Адаптация пожилых людей к пенсии


Содержание

I. Понятие о старости, особенности личности в отечественной и зарубежной психологии.
§1. Геронтология в системе наук о человеке
§2. Типология старости
§3. Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте
§4. Психологические факторы старения
II. Проблема пожилого возраста в пост трудовой период.
§1. Выход на пенсию как психологическая проблема
III. Психопрофилактическая работа.
§1. I этап. Психологическая подготовка пожилых людей предпенсионного возраста
§2. II этап. Работа с пожилыми людьми в пост трудовой период
Заключение
Список литературы

I. Понятие о старости, особенности личности в отечественной и зарубежной психологии.

§1. Геронтология в системе наук о человеке.

Число престарелых граждан во всем мире отличительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальным.
Процесс старения человека привлекает к себе много внимания, однако большое количество вопросов до сих пор остаются неразработанными. Нет еще и точного определения понятия старость. Встречаются такие определения как пожилой возраст, поздняя взрослость, старческий возраст. В демографическом энциклопедическом словаре (1985 г.) приводится следующее определение: «Старость – биопсихологическое и социально-историческое понятие с условными и меняющимися границами на разных этапах историко-эволюционного развития человечества и в различных эколого-популяционных и социальных группах».
Начало научной геронтологии – науки, которая изучает нормальный процесс старения человека, его основные проявления и факторы, влияющие на характер, типы и интенсивность старческих изменений, связывают обычно с именем английского философа Ф. Бэкона. Бэкон считал, что при систематических исследованиях процессов старения могут быть открыты причины старости, и что самое большое влияние на процесс старения оказывают нездоровые привычки.
Основоположником научной геронтологии в России считается выдаю-щийся русский ученый И. И. Мечников. Геронтология в современном ее понимании сформировалась к середине XX века. Одной из задач геронтологии является изучение особенностей старения, связанных с влиянием средовых факиров, образа жизни, труда, социальных связей и взаимоотношений. Трудности в определении связанны, прежде всего, с тем, что старение – процесс длительный, плавный, не существует точной границы, которая отделяет старость от среднего возраста. В целом, старение – процесс индивидуальный, у одних людей он начинается раньше, у других позже.
Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определении границ старости, которые колеблются от 45 до 70 лет.
В отечественной науке принята следующая схема возрастной периодизации:
— Пожилой возраст 60-74 года мужчины, 55-74 года женщины.
— Старческий возраст 75-90 лет мужчины и женщины.
— Долгожители – 90 лет и старше мужчины и женщины.
Выделяется также пенсионный возраст, границы которого устанавливаются государством. При определении пенсионного возраста исходят из возраста хронологического – количества прожитых лет. Существует понятие функционального возраста, который отражает возрастную динамику физиологических функций, определяется генетическим компонентом, образом жизни, перенесенными заболеваниями, стрессовыми ситуациями, физической, психической и интеллектуальной активностью; психологического возраста – группа показателей, характеризующих возрастные измерения психики; биологического возраста – показатель уровня износа структуры и функций организма.

§2. Типология старости

При рассмотрении различных типологий важно учитывать, что эти классификации всегда относительны, т.к. в реальной жизни «в чистом виде» психологические типы встречаются редко. Типология служит ориентировкой, базой для конкретной научной работы.
И. Кон приводит свою классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.
1. Первый тип – активная, творческая старость.
Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут «полной» жизнью, не ощущая какой либо ущербности.
2. Второй тип старости также характеризуется хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни – материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.
3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.
4. Четвертый тип – люди, смыслом жизни для которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней.
Все эти 4 типа старости И. Кон считает психологически благополучными и замечает, что есть и отрицательные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием агрессивного мира, критикующие все кроме себя. Другой вариант негативного проявления старости – разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности.
Психиатр Е. С. Авербух выделяет два крайних типа в собственном отношении к своей старости. Одни долго не чувствуют и даже не осознают свой возраст, поэтому в поведении «молодятся», подчас теряя в этом чувство меры; другие – как бы переоценивают свою старость, начинают чрезмерно беречь себя, раньше времени и больше чем это требуется, ограждают себя от жизненных волнений.
«Психологическая старость» проявляется возрастно-органическими нарушениями психики, личности и поведения. Наблюдается снижение адаптационных возможностей психопатической личности с частым развитием разнообразных дезадаптационных реакций.
Разработкой типологии старения занимались и зарубежные психологи.
Ф. Гизе предложил 3 типа стариков и старости.
1) Старик — негативный, отрицающий у себя какие либо признаки старости.
2) Старик экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешнее влияние и путем наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдения за выросшей молодежью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких людей, изменения положения в семье).
3) Интравертированный тип, остро переживающий процесс старения. Появляется тупость по отношению к новым интересам, оживления воспоминаний о прошлом, ослабление эмоций, стремление к покою.
Английский ученый Д.Б Бромлей предлагает пять стратегий приспособления в старом возрасте.
1. Конструктивная стратегия.
Характеризует зрелую личность, хорошо интегрированную, которая наслаждается жизнью, созданными тесными и близкими отношениями с другими людьми. Такие люди терпеливы, гибки, осознают себя, свои достижения, возможности и перспективы. Они принимают факты пожилого возраста, включая выход на пенсию и, в конечном счете, смерть. Представители этого типа сохраняют способность наслаждаться едой, работой, игрой, сексуально активны.
2. «Зависимый тип».
Вторая стратегия также общественно приемлема, но имеет тенденцию к пассивности и зависимости. Индивид хорошо интегрирован, но полагается на других людей в обеспечение его материально и ждет от других эмоциональной поддержки. Он доволен выходом на пенсию, свободой от работы, хорошо понимает свои личные качества, сочетает чувства общей удовлетворенности жизнью с тенденцией к сверхоптимизму, непрактичен.
3. «Оборонительный тип».
Менее конструктивная модель приспособления к пожилому возрасту. Такие люди преувеличенно эмоционально сдержанны, несколько прямолинейны в своих поступках и привычках любят быть само обеспеченными. Избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими жизненными либо семейными проблемами, отказываются от помощи, доказывая себе то, что они независимы. Их отношение к старости пессимистично, они не видят преимуществ, в старости и завидуют молодым людям. Эти люди с небольшой неохотой и только под давлением окружающих оставляют профессиональную работу. Оборонительную позицию они временами занимают по отношению ко всей семье, что выражается в избежании проявления своих претензий и жалоб в адрес семьи. Защитным механизмом, используемым ими против страха смерти и обездоленности, является активность «через силу» постоянная подпитка внешними действиями.
4.»Враждебнный».
Люди этого типа агрессивны, взрываются, подозрительны, имеют тен-денцию к перекладыванию на окружающих собственных претензий и приписыванию им вины за все свои неудачи. Они мало реалистичны в оценки действительности. Недоверие заставляет их замыкаться и избегать контактов с другими людьми. Они отгоняют мысль о переходе на пенсию, ибо, как и люди с оборонительным отношением, используют механизмы разрядки напряжения через активность, с отягощением. Эти люди не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Это соединяется с враждебным отношением к молодым людям иногда переносом этого отношения на весь мир.
5. «Само ненавидящий».
Этот тип отличается от предыдущего тем, что агрессия направлена на себя. Такие люди критикуют и призирают собственную жизнь. Они пассивны, иногда в депрессии, недостаточно инициативны. Они пессимистичны, не верят, что могут повлиять на свою жизнь, чувствуют себя жертвой обстоятельств. Люди этого типа хорошо осознают, факты старения, но они не завидуют, молодым, они не бунтуют, против собственной старости лишь безропотно принимают, что шлет судьба. Смерть не беспокоит их, ее они воспринимают как избавление от страданий.

§3. Психологическое развитие и особенности личности в по-жилом возрасте.

По вопросу об изменении личности старых людей существует множество противоречивых мнений. Они отражают различные взгляды исследователей на сущность старения и на трактовку понятия «личность». Некоторые авторы отрицают, какие либо существенные изменения личности в старости. Другие все соматические и психические изменения, да и саму старость считают заболеванием (Пархен и др.) Объясняя это тем, что старость почти всегда сопровождается различными недугами и всегда заканчивается смертью.
Не всем людям в старости присущи одинаковые изменения, многие до преклонного возраста сохраняют свои личные особенности и творческие воз-можности. Все мелочное, неважное отпадает, наступает известная «просветленность духа», они становятся мудрыми.
Ю.Б Тарнавский пишет о том, что старость — крайне критичный период времени. Она требует всех сил личности, чтобы приспособится к окружающей обстановке. Но нередко человеку преклонного возраста трудно привыкнуть к новому статусу. Он отмечает, что пожилой возраст характеризуется не только минусами. Старость несет в себе много ценных, положительных качеств. Человек становится рассудительным, опытным.
Неминуемо наступающие в старости возрастные снижения адаптацион-ных возможностей компенсируется профессиональным мастерством, глубокими познаниями и навыками, приобретенными в течение всей жизни. Адаптационные механизмы действительно снижаются, но это может быть успешно компенсировано высоким уровнем суждений, широтой кругозора.
Таким образом, личность человека по мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологических (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности). «Человек стареет так и таким образом, как он жил в течение жизни и каким он был как личность».
Старение личности может, провялятся в выделенном зарубежными ав-торами синдроме «неприятия старения», в основе которого лежит внутренний конфликт между потребностями личности и ограниченными в силу физического и психического постарения возможностью их удовлетворения. Это противоречие приводит к явлению фрустрации и разным формам социально- психологической дезадаптации личности.
Влияние социальных и психологических факторов на процесс старения личности заключается в обрыве привычных социальных и психологических связей и отношения личности пожилого человека, что приводит по существу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Это эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и психологического одиночества, столь частой в позднем возрасте.
Таким образом, изменения статуса человека в старости вызванного, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, затрудняет психологическую адаптацию к новым условиям.
Одной из важнейших систем, входящих в понятие личности, является образ самого себя. Это представление человека о себе, своей внешности, возможностях, способностях, преимуществах и недостатках, а также эмоциональное отношение к себе.
Распространенные в обществе стереотипы оказывают влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений многие представители «поздней взрослости» теряют веру в себя, свои способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно, снижается и социальная активность. Отрицательная модальность субъективного отношения к себе важный фактор не только психического, но и физического старения человека.
В литературе содержатся противоречивые сведения относительно само-оценки в позднем возрасте. В одних работах высказывается мнение о том, что возраст не влияет на самооценку и самоуважение, другие авторы отмечают факт возрастного влияния.
При описании себя мужчины наиболее часто делают акцент на деловой сфере, женщины главным образом на личностных качествах. Значительное место занимает сфера интересов, увлечений. Часть людей констатирует общий интерес к миру, но большинство указывают конкретные увлечения. Среди особо распространенных чтение, просмотр фильмов, вязание, прогулки, проведение бесед.
Существенной в самоописании является сфера социальных контактов и в частности семьи особенно значима эта сфера для женщин. Также важное место занимает описание здоровья, самочувствия. Все перечисленные темы являются важными для всего жизненного цикла человека, но у престарелых некоторые из них особо акцентируются.
Кроме рассмотренных эмоциональных и личностных проблем старости, не менее важным является интеллектуальное функционирование в этом возрасте.
Исследователи считают, что не имеет смысла прямо сопоставлять данные интеллектуальных тестов лиц молодого и пожилого возраста, так как это не выявляет специфику интеллекта. В пожилом возрасте интеллект качественно иной. Если в молодости интеллект преимущественно направлен на готовность к обучению и решению новых задач, то в старости основную роль играет способность к выполнению задач, которые строятся на использовании накопленного опыта и информации.
Важное место при изучении влияния процесса старения на психические процессы уделяется памяти. Ослабление основных функций памяти происходит не равномерно. В основном страдает память на недавние события. Память на прошлое снижается только в глубокой старости.
Активное приспособление к новой ситуации, деятельный стиль жизни в это период дает возможность дальнейшего развития человека, в частности развитие его личности.
При таком расположении проблемы старости возникает возможность и необходимость подготовки людей к старению. Задача, эта заключается не только в поддержании физического состояния индивида, но и требует создания условий для его психологической адаптации, разработки мер психологического обеспечения.

§4. Психологические факторы старения

Человек, как и все живые существа, рождается, растет и развивается, достигает зрелости, а затем постепенно начинает увядать, стареть и умирать. Старение и старость — нормальное естественное, физиологическое явление, это определенный отрезок онтогенеза. Для этого возрастного периода, как в прочем и для каждого периода жизни человека-детства, юности, зрелости — характерны свои особенности, своя возрастная норма.
Старение и старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма.
Процесс психического старения индивидуален, каждый старится по-своему, но вместе с тем существуют некоторые общие закономерности психи-ческого старения человека.
Какие же изменения происходят в организме человека. Д.Ж. Курцмен пишет, что с возрастом отмечается потеря психологической гибкости и способности к адаптации. И мужчины и женщины становятся менее податливыми, у них пропадает охота экспериментировать в жизни. Любовь к новому, неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надежности.
Автор приводит данные, что год безработицы может уменьшить вероятную продолжительность жизни человека, потерявшего, работу на пять лет. Д.Ж. Курцмен говорит о том, что отставка или выход на пенсию нередко буквально убивает людей.
Немецкий ученый Ота Грегор так же пишет, что одним из важных мо-ментов в процессе старения является постепенное снижение адаптации, то есть способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным ситуациям — как к небольшим переменам, так и серьезным изменениям в жизни.
Исследователи данного возраста указывают и на позитивные моменты в процессе старения.
В.С. Говоров отмечает, что старение — внутренне противоречивый про-цесс. Наряду с явлением деградации угасания возникают и важные приспосо-бительные механизмы.
Многие их этих адаптационных механизмов последовательно закреплены и закономерно наступают на поздних этапах индивидуального развития. Выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения отдельных систем и продолжительность жизни организма в целом.
Российский геронтолог В.В Фролькинс так же выделяет в старении два противоречивых процесса. Первый сводиться к сокращению приспособительных возможностей- резервов организма ограничению механизмов само регуляции, нарушению обмена и функций организма. Другой же процесс- это мобилизация важных приспособительных механизмов. Научится управлять процессом старения означает, научить подавлять его первую составную часть и стимулировать вторую.
Для того чтобы долголетие рассматривать как достижение человеческой цивилизации, социального прогресса, необходимо людей преклонного возраста рассматривать как особую группу, как носителей знаний и опыта, а не как обузу, приносящие только издержки обществу. По отношению к старости и старым людям можно судить о зрелости данного общества, так как существенное значение имеет тот факт, что старость, как и отрочество в любой культуре обозначена не только биологическими факторами, но и в значительной мере определяются факторами общественной природы.
Как уже говорилось ранее, нужно учитывать, что старость является не статическим состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфическими изменениями условий жизни, многие из которых имеют негативную окраску. Б. Пухальская к таким изменениям относит утрату общеизвестного положения, связанного с выполнявшейся работой, изменение физических возможностей, ухудшение экономических условий жизни, изменений функций в семье, смерть или угроза утраты близких людей, необходимость приспосабливаться к изменениям. Более того, окончание профессиональной работы у многих людей вызывает радикальное изменение стиля жизни.
Позитивные стороны изменения жизненной ситуации проявляются в на-личии большого количества свободного времени, возможности свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др.
Итак, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с изменением его социального положения, с ролевой непосредственностью, с собственными возрастными изменениями. Существует необходимость изменения прежнего образа жизни, перестройки существующего динамического стереотипа поведения, принятие новой социальной роли, изменения само восприятия.
Кроме внешних изменений происходят изменения в представлении, которое было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъективной картине мира. Для человека является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства беспомощности и бесполезности являются источником страха и апатии.
Таким образом, можно говорить о большом количестве психологических и физических факторов влияющих на процесс старения. Не существует единого, универсального способа приспособления старости. Влияние оказывает и личность самого человека, его поведение, привычки, потребность в социальных контактах и любимый стиль жизни. Так для одних оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других — самостоятельность, независимость, возможность заниматься лю-бимым делом.

II. Проблема пожилого возраста в пост трудовой период.

§1. Выход на пенсию как психологическая проблема.

Одним из наиболее переменных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни является выход на пенсию. Выход на пенсию может, рассматривается как за-вершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предшествующей. По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т.п. Выход на пенсию не следует рассматривать только, как четко зафиксированное во времени событие, оно может оказать долго временное воздействие, так как перестройка сознания человека, находящегося на предпенсионном этапе жизни начинается задолго до фактического оставления работы.
Как правило, на новой основе перестраивается поведение человека, формируются его отношения с окружающими людьми, переосмысливаются ценности, отношении к действительности и т.п. Человек «примеривается» к роли пенсионера, ее возможностям и ограничениям, оценивает ситуацию и на основе этого либо принимает, либо отвергает новую роль.
Е.С. Авербух пишет, что сам факт выхода на пенсию является для человека психической травмой: падает его социальная значимость, страдает его престиж, его самооценка и самоуважение. Новые требования ему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым.
Ю.М. Губачев также отмечает, что «преждевременный физический и духовный покой — это изнуряющий ад», под воздействием которого старость становится ранней, ненужной, патогенной, социально обременительной, сами же старики становятся не только скучными, беспокойными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для других людей. Творческий труд-главное лекарство от старости.
Специфика пост трудового этапа жизни обусловлена тем, что образ пенсионера в сознании людей связан не столько с конкретным кругом занятий, сколько отходом от работы, что в значительной мере ориентирует самих пенсионеров на пассивный бездеятельный образ жизни.
Пенсионный период жизни часто рассматривается как кризисный период в жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации, связанно как с внешними факторами (появления свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, зависимое положение от общества и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У одних этот процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью не умением найти новые занятия, находить новые контакты по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, адаптируется быстро, не склонна драматизировать переход к пенсионному образу жизни. Они полностью используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду.
Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных моделей поведения, что может провоцировать агрессию, направленную как на других, так и на себя.
Важно подчеркнуть, что выход на пенсию — это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой — окружение приспосабливается к новой социальной роли.
Отечественные исследователи изучали представление пожилых людей об образе жизни на пенсии. Человек в первые, сталкивается с ситуацией полной и постоянной не занятостью на работе, он не располагает практически никаким личным опытом, позволяющим точно прогнозировать эту новую ситуации. Оценивая последствия прекращения работы, человек обобщает доступный ему опыт других людей, соотнося его с собственным стилем требований, ценностей.
Большинство авторов сходятся во мнении о том что:
— после ухода на пенсию каждому человеку требуется время для перестройки стиля жизни и сознания; эта деятельность зависит от индивидуальных особенностей и объективных обстоятельств, что подставляет собой процесс адаптации.
— существенным фактором такой адаптации является рациональная организация и правильный выбор занятий.
— семья выполняет компенсаторную функцию, т.е. становится основной сферой межличностных контактов.
Р.С Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процесса:
1) Предпенсионная фаза
Выход на пенсию видится в достаточно отдаленном будущем, но может возникнуть ощущение тревоги, касающееся предстоящих изменений.
2) Фаза «Медового месяца» (сразу после выхода на пенсию)
Эйфория от вновь обретенной свободы.
3) Фаза разочарования, освобождение от иллюзий.
Разочарование может быть вызвано несбыточными «предпенсионными» мечтами либо неадекватной подготовкой к пенсии.
4) Фаза переориентации
Это продуктивный период для разработки более реальной картины жизненных альтернатив.
5) Фаза стабильности
Осознание своих сильных и слабых сторон, понимание своих возможностей позволяют принять роль и статус пенсионера.
6) Завершающая фаза
Болезнь или индивидуальность затрудняет выполнение домашней работы и уход за собой. В некоторых случаях они делают невозможным выполнение повседневных обязанностей.
Фазы не соответствуют определенному календарному возрасту, сменяются не в строго определенном порядке.
Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподготовленности к будущим занятиям негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации на много выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.
Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей резко нарушается жизненный стереотип, приспособляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально — психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы адаптации, представляет одну из ведущих проблем. Под социальной адаптацией обычно понимают: a) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, б) результат этого процесса. При этом выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптации. Адаптация связывается с достижением оптимального взаимодействия между личностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптации- с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия) вследствие не доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов.
При этом необходимо учитывать особенности личности пожилых людей, приводящие к разной степени нарушения взаимодействия со средой.

III. Психопрофилактическая работа.

Может быть организованна в два этапа:
I этап. Психологическая подготовка пожилых людей предпенсионного возраста к выходу на пенсию.
II. Работа с пожилыми людьми в пост трудовой период.
На каждом этапе существуют свои цели и способы их реализации.

§1. I этап. Психологическая подготовка пожилых людей пред-пенсионного возраста.

Подготовительный этап начинается задолго до выхода на пенсию.
Цель: подготовить пожилых людей к выходу на пенсию для того, чтобы они могли без ущерба, с сохранением физического и психического здоровья перейти этот важный жизненный момент. Психологический смысл этого этапа в том, что человек переживает неизбежный процесс изменения статуса и образа жизни в начале умозрительно, до того как реально с ним встретится, а значит успевать привыкнуть, адаптироваться и избежать стрессовых ситуаций.
Основные формы психологической работы:
1. Психологическое просвещение
Эта форма работы предполагает массовое обучение по специальной литературе (брошюры, памятки). В этой литературе может быть представлена информация об особенностях пожилого возраста, об основных трудностях, с которыми может столкнуться пожилой человек при выходе на пенсию.
Эта форма наиболее доступна, но невозможность индивидуального подхода снижает ее эффективность.
2. Консультирование
Организация индивидуальных консультаций по различным вопросам подготовке к выходу на пенсию; Основным достоинством данного метода является индивидуальный подход и устная форма подачи материала. В процессе консультирования появляется возможность расширить представления пожилых людей об образе жизни на пенсии, а также помочь решить различные психологические проблемы, которые могут затруднить процесс адаптации к пенсии.
3. Групповая работа
Создание подготовительных групп по специально разработанным правилам. Отбор и формирование групп можно проводить из тех пожилых людей, которые характеризуются негативным отношением к выходу на пенсию.
Принципы комплектования подготовительных групп:
— Производственный т.е. подготовка к пенсионному периоду осуществляется на фирмах и предприятиях. Этот принцип создания обеспечивает организацию мероприятий и облегчает первый этап обучения, связанный со знакомством членов группы друг с другом. Но у него есть и слабые стороны, т.к. пожилым людям предоставляется возможность расширить круг общения, завязать новые социальные связи.
— Территориальный принцип (с учетом места жительства).
Основное достоинство этого принципа — возможность поддержания по-стоянных контактов между людьми, живущими в непосредственной близости друг от друга.
Формирование подготовительных групп может проводится по любому их этих принципов.
В зависимости от особенностей группы, различные будут содержания программ работы. Это могут быть коммуникативные тренинг, тренинг креативности, сенситивности, уверенности в себе.
Эта форма работы создает предпосылки интеграции будущих пенсионеров в коллективе, благотворно влияющие на процесс адаптации.

§2. II этап. Работа с пожилыми людьми в пост трудовой период.

Цель: создание психологических условий для адаптации пенсионеров в пост трудовой период.
1. Основные направления работы:
1. Работа с дезадаптированными пожилыми людьми после выхода на пенсию.
2. Работа с родственниками пожилых людей.
Процесс взаимодействия с дезадаптированными пожилыми людьми мо-жет быть организован как в индивидуальной, так и групповой форме. При построении программы работы важно учитывать личностные особенности пожилых людей, обеспечивающие успешную адаптацию после выхода на пенсию. На основе анализа этих особенностей можно выделить следующие блоки работы:
— Работа по формированию адекватной самооценки, т.к. пожилые люди с низким уровнем адаптации в посттрудовой период характеризуются низким уровнем самооценки, зачастую не удовлетворены собой.
— Работа по формированию интернального контроля, т.к. люди с низким уровнем адаптации полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Важно чтобы пожилые люди приняли на себя долю ответственности за то, что происходит в их жизни, поняли, что очень многое зависит от них.
На этом уровне возможно эффективной будет групповая работа.
— Работа по повышению социальной активности неработающих пенсионеров, т.к. с завершением трудовой деятельности у некоторых пожилых людей появляется ощущение ненужности обществу, развивается чувство бесперспективности дальнейшей жизни.
Рациональная адаптация и правильный выбор занятий в сфере досуга и отдыха являются существенным положительным фактором социальной адаптации к пенсионному периоду.
С выходом на пенсию у человека появляется больше свободного времени, и это может сказать на него благотворное влияние. Интересное проведение досуга может принести пожилому человеку чувство удовлетворения, по этому необходимо представить реальные возможности для разностороннего проявления социальной активности личности как предпосылки рационального образа жизни и пассивность время провождения отрицательно сказываются на психологическом здоровье пожилого человека, приводя к преждевременному старению, то существует необходимость:
1). Формировать в общественном мнении представления о пенсионном периоде как об активном этапе жизни.
2). Ориентировать пожилых людей на всесторонний поиск полезных и значи-мых занятий, соответствующих их индивидуальным склонностям, интересам, способностям.
При этом важно, чтобы пожилой человек имел возможность выбирать самому себе вид деятельности, в соответствии с внутренними интересами.
Здесь возможна организация различных кружков и курсов по интересам (вязание, изготовление различных поделок, изучение искусства и др.).
— Организация клубной работы помогает решить еще одну важную проблему пожилого возраста — наладить процесс взаимодействия пожилых, общение.
У пожилых людей с низким уровнем адаптации существуют проблемы в общении с другими людьми. Они не удовлетворены общением и считают, что многие вещи находятся вне сферы их контроля. Не смотря на то, что они нуждаются в поддержке близких, ожидают от них заботы, у них низкий уровень принятия других людей, они воспринимают других негативным образом. Уверенность в своей социальной никчемности и пессимизм по отношению к другим препятствуют им наладить общение.
Во время разговора они мало заинтересованы в собеседнике, что оставляет негативные впечатления. Поэтому важно создать условия для оптимизации процесса общения.
Таким образом, психологическая работа с дезадаптированными пожилыми людьми должна быть направлена на стимулирования исполнения активной социальной роли, общения с окружающими и поддержания позитивного самосознания, психологического спокойствия.
2. Работа с родственниками пожилых людей.
Данный вид работы может быть организован в консультативной форме. Важно объяснить родственникам пожилых людей, что социальная поддержка позволяет пожилым чувствовать себя компетентными. Необходима передача позитивных чувств пожилым, при которой они чувствуют, что о них заботятся, их ценят, уважают. Это является важным фактором, содействующим адаптации в позднем возрасте.
Таким образом, работа по профилактике дезадаптации в пожилом воз-расте включает в себя занятия с психологами, направленные на укрепление психологического здоровья, более рациональное отношение к проблемам, возникающим в пожилом возрасте.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
I. Пожилые люди характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовой период.
Личностные особенности (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер) выступают как фактор успешности процесса адаптации.
II. Пожилые люди с высоким уровнем адаптации в пост трудовой период обладают оптимальным уровнем самооценки (средним и высоким). При этом они выше оценивают свои социально желательные характеристики. Они склонны считать себя ответственными за свою жизнь.
Пожилые люди с низким уровнем адаптации в посттрудовой период характеризуются низким и средним уровнем самооценки, зачастую они не удовлетворены собой. У людей этой группы преобладает экстернальный локус контроля.
III. Пожилые люди с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период оптимистично настроены по отношению к будущему (мотив достижения), оценивая свое прошлое, полагают, что смогли реализовать себя. Для них характерно разнообразие интересов, они обладают высоким уровнем принятия других, удовлетворены общением.
Для пенсионеров с низким уровнем адаптации в посттрудовой период по отношению к будущему характерно ожидание проблем, трудностей, а также отсутствие каких либо ожиданий, при оценке прошлого они отмечают, что не сделали то, что могли бы. Для этой группы характерно наличие пассивных интересов или отсутствие любимого занятия. В общении с родственниками они ожидают от близких поддержки и выражают страх оставаться одному, они не удовлетворены общением.
IV. Пожилые люди с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период обладают высоким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они уравновешены, спокойны, оптимистичны. Их волную проблемы родственников, проблемы общества. Боязнь не успеть что-то сделать, не реализовать свои планы – основной страх, который переживают пенсионеры данной группы.
Эмоциональное реагирование на процесс выхода на пенсию было спокойным, это связано с тем, что они видят много позитивных изменений в образе жизни после выхода на пенсию.
Пенсионеры с низким уровнем адаптации в посттрудовой период обла-дают низким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они встревожены, обес-покоены или чувствуют безразличие к окружающему. Больше всего их волнует страх быть обузой, страх одиночества и проблемы со здоровьем.
V. Необходима специальная организация психологической поддержки пожилых людей предпенсионного и пенсионного возраста. При этом работа психолога может опираться на личностные особенности, являющиеся фактором адаптации (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности).
Работа по профилактике дезадаптации с группой пожилых людей, имеющих низкий уровень адаптации, в пост трудовой период жизни.
После выхода на пенсию у пожилых людей возникает необходимость в овладении новыми ценностями, ролями, навыками с тем, чтобы при изменении образа жизни и прекращении трудовых форм деятельности сохранить и как можно дольше поддерживать связи с окружающим миром, дееспособность и интерес к жизни.
В данной работе сделан анализ литературы по проблеме пожилого воз-раста, изучению особенностей личности пожилых людей с различной степенью адаптации в посттрудовой период.
Подобраны психологические рекомендации, направленные на профилактику дезадаптации в посттрудовой период жизни человека.

Список литературы

1. Агаджанан Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М. 1990.
2. Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте. Л. 1976 — 159 с.
3. Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. Л. 1969 – 285 с.
4. Александрова М.Д. Очерк о психофизиологии старения. Л. 1965.
5. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л. 1974 – 135 с.
6. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М. 1998.
7. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психолог. Журнал// Том 15 №3. 1994 – с. 99 — 105.
8. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости. //Психол. Журнал. Том 22 №3. 2001- с.3 — 15
9. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии 1989 №1.
10. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте.
11. Введенская Е.С., Введенская И.И. Обоснование дифференцированных видов методико-социальной помощи пожилым //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1993 №3 –с. 19 — 21.
12. Гаврилов Л.А. Может ли человек жить дальше? М.1985
13. Галкин Р.А., Гехт И.А., Ларионов Г.П. и др. Браки, заключаемые в старших возрастных группах // Проблемы социальной гигиены. 2001. №1. с.8 — 11
14. Галкин Р.А., Гехт И.А., Котельников Г.П. Некоторые обоснования необходимости медико-социальной адаптации к старости. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. №2. с.15 —
15. Гехт И.А. Организация методико-социальной помощи пожилым и старым людям // Проблемы социальной гигиены. 2001. №4. с.45 — 47
16. Говоров В.С. Жить долго. Краснодар. 1988 — 127 с.
17. Грегор О. Не стареть это искусство. М. 1986 – 128 с.
18. Губачев Д.М., Макиенко В.В. Гериатрические проблемы семейной медицины. СПб. 2000 – 69 с.
19. Гуфеланд Х. Время жить: искусство преодоления жизни. СПб, 1996.
20. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Л. 1980 – 102 с.
21. Емельянова Е.А. Организация медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста // Здравоохранение. 1995. №5. с.36 — 34
22. Карсаевская Т.В. Человек стареющий. Л. 1989
23. Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Филосовские аспекты геронтологии. М. 1978 – 216 с.
24. Королькова Т.Н. Современные теории старения человека: Обзор: //Вестник дерматологии и венерологии. 2001 №5. с.15 — 22
25. Краснова О.В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию. // Психология зрелости и старения №4(12). 2000. с.5 — 31
26. Краснова О.В. Социально-психологические вопросы старения. // Журнал практического психолога. 1997. №3. с.3 — 20
27. Кристоль Р. Секреты молодости. Минск. 1995. – 116 с.
28. Крикштопайтис М.И. Проблемы физиологических основ предупреждения раннего старения человека. // Физиология человека. 1993. Том 16 №5. с.161-167
29. Крутько В.Н. Профилактика старения: контуры новой науки // Физиология человека. 2000. №5. с.137-144
30. Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. М. 1987.
31. Максимова С.Г. Социально — психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого возраста и старческого возраста // Клиническая геронто-логия №5-6, 2000. с.58-63.
32. Максимова С.Г., Луницин Б.Г. Социальные фрустрации лиц пожилого и старческого возраста в контексте социально-психологической дезадаптации .//Клиническая геронтология №7. 2001. с.38-45.
33. Марковина С.Г. Особенности адаптации пожилых //Социологические исследования 1977. №12. с.48-56.
34. Медведев Ж.А. Парадоксы геронтологии // Будь здоров 1999. №3. с.8-13.
35. Миколайчук Е.Н. Пожилой человек в современном обществе //Мед. консультация 1999. №4. с.1-5.
36. Мотыгина И.А. Психологические и психические аспекты медицинской помощи пожилым и старикам. //Медицинская помощь.1999. №2 с.9-11.
37. Петрилл С. Генетические и средовые связи между общими и специальными когнитивными способностями у престарелых. //Иностранная психология 2001. №14. с.17-24.
38. Петрова Н.Н. Психо-социальная адаптация в кризисном периоде. //Журнал прикладной психологии. 1999. №4. с.17-20.
39. Полищук Ю.И. Старение личности. //Социальная и клиническая психиатрия. 1994. Том 4. вып. 3 с.108-115.
40. Полищук Ю.И. Баранская И.В. Разрушение высших личностных смыслов как важный фактор развития невротических расстройств в позднем возрасте. //Клиническая геронтология. 2001. №5. с.17-21.
41. Пухальская Б. Старость как фаза развития человека. //Старость. Популярный справочник. М. 1996. с.33-41.
42. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности. //Вестник — СПб- университета. Сер 6.Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. 1995. вып. 3 с. 39-74.
43. Сачук Н.Н., Панина Н.В., Москалец Г.М. Проблемы адаптации к выходу на пенсию. //Геронтология и гериатрия. 1981. с.141-145.
44. Старение и работоспособность. М. Медицина. 1995. — 71с.
45. Старость и ее закономерности //ред. Косинская Н.С. Л. 1963. — 381с.
46. Сусловская М. Психологические проблемы старого человека. //Старость. Популярный справочник. М. 1996. с.41-47.
47. Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой. М. 1988. — 110 с.
48. Титов С.А., Крутько В. Н. Современные представления о механизмах старения.//Физиология человека. 1996. Том 22. №2. с.118-123.
49. Толстых А. Возрасты жизни. М. 1988. — 223с.
50. Филд Д. Социальные связи в старости: результаты Боннского и Берлинского лонгитюдных исследований. //Иностранная психология. 1997. №8. с.52-63.
51. Холл У.Дж. Новое в геронтологии: Обзор.//Международный журнал медицинской практики. 2000. №5. с.37-44.
52. Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии. М. 1999.- 192с.
53. Чеботарев. Д.Ф. Слово о старости. М. 1992. — 62с.
54. Чикин С.Я. Сколько жить человеку. М. 1988. — 144с.
55. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. М. 1980. — 173с.
56. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М. 1983.
57. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.Медецина. 1996. — 303с.
58. Щавель С.С. Социализация и социальная защита пенсионеров. // Общество и экономика.1999. №1. с.153-168.
59. Эйтнер С., Эйтнер А. Некоторые социально-генетические вопросы геронтологии.//Советское здравоохранение. 1978. №4 с.65-69.
60. Bromley D. B. The Psychology of Human Ageing. London. 1996 — 201с.

Если вы думаете скопировать часть этой работы в свою, то имейте ввиду, что этим вы только снизите уникальность своей работы! Если вы хотите получить уникальную курсовую работу, то вам нужно либо написать её своими словами, либо заказать её написание опытному автору:
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ »