Антимонопольное законодательство и регулирование экономики


Содержание

Введение…………………………………………………………..……………….3
1 ВИДЫ И ХАРАКТИРИСТИКА МОНОПОЛИИ. МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
1.1 Виды и характеристика монополии….……………………………………….5
1.2 Правила максимизации прибыли. Показатели монополистической власти. Монополистическое равновесие ……………………………………..…………..7
2 ПРИНЦИПЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Антимонопольная политика зарубежных стран…………..……………….11
2.2 Антимонопольное регулирование и политика в РК………………………..15
Заключение……………..…………………………………………………………19
Список литературы……………………………..………………………………..21

Введение

Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства. Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее «невидимой рукой рынка».
Но здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной Республики Казахстан.
Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полио» — продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов.
Цель работы – изучить антимонопольное законодательство и регулирование экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотрим виды и характеристику монополии;
— рассмотрим правила максимизации прибыли, показатели монополистической власти, монополистическое равновесие;
— рассмотрим антимонопольную политику зарубежных стран;
— рассмотрим антимонопольное регулирование и политику в РК.
При написании данной работы использована литература, список которой приведен в конце работы.

Ищите курсовые работы?
смотрите готовые курсовые работы здесь:
Банкротство как одна из категории рыночного хозяйствования
Анализ проблем безработицы в период кризиса
Биржевые и внебиржевые рынки

1 ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА МОНОПОЛИИ. МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

1.1 Виды и характеристика монополии

Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические.
Государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.
Монополии капиталистические — хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических монополий — картели, синдикаты, тресты, концерны.
Концерн (англ. concern — дело, предприятие) — одна из сложных форм монополистических объединений, включающих предприятия промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Участники концерна сохраняют формальную самостоятельность, но контролируются структурами общего руководства концерна, а также входящими в состав концерна финансовыми структурами.
Существуют два подхода к понятию «монополия» .
Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.
Но может существовать и другая трактовка понятия «монополия» — это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель — монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.
Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.
Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий.
Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупнейшего из возможных производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию обычно называют «естественной монополией». То есть отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Например — добыча и распределение природного газа: необходимо освоение месторождений, строительство магистральных газопроводов, местных распределительных сетей и так далее. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений.
Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

1.2 Правила максимизации прибыли. Показатели монополистической власти. Монополистическое равновесие

Все монополисты придерживаются правил максимизации прибыли. Рассмотрим эти правила :
1. МR = МС
Если придельный доход больше предельный издержек, то общая выручка увеличится и фирма желает расширить производство.
Если предельный издержки больше предельной выручки, то общая выручка упадет и фирма стремится к сокращению производства.
И только при равенстве этих предельных значений фирма максимизирует прибыль и у нее не возникает желание к изменению производства.
2. Случаи минимизации убытков:

AТC ? Р (4)
где, AТC – средние общие издержки.

Если цена меньше средних общих издержек, то фирма несет убытки, однако если цена больше минимальных средних переменных издержек, то этой суммы хватит на покрытие всех переменных издержек и части постоянных. В этом случае убыток будет меньше постоянных затрат.
3. Случаи закрытия:

min AVC ? Р (5)
где, min AVC – средние переменные издержки.

Если цена меньше средних переменных издержек, то фирме выгоднее закрыться и платить постоянные затраты из своего кармана.
Монополистическая власть является величиной обратной эластичности спроса на товар. Опираясь на это положения :
1. Лернер в 1934 году предложил следующий индекс:

Iлер = (Р – МС) / Р = 1 / Ed (6)

где, МС – предельные издержки;
Ed – коэффициент эластичности спроса.

Данный индекс принимает тем большее значение, чем больше монополистическая власть.
Данный индекс изменяется от нуля до единицы .
1. Для определения монополистической власти используется индекс Хиршмана, который определяет степень концентрации рынка. Он рассчитывается, как сумма квадратов рыночных долей всех фирм отрасли.

Iн = S12 + S22 + … + Sn2 (7)
где, Iн — индекс Хиршмана;
S12 – удельный вес первой фирмы.

Данный индекс принимает тем меньше значение, чем больше фирма работает на рынке.
Монополистическое равновесие представляет собой следующее:
Поскольку фирма монополист является единственным поставщиком какого – либо товара, ее кривая спроса совпадает с рыночной кривой спроса.
Отрицательный наклон кривой спроса приводит к тому, что изменения объема производства влияет на рыночную цену (график 1).
Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса и общей выручки:
— когда спрос эластичен, то понижение цены приводит к увеличению общей выручки;
— когда спрос неэластичен, то понижение цены приводит к уменьшению общей выручки.
Поэтому рационально мыслящий монополист никогда не будет расширять производство и снижать цену на неэластичном участке кривой спроса.
В результате монополия производит всегда меньше продукции и повышает цену по сравнению с конкурентным рынком.
Рассмотрим таблицу соотношение среднего суммарного и предельного дохода по таблице 1 .

Таблица 1 — Соотношение среднего суммарного и предельного дохода

2 ПРИНЦИПЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1 Антимонопольная политика зарубежных стран

Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур.
Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.
Существуют различные подходы к характеристикам направлений данной экономики. Например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий :
— во-первых, их прибыли сокращаются за счет высоких налогов;
— во-вторых, устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях);
— в-третьих, устанавливается государственная собственность на монополии;
— в-четвертых, осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей;
— в-пятых, государство проводит специальную антитрестовскую политику.
В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления:
1 — Либерализация рынков: данное направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе.
2 — Государственное регулирование: немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий в условиях экономики рыночного типа является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления «справедливой» цены или «справедливой нормы прибыли».
Как правило, регулированию подвергаются, прежде всего, и главным образом, естественные монополии. К естественным монополиям, как уже отмечалось, относятся в первую очередь различные коммунальные услуги: почта, телеграф, телефонные станции, местные электрические или газовые компании и тому подобное. Поскольку технологически невозможно и экономически бессмысленно формирование конкурентных рынков подобных коммунальных услуг, то для обеспечения удовлетворения потребностей населения в данных услугах в необходимых объемах и по приемлемым ценам, остается только один путь — государственное регулирование естественных монополий, главным образом путём воздействия на их цены (тарифы) и уровни прибыльности.
Основные различия в антимонопольной политике и практике «рыночных» стран связаны с неодинаковыми акцентами в использовании направлений регулирования монополий. В этой связи различают особенности европейского и американского подходов в антимонопольной политике. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причем данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о де концентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия. Что же касается особенностей государственной политики воздействия на монополии в США, то для неё, прежде всего, и безусловно, характерна гораздо меньшая опора на регулирование.
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах:
— Закон Шермана (1890 год) — запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля, сговор о ценах;
— Закон Клейтона (1914 год) — запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию, определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и другое;
— Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и другое.
Антимонопольная политика рыночных стран не направлена на качественные преобразования сложившегося типа экономической системы. Эта политика направлена не на устранение монополий, а лишь на поддержание необходимого равновесия между двумя основными составляющими эффективности.

2.2 Антимонопольное регулирование и политика в РК

Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается». Данное положение Конституции имеет неоценимое значение для всех, так как закрепляет право каждою на «свободу предпринимательской деятельности», то есть:
— право субъекта предпринимательской деятельности начинать, вести и прекращать ее в любой незапрещенной сфере и форме;
— право получать, использовать и передавать достоверную экономическую информацию;
— свободу от принудительной и юридически необоснованной деятельности как со стороны других хозяйствующих субъектов, так и со стороны государства (его органов);
— право па защиту интересов экономически слабой стороны в ходе хозяйственной деятельности;
— право любого субъекта предпринимательской деятельности па обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, если такие решения и действия приводят к ограничению данной свободы.
Далее пункт I статьи 39 Конституции Республики Казахстан гласит, что «права и свобода человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».
Это положение Конституции также имеет немаловажное значение, поэтому в экономической сфере «права и свободы человека и гражданина» охраняются «экономической прокуратурой» — антимонопольными органами.
11 июня 1991 г. в РК, с учетом мирового отита в данной области, был принят первый специальный антимонопольный закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Это свидетельствует о признании законодателями необходимости «поддержания и защиты самой конкуренции, являющей собой внутренний двигатель всей рыночной системы».
В условиях рыночных отношений важное место принадлежит осуществлению мер государственного регулирования сферы естественной монополии.
Указом Президента Республики Казахстан в июле 1998 г. введен Закон «О естественных монополиях» и образован центральный исполнительный орган по регулированию данной сферы.
В соответствии с предоставленными полномочиями Комитетом Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защиты конкуренции принят ряд нормативных документов, регламентирующих финансовую и иную деятельность естественных мо-нополий. Вопросы развития конкуренции нашли отражение в Законах «О защите прав потребителей», «О защите частного предпринимательства», «О недобросовестной конкуренции», Указах и Постановлениях Президента РК, в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях, Уголовном кодексе, Постановлениях Правительства Казахстана и других законодательных и нормативных документах.
В пункте 2 статьи Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть) указывается: «Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку». Монополистическая и всякая иная деятельность, направ-ленная на ограничение или устранение законной конкуренции, получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей, не допускается (ст. 1, п.l).
Установление или поддержание монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству, — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 196, п.1).
В отличие от предыдущих нормативных актов, определяющих порядок рационального расходования средств, эти документы регламентируют процедуры включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Государственный регистр субъектов естественной монополии. Устанавливается порядок представления, рассмотрения, утверждения и введения цен и тарифов на товары, работы и услуги и ответственность субъектов за нарушение государственной дисциплины цен.
Цель данных документов — обеспечить защиту как интересов потребителей, так и субъектов естественной монополии.
Согласно Закону РК «О естественных монополиях» регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется установлением цен (тарифов) и особым порядком формирования затрат. Сейчас разработан новый особый порядок в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, утвержденный Министерством финансов Республики Казахстан.
В соответствии с проведенными тендерами ряд затрат учитывается при расчете тарифов. В цены включаются затраты, связанные с нормативными техническими потерями, средства на техническое перевооружение и ремонтно-восстановительные работы (при наличии документального технического подтверждения независимого эксперта о необходимости этих работ), суммы износа основных средств и амортизации нематериальных активов.
Не отрицая ценности существующего в Казахстане антимонопольного законодательства, отметим, что необходимо внесение изменений и дополнений в действующие законы. Так, например. Закон «Об электроэнергетике», принятый Парламентом Казахстана после ряда изменений и редакции 16 июля 1999 г., устанавливает правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области производства, передачи, распределения и использования электрической мощности, электрической и тепловой энергии.
Наблюдается тенденция к росту нарушений на рынке. По фактам нарушения антимонопольного законодательства более 3 тыс. раз применены меры антимонопольного регулирования, в том числе внесено 1623 предписания, 336 предостережений, 247 представлений. Проведено 236 заседаний административной комиссии, привлечено к администра-тивной ответственности 267 должностных лиц, взысканы штрафы.
Основную группу прецедентов составляют злоупотребления, допущенные хозяйствующими субъектами — естественными монополистами (вода, газ, тепло- и энергоснабжение, отдельные виды транспорта и связи, услуги аэропортов).
Чаще всего злоупотребляют хозяйствующие субъекты своим доминирующим положением на рынке: препятствуют доступ на рынок других хозяйствующих субъектов, навязывают контрагенту такие условия договора, которые не относятся к предмету договора, ставят контрагентов в невыгодное положение по отношению к другим субъектам. Следует заметить, что хотя Закон «О естественных монополиях» четко определяет сферы деятельности, относимые к естественной монополии, он также и регулирует отношения, которые возникают на рынке услуг, товаров либо работ, связанных с существованием и деятельностью субъектов естественных монополий. К примеру, действие настоящего Закона не рас-пространяется на предприятия, которые осуществляют деятельность, отнесенную к сфере естественной монополии, но связанную с сооружением и эксплуатацией объектов, предназначенных исключительно для собственных нужд. Тем самым Закон предусматривает регулирование и контроль не над всеми предприятиями, деятельность которых отнесена к сфере естественных монополий, а лишь над тeми, которые осуществляют так называемую «внешнюю» деятельность по оказанию данного вида услуг или работ.
В ходе проверки территориальным антимонопольным органом Восточно-Казахстанской области областной дирекции телекоммуникаций установлено, что в договорах с физическими и юридическими лицами па услуги городской телефонной связи не соблюдались условия равенства участников договора. Дирекция обязывала потребителей производить оплату по полному тарифу и в случаях нарушения телефонной связи не по вине абонента: физическим лицам — до 5 суток, юридическим — до 7 суток, что составляет от месячного тарифа 17 и 23%. В нарушение антимонопольного законодательства монополисты диктуют условия двойной ответственности по возмещению ущерба в случае не-своевременной оплаты услуг: в размере 1,5-кратной ставки рефинансирования за каждый день просрочки и, кроме того, 10% от суммы просрочки за год.
В г. Алматы в ходе проведения проверок были установлены факты завышения цен на природный и сжиженный газ. В результате выявления необоснованно включенных затрат тариф на сжиженный газ изменился с 26,27 тенге за 1 кг до 22,98 тенге, или на 16%.
Проведенной антимонопольным управлением по Алматинской области проверкой выявлена также единая ошибка в нормах потребления холодной воды проживающих в благоустроенных квартирах с горячим водоснабжением.
Антимонопольным комитетом постоянно осуществляется надзор за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности. При выявлении фактов нарушения субъектам выдаются предписания, и предостережения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Казахстане рыночные отношения только начали складываться, на начальной стадии отмечалось много недоработок и нарушений, не было необходимой законодательной базы и т.д., но прошло достаточно времени для того, чтобы рынок благополучно «вжился» в экономические, производственные отношения нашей республики.
В сложившейся ситуации государством применяются такие методы управления, как метод согласования и контроля исполнения нормативных актов общегосударственного значения. Государство не вмешивается в финансово-хозяйственную деятельность предприятия, а только следит за тем, чтобы не нарушались нормы и правила поведения на рынке. Государство в лице антимонопольных органов призвано защищать права и интересы потребителей в сфере экономики.
Таким образом, антимонопольное законодательство сравнительно новое явление в Казахстане. В связи с этим мы не можем с полной уверенностью говорить об «эффективно работающем» специальном антимонопольном законодательстве. Антимонопольное законодательство в Казахстане не имеет такого огромного воздействия на экономическую жизнь общества, как в развитых странах мира. По вместе с тем важно отметить и то, что в республике существуют законы, указы Президента РК, постановления Правительства республики, которые имеют огромную ценность как для общества в целом, так и для антимонопольных органов в частности.
Так, в пункте 4 статьи 26 Конституции Республики Казахстан указывается, что «каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности.
В антимонопольной политике применяются и силовые меры. Так в Кодексе об административных правонарушениях предусматривается, что «ограничение конкуренции, недобросовестная конкуренция, злоупотребление доминирующим положением на рынке, а равно иное нарушение антимонопольного законодательства — влекут штраф… »
Реформы, проводимые в Казахстане в целях его развития, привели к изменению законодательной базы. регулирующей деятельность монополий. Одним из таких изменений является Уголовный кодекс, в новой редакции которого предусматривается наказание за нарушение антимонопольного законодательства, чего не было в ранее действовавшем Уголовном кодексе Республики Казахстан.
11 июня 1991 г. в РК, с учетом мирового отита в данной области, был принят первый специальный антимонопольный закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Закон перечисляет такие формы недобросовестной конкуренции, как: недобросовестная предпринимательская деятельность; дискредитация предпринимательской деятельности конкурента; недобросовестные соглашения конкурентов; копирование внешнего оформления нужного товара; групповой бойкот; ценовой сговор; слияние конкурентов, результатом которого является возникновение монополиста или ограничение конкуренции.
Но отсюда исходит один из главных недостатков данного закона — это то, что на практике форм недобросовестной конкуренции намного больше. Вопреки традиционной точке зрения экономической теории, конкуренция и монополия не являются альтернативными понятиями. Это разные уровни развития рыночной экономики.
В августе 1991г. решение Президента РК был создан государственный комитет по поддержки новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. В 1993г. этот комитете был переименован в Государственный комитет по антимонопольной политике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Закон РК. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности //Казахстанская правда. – 2001, 25 января
2 Назарбаев Н. А. Послание Президента страны народу Казахстана. Казахстан – 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев //Казахстанская правда. – 1997, 11 октября
3 Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория. – СПб: Питер, 2002. – 480с.
4 Бобраков Ю.И. и др. США: Государство и экономика. – М.: Наука, 1976.
5 Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. — Российский экономический журнал, 2000, №3.
6 Государственное регулирование экономики / Под ред. Петрова А.Н. – СПб: Питер, 1999.
7 Интриллигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Прогресс, 1975.
8 Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). — М.: «ВЛАДОС», 1997.
9 Кулекеев Ж. А., Султанбеков Г. К, Микроэкономика. – Алматы: ГП «Казахстанинформ», 2001. – 236с.
10 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микорэкономика. Макроэкономика. Основы националной экономики: учеб. / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2001. – 832с.
11 Мамыров Н. К., Есенгалиева К. С., Тлеужанова М. А. Микроэкономика. – Алматы: Экономика, 2000. – 286с.
12 Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний: учеб. – М.: Международные отношения, 1999. – 400с.
13 Мозолин В. П. Корпорации, монополии и право в США. — М. : Издательство Московского Университета, 1986 — 175 с.
14 Носова С.С. Экономическая теория: учеб. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 520с.
15 Нуреев Р.. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство. — Вопросы экономики, 1995, №12.
16 «Обуздаем ли монополии»// Российская газета 1994 года 9 июля.
17 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.,1993 год.
18 Экономика. Учебник./Под. ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.
19 Экономическая теория: учеб. / Под ред. Т.Г. Бродской и др. – М.: Инжра-М, 2002. – 714с.
20 Экономическая теория: учеб. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб: Питер, 2000. – 545с.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »