Антимонопольная политика государства в современных условиях


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Антимонопольная политика государства в современных условиях

Реферат

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, МОНОПОЛИЯ, ПНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ, ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

Предметом исследования является антимонопольное регулирование в Республике

Объектом исследования является антимонопольная политика государства.

Цель работы — поддержание на соответствующем уровне рыночного механизма.

При выполнении работы использованы методы описания, систематизации, классификации, аналитический, статистический, метод сбора фактов.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ANTITRUST POLICY, MONOPOLY, ANTITRUST, ECONOMIC ENTITIES, DE-MONOPOLIZATION, ANTITRUST LAWS.

The subject of this study is to antitrust regulation in the Republic of Belarusian.

The object of study is the competition policy of the state.

The Purpose — maintaining an appropriate level of market mechanism.

When the description of the methods used, organize, classify, analytical, statistical, and the method of collection of facts.

The author of confirms that the information they cash-analytical material correctly and objectively reflects the state of the process, and all borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological terms and concepts accompanied by references to their authors.

Содержание

Введение

1. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

1.1 Сущность и особенности монополистических объединений

1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность и направлении

1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики

1.4 Антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности РБ

2. Антимонопольная политика в Республике Беларусь

3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

Конкуренция не является самодостаточным элементом рынка. Механизм ее действия противоречив, потому что, способствуя борьбе производителей за лучшие результаты хозяйствования, он ведет к концентрации рыночной власти у наиболее сильных из них. Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении долгого времени. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве. Однако, монополии могут оказывать и негативное влияние на рынок. Поэтому все страны переходящие к экономике рыночного типа сталкиваются с этой проблемой. Вследствие чего возникает потребность государственного вмешательства, путем проведения комплекса экономических, законодательных и административных мер направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Другими словами необходимо проведение антимонопольной политики.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Данная тема является актуальной для её изучения. В данной работе описывается, как осуществляется антимонопольная политика, какие предпринимаются меры и т. д. Приведены примеры некоторых законов Республики Беларусь об антимонопольном регулировании.

Объектом исследования выступает антимонопольная политика государства.

Предмет исследования — антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.

Целью данной работы является изучение основных аспектов антимонопольной политики, как в целом, так и в Республике Беларусь.

В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:

1. Дать понятие антимонопольной политики.

2. Раскрыть основные задачи и направления антимонопольной политики.

3. Рассмотреть особенности реализации антимонопольной политики в РБ.

4. Проследить совершенствование антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, статистический, графический, метод сбора фактов.

1. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

1.1 Сущность и особенности монополистических объединений

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

По мере развития общества и производительных сил возрастало обобществление производства, что привело к появлению в индустриально развитых странах монополий. Монополия как экономическое явление означает, что хозяйствующий субъект обладает исключительными правами, позволяющими ему воздействовать на определенные сферы деятельности в собственных интересах и извлекать монопольную прибыль. Монопольное положение хозяйствующего субъекта обеспечивает ему возможность устанавливать свои правила поведения на рынке в ущерб интересам конкурентов и потребителей. Характерные признаки монополии:

* собственность на факторы производства и сферы обращения;

* неограниченная власть;

* возможность диктовать свои условия конкурентам и потребителям;

* возможность выгодным для себя образом влиять на рыночное равновесие;

* манипулирование ценами, объемами производства, ассортиментом [12,c. 254].

Монополистический капитал возник как особая форма разрешения противоречия между высокоразвитыми производительными силами индустриального общества и частнокапиталистической формой присвоения результатов его производства. Разрешая его и обеспечивая дальнейшее развитие капитала, монополии сами порождают противоречия.

Монополии объективно вырастают из рыночных отношений свободной конкуренции. Поэтому устранить их, как и конкуренцию, невозможно. Монополистический капитал, препятствуя свободной конкуренции, не ликвидирует ее вообще, но придаёт ей новые формы. Большей частью монополии выступают как объединенные, централизованные на определенных условиях капиталы, каждый из которых стремится занять наиболее выгодные для себя позиции. Кроме того, всегда существуют сильные финансовые стимулы для вступления фирм в сговор. Все это чревато снижением конкурентной активности и падением эффективности функционирования рынков. Поэтому поддержка и поощрение конкуренции должны быть постоянной заботой государства [14, c 416].

Суть государственного регулирования конкуренции состоит в обеспечении принципа равных возможностей и условий для стимулирования деловой активности.

Осуществление конкурентной политики — наиболее сложное звено государственной деятельности в переходных экономиках. Это связано как с наследием командно-административной системы, так и с особенностями самих трансформационных процессов [13, c. 524].

1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления

Антимонопольное регулирование — это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции. Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:

* обеспечение и сохранение конкуренции;

* контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;

* контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения и т. п.);

* защита интересов потребителя;

* защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

Меры антимонопольного регулирования в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства[13, c. 257].

Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь начало развиваться с 1991 г., когда республика встала на путь формирования рыночных отношений. Его становление осуществлялось в условиях глубокого кризиса экономики и необходимости реализации комплекса мер по стратегически важным направлениям: трансформации отношений собственности, демонополизации экономики, развитию конкурентной среды. Необходимо было выделить и учесть причины высокого уровня монополизации экономики, решать проблемы, связанные с доминированием хозяйствующих субъектов на рынке не в силу успешного удовлетворения ими потребительского спроса, а в силу их недавнего положения как государственных монополий [13, c. 124].

Для Республики Беларусь характерен монополизм особого рода — как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран [12, c. 253].

Сохранение монополизма в Республике Беларусь обусловили следующие причины:

* высокий уровень концентрации производства (на среднем промышленном предприятии в республике по состоянию на 1 января 1997 г. было занято 486 чел., что в 6 раз больше, чем в странах Западной Европы; но это уже меньше, чем в 1990 г. — 1010 человек, в 1992 г. — 854 чел.;

* не получившая развития диверсификация производства (отдельные виды продукции производятся на 1-4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70% всего выпуска);

* ряд предприятий не сумел адаптироваться к новым правовым и экономическим условиям, что сдерживает их переориентацию в соответствии с требованиями потребителей;

* замедленные темпы приватизации;

* отечественный малый и средний бизнес не составляют серьезной конкуренции государственным предприятиям-монополистам, особенно в сфере материального производства;

* смещение антимонопольного регулирования на периферию государственного регулирования;

* нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;

* ведомственные интересы отраслевых органов управления.

Система и органы антимонопольного регулирования сформировались на фоне этих факторов, обусловивших высокий уровень монополизации экономики страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были:

* разработка и осуществление совместно с органами государственного управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности;

* контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Беларусь;

* содействие созданию конкурентной среды и развитию предпринимательства.

В сентябре 1994 г. Антимонопольный комитет был преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций, подчиненное Совету Министров Республики Беларусь. Перед министерством в области антимонопольного регулирования ставились задачи: противодействие монополистической деятельности, развитие конкуренции; регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности Министерство:

* разрабатывает предложения и проводит в жизнь государственную политику по противодействию монополистической деятельности, развитию конкуренции, защите прав потребителей;

* разрабатывает и направляет в установленном порядке соответствующие органы власти и управления предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения;

* анализирует состояние республиканского и местных товарных рынков и определяет степень их монополизации;

* в установленном порядке осуществляет контроль за деятельностью субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

* совместно с министерствами и другими центральными органами управления разрабатывает программы и осуществляет меры по демонополизации экономики и предотвращению монопольных тенденций;

* формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

* изучает и использует зарубежный опыт противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции, а также сотрудничает с международными организациями по этим вопросам;

* осуществляет контроль за рекламной деятельностью юридических и физических лиц;

* принимает меры по предупреждению и пресечению фактов недобросовестной рекламы;

* проводит мониторинг рынка рекламных услуг;

* рассматривает в установленном порядке информацию и материалы о нарушении антимонопольного законодательства, о правах потребителей;

* создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке территориальные органы министерства, а также подчиненные организации и учреждения, утверждает положения о них, контролирует их финансовую деятельность;

* издает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты;

* принимает меры и действует в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Исходя из функций управления министерства, выделены функциональные подсистемы управления:

* перспективное и текущее планирование;

* выработка государственной политики по вопросам антимонопольного регулирования;

* реализация государственной политики в области поддержки предпринимательства;

* создание условий для развития инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, негосударственной формы собственности;

* реализация Программы демонополизации и развития конкуренции;

* регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за рекламной деятельностью;

* управление персоналом.

Для реализации всех перечисленных выше задач и положений министерство имеет в областях и в г. Минске свои территориальные органы.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», принятым 24 сентября 2001 г., функции управления, связанные с противодействием монополистической деятельности и развитием конкуренции, возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.

Министерство экономики в настоящее время обеспечивает координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности; развитие конкуренции и предпринимательства; является органом, обеспечивающим реализацию государственной антимонопольной политики в Республике Беларусь [13,c. 265].

1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики

Антимонопольное регулирование в различных странах имеет свои отличия и акценты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик. Направления и особенности антимонопольного регулирования отражены в антимонопольном законодательстве стран.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство наиболее развито в США. На примере этой страны рассмотрим историю его развития и проследим объективную необходимость вмешательства государства в деятельность отдельных хозяйствующих субъектов для поддержания главной движущей силы рынка — конкуренции.

К концу XIX в. в США обострились злоупотребления и противоконкурентное поведение на рынке, особенно корпораций-гигантов, что выражалось в ограничении свободы торговли, использовании незаконных методов борьбы с соперниками: искусственно занижались цены, велся промышленный шпионаж, заключались корпоративные, а также незаконные соглашения с государственными чиновниками и т. д.

Такое нерегулируемое поведение на рынке затрагивало интересы всего общества и вызывало массовое недовольство. Возникла объективная необходимость государственного вмешательства. Требовалось принятие законодательных актов, запрещающих ограничивающие свободу торговли действия и направленных на поддержание и развитие конкуренции. Система общего права в США была не способна охватить противоконкурентное поведение и злоупотребления на рынке. Государством были предприняты меры для разрешения сложившейся ситуации как организационного, так и законодательного характера. Краеугольным камнем антимонопольного регулирования в США стал закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 году. Закон Шермана, по оценке самого автора, основан на юридических принципах общего американского права. Его цель — прекратить или не допустить монопольную власть и контроль за рынком. Эти запрещения в равной степени касались коллективных и односторонних действий, которые могли проявляться в монополизации торговли и коммерции, незаконных соглашениях, объединениях, тайных сговорах или иных действиях, направленных на ограничение торговли или коммерции между штатами или с иностранными государствами. Согласно закону, все перечисленные действия — уголовное преступление против федерального правительства, а иски в суды могут предъявлять все, пострадавшие от деятельности монополий, а также — Министерство юстиции.

Но принятие закона Шермана не решало ряда вопросов (например, четко не разграничивались законные и незаконные действия, не была определена роль правительственных органов в сфере антимонопольного регулирования), требовалось дальнейшее совершенствование и развитие принятых законодательных актов.

В 1914 г. Конгресс США принял закон Клейтона, усиливавший положения закона Шермана и, в отличие от него, делавший упор на поддержание конкурентной среды. Действия, ослабляющие конкуренцию, были провозглашены незаконными.

Принятие закона Клейтона позволило антимонопольным органам США отслеживать горизонтальные, вертикальные и конгломератные слияния и поглощения, проводить превентивную антимонопольную политику, снизить вероятность возникновения ситуаций, требующих принятия крайних мер, в том числе реформирования компаний [12, c. 258].

В 1914 г. Конгрессом США был принят еще один очень важный закон — «О федеральной торговой комиссии», направленный на предотвращение и пресечение недобросовестных методов конкуренции, и установление контроля за коммерческой этикой компаний. Созданный на основе этого закона орган — Федеральная торговая комиссия — наделялся широкими правами и был уполномочен:

* издавать инструкции и правила регулирования торговли, запретительные предписания;

* осуществлять контроль за деятельностью любой компании и при необходимости расследовать ее действия.

Закон Робинсона-Пэтмана, принятый в 1936 г., запретил ограничительную деловую практику в области торговли — так называемые «ножницы цен», ценовую дискриминацию. Это было вызвано участившимися продажами одного и того же товара различным группам потребителей по разным ценам, хотя не изменялись издержки производства.

В 1950 г. в закон Клейтона была внесена важная поправка, ограничившая горизонтальные слияния и поглощения компаний. Поправка Селлера-Кефовера запрещала одной фирме приобретать, кроме акций, активы другой фирмы, если в результате происходило ослабление конкуренции. В соответствии с данной поправкой закон получил название закона Селлера-Кефовера.

Антимонопольное регулирование в США имеет динамичный характер, корректируется с учетом изменяющихся хозяйственных и социальных условий развития страны. Антитрестовское законодательство США дает возможность государству регулировать деятельность и соглашения фирм и компаний, способных действовать антиконкурентно. В современных условиях можно выделить два направления антитрестовского законодательства США:

* против действий, противозаконных по своей сути;

* и против действий, законность которых определяется правилом разумности.

В рамках первого направления достаточно наличия факта незаконных действий или соглашений, подрывающих конкуренцию, чтобы вина компании (фирмы) была доказана. В США противозаконными по своей сути действиями компаний являются:

* горизонтальное фиксирование пен;

* горизонтальный сговор о доле рынка;

* групповой бойкот (согласованный отказ торговать);

* договоренность о взаимных продажах и закупках;

* связанные продажи (продажа только в ассортименте, установленном поставщиком).

По второму направлению, согласно правилу разумности, все действия и соглашения, способные оказать как анти-, так и проконкурентное воздействие, должны подвергаться тщательному анализу для выяснения их истинных мотивов и целей. В зависимости от того, превалируют аспекты «за» или «против», принимается решение. К подобным действиям и соглашениям относятся:

* поддержание перепродажной цены (вертикальное фиксирование цен);

* отказ в поставках со стороны отдельной фирмы;

* исключительные сделки (например, компания-дилер снабжается продукцией лишь одним производителем и обязуется не заключать контракты с другими производителями);

* исключительные дистрибутивные контракты (например, компания-производитель, заключившая сделки с несколькими дилерами, может договориться о закреплении за каждым из них определенного территориального рынка).

Объектом особого регулирования в США являются естественные монополии. Их существование зависит от эффекта масштабности, когда одна фирма способна снабжать рынок товаром по цене, более низкой, если бы это могли делать конкурирующие фирмы. Поведение естественной монополии на рынке определяется государственной собственностью и государственным регулированием, которое осуществляют федеральные регулирующие комиссии (Федеральная комиссия по торговле между штатами, Федеральная комиссия по управлению энергетикой, Федеральная комиссия по связи). Глубокие качественные изменения, произошедшие в мировом хозяйстве в 80-х — начале 90-х гг., повлекли за собой либерализацию антимонопольного регулирования в США [13,c. 262].

1.4 Антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности РБ

Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства в других странах, в том числе в Республике Беларусь,

Уровень монополизма у нас в стране оценивается по коэффициенту концентрации производства, показывающему долю трех крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке или в отрасли, и по индексу Херфиндаля-Хиршмана. Концентрация производства в республике достигла высокой степени. Согласно нормативным документам антимонопольных органов, в Беларуси выделяются:

* деконцентрированные отрасли;

* олигополии;

* локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков.

Предприятиями-монополистами являются МАЗ, БелАЗ, Минский завод колесных тягачей, «Атлант»; локальными монополиями — организации сферы торговли и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.

В национальное антимонопольное законодательство входят:

* ст. 13 Конституции Республики Беларусь;

* нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь;

* законы Республики Беларусь, в частности от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и от 16 декабря 2002 г. «О естественных монополиях»;

* международные договоры, участницей которых является Республика Беларусь.

Ключевое место занимает Закон «О противодействии монополистической деятельности» — первый отечественный антимонопольный законодательный акт. Он содержит понятийный аппарат антимонопольного законодательства и положения о функциях и компетенции антимонопольных органов; характеризует основные виды монополистической деятельности и признаки составов нарушений антимонопольного законодательства; устанавливает систему предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; излагает порядок принятия, обжалования и исполнения решений и предписаний антимонопольных органов.

Закон содержит элементы как американской системы антитрестовского законодательства (принцип запрета монополий), так и европейской модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип — контроль за злоупотреблениями рыночной властью).

Запреты Закона «О противодействии монополистической деятельности» и его санкции могут применяться и к субъектам естественных монополий, если последние нарушают антимонопольное законодательство Республики Беларусь [16, c. 101].

2. Особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь

Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

* определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;

* порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий

* правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

* порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;

* порядок организации и проведение проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;

* порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

* порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;

* порядок выявления монопольных цен;

* порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

* порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;

* порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках. [6]

Одним из основных направлений работы Министерства в области антимонопольного регулирования является демонополизация экономики. Стратегической целью государственной политики демонополизации является повышение эффективности экономики путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития производства. Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.

Министерством проводится активная работа по выявлению и пресечению злоупотреблений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, в области ценообразования, а также соглашений (согласованных действий) по этому и другим злоупотреблениям предприятий-монополистов в целях обеспечения равных и благоприятных условий всем хозяйствующим субъектам.

Для оценки ситуации, складывающейся на товарных рынках, и выработке оперативных мер по формированию и поддержанию конкурентных условий на постоянной основе осуществляется мониторинг товарных рынков и, в первую очередь, рынков продуктов питания, товаров народного потребления и хозяйственно-бытового назначения.

Одной из важнейших мер формирования конкурентного рынка является становление и развитие новых экономических структур. Особая роль здесь принадлежит государственной поддержке малых и средних предприятий [4].

Деятельность Министерства направлена на создание благоприятных условий для проникновения на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных, посредством устранения организационных и экономических (налоговых, таможенных и др.) барьеров вхождения на рынки республики. Особое внимание антимонопольного органа, в части обеспечения контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”, должно быть уделено процессам реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Имеется в виду — преобразование агропромышленных формирований — объединений, которые на сегодняшний день выступают на различных товарных рынках как субъекты хозяйствования, одновременно являясь органом хозяйственного управления для ряда субъектов хозяйствования, а зачастую охватывая целую отрасль.

Государство должно рассматривать эти преобразования с позиций необходимости создания условий развития конкуренции, а антимонопольный орган в пределах своей компетенции должен обеспечить антимонопольный контроль за созданием (преобразованием) новых форм агропромышленных формирований, адаптированных к рыночным условиям [3].

Одним из главных остается вопрос места и роли антимонопольного органа в системе ценового регулирования предприятий — монополистов. Постепенная либерализация процесса ценообразования повлечет возрастание роли антимонопольного органа, одной из функций которого является выявление и пресечение фактов:

* злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением путем установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

* создание (заключение) объединений (соглашений), имеющих целью или результатом необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен. Важной и принципиальной должна оставаться позиция антимонопольного органа в пресечении противоправной деятельности органов управления.

В ходе изучения ситуации на товарных рынках, осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами управления и субъектами хозяйствования, рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов и граждан антимонопольным органом выявляются факты нарушения антимонопольного законодательства органами управления[9].

По результатам изучения каждого конкретного факта применяются соответствующие санкции и меры пресечения. Однако, как показывает практика, как органы республиканского управления, так и местного управления не всегда адекватно реагируют на законные требования антимонопольного законодательства, и имеют место факты неисполнения (или ненадлежащего исполнения) предписаний о прекращении нарушений Закона Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” [11].

Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования.

Противоречивость современной ситуации заключается в том, что, с одной стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма, с другой стороны, попытки решения этой проблемы вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений).

Примером этого процесса является, например: Гомельское ПО «Коралл». Это государственное предприятие до 1991 г. производило кинескопы для телевизоров, осуществляя полный цикл производства — от литья экранного стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67% акций передано американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн долл. В настоящее время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в состояния осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль», инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем.

Отсутствие подлинной приватизации, при которой появляется реальный собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превращение ее в самоцель; административный, распорядительно-принудительный характер ее осуществления (наряду с необоснованным разукрупнением) приводят к деградации крупной промышленности, разрушению технологических основ того, что составляло базу научно-технического потенциала страны, к формированию новых монополистов — производителей промежуточной продукции и Мингосимущества [10].

Особенность белорусского антимонопольного закона состоит в том, что он направлен на устранение монополизма на всех уровнях и прежде всего в сфере управления. Демонополизация в этой сфере предполагает качественно новую роль государства и его органов, сокращение прямого государственного вмешательства в экономику.

Вместе с тем большая часть производственной деятельности в стране контролируется государством. Решения, принимаемые органами управления, нередко носят антиконкурентный характер, ведут к разделу рынков, дискриминации негосударственных (особенно частных) фирм, незаконному ограничению самостоятельности предприятий, предоставлению необоснованных льгот отдельным хозяйствующим субъектам, что способствует усилению монополистических тенденций.

Имеют место различные злоупотребления среди чиновников, запреты на отдельные виды коммерческой деятельности, необоснованные отказы на сертификацию товара, контрольно-проверочный прессинг (местные власти и налоговые органы проверяют, как правило, фирмы, успешно конкурирующие с государственными) и т. п. [6].

Антимонопольное регулирование в рыночной экономике сопровождается уменьшением злоупотреблении со стороны монополий, в национальной экономике — появлением новых видов монополий и форм их проявления.

Реформы 90-x годов в белорусской экономике сопровождались дезорганизацией управления, укреплением монопольных структур, ростом негосударственных образований спекулятивно-коммерческого типа, их сращиванием с государственными формированиями, сопровождаемым скрытым подкупом должностных лиц.

Особенностями переходного периода является резкая активизация антимонопольной направленности экономической политики, энергичная деятельность антимонопольных органов в начале 90-х годов и столь же резкий их спад к настоящему времени.

Анализ белорусских программ демонополизации экономики и антимонопольного закона, а также итогов пятилетнего периода их реализации показал, что в республике произошла трансформация общественно-экономической системы, выразившаяся в усилении монополизма и криминализации бизнеса, приведших к неэффективной экономике и отсутствию рыночной конкуренции.

Сам антимонопольный закон, принятый в 1992 г., некорректен по содержанию и был заранее обречен на неудачу при реализации, так как его статьи сформулированы таким образом, что делают акцент не на становление конкуренции, как указано в целевой функции, а на антимонопольное регулирование (ст. 8, 9); рассматривают конкуренцию в Республике Беларусь как реально существующее явление. Этот парадокс объясняется тем, что статьи закона заимствованы из антимонопольных законов развитых стран без учета того факта, что в белорусской экономике отсутствовала реальная конкуренция в ее классических видах и формах. Он недостаточно отражает стимулирующие нормы, направленные на появление конкурентных отношений, которые в большинстве своем носят недобросовестный, в том числе криминальный характер [5, c. 251].

Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики, как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др.

Отечественная статистика не содержит многих необходимых сведений, позволяющих провести достаточно полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Информационный голод не уменьшается, а по ряду позиций растет. Монополия на информацию развивается вследствие коммерциализации информационной области. Без реформы системы экономических отношений, соответствующей институциональной среды антимонопольное регулирование не может быть эффективным. [7]

В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом в 2010 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и органов государственного управления.

11.03.2010 подписан Указ Президента Республики Беларусь № 149 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 и от 23 октября 2006 г. № 631», предусматривающий выделение управлений антимонопольной и ценовой политики в самостоятельные структурные подразделения облисполкомов.

Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В отчетном периоде изучено:

* на республиканском уровне — 23 товарных рынка;

* на местном уровне — 96 местных товарных рынков.

По вопросам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее — Реестр), по результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Реестр включены:

* на республиканском уровне — 6 хозяйствующих субъектов;

* на местном уровне — 66 хозяйствующих субъектов.

В связи с утратой доминирующего положения исключены из Реестра:

* на республиканском уровне — 2 хозяйствующих субъекта;

* на местном уровне — 22 хозяйствующих субъекта.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», заключено 7 соглашений с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение. Соглашениями определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги)[15,c. 457].

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках постоянно осуществлялся государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе:

* на республиканском уровне — выдано 24 заключения о согласии на создание холдингов, ассоциаций, союза и хозяйственной группы при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства; 16 — на реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме присоединения; 8 — на реорганизацию юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; 26 — на совершение сделок по приобретению акций (долей) уставных фондов юридических лиц;

* на местном уровне — рассмотрено 92 проекта создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано: 31 реорганизация в форме присоединений хозяйствующих субъектов, преобразование 8 хозяйствующих субъектов в ОАО; создание 2 ассоциаций, 10 холдингов, 2 хозяйственных групп, 1 областного государственного объединения. Рассмотрено 53 ходатайства о согласовании сделок по приобретению акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов и согласовано 47 ходатайств, по 6 обращениям согласование антимонопольного органа не требуется.

В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:

* на республиканском уровне — 54 обращения хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

Коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения по 12 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 9 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).

Подготовлены возражения и принято участие в судебных заседаниях Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь по обращениям 4 хозяйствующих субъектов (ЧТУП «Мир красоты — холдинг», ИООО «Бримстон-Бел», ООО «Информторгсервис», АО «Гриндекс») на решения Департамента ценовой политики Министерства экономики. Судебной коллегией принято решение отказать в удовлетворении жалоб указанных хозяйствующих субъектов. За 2009 — 2010 гг. Апелляционным Советом Национального центра интеллектуальной собственности по поданным возражениям были приняты решения по отмене 15 товарных знаков, в отношении которых Департаментом признаны факты недобросовестной конкуренции, связанные с регистрацией товарных знаков.

В целях устранения выявленных нарушений антимонопольного законодательства выданы предписания 4 хозяйствующим субъектам;

* на местном уровне — свыше 220 писем и заявлений по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. В рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства облисполкомами, Минским горисполкомом установлено 17 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 10 хозяйствующими субъектами и 7 органами управления. [8]

3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь

Основными направлениями государственной антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе является:

* совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля деятельности монополий, включая естественные и государственные монополии; антимонопольная политика регулирование

* противодействие созданию новых монопольных образований;

* содействие развитию конкуренции на рынках с монополистической и олигополистической структурой;

* демонополизация деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, в том числе в процессе приватизации, и формирование внутриотраслевой конкуренции;

* создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных.

Реализация первого из названных направлений осуществлялась на основе дифференцированного подхода к монополиям, с учетом их роли в народном хозяйстве, финансового состояния, поведения на рынке, экспортного потенциала. Для противодействия созданию новых монопольных образований проводится экспертиза проектов создания новых интеграционных структур (концернов, холдингов, финансово-промышленных групп и т. п.). Экономическая целесообразность, организационно-технические возможности разукрупнения, отраслевые особенности определены как основные критерии при демонополизации деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, а также субъектов хозяйствования, доминирующих на товарных рынках. Устранение организационных и экономических барьеров вхождения на рынок, предоставление временных преференций — таковы основные пути создания благоприятных условий для проникновения на монополизированные рынки и рынки с низким коэффициентом концентрации новых производителей, в том числе и зарубежных [2].

Однако важнейшей проблемой антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе остается демонополизация. Монопольная сущность экономической системы делает невозможным формирование конкурентной среды, но монополии как экономическое явление характерны для всех экономических систем. Государственное воздействие на экономику способно преодолеть и сам монополизм, и порождающие его причины, и негативные последствия монополизма. В условиях национальной экономики Беларуси переходного к рынку периода со стороны государства требуется комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства и управления, разукрупнение хозяйствующих субъектов, формирование конкурентных рынков по большинству видов товаров и услуг. Для становления рыночных отношений необходимы соответствующие предпосылки: максимальная свобода хозяйствующих субъектов, их полная ответственность за результаты хозяйственной деятельности, равноправие всех форм собственности, развитие конкуренции между производителями, а не между потребителями. Демонополизация экономики направлена, прежде всего, на изменение монопольной структуры рынков, создание правовых и экономических условий для выхода на рынки новых товаропроизводителей, на развитие конкуренции.

Цель демонополизации — формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках; устранение монополистических структур; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам.

Демонополизация является длительным процессом создания условий для развития конкуренции. Она многопланова и включает в себя: снижение чрезмерной концентрации производства; устранение административных и экономических барьеров для развития свободного предпринимательства; создание равных возможностей хозяйствования и выхода на рынок новых конкурирующих структур; совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области антимонопольного регулирования и др.

Однако демонополизация экономики Республики Беларусь требует решения еще множества проблем. Усложняет ситуацию и то, что реализация мер антимонопольной политики с целью формирования конкурентной среды и перехода к эффективной экономике взаимосвязана с финансовой стабильностью, антиинфляционными мерами, ценовой, инвестиционной и экспортно-импортной политикой.

Реализация комплекса мер в области демонополизации экономики Республики Беларусь позволяет формировать полноценную конкурентную среду на товарных рынках республики [1].

Заключение

Таким образом, подводя итог по данной курсовой работе можно сделать следующие выводы:

1. Антимонопольная политика — это политика, направленная против монополизма, т. е. против абсолютного преобладания на рынке единоличного поставщика или продавца, против концентрации производства и сбыта в руках некоего хозяйствующего субъекта при его исключительных правах осуществлять экономическую деятельность в определенной сфере.

2. Антимонопольное регулирование — это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции.

3. Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

* обеспечение и сохранение конкуренции;

* контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;

* контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения и т. п.);

* защита интересов потребителя;

* защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

4. К основным задачам государственной антимонопольной политики относятся:

* содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

* предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

* государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

5. Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь систематизировано, в основном, соответствует международным стандартам и при дальнейшем совершенствовании, будет способствовать эффективному регулированию соответствующих правоотношений.

6. Суть государственного регулирования конкуренции состоит в обеспечении принципа равных возможностей и условий для стимулирования деловой активности.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »