Антимонопольная политика


Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1 МОНОПОЛИЯ, ЕЕ ФОРМЫ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
1.1 Определение монополии. История возникновения и развития монополии в зарубежных странах…………………………………………………………………………..…5
1.2 История возникновения и развития монополии в России. Основные формы монополистических объединений………………………………………………………………8
2 ВИДЫ МОНОПОЛИИ. МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
2.1 Виды и признаки монополии….……………………………………………………………12
2.2 Правила максимизации прибыли. Показатели монополистической власти. Монополистическое равновесие ………………………………………………………………17
3 ПРИНЦИПЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Антимонопольная политика зарубежных стран………………………………………….20
3.2 Антимонопольное регулирование и политика в РФ……………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………………………..31

Введение

Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства. Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее «невидимой рукой рынка».
Но здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

Ищите курсовые работы?
смотрите готовые курсовые работы здесь:
Банкротство как одна из категории рыночного хозяйствования
Структура и механизм функционирования АПК
Биржевые и внебиржевые рынки

Объект исследования:
Рынок монополистов Российской Федерация.
Предмет анализа:
Финансовые процессы предприятий монополистов и конечные производственно — хозяйственные результаты его деятельности.
Структура работы:
Курсовая работа состоит из 32 страниц формата А1. Содержит введение (3 страницы), 3 главы, выводы, список использованных литературных источников. 1 глава «Монополия, ее формы и история возникновения и развития» отражает теоретические и методические основы изучения проблемы, 2 глава «Виды монополии. Максимизации прибыли и монополистическое равновесие», 3 глава «Принципы антимонопольной политики» включает в себя пути преодоления монополизма в экономике России.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть понятие монополии и проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Для достижения поставленной цели курсовой работы решим следующие задачи:
— рассмотрим определение монополии, историю возникновения и развития монополии в зарубежных странах;
— рассмотрим историю возникновения и развития монополии в России, основные формы монополистических объединений;
— рассмотрим виды и признаки монополии;
— рассмотрим правила максимизации прибыли, показатели монополистической власти, монополистическое равновесие;
— рассмотрим антимонопольную политику зарубежных стран;
— рассмотрим антимонопольное регулирование и политику в РФ.
При написании данной работы использована литература, список которой приведен в конце работы.

1 МОНОПОЛИЯ, ЕЕ ФОРМЫ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

1.1 Определение монополии. История возникновения и развития монополии в зарубежных странах

Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина, «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» — один, «полио» — продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» ( П. Самуэльсон ), «ценоискатель» ( П. Хейне ) [1, c.37].
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. «…монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…» (В. И. Ленин «Полное собрание сочинений») [2, c.369].
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей.
Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, — это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом [15, c.569].
Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.
Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в 19 веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.
Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменении экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии [4, c.45].
Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме организации компаний принадлежит владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.
Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах 19 века и в первые годы 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии – «Стандард ойл», в автомобильной – «Дженерал моторс » и тому подобное [7, c.68].
Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929- 1933г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и так далее. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты ( банки, инвестиционные компании). Трест, как правило, объединял предприятия одной отрасли, в концерн входили предприятия различных отраслей. Тресты развивались по пути усиления производственных взаимосвязей входящих в них предприятий. Параллельно этому развивалась вертикальная концентрация внутри трестов: присоединялись предшествующие и последующие экономические звенья. В концерне производственная основа капиталистической концентрации шла по пути комбинирования производственных процессов. Развитие капиталистических комбинатов одновременно вело к росту вертикальной и горизонтальной концентрации.
Развитие концернов было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало более централизованного контроля. Неслучайно уже после второй мировой войны 1939- 1945г.г. многие американские монополии включили свои прежние дочерние компании в число отделений, то есть заменила систему участия непосредственным централизованным контролем.
После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов – результат усиления с середины 20 века концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала.
Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что все большая часть национального дохода и национального богатства стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969 году [27, c.123].
В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1953 году до 62% общего объема активов в 1963 году [28, c.268].

1.2 История возникновения и развития монополии в России. Основные формы монополистических объединений

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и другие). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно — монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика.
Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900- 1903г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа. Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и другие – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-1914г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и тому подобное. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и другие). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте — и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) — уровень монополизации был невысок.
В годы первой мировой войны 1914 — 1918 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и другие), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и другие). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков.
Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.
Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется:
— как такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);
— как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и тому подобное);
— как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.
Монополии — это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольных высоких цен и извлечения монопольных прибылей.
Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений:
1) простейшие объединения. К ним относятся конвенции, пулы, ринги, концерны. В этих низших формах монополистических объединений достигались временные соглашения о ценах;
2) картели. Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;
3) синдикаты. Синдикат- это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;
4) тресты. Трест- это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях;
5) комбинаты. Комбинаты объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую и машиностроительную;
6) концерны. Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей
макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.

2 ВИДЫ МОНОПОЛИИ. МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

2.1 Виды и признаки монополии

Монополии – крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.
Виды монополии:
а) естественная монополия:
Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий.
Отросли которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком (местная телефонная связь, водоканал, железнодорожный транспорт);
б) закрытая или легальная монополия:
Основанием служат патенты, авторские права, торговые знаки;
в) открытая монополия:
Нет легальной защиты от монополии;
г) монопсония:
(пример: рынок труда) рынок с большим количеством продавцов и лишь один покупатель;
д) картель:
То есть объединения фирм какой – либо отрасли для ведения единой экономической политики;
е) международные монополии — экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий. Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международные по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт» [11, c.87].
Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции.
Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт.
Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для :
— обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);
— определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
— стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
— создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).
Основные признаки чистой монополии:
— на рынке имеется один продавец, который полностью контролирует объем производства и значительно влияет на цены;
— продукт монополии уникален, то есть нет близких заменителей (как правило потребность в рекламе отсутствует);
— присутствуют значительные барьеры для входа на рынок.
Основные признаки монополистической конкуренции:
— большое число продавцов причем все они ориентированы на производство одной и той же группы товаров;
— дифференциация товаров – может быть основано на местоположении, условии продаж, рекламе, наличие гарантийного ремонта и так далее. Дифференциация товаров бывает реальная и мнимая.
Совершенная конкуренция и чистая монополия — это идеальные рыночные структуры, монополистическая конкуренция и олигополия – это реальные рыночные структуры (график 1).
Примером чистой монополии является естественная монополия.

Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею товар. Графически это обстоятельство отражается с помощью отрицательного наклона графика индивидуального спроса на продукцию монополии (график 2) [8, c.86].

График спроса для мнополистов.

Эта особенность приводит к тому, что график спроса для монополиста уже не совпадает с графиком предельного дохода, как это наблюдается в случае совершенной конкуренции. Каждый последующий экземпляр товара не только сам имеет меньшую цену, чем предыдущий, но и удешевляет всю партию товара, предназначенную монополистом к продаже. Поэтому график предельного дохода монополиста имеет более крутой наклон, нежели график индивидуального спроса на его продукцию.
Попытаемся определить правило максимума прибыли для монополиста. Монополист пытается максимизировать прибыль, увеличивая разницу между общим доходом и общими издержками. Следовательно, для монополиста, верно, что в точке максимума прибыли MR = MC (то есть предельный доход равен предельным издержкам).
Равенство предельного дохода предельным издержкам для монополиста также является критерием для определения оптимального объёма продаж. А поскольку монополист не может повлиять на спрос потребителей, то для определения монопольной цены при данном объёме Qm необходимо подняться до кривой спроса D. Итак, монопольная цена будет равна Pm .
Если монополист захочет сократить объем продаж, то он явно недополучит определенную часть возможной прибыли, так как предельный доход MR будет превышать предельные издержки MC. Если же монополист захочет выиграть за счет реализации больших объемов продукции, чем Qm, то его прибыль уменьшится по сравнению с максимально возможной из-за того, что его предельные издержки MC будут во все большей мере превышать предельный доход MR. Таким образом, условиями максимизации прибыли для фирмы-монополиста являются выпуск продукции в объеме, при котором MR = MC , и реализация данного объема выпуска по цене Pm, соответствующей цене спроса (для этого объема).
Равенство предельного дохода предельным издержкам для монополиста также является критерием для определения оптимального объёма продаж (Qm). А поскольку монополист не может повлиять на спрос потребителей, то для определения монопольной цены при данном объёме Qm необходимо подняться до кривой спроса D. Итак, монопольная цена будет равна Pm.
Если монополист захочет сократить объем продаж, то он явно недополучит определенную часть возможной прибыли, так как предельный доход MR будет превышать предельные издержки MC . Если же монополист захочет выиграть за счет реализации больших объемов продукции, чем Qm, то его прибыль уменьшится по сравнению с максимально возможной из-за того, что его предельные издержки MC будут во все большей мере превышать предельный доход MR. Таким образом, условиями максимизации прибыли для фирмы-монополиста являются выпуск продукции в объеме, при котором MR = MC , и реализация данного объема выпуска по цене Pm, соответствующей цене спроса (для этого объема).
Виды доходов фирм монополистов [14, c.58]:
1 — суммарные или валовые доходы — это цена умноженная на объем реализации.

TR = P * Q (1)
где, P – цена товара;
Q – количество товара.
2 – средний доход – это доход полученный на единицу реализованной продукции:

АR = TR / Q = (P * Q) / Q = P (2)

где, TR — валовой доход;
P – цена товара;
Q – количество товара.
3 – предельный доход – это доход полученный от реализации дополнительной единицы товара:

МR = ?TR / ? Q (3)

где, TR — валовой доход;
Q – количество товара.

2.2 Правила максимизации прибыли. Показатели монополистической власти. Монополистическое равновесие

Все монополисты придерживаются правил максимизации прибыли. Рассмотрим эти правила [12, c.268]:
1. МR = МС, при этом Р ? AVC
Если придельный доход больше предельный издержек, то общая выручка увеличится и фирма желает расширить производство.
Если предельный издержки больше предельной выручки, то общая выручка упадет и фирма стремится к сокращению производства.
И только при равенстве этих предельных значений фирма максимизирует прибыль и у нее не возникает желание к изменению производства.
2. Случаи минимизации убытков:

AТC — Р (4)

где, AТC – средние общие издержки.
AТC ? Р ? min AVC
Если цена меньше средних общих издержек, то фирма несет убытки, однако если цена больше минимальных средних переменных издержек, то этой суммы хватит на покрытие всех переменных издержек и части постоянных. В этом случае убыток будет меньше постоянных затрат.
3. Случаи закрытия:

min AVC ? Р (5)

где, min AVC – средние переменные издержки.
Если цена меньше средних переменных издержек, то фирме выгоднее закрыться и платить постоянные затраты из своего кармана.
Монополистическая власть является величиной обратной эластичности спроса на товар. Опираясь на это положения:
1. Лернер в 1934 году предложил следующий индекс:

Iлер = (Р – МС) / Р = 1 / Ed (6)

где, МС – предельные издержки;
Ed – коэффициент эластичности спроса.
Данный индекс принимает тем большее значение, чем больше монополистическая власть.
Данный индекс изменяется от нуля до единицы.
2. Для определения монополистической власти используется индекс Хиршмана, который определяет степень концентрации рынка. Он рассчитывается, как сумма квадратов рыночных долей всех фирм отрасли.

Iн = S12 + S22 + … + Sn2 (7)

где, Iн — индекс Хиршмана;
S12 – удельный вес первой фирмы.
Данный индекс принимает тем меньше значение, чем больше фирма работает на рынке.
Монополистическое равновесие представляет собой следующее:
Поскольку фирма монополист является единственным поставщиком какого – либо товара, ее кривая спроса совпадает с рыночной кривой спроса.
Отрицательный наклон кривой спроса приводит к тому, что изменения объема производства влияет на рыночную цену (график 2).
Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса и общей выручки:
— когда спрос эластичен, то понижение цены приводит к увеличению общей выручки;
— когда спрос неэластичен, то понижение цены приводит к уменьшению общей выручки.
Поэтому рационально мыслящий монополист никогда не будет расширять производство и снижать цену на неэластичном участке кривой спроса.
В результате монополия производит всегда меньше продукции и повышает цену по сравнению с конкурентным рынком.
Рассмотрим таблицу соотношение среднего суммарного и предельного дохода по таблице 1.

Таблица 1 — Соотношение среднего суммарного и предельного дохода

3 ПРИНЦИПЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

3.1 Антимонопольная политика зарубежных стран

Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур.
Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.
Существуют различные подходы к характеристикам направлений данной экономики. Например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий:
— во-первых, их прибыли сокращаются за счет высоких налогов;
— во-вторых, устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях);
— в-третьих, устанавливается государственная собственность на монополии;
— в-четвертых, осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей;
— в-пятых, государство проводит специальную антитрестовскую политику.
В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления [10, c.45]:
1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;
2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;
3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Либерализация рынков: данное направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция в отрасли связи. Например, если еще двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой связи реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов.
Государственное регулирование: немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий в условиях экономики рыночного типа является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления «справедливой» цены или «справедливой нормы прибыли».
Как правило, регулированию подвергаются, прежде всего, и главным образом, естественные монополии. К естественным монополиям, как уже отмечалось, относятся в первую очередь различные коммунальные услуги: почта, телеграф, телефонные станции, местные электрические или газовые компании и тому подобное. Поскольку технологически невозможно и экономически бессмысленно формирование конкурентных рынков подобных коммунальных услуг, то для обеспечения удовлетворения потребностей населения в данных услугах в необходимых объемах и по приемлемым ценам, остается только один путь — государственное регулирование естественных монополий, главным образом путём воздействия на их цены (тарифы) и уровни прибыльности. Хотя государственное регулирование объективно необходимо только в отношении естественных монополий, оно нередко применяется и в отраслях, структура рынков которых не исключает конкуренцию.
Основные различия в антимонопольной политике и практике «рыночных» стран связаны с неодинаковыми акцентами в использовании направлений регулирования монополий и прямого недопущения, подавления или устранения их в форме дробления на отдельные самостоятельные предприятия. В этой связи различают особенности европейского и американского подходов в антимонопольной политике. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причем данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о де концентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия. Что же касается особенностей государственной политики воздействия на монополии в США, то для неё, прежде всего, и безусловно, характерна гораздо меньшая опора на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным и необходимым только применительно к естественным монополиям.
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах:
— Закон Шермана ( 1890 год ). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах;
— Закон Клейтона ( 1914 год ) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и другое;
— Закон Робинсона-Пэтмэна ( 1936 год ) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и другое.
В отношении же обычных монополий американское законодательство исходит из того, что совсем необязательно лишать фирму монопольной высокой прибыли, если монопольное положение на рынке достигнуто ею “благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю”.
Накопленный странами с «рыночной» экономикой опыт антимонопольной борьбы, хотя и интересен сам по себе и, безусловно, должен активно изучаться и использоваться в различных конкретных случаях обуздания конкретных монополий, в целом не может служить основой для разработки общей программы действий по демонополизации пост социалистической экономики.
Антимонопольная политика рыночных стран не носит «системоотрицающего» характера, то есть не направлена на качественные преобразования сложившегося типа экономической системы. Достаточно эффективное функционирование экономики в современных, преимущественно рыночных странах, невозможно без постоянного балансирования между элементами монополии и конкуренции, без обеспечения того или иного сочетания двух важнейших начал эффективности современного общественного воспроизводства. Эта политика направлена не на устранение монополий, а лишь на поддержание необходимого равновесия между двумя основными составляющими эффективности.
Иной, гораздо более широкий и сложный круг задач встаёт при осуществлении антимонопольной политики в бывших социалистических странах, к которым относится и Россия.

3.2 Антимонопольное регулирование и политика в РФ

Очевидное зло, приносимое чрезмерной экономической властью тех или иных монополий, заставляет страны с рыночным типом экономики прибегать нередко к прямому недопущению, подавлению или устранению монополистических структур с помощью специального антимонопольного законодательства.
В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и так далее; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
Под монополистической деятельность понимается противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Недобросовестная конкуренция — любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам — либо нанести ущерб их деловой репутации.
Естественная монополия — это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на эти виды товаров.
К числу естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче тепловой и электрической энергии; железнодорожные перевозки; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов [16, c.4].
Федеральным Законом «О естественных монополиях» 1995 года установлены следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: ценовое регулирование; установление обязательных потребителей и минимального уровня их обслуживания; контроль за совершаемыми сделками; применение мер пресечения и ответственности за незаконную деятельность.
Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики РФ: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Клиент фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.
Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.
Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом объективных трудностей. Как уже отмечалось, для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия, то есть минимум средних долгосрочных издержек достигается при очень больших объемах производства. Малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Собирая автомобили на крошечных предприятиях нельзя добиться столь же низких издержек, как на сборочном конвейере АвтоВАЗа.
И это далеко не частный случай. Можно говорить о невозможности, превращения монополизированной отрасли в отрасль совершенной конкуренции как об общем правиле. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Даже если государство настоит на своем и вопреки росту издержек будет принудительно насаждать мелкое производство, искусственно сформированные карликовые предприятия окажутся неконкурентоспособными в международном плане. Рано или поздно их задавят иностранные гиганты.
В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно редко. Обычная цель антимонопольной политики — не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений.
Особенно остро вопрос стоит относительно естественных монополий. Их высокая экономическая эффективность делает абсолютно недопустимым их дробление. Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен.
Последствия этого для экономики страны — самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.
При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Действительно, теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне, а, скажем, не станет увеличивать расходы высшего руководства фирмы.
Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).
Кроме регулирования цен определенную пользу — особенно в нашей стране — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.
РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения — ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы. В ведении МПС находится как инфраструктура (железные дороги, вокзалы, информационная система), так и немонопольные виды деятельности (подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия общепита). РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции. Поэтому существует возможность развивать конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута [18, c.9].
В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.
Употребление термина «искусственная монополия» в экономической и юридической литературе обладает следующей особенностью: речь сразу идет о чистой монополии и о двух разновидностях олигополии — картеле и картеле подобной структуре рынка. Такое расширенное толкование термина «монополия» оправдано тем, что во всех перечисленных случаях доминирующие на рынке фирмы в той или иной мере способны действовать как единое целое.
В случае искусственного монополизма основным направлением антимонопольной политики является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (например, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные, штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, то есть принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.
Первый в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий «правила» игры» для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 1995 г. в текст Закона были внесены изменения и дополнения [17, c.5].
Органы государственного управления отраслями промышленности: Министерство топлива и энергетики РФ; Федеральная энергетическая комиссия РФ; Министерство экономики РФ; Министерство РФ по атомной энергии; Госкомитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике; Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ; Государственный контроль (надзор) в управлении промышленность; Федеральный горный и промышленный надзор России; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности; Органы энергетического надзора; Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; Местное самоуправление и промышленность [20, c.9].
Промышленные предприятия могут находиться в собственности органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено владение, пользование, распоряжение муниципальной собственность, в том числе муниципальными предприятиями [24, c.5].
Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других странах с рыночной экономикой.
В соответствии с новой трактовкой Закона безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка. Предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. «Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности[26, c.6].
Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства[23, c.3].
Фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли, с одной стороны. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего, контролируя цены на их продукцию. Значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей [25, c.8].
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования. Нашу экономическую политику все время кидает из административного произвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором – несогласованность работы.

Заключение

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, то есть радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Эти монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически (на практике это делается редко, да в этом и нет нужды, так как стопроцентные монополисты почти не встречаются), могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.
Другой путь демонополизации — иностранная конкуренция — явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка. Но проблема в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того, чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.
Очевидно, что использование столь сильнодействующего метода должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.
Еще один путь — создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, — предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия — это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблема в том, что в сегодняшних условиях он трудноосуществим. Из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов.
Особую проблему представляют собой естественные монополии. То и дело в российской прессе появляются сообщения о веерных отключеньях электроэнергии, неплатежах, конфликтах между монополистами и потребителями. Пожалуй, нет другой такой страны, где естественные монополии играли бы столь же важную роль, как в России, потому что нет страны, сопоставимой с Россией по площади территорий и численности населения, проживающего в сложных климатических условиях. Высокая эффективность естественных монополий делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства.
С начала 90-х годов прошлого века эти проблемы остро встали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
В августе 1995 года был принят закон «О естественных монополиях», также в России существует закон от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие от американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом.

Список используемых источников

1 Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория. – СПб: Питер, 2002. – 480с.
2 Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. – СПб: Питер, 2000. – 800с.
3 Бобраков Ю.И. и др. США: Государство и экономика. – М.: Наука, 1976.
4 Вильсон Дж., Цапелик В. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 1995 год № 11.
5 Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. — Российский экономический журнал, 2000, №3.
6 Государственно-монополистическая политика в сфере науки и техники. М., 1989 год.
7 Государственное регулирование экономики / Под ред. Петрова А.Н. – СПб: Питер, 1999.
8 Ершов В. «О пользе неконкретности антимонопольного законодательства» // Независимая газета 1994 год 1 февраля.
9 Интриллигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Прогресс, 1975.
10 Иохин В.Я. Экономическая теория: учеб. – М: Юрист, 2000. – 861с.
11 Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). — М.: «ВЛАДОС», 1997.
12 Кирюшкина Г.А., Михайлов А.В.. Антимонопольное законодательство — элемент госрегулирования процессов экономической концентрации. — Российский экономический журнал, 1998, №11-12.
13 Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.
14 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микорэкономика. Макроэкономика. Основы националной экономики: учеб. / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2001. – 832с.
15 Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. — М.: Республика, 1992.
16 Марголит Г. Антимонопольное законодательство в России: первые шаги // США. Экономика, политика, идеология. — 1994 — №10 — с. 3-9.
17 Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний: учеб. – М.: Международные отношения, 1999. – 400с.
18 Миронов В., Зимогляд А., Яковлев А. «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1995 год № 6.
19 Мозолин В. П. Корпорации, монополии и право в США. — М. : Издательство Московского Университета, 1986 — 175 с.
20 Никитин С. , Глазова Е. , Стиганова М. Государство и проблемы монополии. // МЭ и МО . 1994. — №7. — с. 91-103.
21 Носова С.С. Экономическая теория: учеб. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 520с.
22 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учеб. – М.: Норма, 2002. – 572с.
23 Нуреев Р.. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство. — Вопросы экономики, 1995, №12.
24 Никифоров А. Изменения в законе «О конкуренции…» и борьба с установлением монопольных цен. — Вопросы экономики, 1995, №11.
25 «Обуздаем ли монополии»// Российская газета 1994 года 9 июля.
26 Скрыпник В.И. Энергетика России: естественная монополия на свободе // Общество и экономика. — 1995. — №9.
27 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.,1993 год.
28 Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2-х т.: пер. с англ. / Под ред. С.В. Валдайцева. – М.: Финансы и статистика, 1992. – Т.1. – 384с.
29 Экономика. Учебник./Под. ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.
30 Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев, А.В. Бондырь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. — Мн.: БГЭУ, 1997.
31 Экономическая теория: учеб. / Под ред. Т.Г. Бродской и др. – М.: Инжра-М, 2002. – 714с.
32 Экономическая теория: учеб. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб: Питер, 2000. – 545с.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »