24 декабря 1992 года), действовавшей до 1 января 1995 года, и статье 8 Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу после этой даты, в гражданском законодательстве действовал и действует принцип «что не запрещено, то разрешено». Буквально это звучит так, — «гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему».

Первым же российским правовым актом, с которого начался процесс регулирования лизинговых отношений, стал Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 года №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». Однако, не смотря на всю свою весомость для правового становления лизинговых отношений в Российской Федерации, данный документ содержал ряд ошибок. В частности, ошибки состояли в определении объектов лизинга, в число которых включали имущественные права, а организационно-правовая форма лизинговых компаний ограничивалась акционерным обществом открытого типа. Эти ошибки искупает то, что данный документ во многом носил лишь характер поручения Правительству РФ по формированию организационно-правовой базы лизинговых сделок.

И все же, как уже было сказано, Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 года №1929, безусловно, имеет важное значение в деле правового регулирования отношений, связанных с лизингом имущества, а также присоединения России к Конвенции о международном финансовом лизинге.

Во исполнение данного Указа было выпущено Временное положение о лизинге, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности». Этот нормативный акт положил начало конкретному регулированию и координированию лизинговых операций в России.

Во Временном положении о лизинге была несколько скорректирована позиция, содержавшаяся в Указе Президента РФ от 17 сентября 1994 года №1929, относительно возможных объектов договора лизинга, а также скорректированы излишне жесткие требования к организационно-правовой форме лизинговых организаций.

Следующим актом, регламентирующим лизинговые отношения, стала вторая часть Гражданского кодекса РФ, вступившая в действие 1 марта 1996 года. Параграфом 6 главы 34 ГК РФ, носящим название «Финансовая аренда (лизинг)», определены основные требования к лизинговым сделкам, начиная с их оформления (договор финансовой аренды) и заканчивая регулированием отношений между участниками сделок (арендодателем, арендатором и продавцом).

Договор финансовой аренды (лизинга) рассматривается в Гражданском кодексе РФ в качестве отдельного вида договора аренды (имущественного найма), в связи с этим его регулирование строится по известной схеме: при отсутствии в соответствующем параграфе специальных правил, регламентирующих какой-либо из видов гражданско-правового договора (в данном случае договор лизинга), подлежат применению общие положения о соответствующем типе гражданско-правового договора (в данном случае договора аренды). Следовательно, договор финансовой аренды (лизинга) за пределами норм, сосредоточенных в параграфе 6 главы 34, регулируется общими положениями об аренде (§1 главы 34 Гражданского кодекса РФ). Тем самым достигается полное и комплексное регулирование договора финансовой аренды (лизинга).

Федеральный закон от 29 октября 1998 года №164-ФЗ «О лизинге» стал очередным шагом на пути становления правового регулирования лизинга. Закон №164-ФЗ не избежал противоречий с иными нормативными актами. В частности, многие положения указанного закона вступили в противоречие с Гражданским кодексом РФ и Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Российская Федерация является участником данной Конвенции в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 года №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге».

Федеральный закон «О лизинге» выделяет такую форму лизинга, как международный лизинг. При этом положения о международном финансовом лизинге Федерального закона «О лизинге», которые не соответствуют Конвенции о международном финансовом лизинге, не подлежат применению. В качестве примера здесь можно привести следующую ситуацию. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О лизинге», при осуществлении международного финансового лизинга договор лизинга, должен содержать ссылку на договор купли — продажи, в соответствии с которым передача предмета лизинга лизингополучателю должна производиться не позднее чем через шесть месяцев с момента пересечения предметом лизинга таможенной границы Российской Федерации, за исключением случая его транспортировки по территории Российской Федерации в течение срока, превышающего шесть месяцев. В то же время, статьей 1 Конвенции о международном финансовом лизинге предусматривается, что оборудование приобретается лизингодателем у поставщика в связи с лизинговым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или должно быть заключено между лизингодателем и лизингополучателем, и не требует для признания сделки финансового лизинга заключенной, наличия в ней каких-либо ссылок на предварительно заключенный договор купли — продажи (поставки).

На практике противоречия между Федеральным законом «О лизинге» и Гражданским кодексом РФ приводили к тому, что лизинговые компании, лизингополучатели и другие участники лизинговых отношений руководствовались в своей текущей хозяйственной деятельности теми нормами законодательства, которые, по их мнению, им больше подходили. Поэтому Федеральным законом от 29 января 2002 года №10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» в закон о лизинге были внесены изменения. При этом он стал называться теперь Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)». В январе 2002 года закон о лизинге был более или менее приведен в соответствие с действующим гражданским законодательством. Однако при этом совершенно не учитывалось, что сами положения Гражданского кодекса РФ в части финансовой аренды (лизинга) зачастую отличаются от принятых в международной практике.

Из определения договора финансовой аренды (лизинга) вытекает, что российским гражданским законодательством признается только финансовый лизинг, так как оно предусматривает наличие в сделке трех участников (арендодателя, арендатора и продавца). Кроме того, статьей 665 ГК РФ закрепляется разовый характер лизинговых операций, вытекающий из того, что для каждой сделки арендодатель должен покупать имущество вновь. Эти положения гражданского законодательства фактически исключают из сферы его регулирования такие важные, выработанные многолетней практикой, виды лизинга, как оперативный и возвратный. Соответственно, все подобные отношения, не подпадающие под действие ГК РФ, официально лизингом признаваться не могут. Конечно, эти и другие виды лизинговых операций могут быть урегулированы сторонами сделки в конкретных договорах, с применением общих норм гражданского законодательства о лизинге и об аренде. Однако такие договоры лишатся всех предусмотренных для лизинга льгот и особых положений.

Таким образом, принятие новой редакции закона о лизинге не означает отсутствия темных мест в лизинговых правоотношениях. В этой связи возникает насущная необходимость принятия дополнительных законодательных актов в области регулирования лизинговых операций (в частности, внесение изменений в ГК РФ в соответствии с международными понятиями финансового лизинга).

Глава 3. Современное состояние и перспективы развития лизинга

Среди новых тенденций рынка лизинга эксперты отмечают более четкую его структурированность, на нем ясно становятся видны различные сегменты. Во-первых, определились крупные универсальные игроки, как правило, связанные с банками и финансово-промышленными структурами. Во-вторых, компании, ориентированные на так называемую лизинговую розницу, сосредотачиваются в основном в сфере лизинга автотранспорта. В-третьих, на рынке присутствуют лизинговые компании, аффилированные с иностранными банками и поставщиками оборудования.

Продолжается быстрый рост величины лизингового портфеля большинства лизинговых компаний, наиболее заметным (по удельному весу) стал лизинг автомобилей, позволяющий крупным перевозчикам регулярно обновлять парк машин. Качество лизингового портфеля при этом остается на хорошем уровне.

Лизинг охватил практически все регионы страны. Конкуренция между различными лизинговыми компаниями наблюдается в основном в секторах автомобильного лизинга, легковой и грузовой техники. Косвенным образом на ценовые условия автолизинга влияет галопирующее развитие программ автокредитования, которое предлагают многие российские банки.

В настоящее время средняя маржа лизинговой компании по сделке составляет 3-7% годовых при среднем размере авансового платежа 20-30%.

Почти все новые виды лизингового бизнеса пока находятся вне правовой базы, которая не прописывает их определения. Положение усугубляется тем, что фискальные органы негласно включили лизинг в категорию схем уклонения от уплаты налогов. Однако лизинговые компании активно внедряют новые технологии, зачастую работая на грани фола, это способствует развитию отечественного рынка лизинга как по суммарному объему контрактов, так и по разнообразию предлагаемых услуг, приближается к европейскому. Прирост объема контрактов лизинга автомобилей, железнодорожного транспорта и сельскохозяйственной техники в последние годы составлял по 30 — 70% в год. Эти отрасли стали локомотивом развития всего отечественного рынка финансовой аренды. Хотя следует признать, что опережающие темпы роста железнодорожного и агролизинга были обусловлены значительным участием государства. Оно вложило большие деньги в национальный проект «Поддержка агропромышленного комплекса».

Рынок лизинга железнодорожного транспорта вырос за счет влияния «Российских железных дорог» (РЖД), которые выбрали финансовую аренду как приоритетный инструмент обновления своего уже порядком износившегося парка техники.

Единственный вид лизинга, который развивался так же интенсивно, но без вмешательства государства — это финансовая аренда автомобилей. «Автолизинг — самый крупный из трех китов рынка финансовой аренды (его доля оценивается в 25-30%) и самый рыночный, на нем конкуренция очень жесткая, а клиенты более разборчивы. Поэтому операторы рынка лизинга автомобилей предлагают огромное количество продуктов, специфических услуг и программ, ориентированных на самые разные клиентские группы. Именно в отрасли финансовой аренды автомобилей прошли «обкатку» новейшие лизинговые технологии, такие как возвратная и оперативная схемы, экспресс — и операционный лизинг, лизинг без оценки финансового состояния клиента. Некоторые из этих технологий уже применяются в других отраслях.

Понятие «оперативный лизинг» (предполагающее, что поставляемое клиенту имущество остается в собственности лизинговой компании) пока отсутствует в российском законодательстве, хотя и прямого запрета на проведение сделок оперативного лизинга тоже нет. По закону договор лизинга по истечении срока сделки не подразумевает обязательного перехода права собственности на имущество к лизингополучателю. Но когда лизинговая компания получает имущество обратно, она может лишь сдать его в простую аренду новому клиенту либо продать. Повторная сдача имущества в аренду является не новым лизингом, а именно арендой, а значит, не сопровождается налоговыми льготами. Между тем услуги оперативного лизинга на отечественном рынке крайне востребованы. Ведь одно из основных отличий оперативного лизинга от финансового заключается в том, что срок сделки значительно меньше, чем срок амортизации оборудования. То есть клиент выплачивает только часть стоимости имущества, как правило, не более 80%. Если основной акцент в своей деятельности компания делает на конвейерное производство, то ей требуется постоянное обновление основных фондов, и в этом случае оперативный лизинг будет наиболее предпочтителен.

Возвратный лизинг используют многие игроки рынка финансовой аренды несмотря на то, что активно этот инструмент стал применяться всего пару лет назад. Эта схема предполагает двух участников (клиент и лизинговая компания), а не трех, как в обычной сделке финансовой аренды, где в обязательном порядке участвует продавец имущества (поставщик). Предприятие (клиент) сначала продает лизингодателю свое имущество. Получив деньги, клиент вносит авансовый платеж (возвращает лизинговой компании 30% стоимости проданного объекта) и берет это же имущество в лизинг. При этом оно физически остается на месте.

Возвратный лизинг позволяет получить предприятию заемное финансирование, да еще и сэкономить на налогах. Поэтому возвратный лизинг выходит в ряде случаев дешевле кредита, по которому налоговые преференции заемщику не предоставляются. Кроме того, возвратная схема позволяет клиенту изыскивать внутренние ресурсы для развития, перестраивать структуру активов в соответствии со стратегией и повышать инвестиционную привлекательность бизнеса. Именно поэтому в Западной Европе и США возвратный лизинг очень популярен и повсеместно применяется в таких сферах, как, например, финансовая аренда транспорта, оборудования и техники. Однако в России все по-другому. Некоторые клиенты предвзято относятся к подобной услуге из-за боязни потерять свое имущество, предпочитая финансовой аренде более привычные и распространенные банковские кредиты.

Сами лизинговые компании также сталкиваются с рядом серьезных проблем при оформлении возвратных сделок. Дело в том, что прежде чем приобрести имущество у клиента, лизинговая компания должна его оценить. Сложность заключается в том, что стоимость основных средств, указанная в балансе предприятия или организации, нуждающейся в оказании лизинговых услуг, отличается от реальной рыночной стоимости.

Усиливающаяся конкуренция на рынке привела к тому, что лизингодатели начали отказываться от подробного анализа кредитоспособности своих клиентов. Новый продукт называется «Б. О.Ф. С. » (Без оценки финансового состояния клиента). Пока его предлагают совсем не многие лизингодатели, но число игроков этого сектора рынка будет расти. Лизинговые компании предлагают «Б. О.Ф. С», чтобы завоевать клиентов из сегментов среднего и малого бизнеса, которые пока еще по большей части не используют лизинг. Что касается предоставления лизинговых услуг клиентам, которые не могут дать официальную информацию о своем финансовом состоянии, то практика показывает, что подобные сделки вполне осуществимы, и здесь можно провести параллель с потребительским кредитованием. Оценка клиента может быть простой и даже очень простой, но работать с «черным ящиком» никто не будет. Риски все равно учитываются в предлагаемом продукте. В недавнем прошлом и речи не могло идти о предоставлении кредита физическому лицу с серыми доходами, а сейчас наблюдается бурный рост клиентской базы, несмотря на то, что многие физические лица не могут или не хотят показывать свои финансы. То же можно сказать и о лизинге, конечно «Б. О. Ф.С. » сопряжен с опасностью не возврата, поэтому, чтобы застраховаться, лизинговые компании предлагают по этому продукту более высокие ставки и более короткие сроки, стремясь компенсировать возможные потери.

Лизинг строительной техники имеет все предпосылки для бурного роста. Но этой отрасли мешают развиваться нерешенные проблемы строительного комплекса и сопряжен со многими рисками. На рынке лизинговых услуг так называемый строительный рынок занимает четвертое место по объему сделок после финансовой аренды автотранспорта, железнодорожного оборудования и сельскохозяйственного лизинга. На сделки лизинга строительной техники приходится примерно 5% от всех контрактов финансовой аренды. В этом секторе заключаются сделки не только по лизингу техники, предназначенной для строительства зданий, но и дорожно-строительного оборудования. Особой популярностью у клиентов пользуется тяжелая и дорогостоящая техника, например, бульдозеры, экскаваторы, дорожные фрезы и краны. Однако имеют место и контракты по лизингу более мелкого оборудования для ремонтно-отделочных работ. Здесь все зависит от пожеланий клиента, он может взять в финансовую аренду один кран, а может заключить комплексную сделку, получив все оборудование, необходимое для воплощения нового проекта. Такие сделки, с одной стороны, очень выгодны лизингодателям, но с другой, вкладывая значительные суммы в дорогостоящее строительное оборудование, лизинговая компания должна быть уверена, что застройщик не «прогорит». Поэтому нередки случаи, когда, прежде чем покупать оборудование для клиента, лизингодатель проводит тщательный анализ финансового состояния строительной организации и бизнес-плана по отдельно взятым объектам. Если он имеет четкое обоснование, лизингодатель, как правило, охотно финансирует покупку оборудования. Ведь угроза банкротства клиента в этом случае заметно снижается, что уменьшает риск досрочного расторжения контракта лизинга.

Впрочем, немаловажно, что строительная техника обладает высоким уровнем ликвидности. Так что если лизингодателю попадется недобросовестный клиент, который откажется платить ему за услуги, у лизинговой компании все равно в кармане остается основной козырь — объект сделки до ее окончания является собственностью лизингодателя. А поэтому его легко изъять у нерадивого клиента и продать, покрыв все свои расходы. Ликвидность строительной техники как раз и позволила развиваться финансовой аренде в этой области.

Сегодня строительный комплекс РФ находится в стадии динамичного роста. Быстрорастущий рынок строительных и дорожно-строительных услуг, несомненно, влечет за собой увеличение спроса со стороны его участников на дополнительные средства производства, что приводит к повышению спроса на услуги финансовой аренды.

Развивающим свой бизнес застройщикам требуется все больше техники. Многие из них ведут работы сразу на нескольких объектах, и оборудования катастрофически не хватает. Из-за этого в строительстве случаются простои, и откладываются сроки сдачи объектов. Между тем применение лизинга позволяет застройщику быстро получить всю необходимую технику и при этом еще сэкономить на налогах. Лизинговые платежи можно списывать на расходы, что уменьшает базу по налогу на прибыль.

Объект финансовой аренды можно «изнашивать» (амортизировать) в три раза быстрее, чем имущество, не находящееся в лизинге. Получается, что стоимость предмета сделки быстро уменьшается, а значит, также быстро уменьшается база по налогу на имущество. В итоге взятое в лизинг имущество обойдется дешевле на 15-20% (за счет налоговой экономии), чем покупка этого же оборудования за свои деньги.

На российском рынке лизинга строительной техники сегодня просматриваются две главные тенденции: рынок развивается, прежде всего, за счет регионов и за счет импортного оборудования.

Заключение

В ходе выполнения данной работы изучены экономическую сущность, принципы, виды аренды и лизинга; проанализирован правовой статус арендных и лизинговых отношений на современном этапе развития в Российской Федерации; рассмотрено состояние перспективы аренды и лизинга в России. На основании этого можно сделать следующие выводы.

Аренда и лизинг приобретают большое значение для развития российской экономики и расширения сферы деятельности предприятий, как способов уменьшения предпринимательских рисков и возможности получения дохода от вложения средств.

Выявлена динамика развития лизинговой отрасли как составляющей российской экономики. Проведенный анализ сегодняшнего состояния лизинговой отрасли позволяет утверждать, что данный сегмент российской экономики еще недостаточно развит, но в то же время прослеживается тенденция к постепенному увеличению объемов лизинговых сделок, растет число лизинговых компаний. Однако все еще существуют факторы, тормозящие развитие отрасли, такие как:

· низкая доступность долгосрочного финансирования;

· неразвитость системы защиты прав собственника в суде;

· низкий уровень знаний о лизинге потенциальных лизингополучателей;

· неразвитость вторичных рынков оборудования.

Преодоление данных факторов является совместной задачей как государственных институтов, так и непосредственно специалистов лизингового сектора.

Определены основные аспекты нормативно-правовой базы лизинговых сделок. Основными документами, регулирующими деятельность лизинговых компаний, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и Налоговый кодекс РФ в части регулирования налогообложения лизинговых сделок. На основе вышеперечисленных документов были систематизированы и выделены ключевые моменты гражданско-правового, налогового регулирования операций лизинга в свете российского законодательства.

Анализ позволил выявить основные преимущества лизинга в сравнении с другими способами финансирования капитальных вложений (в частности с кредитованием):

· гибкий подход, разрешенный по отношению к учету имущества, переданного в лизинг (возможность выбора — на чьем балансе учитывается оборудование);

· отнесение лизинговых платежей лизингополучателем на расходы (на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль) в полном объеме;

Вышеупомянутые положения ведут к снижению налога на прибыль, поскольку лизингополучатель и лизингодатель, увеличивая размер своих расходов, сокращают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Данные выводы имеют высокую практическую значимость.

Изучив состояние и перспективы развития лизинга, можно сказать, что он становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.

Список литературы

1. Лещенко М. И. Основы лизинга. — М.: Финансы и статистика. — 2002.

2. . Лизинг: основы теории и практики: Учебное пособие / В. А. Шабашев, Е. А. Федулова, А. В. Кошкин; под ред. проф. Г. П. Подшиваленко. — 2-е изд. — М.: КНОРУС, 2005.

3. Чекмарева Е. Н. Лизинговый бизнес. — М.: Экономика, 1993.

4. Горемыкин В. А. Основы технологии лизинговых операций [Текст]: — М.: Ось — 2000

5. Гуккаев В. Б., Лизинг. Правовые основы, учет, налогообложение. — М.: ЗАО «Издательский Дом «Главбух» — 2002.

6. Сажина М. А. Основы экономической теории: учебн. пособие для неэкономических специальностей вузов / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. — М.: НОРМА, 2001.

7. Экономическая теория: учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. — М.: ИНФРА — М., 1997.

8. Курс экономической теории / под ред. М.И. Чепурина, Е. А. Киселевой. — Киров, 1994.

9. Основы экономической теории: учебник / под ред. Камаева В. Д. — М., 1997.

10. Экономическая теория: учебник / под. общ. ред. В.И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. — М.: ИНФРА — М, 2004.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »